Введение.
Наверное, нет таких людей, которые не видели сны. В некоторых из этих сюжетов можно найти смысл, предзнаменование, а другие содержат в себе работу подсознания, заключают переживания ушедшего дня. Значение снов - это тайна, действительно, покрытая мраком ночи... Но в литературных произведениях ни одно слово не бывает «пустым». Какой же смысл вложили русские и советские писатели в сновидения своих героев? Когда я читала роман «Мастер и Маргарита», я обратила внимание на сновидения героев романа. Мне стало интересно поподробнее разобрать все детали этих сюжетов, но в источниках информации я нашла сведения только об одном из сновидений. Оказывается, статьи, посвящённые анализу снов, содержат информацию далеко не о всех сновидениях. Поэтому я решила проработать данный вопрос и провести работу по данной проблеме с детьми.
Актуальность темы: Природа сна всегда вызывала повышенный интерес и служила поводом для множества догадок и предположений. И если сны человека иногда и бывают лишены логики, то сновидения литературных героев всегда ей наполнены. Художественный текст – это сплетение смысловых образов. Их поиск, анализ снов в произведениях русской литературы, как правило, бывает трудным для обучающихся. Им сложно сопоставить все детали и соотнести их с моментами биографии того или иного героя, в этом поможет моя работа.
Проблема: На уроках литературы не уделяется должное внимание сновидениям, которые зачастую являются ключом к пониманию всего произведения. Сновидения литературных героев всегда наполнены смыслом.
Цель: Достижение понимания учащимися художественных произведений отечественных писателей путём анализа сновидений литературных героев, как одного из аспектов целостного анализа произведения.
Задачи: 1) Собрать информационный материал о снах и сновидениях человека и использовании их как литературного приёма.
2) Провести сопоставительный анализ сновидений из ряда произведений русских писателей, акцентируя внимание на природе их происхождения, системе образов и смысле, придаваемом автором.
3) Провести анкетирование и творческие беседы, составить таблицу.
4) Обобщить полученные данные и сделать вывод.
Объект: Анализ сновидения литературного героя, как один из элементов анализа художественного произведения.
Предмет:Содержание и роль снов в произведениях русских писателей.
Методы: Сбор материала, изучение литературы, анализ практическая деятельность.
Гипотеза: Я предполагаю, что русские писатели в своих произведениях вкладывают большой смысл в сновидения: через сны автор передаёт характер и душу героя, показывает его страхи и переживания, желания и цели, а иногда и дальнейшую судьбу.
2. Основная часть.
2.1. Сны и сновидения с научной точки зрения.
Сон – это состояние, периодически возникающее у человека и других теплокровных животных, при котором прерывается двигательная и сенсорная активность. Сон отличается от сноподобных состояний - комы, наркоза, спячки или гипноза - тем, что он наступает под действием внутренних, а не внешних факторов, и при нем сохраняется способность к пробуждению. Природа сна всегда вызывала повышенный интерес и служила поводом для множества догадок и предположений. Это неудивительно, поскольку треть жизни человек проводит во сне. В древних культурах существовали разнообразные божества, покровительствовавшие сну. В греческой мифологии бог сна назывался Гипносом, в римской - Сомнусом. Морфей, бог сновидений, был одним из тысячи сыновей Сомнуса. Бог сна считался братом бога смерти, и оба они были сыновьями богини ночи. Современные исследования значительно обогатили наши представления о сне.
В лабораториях, занимающихся изучением сна, создаются специальные условия, позволяющие оценить влияние на сон определенных факторов. Одним из первых и важнейших результатов лабораторных исследований стало открытие, что у спящего человека в течение ночи периодически возникают быстрые движения глаз (БДГ). Фаза сна, во время которой регистрируются БДГ, была названа "быстрым" (или парадоксальным) сном или сном с БДГ; в этой фазе человек чаще всего видит сновидения. Остальные стадии сна, во время которых не наблюдается быстрых движений глаз, собирательно назвали "медленным" сном или сном без БДГ. Поскольку сон с БДГ циклически возникает на протяжении ночи у всех людей, те люди, которые заявляют, что никогда не видят снов, скорее всего, просто не в состоянии их вспомнить. Сон с БДГ возникает не под действием каких-либо внутренних или внешних стимулов - он генерируется внутренними механизмами в какой-то момент цикла продолжительностью около 90 мин. [1 (ссылка на источник)]
Сны – это работа подсознания. Часто влияние на сон оказывают раздражители, воздействующие на организм человека во время сна, к примеру, чувство жажды, боль, звуки, жара или холод и т.п. Иногда людям снится то, о чём они думают и переживают в течение дня, продолжения фильмов, которые были просмотрены за день, или прочитанных книг. Снится могут и незнакомцы, но, как доказали учёные, подсознание не умеет придумывать образы, а лишь воспроизводит когда-то ранее увиденные. Существует подразделение снов на несколько категорий: сны-желания, сны-предсказания, кошмары и вещие. Исследователи утверждают, что вещих снов не бывает, тем не менее, как объяснить природу происхождения снов, где выпадают зубы, человека кусают змеи и т.д. Смысл подобных сновидений объясняют разнообразные сонники. [3]
2.2. Сон как литературный приём.
Сновидения часто встречаются в литературных произведениях. Как правило, сны имеют собственную композицию, отличающуюся от композиции всего произведения. Через данный прием раскрывается внутренний мир героев, очень часто сны носят символичный смысл, «предсказывают» развитие сюжета; с помощью сна передаются внутренние переживания; автор может вкладывать в сновидение собственное мнение, аллегорию или иносказание. Многие писатели делали сон полноценным «действующим лицом» своих произведений. Сны литературных героев позволяют нам лучше понять их характеры, причины поступков, отношение к людям и к себе. Ведь, по сути, сон —это время, когда освобождается подсознание человека. Оно не скованно внешними условностями, не позволяет лгать, притворяться и прикрываться масками. Наверное, именно по этим причинам авторы так часто прибегают к приему раскрытия личности персонажа через его сон. Сны героев бывают разными: с помощью одних герои уходят от действительности, другие подсказывают им, какой сделать выбор, некоторые сны предсказывают будущее. Разделить сновидения можно и не по содержанию, а по происхождению: одни сны навеяны работой подсознания – это то, о чём размышляет герой в часы бодрствования, его переживания, желания; другие сны являются вещими, предсказательными, не имеющими под собой определённой, чётко выраженной почвы. [2; 4]
2.3. Сновидения в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Узнав о сновидениях с биологической и с литературной точек зрения, я обратилась к произведениям. Мною были самостоятельно проанализированы сны из нескольких романов из школьной программы, на которые уделяется недостаточное количество уроков. Составив собственный анализ, я обратилась к источникам информации для сравнения найденных мною деталей.
Первое произведение, к которому я обратилась – роман «Мастер и Маргаритой», который отведён школьной программой на 11 классы. Михаила Афанасьевича Булгакова нередко называют сатанистом, приспешником дьявола. На самом же деле он – великолепный психолог и философ, этот факт доказывает и наличие столь психологически сильных снов. Одним из таковых является сон Понтия Пилата – 5 прокуратора Иудеи. Великая трагедия Понтия Пилата начинается в день казни Иешуа Га-Ноцри, которому судья вынес смертный приговор. Теперь прокуратор долго лежал на постели, но сон не приходил. Наконец ближе к полуночи он уснул. «Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого... И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны.» Очень символичен в этом сновидении лунный путь. Ведь известно, что луна – это истина, в таком случае, дорога к луне есть дорога к истине, по которой поднимается Понтий Пилат, ведомый Иешуа. Этот сон символизирует противостояние добра и зла, в результате которого побеждает добро, приходит прощение и свобода – путь к Истине. В эпизоде сна Понтия Пилата раскрываются новые душевные качества прокуратора: он осознает, в чем его самая большая проблема. Говоря с Иешуа о пороках, прокуратор замечает, что самым страшным пороком является трусость. Пилат, не испугавшийся «в Долине Дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-Великана», он струсил сейчас. Именно это качество повлияло на решение «дневного» Пилата, и сейчас, во сне, к нему приходит осознание. Помимо того, другое душевное качество – он любит. Не случайно во сне появление его собаки Банги. Она является единственным существом на земле, которое он действительно любит, и которое по-настоящему предано ему.
Почему к Понтию Пилату во сне приходит Иешуа? Почему они говорят о людских пороках и о том, что не было никакой казни? Это вызвано угрызениями совести прокуратора. Данный сон является следствием работы подсознания. Приговорив философа к казни, Пилат раскаивается в этом, он понимает, что проявил непозволительную трусость, его мучает совесть, и постоянные мысли об этом находят своё воплощение в сновидении, доставляя прокуратору облегчение, о чём свидетельствует его улыбка сквозь сон. Данное сновидение Понтия Пилата является олицетворением победы человека над самим собой. С этого сна начинается наказание. И не просто наказание, а наказание сном. В течение двух тысяч лет при каждом полнолунии прокуратора терзает бессонница; в другое время он спит, но успокаивает ли его этот сон? «...а когда спит, то видит одно и то же - лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому, что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит». Таким образом, можно сказать, что сновидения Понтия Пилата являются вызванными подсознанием. Первый из них приносит прокуратору облегчение, а второй служит длительным наказанием.
Рассмотрим другой сон из данного романа. Маргарите приснился вещий сон. Не зная, что Мастер в сумасшедшем доме, она видит его всклоченного, небритого, с больными глазами. Именно так он и выглядит в это время. Сама Маргарита сразу поняла, что её сон является вещим, и придала ему смысл. Мастер, звавший её во сне, означал, что они в ближайшее время встретятся. Но, по толкованию Маргариты, если он умер, то это значило, что и она скоро умрёт. Всё так и вышло? Действительно, возлюбленные вскоре встретились. Подтверждается и второе значение сна. Отравленные Азазелло, Мастер и Маргарита умирают в реальном мире, что подтверждают слова мед. сестры сумасшедшего дома. Но главное, что она видит очень странное место. Приют, который в конце романа получают герои, очень похож на то место, где во сне оказывается Маргарита. А быть может, этот сон предвещает также и все те события, которые будут происходить с героиней? Не зря, она называет эту местность адской, непригодной для человека. Таким образом, данный сон можно назвать вещим. Он сообщает Маргарите информацию, является своеобразным знаком, предупреждением.
Также в романе Булгакова сон видит Никанор Иванович. Этот сон вызван страхом перед законом и перед самим собой, а также всеми предшествующими событиями. За то, что он получил взятку, тем более, как выяснилось позже, валютой, Никанора Ивановича ждало наказание. Понимая это, он очень переживал, поэтому во сне подсознание и выдало ему столь странный концерт, на котором призывали сдать валюту.
Роль снов в романе «Мастер и Маргарита» колоссальна. Сны помогают автору добиться гипнотического эффекта, стирая грань между правдой и вымыслом; они, отражая душу спящего, помогают читателю лучше понять образ героя; а также являются отражением одной из смысловых линий романа –противостояния добра и зла. [5]
2.4. Сновидения в романе Л.Н. Толстова «Война и мир».
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» включает в себя описание сна как естественного бытового и биологического времени человеческой жизни и описания сновидений героев как особенной области сознания, подсознания и чувств. Лев Николаевич информирует читателя о ночном или дневном сне героев: о «дообеденном сне» старика Болконского, который считал, что «после обеда серебряный сон, а до обеда золотой», о старческой сонливости Кутузова и т.п. Роман наполнен загадочными сновидениями. Всего в произведении их двенадцать, и видят их: Андрей Болконский (три сна), его сын Николенька (один сон), Пьер Безухов (пять снов), Николай Ростов (два сна), Петя Ростов (один сон).
Сны сопровождают Андрея Болконского на протяжении всей жизни, характеризуя его, отражая изменения характера и внутренний мир. В событиях первого тома князю, сердце которого охвачено тщеславием, снятся два сна, навеянных победой русской армии на берегу Дуная. В этих картинах войны никак не улягутся впечатления боя. Они зримо представляют те честолюбивые чувства и мечты о славе, которые руководят действиями и помыслами Болконского до его ранения во время Аустерлицкого сражения. Эти сновидения можно отнести к снам-воспоминаниям, созданным работой подсознания, т.к. в них отражены пережитые события. Большую значимость в романе играет предсмертный сон князя Андрея, увиденный им в знаковый момент его жизни. Этот сон нельзя отнести ни к сновидениям как следствию работы подсознания, ни к категории вещих снов. В данном сновидении совершается переход в другой мир, данный сон является своеобразным мостом между миром живых и миром мёртвых. И по этому мосту смерть уводит Болконского. «Что-то не человеческое – смерть – ломится в дверь, и надо удержать ее. <…> Последние, сверхъестественные усилия тщетны, и обе половинки отворились беззвучно. Оно вошло и оно есть смерть. И князь Андрей умер». Устанавливается связь между миром сна и темой смерти. Дверь в данном случае является порталом в другой мир, из которого и пришла смерть. Она забрала душу Болконского, оставив тело. К князю приходит осознание: «Да, это была смерть. Я умер – я проснулся. Да, смерть – пробуждение!». Лишившись души, Андрей лишился своих чувств, мыслей, эмоций; последние дни его жизни существовало лишь тело.
Большой философией наделены сны друга Андрея Болконского – Пьера Безухова. В одном из них он убегает от собак, каждая из которых злее предыдущей – прямая параллель к масонству. В другом сне представлен его разговор с масоном Баздеевым. Оборотничество в сновидении означает раздвоение восприятия и неуверенность в том человеке, который раздваивается. Следующее сновидение Пьер видит после Бородинского сражения. Сон-размышление представляет собой ответ на вопросы, мучавшие Безухова. К этому моменту Пьер был уже близок к пониманию того, кто такие «они»: «Они в понятии Пьера были солдаты — те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону». Когда граф вспоминает свой страх, он чувствует, что не может соединиться с солдатами и жить так, как живут они: «Но они хотя и были добры, они не смотрели на Пьера, не знали его». Нужно всё сочетать, сопрягать, и в войне, и в мирной жизни. Сопрягать — значит соотносить, сравнивать, сопоставлять себя с теми, кто во сне был назван словом «они». Эта истина и есть то, к чему стремится Пьер. Из этого сна он открывает для себя один из законов бытия и становится на одну ступень выше в своём духовном развитии. После смерти Каратаева Безухов видит ещё один сон, связанный с предыдущим, где точка в духовном поиске всё-таки не была поставлена. Ведь перед Пьером встал новый вопрос: «Как сопрягать всё?». Появляется образ старого учителя географии, держащего в руках хрустальный глобус. Стремление капель к всемирному слиянию, их готовность вместить весь мир — это любовь, сострадание друг к другу. Любовь как полное понимание всего живого перешла от Платона Каратаева к Пьеру, а от Пьера должна распространиться на всех людей. Он стал одним из бесчисленных центров мира, то есть стал миром. Всё, что сопрягает, есть мир; центры — капли, не стремящиеся к сопряжению, — это состояние войны, вражды. Вражда и отчуждённость среди людей. В сюжетах снов Пьера Безухова представлена борьба страстей, желание духовного очищения и покаяния. В этих вещих снах он рассуждает и находит ответы на собственные философские вопросы.
Юный Петя Ростов видит сон перед боем, накануне гибели. В стройное звучание хора постепенно превращается звук натачиваемой сабли. Сам того не зная, Петя сочинял фугу. «Необычайная красота» органной, полифонической музыки, от которой Пете «страшно и радостно», психологически точно передает состояние романтической души молодого героя, который любит всех и всё. Сон, который видит, а точнее слышит Ростов, можно считать слуховой галлюцинацией, которая соединила музыку невидимого оркестра, мужские и женские голоса и падающие звуки капель недавно прошедшего дождя, свист натачиваемой сабли, ржание лошадей. Это сновидение Петя видит в одну и ту же ночь, что и Пьер Безухов (сон о «водяном шаре): для одного эта ночь накануне гибели, для другого – накануне долгожданного освобождения из плена. Стоит обратить внимание на связь фраз в двух снах: «Сопрягать надо!» и «Ну, голоса, приставайте!» – тема согласия. Заостряет на себе внимание и ещё одна схожая деталь: глобус во сне Безухова состоит из капель, а звук капель во сне Ростова является фоном для фуги. Сны Пети и Пьера как бы взаимоиллюстрируют друг друга: лучшего музыкального сопровождения к образу живого водяного шара, чем фуга из сна Пети, трудно представить.
Ещё один герой, которого не «обошли стороной» сновидения – старший брат Пети. Два сна Николая Ростова тесно связаны с войной. Первый сон следует сразу после ранения и включает в себя несколько слоев сновидений: сон-бред, который порождается телесной болью от раны и переходит в сон-воспоминание, далее – кошмар. В сновидении чувства Николая отворачиваются от жестокой реальности войны. Второе сновидение Ростова, снящееся ему, когда он засыпает, объезжая линию цепи гусар, тесно связано с сиюминутными впечатлениями жизни, счастливыми воспоминаниями и полно приятных чувственных ощущений. В нем Толстому удаётся передать поток звуковых и слуховых ассоциаций, порождающих эффект каламбура.
В романе «Война и мир» мы видим, что сны нерасторжимо связаны с жизнью, душой и судьбами героев. Эти люди обладают необычайно богатым внутренним миром, широкой и восприимчивой душой и, наконец, исключительной силой духа. Наверное, именно поэтому сны их очень ярки и образны, и, разумеется, они несут в себе определённую символику. [7]
2.5. Сновидение в романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
Значимое место в произведении А.С. Пушкина занимает пророческий сон Татьяны Лариной. Включая в повествование сновидение героини, автор помогает читателю понять её образ. В этих видениях слились между собой фольклорные символы образы, проникшие из святочных и свадебных обрядов. Обратимся к словам-символам из данного сновидения.
Действие сна происходит зимой. В народных представлениях зима отожествлялась с печалью и со смертью. Быть скованным льдом значит «быть скреплённым смертью». Татьяна остановилась перед потоком: "Две жердочки, склеены льдиной, Дрожащий, гибельный мосток, Положены через поток...". Смысл этого символа раскрывается в описании могилы Ленского, где две сосны "скреплены смертью" – под ними похоронен Ленский: "Две сосны корнями срослись; Под ними струйки извились Ручья соседственной долины". Появление в хижине Ольги и Ленского, затем спор, и убийство Онегиным Владимира – прямое предсказание. Сновидение Татьяны пророчит смерть Владимира Ленского от руки Евгения.
Помимо того, во сне Лариной даётся и другое предсказание. В фольклоре зимний лес – это царство мёртвых, царство душ, куда и попадает во сне Татьяна. В хижине Онегина окружает нечисть, демоны. Весь эпизод управления этими существами символизирует властность сложной натуры героя. Можно сказать, что это дьяволы его души. Ларина пытается понять внутренний мир Евгения. Смотреть в дверную щель хижины – пытаться проникнуть в душу Онегина». По сюжету сна Татьяна сначала «глядит тихонько в щёлку», потом «немного растворяет дверь» и, наконец, проникает в дом. Так символически описывается постепенное понимание Татьяной характера Онегина. Именно с этой целью после смерти Ленского и отъезда Евгения девушка отправится в его поместье.
Вещий сон героини рассказывает не только о ближайших событиях, но и о том, что будет позже. Медведь - один из главных действующих лиц сна Татьяны. Именно он переводит героиню через ручей, подав лапу, затем гонится за ней и, поймав, приносит её к хижине Онегина. Издревле это большое, взъерошенное, косолапое, косматое животное, тем не менее, символизировало богатство и плодородие. А видеть медведя во сне – это знак скорого замужества. Таким образом, этот медведь – её будущий муж-генерал. Медведь приносит Татьяну к хижине Онегина со словами "Здесь мой кум". И действительно, в Москве, на приеме, генерал знакомит Онегина, "родню и друга своего", с Татьяной – своей женой. В сновидении Татьяны многочисленные символы определяют дальнейшее развитие событий в жизни героев. Важную роль сон играет в раскрытии образа Татьяны. Её сон – зловещий знак судьбы. Это не просто вещий сон– он в мельчайших подробностях отражает судьбы главных героев и помогает понять всю глубину переживаний девушки. А с помощью большого количества слов-символов, использованных в описании сна Татьяны, автор не только раскрывает образы, но и предоставляет читателю шанс заглянуть в будущее и узнать дальнейшие судьбы героев. [6]
2.6. Сновидение в романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина
Вещий сон видит и Петр Гринев, главный герой романа «Капитанская дочка». Как показало дальнейшее развитие действий, в этом сне Петруша видит грядущие события и свою роль в них. Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи — все это увидел Гринев позже — уже не во сне, а наяву. В этом сновидении на месте родного отца Петр видит «мужика с черной бородой». Нетрудно догадаться, что этот мужик – Емельян Пугачёв. Топор в его руках и мёртвые тела символизируют крестьянскую войну, восстание Пугачёва. Мать Петра велит сыну принять благословение от этого человека, называя его посаженым отцом Петруши. И это неслучайно: помиловав молодого офицера благодаря заступничеству Савельича, Пугачев даёт ему жизнь.
О том, что сон вещий говорит и сам герой: «Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни». Гринёв не забывал свой вещий сон, не должен был его забывать и читатель. Написанный в начале произведения, вещий сон задает трагическую тональность дальнейшему повествованию. [8]
3. Практическая часть.
3.1. Анкетирование.
В параллелях 9-11-ых классов было решено провести анкетирование, с целью выяснить, что ученики знают о роли снов в произведениях писателей, об их символизме и скрытом смысле, о том, в каких произведениях сны навеяны работой подсознания, а где являются вещими. Мной были разработаны вопросы анкеты и розданы в классах. Результаты позволили составить диаграммы и проанализировать их. Не знают, какую роль играют сны в произведениях 40%, взгляд в будущее и воспоминание (по 15%), очень важную или разную (20%), характеристика героя и символика (по 5 %). Среди литературных произведений были названы «Обломов» (40%), «Преступление и наказание» (15%), «Война и мир» (20%), «Гроза» (5%), не назвали произведения (20%). (Приложение №1)
3.2. Беседы с учениками разных классов.
После анкетирования в ряде классов были проведены творческие беседы, на которых ребята познакомились с моей работой. Исходя из того, какое произведение отводится школьной программой на какой класс, в них мы подробно остановились на определённом сновидении. Сон Петра Гринёва был подробно разобран с учениками 8-ого класса, Татьяны Лариной – с учениками 9-ого класса. Сны из произведения «Война и мир» были проанализированы на уроке 10-ого класса, а со снами из романа «Мастер и Маргарита» поработали ученики 11-ых классов. После этого ещё раз были розданы анкеты. Результаты стали положительными, количество правильных вопросов возросло. (Приложение №2)
3.3. Сопоставительная таблица.
По снам, подробный анализ которых не вошёл в мою работу, но включённых в школьную программу, была составлена таблица. В ней я отметила природу появления сновидения, и основные символы. (Приложение №3) А также был составлен список произведений, не анализируемых в школе и содержащих в себе сон героя, представлен. Таблица и список были розданы обучающимся школы и учителям русского языка и литературы.
Материалы моей работы и таблица легли в основу методических разработок, которые я раздала учителям и оставила в электронной базе школы. По ним педагоги уже провели первые занятия на классных часах и внеурочной деятельности. Мне и моей учительнице поступали положительные отзывы.
4. Заключение.
Таким образом, моя гипотеза о том, что русские писатели в своих произведениях вкладывают большой смысл в сновидения: через сны автор передаёт характер и душу героя, показывает его страхи и переживания, желания и цели, а иногда и дальнейшую судьбу, подтвердилась. Сновидения героев раскрывают внутреннюю сущность — ту, которую не замечает их бодрствующий ум.
Сновидения приоткрывают занавесу к пониманию всего произведения, служат своеобразным ключом к анализу. Поняв символику сна героя и природу его происхождения, можно перенести эти критерии на весь текст.
Благодаря моей работе, ученики научились понимать художественный текст путём анализа сновидений литературных героев, как одного из аспектов целостного анализа произведения, а составленная таблица поможет им самостоятельно разобраться в сплетении смыслов в других романах, рассказах, стихотворениях и др. Сны героев бывают разными: с помощью одних герои уходят от действительности, другие подсказывают им, какой сделать выбор, некоторые сны предсказывают будущее, но все они полны тайн и загадочных подробностей, которые должен разгадать вдумчивый читатель.
Иду туда, куда зовёт мой сон,
По выстеленной звёздами дорожке,
В чудесный мир меня уводит он,
Загадочный и сказочный немножко...
Где слух ласкает звуков волшебство,
Глаза - природы дивной совершенство,
Так всё свободно, просто и легко,
И на душе - спокойное блаженство...
Светлана Пугач
5. Список использованных источников и литературы.
Ванслов В. И. Эстетика романтизма: Учебное пособие / В.И. Ванслов – М.: Кладезь, 1966. – 80 с.
Савельева В. П. Сновидение как Пробуждение. Сны в романах и в жизни Льва Толстого: Научная статья / В. П. Савельева – М.: АСТ-Пресс, 2007. – 30 с.
Узбекова Г. Ф. Сон как литературный приём: Учебное пособие / Г. Ф. Узбекова – М.: Владос, 2014. - 72 с.
Интернет-источники:
Анализ эпизода "Сон Петра Гринева" из романа "Капитанская дочка" Пушкина [Электронный ресурс]. – URL: http://www.literaturus.ru/2016/09/analiz-son-grineva-kapitanskaja-dochka-pushkin.html, свободный – (18.09.2018).
Маргарита. Анализ 19 главы романа «Мастер и Маргарита» [Электронный ресурс]. – URL: http://litera.su/learner/all-works/bulgakov-m-a/analysis-of-19chapter-novel-master-and-margarita, свободный – (04.10.2018).
Сон как литературный приём [Электронный ресурс]. – URL: https://schoolofcreativewriting.wordpress.com/2014/08/16, свободный – (17.09.2018).
Сон Понтия Пилата как олицетворение победы человека над самим собой [Электронный ресурс]. – URL: https://www.allsoch.ru/sochineniya/15229, свободный – (22.01.2019).
Сон Татьяны Лариной [Электронный ресурс]. – URL: https://poetpushkin.ru/evgeniy-onegin/son-tatyany-kratkoe-soderzhanie-i-analiz.html, свободный – (17.02.2019).
6. Приложение.
Приложение 1. Анкетирование.
Какую роль играют сны и сновидения в художественных произведениях?
В каких произведениях отечественных писателей вы встречали данный литературный приём?
Какие герои романа «Война и Мир» видели сны?
Какие герои романа «Мастер и Маргариты» видели сны?
К акие категории сновидений вы можете выделить в зависимости от их символики и содержания?
П риложение 2. Работа с детьми.
Приложение 3. Таблица.
Произведение; герой |
Автор |
Характеристика сновидения |
Баллада «Светлана»; Светлана |
В.А. Жуковский |
Баллада начинается с картин святочного гадания русских девушек. Содержание сновидения основано на народных обычаях, традициях и поверьях (позднее Пушкин сравнивал Татьяну Ларину со Светланой из данной баллады, некое сходство отражено и во сне). Девушке снится, что её жених погиб; происходят события: скачка на конях ночью, карканье ворона - предвестника несчастья, гроб в избушке, оживающий мертвец. Лживый сон является несчастьем, а пробуждение – счастьем. Данное сновидение показывает: любовь даже рок и смерть победит. Сам Жуковский говорил о своей балладе, что счастье надо искать в реальном мире, который и есть настоящая правда, а все остальное - ложь и обман. |
Поэма «Слово о полку Игореве»; Святослав |
Автор неизвестен. Находка этого памятника древнерусской литературы принесли мировую известность. Мусину-Пушкину |
В сновидении раскрывается образ Святослава. Сон является пророчеством, он предвещает несчастье людям, зависящим от князя – войску Игоря, потерпевшему поражение. Сновидение содержит символы: жемчуг – слёзы, серые вороны – смерть. «Синее вино» семантически близко к понятию «отрава», «отравленное вино» или «вино кровавое», которым «угощают» на поле брани и от которого наступает смертельный сон. Строка: «Уже доски без князька в моем тереме златоверхом…» тоже предвещает смерть или другое великое несчастье, которое должно постигнуть главу дома. |
Роман «Обломов»; Илья Обломов |
И.А. Гончаров |
Сон Обломова – это своеобразное путешествие в ту пору, когда Илья Ильич был еще ребенком, окруженным слепой родительской любовью. Опекаемый няньками, спешащими выполнить любое пожелание ребенка, даже не давая ему подняться с дивана, живой и активный ребенок впитал отвращение к труду и даже забавам со сверстниками. Сновидение открывает истоки формирования характера героя. Через сон автор показывает зарождение лени, вялости и апатии в Илье ещё с детства. |
Повесть «Пиковая дама»; Германн |
А.С. Пушкин |
Сновидение является работой подсознания. В жизни Германн является алчным и азартным человеком, и во сне эти черты характера проявляются. Его сны наполнены игрой. Но только в той игре он знал секрет. Мужчина ставил и выигрывал. Он с жадностью складывал деньги к себе в карманы. |
Роман «Анна Каренина»; Вронский, Анна |
Л.Н. Толстой |
Один из важнейших символов романа «Анна Каренина» — это фигура маленького мужика со взъерошенной бородой. «Мужичок» возникает в решающие минуты жизни заглавной героини: за несколько мгновений до её знакомства с Вронским, перед родами и (трижды!) в день гибели; он не только присутствует наяву, но и видится персонажам в сновидениях. В романе это сон-кошмар, даже «двойной кошмар», потому что Вронский и Анна видят одно и то же сновидение. Он снится им в переломный момент их переплетающихся жизней. Кошмар Анны и Вронского принимает образ страшного мужика с рыжей бородой, склонившегося над мешком, копошащегося в нем. Оба сна основаны на происшествии, случившемся при их знакомстве. Однако у Вронского он принимает облик крестьянина-обкладчика, который принимал участие в медвежьей охоте, а у Анны-облик кондуктора, истопника из поезда. В обоих снах он наклоняется и бормочет по-французски. Но Вронский не понимает, а Анна понимает, что в этих французских словах звучит идея железа, которое вскоре убьет, раздавит ее. Она вспомнит свой сон в последние секунды жизни: «Мужичок, приговаривая что- то, работал над железом». |
Роман «Что делать?»; Вера Павловна |
Н.Г. Чернышевский |
Во снах Веры Павловны соединились и реальные факты, и совершенно фантастические. Всего в тексте романа четыре сна. |
Поэма «Цыганы»; Алеко |
А.С. Пушкин |
Можно говорить о пророческом смысле «страшного сна» Алеко, предположив, что он видит во сне будущее, он видит мщение. Сознание его полно мыслью о том, что между ним и Земфирой встал другой человек. Мучительный сон превращается в преступление наяву. |