Введение
Пользуясь языками, мы ежедневно сталкиваемся с собственными именами. Они служат для наименований людей, географических и космических объектов, животных, различных предметов духовной и материальной культуры.
Функциональное и языковое своеобразие собственных имён привело к образованию особой отрасли языкознания – ономастике. Среди разделов языкознания ономастика1 представляет собой необыкновенно ценную область изучения. Имена собственные интересны тем, что в них лингвистические и экстралингвистические факторы вступают в наиболее тесный контакт.
Ономастика занимается изучением сущности собственных имен, их функциональной специфики, возникновения, развития, их связи со всеми уровнями языка, теоретическим и практическим значением самой ономастической науки, а также её связей с другими науками.
Лингвистическая в своей основе, ономастика включает исторический, географический, этнографический, культурологический, социологический, литературоведческий компоненты, помогающие выявлять специфику именуемых объектов и традиции, связанные с их именами, что выводит ономастику за рамки собственно лингвистики и делает автономной дисциплиной, использующей преимущественно лингвистические методы, тесно связанной с комплексом гуманитарных наук, а также наук о Земле и Вселенной.
Традиционно ономастику делят на разделы в соответствии с категориями объектов, носящих собственные имена:
топонимика - собственные имена географических объектов,
антропонимика - собственные имена людей,
этнонимика - названия народов и племен,
космонимика - наименования зон космического пространства,
астронимика - названия космических объектов или отдельных космических светил,
зоонимика - собственные имена животных, или их клички,
теонимика - собственные имена богов и божеств любого пантеона,
карабонимика - собственные имена кораблей, судов, катеров,
эргонимика - наименования деловых объединений людей, предприятий,
прагматонимика - наименования товаров и других результатов практической деятельности людей.
В центре нашего исследования очень интересные апеллятивы раздела ономастики - хрематонимика. Этот раздел лингвистики охватывает имена собственные, которые были присвоены предметам материальной культуры.
Гламурная жизнь привлекает все больше и больше наших современников. Она сопряжена с предметами роскоши, имеющими свои уникальные названия. Естественный интерес вызывают не только легенды, повествующие о ценностях – рубинах, алмазах и др., но и их аппелятивы. Создание уникального имени предмета материальной культуры - таинственное и поистине волшебное действо, так как название должно унести в будущее самое значимое в конкретном сокровище. Оружие в прошлом было не только средством защиты или нападения. Оно говорило о статусе владельца. Это было уникальное творение мастера, поэтому имя оружия не давалось случайно – был плод мыслей человека, символ веры. Невозможно представить жизнь человека без музыки. Среди тысяч различных музыкальных инструментов создавались шедевры – им присваивались имена. Нами выбраны 3 группы аппелятивов: драгоценности, оружие, музыкальные инструменты. Именно поэтому наш информационно-творческий проект будет интересен, занимателен для людей разного возраста и разных увлечений. Творческая деятельность в реализации проекта связана с получением обратной связи от публики.
Собрав информацию о хрематонимиках, мы намерены привлечь внимание к лингвистическому богатству аппелятивов, пробудить желание разгадывать языковедческие тайны – одним словом, показать важность познания лексики в совокупности с другими науками. И в этом актуальность нашей работы.
Согласно логике изучения вопроса для определения цели исследования сформулирована гипотеза:
Многоплановый анализ хрематонимов является целью исследования.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
изучить теоретический материал по данному разделу языкознания;
создать каталог хрематонимов;
определить состав и принципы номинации;
провести комплексное аналитико-сопоставительное исследование приемов названия предметов материальной культуры.
Объектом исследованияявляются группы аппелятивов драгоценностей, оружия, музыкальных инструментов.
Предмет исследования – название предмета материальной культуры.
В ходе работы использованы методы:
анализ,
анкетирование,
наблюдение,
обобщение,
описание,
синтез,
систематизация.
Из истории изучения вопроса
Издавна ученые занимались вопросами ономастики. В конце XIX - в начале XX вв. А.Х. Востоков, Я.К. Грот, А.М. Селищев, А.И. Соболевский опубликовали ряд интересных исследований. Однако временем становления ономастики в ее современном виде могут считаться 50-е - 60-е годы XX века. С этого времени ономастика является одной из наиболее активно разрабатываемых областей языкознания. В этот период ономастической проблематикой занимаются В.Н. Топоров, О.Н. Трубачев и ряд других ученых.
В семидесятые годы прошлого столетия появилось несколько теоретических работ отечественных ономатологов: А.А. Белецкого, А.В. Суперанской, В.А. Никонова, Ю.А. Карпенко и других.
Сам термин «хрематоним» понимают по-разному. Чешский филолог Милан Гарвалик утверждает, что в славянской ономастической терминологии его определяют как «собственное имя вещи, созданной человеком, не прикрепленной к данной территории:
a) собственное имя общественного явления (праздника и т. п.),
б) собственное имя общественного института,
в) собственное имя предмета или продукта:
единичной продукции (пароход, колокол, картина),
серийной (автомобиль, мотоцикл, пишущая машинка, косметический препарат и т. д.)»
В немецком языкознании к хрематонимам относятся только собственные имена объектов, указанных в группе «а».
Английский филолог А. Рум рассматривает хрематонимы как «unique cultural objects of value» (единичные культурные объекты, представляющие определенную ценность).
По классификации В.Д. Бондалетова, которой пользуются многие исследователи, хрематонимы понимаются очень широко: сюда ученый относит собственные имена предметов материальной культуры, науки и техники (музыкальные инструменты, ювелирные изделия, пароходы, космические корабли), а также произведения духовной культуры (книги, журналы, оперы, музыкальные передачи и т.п.).
Хорошо известна общая классификация онимов А.В. Суперанской, которая в группу хрематонимов включает собственные имена неодушевленных предметов: оружия, посуды, драгоценностей, музыкальных инструментов и т.п.).
В современном российском языкознании наше внимание привлекло предисловие к Словарю русской ономастической терминологии. Его автор Н.В. Подольская в своей классификации имен собственных выделяет группу прагматонимов, куда входят хрематонимы (греч. «вещь, предмет» + оним) -названия вещей.
Изучаемый раздел языкознания включает в себя некоторые аспекты, среди которых выделяют: описательный (анализ филологических и лингвистических вопросов и проблем), теоретический (выведение законов и принципов функционирования любой ономастической системы), историческую (историю имен), художественный и этнический.
Хрематонимика и история
Говоря об ономастике в исторической практике, ученые выделяют два предназначения всех наименований.
Во-первых, оно необходимо для отличия одних ценных предметов от других, то есть выделять что-либо из общего ряда (например, алмаз Хоупа от всех больших и малых драгоценных камней). При этом имя вводит единицу речи в границы определенной темы (статуя, собор, оружие и т.д.) Выводы об именах делают с применением различных дополнительных средств.
Во-вторых, чисто ономастическое значение. Рассмотрим на примере: «Эскалибур» – меч легендарного короля Артура. История каждого номинатива предмета материальной культуры необыкновенно интересна для историков, так как затрагивает исторические, этнические, географические и другие пласты жизни человеческого общества. Зачастую они базируются как на неоспоримых фактах, так и на домыслах.
Обратимся к истории бриллианта «Орлов». После того как бриллиант пропал из трона индийского шаха, он «всплыл» на одном из рынков в Европе, где был куплен графом Орловым, фаворитом Екатерины Второй и подарен им, естественно, своей покровительнице.
Так, алмаз, получивший имя «Кох-и-нор», то есть «Гора света», известен по всему миру, о нем сочинялись легенды, и сегодня этот алмаз с поистине драматической и одновременно детективной историей украшает британскую корону.
Имена собственные живо реагируют на происходящие в природе и обществе изменения, поэтому имена собственные могут служить хронологизаторами текстов, а также исторических и археологических памятников. В силу особой консервативности имен собственных они переживают эпоху, в которую они были созданы, сохраняя свидетельства более древнего состояния языка, и содержат большую языковую и внеязыковую информацию, получить которую можно только лингвистическими методами.
Таким образом, историки могут сказать в ответ на вопрос: «Что изучает хрематонимика?», что она анализирует собственные имена посредством применения исторических фактов и использует их как ценный источник информации, который может служить дополнительным материалом для исследователя.
Классификация апеллятивов
Анализ синтаксического строения названий уникальных драгоценностей, оружия, музыкальных инструментов показывает, что зачастую хрематоним состоит из нарицательного существительного и имени собственного, последнее представлено одним словом. Например: рубин Делонга, скрипка «Вильгельми», автомат Калашникова, реактивная система залпового огня «Ураган».
Семантические классификации хрематонимиков рассматриеваемых групп разнообразны.
Реже встречается хрематоним, где имя собственное состоит из 2-х слов. Возможные синтаксическиеварианты структур аппелятивов:
существительное + существительное (аквамарин «Дом Педро», скрипка «Леди Блант»);
существительное и существительное(пистолет Смит и Вессона);
прилагательное + существительное(золотой самородок «Заячьи уши», скрипка «Спящая красавица»).
Классификации хрематонимов
группы драгоценных камней
Изучение семантики хрематонимов группы драгоценностей позволяет выделить следующие группы:
Рис. 1. Схема «Семантическая классификация названий драгоценностей».
В основном, названия уникальным сокровищам даются:
по их месту нахождения (золотой самородок «Японец»
В Японии в 1901 г. был найден золотой самородок, получивший такое название ;
по имени приобретателя (Бриллиант "Санси"
Самым известным владельцем бриллианта "Санси" является король Генри III, который и приобрел камень у своего поверенного Николя де Санси);
по воздействию, производимому на человека (золотой самородок «Желанный Незнакомец»),
в честь важного события (алмаз "Столетний")
О находке было поставлено в известность во время празднования 100-летнего юбилея самой известной в мире алмазодобывающей компании «De Beers»;
в честь исторической личности (алмаз "Великий Могол")
"Великий Могол" был назван в честь Шаха-Джахана - правителя империи Великих Моголов, который построил Тадж-Махал;
по форме (золотой самородок «Большой треугольник»)
Его логично назвали в связи с его треугольной формой.
А вот название бриллианта Тейлор-Бартон относится и ко 2-й. и к 5-й группам, так как его покупателем стал Ричард Бартон, который купил его своей жене - знаменитой актрисе Элизабет Тейлор.
Некоторые драгоценные камни имеют несколько названий. Например:
Бриллиант Хоупа называется «Синий Тавернье», «Голубой бриллиант французской короны», «Французский синий», «Голубой француз», «Голубая надежда».
Нами составлен каталог самых известных драгоценных камней (см. Приложение. Каталог 1). В него вошли имена собственные 58 алмазов и бриллиантов, 9 золотых самородков, 9 изумрудов, 8 рубинов, 7 сапфиров, 6 самых крупных жемчужин.
Семантический анализ хрематонимов показал следующее:
Рис. 2. Диаграмма «Семантическая классификация хрематонимов группы драгоценных камней».
Наибольшее количество названий дается по месту нахождения драгоценного камня (29%); одна пятая апеллятивов – названия по имени приобретателя или человека, нашедшего сокровище (20%), а также по эмоциональному воздействию (20%); на третьем месте по количеству имен собственных, данных драгоценным камням, (13%), - позиция «в честь исторической личности»; затем – «в честь получателя дара»; всего 2 имени собственных даны по форме).
Таким образом, можно констатировать, что при имени сокровища руководствовались фиксацией места нахождения драгоценного камня.
Классификации хрематонимов группы оружия
Оружие – продукт разумной деятельности человека, позволивший в давние века уравнять шансы сначала человека в схватке с крупным и сильным хищником, а потом и давший шанс физически более слабому человеку защититься от сильного и наглого агрессора. В культуре европейских и многих других народов оружие – атрибут мужчины, прочно ассоциирующийся с его функциями добытчика и защитника. За последние два столетия лет люди придумали десятки новых видов оружия и тысячи модификаций для каждого из них. Есть автоматы для стрельбы в темноте и из-за угла, пистолеты большой пробивной силы и бесшумного действия, ракеты разной дальности с разными боеголовками и ещё бездна всяких хитроумных приспособлений. Имя стало присваиваться не только единичному предмету (например, меч «Эскалибур» короля Артура), но и серийной модификации, насчитывающей сотни, тысячи единиц оружия (например, стреляющий нож «Хамелеон»).
Оружие и оружейная культура занимают важное место в жизни общества. Оружейная культура – важная часть национальной и мировой культур. Весь христианский мир знает «Копье судьбы» (иногда – «Копье Лонгина»), в европейской культуре хорошо известны мечи «Дюрандаль», принадлежавший рыцарю Карла Великого Роланду. В русских былинах и сказках часто встречается «Меч-кладенец», существует легенда о мече гуннского вождя Аттилы. И поэтому интересны лингвистам мотивы выбора хрематонима данной группы слов.
В составленном нами каталоге самых известных хрематонимов названий холодного оружия 35 наименований; пищалей, мортир, пушек - 20; винтовок, пистолетов, автоматов - 20; реактивные системы залпового огня – 8.
Н ами составлена семантическая классификация апеллятивов холодного оружия.
Рис. 3. Диаграмма «Классификация хрематонимов группы холодного оружия».
При выборе имени собственного руководствуются в равной мере 3 позициями (каждая группа составляет 20%):
имя владельца оружия – меч Святого Петра,
зооассоциации -боевой нож «Гюрза»,
символ мужской силы и агрессии - боевой нож «Каратель».
В семантической классификации хрематонимов огнестрельного оружия пищалей, мортир, пушек выделяются следующие принципы названий:
Рис. 4. Схема «Классификация хрематонимов группы огнестрельного оружия (пищали, мортиры, пушки»).
доминировали зоономинативы (50%). Пушки украшались изображениями определенных животных и птиц (например,пищаль «Волк»);
название должно было наводить страх на противника не только своей убойной силой, но даже именем собственным. Хрематонимов группы эмоционального воздействия - 35% (например,пищаль «Три аспида»).
Реже аппелятив увековечивал имя мастера (например, Кашпирова пушка–ее отлил мастер Кашпир Ганусов) или напоминал об историческом событии, как пищаль «Троил», то есть «Троянский царь».
XIX – XX ознаменовались расцветом творческой мысли оружейников по созданию индивидуального огнестрельного оружия: пистолета, револьвера, нагана, винтовки. Производство стало серийным. Выпускались тысячи, миллионы штук разных моделей. И все же, несмотря на массовое производство, каждая модель имела название – мы не принимали во внимание хрематонимы, состоящие из буквенной аббревиации и модификации с числовым названием). В нашем каталоге 21 наименование винтовок, пистолетов, автоматов (см. Приложение. Каталог 2).
Семантическая классификация хрематонимов индивидуального огнестрельного оружия такова:
подавляющее большинство названий (75%) сохранило для потомков имя мастера, изготовителя, разработчика. Например, ружье Гана,снайперская винтовка Драгунова,автомат Калашникова, пистолет Браунинга, парабеллума Люгера, наган «Тульский Токарев — ТТ».
Рис. 5. Схема «Классификация хрематонимов группы индивидуального огнестрельного оружия (винтовка, пистолет, автомат, пулемет)».
Семантическая классификация хрематонимов реактивных систем залпового огня на 50% аппелятивов представлена лексическими единицами, отражающими суть огнестрельной мощи подобного оружия, своего рода метафорами: «Смерч», «Град», «Торнадо», «Ураган». 25% хрематонимов данной группы носит имена: «Катюша» - по названию популярной перед войной песни М. Блантера на слова М. Исаковского; «Искандеры» - в честь А. Македонского.
Таким образом, данные исследования позволяют констатировать, что в поиске имени собственного оружия определяющими были такие факторы:
имя мастера,
эмоциональное воздействие именем собственным на противника.
Классификация хрематонимов
группы музыкальных инструментов
Музыка – древнейшая форма искусства. Археологи не раз находили музыкальные инструменты, возраст которых оценивается в тысячи лет, что доказывает важность музыка с начала времён. Но есть среди огромного количества музыкальных инструментов особые – те, что были сделаны великими мастерами. И эти неповторимые творения человеческих рук получали собственные имена.
История каждого музыкального сокровища объясняет его имя. Например, граф Виельгорский подарил Карлу Давыдову (1838-1889) виолончель работы Страдивари, изготовленную в 1712 году. М.П. Фредерике вспоминала: «Передавая знаменитую виолончель известному русскому виолончелисту Давыдову, граф Матвей Юрьевич сказал: «Не нахожу никого достойнее получить моего Страдивариуса, кроме вас!» Вся зала Дворянского собрания задрожала от аплодисментов, когда маститый старик, взойдя на эстраду, перед всей публикой вручил свой инструмент молодому концертанту, удостоившемуся своим талантом столь драгоценного дара». С тех пор знаменитая виолончель стала носить имя музыканта – «виолончель Давыдова».
Но не все музыкальные инструменты сохранили свои истории. Если нынешнее поколение знает, что скрипка Страдивари «Леди Блант» носит имя в честь владелицы – внучки лорда Байрона, а скрипка «Аляр» - в память о французском скрипаче- учителе Пабло Сарасате, то хрематонимы «Эрнст», «Вильгельми» мы рассматриваем просто как имена.
В истории скрипок Страдивари отпечатались имена нескольких леди (например, «Леди Хармсворт»), а также всяких сэров, лордов, графов, герцогов, виконтов и прочей знати (например, «Лорд Ньюлэндс», «Герцог Кампозели»с ). Скрипка «Хагинс» получила имя в честь английского астронома. Ряд инструментов Страдивари носит имя богов – «Аполлон», «Юпитер». У Гварнери есть сегодня совершенно необъяснимые имена скрипок: «Пушка», «Музей».
Некоторые инструменты получили имена игравших на них исполнителей: барабаны Кита Муна.
В составленном нами каталоге самых известных музыкальных инструментов 52 хрематонима (см. Приложение. Каталог 3).
Анализируя мотивы, побудившие дать имена музыкальным сокровищам, мы выявили следующие позиции, что дало возможность составить семантическую классификацию:
42% музыкальных инструментов названо в честь выдающихся исполнителей (кларнет Гудмана);
23% - апеллятивы с неясными романтическими названиями (скрипка «Восход»);
17% - в честь именитых владельцев инструментов (скрипка «Лорд Ньюлэндс»);
12% - имена (скрипка «Иоахим»);
6% - по топонимическим ассоциациям (скрипка «Тосканская»).
Таким образом, в выборе имен собственных музыкальных инструментов выявлено стремление запечатлеть в веках имена великих музыкантов.
.
Рис. 6. Диаграмма «Классификация хрематонимов группы музыкальных инструментов».
Заключение
В данной работе рассмотрены теоретические вопросы одного из интереснейших разделов лексикологии – ономастики, точнее, хрематонимики. Описательный анализ 3 групп хрематонимов на основе 3 каталогов, включающих 232 лексических единицы, дал возможность для составления 2-х видов классификации: синтаксической и семантической. Сделаны выводы о приоритетных мотивах в выборе имени собственного для предмета материальной культуры.
Гипотеза - комплексное аналитико-сопоставительное исследование приемов названий предметов материальной культуры позволит выявить наиболее яркие тенденции в хрематонимике – оказалась верна.
Материал исследования был использован в 5-9 классах на уроках нового предмета «Русский родной язык». Отзывы учащихся прилагаются (См. Приложение. Отзывы). Созданы буклеты с данными исследования.
Список использованной литературы
Бондалетов В.Д. Русская ономастика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.
Гарвалик М. К вопросу о современной ономастической терминалогии. Вопросы ономостики, № 4. 2007.
Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. - М.: Наука, 1988. - 196 с.
Суперанская А.В. Общая теория имени собственного / Отв. ред. А.А. Реформатский. Изд. 3-е, испр. - М.: Книжный дом «Либроком», 2009. - 368 с.
Приложение
Каталог 1
Хрематонимы группы драгоценные камни
Самые известные алмазы-бриллианты
«Великий Могол»
«Звезда Тысячелетия»
«Золотой юбилей»
«Кохинур»
«Хоуп»
«Столетний»
«Шах»
«Куллинан» ("Великая звезда Африки")
«Регент»
«Несравненный»
«Орлов»
«Санси»
Бриллиант Тейлор-Бартон
«Тиффани»
«Наш свет»
«Эксельсиор»
«Звезда Сьерра-Леоне»
«Легенда Лесото»
«Созвездие»
«Река Уойе»
«Президент Варгас»
«Джонкер»
Алмаз пастора Эмануэля Момо
«Юбилейный»
«Сефаду»
«Безымянный»
«Обещание Лесото»
«Баумгольд»
«Лесото Браун»
«Гояс»
«Вентер»
«Кимберли»
«Виктория»
«Дарсу Варгас»
«Низами»
«Светоч мира»
«Де Бирс»
«Красный крест»
«Раджа Мальтанский»
«Первая роза»
«XXVI съезд КПСС»
«Стюарт»
«Белый Тавернье»
«Звезда Якутии»
«Звезда Юга»
«Дерианур»
«Революционер Иван Бабушкин»
«Винстон»
«Великий почин»
«Флорентиец»
«Картье»
«Шах Акбар»
«Большая Медведица»
«Капля Солнца»
«Мария»
«Гастингс»
«Нассак»
«Зелёный дрезденский»
Самые известные золотые самородки
«Блестящий Баркли»
«Большим треугольником»
«Большой Тыелгинский»
«Желанный Незнакомец»
«Золотой Великан»
«Космический».
«Оливер Мартин»
«Плита Хольтермана»
«Японец»
Самые известные изумруды
Изумруд Чак
Изумруд Патрисии
Изумруд герцога Девонширского
Изумруд "Могол"
"Изумрудный Будда"
Изумруды Фернандо Кортеса
Изумруд Коковина
Изумруд "Президент"
Изумруд Баия
Самые известные рубины
1.Рубин Россера Ривза
2. “Король рубинов"
3. «Рубин мира»
4. Рубин Нииланджали
5. «Колокол Свободы»
6. «Знаменитая звезда»
7. «Раджаратхна»
8. «Эдуардс»
Самые известные сапфиры
1.«Сапфир Тысячелетия»
2. Сапфир «Одинокая звезда»
3. Сапфир «Звезда Индии»
4. Сапфир «Черная звезда Квинсленда»
5. Сапфир «Глаз Аллаха»
6. Сапфир «Логана»
7. «Голубой гигант Востока»
Самые известные жемчужины
1.Жемчужина Аллаха
2.Жемчужина Гогибуса
3. Жемчужина Хоупа
4. «Ла Перегрина», или «Паломница»
5. «Ла Пеллегрина», «Несравненная»
6. «Regente»
Каталог 2
Хрематонимы группы оружие
Самые известные названия холодного оружия
Меч «Дюрандаль»
Меч «Экскалибур»
Нож «Бабочка»
Нож «Вишня»
Стреляющий нож «Хамелеон»
Боевой кинжал Ферберна-Сайкса
Кинжал «Кортик»
Боевой нож «Корво»
Боевой нож «Катран»
Боевой нож «Шторм»
Боевой нож «Рысь»
Боевой нож «Феникс»
Боевой нож «Каратель»
Боевой нож «Витязь»
Боевой нож «Антитеррор»
Боевой нож «Шайтан»
Боевой нож «Акела»
Боевой нож «Гюрза»
Боевой нож «Кобра»
Боевой нож «Взрывотехник»
Боевой нож «Корсар»
Боевой нож «Басурманин»
Боевой нож «Стрела»
Боевой нож «Titan»
«Меч в камне»
«Кусанаги-но цуруги»
Кровожадные клинки Мурамасы
«Хондзё Масамунэ»
«Жуайёз»
Меч Святого Петра
Меч Уоллеса
Меч Гоуцзяня
«Семизубый меч»
Меч Тисона
Меч «Ульфберт»
Самые известные названия пищалей, мортир, пушек
Кашпирова пушка
«Царь-пушка»
Пушка «Ехидна»
Пушка «Кречет»
Пушка «Соловей»
Пушка «Гамаюн»
Пушка «Перс»
Пушка «Орел»
Пушка «Онагр»
Пушка «Буйвол»
Пушка «Василиск»
Пушка «Лев»
Пищаль «Три аспида»
Пищаль «Волк»
Пищаль Инрог»
Пищаль «Аспид»
Пищаль «Троил»
Мортира «Павлин»
«Мортира самозванца»
Бомбарда «Бешеная Маргарита»
Самые известные названия винтовок, пистолетов, автоматического оружия
Ружье «Рампар»
Ружье Гана
Винтовка Масона
Винтовка Винчестера
Винтовка «Трехлинейка» Мосина
Снайперская винтовка Драгунова
Автомат Калашникова
Пистолет Смит и Вессона
Пистолет Браунинга
Пистолет Кольта
Пистолет Макарова
Пистолет «Форт»
Пистолет Марголина
Пистолет Беретта
Пистолет «Гроза»
Пистолет Маузера
Парабеллума Люгера
Наган «Тульский Токарев — ТТ»
Пистолет-пулемёт Шпагина – «ППШ»
Пулемет «Максим»
Самые известные названия реактивных систем залпового огня
«Катюша»
«Смерч»
«Град»
«Торнадо»
«Бастион»
«Искандеры»
«Тополя»
«Ураган»
Каталог 3
Хрематонимы группы музыкальных инструментов
Скрипка «Хаммер»
Скрипка Тесторе
Скрипка Черутти
Скрипка «Леди Блант»
Скрипка «Иоахим»
Скрипка «Эрнст»
Скрипка «Вильгельми»
Скрипка «Алар»
Скрипка «Уле Булль»
Скрипка «Ойстрах»
Скрипка «Мессия»
Скрипка «Дева»
Скрипка «Восход»
Скрипка «Спящая красавица»
Скрипка «Дельфин»
Скрипка «Рубин»
Скрипка «Кремонская»
Скрипка «Тосканская»
Скрипка «Испанская»
Скрипка «Император»
Скрипка «Тициан»
Скрипка «Аполлон»
Скрипка «Юпитер»
Скрипка «Собор»
Скрипка «Леди Теннант»
Скрипка «Хармсворт»)
Скрипка «Лорд Ньюлэндс»
Скрипка «Хаггинс»
Скрипка «Кампозелис»
Скрипка «Сассерно»
Скрипка «Венявский»
Скрипка «Цимбалист»
Скрипка «Коханьский»
Скрипка «Король»
Скрипка «Музей»
Скрипка «Пушка»
Гитара де Торреса
Гитара Буше
Гитара «Люсиль»
Саксофон Чарли Паркера
Труба Диззи
Кларнет Гудмана
Виолончель Дюпора
Виолончель «Давыдов»
Виолончель Гальяно
Виолончель Джузеппе Гварнери
Виола да Гамба
Фортепиано «Большой кристалл»
Клавесин Коше
Альт «Виола Питера Ромбуца»
Альт Гаспаро да Сало
Барабаны Кита Муна
Отзывы
«Оказывается, что русский язык, как и любой иностранный, может быть интересным. Спасибо за рассказ».
Сергей К.
«Я впервые услышала про интересный раздел языкознания – ономастику. Спасибо выступающему».
Катя Ш.
«Запомнил новое слово – хрематоним. Интересуюсь оружие. Никогда не задумывался о возникновении названий оружия. Было занимательно».
Алексей Б.
«Захотелось самому приготовить доклад про имена собственные предметов. Молодец, Маша!»
Максим Н.
«Вот если бы такие стороны языкознания были в программе, тогда, наверное, не так горько было учить правила правописания. Очень интересное исследование. Спасибо».
Николай Я.
«Мне очень понравилось слушать про имена собственные драгоценных камней, оружие и музыкальные инструменты. Думаю, что тоже заинтересуюсь лингвистикой».
Ева С.
«Очень было познавательно. Спасибо, Маша. А какие онимы еще будешь исследовать?»
Артем М.
1 Онома́стика - [от греч. ὀνομαστική (τέχνη) — искусство давать имена] — раздел языкознания, изучающий собственные имена. Термином «ономастика» называют также совокупность собственных имён, которая обозначается и термином «онимия».