Введение
Aктуальность: Басни всегда были востребованным и любимым читателями жанром литературы, но в наше время возникла необходимость приобщения ребенка к читательской культуре: научить школьника дружить и общаться с книгой, извлекать из нее полезную информацию и использовать в своей учебной деятельности.
Проблема исследования: Интерес к книге, к чтению, к книжной культуре с каждым годом снижается. Вот почему вопросы формирования интереса у детей к великой русской художественной литературе требует повышенного внимания.
Цель исследования: учитывая изменения, происходящие в современном обществе, внести коррективы в методику изучения басен в школе, чтобы обучающиеся проявили интерес к творчеству баснописцев.
Задачи исследования: Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить и проанализировать материал по данной теме
- выяснить, что такое басня;
- провести опрос среди обучающихся 8 классов, с целью выяснить, на сколько популярен жанр басня и каких известных баснописцев они знают;
- повысить уровень заинтересованности обучающихся к басенному жанру
- обобщить материал по теме исследования
Методы исследования:
изучение и обобщение
aбстрагирование
идеализация
формализация
анализ и синтез
индукция и дедукция
aксиоматикa
Ход работы:
собрали информацию;
проанализировали и систематизировали полученную информацию;
создали презентацию;
провели литературные беседы для обучающихся 8 -9-х классов.
Глава Ι
Что же такое басня?
Помните ли вы строки: «Kогда в товарищах согласья нет, на лад их дело нe пойдет, и выйдет из него не дело, только мука…» Начинается так одна из басен самого знаменитого баснописца России Ивана Андреевича Крылова. И рассказывается в ней о том, как абсолютно разные животные пытались сделать одно дело, при этом даже не пробовали договориться. А что такое басня? Басней называется стихотворное или прозаическое литературное произведение, которое носит поучительный сатирический характер. Причем действующими лицами в баснях чаще всего выступают не люди, a животные. И свойственны этим животным вполне человеческие качества: лисе - хитрость, сове - мудрость, ракам - упрямство, а обезьяне - глупость.
Следует выделить такие особенности басни как:
а) мораль;
б) аллегорический (иносказательный) смысл;
в) типичность описываемой ситуации;
г) характеры-персонажи;
д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.
Басенный жанр непрерывно взаимосвязан с понятиями морали и аллегории. Мораль- этическое содержание произведения, его вывод, итог, содержащий совет читателю поступать тем или иным образом или афористическое суждение. В большинстве произведений читателю предлагается самому сделать этот вывод. Аллегория — художественное обособление понятий с помощью конкретных представлений.
О том, что высмеивают басни, можно говорить очень долго. В первую очередь, басни высмеивают людские пороки: ложь, безнравственность, лень, глупость, хвастовство, невежество. В героях басен каждый человек находит животного, похожего на себя. Ситуации, описываемые авторами в баснях, всегда очень жизненны, и потому любой человек способен перенести их на свою собственную жизнь, а значит, найти у себя один из пороков и исправить его. Кроме этого, за счет сатирических, иронических ноток басни читатель не только учится понимать свои пороки и исправлять их, но и смеяться над самим собой. Такое чувство юмора, безусловно, крайне полезно для психологического здоровья человека. Одна еврейская пословица гласит: «Умеющие смеяться, над собой блаженны, ибо источник их услады не иссякнет до конца дней их».
Сложность басенного жанра заключается в том, что он находится между лирическим и эпическим родом литературы. Мы называем ее лиро-эпическим произведением. Басня чаще всего имеет стихотворную форму, но в ней повествуется о каких-либо событиях, как в эпосе, в ней можно проследить последовательность событий.
Глава ІΙ
У истоков басенного жанра.
Появились басни еще в древнем мире – в V-VI веках до нашей эры. Вспомним хотя бы басни знаменитого древнегреческого философа Эзопа. И с самого начала своего существования басни учили людей. Существуют две концепции происхождения басни. Первая представлена немецкой школой Отто Крузиуса, А. Хаусрата и др., вторая — американским учёным Б. Э. Перри. Согласно первой концепции, в басне первично повествование, а мораль вторична; басня происходит из сказки о животных, а сказка о животных — из мифа. Согласно второй концепции, в басне первична мораль; басня близка сравнениям, пословицам и поговоркам; как и они, басня возникает как вспомогательное средство аргументации. Первая точка зрения восходит к романтической теории Якоба Гримма, вторая возрождает рационалистическую концепцию Лессинга.
Филологов XIX века долго занимала полемика о приоритете греческой или индийской басни. Теперь можно считать почти несомненным, что общим истоком материала греческой и индийской басни была шумеро-вавилонская басня. Прежде чем басня стала самостоятельным литературным жанром, она прошла в своём развитии стадии поучительного примера или притчи, а затем фольклорную. От древнейшей стадии сохранились лишь два образца. Это знаменитая притча (αινος) Одиссея (Od. XIV, 457—506) и две притчи, которыми обмениваются Тевкр и Менелай в «Аянте» Софокла (ст. 1142—1158).
Сложившуюся форму устной басни, соответствующую второму периоду развития жанра, мы впервые в греческой литературе находим у Гесиода. В притче Гесиода мы уже встречаем все признаки басенного жанра: животных-персонажей, действие вне времени и пространства, сентенциозную мораль в устах ястреба.
Но в большинстве источников первоначальным создателем басни считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э.), который не имел возможности по-иному высказывать свои мысли. Эта иносказательная форма выражения своих мыслей и получила впоследствии название "эзопова языка". Лишь около II века до н. э. басни стали записывать, в том числе и басни Эзопа. В античную эпоху известным баснописцем был древнеримский поэт Гораций (65–8 до н.э.).
В литературе XVII–XVIII веков античные сюжеты подверглись обработке.
В XVII веке французский писатель Лафонтен (1621–1695) вновь возродил жанр басни. В основе многих басен Жана де Лафонтена лежит сюжет басен Эзопа. Но французский баснописец, используя сюжет античной басни, создает новую басню. В отличие от античных авторов, он размышляет, описывает, осмысливает происходящее в мире, а не строго наставляет читателя. Лафонтен сосредоточен скорее на чувствах своих героев, чем на нравоучении и сатире.
В Германии XVIII века к жанру басни обращается поэт Лессинг (1729–1781). Как и Эзоп, он пишет басни прозой. У французского поэта Лафонтена басня являлась грациозной новеллой, богато орнаментированной, "поэтической игрушкой". Это был, говоря словами одной басни Лессинга, охотничий лук, в такой степени покрытый красивой резьбой, что он потерял свое первоначальное назначение, сделавшись украшением гостиной. Лессинг объявляет литературную войну Лафонтену: "Повествование в басне, – пишет он, – ...должно быть сжато до предельной возможности; лишенная всех украшений и фигур, она должна довольствоваться одной только ясностью" ("Abhandlungen uber die Fabel" – Рассуждения о басне, 1759).
Глава ІΙΙ
Возрождение басни и баснописцы современности.
В русской литературе основы национальной басенной традиции заложил А.П.Сумароков (1717–1777). Его поэтическим девизом были слова: "Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, Против пороков я писать не перестану...". Басню возродил и восстановил в правах Демьян Бедный, наполнив её новым, политически насыщенным содержанием. Ценный вклад в советскую басенную сатиру внёс лучший, талантливейший поэт советской эпохи В. В. Маяковский. Вершиной в развитии жанра стали басни И.А.Крылова (1769–1844), вобравшие в себя опыт двух с половиной тысячелетий. Кроме того, существуют иронические, пародийные басни Кузьмы Пруткова (А.К. Толстой и братья Жемчужниковы), революционные басни Демьяна Бедного. Советский поэт Сергей Михалков, которого юные читатели знают как автора "Дяди Степы", возродил басенный жанр, нашёл свой интересный стиль современной басни.
Молодые баснописцы неустанно учатся у классиков, создают яркие, политически заострённые басни, стремятся по-новому переосмыслить старую басенную мораль, сделать её афористичнее и обобщеннее, беря для басни исторически конкретный, политически действенный материал.
Глава ІV
Актуальность басенного жанра в современном мире.
Для полного анализа актуальности басни в жизни обучающихся мы провели социологический опрос, результаты которых представлены в диаграмме(Приложение 1). Мы подсчитали, что лишь 15% обучающихся заинтересованы в чтении басен. Нас заинтересовала эта проблема и мы захотели ее изучить.
Басни сейчас пишутся и печатаются в невиданном количестве: вы встречаете их в журналах, в многочисленных альманахах, на газетных страницах (от центральных до стенных), они выходят отдельными сборниками в десятках городов. Только за последние два-три года появились произведения С. Михалкова, Аршавира Дарбни, В. Ракитина, Б. Тимофеева, Мкртича Корюна, Гр. Перова, Е. Замятина, В. Акулинина, Н. Мизина, И. Светлова, Е. Осипова Д. Маматова, Е. Югова, А. Малина, Ю. Иванова. Увлечение басней приняло размеры литературной эпидемии, и не заметно, чтобы в ходе ее намечался спад: напротив, басенный поток прибывает, ряды баснописцев множатся.
Что в этом потоке немало бездарного - общеизвестно. И все-таки, нам кажется, не следует писать о современной басне так, словно мы имеем дело со стихийным бедствием. Надо ведь и разобраться: как могли в этом устарелом жанре (а такое мнение о басне существует) появиться вещи талантливые и по-настоящему современные? В самом деле, так ли уж исчерпала себя басня?
Говорят, что басенная мораль в XX веке выглядит жалко. Справедливо. Но зачем же писать басни ради дидактических сентенций? Говорят также, что басенная иносказательность смягчает остроту и конкретность сатиры. Но и это зависит не от самой басни, а от того, кто и как в ней работает. Но не будем вдаваться в теоретические подробности. Посмотрим лучше, как живет современная басня и что ей мешает жить лучше.
Многие современные басни плохи не потому, что они написаны "бесцветным слогом" или оснащены не соответствующей басенному рассказу "моралью". Существеннее другое: нет в них острой и по-настоящему интересной сатирической мысли, нет художественного "открытия действительности", которое одно только и может "зажечь" баснописца, усилить его поэтические способности, помочь поискам остроумной формы.
Характерно, что особой азбучностью и примитивностью умозаключений отличаются морализующие басни. Н. Мизин (Сталинград) в одном из своих первых сборников сообщал нам, что "хоть у колес заслуги велики, но не уедешь далеко и без чеки", что "на миру не по скорлупке об орехе судят...", что "никогда без вдохновенного труда не засверкает ни один талант", доказывал, как опасна зависть, советовал нам подумать о собственных недостатках, прежде чем корить других. Года полтора назад в Москве вышла очередной сборник Н. Мизина:
И среди нас кой-кто, отстав от века,
Сначала видит чин, а после человека.
Взирая на себя, не расточай поклоны:
В своих глазах красивы и вороны.
До сей поры не слышно жалоб,
Что своего ума кому-то не хватало б.
Немногим уступает Н. Мизину владимирский баснописец В. Акулинин. Он" внушает своим читателям, что почет и уважение можно заслужить лишь старательной работой, что хвалиться стоит, только закончив дело, а быть легкомысленным, жить одним днем - нельзя, точно так же, как нельзя баловать детей деньгами, быть бесхозяйственным и т. д. И. Светлов из Тулы ориентирует нас на то, чтобы мы брали пример не с плохих людей, а с хороших. П. Шадур (Сталино) открывает:
Есть люди, что в чужом глазу соринку замечают,
В своем - не видят
И бревна.
По поводу одной из басен Дмитриева, Белинский заметил: "Если вы не знаете, как опасны детские лета, и что по виду не должно делать заключения - вам полезно будет даже выучить ее наизусть".
Риторичность и претенциозная бессодержательность, отличающие большинство "обычных" басен, как правило, доводятся до своего логического завершения в коротких баснях.
Обратимся к лучшим образцам этого жанра - к "коротким басням" Сергея Смирнова. Собственно, это не столько басни, сколько эпиграммы, иногда - обычные, с "моралью" или без нее, иногда - иносказательные. Но дело ведь не в том - короткие ли это басни или что-нибудь другое: было бы остроумно. Вот две сатирические миниатюры из числа наиболее удачных:
На душе у Барана -
Смертельная рана,
Оттого что бараном
Назвали Барана.
Боясь обмолвиться некстати,
Он выезжает на цитате.
"Басни" эти обладают качествами хорошей эпиграммы: в них есть небанальное суждение, есть острота, а кроме того - точность и лаконизм выражения. Однако, что поэт не станет претендовать на первооткрытие такой, скажем, мысли:
Шикарно книга переплетена
Но...в переплете вся ее цена.
К тому перечню общеизвестных истин и прописей, которые только что цитировались, из сборника "Сто коротких басен" можно было бы добавить немало.
Беда многих современных басен - и откровенно морализующих, и тех, которые претендуют на звание сатирических, - в том, что все в них вращается вокруг прописи. Подвести читателя к какой-нибудь незамысловатой "морали", а затем ловко сформулировать ее - в этом баснописцы видят свою главную задачу.
Образное мышление в создании подобных басен значительной роли не играет, в лучшем случае оно подменяется стандартной иллюстрацией.
Чтобы басня стала жизненно убедительной, эстетически полноценной, попросту - интересной, она должна светить собственным, а не отраженным светом. Согласиться с тем, что баснописец призван лишь украшать цветами своего красноречия популярные аксиомы, - значит заранее отказать жанру в сколько-нибудь серьезном художественном содержании.
Как и всякое произведение искусства, басня невозможна без художественного образа, который способен выразить мысль о жизненном явлении не только эмоционально заразительнее, но и неизмеримо богаче и полнее, чем это удается сделать самому эффектному афоризму. Оттого-то в истинно художественных баснях заключительная сентенция неизменно вызывает ощущение какой-то узости, обеднения смысла только что развернутого образа: баснописцу никогда не удается сформулировать вывод так, чтобы он исчерпал собою содержание самого рассказа.
Басенный образ, как и всякий подлинно художественный образ, невозможен ни как иллюстрация, ни как олицетворение: он, что называется, непосредствен, "первичен" и никогда не идет от чистой идеи, он идет прежде всего - от действительности.
Впрочем, есть случаи, когда сатирик не без оснований обращается к олицетворениям: мы имеем в виду олицетворение той или иной социальной силы - будь то целый класс или какая-то общественная группа. Именно с таким случаем сталкиваемся мы, например, в басне Крылова "Листы и Корни" и в басне Демьяна Бедного "Когда наступит срок". Противопоставление непримиримо враждебных классов воплощено у Д. Бедного в диалоге-столкновении Шпаги и Топора, олицетворяющих дворянство и крестьянство и выступающих здесь лишь в одном своем значении, без всякой индивидуализации.
Такого рода басни нередки и у современных авторов. Попытки некоторых баснописцев освежить олицетворения за счет новых, неизвестных басенной традиции "героев" ничего по сути дела не меняют. В одной из басен Н. Мизина, где противопоставляются силы мира и войны, отрицательный "герой", Автомат, приняв Скрепер за своего союзника - танк, обращается к нему с поджигательской речью, но стоило Скреперу сделать "первый срез", как "злобный Автомат с лица земли исчез". Замыкают басню следующие строчки:
Любовью к жизни, силою богаты,
Дерзаний творческих полны,
Чтоб не стреляли вражьи автоматы,
Мы строим, мир обороняя от войны.
В этом обращении баснописцев к механизмам и орудиям труда некоторые критики усматривают едва ли не открытие новых возможностей в старом жанре.
"Ты смотришь на меня и от бессилья злишься.
Ах, как бы ты хотел расправиться со мной!.." -
"Что хочешь ты сказать?" - "А то, что ты боишься
Тех смелых птиц, что за моей спиной!"
Это "Что хочешь ты сказать?" как нельзя более примечательно: басенный рассказ только "провоцирует", положительного героя на изречение бесспорной истины.
Но не идёт ли речь сейчас о самой аллегории, первое дело которой, по словам Гегеля, состоит "в том, чтобы олицетворять общие абстрактные состояния, или свойства, как мира человека, так и мира природы, персонифицировать религию, любовь, справедливость, раздор, славу, войну, мир, весну, лето, осень, зиму, смерть, стоустую молву и, следовательно, представляет их себе как некий субъект"? Да, мы говорим о чисто аллегорическом образе.
Даже сам Максим Горький, защищающий в одной из своих ранних рецензий аллегорию, подчеркивает, что аллегория всегда стремится "изложить заранее предвзятую мысль", Горький говорит, что "в рамки аллегории можно уложить... грандиозную тему, обрисовав ее, разумеется, легкими чертами, без психологии явлений, без... проникновения... в суть их..." "Аллегория, - добавлял он, - позволяет быть схематичным".
Все это и заставляет думать, что предметом реалистической современной басни должен быть не "абстрактный объект", не безликие общие категории, а индивидуально-конкретное явление, человеческий характер - прежде всего.
Басня - жанр сатирический, и герой ее предстает перед нами в сатирическом заострении. Но в итоге этого заострения - не отдельно существующее психологическое свойство, а "часть живой души".
Больше того, сама односторонность басенного характера вовсе не абсолютна, что было видно на примере той же басни С. Михалкова "Морской Индюк". На характере, на его различных гранях и состояниях построена и басня симферопольского поэта-сатирика Алексея Малина "Медведь и анкета". Для ее героя единственный измеритель деловых качеств человека - анкета. Ей он верит слепо, и живые люди, во всяком случае на службе, существуют для него лишь в их анкетном преломлении. Основная особенность характера выдвинута здесь на первый план. В начале басни Медведь ("затворник кабинетный", как сразу же подчеркивает автор) знакомится с анкетой и на основании изложенных в ней "данных" принимает подателя оной за Льва:
"...Картина такова:
"Ноги - четыре..."
"Уха - два..."
"Шерсть тона светлого, длинней всего на холке..."
"Имеет хвост, украшенный метелкой..."
"Способен оглушительно реветь..."
Заканчивается басня тем, что перед Медведем вместо Льва оказывается... Осел.
Так А. Малин выявляет противоречие между требованиями жизни и слепой верой в анкету. "Басня учит нас" судить о людях по их действительным достоинствам и недостаткам, напоминает, что формализм - большое зло и т. п.
Если бы только в этом состояло содержание басни "Медведь и анкета", ее не за что было бы хвалить: истины подобного рода справедливы, современны и даже благородны, но они хорошо всем известны.
Не меньшие возможности для выражения исторически-конкретного содержания имеет и повествовательная разновидность басенного жанра. Даже эти басни, в которых над всем изображенным главенствует "образ" поэта-повествователя, иронически представляющего нам судьбу своего "героя", не должны обходиться без характера, а следовательно, и без его мотивировки - содержательной или поверхностной, декларативно изложенной или художественной, сформулированной или легко подразумеваемой, но всегда - необходимой.
Басня В.Масса и М. Червинского "Чиж-теоретик" по своему сюжету вовсе не канонична, это скорее сращение басни и стихотворного фельетона, ибо здесь нет комедийного "представления" и авторы сами рассказывают нам о своем "герое", который "вдруг брошен был на хлебопеченье":
Сперва он очень был смущен:
Труд этот был ему неведом.
Но два-три дня прошло, и он
Ведущим стал бубликоведом.
Через пять дней, вполне освоившись с новой для него обстановкой. Поскольку Чиж-теоретик был на роли ведущего бубликоведа, его изыскания имели практическое следствие - бублики исчезли.
Очень любопытный характер. "Герой" этой басни всегда старается шагать с веком в ногу, но каждый раз "несколько" перебарщивает, доводя любую идею до абсурда, - то ли от природной глупости, то ли от неуемного желания погромче заявить о себе, нажить политический капиталец. Сказать, что это вертодокс, - значит еще ничего не сказать, потому что процесс жадного пронюхивания замещен у него "общей настроенностью". Великолепен конец басни, где характер находит свое подлинно комическое завершение.
Как видим, современные характеры вполне могут становиться предметом художественного изображения в басне. Нет для этого жанра запретных сатирических тем, сумел бы лишь баснописец найти в отрицательном характере зерно комического, представить своего "героя" в условной и смешной ситуации. Это нелегко, но зависит уже полностью от таланта, от ума и воображения самого сатирика.
"Вы заставляете действовать волка, - писал В. Жуковский, - я вижу кровожадного хищника; выводите на сцену лисицу - я вижу льстеца или обманщика - и вы избавлены от труда прибегать к излишнему объяснению".
В современной реалистической басне "маски" с их устойчивыми стержневыми значениями в известной мере подобны "знаменательным именам" классицистической сатиры, ибо и те и другие подчеркивают "мотив образа". Кстати, "знаменательные имена" встречаются и в современной сатире: достаточно вспомнить героев комедии А. Корнейчука "Фронт" или рассказов Г. Троепольского.
Басня вообще - одна из самых "связанных" художественных форм, она требует от сатирика соблюдения ряда ее жанровых особенностей. Но нельзя за разговорами о них упускать главное: если в наше время читатели прочно утратили уважение к дидактике и риторике, что заставит их сделать исключение для басни? Проза и поэзия XX века открыли такой высокий "потолок" реализма, так резко подняли культуру художественного восприятия у "среднего" читателя, что для риторически отвлеченной басни попросту не остается места. Специфика спецификой, но она не должна становиться источником консерватизма: жанры существуют ради многообразного познания жизни, и иметь особую форму для "фабрикации бесспорностей" - излишняя роскошь. Вырывая басню из общей системы современного искусства, не создаем ли мы тем самым оправдание для эпигонства и чахлой иллюстративности? А ведь басенный жанр нуждается как раз в обратном - в решительном обновлении.
Главная тенденция, которая отличает развитие современной басни в ее лучших образцах, состоит в преодолении традиционной отвлеченности подразумеваемого содержания.
Но это не значит, что современная реалистическая басня стремительно переходит в фельетон, утрачивая емкость своих образов, отказываясь от того их расширительного значения, которое сопутствует иносказательной художественной манере. Суть - в сочетании одного и другого, в максимально современном использовании этой манеры, в том, чтобы баснописец, не рассчитывая на умозрительные "применения", в то же время виртуозно владел искусством двух планового повествования, позволяющим активизировать читательское восприятие.
Соединить многоступенчатую ассоциативную глубину мысли, свойственную иносказательности, когда каждый читатель идет так далеко, как он может, с возможностью конкретного, эстетически не пустого восприятия - вот основная задача, которая стоит перед современными баснописцами и которую наиболее талантливые из них решают.
Таким образом, мы решили предпринять меры для развития интереса обучающихся к басенному творчеству. Мы проводили литературные беседы и соответствующие мероприятия, на которых читали басни, как современных баснописцев, так и баснописцев-классиков. Далее мы повторно провели опрос. Результаты показали, что интерес нашего класса к творчеству баснописцев увеличился. (Приложение 2)
Заключение.
Анализируя полученные результаты, можно утверждать, что первоначальная гипотеза подтвердилась.
В ходе нашего исследования с помощью информационных источников мы выяснили, что такое басня, её особенности в литературном жанре, самых известных баснописцев во все времена.
Басня с древнейших времен получила широкую известность и накопила богатейшие традиции в литературе разных народов.
В основу становления мировой басенной культуры легли басни Эзопа, которые разбрелись по всему свету. Они явились тем богатым источником, из которого черпали мотивы и сюжеты многие последующие баснописцы: Жан де Лафонтен, И.И. Хемницер, И.А. Крылов, С.В. Михалков, В. Шебзухов, В.И. Холменко и многие другие.
Список литературы.
1.Владимир Бутромеев «ОЛМА-ПРЕСС» 1999г. “Энциклопедия школьника”,
“Детский Плутарх”, “Всемирная история в лицах”, “Древний мир”.
2.Сборник “И.А.Крылов Басни”.
3. Сборник басен “Пещера льва” 1987г.
4. Произведения И.А.Крылова в библиотеке сайта "К уроку литературы"
5. ФЭБ: “Жуковский о басне и баснях И.А. Крылова “
6. "Abhandlungen uber die Fabel" – Рассуждения о басне, 1759г.
7. Н. Мизин “Сатира” Букинистическое издание. 1962г.
10.Сборник “Жан де Лафонтен. Басни”
11. Владимир Шебзухов ” Басни”
12. Владимир Холменко “От Эзопа до наших дней (Басни-миниатюры)”
13. Аршавир Дарбни “Сатира не без Юмора”
Приложение 1.
Уровень заинтересованности обучающихся 8-х класс в басенном творчестве до проведения литературных бесед
Вывод: Большая часть обучающихся не заинтересована в чтении басен.
Приложение 2.
Уровень заинтересованности обучающихся 8-х класс в басенном творчестве после проведения литературных бесед
Вывод: после проведения литературных бесед большая часть обучающихся заинтересована в чтении басен.