Улучшение условий дорожного движения для предотвращения дорожно-транспортных происшествий

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Улучшение условий дорожного движения для предотвращения дорожно-транспортных происшествий

Федоров Н.Д. 1
1МБОУ СОШ №2
Салова И.Н. 1
1МБОУ СОШ №2
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Дорожно-транспортные происшествия являются одной из важнейших проблем не только в Российской Федерации, но и в других развитых странах. Эти происшествия, унося жизни трудоспособного населения и вызывая травмы различной степени тяжести, негативно сказываются на экономическом положении в мировом сообществе.

На сегодняшний день, по оценке Всемирной Организации Здравоохранения, ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий уходят из жизни более 1,4 миллиона человек и около 70 миллионов получают травмы различной степени тяжести.

Актуальность:

Проблема снижения аварийности дорожного движения является особенно актуальной для Российской Федерации, в частности, для Мурманской области, поскольку уровень смертности в данной области, по статистике на сегодняшний день, выше в 2-3 раза, чем в остальных областях страны.

Основная причина высокого уровня смертности в условиях дорожного движения Мурманской области подлинно неизвестна, хотя большинство представителей Государственной инспекции безопасности дорожного движения по Мурманской области утверждают, что наибольший процент всех дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей автотранспортных средств. Интересен тот факт, что человек, находящийся за рулем автотранспортного средства, в той или иной степени является причиной дорожно-транспортного происшествия, поскольку человеческий фактор невозможно просчитать.

Но таким же немаловажным фактом является и то, что спровоцировать водителя автомобиля – участника дорожного движения на неправильные или неосмотрительные действия могут неисправности автотранспортного средства, неблагоприятные дорожные условия (туман, дождь, гололедица, сильный снегопад), а также влияния сумеречной зоны – тёмного времени суток (см. рис.1, приложение 1).

Одно из направлений повышения безопасности движения не только в темное время суток, но и в условиях ограниченной видимости – максимально эффективное использование осветительных приборов самих автотранспортных средств (см. рис.2, приложение 1).

Пункт 19.1 Правил дорожного движения: «Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами» гласит:

«В темное время суток и в условиях недостаточной видимости, независимо от освещения дороги, а также в тоннелях, на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы: на всех механических транспортных средствах фары ближнего и дальнего света…».

Повышение безопасности дорожного движения в настоящее время является наиболее важной и ключевой проблемой в Мурманской области, решение которой требует скоординированных действий не только всех участников транспортного движения, но и различных министерств, ведомств, средств массовой информации и городской общественности.

Цель работы: 

Целью данной работы является улучшение условий дорожного движения для предотвращения дорожно-транспортных происшествий в городе Кандалакше, Мурманской области.

Задачи исследования:

Исследовать влияние автомобиля на безопасность условий дорожного движения;

Исследовать наиболее опасные маршруты движения в городе Кандалакше;

Разработать мероприятия для повышения безопасности дорожного движения;

Создать макет, имитирующий работу головного света автомобиля ВАЗ-21099.

Объект исследования:

Дорожное движение города Кандалакша Мурманской области.

Предмет исследования:

Проявление обеспечения безопасности дорожного движения

Гипотеза исследования:

При преодолении маршрута от одного участка города в другой можно выявить некоторые недостатки в организации дорожного движения, которые могут способствовать возникновению опасных ситуаций - дорожно-транспортных происшествий - связанных с участниками дорожного движения.

Методы и методики исследования:

Изучение вопроса обеспечения безопасности дорожного движения; проведение исследования и опроса, создание модели освещения, на основе головного света автомобиля ВАЗ-21099, моделирование дорожного движения в рассматриваемых вариантах маршрутов движения.

Основная часть

Основные положения правил дорожного движения

Правила дорожного движения – это определенный свод правил, регулирующих обязанности участников дорожного движения, а также технические требования, предъявляемые к определенным транспортным средствам, для обеспечения безопасности дорожного движения.

Пешеход – это участник дорожного движения, который при передвижении не управляет транспортным средством и не производит работу на нем. К пешеходам также относятся граждане с ограниченными способностями на специализированных средствах передвижения – инвалидных колясках без двигателя внутреннего или внешнего сгорания, а также не имеющий электрической составляющей. Также можно отнести владельцев велосипедов или мопедов, передвигающихся по специализированной выделенной полосе или по правому краю дорожного участка.

Автомобилист – участник дорожного движения, водитель или владелец автомобиля, передвигающийся на транспортном средстве с двигателем внутреннего или внешнего сгорания, а также на электрической тяге, представляющем повышенную опасность для других участников движения (см. рис.3, приложение 1).

Влияние автомобиля на безопасность дорожного движения

Автомобиль, как объект повышенной опасности на дорогах общего пользования, представляет собой совокупность систем и агрегатов, благодаря которым данное автотранспортное средство и может передвигаться по дорогам общего пользования.

В основном, при неправильной эксплуатации автотранспортного средства возникают дорожно-транспортные происшествия различной степени тяжести (см. рис.4, приложение 1).

Несмотря на стандартные агрегаты, установленные на автомобиле изначально заводом - изготовителем, для безопасности дорожного движения следует производить доработку данных систем (см. рис.5, приложение 1).

Совокупностей изначальных доработок – очень много. Но самой главным усовершенствованием автомобиля при улучшении условий дорожного движения является доработка головного света.

Что собой представляет головной свет? Головной свет автомобиля (фары головного света) – это комплекс систем, состоящей из одной или нескольких фар, предназначенной для освещения пути перед автомобилем на ближнем и дальнем расстоянии, а также для обозначения ее встречным транспортным средствам (см. рис.6, приложение 1).

Составляющие головного света автомобиля:

отражатель (рефлектор);

рифлёное стекло;

корпус с держателем (с креплением);

источник света (лампа);

Исследование опасных маршрутов города Кандалакша

Для предотвращения дорожно-транспортных происшествий следует изучить особенно опасные участки движения пешеходов и автомобилистов в городе Кандалакше.

Пешеходный переход на пересечении улиц Пронина и Заводской является одним из самых опасных в городе (см. рис.7, приложение 1). С начала 2018 года на этом пешеходном переходе было совершено 23 дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на пешехода. По причине того, что водители, двигаясь со стороны «Сёркл-Кей» - по улице Пронина, пренебрегают знаками ограничения скорости. А также одной из причин, является внезапное появление пешехода на проезжей части – находящегося в условиях недостаточной видимости. Водители, превышающие скорость, или не оказавшие особого внимания на состояние дорожных условий в чертах города, становятся виновниками в дорожно-транспортных происшествиях.

Ещё одним опасным участком дорожного движения Кандалакшского района является перекрёсток у «путепровода» (см. рис.8, приложение 1). По причине установленных правил – «главной дороги», уходящей в сторону «Дикси». Большинство водителей, пренебрегающие установленным лимитом скорости на данном участке движения, создают помеху приоритетному транспорту и становятся зачинателями дорожно-транспортных происшествий. На данном участке дороги за последний год было выявлено около 22 случаев нарушения правил дорожного движения, влекущих дорожно-транспортные происшествия.

Об опасном перекрёстке на «объездной» знает каждый второй житель. Данное пересечение дорог интересно тем, что при движении с «путепровода» в сторону микрорайона «Лесозавод», водитель попадает в условия недостаточной видимости, по причине рассаженных лесных массивов (см. рис.9, приложение 1). С 2018 года, на данном участке дороги, было выявлено около 14 дорожно-транспортных происшествий.

Одной из спорных ситуаций в транспортно-дорожной сети города Кандалакша является перекрёсток ул. Жемчужная и трассы Умба-Кандалакша (см. рис.10, приложение 1). Этот перекрёсток опасен тем, что в условиях недостаточной видимости, водители, находясь на второстепенной дороге, не обеспечивают приоритет транспортным средствам, движущихся по «главной». По причине того, что обзорность ограничена лесными массивами и закруглённостью поворота в сторону трассы 47К-010. На данном участке, за последний год, было выявлено около 8 аварийных случаев, влекущих определенную тяжесть телесных повреждений участников дорожного движения. Для предотвращения дорожно-транспортных происшествий, в городских условиях, следует провести мероприятия для повышения безопасности дорожного движения – доработать головной свет автотранспортного средства.

Создание мероприятий для повышения безопасности дорожного движения

В связи с повышающейся статистикой дорожно-транспортных происшествий в городе Кандалакше Мурманской области, следует обозначить создание особых мероприятий для повышения безопасности дорожного движения в тёмное время суток и при условиях недостаточной видимости.

Одним из мероприятий для повышения безопасности в условиях городского движения будет являться улучшение головного света автомобиля: проведение установки дневных ходовых огней в блоки аварийной световой сигнализации (см. рис.11, приложение 1).

На данный момент имеется несколько способов, как провести установку данных агрегатов:

«Классическая» - это схема, состоящая из контактов, припаянных к противотуманной фаре;

«Двух контактная» схема собирается на двух контактных патроне и лампы дневных ходовых огней;

«Врезка»: в блок указателя поворота/аварийной сигнализации «врезается» лампа-повторитель габаритной лампы;

Независимо от выбора предложенных вариантов установки дневных ходовых огней результат будет идентичен в любом случае (см. приложение 1). Ещё одним мероприятием для улучшения безопасности дорожного движения будет являться монтаж дополнительного блока осветительных приборов – противотуманных фар (см. рис 12, приложение 1).

Но, следует учитывать, что дополнительные блоки осветительных приборов, как противотуманных фар, так и иных должны быть установлены в специальное отведённое место под данные осветительные приборы. Если такие площадки отсутствуют – следует производить установку по ГОСТ 8769-75 (CT СЭВ 4122-83): «На каждом механическом транспортном средстве допускается установка спереди двух противотуманных фар. Для туристских и горных автобусов установка противотуманных фар обязательна.

Ни одна точка светового отверстия противотуманной фары не должна находиться выше верхней точки светового отверстия фары ближнего света. Противотуманные фары должны быть видны в вертикальной и горизонтальной плоскости в пределах минимально допустимых углов видимости…» (см. рис.13).

 

Рисунок 13: ГОСТ 8769-75

Разработка макета, имитирующего электрическую схему автомобиля ВАЗ-21099

Для улучшения условий дорожного движения следует разобрать ситуации, при которых можно будет наблюдать изменения в автотранспортном средстве – отклонение от технического регламента, составленного заводом-изготовителем. И для разбора данной ситуации будет разработан макет, имитирующий электрическую схему легкового автомобиля ВАЗ-21099 (см. рис.14, приложение 2).

 

Рисунок 15: Электромагнитное реле-прерыватель ВАЗ

В основе всей системы лежит, непосредственно, электромагнитное реле-прерыватель, отвечающие за обозначение указателей поворота и аварийную световую сигнализацию (см. рис.15).

Перед тем, как собирать цепь, имитирующую электрическую схему автомобиля следует изучить работу реле-прерывателя, а также ознакомиться со схемой проверки реле-прерывателя аварийной световой сигнализации (см. рис.16).

Данная цепь позволяет распознать определённые моменты работы автомобиля при неправильной эксплуатации в городских условиях движения.

 

Рисунок 16: Схема работы (проверки) реле-прерывателя автомобиля ВАЗ-21099

Показатели дорожно-транспортных происшествий по Мурманской области

По сравнению с прошлыми годами, заметно снижения случаев дорожно-транспортных происшествий по Кандалакшскому району (см. рис.17).

 

Рисунок 17: Аварийность по Кандалакшскому району за 2017-2018 гг.

Статистика по транспортным происшествиям Мурманской области не очень приятная. Хоть и происходит спад дорожно-транспортных происшествий в определенных районах области, но в основном, аварийность только повышается (см. рис.18).

 

Рост

Без изменений

Спад

Рисунок 18: Статистика дорожно-транспортных происшествий ГИБДД по Мурманской области за 2018 год

Социальный опрос

12 января 2019 года был проведён опрос среди владельцев автомобилей города Кандалакша и Полярные Зори, Мурманской области. В данном опросе участвовало 220 человек (на январь 2019 г.) и проходил он в официальной группе «ВКонтакте» сообщества союза автомобилистов «PZTeam».

В ходе социального опроса было выяснено (см. рис.19), что 197 участников сообщества, по совместительству владельцы автомобилей города Кандалакши и города Полярные Зори Мурманской области имеют в установленных блоках аварийной световой сигнализации/указателей поворота дневные ходовые огни. Остальные 10% - 23 человека сообщили об отсутствии данной специализированной доработки для улучшения безопасности дорожного движения, в связи с отсутствием транспортного средства, по какой-либо причине. Автовладельцы утверждают то, что данная доработка головного освещения автомобиля положительно сказывается о безопасности дорожного движения: автомобиль лучше заметен в тёмное время суток, а также при неблагоприятных условиях дорожного движения.

 

Рисунок 19: Результаты социального опроса

Заключение

Проведя данную работу, можно сделать следующие выводы:

Правила дорожного движения – определенный свод правил, регулирующих обязанности участников дорожного движения, а также технические требования, предъявляемые к определенным транспортным средствам, для обеспечения безопасности дорожного движения;

Было выявлено влияние автомобиля на безопасность дорожного движения, вследствие чего был смоделирован и разработан макет, имитирующий электрическую схему автомобиля ВАЗ-21099. Данная схема отображает неисправности системы автомобиля, влияющие на безопасность дорожного движения;

Досконально были разобраны показатели дорожно-транспортных происшествий по Мурманской области, и в частности по Кандалакшскому району. Выявлены опасные участки поселения, при которых чаще всего происходят дорожно-транспортные происшествия.

Были разработаны мероприятия для повышения безопасности дорожного движения.

В завершении, оглашены показатели дорожно-транспортных происшествий по Мурманской области, а также, исходя из статистики, было выяснено о повышении аварийности по всей области. Следует уточнить также, что был проведён социальный опрос среди автомобилистов города Кандалакши и города Полярные Зори Мурманской области, показывающий влияние на безопасность дорожного движения от работы блоков дополнительного освещения: дневных ходовых огней, установленных в корпуса указателя поворота/аварийной световой сигнализации.

Список использованной литературы

Источниками информации, представленной в данной исследовательской работе, являются:

АВТИКА.ру – справочник по ремонту и эксплуатации автомобилей

Режим доступа: http://www.avtika.ru

(дата обращения: 23.01.19)

Производственно-практическое издание «ВАЗ-2108, -2109, -21099 с двигателями 1,1;1,3; 1,5; 1,5i; Эксплуатация, обслуживание, ремонт, тюнинг». Иллюстрированное руководство. – М.: ООО «Книжное издательство «За рулем», 2012 (Серия «Своими силами»)

(дата обращения: 15.02.19)

«Ремонтируем ВАЗ-2108, -2109, -21099». Иллюстрированное руководство. «Своими силами». – М.: ЗАО КЖИ «За рулем», 2002

(дата обращения 03.02.19)

DRIVE2 – Сообщество автовладельцев

Режим доступа: http://www.drive2.ru

(дата обращения: 22.01.19)

PZTEAM | Автомобильное движение, Полярные Зори

Режим доступа: http://www.vk.com/pzevent

(дата обращения: 30.01.19)

Приложение 1

 

Рисунок 2: Использование осветительных приборов на автомобиле ВАЗ-21093

 

Рисунок 1: Автотранспортное средство в тёмное время суток

 

Рисунок 3: Транспортное средство, представляющее опасность другим участником дорожного движения

 

Рисунок 4: Дорожно-транспортное происшествие, при котором был повреждён автомобиль ВАЗ-2107

 

Рисунок 6: Фары головного света автомобиля

 

Рисунок 8: Перекрёсток пересечения ул. Путейская и ул. Пронина

 

Рисунок 5: Доработка автомобиля

 

Рисунок 7: Пересечение ул. Пронина и ул. Заводская

 

Рисунок 9: Перекрёсток на ул. Объездная

 

Рисунок 11: Дневные ходовые огни, установленные в блоках аварийной световой сигнализации

 

Рисунок 10: Перекрёсток пересечения ул. Жемчужная и 47К-010

 

Рисунок 12: Автомобиль ВАЗ-21099 с установленными противотуманными фарами

 

Реле-прерыватель 491.37.47

Предохранитель 8А

Источник тока (аккумулятор 12В)

Лампы 12В 21Ватт

Соединительные провода

Выключатель

Рисунок 14: Цепь, имитирующая электрическую схему автомобиля ВАЗ-21099

Приложение 2

 

Приложение 2.4: Монтаж элементов электрической цепи

 

Приложение 2.2: Устранение дефектов макета головного света автомобиля семейства «Самара»

 

Приложение 2.5: Проверка работоспособности макета

Процесс проведения мероприятий по созданию макета, имитирующего работу головного света и действие электрической схемы автомобиля ВАЗ-21099.

   

Приложение 2.1: Подготовка макета на основе головного света автомобиля семейства «Самара»

 
 

Приложение 2.3: Создание опытного образца на основе реле-прерывателя

Просмотров работы: 37