Почему Деньги Гезелля не стали мировой валютой.

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Почему Деньги Гезелля не стали мировой валютой.

Хохлов А.Ю. 1
1МАОУ школа №9
Хохлова В.С. 1
1МАОУ школа №9
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I.ВВЕДЕНИЕ

Изучая тему: «История развития денег» в школьном курсе «Экономики», я узнал, что существует теория «естественного экономического порядка» обеспечивающего обращение денег, при котором деньги становятся государственной услугой, за которую люди отчисляют плату за пользование. Вместо того чтобы платить проценты тем, у кого больше денег, чем им нужно, люди - для того, чтобы вернуть деньги в оборот, должны были бы платить небольшую плату за изъятие денег из обращения.

Это теория показалась мне интересной. Я решил выяснить, почему она не получила широкого распространения. Это и послужило выбором темы моего исследования.

Тема моего исследования: «Почему Деньги Гезелля не стали мировой валютой».

Цель работы – выяснить что такое «деньги Гезелля», были ли попытки внедрения «денег Гезелля» в мировых финансовых системах, почему «теория свободных денег» не получила широкого распространения в мире.

Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи:

– анализ имеющихся информации по теме: «Деньги Гезелля»;

- изучение исторических аспектов внедрения системы свободных денег в различных странах;

– изучение способности «свободных денег» выполнять функции полноценных денег;

– преимущества и недостатки «денег Гезелля»;

- формулирование общего вывода об эффективности «свободных денег».

Я решил осуществлять своё исследование по следующим этапам:

Изучить имеющуюся информацию по теме исследования, провести подробный анализ выполняют ли «свободные деньги» все функции настоящих денег, изучить исторические аспекты внедрения «Денег Гезелля» в различных странах, сделать выводы по теме.

Исходя из вышесказанного, я считаю данную работу актуальной. Она является важной для меня, так как я хочу продолжить своё обучение в этом направлении, а так же рассмотреть другие вопросы, связанные с современными платёжными и финансовыми системами и возможностью приумножения капитала, это цель для дальнейшего продолжение моей работы.

II. ДЕНЬГИ ГЕЗЕЛЛЯ. СУТЬ ТЕОРИИ ГЕЗЕЛЛЯ.

Перед тем как приступить к реализации поставленных мной целей, я решил изучить теоретический и исторический аспекты проблемы.

Беспроцентные деньги известны давно. Еще с XII по XV век в Европе использовались в обращении деньги, которые называли брактеатами. Их выпускали отдельные города-республики, крупные феодалы и даже епископства. Деньги эти использовались для обмена товаров и взимания налогов. Обычно, это была монета из сплава золота или серебра. Изношенные (тонкие) золотые или серебряные монеты заменялись один раз в год. Они изымались из обращения, переплавлялись и заменялись на вновь отчеканенные. При этом их стоимость уменьшалась на 25%, которые изымались в качестве платы или "сбора за чеканку". Такие деньги было не выгодно накапливать, поскольку они ежегодно теряли часть своей стоимости. В результате человечеству явились Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, огромное количество произведений ювелирного искусства и памятников архитектуры. Люди вкладывали деньги в реальные ценности, а не создавали хранилищ звонкой монеты. Но поскольку такие деньги использовались одновременно для взимания налогов, а номинал их постоянно уменьшался, то большой популярностью они не пользовались. Поэтому в конце XV века был введен так называемый "вечный пфенниг", то есть деньги, которые не обесценивались. Снова стали взиматься проценты, и в руках все меньшего количества людей сосредотачивались все большие богатства со всеми вытекающими из этого социальными и экономическими проблемами.
В 1890 году Сильвио Гезелль сформулировал идею "естественного экономического порядка", обеспечивающего обращение денег, при котором деньги становятся государственной услугой, за которую люди отчисляют плату за пользование. Вместо того чтобы платить проценты тем, у кого больше денег, чем им нужно, люди - для того, чтобы вернуть деньги в оборот, должны были бы платить небольшую плату за изъятие денег из обращения.
Сильвио Гезель, будучи коммерсантом, заметил, что иногда его товары продавались быстро и за хорошую цену, а в другое время продавались медленно, с тенденцией к снижению цен. Он начал размышлять об этом и искать причины такого хода событий, и быстро понял, что такие подъемы и спады мало зависят от спроса на его товары или их качества, а почти исключительно - от цены денег на денежном рынке.
Гезелль начал следить за такими колебаниями, и скоро пришел к выводу, что люди покупали тогда, когда процентные ставки были низкими, и не покупали тогда, когда они были высоки. Причина того, что денег было то меньше, то больше, заключалась в желании или нежелании обладателей денег давать их под проценты. Если они могли получить меньше 2,5%, преобладающей становилась тенденция к тому, чтобы оставлять деньги у себя, что приводило к уменьшению объемов капиталовложений, приводившего, в свою очередь, к банкротству фирм и уменьшению количества рабочих мест. Если, через некоторое время, вновь отмечалась готовность людей платить больше процентов за получаемые деньги, они снова охотно предоставлялись. Таким образом, начинался новый экономический цикл. В его начале процентные ставки и цены на товары были высокими, затем, с постепенным увеличением товарной и ускоренным увеличением денежной массы, процентные ставки снова снижались и, наконец, снова приводили к "забастовке" капитала.
Сильвио Гезелль объяснял этот феномен тем, что в отличие от всех других товаров и услуг деньги можно оставлять у себя практически без затрат. Если у одного человека есть корзина яблок, а у другого есть деньги, то владелец яблок будет вынужден продать их уже через короткий срок, чтобы не потерять свой товар. А обладатель денег может подождать, пока цена не придет в соответствие с его представлениями. Его деньги не требуют "складских расходов", а наоборот, дают "выгоду ликвидности", т.е., имея в кармане или на счете в банке деньги, можно ожидать того, когда наступит удобный момент или цена снизится до такого уровня, когда товар выгодно купить.
Гезелль делает вывод: если бы мы смогли создать денежную систему, в которой деньги, как и все другие товары и услуги, требовали бы складских расходов (при этом в основу таких складских расходов следовало бы заложить в среднем 5% годовых, что в точности соответствовало бы тем процентам, которые платились в ходе истории за деньги), экономика была бы освобождена от подъемов и спадов в результате спекуляции деньгами. Он предложил создать в рамках этой денежной системы такие условия, чтобы деньги при этом "ржавели", т.е. облагались бы платой за пользование.

III. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ДЕНЕГ ГЕЗЕЛЛЯ В РАЗНЫХ СТРАНАХ.
У всех попыток реализовать на практике теорию свободных денег в 30-е годы была общая судьба: в кратчайшие сроки (максимум — один год, а обычно — уже через два-три месяца) они демонстрировали феноменальные результаты по преодолению самых мрачных проявлений экономической депрессии — устраняли безработицу, радикально повышали сбор налогов, возрождали муниципальную активность, вызывали расцвет местной торговли и — главное! — ликвидировали дефицит живых денег, загнанных дефляцией в кубышки банковских сейфов.
За триумфом, однако, быстро наступало похмелье: стоило вести о чудо-деньгах распространиться по округе, как появлялось массовое желание соседних муниципалитетов и общин присоединиться к эксперименту. Следом вмешивался национальный Центробанк, под тем или иным предлогом (как правило, предъявлялось обвинение в нарушении монополии на эмиссию и оборот денежных средств) закрывавший проект. В частности, подобный сценарий был разыгран в Германии (эксперимент Wära в Шваненкирхен) и Австрии (свободные деньги в альпийском городке Вёргль). Что касается Соединенных Штатов, то тысячи экспериментов по введению свободных денег от океана до океана благополучно задушил "Новый договор", подписанный с нацией в одностороннем порядке масоном 32-го градуса Ф. Д. Рузвельтом, завершившим "финансовую революцию" 1913 года, полностью передав права на эмиссию доллара в частную структуру ФРС. При этом 5 апреля 1933 года: президент подписывает "Указ № 6102", запрещающий гражданам и организациям иметь золотые сбережения: "Я, Франклин Д. Рузвельт, президент Соединенных Штатов Америки, констатирую возникновение чрезвычайного положения в стране и властью, предоставленной мне законом, налагаю запрет на накопление золотых монет, золотых слитков и золотых сертификатов на континентальной территории США, производимое частными лицами, партнерствами, ассоциациями и корпорациями…" Ошарашенному населению предлагалось сдать все свои золотые сбережения до 1 мая 1933 года в обмен на бумажные долговые обязательства Федерального резерва.
После Второй мировой войны имя Гезелля вместе с его свободными деньгами окутали тайной и "заговор молчания со стороны академической науки" здесь ни при чем. Истинная причина кроется в пророчестве Кейнса, выведенном в эпиграф: идея «сободных денег» (Freigeld) Гезелля не просто подрывает самые основы мировой финансовой системы, но и является наиболее действенным из реально существующих и, кроме того, многократно и успешно апробированным на практике способом ликвидировать диктат кредитных денег. В подобном контексте опасность для statusquo мировой финансовой элиты, таящаяся в концепции Freigeld, несопоставимо выше, чем от всех вариаций на тему "Капитала" Маркса.
В тридцатые годы нашего столетия последователи теории Гезелля провели целый ряд экспериментов, которые показали правильность предлагаемых мер. В Австрии, Франции, Германии, Испании, Швейцарии и США предпринимались попытки ввести такие деньги для устранения безработицы. Наиболее успешным оказался эксперимент в австрийском городе Вергле в 1932 - 1933 годах. Результаты превзошли все ожидания. Когда во всей Европе наблюдался спад производства и рост безработицы, в Вергле безработица снизилась на 25% и выросло производство. Но сильные мира сего не позволили перенести положительный опыт в государственную финансовую систему.
Аналогичные события происходили в Веймарской республике (1924-1933). После гиперинфляции 1923 г., в 1924 г. была введена рейхсмарка, таким образом, вернулись к золотому стандарту. То есть рейхсмарок было выпущено пропорционально имеющемуся в распоряжении республики золотому запасу. Республика с золотой монетой просуществовала до "черной пятницы" 1929 г. Разразившийся после этого экономический кризис заставил рейхсбанк вернуть часть золотого запаса, взятого в кредит в США.
В современном мире более 90% того, что мы называем «деньгами», в действительности являются числами в компьютере. А новые «свободные или нейтральные деньги» можно было бы запустить в оборот исключительно в безналичном виде (какое то время новые деньги должны функционировать параллельно старым). А обложить безналичные нейтральные деньги налогом не составляет никакого труда. Каждый субъект, у которого нейтральные деньги оставались бы на счету на конец дня, выплачивал бы налог на остаток денег. Излишние деньги, для избегания налога, субъекты могли бы передавать банкам на определенных условиях (например: - не менее чем на месяц).
Хотя нейтральные деньги не будут приносить своему владельцу проценты, однако они сохранят свою стабильную стоимость. Как только проценты на деньги исчезнут, инфляция будет не нужна и она сойдет на нет.
Кто получает кредит, тоже не платит процентов, а только премию (страховку) за риск и плату за администрацию кредита, которые и сейчас включаются в любой банковский кредит (обычно от 1,5 до 3,5%).
Банки продолжали бы функционировать как, и прежде, с той только разницей, что они были бы больше заинтересованы в выдаче кредитов, поскольку они тоже были бы подвержены действию механизма оплаты за деньги, находящиеся в их распоряжении. В свою очередь и банки должны иметь возможность «сдавать» излишние деньги в центральный банк для избегания налога.
Рассматриваемая система введения в оборот «нейтральных денег» смогла бы снять многие противоречия существующего в современном мире финансового порядка и способствовала бы организации более справедливой и эффективной экономики.

IV. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ «ОБЫЧНЫХ» ДЕНЕГ И «ДЕНЕГ ГЕЗЕЛЛЯ».

Далее, продвигаясь в своём исследовании, я решил проанализировать вопрос: «Являются ли «деньги Гезелля» настоящими деньгами?»

Считается, что деньги выполняют 5 функций: меры стоимости, средства обращения, платежа и накопления, а также мировых денег.

1.Мера стоимости. Для обыкновенных денег эта функция проявляется в измерении стоимости товара путём установления цен. Эту же функцию могут беспрепятственно выполнять «деньги Гезелля». Тем более, что использование денег по их прямому назначению, т.е.для приобретения товаров и услуг, только подтверждает теорию Гезелля.

2.Средство обращения. Деньги обмениваются на товар, а товар на деньги. В современном мире более 90% того, что мы называем «деньгами», в действительности являются числами в компьютере. И новые «свободные или нейтральные деньги» можно было бы запустить в оборот исключительно в безналичном виде (какое то время новые деньги должны функционировать параллельно старым). И безусловно, «деньги Гезелля» могут является средством обращения, благодаря многочисленным электронным ресурсам, позволяющим преобрести за них необходимые товары, работы или услуги.

3.Средство платежа. Использование «денег Гезелля» как средство платежа весьма сомнительно, это обусловлено тем, что государства не признают их как законную валюту, и препятствуют её распространению.

4.Средство накопления. С этой функцией «деньги Гезелля» справится не могут, т.к. это противоречит самой миссии их создания.

5.Мировые деньги. Мировые деньги опираются на все предыдущие функции, являясь всеобщим платёжным и покупательным средством, а также всеобщей мерой стоимости и материализацией общественного богатства. Осуществлению функции мировых мешает нежелание банкиров терять свою прибыль от использования кредитных денег. А так же мировые законодательства, не признающие «деньги Гезелля» законными.

Итак, можно сделать вывод, что «деньги Гезелля» всё таки не могут безусловно являться полноценными деньгами и стать мировой валютой.

V.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В 1890 году Гезель сформулировал идею «естественного экономического порядка», при котором в отличие от современного неестественного порядка деньги становятся платной государственной услугой. Вместо того чтобы платить проценты банкирам, люди должны были бы платить небольшую сумму государству за право деньги не тратить, а хранить. Прекращается процентный рост, исчезает инфляция, деньги перестают «разгонять» экономику, становится ненужной пропаганда потребительства, и, что самое для нас главное, уменьшается антропогенная нагрузка на природу. Люди начинают жить в условиях естественной экономики.

В некторых источниках такие деньги называют «горячими бонами». «Боны» — чтобы отличать от привычных денег. Ну, а «горячие» они оттого, что руки жгут, требуя, чтобы их немедленно потратили. Самые большие потери от внедрения «горячих бонов» понесут финансовые спекулянты. Произойдет перемена интереса: главной проблемой станет не как получить много денег, а как их быстро потратить.

Теория Гезеля была проверена на практике, и весьма удачно.
В 1932 году в австрийском городе Вергле магистрат выпустил 5000 «свободных шиллингов» (свободных от процентов), которые были покрыты такой же суммой обычных австрийских шиллингов в банке, и пустил их в оборот. Плата за пользование бонами составляла ежемесячно 1%, или 12% в год, а вносили её те, кто имел банкноту в конце месяца. Плата оформлялась специальной маркой, которую приклеивали на обратной стороне банкноты; без такой Марки в следующем месяце банкнота была недействительна. Такая плата привела к тому, что любой человек, получавший боны, старался их как можно быстрее потратить. Жители Вергля даже налоги платили заранее, лишь бы избежать потерь! Этими «горячими бонами» выплачивалась зарплата, торговцы принимали их в качестве платы за товар. Когда более 300 общин в Австрии заинтересовались этой экономической моделью, Национальный банк страны испугался, усмотрев угрозу своей монополии. Он вмешался в дела магистрата и запретил печатание местных денег, свободных от процентов. Спор длился долго и рассматривался даже в высших судебных инстанциях Австрии.

Однако, проведя моё исследование по заданной теме, полагаю, что в настоящий момент нельзя сказать, что «Деньги Гезелля» – это полноценные деньги, т.к. они не могут выполнять все функции обычных денег. Первые пользователи свободных денег вдохновились идеей децентрализованной денежной системы и, как показывает практика, система частных денег в современном мире может работать. Но у мирового финансового правительства другой взгляд на этот вопрос.

Подводя итог работы, хотелось бы сделать вывод: цель, поставленная в начале этого исследования, была достигнута. Моё исследования показало, что действительно «деньги Гезелля» решают вопрос инфляционной природы денег, не позволяют своим владельцам распоряжаться собственными деньгами по своему усмотрению в тех же пределах, что и обычные деньги; имеют ограниченное хождение, что привязывает их владельца к определённой территории; вводят дополнительный налог на использование; заставляют владельцев тратить их быстрее, что приводит к неизбежным увеличениям их трат; не позволяют копить деньги не в местных банках. «Деньги Гезелля» имеют право на существование, но вряд ли станут всеобщим платёжным средством.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маргрит Кеннеди (2017). Деньги без процентов и инфляции. М.: Самотёка МИД «Осознание».

2. Бурко Р. А. Деньги по Дж.Кейнсу и возможность применения «свободных денег» на основе идей Сильвио Гезелля // Молодой ученый. 2013,№12.

3. Credit Suisse Research Institute. The Global Wealth Report 2016. URL https://www.credit-suisse.com/us/en/about-us/research/research-institute/news-and-videos/articles/news-and-expertise/2016/11/en/the-global-wealth-report-2016.html

4. Jordan Bruce MacLeod (2017). New Currency. Integral Publishers.

5. Paul Hawken (2010). The Ecology of Commerce Revised Edition: A Declaration of Sustainability. Collins Business Essentials.

6. Silvio Gesell (1916). The Natural Economic Order. Translated by Philip Pye M.A., TGS, издание 2016.

7. Материалы интернет сайта «P2P Foundation» URL http://wiki.p2pfoundation.net

Просмотров работы: 377