Введение
Актуальность нашей работы в том, что большинство младших школьников регулярно получают от родителей карманные деньги. И далеко не всегда их разумно тратят. Ребята не задумываются о том, что для них карманные деньги – доходы, а для их родителей – расходы. А так как они члены одной семьи, то неразумно тратя карманные деньги, дети наносят вред и своей семье – её бюджету. И нам захотелось разобраться, как можно грамотно распределять и тратить свои карманные деньги и попробовать показать это нашим сверстникам и прежде всего своим одноклассникам.
Цель исследования:
Поиск способа, как помочь сформировать у детей младшего школьного возраста разумное отношение к карманным деньгам, что поможет им создать материальное благополучие своей дальнейшей жизни.
Задачи исследования:
Изучить отношение к карманным деньгам школьников и их родителей;
Показать, что неразумное использование карманных денег младшими школьниками отрицательно сказывается на бюджете их семей;
Разработать советы для младших школьников, которые помогут им грамотно накапливать, распределять и тратить свои карманные деньги.
Источники информации для исследования:
Познавательная литература по этому вопросу;
Результаты личных наблюдений;
Результаты опроса младших школьников и их родителей (анкетирование);
Интернет источники.
Методы исследования:
Изучение литературы и интернет источников по данной теме;
Наблюдение;
Анкетирование, обработка данных;
Эксперимент.
Теоретическая часть
Карманные деньги
Для проведения исследования мы использовали различную литературу и интернет источники и выяснили, что в России понятие карманных денег не относится к законодательно установленным. Вместе с тем дети с 6 лет могут совершать небольшие бытовые покупки в том случае, если у него есть собственные деньги. Появление собственных денег возможно при выделение родителями определенной суммы на регулярной основе, по какому-либо случаю или по просьбе на что-то определенное.
В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова к пояснению прилагательного «карманный» приводится словосочетание «карманные расходы» - мелкие, повседневные траты. Поэтому мы и привыкли называть деньги, которые родители дают своим детям «Карманные деньги». Значит «Карманные деньги» - это определенная сумма денег, предоставленная родителем своему ребенку во владение и для самостоятельного использования на мелкие, повседневные траты.
В отличии от России в Англии большинство родителей (88%) выдают детям карманные деньги строго по плану. Первые личные деньги (около полутора долларов в неделю) появляются у девочек и мальчиков, в среднем, в возрасте шести с половиной лет. Далее между размером суммы и возрастом ребенка существует прямая зависимость. [5]
В Германии вопрос о количестве карманных денег у детей рtшен на законодательном уровне. Если родители не выдают ребенку деньги по "государственному тарифу", он может подать на них жалобу. Злостная невыплата карманных денег грозит родителям штрафом. [5]
Семейный бюджет
Разбираясь в большом количестве экономических понятий и терминов мы для себя особо отметили несколько понятий, которые тесно связаны с карманными деньгами. Ведь карманные деньги - это доходы только для нас, а для наших родителей это расходы. На что еще родители тратят деньги? Сложно вспомнить, чтобы мама или папа занимали у нас деньги на как-либо покупку. Как они планируют свои доходы и расходы?
Бюджет семьи. Бюджет в переводе с английского означает «сумка и ее содержимое». Бюджет - это роспись доходов и расходов на определенный срок. [2] Бюджет может составляться на год, полгода, квартал, месяц. Иногда рассчитывают бюджет отдельного мероприятия (день рождения, поездки). Семейный бюджет в России обычно составляется на один месяц. Он позволяет решить основную задачу – найти соотношение между доходами и расходами в разные периоды времени и распределить имеющиеся денежные средства на необходимые для семьи траты.
Основная задача бюджета распределить имеющиеся денежные средства семьи на удовлетворение максимального количества потребностей семьи с минимально возможными затратами. [1] Бюджет семьи, так же, как и карманные деньги, имеет свои особенности в разных странах. Они сформированы различными культурными, климатическими и экономическими различиями.
Домохозяйство. На сайте Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru , которая изучает все данные, опубликовано исследование «Дети в России» за 2009 год. [6] Из исследования можно узнать, что в России около 38 млн. отдельных семей или так называемых домохозяйств, в которых состоит практически 124 млн. человек. Средний размер домохозяйства в России – 3 человека.Логично называть в нашем исследовании человека, который ведет хозяйство семьи и составляет семейный бюджет, «Хозяином» [2].
Бережливый хозяин
Хозяин. В толковом словаре С.И. Ожегова [3] имеет 9 определений, мы выбрали несколько, которые максимально описывают качества хозяина:
1. Владелец. Без хозяина дом сирота.
2. Полновластный распорядитель. Отец - хозяин в доме. Хозяин своей судьбы. Хозяин положения (о том, кто может независимо действовать в данной обстановке, распоряжаться, решать сам).
3. Человек, который ведет хозяйство, хозяйственные дела. Хороший, расчетливый хозяин.
4. Глава дома, семьи, хозяйства. Хозяин рад гостям.
Значит «Хозяин» это тот, кто действует независимо, знает, что делает и сам решает, хороший и расчетливый, главный. Что же должен делать хозяин с тем, что попадает к нему в руки? Как он должен это использовать? В литературе, которую мы изучали очень много говорится об экономии и бережливом отношении к ресурсам, которые попадают к нам в руки. Как же стоит понимать экономный или бережливый хозяин?
Экономный:
1. Бережливо расходующий что-нибудь, соблюдающий экономию.
2. Способствующий экономии, скромный в расходах. [3]
Бережливый: бережно относящийся к имуществу, расчетливый, экономный. [3]
Как мы разобрались, бережливый включает в себя понятие экономный, но не является единственным толкованием. Бережливый хозяин – в первую очередь может ценить то, что имеет. Бережно относится к тем ресурсам, которые попадают к нему в руки.
Получается, что каждый школьник, получая карманные деньги от родителей для самостоятельного использования становится их «хозяином»! И очень важно, как он их потратит – сможет ли он принести пользу своему домохозяйств. Купит что-то полезное или нет, поможет сэкономить семейный бюджет или потратит его бесполезно и бездумно.
Практическая часть
Как было отмечено в теоретической части нашей работы в России нет специального закона о карманных деньгах и каждый родитель самостоятельно решает будет ли он выдавать своему ребенку карманные деньги. Поэтому в практической части нашей работы мы решили изучить отношение ребят и их родителей к карманным деньгам у младших школьников.
Отношение родителей к карманным деньгам
Целью нашего анкетирования было узнать мнение родителей: за что они готовы выдавать своим детям карманные деньги, и что они думают о готовности детей разумно использовать свои карманные деньги.
В опросе приняли участие 104 родителя школьников в возрасте от 7 до 11 лет. Нами было предложено выбрать вариант ответа, который больше всего подходит. Опрос был проведен анонимно с использованием интернета и программы Google http://www.google.co.th.
Таблица 1. Анкета для родителей учеников начальной школы
Вопросы с вариантами ответов |
1. Даёте ли Вы карманные деньги ребенку? Да Нет |
2. Ваш ребенок разумно тратит карманные деньги? Да Нет Не всегда |
3. Вы даете деньги ребенку за следующее? За хорошие отметки и домашние обязанности За серьезные достижения в учебе или увлечениях В качестве подарка на праздники |
Диаграмма 2. Результаты анкетирования родителей
Выводы
Нам удалось узнать, что не все родители, принявшие участие в нашем опросе, выдают своим детям карманные деньги на мелкие бытовые расходы, а только 71%. И только 63% опрошенных нами родителей считают, что их ребенок тратит деньги разумно. Поэтому мы хотели бы посоветовать нашим одноклассникам более внимательно относится к своим тратам. Почаще задумываться нужна ли эта покупка для домохозяйства или можно семейный бюджет потратить на более необходимые вещи. Если сомневаешься, то лучше посоветоваться с родителями.
Также ученики начальной школы получают от своих родителей карманные деньги на праздники, за особые достижение в увлечениях, и даже как вознаграждение за хорошие отметки или выполненные домашние обязанности. Но мы считаем, что брать у родителей деньги за выполнение домашних обязанностей или за пятерки в дневнике - не правильно. Это наши обязанности – помогать посильной работой по дому и хорошо учиться в школе.
Отношение детей к карманным деньгам
Конечно, нам очень хотелось изучить отношение наших сверстников к карманным деньгам и их использованию. Мы хотели узнать, умеют ли младшие школьники разумно тратить свои деньги. Как часто они тратят деньги на «вкусняшки» и развлечения. Хотят ли купить дорогостоящую вещь и могут ли накопить для этого определенную сумму. Особенно интересно нам было узнать, как ребята объяснят словосочетание бережливый хозяин из Толкового словаря русского языка С.И. Ожегова [3], где сказано, что «бережливый» - бережно относящийся к имуществу, расчётливый, экономный.
В анкетировании среди детей приняли участие 147 учеников Гимназии №1 в возрасте от 7 до 11 лет. Мы предложили выбрать вариант ответа тем ребятам, кому родители уже дают карманные деньги. Выбирать нужно было самый подходящий для них вариант ответа. Опрос был проведен анонимно с использованием опросных листов, интернета и программы Google http://www.google.co.th.
Таблица 2. Анкета для учеников начальной школы
Вопросы с вариантами ответов |
1. Что ты предпочитаешь делать с карманными деньгами? Коплю Трачу |
2. Часто ли ты покупаешь сладости (чипсы, кириешки, колу т.п.)? Редко или никогда Часто (1 раза в неделю и чаще) |
3.Хочешь ли ты приобрести вещь, стоимость которой превышает 5000 рублей? ДА 2- й. НЕТ |
4. Объясни слово "БЕРЕЖЛИВЫЙ" Осторожный 2-й. Скучный 3-й. Разумны 4-й. Экономный |
Диаграмма 3. Результаты анкетирования детей
Диаграмма 4. Понимание слова «Бережливый»
Выводы
Ученикам была предоставлена возможность выбора нескольких ответов понимания слова «бережливый». К сожалению, практически все ученики выбрали только такую характеристику, как экономный. Опустив значения разумный и осторожный. Хотелось бы, чтобы слово «бережливый» в изучении темы карманных денег оставалось прежде всего словом, которое говорит о бережном отношение к тем ресурсам, которые попадают к нам в руки. Береги то, что имеешь. Помни, что карманные деньги для тебя доходы и твой капитал, но для родителей это расходы. И заработать деньги не просто. С особенностями тяжелого заработка в старые времена мы познакомились наглядно, когда посетили музейно-туристический комплекс «Сузун-завод. Монетный двор». Он расположен в 180 километрах от Новосибирска в старинном поселке Сузун, где в 1764 г. был построен Нижне-Сузунский медеплавильный завод и монетный двор. В музее есть не только подлинные предметы старины, но и специальные интерактивные зоны, где каждый посетитель может почувствовать себя заводским рабочим или служащим XVIII– XIX вв. [7]
Нам удалось узнать, что большинство или 78 % из детей, принявших участие в нашем анкетировании, предпочитают свои карманные деньги копить, а не использовать по назначению - для мелких бытовых расходов. Поэтому только 30 % ребят покупают на свои карманные деньги «вкусняшки» 1 раз в неделю или чаще. Сделаем предположение, что остальные ребята просят купить сладости у родителей и это часть расходов в семейном бюджете. Здесь хотели бы посоветовать нашим ребятам не тратить деньги на «вкусняшки», которые могут принести вред здоровью, а стараться выбирать для себя что-нибудь не только вкусное, но и полезное.
Многие опрошенные дети хотят в ближайшее время получить вещь стоимостью дороже 5000 руб. На этот вопрос утвердительно ответило более 63% процентов ребят. Можно сделать вывод, что в целом дети предпочитают не тратить свои карманные деньги попусту и копят на что-нибудь стоящее. Поэтому посоветуем потратить накопленные деньги разумно и приобрети что-нибудь полезное для себя и семейного бюджета. Так как покупка предстоит дорогостоящая, лучше всего посоветоваться со своими родителями. Обсудить все достоинства новой вещи и поискать что-нибудь подходящее по цене. У многих товаров есть «братья и сестры», то очень похожие и за меньшие деньги.
Эксперимент «Бережливое расходование карманных денег детьми - экономия семейного бюджета»
Для подтверждения всех полученных нами выводов мы решили провести эксперимент и изучить, как младший школьник может помочь сохранить семейный бюджет при разумном отношении к расходам своих карманным денег. Участвовать в эксперименте решили мы сами, для того чтобы потом поделится с ребятами нашими выводами и предложить поучаствовать в таком эксперименте самим.
Предположение: разумно расходуя свои карманные деньги мы могли бы помочь родителям сэкономить семейный бюджет.
Цель эксперимента: выяснить можно сэкономить семейный бюджет, совершая полезные покупки на карманные деньги.
Задачи эксперимента: совершать свои обычные траты в течение 10 дней и фиксировать все в таблицу. Сделать их полезными и разумными. После окончания посмотреть на свои расходы и убедиться, что мы смогли сэкономить семейный бюджет.
Сроки эксперимента: с 10 декабря по 20 декабря 2018 года
План эксперимента:
Посчитать свои карманные деньги, которыми мы располагаем для эксперимента
Написать, на что планируешь точно потратить
Подумать, как эти траты сделать разумными и нужными
Составить таблицу для записи своих трат
Провести эксперимент
Посчитать сколько мы смогли сэкономить
Сделать вывод и сравнить, что у нас получилось
Участники: Мария Третьяк и Стефания Прокопьева
Ход эксперимента:
Мы решили, что все наши мелкие повседневные расходы можно разделить на три вида
«Вкусняшки» - это шоколадки, кексы, сок и все, что мы покупаем в школьном буфете или в кафе
Другие покупки – украшения для себя, для дома, необходимые для школы тетради, альбомы и другие школьные мелочи
Полезные подарки – подарки для наших близких на Новый год и Дни рождения
Также мы подготовили таблицу, в которую внесли всю информацию о наших карманных деньгах:
Таблица 1. Подготовка к эксперименту
Участница |
Мария |
Стефания |
Сумма карманных денег |
3100 рублей |
5000 рублей |
Как хранишь? |
На банковской карточке и немного в кошелечке |
В кошельке |
На что точно потратишь? |
Подарки на Новый год для мамы, папы и братика День рождение братика Украшение комнаты к Новому году |
Подарки на Новый год для мамы, папы и братика Подарок на День рождение братика Украшение комнаты к празднику На хобби и увлечения |
Весь период мы фиксировали свои ежедневые покупки в специальную таблицу. Вот какие результаты у нас получились:
Таблица 2. Результаты эксперимента Прокопьевой Стефании
Дата |
«Вкусняшки» |
Другие полезные покупки |
Полезные Подарки |
Что купила |
10 декабря |
Декор комнаты |
Фигурка слона, ваза, копилка (1088руб.) |
||
11 декабря |
||||
12 декабря |
Декор комнаты |
Свечи декоративные 2 шт. (1048 руб.) |
||
13 декабря |
Подарок папе на НГ |
Косметика для ухода ( 342руб.) Машинка игрушка (810 руб.) |
||
14 декабря |
||||
15 декабря |
Пряники |
Пряники 2шт. (48 руб.) |
||
16 декабря |
||||
17 декабря |
Декор комнаты |
Рамки для фотографий 2 шт. (1020 руб.) |
||
18 декабря |
||||
19 декабря |
Подарок маме на НГ |
Ежедневник (210 руб.) |
||
20 декабря |
||||
ИТОГО |
48 руб. |
3156 руб. |
1362руб. |
4566 руб. |
Таблица 3. Результаты эксперимента Третьяк Марии
«Вкусняшки» |
Другие полезные покупки |
Полезные Подарки |
Что купила |
|
10 декабря |
Подарок брату |
Ватман для поздравительного плаката – 20 руб. |
||
11 декабря |
Вода + проезд |
Вода – 20 руб. Билеты на проезд в транспорте – 42 рубля |
||
12 декабря |
Кекс + шоколад |
Кекс – 24 руб. Шоколадка – 20 руб. |
||
13 декабря |
Проезд |
Билеты на проезд в транспорте – 44 руб. |
||
14 декабря |
Проезд |
Билеты на проезд в транспорте – 43 руб. |
||
15 декабря |
||||
16 декабря |
||||
17 декабря |
Конфеты |
Грибочки - 36 руб. |
||
18 декабря |
||||
19 декабря |
Конфеты |
Проезд |
Подарки подругам |
Конфеты – 28 руб. Проезд – 44 руб. Наборы для декорирования выпечки – 3*168,3 руб. (505 руб.) |
20 декабря |
Подарок на ДР брату |
Печать фотографий для поздравительного плаката – 102 рубля |
||
ИТОГО |
108 |
193 |
627 |
928 руб. |
Подводя итоги эксперимента, мы убедились, что разумно расходуя деньги, мы помогли родителям сэкономить семейный бюджет. Это произошло благодаря тому, что мы обдумывали свои покупки и выбирали, что родителям пришлось бы купить в дальнейшем. Например, Стефания выбрала на подарок папе к Новому году косметический набор, посоветовавшись с мамой.
Мы обратили внимание, что делать подарки своим близким очень приятно. Так совпало, что у наших младших братьев прошли во время эксперимента Дни рождения. И их очень порадовало наше внимание и забота. Подарок не обязательно должен быть дорогостоящим и его можно сделать своими руками. Например, как это сделала Маша. Верно говорят, что дарить подарки приятнее, чем получать. Так же мы поняли, что тратя свои деньги, нужно хорошо обдумать покупку, иначе потом будешь жалеть.
Если мы будем вести записи своих расходов, это поможет нам сэкономить карманные деньги. Записи помогают планировать расходы, не покупать лишнего, перераспределять деньги и помнить о сумме, которая есть у тебя в распоряжении. В процессе эксперимента мы отказались от части запланированных покупок. Стефания от лишних «вкусняшек», а Мария от новогодних расходов, так как приготовила творческое поздравление для своих близких и для декорирования комнаты использовала заранее купленные украшения.
Благодаря нашему исследованию мы смогли ответить на вопрос, который нас волновал - Карманные деньги у детей: это хорошо или плохо? Выводы мы сгруппировали в схему.
С хема 1. Карманные деньги у детей: это хорошо или плохо?
Карманные деньги у детей младшего школьного возраста это хорошо, потому что учат планировать семейный бюджет в будущем. Кроме того, при разумном и бережливом к нему отношении со стороны ребенка, помогают экономить семейный бюджет в настоящем.
К сожалению, карманные деньги могут оказывать плохое влияние на младших школьников, если служат стимулом для получения хороших отметок и помощи в домашних делах. А если ребенок не ценит свои карманные деньги и не разумно ими пользуется, то карманные деньги наносят вред семейному бюджету. Он тратится не экономно, не разумно и бесполезно.
Конечно, научить ценить свои деньги и разумно их тратить задача родителей. Мы же решили немного помочь в этом ребятам и составили несколько советов о том, как разумно распоряжаться своими карманными деньгами.
Советы по использованию карманных денег для младших школьников
Будь бережливым. Бережно относись к тому, что имеешь.
Не трать деньги на бесполезные вещи. Сначала подумай.
Не бери деньги за выполнение домашних дел и отметки. Это твоя обязанность.
Не жалей денег на полезные подарки близким. Дарить приятнее, чем получать.
Трать деньги на полезные «вкусняшки». Они не вредят здоровью.
Веди запись своих трат. Это поможет тебе разумно тратить деньги и сэкономить бюджет семьи.
Для того чтобы наши советы запомнились и ребята их надолго сохранили, мы придумали сделать специальный сундучок-копилку для карманных денег, который дети должны были сделать своими руками. Для заготовки мы использовали развертку из интернета, а советы на сундучке нам помогли расположить наши мамы (Приложение 1).
Результатом нашего эксперимента мы захотели поделится с нашими одноклассниками и предложили нашему учителю Наталье Николаевне провести для ребят классный час «Карманные деньги у детей: это хорошо или плохо?».
План классного часа:
Рассказать ребятам основные понятия по теме
Представить итоги анкетирования и сделать выводы
Рассказать о нашем эксперименте «Бережливое расходование карманных денег детьми - экономия семейного бюджета»
Представить план эксперимента, чтобы желающие ребята моги провести эксперимент самостоятельно
Рассказать, как хорошо и плохо могут влиять карманные деньги на семейный бюджет
Представит наши советы о разумном отношении к карманным деньгам
Сделать сундучки вместе с ребятами
На уроке мы рассказали ребятам про свои результаты эксперимента, представили те выводы, к которым мы пришли и предложили провести собственные наблюдения за своими карманными деньгами. Для этого мы рассказали, как провести такой же эксперимент и раздали формы для заполнения. Принять участие согласилось 17 ребят. Затем мы вместе изучили наши советы о разумном обращении с карманными деньгами и смастерили сундучки-копилки, которые ребята смогли унести домой и будут использовать в дальнейшем.
Заключение
Тема карманных денег у детей нам показалась актуальной, потому что большинство младших школьников регулярно получают от родителей деньги и далеко не всегда их разумно тратят. Ребята не задумываются о том, что для них это доходы, а для их родителей – расходы. И неразумно тратя деньги дети наносят вред своей семье и её бюджету. Нам захотелось разобраться, карманные деньги у детей: это хорошо или плохо? Целью нашего исследования стал поиск способа, как помочь сформировать у детей младшего школьного возраста разумное отношение к карманным деньгам.
На первом этапе, анкетирование ребят и их родителей, позволило выяснить отношение к теме карманных денег и выявить несколько проблем. Так 71% родителей выдают своим детям карманные деньги, но только 63% считают, что ребенок тратит их разумно. Некоторые ученики получают деньги, как вознаграждение за хорошие отметки или выполненные домашние обязанности. Дети же не спешат тратить свои карманные деньги, а стараются накопить (78%) на дорогостоящую вещь и считают, что синоним к слову «бережливый» - «экономный».
Второй этап нашего практического исследования заключался в постановке эксперимента «Бережливое расходование карманных денег детьми - экономия семейного бюджета», в котором мы лично приняли участие. 10 дней мы записывали свои траты в специальную таблицу стараясь применять разумный подход к карманным деньгам. В результате мы убедились, что помогли родителям сэкономить семейный бюджет. Мы обдумывали свои покупки и выбирали то, что родителям пришлось бы купить, потратив деньги из семейного бюджета. Делая подарки близким мы советовались с мамой или старались сделать их своими руками. Записи помогли нам спланировать расходы и не покупать лишнего, помнить о сумме, которая есть в распоряжении и перераспределять ее по необходимости.
В результате нашего исследования и проведенного эксперимента мы смогли ответить на вопрос, который нас волновал - Карманные деньги у детей: это хорошо или плохо? Хорошо, потому что учат планировать семейный бюджет в будущем и помогают экономить его в настоящем. К сожалению, карманные деньги могут оказывать плохое влияние на младших школьников, если служат стимулом для получения хороших отметок и помощи в домашних делах. А если ребенок не ценит свои карманные деньги и не разумно ими пользуется, то карманные деньги наносят вред семейному бюджету. Он тратится не экономно и бесполезно.
Для того чтобы помочь сформировать у одноклассников разумное отношение к карманным деньгам мы написали свои советы и разместили их на сундучке-копилке для карманных денег, который ребята с большим интересом сделали для себя своими руками.
Будь бережливым. Бережно относись к тому, что имеешь.
Не трать деньги на бесполезные вещи. Сначала подумай.
Не бери деньги за отметки и выполнение домашних дел. Это твоя обязанность.
Не жалей денег на полезные подарки близким. Дарить приятнее, чем получать.
Трать деньги на полезные «вкусняшки». Они не вредят здоровью.
Веди запись своих трат. Это поможет тебе разумно тратить деньги и сэкономить бюджет семьи.
Мы поняли для себя, что тема личных финансов у детей очень интересная и нам захотелось в дальнейшем подробнее изучить, какие еще пробелы в финансовой грамотности у наших сверстников существуют. Мы могли бы предложить ребятам вместе найти ответы на многие вопросы по личным финансам. Например, как правильно планировать семейный бюджет и бережливо вести домохозяйство, помогая в этом родителям.
Список источников информации
Гловели Г. Д. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся. 4класс общеобразовательных организаций. М.:ВИТА-ПРЕСС,2016.
Новожилова Н. В. Экономика: моя семья. Учебное пособие для 5 классов. М.:ВИТА-ПРЕСС,2017.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.:ООО «А ТЕМП», 2013.
Федоренко П. К., Хайлов Л. М. История денег. М.: Издательский Дом Мещерякова,2017.
Арсеньев Е. Карманные деньги -2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.7ya.ru/article/Karmannye-dengi
«Дети в России» - 2009. Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru
Музейно-туристический комплекс «Сузун-завод. Монетный двор»– 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://turizm.nso.ru/ru/page/490
Приложение 1
Рисунок 1. Развертка для изготовления сундучка-копилки с советами
рекомендация по печати – формат А3, плотная бумага без глянца