Денежные единицы древней Руси в речи современного школьника.

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Денежные единицы древней Руси в речи современного школьника.

Полищук К.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1 г.Новоузенска Саратовской области"
Коршунова О.Т. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Новоузенска Саратовской области"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Отдыхая летом в г. Марксе у дедушки с бабушкой, я увидел у дедушки монету, которую он нашёл на берегу Волги. Это была монета достоинством в 2 копейки 1812 года выпуска.

Я подумал: мы живем в XXI веке, а монета XIX века, но называется так же, как и современные деньги – копейка. Мне захотелось узнать, когда же появилось это название денег? Ведь читая сказки, пытаясь объяснить значения пословиц, я встречал другие названия денег. А так как не знал соотношения старинных и современных денег, то и не всё понимал в сказках, не мог объяснить смысл пословиц, не всегда мог разгадать кроссворд. Поэтому решил провести исследование.

С целью подготовки к исследованию, я обратился к толковому словарю русского языка Владимира Ивановича Даля и узнал названия старинных денежных единиц Руси: полушка, деньга, копейка, грош, алтын, пятак, гривна, полтина 1 .

Затем провёл опрос среди одноклассников на знание этих старинных денежных единиц. Опрос подтвердил мою догадку: 92% моих одноклассников, так же как и я, не знает названия денежных единиц древней Руси, не может их сравнить с современными деньгами. Это подтвердило значимость моего исследования. Результаты исследования представлены в диаграмме (Приложение 1).

Объектом исследования стали старинные денежные единицы Руси.

Предметом исследования - история появления и развития денежной единицы древней Руси.

Поставил перед собой цель: изучить старинные денежные единицы Руси, показать использование их названий в литературных произведениях, в математических задачах, речи современного школьника.

Гипотезу выдвинул следующую: овладение знаниями об истории возникновения денег, их сравнение с современными денежными единицами поможет мне и моим одноклассникам лучше разобраться в литературных произведениях, старинных математических задачах.

Методы исследования: изучение и анализ литературы;
опрос школьников; анализ полученных данных

Задачи:

Изучить историю развития денежных единиц древней Руси

Собрать материал об использовании названий денежных единиц в пословицах, сказках, задачах

Установить соотношения старинных денежных единиц

Установить стоимость некоторых товаров в 16-21 веках

Обобщить результаты

Глава I. История развития денежных единиц древней Руси

1.1 Товарные деньги

Анализируя разнообразные источники, я узнал, что самые первые русские деньги, которые называли «товарными», — ходили на четырех ногах, поскольку это был скот: овцы, коровы, быки.

Чем большим стадом ты владел, тем богаче считался. Скотницей именовали специальное помещение, кладовую для хранения денег или драгоценностей.Скотником назывался казначей, хранитель денег.Но какие, же это были неудобные деньги! Коров, овец нужно где-то держать и кормить.

А вот в северных областях нашей страны «товарными» деньгами служили шкурки куниц, соболей, белок, лисиц.

Их называли «меховыми деньгами». Русская пушнина была теплая, мягкая, красивая. Все что угодно меняли за «меховые» деньги. Особенно привлекали заморских купцов куньи меха.

Так появилось название древнерусской денежной единицы «куна», которая берет свое происхождение от меха куницы. Одно плохо - уж очень шкурки были недолговечные.
Также у древних славян роль товарных денег выполняли лен и изготовленная из него ткань — полотно. От слова «полотно» произошло всем нам известное слово — платить.

Постепенно «меховые» деньги уступили место другим - ракушкам каури.

Блестящие, легкие, прочные маленькие ракушки с Мальдивских островов. С помощью арабских купцов они попали на Русь. Их просверливали и нанизывали на веревочку, как бусы. Они помогали торговле очень долго. Ракушки не портились, не теряли вида и веса.

1.2 Металлические деньги

Со временем ракушки каури были заменены на металлические деньги. Сначала, правда, пользовались не своими, а заграничными монетами - серебряными арабскими дирхемами.

Затем на Русь начинают ввозить западноевропейские монеты, которые назывались денариями.

За такую монету давали одну куну или пять беличьих шкурок. На часть полученных от торговли монет люди покупали разные заморские товары. А большую часть переплавляли и делали серебряные украшения. В основном это были обручи, которые надевались на шею.

Шея на древнерусском языке - грива. Поэтому обруч стали называть гривной. Чуть позже гривнами стали называть небольшие серебряные палочки, которые по ценности были примерно такими же, как гривны на шее. Эти самые палочки и стали новыми деньгами.

Весила такая палочка немного- как две шоколадки, а размером была с карандаш, но стоила очень дорого. За неё давали 200 беличьих шкурок! 5

Серебряные палочки- гривны приходилось часто рубить, чтобы заплатить за товар, который стоит половину гривны. А отрубленные половинки гривны стали называть рублями. Было это почти тысячу лет назад. Через некоторое время вместо гривен на Руси стали выпускать настоящие монеты. В конце X в. начинается чеканка собственных монет из золота и серебра. Первые русские монеты так и назывались златниками и сребрениками.

В те далёкие времена территория нашей страны была разбита на множество княжеств. В каждом княжестве бы свой правитель- князь и свои серебряные монеты. Они имели одинаковое название- деньга, но выглядели и стоили по- разному.

Это было неудобно для торговли. Кроме того, многие монеты обрезались мошенниками по краям- ведь насечек на гурте (ободок монеты) тогда ещё не было. Монеты от этого теряли в весе и становились менее ценными. Поэтому, когда Русь стала одним государством, была проведена денежная реформа Еленой Глинской (матерью Ивана Грозного) и введена общая для всех серебряная монета- копейка (XVI в). Началась чеканка монет общегосударственных, а монетных дворов осталось лишь три - в Пскове,

Великом Новгороде и Москве.

А называлась копейка так потому, что на её аверсе (лицевой стороне) изображался всадник с копьём. Была эта копейка очень маленькой- как арбузное семечко. И весила она меньше грамма, то есть была легче таблетки аскорбинки. Но ценность её была совсем не маленькой. На 3 копейки можно было купить крестьянскую избу. Иначе копейка звалась в то время "новгородкою" - ведь чеканили её именно в Новгороде.

С введением денег копейных, или копеек, старая Деньга оценена была в ½ копейки. А существовавшая в то время полуденьга или полушка - самая мелкая единица в старинном денежном счете, была оценена в четверть копейки – новгородки.

Лет через сто после копейки в России появились новые монеты - грош- медная монета достоинством в две копейки, позднее - в полкопейки и алтын – три копейки. (XVII в).

Первая серебряная монета номиналом 5 копеек появилась во времена великого русского царя Петра Первого. Потом по указу Петра Первого стали выпускать медную монету номиналом 5 копеек, которую в народе прозвали «пятак» или «пятачок». Тогда же при Петре Первом появились серебряные монеты номиналом 10 копеек- «гривенник», 25 копеек- «полполтинник», 50 копеек- «полтинник» («полтина»).

Но самое важное- в 1704 г при Петре Первом началась регулярная чеканка монеты рубль (до этого рублём называлась половинка серебряной палочки- гривны). Рубль был серебряным и равнялся 100 копейкам.

Тогда же были отчеканены 10- копеечные серебряные монеты- гривенники, серебряные двугривенные (20 копеек), полтинники (50 копеек или половина рубля). Пётр Первый ввёл счёт на рубли и копейки, а до этого, в основном, считали на деньги и алтыны. Самой мелкой серебряной монетой стал алтын. Копейки же стали медными, и вскоре появились крупные 5-копеечные медные монеты- пятаки. А из золота были отчеканены червонцы- двухрублёвые монеты.

1.3 Соотношение старинных денег

Используя данные справочников, словаря В. И. Даля я составил таблицу соотношений старинных денег, существовавших на Руси. Такая таблица поможет лучше понять значение каждой из денежных единиц.

Рубль = 100 копеек = 200 денег = 400 полушек = 2 полтины.

Полтина = 50коп. = 100 денег = 200 полушек.

Полуполтина = 25коп. = 50 денег = 100 полушек.

Гривна = 10коп. = 20 денег = 40 полушек.

Алтын = 3 коп. = 6 денег = 12 полушек.

Грош = 2 коп. = 4 деньги = 8 полушек.

Копейка = 2 деньги = 4 полушки.

Деньга = ½ копейки = 2 полушки.

П олушка – ¼ копейки. 1

Из представленных выше денежных единиц в настоящее время только рубль и копейка остались в обращении. Остальные денежные единицы стали историей.

Я попробовал составить таблицу цен некоторых товаров, воспользовавшись старинными задачами и учебником по истории «Введение в историю» Е.В.Саплиной за 3 класс. 4

Цены на съестные припасы и некоторые товары в XVII веке были следующие:

пуд коровьего масла - 60 копеек. (пуд - 16 кг),

рыба свежая и соленая - 37 копеек за пуд,

воз семги - 10 рублей 25 алтын,

одна голова сахара - 4 гривны,

1 лимон - 1, 5 копеек,

1 курица - 1 копейка,

10 штук яиц - 1 копейка,

бархатная шуба, подбитая соболем - 70 рублей,

штаны из сукна - 40 алтын.

1.4 Покупательная способность рубля в XVI- XXI вв.

Я решил сравнить покупательную способность рубля в разное время и был очень удивлён тому, как всё изменилось.

Сравнительный анализ представлен в таблицах:

XVI век

XVII век

300 килограммов ржи

50 килограммов мяса

одна корова или лошадь

160 килограммов хлеба

15 топоров

2 тулупа- «дублёнки»

10 дверных замков

кожаные сапоги и хорошая шуба из бараньей овчины

2 рубахи

за 20-60 рублей можно было купить село в Подмосковье

XVII век

XIX век

налог на бороду 1рубль 20 копеек

2 килограмма говядины

27 килограммов мяса или рыбы

корова - 8 рублей

41 килограмм соли

платье придворной дамы- несколько сотен рублей

15 килограммов масла

1 килограмм сливочного масла- 90 копеек

10 пудов хлеба

1 пуд хлеба

XX век

XXI век

33 стакана лимонада с сиропом

1 файл для бумаги

100 коробков спичек

Воздушный шарик- от 5 рублей

5 стаканчиков мороженого «Пломбир»

мороженое- от 12 рублей

20 поездок в автобусе

поездка в автобусе- от 22 рублей

4 буханки белого хлеба

хлеб белый- от 30 рублей

1 килограмм сахара

1 килограмм сахара- от 40 рублей

5 литров разливного молока

1 килограмм соли- от10 рублей

Глава II. Старинные денежные единицы в пословицах, сказках, задачах

2.1 Старинные денежные единицы в пословицах

Я обратился к пословицам и поговоркам русского народа. В сборнике В.Н. Морохина «Малые жанры русского фольклора (пословицы, поговорки, загадки)» я нашёл 41 пословицу и поговорку, где упоминаются названия старинных денег. Приведу пример:

Шапочка в две денежки и та набекрень.

Денежка рубль бережёт.

Алтыном воюют, алтыном торгуют, а без алтына горюют.

Пожалел алтын- потерял полтину.

Трудовой грош прочнее краденого рубля.

Кто гривны не бережёт, сам рубля не стоит.

Пир на деньгу, а славы на 100 рублей.

У нашего Андрюшки ни полушки.

Не стоит ни гроша Пахом, а смотрит пятаком.

Свой грош везде хорош.

Не пожалеть за рубль алтына; не придет рубль, так придет полтина.

С делал на пятак, а испортил на гривенник. 2

Провёл анализ: наиболее часто употребляются в пословицах и поговорках знакомые мне денежные единицы - рубль и копейка. Но также в пословицах я встретил и новые для меня названия старинных денежных единиц - грош, полтина, алтын, есть упоминание о гривне.

Материалы исследования помогли мне понять смысл пословиц. Приведу примеры.

От названий грош и алтын пошла поговорка «Не было ни гроша- да вдруг алтын». Она означает: не было совсем ничего, а потом вдруг того, чего не хватало, неожиданно стало много (грош – 2 копейки, алтын – 3 копейки).

«У нашего Андрюшки ни полушки» - значит, ничего нет, даже четверти копейки.

«Сделал на пятак, а испортил на гривенник» - плохо что-то сделал, больше испортил. Ведь пятак - это 5 копеек, гривенник – 10 копеек.

2.2 Старинные денежные единицы в сказках

Мне было интересно узнать названия каких старинных денег можно встретить в русских народных сказках. Для этого я еще раз перечитал русские народные сказки из сборника А. Н. Афанасьева. Там я встретил сказки, где упоминаются старинные деньги: полтина (50 копеек), двугривенный (20 копеек). Например: «Что ты, шальной? Где слыхал про такие дорогие кожи? Возьми два с полтиной» («Дорогая кожа», русская народная сказка),  "Купи, старичок, курочку!" - "А что стоит?" - "Давай полтину". - "Нет, брат, возьми двугривенный; с тебя и этого будет…"  (Русская народная сказка «Чудесная курица»). 3

А кто не знает сказку Корнея Чуковского «Муха- Цокотуха»

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар
И купила самовар.

Узнав значение старинных денежных единиц, могу теперь сказать: цена самовара - полкопейки.

2.3 Старинные денежные единицы в задачах

В ходе работы я подобрал несколько задач с использованием денежных единиц Руси. Теперь, зная названия и соотношения старинных и современных денег, думаю, что мы с одноклассниками их решим без труда. 6

Представлю некоторые из них.

1. Алёша – три гроша, шейка копейка, алтын голова, по три денежки нога: вот ему и вся цена. Сколько это?

2. Восьми гривен до рубля не хватает. Сколько это?

3.Некто купил 96 гусей. Половину гусей он купил, заплатив по 2 алтына и 7 полушек за каждого гуся. За каждого из остальных гусей он заплатил по 2 алтына без полушки. Сколько стоит покупка?

4.Один человек купил 112 баранов старых и молодых, заплатив за них 49 рублей и 20 алтын. За старого барана он платил по 15 алтын и по 4 полушки, а за молодого барана по 10 алтын.
Сколько и каких баранов было куплено?

5. Некто купил ¾ аршина сукна и заплатил за них 3 алтына. Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна?»

Заключение

Подводя итоги данной исследовательской работы, можно сделать следующие выводы:

1. Куна, полтина, полуполтина, гривна, алтын, грош, деньга, полушка- название старинных денежных единиц древней Руси.

2. Первые русские монеты назывались златниками и сребрениками.

3. Название денежной единицы «рубль» появилось почти тысячу лет назад.

4. Название «копейка» появилось в 16 веке.

5. Пётр Первый ввёл счёт на рубли и копейки,

6. Названия старинных денег нашли отражение в художественных произведениях, пословицах и поговорках русского народа, а значит и в речи современного школьника.

Теоретическая значимость моего исследования заключается в том, что я на основании изучения темы стал лучше понимать произведения устного народного творчества, т.е. гипотеза подтвердилась.

Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что работу можно использовать на уроках литературного чтения, математики, а также она может быть применена моими одноклассниками для повышения своего образовательного уровня.

В ходе работы мною подготовлены тексты русских народных сказок (Приложение 2), задач (Приложение 3), пословиц, поговорок (Приложение 4) с использованием названий старинных денежных единиц. Так же мною подготовлена викторина, которую я назвал «Денежная» (Приложение 5). Она может помочь систематизировать знания по теме «Денежные единицы древней Руси».

Изучая вопрос о старинных денежных единицах, я узнал о науке, которая занимается изучением монет. Эта наука называется «нумизматика». Я хочу больше узнать об этой науке и планирую в будущем провести исследование по данной теме.

Литература

Даль В.И. Толковый словарь русского языка / АСТ, 2014 г.

Морохин В.Н. Малые жанры русского фольклора = Пословицы, поговорки, загадки: Хрестоматия/ - М.: Высшая школа, 1979 г.

Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева./ М.: «Художественная литература», 1982 г.

Саплина Е.В. Введение в историю Учебник для четырёхлетней начальной школы 3 класс / М.: Дрофа, 2006г.

Федин С.Н. Финансовая грамотность: 2-3 классы. Материалы для учащихся. В 2-х частях.- М.: Вито- Пресс ,2016

Задачи из старинных рукописей и «Арифметики» Л.Ф.Магницкого

http://matematika.gym075.edusite.ru/zadachi.html

История копейки на Руси http://ru.liveinternet.ru/

http://ru.numizmatt.ru›istoriya-kopejki/

http://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение 1

Результаты исследования:

Приложение 2

СКАЗКИ

Владимир Одоевский

Сказка «Серебряный рубль»

Дедушка Ириней очень любил маленьких детей, т. е. таких детей, которые умны, слушают, когда им что говорят, не зевают по сторонам и не глядят в окошко, когда маменька им показывает книжку. Дедушка Ириней любит особенно маленькую Лидиньку, и когда Лидинька умна, дедушка дарит ей куклу, конфетку, а иногда пятачок, гривенник, пятиалтынный, двугривенный, четвертак, полтинник. Вы, умные дети, верно знаете, какие это деньги?

Однажды дедушка Ириней собрался ехать в дорогу на целый месяц; вы знаете, я чаю, сколько дней в месяце и сколько дней в неделе? Когда дедушка Ириней собрался в дорогу, Лидинька очень плакала и считала по пальцам, сколько дней она не увидит дедушку.

Дедушка утешал Лидиньку и говорил ей, что если она будет умна, то он приедет скорее, нежели она думает.

— А на память, — сказал дедушка, — я оставлю тебе серебряный рубль и положу его вот здесь, на столе, перед зеркалом. Если ты весь месяц хорошо будешь учиться и учителя запишут в твоей тетрадке, что ты была прилежна, то возьми этот рубль — он твой; а до тех пор пусть он лежит на столе; не трогай его, а только смотри; а смотря на него, вспоминай о том, что я тебе говорил.

С этими словами дедушка положил на стол перед зеркалом прекрасный новенький рубль.

Дедушка уехал; Лидинька поплакала, погоревала, а потом, как умная девочка, стала думать о том, как бы дедушке угодить и хорошенько учиться.

Подошла она к столу полюбоваться на светленький серебряный рубль; подошла, смотрит и видит, что вместо одного рубля лежат два.

— Ах, какой же дедушка добрый! — сказала Лидинька. — Он говорил, что положит на стол только один рубль, а вместо того положил два.

Долго любовалась Лидинька, смотря на свои серебряные рублики; тогда же светило солнышко в окошко прямо на рублики, и они горели, как в огне.

Надобно правду сказать, что Лидинька очень хорошо училась, во время ученья забывала о своих рублях, а слушала только то, что ей говорил учитель. Но когда вечером она легла в постельку, то не могла не подумать о том, что она теперь очень богата, что у неё целых два серебряных рубля, а как Лидинька прилежно училась считать, то она тотчас сочла, что у неё в двух рублях 20 гривенников; никогда ещё у неё не бывало такого богатства. Куда девать целых два рубля? Что купить на них? Тут Лидинька вспомнила,

что видела она в лавке прехорошенькую куклу: только просили за неё очень дорого — целых полтора серебряных рубля, то есть рубль с полтиною. Да вспомнила она также, что ей понравился маленький напёрсток, за который просили 40 копеек серебром; да вспомнила ещё, что она обещала бедному хромому, который стоит у церкви, целый гривенник, когда он у неё будет, за то, что Лидинька, выходя из церкви, уронила платок и не заметила этого, а бедный хроменький поднял платок и, несмотря на то что ему ходить на костылях очень было трудно, догнал Лидиньку и отдал ей платок. Но тут Лидинька подумала, что уж целая неделя прошла с тех пор, как она обещала хроменькому гривенник, и что теперь очень бы хорошо было бы дать хроменькому два гривенника вместо одного за долгое жданье. Но если хроменькому дать два гривенника, то тогда недостанет денег на куклу и напёрсток, а напёрсток был Лидиньке очень нужен, потому что она была большая рукодельница и сама шила платье для своих кукол. Подумав немножко, Лидинька рассудила, что у неё и старая кукла ещё очень хороша, а что только нужно ей купить кроватку, за которую просили рубль серебряный. Лидинька и рассчитала, что если она заплатит за кроватку рубль, за напёрсток сорок копеек да нищему даст два гривенника, то ещё денег у неё останется. А много ли у Лидиньки останется ещё денег? Сочтите-ка, дети.

Между тем Лидинька думала, думала да и започивала, и во сне ей всё снилась лавка с игрушками и казалось ей, что кукла ложилась а кроватку и приседала, благодаря Лидиньку за такую хорошую кроватку; и снилось ей, что напёрсточек бегал по столу и сам вскакивал к ней на пальчик и что с ним и хроменький прыгал от радости, что Лидинька дала ему два гривенника.

Поутру Лидинька проснулась и стала просить горничную:

— Душенька, голубушка, сходи в гостиную, там дедушка на стол положил для меня два рубля серебряных. Они такие хорошенькие, новенькие, светленькие. Принеси мне на них полюбоваться.

Даша послушалась, пошла в гостиную и принесла оттуда рубль, который дедушка положил на столе.

Лидинька взяла рубль.

— Хорошо, — сказала она, — ну, а другой-то где ж? Принеси и другой; мне хочется послушать, как они звенят друг об друга.

Даша отвечала, что на столе лежит только один рубль, а что другой, верно, украли.

— Да кто же украл? — спросила Лидинька.

Даша засмеялась.

— Воры ночью приходили да и украли его, — отвечала она.

Лидинька расплакалась и побежала к маменьке рассказывать про своё горе, как дедушка положил для неё два рубля на стол и как Даша говорит, что ночью воры приходили и один рубль украли.

Маменька позвала Дашу. О чём она говорила с Дашей, Лидинька не могла хорошенько понять, но, однако ж, заметила, что маменька говорила очень строго и винила Дашу, как будто Даша сама взяла. От этих слов Даша расплакалась.

Лидинька не знала, что и придумать.

Между тем пришёл учитель. Лидинька должна была отереть слёзы и приняться за ученье, но она была очень грустна. Между тем рубль положила опять на то же место, где положил его дедушка.

Когда кончилось ученье, Лидинька печально подошла к столу полюбоваться на свой оставшийся рублик и подумать, как растянуть его, чтобы достало его на напёрсток, хроменькому и на маленькую тяжёлую подушку, на которую бы можно было прикалывать работу, которая также очень нужна была для Лидиньки.

Лидинька подошла к столу и вскрикнула от радости: перед ней опять были оба рублика.

— Маменька, маменька! — закричала она. — Даша не виновата, мои оба рублика целы.

Маменька подошла к столу.

— Какая же ты глупая девочка, — сказала она. — Разве ты не видишь, что один рублик настоящий, а другой ты видишь в зеркале, как ты видишь себя, меня и всё, что есть в комнате. Ты не подумала об этом, а я тебе поверила и винила Дашу, что она украла.

Лидинька снова в слёзы, побежала скорее к Даше, бросилась к ней на шею и говорила ей:

— Даша, голубушка, я виновата, прости меня, я глупая девочка, наговорила маменьке вздор и подвела тебя под гнев. Прости меня, сделай милость.

С тех пор Лидинька больше не думала о рубле, а старалась прилежно учиться. Когда же встречалась с Дашей, то краснела от стыда.

Через месяц приехал дедушка и спросил:

— А что, Лидинька, заработала ли ты рубль?

Лидинька ничего не отвечала и потупила глазки, а маменька рассказала дедушке всё, что случилось с рублём.

Дедушка сказал:

— Ты хорошо училась и заработала свой рубль, он твой, бери его; а вот тебе и другой, который ты видела в зеркале.

— Нет, — отвечала Лидинька, — я этого рубля не стою; я этим рублём обидела бедную Дашу.

— Всё равно, — отвечал дедушка, — и этот рубль твой.

Лидинька немножко подумала.

— Хорошо, — сказала она, запинаясь, — если рубль мой, то позвольте мне…

— Что, — сказал дедушка.

— Отдать его Даше, — отвечала Лидинька.

Дедушка поцеловал Лидиньку, а она опрометью побежала к Даше, отдала ей рубль и попросила разменять другой, чтобы снести два гривенника бедному хромому.

Народная сказка

«Как у чувашей поселились деньги»

Когда-то, в старопрежние времена, плыла вниз по Волге лодка. В одном месте она пристала к берегу. В лодке находились семь разного достоинства монет: копейка, семиш­ник, пятак, гривенник, двухгривенный, полтинник и целковый. Они, говорят, ездили по белу свету и искали для себя новые места.

Лодка пристала к правому крутому берегу. На горе видне­лось большое чувашское село. Целковый, как самый старший, приказал полтиннику:

—  Поднимись-ка на гору, в село, и узнай, что за люди там живут и есть ли у них деньги.

Полтинник хоть и был в подчинении у целкового, но считал себя тоже старшим над остальными монетами и послал в село двугривенного. Тот, в свою очередь, перепоручил дело гривен­нику, гривенник — пятаку, пятак — семишнику, семишник — копейке. Копеечке уже некому было приказывать, пришлось ид­ти самой. Покатилась она в сторону села, а вскоре и из глаз исчезла.

Ждут-пождут копейку, а ее нет и нет. Рубль опять велит полтиннику сходить в село, поглядеть, что

за народ там живет и имеет ли деньги. Полтинник опять посылает вместо себя дву­гривенного, тот гривенника, гривенник — пятака, пятак — се­мишника. Семишник остался младшим, перепоручать дело не­кому, пришлось самому идти. Покатился он в сторону села и из глаз пропал.

Ждут-пождут остальные деньги — нет ни копейки, ни се­мишника. Целковый опять берет за бока полтинника, тот — двугривенного, двугривенный — гривенника, гривенник — пя­така. Пятаку посылать некого, покатился сам.

Ждут-пождут — нет и пятака, как в воду канул. Целковый посылает полтинника, полтинник — двугривенного, двугри­венный — гривенника.

Один за другим укатились в село и гривенник, и двугривен­ный, и полтинник. Укатились и от них тоже ни слуху ни духу.

Целковый остался один. Посылать уже некого. Подождал он еще немного да и думает:

—  Что такое, куда они все подевались? Видно, придется са­мому на ту гору подняться и все разузнать.

И хоть был он от природы важным и ленивым, зашагал той же дорогой, по которой исчезли остальные монеты.

Пришел целковый в село, видит — в середине села большу­щий базар шумит. Пригляделся получше — тут копейка с се­мишником, пятак с гривенником и двугривенный с полтинни­ком туда-сюда снуют, катаются меж людей, за какую-нибудь минуту по нескольку раз меняются местами. Да так-то весело, с разными шутками-прибаутками, что глядеть любо-дорого.

Пришелся базар по душе и целковому. Он тоже решил ос­таться тут навсегда.

Правда, целковый, не в пример юркой мелочи, по-прежнему не вертелся и не суетился меж людей, а больше лежал спокой­но по карманам богатых людей. Издавна такой порядок ведет­ся: крупные деньги лежат в кармане одного хозяина, а мелкие, работая вместо крупных, постоянно переходят из рук в руки, из кармана в карман.

Сказка «Два гроша»

Жил-был бедняк. Торговал он чем попало, лишь бы голодным не сидеть. Набрал он раз мешок мху, сверху положил немного шерсти и пошел на базар продавать его. По дороге встретился ему человек: тоже идет на базар и несет чернильные орешки, а чтобы продать их, прикрыл сверху настоящими орехами. Бедняки стали друг у друга спрашивать, что у кого в мешке: один говорит — орехи, другой — шерсть. Решили они тут же на дороге купить товар друг у друга. Стали торговаться. Тот, у кого был мох, сказал, что шерсть дороже орехов, и потребовал доплаты, но, видя, что второй доплачивать не желает, а согласен только на обмен, подумал, что орехи-то, во всяком случае, дороже мха и он все равно останется в выигрыше. Торговались они долго и наконец решили, что хозяин орехов приплатит за шерсть два гроша. Но денег у него при себе не было, и для большей уверенности, что долг будет уплачен, они побратались. После того поменялись мешками и разошлись в разные стороны. Каждый думал, что надул другого. А как пришли домой да вынули товар из мешка, увидели, что они обманули друг друга.

Спустя некоторое время тот, что отдал мох вместо шерсти, пошел искать своего побратима, чтобы получить с него два гроша. Нашел его в одном селе в работниках у попа и говорит:

— Побратим, ты обманул меня.

— Да ведь и ты меня, побратим, обманул, — отвечает тот.

Первый стал требовать два гроша: раз договорились да скрепили договор братаньем, надо его исполнять. Другой соглашается: с радостью отдал бы, да нет у него сейчас двух грошей.

— Но вот у моего попа, — говорит он, — за домом есть большая яма. Он туда часто залезает, — наверно, там лежат деньги и драгоценности. Вечером ты спусти меня в эту яму, а когда мы ее обчистим и разделим добычу, я тебе и заплачу два гроша.

Тот согласился. Вечером попов работник взял мешок и веревку, пошел с побратимом к яме, влез в мешок, и тот спустил его на веревке. Там он выбрался из мешка и стал всюду шарить, но не нашел ничего, кроме зерна. Тогда он подумал: «Если сказать побратиму, что здесь нет ничего, он, пожалуй, уйдет и бросит меня в яме. И достанется же мне от попа, коли он меня тут найдет!»

Он снова залез в мешок, крепко обвязался веревкой и крикнул побратиму:

— Тащи мешок, побратим, он полон всякого добра.

Тот тащит мешок, а сам думает: «Для чего мне делиться с побратимом? Возьму-ка я весь мешок, а он уж сам как-нибудь выберется из ямы». Закинул он мешок с побратимом на спину и побежал по селу. За ним с лаем погналось множество собак. Устал он, мешок стал свисать, и вдруг оттуда послышался голос побратима:

— Подтяни мешок, побратим, меня собаки кусают.

Тот так и швырнул мешок на землю. Тогда тот, что сидел в мешке, и говорит:

— Опять ты, побратим, хотел меня обмануть?

— Да ведь и ты тоже меня обманул, — отвечает другой.

Спорили они, спорили, и наконец должник обязался заплатить два гроша, когда побратим придет в следующий раз. На том и расстались.

Прошло много времени, и попов работник обзавелся домом и женился. Как-то раз сидит он с женой на крылечке и видит, что к его дому подходит побратим.

— Жена, — говорит он, — вон идет мой побратим. Я ему должен два гроша. Теперь уж ничего не поделаешь: я обещал ему отдать деньги, когда он придет. Я пойду в дом и лягу, ты меня накрой, а сама притворись печальной и начни голосить. Узнает он, что я умер, и вернется домой.

Он пошел в комнату, лег на спину, сложил руки крестом, жена накрыла его и давай голосить. Тут как раз к дому подходит побратим.

— Бог в помощь, — говорит он и спрашивает, не это ли дом такого-то?

А жена сквозь слезы отвечает:

— Да, горе мне, несчастной кукушке! Вот он лежит мертвый!

— Упокой господи его душу! Он был моим побратимом. Мы вместе работали и торговали. И раз уж случилось такое несчастье, то я, понятно, останусь, надо же проводить его до могилы и бросить в нее горсть земли.

Жена говорит, что до похорон придется долго ждать и лучше ему уйти.

— Боже сохрани! Как же я брошу своего побратима? Буду ждать хоть три дня, а провожу его в последний путь.

Жена вошла в дом и потихоньку все передала мужу. Тот велел идти за попом и объявить, что он умер: пусть, мол, его отнесут в кладбищенскую церковь, авось тогда побратим уйдет.

Жена сказала попу, тот пришел и привел с собой несколько человек. «Покойника» положили на носилки, понесли в церковь и оставили там на ночь, чтобы утром отпеть и похоронить. Все вышли, а побратим сказал, что не может оставить своего побратима, — ведь столько лет он торговал и делил с ним хлеб-соль, нет уж, он будет сторожить покойника всю ночь. И остался в церкви.

А ночью в село пришли разбойники. Они обобрали чьи-то дворцы и награбили много денег, одежды и оружия. Проходя мимо церкви, они увидели, что там горит свеча, и сказали друг другу:

— Зайдем сюда делить добычу.

Побратим увидел, что в церковь входят вооруженные люди, и спрятался в угол. Разбойники же сели и стали делить деньги шапками, а одежду и оружие — как придется. Во всем сошлись и столковались; оставалась только одна сабля прекрасная — все хотели ее получить. Один разбойник схватил ее, вскочил и говорит:

— Давай испробуем на покойнике, так ли она хороша, как нам кажется. Коли с одного разу отсечет голову, значит, хороша!

И он направился к покойнику. А тот как вскочит да как закричит:

— Мертвецы! Где вы?

— Здесь, мы все готовы! — отвечает из угла побратим.

Как услыхали это разбойники, бросили саблю, оставили все добро в кучах и пустились бежать без оглядки. Отбежали они подальше, атаман и говорит:

— Ей-ей, братцы! Бродили мы по лесам и по всяким другим местам и днем и ночью, дрались с людьми, нападали на крепости и дворцы — и ни разу не дрогнули, а вот мертвецов испугались. Неужели не найдется среди нас такой юнак, что посмеет вернуться и посмотреть, как там в церкви?

— Я не пойду, — сказал один.

— Я боюсь, — признался второй.

— Я лучше готов напасть на десять живых, чем на одного мертвого, — подхватил третий.

Наконец нашелся один храбрец, согласился пойти. Он потихоньку подполз под церковное окно и стал слушать. А в церкви побратимы мирно делили деньги, одежду и оружие разбойников. Но вот дошли до двух грошей, заспорили и чуть было не подрались. Разбойник слышит крик:

— Где мои два гроша? Давай мои два гроша!

И как раз тут должник увидел под окном разбойника, быстро высунул из окна руку, сорвал у него с головы шапку и протянул ее побратиму со словами:

— Проклятые два гроша! Вот тебе за два гроша!

Разбойник перепугался и задал стрекача. Не помня себя от страха, прибежал к своим и закричал:

— Ну, братцы! Хорошо еще, что мы живыми утекли! Мы-то делили деньги шапками, а как вылезли мертвецы, то каждому досталось только по два гроша. Одному и этого не хватило, так он сорвал с меня шапку и дал другому вместо двух грошей.

Барин-слуга

(Русская народная сказка)

Вышел солдат в отпуск, нанялся служить к барину: в год за сто рублей. Помещик велел ему и лошадей чистить, и навоз возить, и воду таскать, и дрова рубить, и сад мести — совсем измучил работой. Отслужил солдат год и просит расчета. Помещику жалко отдавать деньги, стал доставать, а сам ревмя ревет.

О чем вы, сударь, плачете? —

Да денег жалко! —

Экой ты, барин! Ведь я тебе целый год прослужил. Если б ты мне прослужил три дня, так я б тебе отдал сто рублей и слова не сказал. —

«Три дня немного», — думает барин. Пошел советоваться с барыней. Она говорит:

Что же, отслужи три дня! —

А сама думает: «Ведь не мне служить, а мужу, ему — не мне плохо будет». Барин согласился.

Солдат поужинал, лег спать в сарае, разулся, один сапог забросил в один угол в сено, другой — в другой угол. Поутру проснулся, кричит:

Эй! —

Помещик входит.

Подай сапоги, я хочу одеваться! —

Помещик хвать — сапогов нету, и запорол горячку, спрашивает солдата:

Где твои сапоги? —

Ах ты, каналья, ты у барина спрашиваешь о сапогах? Верно, и не чистил их! —

Барин туда-сюда, насилу один сапог отыскал, а другого нет.

Подайте палок! — закричал солдат и давай дуть помещика. До того промял, что он не рад и деньгам. —

Не хочу, — говорит, — тебе служить, возьми свои деньги. 

Королькова Анна Николаевна

Сказка « Дорогой Пятак»

Рассказывают люди, что жил когда-то крестьянин с женою. Был у них сын Егорушка. Подрос сынок и стал мастером на все руки. Телегу или санки сделает, шубу ли сошьёт - любо посмотреть. Мать и говорит: - Старик, надо Егорушку женить, всё будет в доме помощница. А старик: - Ну, женить так женить. Взяли себе сноху - дочь лавочника Пелагею. Оказалась она ленивая да сварливая. Однажды старуха и говорит: - Старик, надо корову продать, а то она старая. Лучше молодую купить. - Ладно, в субботу продам, а получше куплю. А сноха говорит: - Без вас продадут, без вас и купят. Ума-то у вас не много. А старуха отвечает: - Старики к молодым за умом не ходят. В субботу сноха запрягла лошадь, привязала корову к телеге. Старуха и говорит: —Пелагая, смотри корову-то не прозевай. —Без тебя знаю. Села и поехала. До базара далеко - вёрст пять нолем и вёрст пятнадцать лесом. Только выехала в лес, выходит из кустов человек. И говорит: - Баба ты хорошая, а не видишь - лошадь-то наполовину распряглась, супонь развязалась. Она остановила лошадь. Он подошёл, завязал супонь и просит: - Подвези, молодка, мне тоже на базар. —Ну садись. Едут, а мужик и говорит:  —Так скучно ехать. Давай в зеваки играть.  —А как? - Да так - сядем и раскроем рты, кто вперёд уморится, тот пятак и отдаст. - Ну что ж, давай. Положили пятаки на телегу и рты разинули. Сидели-сидели, и мужик будто бы не выдержал. - Нет, я больше не могу, скулы больно. На пятак. - Давай ещё играть, - говорит Пелагея. - Давай, - говорит мужик, - только теперь в жмурки. - А как это в жмурки? - Да так, зажмуримся и будем молчать. Кто первый глаза откроет или заговорит, с того пятак. - Ну ладно. Зажмурились и едут, а мужик слез с телеги, отвязал верёвку и корову повёл в лес. Пелагея сидит зажмурившись и думает: «Выиграю у него ещё пятак». Вдруг лошадь остановилась - колесо за пенёк зацепилось. Пелагея глянула - нет мужика, и коровы нет. Заплакала она, повернула лошадь и поехала домой. Приехала домой и не знает, как оправдаться. Старуха и спрашивает: —Пелагея, аль корову прозевала?  —Нет, я её прожмурила. Зато пятак вызевала. И с тех пор старики больше никуда Пелагею не посылали.

Грузинская сказка

«Заработанный рубль»

Жил на свете кузнец. И был у него сын, да такой лентяй, что во всём свете не сыскать ему другого в пару. Ни одного медяка не заработал он за всю свою жизнь, хоть и прожил без малого двадцать лет.
Сам здоровый, сильный, а другого дела знать не знает - только ест, пьёт да на лежанке валяется. Так и жил он на отцовском хлебе.
Да вот пришло время - состарился отец, не под силу стало ему молот в руках держать.
Слёг старик, чует - смерть близка. Позвал он тут сына и говорит ему:
- Уж не знаю, в кого ты такой ленивый уродился. Я всю свою жизнь с работой дружен был, своими руками всё хозяйство нажил, а ты даже рубля заработать не можешь.
- Ну, рубль-то заработать не велико дело,- говорит сын.
- Что ж, пойди заработай,- говорит отец.- Заработаешь рубль - всё своё хозяйство оставлю тебе в наследство, не заработаешь - гвоздя ржавого после меня не получишь.
Что тут делать? Хочется ленивому наследство получить, а работать лень. Шуточное ли дело - целый рубль заработать, когда он сроду и медяка не нажил?
А спорить с отцом тоже не станешь: уж отец как скажет, так на том и стоит. Отцовское слово- точно гора каменная. Каменную гору не сдвинуть, отцовское слово не изменить.
Ну, а у матери сердце жалостливое. Ведь какой ни на есть, а всё-таки родной сын! Вот и говорит она ему:
- Слушай, сынок, дам я тебе рубль, ты пойди погуляй до вечера, а вечером придёшь, будто с работы, и отдашь отцу деньги.
Лень сыну шевельнуться, да делать нечего - надо идти. Взял он у матери рубль, взял бурдюк с вином, сыру и пошёл себе в горы. Целый день ел, пил, на траве лежал, птиц в небе считал, а вечером пришёл домой, подал отцу рубль и говорит:
- Вот, отец, возьми. Нелегко мне этот рубль достался, спину разогнуть не могу, так наработался.
Взял отец рубль, повертел, повертел, со всех сторон осмотрел, с ладони на ладонь перебросил да и кинул в огонь.
- Нет,- говорит,- не ты этот рубль заработал.
Сын только плечами пожал: «Не веришь- не надо» - и пошёл спать.
На другой день дала мать сыну второй рубль и учит его:
- Ты, генацвале, целый день хоть спи, хоть лежи, а будешь возвращаться домой - пробеги немного. Вспотеешь, устанешь - отец и поверит, что ты целый день работал, волю его исполнял, в поте лица деньги зарабатывал.
Жалко ленивому своих ног, а наследства отцовского ещё жальче. Взял он у матери рубль, взял еды-питья и снова отправился в горы. От восхода до заката пил, ел, на солнышке грелся, а вечером, как пришло время домой возвращаться, уж постарался - полдороги бегом бежал.
Прибежал к отцу весь мокрый. Повалился на скамейку -и протягивает отцу монету.
- Ну и трудно же мне достался этот рубль,- говорит.- Точно вол, целый день работал. С ног валюсь от усталости.
Взял отец у сына рубль, опять повертел, опять со всех сторон осмотрел и опять в огонь бросил.
- Нет,- говорит,- обманываешь ты меня, сынок. Этот рубль даром тебе достался. Напрасно ты по горам бегал, только зря каламаны1 сбил.
А лентяю что? Усмехается: «Не хочешь, мол, так не верь». И завалился спать.
Спит лентяй сладким сном, а мать никак заснуть не может. Видит она, что не обмануть старика, только деньги зря пропадают, а сыну всё равно пользы никакой.
На другое утро разбудила она сына и говорит:
- Вот что, сынок, хочешь не хочешь, а надо тебе и вправду поработать. Отца, сам понимаешь, не перехитришь, а слово отцовское, сам знаешь, не изменить.
Нечего делать, пришлось лентяю послушаться. Целую неделю работал он на совесть: кому что принесёт, кому в чём подсобит. Пришёл к отцу и высыпал перед ним полную пригоршню монет. Перебросил старик монеты с руки на руку, послушал, как они звенят, а потом и говорит:
- Нет, сынок, опять ты меня обманываешь. Не ты эти деньги заработал.- Сгрёб все монеты и кинул в огонь.
Не стерпел тут сын. Бросился он к очагу, голыми руками угли разгребает, из самого огня медяки выхватывает.
- Да что же это такое! - плачет.- Я целую неделю спины не разгибал, с раннего утра до поздней ночи на работе надрывался, а ты мои деньги в огонь, точно мусор, бросаешь!
Посмотрел на него отец и говорит:
- Вот теперь я верю, что ты сам этот рубль заработал. Чужих денег тебе не жалко было, чужие деньги дёшево стоят, а свои - трудом дались, вот ты их и пожалел. Так-то, сынок.
Помни мои слова: будешь работать - и деньги будут, и всё у тебя будет. А не будешь работать, так и чужие деньги тебе не помогут. Чужому рублю - грош цена. Тут завещал отец сыну всё своё имущество, а сам ушёл туда, откуда никто не возвращается.
Да будут долгими - в труде и богатстве - ваши дни.

Бурдюк- кожаный мешок.
Генацвале- по-грузински: дорогой, любимый.

Каламаны - деревенская кожаная обувь, лёгкие сапоги.

Приложение 3

Задачи

из старинных рукописей

и «Арифметики» Л. Ф. Магницкого

Задача 1: Алёша – три гроша, шейка копейка, алтын голова, по три денежки нога: вот ему и вся цена. Сколько это?

Решение: Алёша- три гроша- 6 копеек, шейка копейка- 1 копейка, алтын голова- 3 копейки, по три денежки нога- 3 копейки = получается 13 копеек.

Задача 2: Восьми гривен до рубля не хватает. Сколько это?

Решение:1 рубль- это 10 гривен или 100 копеек. Значит, до рубля не хватает 80 копеек.

Задача 3: Некий человек покупал масло. Когда он давал деньги за 8 бочек масла, то у него оставалось 20 алтын. Когда же стал давать за девять бочек, то не хватило денег полтора рубля с гривною.
Сколько денег было у этого человека?

Решение:1 гривна=10 копеек, 1 алтын-3 копейки. Пусть бочка стоит х руб. 8х+0,6=9х-1,6 х=2,2 руб. до покупки у него было 2,2*8+0,6=18,2 руб.

У человека было 18 рублей и 2 гривны

Задача 4: Некто купил три четверти аршина сукна и заплатил за них 3 алтына. Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна?

Решение:поскольку ¾ аршина стоят 3 алтына, то 3 аршина стоят 12 алтын и 1 аршин – 4 алтына.

Следовательно, 100 аршин стоят 400 алтын, что составляет 1200 к. = 12 р.

Задача 5: Один человек купил 112 баранов старых и молодых, заплатив за них 49 рублей и 20 алтын. За старого барана он платил по 15 алтын и по 4 полушки, а за молодого барана по 10 алтын.
Сколько и каких баранов было куплено?

Решение: Поскольку в одном алтыне 3 копейки, а в одной копейке 4 полушки, то старый баран стоит: 15х3+1=46 копеек.

Так как молодой баран стоит 10 алтын, т.е 30 копеек, то он на 16 копеек стоит дешевле старого барана. Если бы были куплены только молодые бараны, то за них заплатили бы 3360 копеек. Поскольку за всех баранов уплатили 49 рублей и 20 алтын или 4960 копеек, то излишек в 1600=4960-3360 копеек пошёл на оплату старых баранов. В таком случае,  старых баранов куплено 1600:6=100. Значит, молодых куплено 112-100, т.е 12 баранов. 

Задача 6: Некто купил 96 гусей. Половину гусей он купил, заплатив по 2 алтына и 7 полушек за каждого гуся. За каждого из остальных гусей он заплатил по 2 алтына без полушки.
Сколько стоит покупка?

Решение: Поскольку алтын=3 копейки, полушка=0,25 копейки, то

1 алтын=12 полушек

Исходя из этого, получаем:

2 алтына 7 полушек=12+12+7=31 полушка

половина гусей это 48

значит 48*31=1488 полушек

а остальные 48 гусей за 2 алтына=24 полушки

24-1=23 полушки цена 1 гуся из 2 части

48*23=1104 полушки

1488+1104=2592-столько полушек всего заплатили

1 полушка=0,25 копейки

значит 2592 полушек=648 копеек

648/100=6 рублей 48 копеек заплатил некто

Задача 7: Некто купил вещь, заплатив за нее 157 рублей 50 копеек, причем платил одинаковым числом рублевых монет и полтинников?

Решение: Полтинник — монета в 50 копеек.

Сумма в 157,5 рублей равна 315 полтинникам. Если бы покупатель вместо каждой монеты давал два полтинника, то по условию задачи ему пришлось бы дать продавцу втрое больше полтинников, чем он дал их в действительности. Значит, количество полтинников, отданных покупателем, равняется 315:3=105. Столько же было отдано и рублевых монет.

Приложение 4

Русские пословицы, поговорки

Не держи сто рублей, держи сто другов.

Шапочка в две денежки и та набекрень.

Денежка рубль бережёт.

Алтыном воюют, алтыном подчуют, а без алтына горюют.

Алтын сам ворота отпирает и путь очищает.

Солдату три деньги в день: куда хочет, туда и день.

Хотя денег ни гроша, да слава хороша.

Щербата денежка, да гладок калач.

Алтын серебра не ломит ребра.

Нужда последнюю копейку ребром катит.

Не было ни деньги, да вдруг алтын.

От копеечной свечи Москва сгорела.

Шапка в рубль, а щи без круп.

Ну и бара!- Пятак пара! Да и то в базарный день.

Норовит на грош пятаков купить.

Пожалел алтын- потерял полтину.

Всякая копейка алтынным гвоздём прибита.

Трудовой грош прочнее краденого рубля.

И наша копейка не щербата.

Есть рожь в амбаре- есть грош в кармане.

Кто копейки не хранит, сам рубля не стоит.

Кто копейки не щадит, тому и рубль нипочём.

Заря деньгу даст.

Грош- неразменная деньга.

Копейка рубль бережёт.

Последнюю копейку ребром не ставят.

И гроши- деньги хороши.

На улице мороз, а в кармане деньги тают.

Ближняя копеечка дороже дальнего рубля.

И рубль плачет, а и грош да скачет.

Копейку дал, а рубля добиваешься- подавишься.

Ты ему рубль, а он два просит.

Чужою копейкою не разживёшься.

На грош дела, на рубль суматохи.

Приложение 5

Викторина “Денежная”

Назовите, что первоначально выполняло роль денег у древних славян?

(живой скот, мех пушных зверей).

2.Что обозначают слова “куны”, “белы”, “мордки”, “веверицы”, “резаны”?

(это - мелкие деньги)

Назовите иностранные монеты, ходившие в Древней Руси?

(дирхемы, динарии)

Из какого металла делали первые русские монеты?

(золото, серебро)

Как назывались первые русские монеты?

(златники, сребреники)

Когда появились первые копейки?

(в XVI веке)

Что изображено на новгородских копейках?

(всадник с копьем в руках)

Как называлась самая мелкая монета?

(полушка - четверть копейки)

В каких городах на Руси чеканили монеты?

(в Москве, Новгороде, Пскове)

10.В каком веке была проведена денежная реформа?

(в XVI веке)

Просмотров работы: 4665