Введение
19% населения России пользуется безналичным расчетом. Тогда как в США – 59%, во Франции – 62%, в Японии – 31%. Интересно, какой процент людей из ближайшего окружения использует подобные расчеты? Какие платежные системы при этом наиболее предпочитаемые?
Цель работы – выяснить, какие виды денег предпочитают использовать респонденты и почему.
Задачи:
Изучить литературу и ресурсы сети Интернет о видах и функциях денег.
Выяснить, что такое наличный и безналичный расчет, и какие платежные системы используются для него в России.
Провести анкетирование учащихся шестых классов МОУ СОШ №43 и их родственников с целью выявления предпочтений респондентов в выборе видов денег и платежных систем.
Для решения поставленных задач были использованы книги В.В. Святловского «Происхождение денег и денежных знаков», «История денег» В. Тульева, учебники – Липсиц И.В. «Экономика», «Деньги. Кредит. Банки» под редакцией профессора Е.Ф. Жукова, учебник «Обществознание» 5 класс, а также Интернет-ресурсы.
Для определения предпочтений в выборе видов денег и платежных систем было проведено анкетирование, в котором приняли участие учащиеся шестых классов и их родители и близкие люди.
Виды денег: предпочтения учащихся шестых классов
МОУ СОШ №43 и их родителей
Виды денег: от ракушки до биткоина
Этапы появления различных видов денег
В современном обществе люди каждый день используют привычное приспособление – деньги. Многие из нас настолько привыкли к ним, что даже не задумываются над их происхождением, а ведь деньги имеют достаточно интересную историю появления и развития. Существует несколько теорий происхождения денег. Наиболее доказательной из них, по мнению В.В.Святловского и других ученых является теория появления эквивалента денег – Карла Маркса.
В своем развитии деньги прошли несколько этапов. Их необходимо рассмотреть, чтобы понять, как изменялись деньги за всю историю своего существования, какие виды денег существуют и используются до сих пор.
I этап – зарождение натурального обмена
По мнению В.В.Святловского, первым этапом в истории денег является зарождение натурального обмена. Он стал возможен только при появлении излишков (этому способствовало увеличение численности населения и усовершенствование орудий труда). Впоследствии излишки стали обменивать. Начинается выделение профессий. Такое общество должно находиться на достаточно высокой ступени экономического развития.
В условиях натурального хозяйства не было необходимости в каком-либо обмене, так как все необходимое производили у себя в хозяйстве. В отношениях с соседями обмен не имел смысла, так как к имуществу соседей относились хищнически – отнимали его друг у друга.0 Обмена внутри одного и того же общества не было (т. к. это считалось непристойно и заменялось дарением) – торговля начинается с появлением чужого товара из другой страны. То есть внешняя торговля всегда предшествует внутренней0.
II этап – появление эквивалента денег
После того, как люди начали активно обмениваться товарами, появилась идея использовать третий товар – эквивалент. Сначала это были товары, которые особенно ценились в данной местности. Это могли быть продукты природного происхождения, ремесленные изделия или редкие предметы, которые есть только в данной местности, к примеру, ракушки (чангос, цимбис, бонгес, каури). Так, в качестве эквивалента могли использовать скот, шкуры, рабов, ткани, домашнюю утварь, мешки с зерном,0 твердые зерна какао, каменную соль, украшения, котлы, медную проволоку, железные лопаты, глиняную посуду.
Например, на западном берегу Африки в XIX веке при покупке одной старой женщины платили один «мешок» (20000 каури), а молодой женщины – от 3-х до 5 «мешков»0. И сейчас на Земле существуют племена, которые используют при обмене ракушки, камни и многое другое. В настоящее время у племени бубока в Западной Африке можно приобрести топор за 150 каури0.
Таким образом, зарождение обмена связано с новой ступенью в развитии общества.
III этап – использование металла в роли денег
Переход к использованию эквивалента денег позволил упростить торговлю и дал толчок к ее развитию. Но вещи, используемые в качестве эквивалента, могли стареть, тлеть и утрачиваться. Тогда люди стали искать новый материал для обмена. За четыре тысячелетия до н. э. начинает использоваться металл в роли товаро-денег. Изначально это были неблагородные металлы. Они стали стремительно вытеснять остальные примитивные разновидности денег. С появлением металла храмы стали давать серебро в займы и под проценты. Примерно в третьем тысячелетии до н. э. золото и серебро стали вытеснять неблагородные металлы. До начала чеканки монет металл использовали в самых различных видах, например: кусками, пластинами, проволокой, кольцами и даже порошком (в случае с золотом). Когда благородные металлы вошли в обращение, люди заменили счёт весом. В большинстве стран вес денег был примерно одинаков: 120-140 гран, что равнялось стоимости одного быка, так как уровень цен ориентировался на стоимость скота. А в Индии, Китае, Африке и некоторых других странах вес денег равнялся весу зерна0.
Итак, примерно в третьем тысячелетии для более удобного обмена люди стали использовать металлы в совершенно различном виде. Позже на место счёта пришёл вес, и металл окончательно вошёл в обращение.
IV этап – начало чеканки монет
В первом тысячелетии потребовалось упорядочить денежное обращение. Так, в VII веке до н.э. лидийский царь Гигес стал допускать к обращению в своей стране только слитки с государственной печатью. От металлических слитков и кусков люди перешли к кускам с клеймами, затем клейменым кускам стали придавать удобную форму кружков. Так и появилась монета. Первые монеты, появившиеся, по мнению Геродота в Лидийском царстве в начале первого тысячелетия до н. э., чеканились не из золота, а из сплава золота и серебра – электрума. Эти монеты выглядели как круглые кусочки, помеченные царской печатью с одной стороны и печатью в виде головы льва с другой, и назывались «статерами» (что означает «коромысло весов»). Такие деньги были предназначены только для внутренней торговли. Но историк Моммзен считает, что первые монеты были отчеканены в греческой колонии Малой Азии в седьмом веке до н.э.0. Монеты могли чеканиться как правительством, так и частными лицами. После монет из электрума появляются золотые и серебряные. На монетах могли изображаться как цари, так и животные. Например: в Лидийском царстве на монетах были изображены львы, воины, а на «дариках» изображали персидского царя Дария. В Греции на монетах можно было увидеть сову, черепаху или даже тюленя. Но самое удивительное животное на монетах это пегас, который изображался на деньгах города Коринфа. Монеты могли обесцениваться. Например, в Древнем Риме из-за избытка драгоценностей и монет деньги потеряли свою покупательную способность0.
В некоторых странах сначала пользовались монетами чужих государств. Так, например, на Руси только в одиннадцатом веке появилась первая русская монета. Это были гривна серебра (весовая монета равнялась 50 г) и гривна кун (служила для подсчёта монет гривны серебра). Монеты на Руси могли резаться и превращаться в резану (ещё одну денежно-весовую меру).
Таким образом, монеты появляются для удобства перемещения и использования денег. У всех стран монеты были разными, они могли отличаться изображением, металлом, который использовался для их чеканки, и применялись монеты, как для внутренней, так и для внешней торговли.
V этап – использование бумажных денег
При использовании монет у людей могли возникнуть сложности: недостаток металла, отсутствие товара, большой вес (неудобно при транспортировке), а так же опасность быть ограбленным. Поэтому для решения этой проблемы в некоторых странах стали использовать бумагу. Так в Китае при отсутствии товара продавец мог написать на бумаге адрес лавки в другом городе. Такая бумага разрывалась на две части и одна из них оставалась у продавца, а другая отдавалась покупателю.
В Европе же бумага в роли денег выступила только в конце средних веков, когда венецианский мореплаватель Марко Поло, побывав в Китае, рассказал, что там деньги выделывались из листьев тутового шелкопряда и обменивались на монеты в случае необходимости0.Так в 1660 году швейцарский предприниматель Юхан Пальмструк выпустил бумажные деньги под названием «Кредитив Седелс». На них вручную была написана стоимость. Затем в 1690 году в американском штате Массачусетс были выпущены бумажные дензнаки0. Позже и остальные страны начали активно пользоваться бумажными деньгами.
Таким образом, можно сказать, что бумага в роли денег начинает появляться в Китае в период с 618 по 907 год, а уже позднее попадает в Европу и активно используется в разных странах.
Бумажные деньги использовались и в России в виде депозитных или кредитных билетов. Депозитные билеты впервые были выпущены в России в 1840 году и выдавались в обмен на вклады серебра в банк. В 1841 году были выпущены кредитные билеты.
Существовали и другие ценные бумаги, например, в Италии в XIII-XIV веках появился вексель – бумага, используемая для проведения операций по обмену валют. Человеку выдавалась расписка, платёж по которой, можно было получить в другом месте. Позже вексель распространился по всему миру0.
Кроме векселей использовали чеки – ценные бумаги, используемые для платежа указанной на нём суммы его владельцу0.
VI этап – безналичные деньги.
Все раннее рассмотренные нами виды денег были наличными, и они требовали физических усилий для перемещения, оплаты и накопления. Для того, что бы упростить денежные расчеты люди стали использовать безналичный расчёт (то есть операции, в которых не используются наличные деньги). Такие расчёты осуществлялись в Великобритании клиринговыми палатами с 1775 года. Эти организации работали только с чеками и векселями. Работники таких палат принимали чеки к оплате, сортировали и перечисляли деньги банку – такие операции назывались клиринговыми, их могли осуществлять только центральные банки.
1 июля 1958 года была выпущена первая банковская карта American Express. Вскоре во всём мире тысячи людей стали пользоваться электронными картами. Вместо объемных кошельков, которые могут быть украдены у владельца, ему достаточно иметь небольшую карточку с магнитным кодом. Конечно при условии, что у продавца имеется терминал для оплаты картой. В XX веке Эдвард Беллам придумал использовать виртуальные платёжные средства.
Таким образом, появление электронных и виртуальных денег соответствует современному уровню развития общества (появление специального технического оборудования, использование компьютеров и сети Интернет).
Функции денег
Рассмотрев историю и причины появления денег необходимо выяснить их функции. Из всего выше сказанного становится понятно, что, в первую очередь, деньги нужны для облегчения обмена. Ведь без них проще всего можно организовать только прямой обмен (бартер). Например, рыбак принес на рынок свой улов, чтобы поменять на зерно, которое готов предложить земледелец. Но если участники обмена не найдут взаимного интереса, то и осуществить прямой обмен не удастся. Например, рыбак готов поменять рыбу на зерно, но земледельцу нужная не рыба, а глиняный горшок, за который гончар хочет получить рыбу. Тогда участникам обмена придется осуществить двойной обмен (а значит пойти на риск). В этой ситуации деньги становятся таким товаром, который хотел бы получить каждый, то есть, выполняют функцию обмена.
Кроме этого, деньги могут выполнять функцию средства измерения (учета). То есть используются, чтобы подсчитывать затраты или выручку. Например, рыбак хочет приобрести зерно, но как ему определить, сколько зерна он получит за 1 кг рыбы? Для этого рыбаку и земледельцу придётся договариваться. Если же в такой операции используются деньги, то каждый может присвоить определённую цену своему товару, и людям не придётся договариваться. Они будут точно понимать, сколько товара они получат, или им потребуется для обмена. Приведём ещё один пример: фабрика закупила зерно и произвела из него определённое количество муки. Если в операции не использовались деньги, то не понятно выгодна ли она была для владельца. С деньгами же всё намного проще – для подсчёта выручки потребуется только вычесть из прибыли количество затрат.
Третья функция денег – сбережение или накопление. У потребителя может не оказаться в данный момент нужной суммы. Тогда появляется необходимость её накопить. Деньги лучше, чем другие виды эквивалента способны сохранять свою материальную ценность и служить платой за покупку.0 Кроме того, денежные сбережения можно приумножить, вложив их в банк. По словам У. Шекспира, «зарытый клад ржавеет и гниёт, лишь в обороте золото растет».
Таким образом, деньги выполняют три важнейшие функции – средство обмена, учета и накопления.
Денежные системы разных стран мира
Деньги используют по всему миру. В разных странах имеется своя денежная система – устройство денежного обращения в стране, которое возникло при формировании товарно-денежных отношений и установленное сводом законов. Существует два вида денежных систем: биметаллизм (функцию эквивалента товара разделяют два вида металла) и монометаллизм (в качестве эквивалента выступает один металл). Рассмотрим устройство денежного обращения на примере некоторых стран.
Денежная система США.
Особенность денежной системы США заключается в том, что здесь очень длительное время существовала система биметаллизма. В США главными организациями, выпускающими ценные бумаги, являются министерство финансов и ФРС (федеральная резервная система). Министерство финансов в основном создаёт мелкокупюрные билеты. Такие как: монеты и банкноты от 1 до 10 долларов. ФРС выпускает главные наличные денежные средства, а безналичными видами занимаются коммерческие банки.0 По данным на 2017 год в США примерно 59% оборота осуществляется с помощью безналичного расчёта.0
Денежная система Франции.
Во Франции существует целых четыре организации, осуществляющие эмиссию (выпуск) денег – это центральный банк, министерство финансов, Депозитно-сохранная касса, банки и некоторые кредитно-финансовые институты. В настоящие время официальной денежной единицей Франции является евро. Оно используется как в бумажном, так и в металлическом виде. Так же во Франции существуют безналичные платежи, их общий объём составляет 62%, причём 39% карт имеют бесконтактную технологию.
Денежная система Японии.
Главным Банком Японии является эмиссионный институт. Он выполняет самые важные функции: выпускает денежные знаки и выдаёт кредиты остальным банкам. Наличные расчёты в Японии более популярны, чем операции без использования денег, но такие всё же осуществляются, и они составляют 31% всех расчётов.
Денежная система Российской Федерации.
В России деньги печатаются в Центральном банке. Он выполняет следующие функции: выпускает наличные деньги, осуществляет выдачу кредитов банкам, помогает им осуществлять безналичные расчёты, следит за соблюдением остальными банками законов. В России выпускаются как бумажные, так и металлические рубли. Своя безналичная платёжная система появилась в России совсем недавно. В начале 2018 года безналичные платежи в России составляли всего лишь 19%.
Итак, в каждой стране существует собственная денежная система. Платежные средства выпускаются специальными организациями, имеющими на это право. Процент безналичных расчётов в разных странах разный. Это связано с уровнем развития денежной системы в этих странах.
Платёжные системы
Самыми популярными платёжными системами являются: «Яндекс. Деньги»; «Mail.ru.Деньги»; Webmoney; Paypal; Visa; MasterCard; «Мир»; Perfect money; Money mail; «ПРО100»; Qiwi; Alipay,China UnionPay.
В России наиболее известной считается платёжная система «Яндекс. Деньги» для расчётов в данной системе используются рубли. «Яндекс. Деньги» можно использовать только в Российской Федерации – это является её главным недостатком.
А вот Webmoney в отличие от предыдущей платёжной системы, для расчётов предлагает использовать любую валюту. Но данная система за границей не пользуется особой популярностью.
China UnionPay – Китайская платёжная система, которая используется по всему миру. Её часто выбирают люди, которые зарабатывают деньги в интернете для перечисления на карту своего заработка.0
PayPal является самой старой платёжной системой основанной в 1998 году. Её принимают во многих странах. Покупатели предпочитают использовать PayPal потому, что она обладает высокой надёжностью и широким функционалом.
Платёжная система «Мир» появилась в России совсем недавно – в 2014 году. Она принадлежит Центральному банку России. С помощью данной системы можно осуществлять все основные операции такие как: снятие наличных, оплата товара на различных сайтах и другие.
Visa – платёжная система, которой предпочитают пользоваться в Америке и Австралии. Данная система является самой крупной и известной. В Европе же предпочитают использовать очень похожую систему MasterCard. Но на Visa приходится 70% платежей, а на MasterCard 30%.0
Существует множество систем и у каждой есть свои достоинства и недостатки, каждый человек может выбрать для себя ту, которая ему подходит.
Изучение предпочтений
в выборе видов денег и платежных систем
учащихся шестых классов МОУ СОШ №43 и их родителей
Итак, по данным изученной литературы и Интернет-источников, в России лишь 19% оборота приходится на безналичный расчёт. Возможно, это объясняется отсутствием до недавнего времени собственной платежной системы. Было решено провести анкетирование среди учащихся 6-х классов, так как они сверстники автора. Также было принято решение опросить и представителей старшего поколения. Для определения возрастных рамок были использованы материалы учебника «Обществознание» за курс 5 класса, в котором выделены следующие периоды в жизни человека:
- до 20 лет – период становления (первая возрастная категория);
- 20 – 40 лет – молодой человек (вторая возрастная категория);
- 40 – 60 лет – человек в расцвете сил (третья возрастная категория);
- 60 лет и старше – старый (пожилой) человек (четвертая категория).0
В анкетировании согласились принять участие 44 человека в возрасте до 20 лет (учащиеся 6-х классов), 37 представителей второй возрастной категории, 25 человек от 41 до 60 лет и 11 – старше 60 лет. Всего 117 человек.
Участникам предложено было ответить на вопросы анкеты (см. Приложение).
В первом вопросе предлагалось оценить достоинства и недостатки таких видов денег, как монеты, банкноты, банковские карты и виртуальные деньги.
На рисунке 1 видно, что учащиеся 6-х классов оценили монеты по различным показателям (компактность, прочность, удобство в использовании, возможность размена), а респонденты категории 20-40 лет достоинство монет видят в возможности размена и их прочности.
Главным недостатком монет, по мнению большинства опрошенных всех возрастов, является их большой вес. (Рис.2)
Рис.1. Результаты анкетирования по вопросу: «Каковы достоинства монет?» |
Рис.2. Результаты анкетирования по вопросу: «Каковы недостатки монет?» |
К достоинству бумажных денег респонденты всех категорий относят небольшой вес. Более тридцати процентов шестиклассников и почти двадцать процентов представителей старшего поколения считают, что бумажные деньги удобны в расчётах. Представители второй группы оценили также компактность и возможность их повсеместного использования. (Рис.3)
Основным недостатком купюр представители старшего поколения и шестиклассники считают их недолговечность. (Рис.4)
Рис. 3. Результаты анкетирования по вопросу: «Каковы достоинства купюр?» |
Рис.4. Результаты анкетирования по вопросу: «Каковы недостатки купюр?» |
Легкость при расчёте отмечают как достоинство банковских карт все категории опрошенных кроме шестиклассников, которые видят положительные качества карт в их компактности. Кроме того, не нужно носить наличные деньги в кармане. (Рис. 5)
Однако банковские карты не везде принимают. Это отметили двадцать процентов шестиклассников, двадцать семь процентов представителей второй категории и двадцать восемь процентов – третьей категории. Старшее же поколение видит недостатки карт в возможности обмана, мошенничества. (Рис.6)
Рис.5. Результаты анкетирования по вопросу: «Каковы достоинства банковских карт?» |
Рис.6. Результаты анкетирования по вопросу: «Каковы недостатки банковских карт?» |
Достоинства и недостатки виртуальных денег не смогли оценить представители старшего поколения. Шестиклассники считают, что виртуальные деньги более функциональны, ими легко расплатиться в Интернете. Этого же мнения придерживаются представатели второй возрастной категории. А вот опрашиваемые в возрасте от 41 до 60 лет оценили бесплатное обслуживание, расчёты на расстоянии и отсутствие номинала. (Рис.7)
Но виртуальные деньги нельзя обналичить. Шестиклассники отмечают это как недостаток таких денег (девять процентов). Они же боятся обмана при их использовании (шестнадцать процентов). Использование виртуальных денег во многом зависит от наличия компьютера, они не являются общепринятыми и могут менять курс. Это делает виртуальные денги менее доступными в использовании всеми категориями опрошенных. Может быть поэтому лишь небольшая часть респондентов смогла оценить их достоинства и недостатки. (Рис.8)
Рис.7. Результаты анкетирования по вопросу: «Каковы достоинства виртуальных денег?» |
Рис.8. Результаты анкетирования по вопросу: «Каковы недостатки виртуальных денег?» |
На вопрос о том, какие виды денег предпочитают использовать респонденты, были получены следующие ответы. Наибольшей популярностью среди респондентов всех категорий пользуются бумажные деньги и банковские карты. Причем банкноты предпочитают использовать представители старшего поколения и шестиклассники, а люди среднего возраста чаще используют банковские карты. (Рис.9)
Возможно, это связано с тем, что граждане от 21 до 60 лет – трудоспособное население – получают заработную плату на карту, а представители старшего поколения получают пенсию наличными (или тут же снимают деньги с карты и расплачиваются наличными деньгами). Большинству шестиклассников родители также дают бумажные деньги, так как подростки в основном рассчитываются в школьной столовой, на транспорте (где не принимают банковские карты) или делают мелкие покупки в магазине.
Все респонденты от 20 до 40 лет единогласно назвали причиной выбора монет мелкий номинал. Большинство опрошенных первой, третьей и четвёртой категории выбрали металлические деньги за удобство в их использовании.(Рис.10)
Рис.9 Результаты анкетирования по вопросу: «Какие виды денег Вы предпочитаете использовать?» |
Рис.10. Результаты анкетирования по вопросу: «Почему Вы предпочитаете использовать монеты?» |
Самой популярной причиной выбора бумажных денег среди опрошенных является их удобство. Так же респонденты до 20 лет отметили компактность банкнот, а группа от 41 до 60 лет их надёжность.
Респонденты с 20 до 60 лет предпочитают пользоваться банковскими картами из-за их удобства. Пятьдесят процентов шестиклассников отметили безопасность расчётов. (Рис.12)
Рис.11. Результаты анкетирования по вопросу: «Почему Вы предпочитаете использовать банкноты?» |
Рис.12. Результаты анкетирования по вопросу: «Почему Вы предпочитаете использовать банковские карты?» |
Виртуальными деньгами шестиклассники пользуются по причине безопасных расчётов и удобства использования. Опрошенные с 41 до 60 лет тоже отметили удобство виртуальных денег, а участники опроса от 20 до 40 и от 61 и более лет не смогли указать причину использования ими виртуальных денег. (Рис.13)
Так как значительная часть респондентов в возрасте от 20 до 40 лет и от 41 до 60 лет используют при расчетах банковские карты, было решено узнать, какие платежные системы они предпочитают. Наиболее популярными платёжными системами среди опрошенных стали Visa, MasterCard и «Мир». Респонденты четвёртой группы используют карты «Мир» и MasterCard, а респонденты от 20 до 60 лет отметили MasterCard и Visa.(Рис.14)
Рис.13. Результаты анкетирования по вопросу: «Почему Вы предпочитаете использовать виртуальные деньги?» |
Рис.14. Результаты анкетирования по вопросу: «Какой платёжной системой Вы пользуетесь?» |
Большинство опрошенных всех возрастов предпочитают использовать платёжную систему Visa потому, что она распространяется банками и работодателями. Кроме того респонденты называют причиной их выбора удобство использования и тот факт, что эти карты везде принимают (в том числе, за рубежом). По таким же причинам респонденты выбирают платёжную систему MasterCard. Карты системы «Мир» в основном оформляются работодателем для выплаты заработной платы. Эти карты, к сожалению, принимают не везде. (Рис.15,16,17)
Рис.15. Результаты анкетирования по вопросу: «Почему Вы предпочитаете использовать платежную систему Visa?» |
Рис.16. Результаты анкетирования по вопросу: «Почему Вы предпочитаете использовать платежную систему MasterCard?» |
Рис.17. Результаты анкетирования по вопросу: «Почему Вы предпочитаете использовать платежную систему «Мир»?» |
Рис.18. Процент использования респондентами различных видов денег |
В результате анкетирования было установлено, что 94% опрошенных предпочитают использовать наличные деньги (монеты и банкноты), около 45% респондентов пользуются банковскими картами, а виртуальными деньгами осуществляют расчёты 3% участников анкетирования. (Рис.18).
Таким образом, участники анкетирования используют все упомянутые виды денег. Безналичный расчет осуществляют 48% опрошенных.
Заключение
В ходе работы была достигнута поставленная цель – определен процент респондентов использующих безналичный расчет и причины этого выбора.
Были решены поставленные задачи:
Одной из теорий появления денег является теория Карла Маркса о зарождении денег как эквивалента товара. Для зарождения обмена общество должно было достигнуть определённого этапа экономического развития (усовершенствование орудий труда, появление излишков и неравенства, зарождение профессий). То есть, появление обмена связано с новой ступенью в развитии общества. Деньги прошли в своем развитии несколько этапов от натурального обмена до современного виртуального биткоина. Деньги по сей день выполняют три важнейшие функции – выступают как средство обмена, учета и накопления.
Наличные деньги (то есть те, которые являются материальными, осязаемыми – монеты, банкноты) требовали физических усилий для перемещения, оплаты и накопления. Для того, что бы упростить денежные расчеты люди стали использовать безналичный расчёт (то есть операции, в которых не используются наличные деньги). Современные безналичные расчеты можно осуществлять с помощью банковских карт. Наиболее предпочитаемыми в мире платежными системами являются «Яндекс. Деньги»; «Mail.ru.Деньги»; Webmoney; Paypal; Visa; MasterCard; «Мир»; Perfect money; Money mail; «ПРО100»; Qiwi; Alipay, China UnionPay.
Проведено анкетирование, позволившее выявить предпочтения опрошенных четырех возрастных категорий. Респондентами, принявшими участие в анкетировании, используются все виды денег. Очевидно, в различных ситуациях разные виды денег являются наиболее удобными. Монеты при их основном недостатке – большом весе, удобны при мелких расчетах для размена. Банкноты, не смотря на их недолговечность, компактны и имеют удобный номинал. Может быть, поэтому даже при существовании новых видов денег, банкноты и монеты повсеместно используются до сих пор. А современные виды денег – банковские карты и виртуальные деньги – не смотря на удобство в использовании, предпочитают не все. Возможно из-за отсутствия соответствующих условий (ими не везде можно рассчитаться). Выявлены предпочтения респондентов по возрастным категориям. Участники анкетирования в возрасте до 20 лет и старше 60 лет в основном пользуются монетами или банкнотами. Дети – потому что могут совершать только мелкие покупки (завтраки в столовой, транспорт). Пенсионеры – так как в основном действуют по привычке: расплачиваются наличными. Опрашиваемые 20-40 лет и 41-60 лет чаще используют банковские карты, так как получают на карту зарплату. Самые распространенные платежные системы среди респондентов Visa и MasterCard, так как именно их распространяют российские банки, а также «Мир», так как эта новая национальная платежная система используется для расчетов по заработной плате. Всего по данным анкетирования 48% респондентов пользуются безналичным расчетом.
Литература
Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов/ Е.Ф.Жуков, Л.М.Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. – М.: ЮНИТИ, 2002.
Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10-11 классов общеобразоват. организаций/ И.В. Липсиц. – 17-е изд., переработанное и дополненное. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2013.
Святловский В.В. Происхождение денег и денежных знаков. Изд.4-е – М.: КРАСАНД, 2017.
Обществознание. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций с прил. на электрон носителе/[Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – 5-е изд., испр. – М.:Просвещение, 2015.
Тульев В. История денег. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Эксмо, 2013.
Безналичный платёж десятка стран-лидеров [электронный ресурс] https://sputnik-georgia.ru/infographics/20180331/239883976/beznalichnie-plateji-desyatka-stran-liderov.html
Вексель [электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Вексель
Марина Семенюк Платежные системы. Список самых популярных сервисов [Электронный ресурс] https://www.syl.ru/article/303810/platejnyie-sistemyi-spisok-samyih-populyarnyih-servisov
Платежная система UnionPay: карты из Поднебесной [Электронный ресурс] https://wmcash24.com/sistema-unionpay/
Чек [электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Чек
Приложение
Анкета
В связи с проведением исследования на тему
«Виды денег: предпочтения учащихся шестых классов МОУ СОШ №43
и их родителей»,
ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Каковы достоинства и недостатки различных видов денег?
Вид денег |
Достоинства |
Недостатки |
Монеты |
||
Банкноты (бумажные деньги) |
||
Банковские карты |
||
Виртуальные деньги |
||
Другое |
Какие виды денег Вы предпочитаете использовать?
М онеты Банкноты Банковские карты Виртуальные деньги
Почему?____________________________________________________
Какой платежной системой Вы пользуетесь?
« Яндекс. Деньги» «Mail.ru.Деньги» Webmoney Paypal
V isa MasterCard «Мир» Perfect money Money mail
« ПРО100» Qiwi Alipay Другие ___________________
Причина Вашего выбора______________________________________
_____________________________________________________________
Укажите, пожалуйста, сколько Вам полных лет?___________________
Спасибо за сотрудничество!
0 Святловский В.В. Происхождение денег и денежных знаков. Изд.4-е – М.: КРАСАНД, 2017 – С.11-12.
0 Святловский В.В. Происхождение денег и денежных знаков. Изд.4-е – М.: КРАСАНД, 2017 – С.12; Тульев В. История денег. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Эксмо, 2013.– С. 10.
0 Святловский В.В. Происхождение денег и денежных знаков. Изд.4-е – М.: КРАСАНД, 2017 – С.17-33; Тульев В. История денег. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Эксмо, 2013.– С. 18.
0 Святловский В.В. Происхождение денег и денежных знаков. Изд.4-е – М.: КРАСАНД, 2017 – С.20.
0 Тульев В. История денег. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Эксмо, 2013.– С. 18.
0 Святловский В.В. Происхождение денег и денежных знаков. Изд.4-е – М.: КРАСАНД, 2017 – С.38-48. Тульев В. История денег. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Эксмо, 2013.– С. 13-14.
0 Святловский В.В. Происхождение денег и денежных знаков. Изд.4-е – М.: КРАСАНД, 2017 – С.20,22. Тульев В. История денег. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Эксмо, 2013.– С. 20-21.
0 Тульев В. История денег. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Эксмо, 2013.– С. 40-41.
0 Святловский В.В. Происхождение денег и денежных знаков. Изд.4-е – М.: КРАСАНД, 2017 – С.20, 22. Тульев В. История денег. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Эксмо, 2013.– С. 54-55.
0 Тульев В. История денег. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Эксмо, 2013.– С. 96-98.
0Вексель [электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Вексель
0 Чек [электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Чек
0 Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10-11 классов общеобразоват. организаций/ И.В. Липсиц. – 17-е изд., переработанное и дополненное. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2013. – С.72-77.
0Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов/ Е.Ф.Жуков, Л.М.Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. – М.: ЮНИТИ, 2002. – С.420.
0 Безналичный платёж десятка стран-лидеров [электронный ресурс] https://sputnik-georgia.ru/infographics/20180331/239883976/beznalichnie-plateji-desyatka-stran-liderov.html
0 Платежная система UnionPay: карты из Поднебесной [Электронный ресурс] https://wmcash24.com/sistema-unionpay/
0 Марина Семенюк Платежные системы. Список самых популярных сервисов [Электронный ресурс] https://www.syl.ru/article/303810/platejnyie-sistemyi-spisok-samyih-populyarnyih-servisov
0 Обществознание. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций с прил. на электрон носителе/[Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – 5-е изд., испр. – М.:Просвещение, 2015. – С.22.