Введение.
Обучение финансовой грамотности – важный этап воспитания ребенка. Во многих школах проводятся такие уроки, чтобы дети могли получить необходимые знания и навыки. Банковская карта – удобный инструмент, с помощью которого можно научить ребенка контролировать расходы.
Актуальность темы:
В настоящее время банковские карты практически полностью вытеснили наличные денежные средства. Наличие у школьников и подростков банковской карты становится нормой, т.к. с её помощью возможен контроль траты карманных денег. Её использование не только удобно, но ещё и полезно.
Цель работы:
Определить, нужна ли школьнику собственная банковская карта, и может ли быть польза от ее использования.
Задачи:
1. Изучить историю банковских карт.
2. Выяснить есть ли предложения по выпуску детских карт среди банков нашей страны.
3. Выяснить, что известно сверстникам о банковских картах.
4. Определить, чему можно научиться, используя банковскую карту.
5. Разработать макет детской банковской карты.
6. Провести эксперимент.
Гипотеза:
Допустим, что банковская карта необходима каждому современному ребенку, потому что учит следить за деньгами и грамотно ими распоряжаться.
Глава 1. История возникновения банковских карт.
Первые карты появились в США в 1940-1950 гг., они заменили собой чековые книжки.
Начало банковским кредитным картам положил Джон Биггинс, сотрудник Нью-Йорковского национально банка США в 1946 году.
Рис. 1. Фото Д. Биггинса
В 1946 году он организовал работу по кредитной схеме Charge-it, которая предусматривала расписки, принимавшиеся местными магазинами от клиентов за мелкие покупки. По совершении покупки магазин сдавал эти расписки в банк, который оплачивал их со счетов покупателей.
Первой массовой платежной системой была компания DinersClub созданная в 1949 году. Главным отличием ее от предыдущих систем было то, что между клиентами и коммерческими компаниями существовал посредник, который берет на себя проведение расчетов. Именно это позволило DinersClub стать первой и очень массовой универсальной картой.
Рис. 2 Первая карта DinersClub
Первые карты представляли собой пластину из металла с именем и адресом клиента либо отпечатывались на плотном картоне.
В 1960 году была создана первая карта, которую сделали из пластика. Её
особенностью было наличие считываемой магнитной полосы, а в 1975 году она получила электронную память.
Рис. 3 Первая пластиковая карта с именем и адресов владельца.
В 1984 г. более 70% жителей США пользовались банковскими картами.
В СССР первые карты появились в 1969 году, это были карты американских платежных систем.
В 1990 г. Состоялся выпуск первой карты Сбербанка СССР в Москве.
Рис. 4 Первая карта Сберегательного банка СССР.
В России массовое распространение банковских карт началось только в начале 2000 годов.
Глава 2. Детская банковская карта, каким навыкам она может научить
В настоящее время в России 488 действующих банков. Из 10 наиболее известных, которые предлагают выпуск детских карт.
- «СберKids» от Сбербанка
- «Тинькофф Junior»
- «Райффайзен-Start»
- «Почтобанк. Младший» от Почтобанк
- Альфа-банк, «Детская карта»
- Бинбанк, «Карта юниора»
- Восточный банк, «Детская карта № 1»
- Транскапиталбанк, «Детская карта»
- Банк Нейва «Детская»
- ВТБ (от 10 лет)
Первые четыре банка даже предлагают специальное детское мобильное приложение на телефон.
Виды детских банковских карт
Существует два вида банковских карт: основная и дополнительная. Основная карта выдается в возрасте с 14 до 18 лет. В Банке создают собственный счет подростка. Для этого необходимо письменное согласие родителя. Денежными средствами ребенок распоряжается по своему усмотрению. Дополнительная карта выдается в возрасте от 6 до 14 лет. Эта карта привязана к основному счету одного из родителей. И все платежные операции под контролем.
Получается что уже с 6 лет, можно получить свою карту. А что о картах
знают сами дети?
Я провела опрос среди учеников моего класса, чтобы выяснить, что они знают обанковских картах, и у меня получились следующие результаты:
23 человека из 25 опрошенных знают, что такое банковская карта. 19 человек сказали, что она нужна для оплаты покупок, 3 человека ответили, что карта нужна, чтобы не носить наличные деньги.
На вопрос как бы они стали использовать собственную карту 9 человек ответить не смогли, а 16 ответили, что оплачивали бы ей разные покупки.
Рис. 5 Результаты опроса одноклассников
Рис. 6 Результаты опроса одноклассников
И так, как я уже выяснила ребенок с 6 лет, может иметь собственную карту для оплаты покупок. А чему можно научиться, используя детскую банковскую карту.
Первое, что я выделила - это ответственность.
Наличие банковской карты у ребенка повышает степень его ответственности. Ребенок понимает, что ему оказано доверие со стороны родителей, и он теперь сам может распоряжаться имеющимися деньгами, на карте. Также он понимает, что потеряв карту, не может оплачивать покупки, а следовательно относится к ней более ответственно, т.к. восстановить утерянную карту не просто.
Второй пункт, которому можно научиться - это планирование.
Потратить все и сразу – именно так поступает большинство детей. Если в детстве научиться аккуратно обращаться с деньгами, навык останется навсегда. С картой можно настроить ежедневные лимиты, чтобы ребенок мог тратить в день только определенную сумму. А то, что он не потратит, автоматически переходит в разряд накоплений. Например, если положить на
карту деньги на месяц: ребенок видит бюджет, но не может потратить его за день, в этом случае ему приходится планировать, какие покупки он может совершить, а какие необходимо отложить.
Карта может научить навыкам накопления и расходования.
Копилка – это первый инструмент финансового планирования, который был практически у каждого. Плюсы – здорово собрать много мелочи, а потом разом ее потратить на желаемое. Минусы – сложно понять, сколько в копилке сейчас денег, и сколько еще нужно для осуществления мечты (выход один – записывать). С картой все по-другому, приложение подскажет, сколько осталось накопить до цели, а визуализация (например, фото игрушки мечты) будет мотивировать. В приложении можно посмотреть расходы и понять от чего можно отказаться, чтобы быстрее накопить на запланированную цель.
У пластиковой карты есть и свои особенности - правила безопасного
использования, которые мы обязательно должны изучить, а именно:
1. Её нельзя никому передавать.
2.Запрещено сообщать свой пин-код и отправлять ее данные по
Интернету.
3. Ни при каких обстоятельствах не называть пароли.
4. Блокировать карту в экстренных случаях.
5. Установка лимитов на снятие наличных.
Зная, что есть угроза мошенничества, ребенок будет более аккуратен
и внимателен при использовании карт.
В дополнение ко всему можно научиться работать в приложениях. Мобильное приложение учит базовым правилам ведения личного бюджета.
В нем можно каждый день подробно записывать свои карманные расходы. Для удобства учета в приложении уже придуманы категории, например: «Еда», «Игрушки», «Развлечения».
Приложение позволяет создавать конкретные цели и откладывать на них. Целей может быть несколько. Имея банковскую карту с мобильным приложением, ребенок учится в них работать, и в дальнейшем будет легче осваивать другие важные и сложные программы.
Глава 3. Эксперимент. Освоение навыка накопления с помощью школьной карты.
С помощью карты я могу научиться планировать и копить. Эти навыки для начала я решила отработать на школьной карте, для этого был проведен эксперимент. Вместо комплексного обеда я в течение 6 дней выбирала из основного меню блюда по моему вкусу с расчетом 85 рублей в день. Задачей было к концу эксперимента накопить 30 рублей, но при этом покупать полноценный обед. Я планировала экономить ежедневно по 5 рублей и в итоге за 6 дней должна была накопить 30 рублей. И вот что у меня получилось: максимально сэкономить я смогла в четверг – 18 рублей, а вот в среду я потратила на 5 рублей больше, чем было запланировано. В итоге я смогла накопить 38 рублей за 6 дней.
Таблица 1.
Результаты эксперимента
Наименование |
Сумма (руб.) |
Экономия (руб.) |
ПН |
80 |
+5 |
Котлета куриная, макароны, чай |
55+15+10 |
|
ВТ |
75 |
+10 |
Сосиска отв., каша пшеничная, чай |
40+25+10 |
|
СР |
90 |
-5 |
Филе куриное, макароны, чай |
65+15+10 |
|
ЧТ |
67 |
+18 |
Борщ, чай, булочка со сгущенкой, хлеб |
30+10+25+2 |
|
ПТ |
75 |
+10 |
Каша дружба, сосиска отв., чай |
25+40+10 |
|
ПН |
85 |
0 |
Макароны, ежик в соусе, чай |
15+60+10 |
|
Итого: |
|
+38 |
Считаю, что эксперимент удался. Дальше я буду отрабатывать навыки на настоящей банковской карте которую для меня заказали родители.
Разработка макета детской банковской карты.
Детская карта имеет отличительный дизайн. И специально для своей работы я постаралась разработать макет детской карты совместно со своими одноклассниками.
При анкетировании я спросила, хотят ли они иметь собственную банковскую карту, все без исключения отвели – да хотят. Ребята нарисовали эскиз карты, которая бы им понравилась.
Рис. 7 Эскизы банковских карт одноклассников.
На основе этих рисунков я разработала макет карты, которая, по моему мнению, понравится всем.
Рис. 8 Макет детской банковской карты.
Заключение.
Получается, что пользоваться картой удобно и полезно
Карта это:
1. Современное платежное средство.
2. Безопасность и сохранность денежных средств.
3. Быстрота пополнения.
4. Контроль.
5. У тебя не возникнет проблем со сдачей.
В заключении я хотела бы сказать, что используя банковскую карту можно научиться следить за деньгами и грамотно ими распоряжаться.
Карта учит:
-ответственности
-планированию
-правилам безопасности
-навыкам работы в мобильных приложениях
-считаю что, гипотеза проверена и подтверждена.
Список литературы
Электронныйресурс:https://www.banki.ru/wikibank/istoriya_vozniknoveniya_bankovskoy_kartyi/
https://credit-card.ru/children.php
https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2017/09/01/731918-bankovskie-kartochki-dlya-detei
http://www.marieclaire.ru/stil-zjizny/zachem-vashemu-rebenku-nujna-svoya-bankovskaya-karta/
Свободная энциклопедия Википедия. Банковская карта. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0