Разработка бизнес – плана экологической зоны Open Space на пришкольной территории МБОУ «СОШ №135» имени академика Б.В. Литвинова» г. Снежинска Челябинской области

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Разработка бизнес – плана экологической зоны Open Space на пришкольной территории МБОУ «СОШ №135» имени академика Б.В. Литвинова» г. Снежинска Челябинской области

Котова Е.В. 1Долгополов Н.Е. 1
1МБОУ СОШ №135
Емельянова Л.И. 1
1МБОУ СОШ №135
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Глава 1. Введение

1.1 Актуальность проекта

Экологический школьный клуб «Деметра» МБОУ СОШ № 135 является инициатором всех экологических ключевых событий не только в школе, но и в городе. В 2015 году была создана инициативная группа по реализации проекта «Красная поляна Снежинска», в котором закладывалось благоустройство пришкольной территории. В реализации проекта принимали участие, как младшая, так и старшая группы клуба. Реализовать проект удалось только частично: не хватило средств (1 риск проекта).

В 2019 году наша школа выиграла конкурс среди образовательных учреждений, внедряющих сетевые стандарты «Школы Росатома» и получила право войти в состав сетевых школ и создать особую образовательную среду по типу Open Space. Младшая группа клуба по возрасту перешла в старшую группу, в которую и вошли авторы проекта. Мы, авторы проекта, приняли решение о создании новой инициативной группы экологического клуба «Деметра» и выступили с предложением создать на пришкольной территории экологическую доступную образовательную зону (далее - Комплекс) по типу Open Space. На заседании инициативной группы было принято решение продолжить реализацию проекта, разработанного в 2015 году, расширив некоторые позиции, при этом, оставив первоначальную идею.

Мы понимаем, что планируемый экологический комплекс создать быстро не получится, необходимо постоянное развитие. Мы учитывали это обстоятельство заранее – еще на этапе проектирования и запланировали реализацию проекта на четыре года.

Первоочередной задачей для реализации проекта в 2015 году было проведение социологического опроса и анкетирования на предмет личного отношения к созданию такого комплекса на территории школы: обучающихся, родителей, педагогов, воспитателей, родителей детских садов № 15 и № 1 (микрорайон школы).

Выборочно (1054 респондента), были опрошены жители микрорайона, ветераны труда, инициативная группа снежинской городской общественной организации помощи детям с ограниченными возможностями «Бумеранг Добра». Анкетирование было добровольным и анонимным, на сайте школы была размещена подробная информация о проекте и предлагалось ответить желающим на вопросы анкеты.

После обработки результатов выяснилось, что 76% опрошенных считают, что после создания такого комплекса пришкольная территория станет намного привлекательнее к посещению. 60% опрашиваемых готовы содействовать в реализации данного проекта и в дальнейшем. Только 9% опрошенных показали, что им не нравится предлагаемый дизайн территории, так как будет привлекать в микрорайон школы больше посетителей, делая его более многолюдным и шумным. 15% затруднились однозначно оценить данный проект. Результаты проведённого ранее анкетирования показали востребованность нашего проекта (Приложение 1 диаграмма 1).

1.2. Цель проекта

Создание условий для реализации данного проекта на пришкольной территории, который предоставит доступ к экологической зоне образовательного пространства по типу Open Space.

Задачи проекта

Провести анкетирование среди старшеклассников и их родителей об организации зон на пришкольной территории.

Расширить информационное пространство всех участников проекта через сетевые школы Росатома.

Разработать компьютерную модель проекта.

Создать условия для проведения образовательных событий в рамках реализуемого проекта.

Провести рекламную акцию, конкурсы по привлечению внимания к нашему проекту администрации и жителей города.

Проанализировать экономическое обоснование проекта.

Создать условия для реализации проекта.

Гипотеза: Реализация данного проекта, повысит имидж школы и поможет учащимся в практической, природоохранной, исследовательской, творческой деятельности

Продукт проекта: эколого-ландшафтный комплекс

Глава 2. Основная часть

2.1. Площадки проекта

В январе 2019 года мы опросили старшеклассников школы и их родителей: какие свободные зоны они хотели бы видеть в нашем экологическом Комплексе. В опросе участвовали педагоги, учащиеся 9 - 11 классов, родители.

Мы разбили нашу территорию согласно полученным результатам анкетирования на свободные, доступные зоны. (Приложение 1 диаграмма 2)

Для города Снежинска данный проект создания уникальной экологической зоны разрабатывается впервые. В своем проекте мы предполагаем создание единого рекреационного эколого-ландшафтного Комплекса, созданного на пришкольной территории, войдут следующие площадки, выбранные в ходе проведенного конкурса:

Плодовый сад, посаженный выпускниками и ветеранами микрорайона - 450 м2;

Мини - дендропарк, в дальнейшем МДП, в основу которого положен географический принцип - 950 м2;

Дарвиновская площадка, которая позволит проводить наблюдения за развитием последовательности заселения растений в естественных условиях - 210 м2;

Сухой ручей - зона в которую будет входить так же рокарий, альпинарий - 600 м2;

Зеленый кабинет для проведения занятий в естественных условиях - 25 м2;

Учебный класс областной предметной лаборатории «Биология. Экология»

Игровая площадка для учащихся начальной школы - 98 м2 .

Теплица

Ежегодно с 2015 года на территории плодового сада выпускники школы, их родители, ветераны микрорайона высаживают яблони, груши рябины. На территории плодового сада запланирован учебный зеленый кабинет, в котором экскурсоводы будут проводить теоретические и практические занятия. На уроках технологии учащиеся будут изготавливать скамейки, небольшие парты.

На территории дендропарка предполагается разбить участки по географическому принципу, т.е. растения будут размещены в четырех секциях: «Америка, Канада», «Европа», «Азия», «Россия, «Урал». Мы подобрали список растений для каждой секции. В секции «Урал» будут представлены растения, занесённые в Красную книгу Челябинской области, России, предоставленные нам школьным туристическим клубом «Сталкер», путешествующим по Уралу. Будет разработана дорожно - тропиночная сеть, также приспособленная для людей с ограниченными возможностями, для этого в дендропарке будут созданы специальные зоны, дорожки для колясочников.

На Дарвиновской площадке юные исследователи могут проводить опыты и исследования на конкретном материале. Они также смогут наблюдать за воздействием на окружающую среду абиотических, биотических и антропогенных факторов. В ходе наблюдений будут углубляться биологические и экологические знания учащихся. Дарвиновская площадка - это мини-лаборатория, изучающая условия произрастания различных видов растений, в том числе внесённых в Красную книгу.

Волонтеры из числа жителей микрорайона, старшеклассников из трудового лагеря, произведут закладку экологической тропы с последующим оформлением рокариев: «Растительный мир Урала» и «Сухой ручей». В приобретении посадочного материала примут участие жители микрорайона, садоводческое товарищество, родители.

Игровая площадка будет создана для релаксации младших школьников после учебного дня. На них будут размещены беговые дорожки из автомобильных шин, кустарники, высаженные в виде лабиринтов, деревянные скульптуры героев Бажовских сказов.

Зелёный кабинет на пришкольной территории будет создан для проведения занятий, семинаров, обобщении экспериментальной и исследовательской работы мотивированных к такой работе учащихся.

Учебный класс предметной лаборатории, находится на территории школы. В кабинете юные исследователи проводят свои наблюдения на современном цифровом оборудовании.

Теплица в школе будет введена в эксплуатацию весной 2019 года. Школьная теплица может служить не только для выращивания овощей, но быть лабораторией по изучению физиологии растений, учебной мастерской по производству ранних овощей в защищенном грунте. Работая в теплице, юные исследователи могут детально изучать элементы микроклимата – температуру воздуха и почвы, влажность воздуха и т.д., овладеют методикой управления режимом тепла, света, минерального, водного и воздушного питания.

Занятия на всех площадках будут проводиться как в разновозрастных группах, так и по параллелям, как индивидуально, так и в групповом формате, согласно выбору учащихся.

Подготовленные в школе экскурсоводы - волонтеры будут проводить экскурсии по территории Комплекса всем желающим.

Предполагается в каждой зоне по мере реализации проекта проводить ключевые события для субъектов, участвующих в проекте.

Визуализация проекта, через разработанную компьютерную модель, разработанную одним из авторов проекта, Долгополовым Никитой, в программе prezi. com, даёт возможность показать виртуально площадки проекта и их наполнение. Это поможет получить представление о внешнем виде пришкольной территории и визуально познакомить с площадками комплекса всех желающих.

Через сетевую школу Росатома, мы предполагаем проведение занятий и вебинаров, в которых мы будем делиться опытом и перенимать опыт других школ по даннойпроблеме.

2.2 Финансирование проекта

Для реализации и развития проекта необходимы дополнительные средства. К дополнительному финансированию мы предполагаем, привлечь спонсоров, администрацию города, пожертвования, средства ГК «Росатом».

Но в проекте, как и в предыдущем, мы рассматриваем элементы самоокупаемости: выращивание и продажа рассады овощных и цветочных культур; разведение и продажа саженцев некоторых редких экзотических кустарников. Мы уже приступили к выращиванию «Новогодних ёлок» в специальных горшках с последующей высадкой их в природные системы (Программа «Сохраним красоту и природу»).

Для успешной реализации нашего проекта мы просчитали необходимое финансирование, составили смету проекта. (Приложение 5)

Полная стоимость проекта: 826 619 рублей.

Имеющиеся средства: 524 499 рублей.

Запрашиваемые средства: 302 120 рублей

2.3. Собственный вклад в создание проекта

Наличие разработанных проектов «Красная поляна Снежинска» и «Создание экологической зоны Open Space на пришкольной территории МБОУ СОШ №135 им. академика Б.В.Литвинова г.Снежинска», получивших одобрение администрации города и школы.

Проведение занятий школы экскурсоводов на территории МБОУ «СОШ № 135».

Привлечение учителей информатики и ИКТ, выпускников школы, родителей для создания базы данных Комплекса.

Оргтехника, принтеры, сканеры, цифровое оборудование для организации работы авторов проекта и волонтеров, помогающих в оформлении информационного материала.

Наличие помещения и оборудования в предметной лаборатории «Биология. Экология» для выполнения исследовательских работ.

Безвозмездная помощь волонтеров.

2.4. Риски проекта

Были рассмотрены риски проекта, которые актуальны и на сегодняшний день.

Недостаточное финансирование в результате задержка сроков создания Комплекса;

Агрессивное поведение подростков и отдельных жителей города;

Случаи вандализма на благоустроенных площадках Комплекса;

Неисправность технических средств;

Форс - мажорные обстоятельства, неблагоприятные погодные условия.

Мы также считаем, что минимизировать риски поможет разъяснительная, просветительская работа в СМИ, создание буклетов, листовок, проведение бесед с населением.

2.5. Анализ макросреды

Для реализации идеи необходимо было проанализировать микросреду, выявить заинтересованных лиц, а также противников проекта (приложение 2).

Успешная реализация нашего проекта зависит не только от его непосредственных участников, но и от внешних по отношению к проекту сторон, которые непосредственно не работают в проекте, но проявляют к нему какой-либо интерес, или на их интересы могут повлиять результаты исполнения или завершения проекта.

Для проведения анализа окружающей среды мы использовали, составленный ранее инициативной группой SWOT-анализ и SWOT- матрицу (приложение 3, 4) т.е. анализ сильных и слабых сторон микросреды, а также возможностей и угроз, исходящих из этой среды.

Проанализировав результаты, мы выделили, что наиболее существенное влияние на проект оказывают:

Зависимость от внешних источников финансирования – отрицательное воздействие. Наличие благоприятной демографической обстановки - положительное воздействие. Данный анализ очень важен для использования всего потенциала проекта.

Для того чтобы своевременно по рабочему плану отслеживать реализацию проекта, мы составили Диаграмму Ганта, которая является инструментом планирования и управления задачами (приложение 6).

Глава 3. Заключения и выводы

Мы представляем свои выводы на основе составленного ранееSWOT анализа, которые позволяют понять, каким образом он может развиваться далее, какие у нас имеются возможности.

Блок «Угрозы» позволяет нам понять, с какими сложностями мы столкнёмся, и подумать над тем, как митигировать риски.

Например, проблему низкой посещаемости можно попробовать решить за счёт кооперации со схожими проектами из других городов региона, привлечения студентов и учащихся. В целом, проектная команда будет на основе SWOT анализа постоянно работать с угрозами и предпринимать действия для того, чтобы они не перешли в практическую плоскость.

Блок «Слабые стороны» отражает опасения проектной команды, которые могут сказаться на развитии проекта. В отличие от угроз – это не столько риски (как угрозы), сколько реальные сложности, которые нужно будет решить проектной команде. Например, удалённость ВУЗов уже сейчас является проблемой для популяризации проекта и привлечения специалистов высокого уровня. Следовательно, проектная команда должна проработать шаги для того, чтобы эта слабая сторона была, как можно раньше проработана с целью уменьшения последствий.

При этом у проекта есть сильные стороны, которые отражены в SWOT-анализе. Сильные стороны – это объяснение, почему данный проект должен быть реализован в таком виде. Локация, наличие инструментария для укрепления связи «Человек - природа» - это аргументы в пользу того, почему проект должен быть реализован в предлагаемом виде.

Блок «Возможности» - это понимание проектной команды того, какие есть перспективы развития у данного проекта. Создание новых площадок на основе данного проекта, вовлечение различных групп населения в проект, создание методической литературы – это всё точки роста проекта после выполнения базовых решений и митигации угроз, а также преодоления слабых сторон проекта. По мнению команды, данный SWOT - анализ и SWOT - матрица позволяют посмотреть на проект комплексно, для того чтобы использование инвестиций несло минимально возможные риски, притом, чтобы отдача от проекта (экономические, социальные, образовательные или культурные выгоды) была максимизирована.

Мы ожидаем от реализации проекта, следующие результаты и делаем выводы:

Создание уникального продукта: рекреационного эколого-ландшафтного Комплекса на пришкольной территории МБОУ СОШ № 135.

Укрепление положительного имиджа школы. Для субъектов проекта -приобретение уникального опыта социальных, коммуникативных, организаторских и лидерских качеств. Этот опыт можно использовать в дальнейшем и, прежде всего, в выборе профессии; повышение знаний не только по профильным предметам (биология, химия), но и по дополнительным – экономика, экология, основы предпринимательства.

У юных исследователей появляется также возможность разрабатывать свои проекты на более высоком уровне, используя все площадки комплекса.

Научно-исследовательские работы позволят учащимся школы МБОУ СОШ № 135 внести личный вклад в изучение экосистемы Урала и представить свой опыт на конкурсах, конференциях разного уровня.

Мы приобретем друзей через сетевую школу в пространстве Росатома.

Мы верим, что каждый год существования Комплекса будет увеличивать количество наших сторонников и последователей.

Литература

Авадяева Е. Н. Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

Анисенковой Экологическое образование школьников, И.М. Швец. – Н. Новгород, 1993.

Липсиц И.В. Раскрывая тайны экономики: учебное пособие / М.: Просвещение, 1994. 4.1995

.Сычева, А.В. Ландгафтная архитектура / А.В. Сычева. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2006.

..Теодоронский, В.С. Садово-парковое строительство / В.С. Теодоронский. - М: ГОУ ВПО МГУЛ, 2003. с

.Агафонов Н.В. Декоративное садоводство / Н.В.Агафонов, Е.В. Мамонов, И.В. Иванова. - КОЛОСС, 2003. -

Проект «Красная поляна Снежинска», коллективный проект МБОУ СОШ № 135. 2015 г.

https://helpiks.org/3-2475.html

Приложение 1

Приложение 2

СТЕЙКХОЛДЕРЫ (интересы и воздействия):

Положительные

Отрицательные

1. Администрация школы

1. Вандалы

2. Спонсоры

2. Недобросовестные маркетологи

3. Администрация города

3. Неорганизованные посетители комплекса

4. Молодежная палата

4. Недобросовестные исполнители проекта

5. Родители

 

6. Школьники

 

7. Преподаватели «Школы-экскурсоводов»

 

8. Ветераны труда

 

9. Экскурсоводы

 

10. Жители микрорайона

 

11. Группа – ландшафтных и фитодизайнеров

 

12. Экологический клуб «Деметра», клуб «Сталкер»

 

Приложение 3

SWOT-анализ

Для достижения цели проекта на территории комплекса предполагается учесть следующее:

Сильные стороны:

Слабые стороны:

Широкий спектр предоставляемых услуг;

Благоприятная демографическая обстановка;

Расширенные возможности исследовательской деятельности;

Оптимальное расположение различных объектов исследования (территориальная целостность);

Удачное расположение: расчищенное место, новый район, благоприятный микроклимат, особенности почвы и ландшафта;

Возможность размещения инструментария для исследования в естественной среде;

Отсутствие ограничений на изучение (близость к городу, отсутствие рисков безопасности);

Повышение культурного самопознания;

Возможность объединения с другими творческими проектами;

Не требуется оплата исполнителям проекта.

Удалённость от академических ВУЗов, научно-исследовательских площадок (интернет);

Скептицизм (реклама), аллергики;

Зависимость от внешних источников финансирования (в среднесрочной перспективе высока вероятность низкого ROI и операционной прибыли);

Ограничения в проведении широких маркетинговых акций для привлечения аудитории.

Угрозы:

Возможности:

Ограниченное количество лояльной аудитории на начальном этапе проекта;

Вандализм;

Конкуренция;

Отсутствие финансирования.

Создание других площадок;

Помощь ветеранам в выращивании рассады, зелени для межшкольного комбината общественного питания, сотрудников школы;

Участие в конференциях по законченным проектам;

Привлечение других учащихся для продолжения проекта;

Выпуск методической литературы для педагогов и учащихся;

Возможность участия в программе «Красная книга»;

Частичное самофинансирование.

Приложение 4

SWOT-матрица

 

Сильные стороны

Слабые стороны

Широкий спектр предоставляемых услуг

Благоприятная демографическая обстановка

Расширенные возможности исследовательской деятельности

Повышение культурного самопознания

Не требуется оплата исполнителям проекта

Удалённость от академических ВУЗов, научно-исследовательских площадок

Зависимость от внешних источников финансирования (в среднесрочной перспективе высока вероятность низкого ROI и операционной прибыли)

Ограничения в проведении широких маркетинговых акций для привлечения аудитории

Угрозы

Ограниченное количество лояльной аудитории на начальном этапе проекта, вандализм;

Отсутствие финансирования; Конкуренция.

Фокус на рекламу, работа с родителями, привлечение общественных организаций, создание волонтёрской бригады

Расширение школьной и общественной аудитории, проведение семинаров, коллоквиумов

Работа с рынком исследований, привлечение специалистов для мастер-классов

Фокус на рекламу и СМИ

Анализ внутренней обстановки, проведение рекламных акций

Использование компьютерных технологий

Анализ рынка услуг, поиск источников финансирования

Работа с администрацией города, использование компьютерных технологий

Возможности

Создание других площадок;

Помощь ветеранам в выращивании рассады, зелени для межшкольного комбината общественного питания, сотрудников школы.

Работа над повышением привлекательности проекта для широкой аудитории

Расширение аудитории, расширение круга заинтересованных лиц

Повышение уровня исследовательской деятельности, создание научно-практической базы для исследований

Формирование научного типа мышления у школьников

Формирование у школьников гражданского самосознания

Формирования у школьников умения работать самостоятельного, логического и исследовательского типа мышления

Популяризация, фокус на потребности аудитории

Привлечение специалистов, проведение лекций, семинаров

 

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Участие в конференциях по законченным проектам;

Привлечение других учащихся для продолжения проекта;Выпуск методической литературы для педагогов и учащихся; Возможность участия в программе «Красная книга»;

Частичное самофинансирование

               

Приложение 5

Детализация сметы

 

Запрашиваемые средства

Имеющиеся средства

Всего

Источник финансирования

МФУHP LaserJet Pro 500 color MFP M570dn

65 000

0

65 000

Средства ГК «Росатом»,

МБОУ СОШ №135 (софинансирование, местный бюджет)

Расходные материалы

20 700

15 000

35 700

Посадочный материал

18 350

0

18 350

Хозяйственный инвентарь

8 839

50 000

58 839

Материалы для благоустройства Комплекса

56 070

165 000

221 070

Услуги по благоустройству территории

133 161

294 499

427 660

Итого:

302 120

524 499

826 619

Приложение 6

 

Название задачи

Дл-ть

Начало

Окончание

Янв.

Фев.

Март.

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сент.

Окт.

Нояб.

Дек.

 

1-й год реализации проекта

1

Подготовительный этап

46

15.04.2019

30.05.2019

                                                                       

2

Создание и размещение страницы «Красная поляна Снежинска» в Интернете и на сайте школы

153

01.05.2019

29.06.2019

                                                                       

3

Работа школы экскурсоводов

261

15.04.2019

31.12.2019

                                                                       
 

2-й год реализации проекта

4

Проведение

конкурсов на

самый лучший

проект

ландшафтного дизайна

площадок

комплекса

60

01.01.2020

01.06.2020

                                                                       

5

Работа школы экскурсоводов

366

01.01.2020

31.12.2020

                                                                       

6

Благоустройство и оформление площадок

214

01.06.2020

31.12.2020

                                                                       
 

3-й год реализации проекта

7

Благоустройство и оформление площадок

365

01.01.2021

31.12.2021

                                                                       

8

Работа школы экскурсоводов

365

01.01.2021

31.12.2021

                                                                       

9

Организация

экскурсионной и

исследовательской работы на

территории

комплекса

93

01.06.2021

01.09.2021

                                                                       

10

Проведение

мониторинга

окружающей

среды на

площадках

комплекса

93

01.06.2021

01.09.2021

                                                                       
 

4-й год реализации проекта

11

Благоустройство и оформление площадок

152

01.01.2022

01.06.2022

                                                                       

12

Работа школы экскурсоводов

152

01.01.2022

01.06.2022

                                                                       
Просмотров работы: 23