ВВЕДЕНИЕ
Цель исследовательской работы:
познакомиться с историей Илишевского элеватора и его возможностями для экспорта зерна на мировой рынок
Задачи:
формирование интереса к экономике родного края;
изучить возможности транспортировки зерна водным путем;
изучить вклад купцов зернопромышленников Груздевых в экспорте зерна в начале 20 века;
Гипотеза:
Я предполагаю, что через Илишевский элеватор можно будет экспортировать зерно в зарубежные страны.
Актуальность: Развитие АПК региона очень важно. Продажа зерна укрепит экономику региона (нашей страны), даст рабочие места, увеличит потребность в специалистах и тем самым поднимет уровень жизни людей на высокий уровень. Продажа зерна прибыльна. Но возможности для выхода на мировой рынок ограничены. Рядом с крупными аграрными холдингами малые сельхозпредприятия, фермеры практически слабы. И в прошлом году эти ситуации заставили искать пути выхода на внешний рынок. В Башкортостане, например, в этом году изучаются возможности использования водного транспорта.
Объекты исследования: Илишевский элеватор
Методы исследования:
- сбор информации об элеваторе и причале ;
- анализ собранной информации .
При написании работы были изучены, проанализированы и использованы периодическая печать , а именно :газета «Кызыл таң» за 9 ноября 2018 г. «Илеш элеваторы диңгез сәүдәсенә юл ача алырмы?»
2. Газета .Республика Башкортостан за 04.07.2017 .Статья “В гости к барину”
3. Роднов М. И. Пространство хлебного рынка (Уфимская губерния в конце XIX – начале XX вв.) .Вот уже в течении двух лет я занимаюсь изучением вклада купцов хлебопромышленников Груздевых в историю района. Я считаю , что они стояли у истоков хлебозаготовок нашего района . Мы, члены туристического кружка и актива школьного музея проводим экскурсии для учащихся по Груздевским местам в районе. В ходе работы была изучена история Илишевского элеватора, составлена карта схема возможных путей экспорта зерна водным путем. Проанализированы пути решения проблемы и доказана эффективность транспортировки зерна водным путем.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Вопрос требует принятия мер на уровне правительства.
В настоящее время продукты российского производства отправляются в 143 страны мира. В последние годы в объеме экспорта наблюдается преобладание зерновых культур. Это связано не только с увеличением производства зерна в нашей стране, но и с тем, что мы производим продукцию, отвечающую мировым стандартам качества и многие страны стремятся развивать сотрудничество с Россией за рубежом.
Согласно государственной программе, к 2024 году поставлена задача довести объем экспорта АПК до 45 млрд. долларов.
Спрос на зерно на мировом рынке будет расти. В каком направлении будет развиваться экспорт зерна в России? Есть ли у Башкортостана возможность продавать зерно за рубежом? Что мешает решению проблемы транспортировки зерна водным транспортом? Вот на эти вопросы я и попытаюсь дать ответ.
2.Какие страны берут российское зерно?
За последние три года экспорт зерна в нашей стране увеличился на 73 процента. Об этом заявил недавно министр федеральной отрасли Дмитрий Патрушев. Начиная с нового сельскохозяйственного года (он считается с 1 июля каждого года), объемы продаж за рубежом хлебных культур продолжают расти. Конечно, ожидалось, что валовой сбор зерна в этом году достигнет 115 млн. тонн, но этот уровень был ниже. Но это не значит, что объемы экспорта снизятся. Эксперты Минсельхоза считают, что потенциал экспорта зерновых культур в этом году составляет 38-39 млн. тонн. Из них 33-34 млн тонн - пшеница.
В минувшем году на мировом рынке был наибольший спрос на пшеницу. Пользуясь случаем, Россия увеличила объемы экспортной пшеницы за рубежом на 37% , по сравнению с 2017-2018 годом. И в общем объеме экспорта зерна доля данной культуры составила 79 процентов или 12,7 млн. тонн.
Россия занимается производством зерновых культур, отвечающих требованиям мировых стандартов. Наибольшее количество стран – импортирующих зерно из страны на сегодняшний день составляют Египет, Турция, Вьетнам, Нигерия, Саудовская Аравия и Бангладеш. По данным на конец октября, Россия с начала сезона экспортировала около 22 млн. тонн зерна, не считая стран, не вошедших в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Это на 19 процентов больше, чем в прошлом году. Из объема экспорта 16-17 млн. тонн – пшеница. Это на 30 процентов больше, чем в прошлом году.
Продажа зерна прибыльна. Однако в прошлом году доход отрасли земледелия аграрных производителей пошел только на погашение накопленных долгов. На внутреннем рынке спрос ниже. А возможности для выхода на мировой рынок ограничены. Рядом с крупными аграрными холдингами малые сельхозпредприятия, фермеры практически слабы. И в прошлом году эти ситуации заставили искать пути выхода на внешний рынок. В Башкортостане, например, в этом году изучаются возможности использования водного транспорта. Но готова ли река Белая выйти на рынок Республики Башкортостан?1
3.По Агидели... на мировой рынок
У Башкортостана большие экспортные возможности. Об этом заявил и. о. заместителя Премьер-министра Правительства Республики, министр сельского хозяйства Ильшат Фазрахманов на недавней встрече с журналистами.
По словам Ильшата Фазрахманова, учитывая географическое положение республики, объем экспорта Башкортостана пока невелик от желаемого объема. Так, объем экспорта сельскохозяйственной продукции за январь-июль текущего года составил 46,3 млн. тонн или в 2,9 раза больше, чем за аналогичный период 2017 года. Это 4,1 процента от общего объема экспорта республики.
— Мы изучаем возможности увеличения поставок зерна за рубежом, — говорит Ильшат Ильдусович.
Как отметил глава ведомства, в целом в конкурентной политике наше главное преимущество — низкий уровень цен на агропромышленную продукцию и значительно выше качество в результате преобладания органических методов производства. Среди причин того, что не можем довести объемы экспорта до запланированного уровня, надо отметить то, что владельцы наших экспортно-ориентированных предприятий не могут до конца осознавать специфику импортных рынков. И с иностранными торговцами не хватает опыта сотрудничества.
В ходе уборочных работ на совещании в Доме Правительства И.Фазрахманов заявил о необходимости изучения возможности экспорта зерна Башкортостана водным транспортом. Обсудили вопросы усиления мощности Илишевского элеватора и приобретения новых судов.
— Нам нужны грузовые суда вместимостью по 2 и 4 тысячи тонн зерна. Если мы сможем использовать отечественный водный транспорт от Илишевского порта до порта Новороссийска, то это позволит снизить и логистические расходы, — сказал Ильшат Фазрахманов.
Если до указанного порта перевозка каждый тонны зерна с помощью железной дороги составляет 3-3, 5 тысяч рублей, то на водном транспорте он не превысит 1,5 тысячи рублей.
В настоящее время общество “Илишевский элеватор” принимает зерно из Илишевского, Дюртюлинского, Бакалинского и близлежащих районов Татарстана. Общая мощность хранилищ элеватора — 117 тыс. тонн.(рис.1). У элеватора на левом берегу реки Агидель есть свой причал. Глубина и длина водного пути рядом с причалом позволяют ему принимать грузовые судна вместимостью до четырех тысяч тонн.(рис.2)
В новом сельскохозяйственном году Башкортостан планирует увеличить экспорт зерна в два раза по сравнению с прошлым годом.
4. Сумеет ли Илишевский элеватор открыть дорогу к морской торговле?
Илишевский элеватор расположен в 150 км от Уфы. Элеватор введен в эксплуатацию в 1982 году. Длина и глубина причального фронта позволяет принимать суда грузоподъемность до 2000 тн. с последующей отправкой по стране к югу: Самара, Первомайский, Волгоград, Волгодонск, к северо-западу: Кострома, Ярославль, Рыбинск, Шексна. Илишевский элеватор способен принимать на сушку и подработку до 2500 тн. в сутки.(рис. 3 ) Общая элеваторно-складская мощность составляет 142 т.тн. Продукция произведенная на Илишевском элеваторе всегда пользовалась большим спросом. Хранение сельхоз. продукции на элеваторе осуществляется в заготовительных железобетонных башнях, 4 башни по 25 тыс.тонн и 1 до 17 тыс.тонн. Имеются крупоцех по выработке крупы гречневой и ячменя, цех по производству подсолнечного ,рапсового масла, цех по фасовке ячневой, гороховой, гречневой крупы. (рис.4)
В Илишевском районе научились выращивать зерно с применением новых технологий. Районированные сорта, маржинальные культуры находятся в приоритете. Требования предъявляются огромные, аграрные производители ломают голову о реализации зерна за рубежом. Но не каждый желающий может заниматься экспортом. Для этого нужно выезжать за границу, изучать его потребности, порядок торговли. Есть и свои секреты разговора по сотрудничеству с ними. .Если считать международные стандарты, таможенные, другие контролирующие структуры, то, конечно, будет нелегко руководителю хозяйства.
Предполагается, что под крылом общества “Илишевский элеватор” аграрных производителей поможет избежать этих проблем, считают в Минсельхозе.
В чем преимущество экспорта зерна водным транспортом? Что для этого нужно делать? Заместитель министра Юрий Лысов отметил, что идея экспорта зерна водным транспортом в республике не новая? До сих пор в нескольких районах, расположенных вдоль реки Агидель, были такие причалы, как в Илишевском районе. Он в частности сказал: «Когда мы обсуждали, как можно больше и с низкими затратами продавать зерно, мы предусмотрели более широкое и эффективное использование возможностей Илишевского элеватора».
Раньше успешно работали и Кушнаренковский причал, причалы в Дюртюлях. За последние десятилетия в бассейне реки Агидель сократилась вода, изношенность технических и технологических сооружений прекратило эту работу. Единственным причалом, способным принимать большие баржи с учетом глубины , является Илишевский элеватор.
Илишевский элеватор — единственный в регионе, где зерно отгружается по воде. Сложный комплекс гидротехнических и береговых сооружений, складских и административно-бытовых зданий, энергетических и инженерных коммуникаций позволяет ему осуществлять погрузку судов класса «река-река» и «река-море», грузоподъемностью от 2 тыс.тонн зерна и выше.
За навигацию 2018 года Илишевский элеватор отгрузил в экспортных направлениях 27 барж с зерном. Вес вывезенного по воде зерна составил 47,9 тыс. тонн (рост в 3,8 раза к аналогичному периоду прошлого года). Перевалка партий зерна на экспорт происходила через порты Ростова-на-Дону и Астрахани.(рис.5)
Нужно отметить, что отгрузка зерна по воде (в экспортных направлениях), существенно выгоднее, чем железнодорожным транспортом, в среднем на 1-1,5 рубля за одну тонну. А уходящий год стал рекордным годом по вывозу зерна из региона водным транспортом. Последний раз аналогичное количество зерна по воде вывозилось 18 лет назад.
В этом году с 25 по 28 сентября в г. Сари Исламской Республики Иран прошел сельскохозяйственный форум - выставка “Каспиан Агро-2018” с участием представителей Башкортостана, занимающихся экспортом зерна, с составлением договоров. В форуме приняли участие финансовые учреждения, способствующие развитию аграрной отрасли в этой стране. Состоялось подписание ряда соглашений между Россией и Ираном по с.х. направлению. Общество” Илишевский элеватор “относится к холдингу” Оренбургская финансово-сушильная компания". В форуме в Иране принял участие учредитель холдинга. Надеемся, что результаты сотрудничества будут успешными. Потому что до сих пор трейдеры, покупающие зерно, проще говоря, собирали у нас зерно на Илишевском элеваторе и сами реализовывали. Башкирское зерно тем самым было отправлено в Астрахань, в Ростов на Дону.
Теперь мы будем заключать прямое соглашение с представителями Ирана и сами отправлять зерно. Для этого Илишевский элеватор формирует грузовую партию, закупив у аграриев зерно. Из этих двух крупнейших портов в стране зерно отправляется в Иран и страны Африки.
Сегодня зерно можно экспортировать как железной дорогой, так и с использованием водного транспорта, с учетом того, где меньше финансовых расходов. Последнее, по нашим подсчетам, обходится дешевле. За 190 дней навигации с такими мощностями нельзя выполнить большой объем работы.. Могу сказать, что в октябре экспорт зерна составил около 20 тысяч тонн. Это в 11 раз больше, чем было прежде.
Необходимо обеспечить увеличение мощностей Илишевского элеватора, приобретение большегрузных судов и добиться у аграриев этих районов производство зерна, отвечающего мировым торговым стандартам .
Конечно, на уровне правительства, отраслевого министерства проблем немало. В ходе реализации намеченных задач у Башкортостана появится возможность выхода на мировой торговый рынок.
5. Груздевские страницы в истории хлеботорговли Илишевского района
После того, как я прочитал эту статью я вспомнил о своей недавней исследовательской работе . И могу с уверенностью сказать, что у истоков илишевской хлеботорговли стояли купцы хлебопромышленники - братья Груздевы.
Существует немало интересных и поучительных историй из жизни знаменитых людей. В истории нашего района было и есть немало выдающихся людей . И одна из них -это знаменитая династия купцов зернопромышленников 1-й гильдии Груздевых( переехали они сюда из г.Бирска). Представители этой династии оставили яркий след не только в истории нашего района, Башкортостана, но и в истории России. Именно они основали пристань Груздевку, д.Груздевку, построили имение в д.Илишево (детский дом № 1),храм Св.Пантелеймона в д.Князь-Елга. Торговый дом братьев Груздевых в 1883 году располагал водяными мельницами, винокуренным , поташеваренным заводом, хлебосушильным хозяйством, пароходами, корабельной рощей.2 Со временем Груздевы расширяют и территорию пристани Груздевка , строят амбары , занимаются заготовкой зерна у крестьян из ближайших деревень и отправляли их не только в регионы Российской империи, но и в зарубежные страны. Как видно из картосхем еще в 1894 году почти весь отправлявшийся по Белой и Каме хлеб шел в Рыбинск ( знаменитая Рыбинская биржа) главный распределительный центр хлебной торговли, откуда снабжались обе столицы.3 (рис .6). Сюда отправлялось 97 % всего закупленного в бельских пристанях зерна. (рис.7) На рубеже 19-20 века в составе ее руководящих органов присутствовали предприниматели из Уфимской губернии (П.Н.Дедюхин- зять Груздевых, именно у него они купили Груздевскую пристань). Связанный с балтийскими портами Рыбинск выступал как перевалочный пункт для вывоза хлеба на экспорт через порты Рига и Либава и оттуда в Германию, Голландию, Бельгию, Францию, Швецию ,Данию, Великобританию.(рис.7) Таким образом ,уже в начале 20 века хлеб из Илишевской земли поступал на мировой рынок.(рис. 8).
Деревня Груздевка -основана в начале 20 века как пристань Дедюхина и была куплена купцом Н.В. Груздевым. Основателем династии является Василий Груздев, у которого было 3 сына. Старший Андрей Николаевич распологал имением в д.Красный Урюш, заводами.(рис 9,10) Гавриил Груздев вместе с сыновьями Александром и Василием построили храм Св.Пантелеймона в 1896 году. (рис.11.)Он прекрасно сохранился и до наших дней и идут реставрационные работы. Нам удалось найти прямых потомков Груздевых – Дмитрия и Александра Груздевых.(А.Груздев-Глава администрации Бирского района)
По их письмам и архивным источникам составили родословную Груздевых.
По груздевским местам в районе мы проложили экскурсионный маршрут составили буклет и сделали видео о храме. Надеемся, что Бирские и Илишевские страницы в истории Башкортостана еще будут изучены и может быть по территории района будет проложен и республиканский туристический маршрут. А строительство и расширение Груздевского причала Илишевского элеватора откроет новые страницы в развитии экономики района, республики и страны в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышеизложенного можно предположить, что если расширить возможности причала Илишевского элеватора он может стать морскими воротами России и Башкортостана для экспорта зерна на мировой рынок. Я не утверждаю, что это единственный и самый дешевый способ продажи зерна. Наряду с железной дорогой, автомобильным транспортом ,морской транспорт внесет свой вклад в увеличение объема продаж зерна за рубеж. Думаю для этого на правительственном уровне надо решить вопрос о закупке судов грузоподъемностью 2 и 4 тыс. тонн и увеличить глубину фарватера на участке 12 км до пристани Груздевка по реке Белой. Это даст возможность напрямую ,без посредников , продавать российский хлеб через порты Астрахань и Ростов на Дону за границу в такие страны как Иран, Афганистан, африканские страны. Ведь когда-то братья Груздевы такой опыт уже имели.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Газета «Кызыл таң» за 9 ноября 2018 г. Илеш элеваторы диңгез сәүдәсенә юл ача алырмы?
2. Газета .Республика Башкортостан за 04.07.2017 .Статья “В гости к барину” http://prt.pravitelstvorb.ru/?p=10111
3. Роднов М. И.Пространство хлебного рынка (Уфимская губерния в конце XIX – начале XX вв.) http://mrodnov.ru/fr/0/public/Prostr.pdf
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рис.1 Илишевский элеватор
Рис.2.Технико-экономические особенности Груздевского причала
Рис.3 Причал Илишевского элеватора
Рис.4 .Продукция Илишевского элеватора
Рис. 5. Карта вывоза хлеба из Илишевского элеватора водным путем
Рис. 6 Карта вывоза хлеба из Риги в 1899 г.
Рис.7.Рыбинск.Набережная и хлебная биржа
Рис. 8 Таблица Сравнение даных о хлебной торговле в 1913 году на пристанях реки Белой
Р ис.9.Николай Васильевич Груздев Рис.10. Андрей Николаевич Груздев
Рис.11.Храм С.Пантелеймона в д.КнязьЕлга
1Газета «Кызыл таң» 9.11 2018 г. «Илеш элеваторы диңгез сәүдәсенә юл ача алырмы?”
2Газета .Республика Башкортостан за 04.07.2017 .Статья “В гости к барину” http://prt.pravitelstvorb.ru/?p=10111
3М. И. Роднов. Пространство хлебного рынка (Уфимская губерния в конце XIX – начале XX вв.) http://mrodnov.ru/fr/0/public/Prostr.pdf