Реклама - двигатель торговли

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Реклама - двигатель торговли

Косарева А.О. 1
1МАОУ Гимназия города Нытвы
Маскина Л.В. 1
1МАОУ Гимназия города Нытвы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Делать деньги без рекламы

может только монетный двор.

Томас Маколей

Сейчас, наверное, не найти человека, который не имел бы хоть малейшего представления о рекламе. Все из-за того, что она присутствует практически везде. Она стала частью нашей жизни, и мы чаще всего просто не обращаем на нее внимания. Мы не замечаем всплывающие окна с навязчивыми предложениями во время пролистывания ленты социальных сетей, игнорируем промоутеров с разноцветными листовками и проходим мимо ярких баннеров. Но, несмотря на это, когда берешь в руки батончик «Bounty», в голове звучит знакомая фраза - «райское наслаждение», а, выбирая шампунь для волос, воображение рисует роскошные локоны Селены Гомес.

Задумывались ли вы когда-нибудь, что же такое реклама? Полезна она для общества или наносит непоправимый вред людям? В этом вижу актуальность работы. Проблема работы в том, что реклама иногда отталкивает покупателей от продукции, вместо того, чтобы привлекать. Почему это происходит? Я предположила, что качественная реклама полезна и способствует спросу на товар. Цель работы: разобраться, каким образом реклама влияет на людей, убедиться в ее эффективности, а также понять, какой вид рекламы самый действенный. Задачи работы: Определить,что такое реклама и как она появилась. Познакомиться с видами рекламы, их задачами и функциями. Провести опрос об отношении к рекламе среди учеников нашей школы и проанализировать его результаты, самой принять участие в создании рекламы разных видов (плакаты, листовки, интернет-реклама) и оценить ее эффективность. Объект исследования- реклама, предмет- влияние рекламной акции на эффективность продаж. Методы исследования: интервьюирование, анкетирование, опрос, анализ, наблюдение и эксперимент, практический метод по организации рекламной акции.

Исследование состоит из этапов:

1.Сбор информации по теме и ее анализ;

2. Опрос детей и взрослых об отношении к рекламе.

3.Собственное исследование о значении рекламы при продаже товара.

Возможно, наша работа раскроет завесу плюсов и минусов рекламы, это и будет являться практической значимостью для людей.

В ходе работы изучен материал Интернет-ресурса по теме исследования, составлены вопросы для проведения опроса школьников, организована рекламная акция в Гимназии, в ходе которых необходимо было познакомиться с методом опроса и обработки данных, узнать, каким образом организуются подобные акции.

ГЛАВА 1 Реклама в жизни человека

1.1. Что такое реклама и как она появилась?

Слово "реклама" имеет латинские корни. В переводе означает "выкрикивать". Согласитесь, что слово сразу же определяет сущность рекламы. Кричит человек обычно тогда, когда хочет он, и не важно, нравится это его слушателю или нет. Здесь и кроются некоторые отрицательные моменты, ведь не вся реклама нам по душе.[ 1]  Определений рекламе дают очень много. Вот самые конкретные и понятные:

- это коммуникация маркетинга, распространение информации в массы (которая заранее проплачивается заказчиком) с целью привлечения внимания людей к рекламируемому продукту (информационному, коммерческому, потенциальному);

- это информация, которую распространяют, дабы привлечь внимание к продукту, воплощается различными способами и помогает продвижению на рынке;

- это средство информации, которое убеждает потребителя купить тот или иной продукт или воспользоваться теми или иными услугами.

Определений может быть много, но каждое из них несет в себе одно и тоже, просто где-то более конкретно, а где-то менее.

Однозначно определить природу рекламы невозможно. Это происходит потому, что реклама объединяет в себе искусство со своими специфическими законами, науку, возникшую на стыке психологии, математики, статистики, логики, социологии и ряда других наук, и, конечно, является одним из основных инструментов современного маркетинга.

В рекламе присутствуют следующие составляющие:

Товар;

Производитель;

Продавец;

Мероприятие;

Предприятие (коммерческое);

Итоги интеллектуального труда.

Точной даты появления или первого примера нет, но скорее всего реклама зародилась в то же время, когда появились первые признаки торговли. С самого начала человечество научилось выращивать продукты для собственного пользования. Со временем племена поняли, что на одной территории больше рыбы, а на другой лучше растет пшеница. Это дало возможность продавать недостающий товар другим людям. И быть лучшим в системе продаж позволяла реклама, которая преподносила определенный продукт и его продавца с лучшей стороны. Среди раскопок в Египте был обнаружен лист папируса с объявлением того, что будет продаваться раб. Чаще всего реклама в то время была устной или с минимальным количеством слов. Ее распространяли на специальных свитках, придорожных камнях и на стенах общественных зданий. Огромный скачок в рекламном деле начался после того, как появились более технологичные способы массовых коммуникаций – книгопечатание, радио, телевизор, телефон, Интернет. Реклама, как отдельный вид деятельности, появилась после того, как начали открываться первые издательские дома. Зачинателем печатной рекламы можно назвать журналиста из Франции – Теофраста Ренодо. Он начал публиковать в прессе первые рекламные объявления, после чего по всем мире начали открываться фирмы, которые предлагали платные услуги рекламы в газетах. С годами к сухому тексту или рисункам добавились фотографии товаров. Это начало появления способов популяризации определенного товара. С начала 20 века и до нашего времени реклама и маркетинг активно развиваются. Крупные компании имеют собственные отделы, которые занимаются продвижением продуктов, а те, что меньше – обращаются к профессиональным организациям.

1.2. Задачи и функции рекламы.

Реклама включает в себя много всего, и всё это работает на результат. Так к чему же стремится реклама? Какие функции она выполняет? Какие задачи ставит рекламодатель, прежде чем создать красивую и продающую рекламу?

Задачи:

Повысить спрос на товар;

Обозначить позицию товара;

Показать товар с его выгодных сторон и заставить потребителя его приобрести, используя психологические приемы;

Сформировать имидж марке, а после укрепить его в массах;

Создать новые каналы, по которым может происходить сбыт того или иного товара. 

Осведомить покупателя о товаре;

Ускорить оборот товаров.

Это основные задачи, которые выполняет реклама, Что касается целей, то главенствует одна - сделать себе имя, хорошую репутацию, то есть обращаясь к рекламодателю, заказчик прежде всего хочет, чтобы работа была максимально качественная, а результат можно было ощутить, как можно скорее. Заказчику важно, чтобы его продукцией интересовались люди, и чтобы её было много.

Специалистами определяется три вариации функций рекламы, это:

Информационного воздействия, когда в задачу рекламных агентов и маркетологов входит предоставление информации членам общества о том, что тот или иной вид продукции существует на рынке. Создается устойчивое мнение о полезности продукции, раскрывая параметры предлагаемого товара, оговариваются в рекламном обращении особенности продукции.

Психологическая функция основывается на рекламном воздействии на потребителя в эмоциональном плане, стараясь вызвать у него какое-то отношение к товару. Целью этой функции является вызвать чувства у человека к продукции (нравится, не нравится), главное, чтобы он не уходил безразличным. Когда продукция вызвала неприязнь, с этим можно работать в дальнейшем, а безразличие преодолеть сложнее.

Стимулирующее воздействие рекламного предложения основывается на понимании потребителем необходимости покупки продукции.

1.3.Виды рекламы.

Существует достаточно большое число критериев, по которым можно классифицировать рекламу. [2] Вот некоторые из них.

В зависимости от цели выделяются следующие виды рекламы:

информационная;

увещевательная;

сравнительная;

напоминающая.

Информационный вид рекламы  - применяется для информирования потребителей о появлении на рынке новых товаров, услуг, идей. Преследуемая цель - выведение товара на рынок и поиск потенциальных потребителей. 
Увещевательный вид рекламы - формирование избирательного спроса. Применяется в случае, когда в условиях конкурентной борьбы предлагается товар, имеющий какие-либо преимущества перед другими товарами. 
Сравнительный вид рекламы - проводятся основные характеристики рекламируемого товара в сопоставлении с аналогичными характеристиками товаров-конкурентов. 
Напоминающий вид рекламы - рекламируется товар, который уже завоевал рынки сбыта, однако нуждается в напоминании покупателю о себе.

Виды рекламыпо месту и способу размещенияВиды рекламы различают как по каналу её распространения, так и по её непосредственным источникам. По месту и способу размещения существуют следующие виды рекламы:

реклама в средствах массовой информации;

наружная реклама;

реклама на транспорте;

реклама на местах продаж;

сувенирная реклама (сувенирка);

печатная реклама (раздаточная полиграфия, раздатка);

прямая реклама;

реклама в интернете;

Реклама в средствах массовой информации:

телевизионная реклама (специальные передачи, видеоролики, заставки);

реклама на радио (ролики в рекламных блоках, рекламные передачи, реклама по ходу радиопередач);

газеты информационные и рекламные (федеральные, местные муниципальные, профессиональные);

реклама в журналах (специальные рекламные, отраслевые, экономические, и т.п.);

каталоги, телефонные, отраслевые справочники, бюллетени;

аудиовизуальные издания (печатные издания с использованием магнитных записей, дисков CD, слайдов и т. п.).

Наружная реклама:

щиты с информацией (билборды, брандмауэры, сити-форматы, штендерная реклама, тривижены);

столбы, тумбы, киоски, павильоны, ламбрекены, пилоны, тролы, ламбрекены; перетяжки, транспаранты;

надписи в небе (воздушные шары, дирижабли);

электрофицированное (или газосветное) панно с неподвижными или бегущими надписями ("бегущая волна");

пространственные конструкции для размещения плакатов в нескольких плоскостях; 

вывески магазинов;

реклама на световых экранах (световые и неоновые установки);

лайтбоксы (рекламные конструкции с подсветкой); 
свободно стоящие витрины с товарами...

Реклама на транспорте:

надписи на наружных поверхностях транспортных средств (крыши, борта, двери, будки, стекла);

басорама (рекламная панель с подсветкой на крыше автобуса);

печатные объявления, размещаемые в салонах транспортных средств;

реклама на мониторах в транспорте;

витрины с товарами на вокзалах, в аэропортах и в иных помещениях (на терминалах, станциях).

Реклама на местах продаж:

рекламное оформление торговых залов;

витрины магазинов (наружные и внутренние);

вывески, знаки, планшеты в торговом зале;

витринные стикеры;

напольные стикеры;

дисплеи и ТВ-мониторы;

упаковка с нанесенными названиями и товарными знаками рекламодателя: коробки, футляры, оберточная бумага, скотч и т.п.;

манекены и бутафория;

бликфанги;

горки и стелажи;

фирменные ценники;

воблеры;

шелфтокеры;

устная реклама через информационные системы ритейла;

Печатная реклама (раздаточная полиграфия, раздатка):

проспекты;

каталоги продукции;

плакаты;

листовки;

открытки;

календари;

планшеты;

брошюры;

визитные карточки

Сувенирная реклама (сувенирка):

записные книжки с указанием рекламы;

календари с фирменным текстом;

авторучки с лого и рекламными надписями;

фирменные значки, флажки, карманные календари; бювары рекламные;

папки с нанесенной рекламой;

линейки, закладки для книг,

термометры;

зажигалки, брелоки для ключей

и т.п.

Прямая реклама:

реклама по почте (direct mail);

рекламные материалы, вручаемые лично, информационные письма;

реклама по телефону;

реклама по принципу "в каждую дверь";

раздаваемые бесплатно рекламные газеты, листовки, сувениры

Элементы рекламы присутствуют и на других маркетинговых мероприятия:

реклама для мероприятий public relations;

реклама для проведение выставок;

оформление витрин, демонстрация товаров;

проведение конференций, пресс-конференции;

проведение встреч с покупателями;

предоставление различных услуг, скидок;

выдача премий, подарков, сувениров покупателям;

проведение дегустаций;

самплинг, бесплатная выдача товаров;

проведение соревнований, лотерей, конкурсов, игр;

сенсационные зрелища, реклама на спортивных соревнованиях, концертах;

оформление скамеек на остановках;

приглашение в магазин известных артистов, актеров, спортсменов, комментаторов.

Реклама в интернете – форма неличного представления в сети интернет информации о товарах и (или) услугах.

Современные виды рекламы. Помимо традиционных существуют некоторые современные виды рекламы:

продакт-плейсмент, спонсорство;

совместная реклама нескольких брендов;

социальная (затрагивающая благотворительность, и другие виды некоммерческой деятельности коммерческой компании);

политическая (затрагивающая интересы политиков в укреплении положения компании в обществе);

частные объявления (не связанные с предпринимательской деятельностью - как вид социальной рекламы);

1.4. Примеры лучших рекламных кампаний.

- Деньги под стеклом Оригинальная канадская реклама для фирмы ЗМ, которая производит пуленепробиваемое стекло Scotchshield. Маркетологи предложили сконструировать стеклянный сейф и наполнить его настоящими деньгами. Его установили прямо на улице, и каждый желающий мог попробовать рекламируемый товар на прочность. Маркетологи раздавали для этого молотки, лопаты, биты — все, чем можно попробовать его разбить. [4]

- Безумно оригинально использовали бигборд для рекламы сети ресторанов быстрого питания McDonalds. На плакате изобразили солнечные часы, которые показывают, какое блюдо в какое время лучше есть. Оригинальность состоит в том, что тень от знака McDonalds действительно показывает время суток.

 
-Американская сеть ресторанов быстрого приготовления Папа Джон, которая имеет представительства почти во всех больших городах мира, для рекламы своего бренда выбрала дверные глазки. К ним приклеили небольшие рекламки с изображением разносчика пиццы. Заглядывая в глазок, создавалось впечатление, что на пороге действительно стоит человек с коробкой пиццы в руках.

- «Перестаньте кормить вашу собаку как мусорное ведро». Фирма по производству здоровой еды для собак пропагандирует любовь к меньшим друзьям. Это одна из самых оригинальных реклам собачьего корма, создатель которой — колумбийская команда Publicis.

Глава 2. Опрос людей об отношении к рекламе

Какие бы лестные слова ни говорили о рекламе, все равно существует массовая неприязнь к этой сфере. Многие люди презирают рекламщиков, называют всю индустрию сплошным обманом и жалуются, что те выманивают их деньги. Почему так происходит? В чем кроются главнейшие недостатки рекламы? Хочу разобраться в этом на примере учеников своего класса Нытвенской Гимназии, учеников ДШИ, 2 человека в возрасте 36 и 65 лет. Всего 44 человека. С помощью анкеты хотелось узнать их отношение к рекламе и понять причины негативного отношения к ней. Вопросы в анкете были такие:

Имеет ли для вас значение бренд того или иного товара?

Какая реклама всплывет в памяти и кажется самой интересной?

Изучаете ли вы листовки, которые раздают на улице и в магазинах?

Помогает ли вам реклама ориентироваться при покупке товаром или услуг?

Какой вид рекламы вызывает больше негативных эмоций?

вопроса

да

нет

1

86%

14%

3

44%

56%

4

79%

21%

Выводы, сделанные после анализа результатов анкетирования.

Бренд, марка товара важны для всех потребителей.

Печатная раздаточная реклама, несмотря на то, что она вызывает негативные эмоции у 34% опрошенных, может заинтересовать потребителя.

Большинству респондентов реклама помогает ориентироваться при выборе товара.

Негативное отношение почти у всех вызывает телевизионная реклама. Но!!! На вопрос какая реклама всплывает в памяти первой, большинство ответов было именно об этом виде рекламы. Из чего делаю вывод, что она самая действенная.

Интернет- реклама, пусть не на первом месте в списке значимых для подростков, но упоминалась чаще остальных видов. Смею предположить, что в скором времени интернет и телевизионная реклама поменяются местами.

Взрослых людей реклама раздражает в большей степени, чем молодежь, так как приходится переключаться на неё в самый неподходящий момент просмотра любимого сериала. Раздражает её навязчивость. Более других им интересны рекламы с участием детей. Ну, это и понятно!

К рекламам продуктов питания или товара относятся с недоверием.

И главный вывод, который мы сделали - у рекламы есть и плюсы и минусы, но равнодушных к ней нет.

Глава 3. Рекламная акция в Гимназии

3.1.Оценка рынка и создание рекламы

Итак, мы узнали, что такое реклама. Теперь мне бы хотелось самой принять участие в процессе ее создания и внедрения. Я поставила себе цель – увеличить продажи продукта минимум на 20% в рамках одной рекламной кампании.

Первым делом необходимо было выбрать товар, который я буду рекламировать. Товар должен быть таким, чтобы я смогла повлиять на его продажи. Я остановила свой выбор на сосисках в тесте в гимназической столовой. Цена товара составляет 25 рублей.

Далее нужно было исследовать потребителей. Это ученики и учителя гимназии в возрасте от 11 лет. Ограничений и противопоказаний для употребления товара по моим данным не было ни у кого.

Именно на этом этапе в голову пришел будущий рекламный слоган. Он, по-моему мнению, нацелен на этого потребителя как никакой другой. «КТО СОСИСКУ В ТЕСТЕ СЪЕСТ - ЛУЧШЕ ВСЕХ НАПИШЕТ ТЕСТ».

Оценить конкурентную среду рынка не составило большого труда. Основными конкурентами продукта являются картофельные шаньги и пиццы.

В рекламной кампании решено было использовать следующие виды рекламы: Печатная (листовки, плакаты), интернет-реклама (рассылка картинки с красноармейцем и побуждающей к покупке надписью), устная реклама на месте продажи и проведение дегустации.

За первоначальной информацией о продукте я обратилась к работнику школьной столовой. От неё узнала, что в среднем в день продаётся 75- 100 сосисок в тесте. Этого количества достаточно, чтобы удовлетворить спрос гимназистов на этот товар.

Нами было принято решение: в день проведения рекламной акции изготовить на 20 штук больше товара, чем обычно. Итак, мы проанализировали рынок и конкурентов. Следующий этап рекламного процесса самый сложный. Создание рекламного продукта.

Были созданы листовки и плакаты. Я старалась сделать их такими, чтобы они были интересны и школьникам, и учителям. В преддверии ЕГЭ надпись про тест особенно актуальна. (Приложение 1)

3.2. Организация рекламной акции и оценка эффективности

Местом проведения акции стал холл 1 этажа гимназии. (Приложение 2 )

100 сосисок продавали в столовой, как обычно. Нашей целью было как можно быстрее продать дополнительные 20 штук, которые повара любезно согласились приготовить для исследования. Рекламная акция не была навязчивой. Покупатели проявляли интерес к происходящему. В течении 30 минут было роздано 167 листовок. Стенд с плакатами находился в центре зала. Негативно настроенных не было ни среди учеников, ни среди учителей.

За первую перемену было продано 14 сосисок. Оставшийся товар купили на второй перемене. К 14.00 сосисок в тесте в школьной столовой уже не было. Из чего можно сделать вывод об успешном завершении нашей рекламной кампании.

Качественная реклама влияет на спрос положительно.

Заключение.

Как оказалось, проведение подобных акций актуально, что подтвердило исследование. В данном случае реклама носила положительную информацию. Она не была навязчивой, что не отталкивало покупателей, была правдивой, продукция предлагалась в красиво оформленном виде, это все повлияло на спрос. В этом вижу основной плюс рекламы. Обратный же процесс вызывает раздражение и негативную реакцию покупателей. А это уже проблема. Наше предположение оправдалось: качественная реклама эффективна и способствует спросу на товар. Нам кажется, что самый действенный вид рекламы - это живое общение с людьми, умение заинтересовать продукцией, «изюминка» рекламы. В нашем случае это интригующие внимание людей плакаты, эмоциональное воздействие и действительно качественный продукт.

Цель и задачи работы выполнены.

Мы увидели, как реклама эффективно влияет на людей. Хотелось бы более детально изучить этот процесс с психологической точки зрения. Понять, что происходит в сознании человека, который попадает под влияние рекламы. В перспективе мне было бы интересно принять участие в создании общественно-полезной социальной рекламы, чтобы эта деятельность принесла пользу любимому городу и его жителям. Возможно, выбор профессии в дальнейшем будет связан с созданием рекламы. Жизнь покажет!

Список использованной литературы

1. https://www.finanbi.ru

2.https://businessman.ru

3.http://www.marketch.ru

4.https://miridei.com

Приложение 1.

Приложение 1

Приложение 2.

Оформление места продаж

Первый покупатель

Просмотров работы: 3265