Введение
«Умение тратить деньги - это такое же искусство,
как и умение их зарабатывать. И этому тоже нужно учиться»
Значительную часть расходов в семейном бюджете составляют повседневные траты на покупку продуктов, одежды, оплату проездов, обеды в кафе, развлечения и т.д. Экономия - это то, о чем думают многие покупатели, когда отправляются в магазин. Как сэкономить на повседневных покупках, практически каждый человек, задает себе этот вопрос.
В эпоху развитых рыночных отношений, всё чаще продавцы для увеличения объема продаж, привлечения новых клиентов прибегают к различным маркетинговым инструментам.Абсолютное большинство людей подсознательно положительно реагируют на такие объявления и надписи, как «Скидки», «Бонусы в подарок», «Подарок за покупку» и т.д. Отправляясь в магазин за покупками, каждый покупатель хочет найти для себя выгоду и сэкономить на повседневных покупках.
Скидкой в магазине или бонусом уже никого не удивишь. Практически, у каждого из нас имеется карта скидок любимого магазина, с помощью, которой получается немного сэкономить. А вы хотели бы покупать одежду, обувь, продовольственные товары, билеты, но при этом получать часть потраченных денег обратно? Не баллами, не очками, не процентами остатка на следующую покупку, а реальными рублями? Согласитесь, ведь намного приятней делать покупки, но при этом зарабатывать, когда часть денег возвращается, и ты их можешь потратить на более важное и приятное для себя.
Сегодня достаточно часто можно услышать про кешбэк, но пока еще не все понимают, что же это такое. И как можно тратить деньги на повседневных покупках и при этом зарабатывать реальные деньги.
Объект исследования: различные маркетинговые инструменты продавцов товаров для стимулирования покупательской способности.
Предмет исследования: кешбэк - что это такое и как им пользоваться.
Цель: расширить знания учащихся о современных маркетинговых инструментах, на практическом примере показать, как они работают и какие можно получить выгоды, повысить уровень финансовой грамотности.
Задачи:
1. Подобрать и изучить специальную литературу, Интернет-ресурсы по теме исследования.
2. Рассмотреть различные маркетинговые инструменты.
3. Показать необходимость использования тех или иных инструментов для получения выгоды и дополнительного заработка.
Актуальность и практическая значимость данного проекта заключается в том, что чем раньше подрастающее поколение поймёт суть и начнёт ориентироваться в сложных экономических вопросах, затрагивающих нас в повседневной жизни, тем увереннее оно будет чувствовать себя во взрослой жизни. Моя работа направлена на то, чтобы учащиеся смогли разобраться в непростых финансовых механизмах, выбрать для себя оптимальную стратегию управления собственными денежными средствами. Данная работа может использоваться в качестве методического материала во внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в старших классах.
Методы исследования: поиск, изучение, сравнение необходимой научной литературы, поиск информации в сети Интернет, анализ полученных в ходе исследования данных, практический метод.
Гипотеза: Тратить деньги, но при этом зарабатывать.
Системы поощрения покупателей
Рост конкуренции на потребительских рынках заставляет компании активно применять самые разнообразные способы привлечения и удержания покупателя. Лидеры российского бизнеса все чаще прибегают к маркетинговым инструментам третьего поколения - бонусным системам поощрения лояльности покупателя.
Уже само название - программы поощрения - указывает на то, что их основополагающим мотивом является предоставление выгод покупателям. Лучший способ поощрить любого человека - это дать ему (или пообещать) какую-либо выгоду (материальную, эмоциональную или психологическую).
Все известные типы программ поощрения делают упор на какой-то одной выгоде, остальные также могут присутствовать, но играют подчиненную роль.
Основной и наиболее распространенный в России тип программ поощрения - дисконтные программы и купоны на разовую скидку. Смысл его - в предоставлении клиенту выгоды в виде возврата части оплаченной стоимости товара непосредственно в момент покупки. Здесь напрямую присутствует материальная выгода: некий сэкономленный процент от стоимости продукта, услуги.
Скидка - сумма, на которую снижается продажная цена товара, реализуемого покупателю.
Исторически скидки появились и стали пользоваться в условиях уличной торговли товарами, когда продавец в результате торга предоставлял скидку тому покупателю, который приобретает больше товаров.
Промокод - это специальный код, который предоставляет скидку на продукт или услугу в определенном магазине. Скидка может выражаться в снижении стоимости продукта в процентах или на определенную сумму. Иногда промо-коды предоставляют клиентам бесплатную услугу доставки или подарочной упаковки.
Другой, также довольно распространенный тип программ поощрения покупателей – розыгрыши призов среди лиц, сделавших определенные покупки в определенный период времени. И здесь мы имеем дело с материальной составляющей выгоды, но и в этом случае основой является выгода эмоциональная: восприятие товара, полученного вследствие счастливого стечения обстоятельств, всегда эмоционально окрашено. И даже если он не особо нужен человеку, эмоции, сопровождавшие получение приза, как правило, положительные.
Акция - маркетинговое мероприятие, стимулирующее покупателя совершить покупку/сделать заказ. Наряду с другими инструментами (конкурсами, лотереями, бонусами и скидками) преследует главную цель - продать товар. Чаще всего акция выражается в скидках и снижении заявленной стоимости на продукцию. Рекламные акции по привлечению клиентов обещают покупателю определенную выгоду, дают ему мотив приобрести товар сейчас или в течение конкретного временного периода.
Еще одна разновидность программ поощрения, в последние годы набирающая популярность среди крупных розничных сетей, - накопительные дисконтные программы. В них, в отличие от программ предыдущего типа, выгода не является некой фиксированной и неизменной величиной, не зависящей от покупательской активности клиента и его покупательской истории (от того, как часто и на какую сумму им совершались предыдущие покупки). Здесь уже появляется элемент психологической выгоды - участие в игре, результат которой, в противовес участию в розыгрыше призов, зависит от каждого конкретного человека: чем чаще покупаешь, тратя при этом все большие суммы, тем большую выгоду получаешь. Но сама выгода при этом качественно не меняется: это может быть скидка, уменьшение покупной цены товара или экономия.
Дисконтная карта, скидочная карта (купон, ваучер, талон и тому подобное) - это средство, дающее возможность получения покупателем скидки в торговых точках продавца (-ов) или участников дисконтного клуба при соблюдении правил использования дисконтных карт.
И, наконец, последний тип - бонусные программы поощрения. Суть их в том, что, совершая покупки, клиент получает некие условные баллы, накопив определенное количество которых он вправе обменять их на товар или услугу по своему усмотрению. Раз товары и услуги, получаемые за виртуальные баллы, вполне реальны, здесь, вне сомнений, присутствует материальная выгода. Но превалирует ли она в мотивировке действий покупателя? Ведь такой же или даже гораздо больший вес имеют другие составляющие: игра (процесс накопления баллов) и эмоциональная выгода, сопутствующая получению приза, который, кстати (в отличие от розыгрышей), данному человеку чаще всего действительно нужен.
Бонус (лат. bonus) - премия.
Бонус на кошелек или счёт - один из видов маркетинговых ходов, заключающийся в раздаче денег с целью привлечения покупателей.
Кошелек - электронное средство платежа в платежном сервисе «Яндекс.Деньги», используемое для перевода электронных денежных средств, владельцем которого пройдена процедура идентификации или упрощенной идентификации в качестве клиента ООО НКО «Яндекс.Деньги».
Первые современные программы лояльности появились в Соединенных Штатах Америки в сфере авиаперевозок и затем распространились в сфере гостиничного бизнеса, аренды машин, финансовых организаций и супермаркетов.
Впервые бонусная программа была введена в 1981 году в США авиакомпанией «American Airlines» и называлась «AAdvantage». За каждый совершённый полёт участнику программы в зависимости от класса перевозки и дальности перелёта начисляются премиальные очки, или «мили». Участник программы может обменять их на бесплатный перелёт или на повышение класса обслуживания. Мили можно обменять и на услуги партнеров, например на проживание в гостинице, аренду автомобиля и даже просто на товары.
Что такое кэшбэк
Кешбэк (от англ. cashback или амер. cash back - возврат наличных денег) - термин, который используется в сферах Интернет-торговли, банковского дела и игорного бизнеса в качестве обозначения разновидности бонусной программы для привлечения клиентов и повышения их лояльности.
В розничной и Интернет-торговле кешбэк - это отсроченная скидка, возвращаемая клиенту по истечении периода, отведённого на обмен/возврат.
В банковской сфере кешбэк - программа лояльности, стимулирующая клиента осуществлять покупки посредством пластиковой карты.
В Россию термин пришёл из Великобритании и США. Написание термина в русском языке ещё не формализовано. Употребляют его в различных вариантах в зависимости от источника заимствования:
Кешбэк (кэшбэк, кэшбек, кешбек, cashback и т. п.) - из английских источников;
Кеш-бэк (кэш-бэк, кэш-бек, кеш-бек, cash back, cash-back и т. п.) - из американских источников.
В последнее время все больше покупок совершается в интернете. Активность магазинов стремительно перетекает в сферу онлайн-продаж. Сегодня практически невозможно встретить людей, которые хотя бы раз в жизни не совершали покупок в сети. Зачастую понравившийся товар в интернете обходится дешевле, чем в обычном магазине. Расплачиваясь в Интернет-магазине, покупатель имеет возможность вернуть обратно часть потраченной на покупку товара суммы. Размер последнего обычно варьируется вс пределах от 1% до 30%, в зависимости от магазина. Подобные услуги предоставляют кешбэк-сервисы.
Сервисы кешбэка - это сайты-посредники магазинов и брендов, цель которых - привлечь покупателей бонусными выплатами.
Принцип работы всех кешбэк-сервисов заключается в том, что они начинают сотрудничать с различными магазинами и заключать партнерские договора. (Приложение №1)
Кешбэк-сервис помогает магазину искать клиентов, а клиенту помогает экономить деньги и возвращать им деньги за покупку.
Преимущества кешбэк-сервиса:
Возможность экономить на покупках в любимых магазинах;
Возможность выводить сэкономленные деньги себе на карту;
Постоянные скидки и акции;
Очень простая система пользования сервисом;
Все магазины на одном сайте.
В России этот бизнес появился только в XXI веке, около 2010 года. Первым крупным кешбэк-сервисом в России стал SuperCashback. Просуществовал он совсем недолго, но на смену ему пришли другие игроки. На данный момент на рынке присутствует несколько десятков, а то и сотни, кешбэк-сервисов. Тем не менее за несколько лет работы только некоторые из кешбэк-сервисы, показавшие себя особенно хорошо, завоевали доверие пользователей.
Список лучших кешбэк-сервисов:
EPN Cash back
Копикот
LetyShops
Smarty Sale
Мегабонус
Cash4brands
SWITIPS
Как пользоваться кешбэк-сервисом
Отключите все расширения браузера, в том числе блокировщика рекламы. Очистите кэш.
Зарегистрируйтесь в хорошем сервисе. Большинство сайтов позволяют авторизоваться через социальную сеть.
Выберите магазин из списка кешбэк-сервиса, перейдите туда. Пользователь обязательно должен переходить по ссылке кешбэк-сервиса в Интернет-магазин, иначе заказ не будет засчитан.
Корзина должна быть пуста. Добавляйте товары только после перехода.
Оформите заказ и оплатите его.
В сообщения личного кабинета придет письмо о размере вознаграждения.
Когда платеж пройдет, кешбэк одобрят, вы получите сообщение на e-mail и в личном кабинете. (Приложение №2)
Что такое кешбэк на карте?
В банковской сфере выпускают кредитные карты и дебетовые карты с кешбэком. В этом случае при оплате покупки с помощью указанной карты на счёт покупателя зачисляется от 0,5 % до 10 % стоимости оплаченной покупки.
Какие банки работают с кешбэком:
Сбербанк;
Альфа-банк;
Тинькофф;
ВТБ24;
Ренессанс Кредит;
Банк Открытие;
Хоум Кредит.
На что следует обратить внимание при выборе карты банка:
Стоимость обслуживания. Оплата комиссий и % за содержание (за пополнение, открытие, конвертацию валют, за обслуживание, страховку, мобильный банкинг и другие).
Размер кешбэка. Это один из главных, а может быть даже главный фактор при выборе. Сильная конкуренция среди банков заставляет их устанавливать на своих картах кешбэк аж до 50%. Но это единичные акции. В среднем же, банки сейчас привлекают клиентов кэшбэком 10-15%.
Вид возврата кешбэка. Сейчас очень многие банки предлагают не чистый кешбэк, который выплачивается Вам в виде реальных денег на карточный счет, а виде бонусных баллов, которые можно превратить в деньги компенсировав ими какую-либо безналичную покупку. Например, у вас накоплено 1000 баллов, которые равняются аналогичному количеству рублей. Вы совершили покупку на 1000 рублей по карте и можете вместо этой покупки вернуть деньги. То есть заходите в интернет или мобильный банк и напротив этой операции выбираете «компенсировать» бонусными рублями. И практически сразу Вам будет начислено на карточный счет соответствующее количество рублей. То есть, это тот же самый кешбэк, но только для его получения необходимо обменять баллы на рубли. Здесь ничего сложного нет, поэтому это никак не должно Вас отталкивать от выбора такого варианта.
Категория начисления кешбэка. Самые большие проценты кешбэка банки дают за покупки в определенных категориях или конкретных магазинах (категории каждый месяц могут меняться). Кешбэк в данном случае может доходить до 50%. Самые популярные сейчас – карты с кешбэком на АЗС и за продукты. Некоторые же банки наоборот дают 1-3 процентов за все покупки вне зависимости от категории. Какую карту выбрать? Каждый должен решить самостоятельно, а еще лучше оформить просто 2-3 банковских карт, чтобы можно было использовать их для покупок в различных категориях магазинов. Тогда заработать на кешбэке получится намного больше.
Лайфкак - что нужно сделать, чтобы каждый поход в магазин приносил вам деньги
Открываем карту в одном из банков с опцией «кешбэк». Плюсы и минусы дебетовых карт двух крупных банков «Сбербанк» и «ВТБ 24» представлены в Таблице № 1. (Приложение №3)
2. Регистрируемся на кешбэк-сервисе.
3.Находим любимый магазин.
4. Оформляем покупку.
5. Оплачиваем покупку ранее выданной пластиковой картой
6. Получаем двойной кешбэк - по карте и кэшбэк-сервису одновременно.
7. Экономия 15- 20 %.
В среднем, моя семья из трех человек (мама, папа и я) тратит на повседневные покупки около 50 000 рублей. Для оплаты покупок откроем дебетовую карту «Мультикарта ВТБ24» с опцией «Путешествия». За каждую покупку начисляется мили от 1 до 5% за каждые 100 руб. покупки. Мили начисляются на бонусный счет в конце месяца, следующего за месяцем совершения покупок. Курс списания миль при оформлении билетов, бронировании отеля или аренде авто: 1 миля = 1 руб. Срок действия миль - без ограничений. Возможность доплаты рублями.
Зарегистрируемся на кешбэк-сервисе «Switips. Сервис «Switips» сотрудничает с более 1800 магазинов с доставкой, где многие из них - это наши любимые магазины, где вы постоянно мы покупаем одежду, бытовую технику, обувь или продукты. Все покупки мы можем совершать не выходя из дома или из мобильного телефона, скачав приложение сервиса «Switips» и можем отслеживать свой кешбэк.
Итак, в месяц, банк будет начислять 1125 мили, кешбэк-сервис в среднем вернет около 10% от суммы покупок. Это примерно около 2000 рублей. За год, моя семья сможет получить вознаграждение 13500 миль и 24000 рублей дополнительного заработка. На сумму 37 500 рублей, мы моя семья сможет оплатить авиаперелет к морю.
Заключение
Согласитесь, что каждый человек каждый день покупает еду, одежду, пользуется различными услугами и за всё это он платит деньги. Но вы можете это делать абсолютно также, только за это получать возврат денег от покупки.
3 причины использовать кешбэк:
Экономия на покупках 0,1% до 60% и больше;
участие в выгодных предложениях от интернет-магазинов, кафе, ресторанов, заправок;
получение реальных рублей на счет, а не призрачных процентов/баллов/бонусов.
Тратьте деньги, но при этом зарабатывайте!
Список литературы
Дебетовая карта «Мультикарта ВТБ24» Электронный ресурс // ВТБ. М., 2019. https://www.vtb.ru/personal/karty/multikarta-debetovaya/#/trip (Дата обращения: 10.04.2019).
Кешбэк Электронный ресурс // Википедия. М., 2019. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кешбэк. (Дата обращения: 10.04.2019).
Кешбэк-сервис «Switips» Электронный ресурс // Switips. М., 2019. https://switips.com/partners?page=4&catalog_category=56%2C22%2C27 (Дата обращения: 10.04.2019).
Платиновая Visa с большими бонусами Электронный ресурс // Сбербанк. М., 2019. https://www.sberbank.ru/ru/person/bank_cards/debit/karta-s-bolshimi-bonusami (Дата обращения: 10.04.2019).
Программы лояльности – скидки или бонусы? Электронный ресурс, - https://d-partners.ru/marketing/programmy-loyalnosti-skidki-ili-bonusy/- статья в интернете.
Сидоров Д.В. Розничные сети. Секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними. - М.: Вершина, 2007. - 320 с.
Что такое кешбэк? Электронный ресурс, - https://iklife.ru/dlya-novichka/chto-takoe-kehshbehk.html - статья в интернете.
Приложение № 1
Принцип работы кешбэк-сервисов
Приложение № 2
Как пользоваться кешбэк-сервисом
Приложение № 3
Плюсы и минусы дебетовых карт двух крупных банков
«Сбербанк» и «ВТБ 24»
Таблица №1
Пластик |
Вид бонуса |
Стоимость обслуживания |
% возврата |
Нюансы/ Преимущества |
Платиновая Visa с большими бонусами от «Сбербанка» |
«Спасибо» (баллы) |
4900 руб./год |
10% за покупку топлива на автомобильных заправках + за оплату Яндекс.Такси. 5% за ужины/завтраки/обеды в кафе и ресторанах. 1,5% за покупку продовольственных товаров, бытовой химии, товаров для гигиены в супермаркетах. 0,5% за любые другие оплаты. |
Есть комиссии за просмотр баланса и снятие. |
Мультикарта ВТБ 24 |
Реальные рубли |
0 руб./год |
10% за любые покупки на АЗС 10% за любые покупки в ресторанах, 2,5% за любые покупки. 16% за каждую покупку начисляются бонусы. Бонусы можно обменять на товары, впечатления и путешествия в каталоге «Коллекция». 5% за каждую покупку начисляются мили. Мили можно обменять на авиа и ж/д билеты, бронирование номеров отелей и аренду авто. 1,5% на остаток по накопительным счетам и срочным вкладам в рублях. |
0 руб. за снятие наличных в банкоматах других банков 0 руб. за онлайн-платежи и переводы на карты других банков |