Определение ингредиента в состав массы «папье-маше» для улучшения поверхности готового изделия

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Определение ингредиента в состав массы «папье-маше» для улучшения поверхности готового изделия

Минакова О.С. 1
1МБОУ "Средняя школа №10"
Ковалева О.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 10» г. о. Чехов МБОУ СШ №10
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мне очень нравится делать своими руками подарки к праздникам для родных и друзей. Чтобы они получались разнообразными, я знакомлюсь с разными техниками, такими как бумагокручение, картонаж, плетение из бумажной лозы и др. В этом году я попробовала свои силы в технике «папье- маше», далее планирую узнать, что такое «декупаж».

Работая в технике «папье маше» (лепка их бумажной массы), я заметила, что на высохшем изделии поверхность неровная, бугристая, несмотря на то, что фигурку при формировании я тщательно выглаживала руками. Столкнувшись с этой проблемой, я решила попробовать изменить состав массы «папье-маше», который использую для лепки.

Мы выдвигаем гипотезу: качество поверхности изделия можно улучшить при помощи изменения состава массы.

Актуальность:в настоящее время в нашей школе на занятиях кружка «Карусель творчества» многим обучающимся нравится работать в этой технике, поэтому результат моего исследования может своевременно помочь ребятам создавать качественные интерьерные игрушки.

Новизна: На сегодняшний день на просторах Интернета можно найти множество рецептов от мастеров, которые занимаются лепкой из «папье-маше», однако я решила создать именно свой рецепт для работы на занятиях кружка в школе.

Объект исследования – масса «папье-маше»

Предмет исследования – ингредиент в состав массы «папье-маше»

Цель: определить ингредиент в состав массы «папье-маше» для улучшения поверхности готового изделия.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие

задачи:

Собрать информацию о массе для лепки в технике «папье-маше» и определить состав массы, на основе которой будет проводиться эксперимент.

Провести эксперименты по добавке в массу «папье-маше» новых ингредиентов и по нанесению на готовые экспериментальные поверхности картинок при помощи техники «декупаж».

Сравнить результаты экспериментов и выделить ингредиент в массу «папье-маше» для лучшего качества поверхности изделия.

Для решения выдвинутых задач предполагается применение следующих методов: ознакомление с историей вопроса, изучение материала, эксперимент, описание, сравнение, обобщение.

1. Сбор информацию о массе для лепки в технике «папье-маше» и определение состава массы, на основе которой будет проводиться эксперимент

На данном этапе работы я собирала информацию о «папье-маше»: как давно известна эта техника, какие изделия делали в этой технике, какими рецептами пользовались раньше и какими сейчас.

«Слово «папье-маше» переводится с французского языка как «жёваная бумага» или «рваная бумага». Впервые эта техника появилась во Франции. Из папье-маше делали подносы, игрушки, табакерки, подсвечники и даже декоративную лепнину. (Приложение 1 ) «Папье-маше» нередко совмещают с техникой «декупаж».1

Я выяснила , что эта техника бывает трех видов:

Послойное или «маширование»;

Склеивание картона под прессом;

Лепка из бумажной массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества.

Моя работа посвящена третьему виду.

«Изделия из массы лепят пальцами или инструментами. Лепить нужно тонкими слоями, высушивая каждый слой. Толстые слои высыхают сверху, но середина остается сырой и может загнить»2. Существует множество различных рецептов массы для лепки в этой технике, но основа массы для лепки одна и та же, это: клей, бумага и вода. Поэтому состав массы, на основе которой будет проводиться эксперимент следующий: 2 рулона туалетной бумаги+ 2стакана клея ПВА (Приложение 2).

Приготовление массы для лепки:

В емкость измельчается бумага и заливается теплой водой.

Через 15 минут массу отжимаем и мелко крошим.

Добавляем клей ПВА

Тщательно массу перемешиваем. Она должна стать эластичной.

Масса готова к применению (Приложение 3).

2. Проведение экспериментов по добавке в массу «папье-маше» новых ингредиентов и по нанесению на готовые экспериментальные поверхности картинок при помощи техники «декупаж»

Ознакомившись с информацией о массе «папье-маше» из книг и Интернета, я сделала вывод, что «сколько мастеров, столько и рецептов», и добавки могут быть разнообразные: канифоль, гипс, мел, древесная зола, различные масла и клеи и др.

Для проведение эксперимента по добавке в массу «папье-маше» новых ингредиентов я решила взять доступные сыпучие вещества.

табл. 1

СЫПУЧИЕ ВЕЩЕСТВА

непищевые

пищевые

1.Шпатлевка

(Ветонит финишная)

2.Обойный клей

(«Клео» для всех типов обоев)

1.Мука (пшеничная)

2.Сода (пищевая)

3. Соль (экстра )

4.Крахмал (картофельный)

Я приготовила основу массы «папье-маше», в состав которой входит вода, клей ПВА, туалетная бумага, и разделила ее на 7 частей.

В 6 частей я добавила выбранные сыпучие вещества, одну часть я оставила без добавки. (Приложение 4)

На формы нанесла приготовленные массы и оставила сушиться

(Приложение 5).

Сравнение масс при лепке до высыхания

табл. 2

Добавка

вымешивание

нанесение на поверхность

выглаживание на форме

1

Без добавки

легко

легко

легко

2

Шпатлевка

не сложно

легко

легко

3

Обойный клей

сложно, т.к. клей растворяется в воде и липнет к рукам.

не сложно

сложно, т.к. масса тянется за рукой

4

Соль

не сложно

сложно

сложно

5

Мука

Не сложно

не сложно, но к рукам липнет

не удобно

6

Крахмал

легко

не сложно

легко

7

Сода

сложно, т.к. масса получалась неоднородная

сложно, т.к масса рассыпалась.

сложно, т.к отделялась слоями

Сравнение образцов после высыхания

Плюсы: высыхание до 48 часов, поверхность твердая,

поверхность гладкая и не отделяется от формы,

Минусы - остальное

табл. 3

Добавка

время высыхания

твердость

гладкость поверхности

отделяемость от формы

+

_

1

----------------

до 48 часов

+

Твердая

+

Бугристая

_

Не отделяется

+

3

1

2

Шпатлевка

до 48 часов

+

Твердая

+

Гладкая

+

Не отделяется

+

4

0

3

Обойный клей

Более 48 часов

-

Не твердая, проминается, крошится,

-

Сильно бугристая, рыхлая

-

Не отделяется

+

1

3

4

Соль

Более 48 часов

-

Не твердая, проминается, крошится

-

Бугристая

-

отделяется очень легко

-

0

4

5

Мука

до 48 часов

+

Твердая

+

Бугристая

-

Не отделяется

+

3

1

6

Крахмал

до 48 часов

+

Твердая

+

Гладкая

+

Не отделяется

+

4

0

7

Сода

до 48 часов

+

не твердая

-

Бугристая

-

отделяется очень легко и крошится

-

1

3

Промежуточный вывод: из 6 образцов с добавками для дальнейшей работы мной выбраны 2 образца, т.к. получили большее количество плюсов, чем остальные.

На этих образцах и на образце без добавки (для сравнения) я применила технику «декупаж», т.е. приклеивание салфеточной картинки (Приложение 6).

На поверхность образцов я нанесла грунт.

После высыхания грунта наждачной бумагой обработала поверхность.

Подготовила картинку и приклеила ее на поверхность образцов.

Нанесла один слой лака и оставила для просушки.

Сравнение образцов после применения техники «декупаж» (приклеивание картинки на поверхность)

табл. 4

Добавка

нанесение грунта на поверхность

шлифовка поверхности

нанесение картинки на поверхность

вид после высыхания

1

-----------------

легко

легко

легко

очень бугристая

2

Шпатлевка

легко

легко

легко

гладкая

3

Крахмал

легко

легко

легко

слегка бугристая

3.Сравнение результатов эксперимента и выявление ингредиента в массу «папье-маше» для лучшего качества поверхности изделия

Из таблицы 2 видно, что готовить массы с крахмалом и шпатлевкой было также легко, как и массу без добавок. Таблица 3 показывает, что после высыхания поверхности изделий с выделенными добавками по сравнению с другими имеют больше «плюсов». Из таблицы 4 видно, что при сравнении образцов после применения техники «декупаж» из добавок на первое место выходит шпатлевка, а за ней крахмал. Образец без добавок занимает 3 место.

Заключение

В результате работы сделан следующий вывод:

1.Информация о массе для лепки в технике «папье-маше» собрана. Состав массы, на основе которой произведен эксперимент, определен: 2 рулона туалетной бумаги+ 2стакана клея ПВА.

2.Эксперимент по добавке в массу «папье-маше» новых ингредиентов проведен успешно. Он показал, что разные добавки неодинаково ведут себя при приготовлении массы и при формировании изделия. Эксперимент по нанесению на готовые экспериментальные поверхности картинок при помощи техники «декупаж» показал, что качество поверхности готового изделия влияет на качество приклеиваемой картинки.

3.Проведено сравнение результатов экспериментов, что помогло выделить ингредиент в массу «папье-маше» для лучшего качества поверхности изделия. Наилучшей добавкой стала шпатлевка, на втором месте – крахмал. Наша гипотеза подтвердилась,действительно качество поверхности готового изделия можно улучшить при помощи изменения состава массы.

Трудностей при исследовании не возникало. Несмотря на то, что наилучшим ингредиентом выявлена шпатлевка, считаю, что для детского творчества лучше применять крахмал, так как он больше доступен и безопасен. С новой массой уже работают ребята из кружка (Приложение 7).

Планирую провести эксперименты по этой же технике, для того, чтобы поверхность готового изделия «папье-маше» стала еще лучше.

Список использованных источников

1. Рэй Гибсон Наши руки не для скуки Поделки. Папье –маше. Бумажные цветы. Изд-во «Росмэн», 1996

2. История бумажной мебели [Электронный ресурс]. URL : https://www.mascaron.su/blog/istoriya-bumazhnoy-mebeli/(дата обращения20.01.2019)

3.Лена. Папье-маше: все секреты работы в этой технике [Электронный ресурс]. URL : https://jenskiymir.com/rukodelie/brosovyy-material/5184-pape-mashe-vse-sekrety-raboty-v-etoy-tehnike.html(дата обращения 20.01.2019)

Приложения

Приложение 1

Предметы интерьера в технике «папье-маше»

Приложение 2

Состав массы: 2 рулона туалетной бумаги+ 2стакана клея ПВА

Приложение 3

Масса для лепки

Приложение 4

Добавление сыпучих веществ

Приложение 5

Образцы с высохшей массой

Приложение 6

Приклеивание салфеточной картинки на выбранные образцы

Приложение 7

С новой массой уже работают ребята из кружка

1https://jenskiymir.com/rukodelie/brosovyy-material/5184-pape-mashe-vse-sekrety-raboty-v-etoy-tehnike.html

2 Рэй Гибсон Наши руки не для скуки Поделки. Папье –маше. Бумажные цветы. Изд-во «Росмэн», 1996

Просмотров работы: 305