Вышивка.

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Вышивка.

Елисеева Л.М. 1
1МБОУ СОШ № 18
Вечканова Ю.М. 1
1МБОУ СОШ №18
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель: вышить картину крестом.

Вышивка крестом - один из многих видов рукоделия.

Изготовление картин, вышитых крестом, способствует развитию творческого воображения, вызывает положительное отношение к художественной деятельности, что в конечном итоге рождает желание “сочинять”. В процессе создания картины вырабатывается смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Создатели приобретают техническую легкость, свободу, которая является одним из побудителей создания образа предмета.

С древнейших времён человек старается обустроить своё жилище, сделать всё так, чтобы ему было удобно и уютно находиться в своем «гнёздышке», так вот именно вышивка и применяется для украшения наших домов. Многие могут подумать, что вышивка крестом в настоящее время до того распространилась, что уже утеряла свою актуальность и больше не вызывает такой интерес у авторов, и с этим я совершенно не соглашусь. Да, история вышивки имеет огромное прошлое, и уже много кто попробовал себя в этой сфере вышивания, однако эта сфера не останавливается на месте, её история продолжается. Оригинальность и умение людей, вот что способствует продвижению этой истории. Ведь так приятно понимать, что ты создаёшь что-то новое, и этот образ картины, застывший у тебя в голове, постепенно осуществляется прямо на твоих глазах. Вот, что действительно заставило меня заняться вышиванием крестом.

История возникновения вышивки уходит далеко вглубь веков. Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Оно тесно связано с появлением первого стежка при изготовлении одежды. Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, также применялся и натуральный волос.

В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства.

К 13 – 15 годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, подзоры, головные уборы, полотенца. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство трудолюбия и мастерства невесты. Невеста одаривала родственников жениха своими изделиями. В крестьянских семьях одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Ее украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. С языческих времен женщины – вышивальщицы создавали в своих вышивках – картинах сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой украшали простыни, полотенца, скатерти, занавеси, свадебные и праздничные рубахи, холщовые сарафаны, головные уборы, платки. Вышитое полотенце использовалось не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на священных деревьях, придорожных и могильных крестах, украшали ими капище идолов. Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На свадьбе, масленице, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обыденному («об один день сделанному») полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым.

Возникнув в древности, искусство вышивки на протяжении многих веков постоянно усовершенствовалось. Человек, живший постоянно среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы, с помощью которых он выражал свое восприятие к окружающему миру, свое отношение к непонятным явлениям природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, были одним из средств общения.

Основой, фундаментом всей работы является, прежде всего, потребность, интерес, немаловажно умение, аккуратность и старание в выполнении работы.

Каждому человеку свойственны свои вкусы. Кто-то предпочитает мягкие тона и пастельные оттенки, которые успокаивают, расслабляют. А бывают и личности с острым характером, некой искрой внутри, со своим определённым вкусом, которые предпочитают яркие цвета, иногда даже некую дерзость в своих картинах, то есть люди выражают через свою картину эмоции, чувства, настроение. Поэтому каждый человек выбирает ту работу, которая больше подходит по его потребностям. Так же картина должна подходить под интерьер комнаты.

Немаловажным этапом в выборе вышивки является ваш опыт вышивания. Трудно будет сразу начинать вышивать огромные картины со сложными переливающимися цветами и сложностью рисунка, поэтому следует, сначала оценить свои способности, а только потом приступать к выбору. Я тоже сначала начинала с маленьких несложных картинок, постепенно увеличивая нагрузку. И сейчас, со стажем 3 года в сфере вышивания, я могу позволить себе более сложные картины.

Я выбрала эту вышивку, во-первых, потому что она привлекла моё внимание своим сочетанием цветов, оттенков, во-вторых, она очень подходит к моему домашнему интерьеру и, в-третьих, меня привлекают такие темы 18-19 веков, эти костюмы, шляпы и загадочные замки.

 

Технология

изготовления

 

Проблема

потребления

   

В ид картины

 

Картина

 

Материалы

 

Техника

безопасности

 

Оборудование,

инструменты

 

Конструирование,

моделирование

Для работы необходимы: пяльцы, набор игл, напёрсток, ножницы, твёрдый и мягкий карандаш для подрисовки схемы.

Нитки. Для вышивания используют различные нитки. Чаще вышивают нитками мулине – это специальные нити для вышивки, которые изготавливаются из 100% хлопка. Чаще всего вышивают в две нити. Для вышивания так же можно использовать шерстяные, шелковые и акриловые нити.

Ткань. Вышивать крестом можно на любой ткани с одинаковым количеством нитей по высоте и ширине. Чаще всего вышивают на специальной ткани для вышивки – канве. Канва – это основа для вышивки. Самым известным видом канвы является Аида. Аида – это 100% хлопковая ткань, имеющая плетение из 4-х продольных и 4-х поперечных нитей с ярко выраженными квадратами и местами для введения иглы.

Пяльцы. Для того чтоб крестики были ровными, а ткань не перетягивалась стежками, используют пяльцы.

Иглы. Игла выбирается в зависимости от типа ткани: чем плотнее переплетение нитей, тем тоньше должна быть игла. Большинство игл имеют номер, означающий ее диаметр. Чем больше номер, тем тоньше игла.

Техника вышивания крестом состоит в следующем. Рабочую нитку закрепляют с лицевой стороны в левом нижнем углу стежками под крестик, откуда и начинают вышивку. Затем делают косой стежок слева направо вверх, вкалывают иголку в противоположный угол квадратика и по изнанке выводят на лицевую сторону в левый верхний угол квадратика. Снова делают косой стежок сверху вниз в правый нижний угол квадратика. Таким образом, от пересечения двух косых стежков получается крест.

Если надо выполнить несколько крестиков, расположенных рядом по горизонтали, то выполняют сначала все первые (нижние), затем все вторые (верхние).

В ертикальный ряд крестиков выполняла так, что на изнаночной стороне получаются прямые стежки, расположенные по вертикали. Старалась, чтобы все верхние стежки у меня имели одно направление. Чтобы изнаночная сторона работы имела опрятный вид, я делала незаметные узелки. Нить закрепляла мелкими стежками в том месте, которое по ходу шитья закроется вышивкой.

Основные правила:

Вымыть руки. Что может быть проще, но не стоит этим правилом пренебрегать. Так вы не испачкаете изделие и материалы.

Не трогать изделие влажными руками. Капли жидкости могут нарушить структуру ткани, или же дать нежелательное окрашивание светлых нитей более яркими цветами.

Не откусывать нитку зубами. Да, не забывайте пользоваться ножницами, так вы не наделаете затяжек в работе.

Делать перерывы, если не делать перерывы в работе – никакой пользы не получите, а можете, в лучшем случае получить головную боль, усталость, раздражительность.

Не вкалывать иголку в одежду. Лучше ее вкалывать в игольницу.

Не оставлять иголку на рабочем месте без нитки. Даже если вы ее забыли вколоть в игольницу, а оставили на рабочем месте – вы ее сможете без особого труда найти.

Передавать ножницы кольцами вперед. И ножницы при этом должны быть сомкнуты.

Следить за движением и положением ножниц. При неаккуратном обращении с ножницами можно или самой травмироваться или отрезать нечаянно нужную часть изделия.

Ручная игла представляет собой металлический стержень, тупой с одного конца, заострённый с другого. На тупом коне имеется отверстие для нитки.

В набор для вышивания входит игла с тупым концом, более подходящим для вышивки крестом, но некоторые используют иглу с острым концом для того, чтобы получился более точный крест.

Игла должна быть прямой, без ржавчины и тёмных пятен, с ушком овальной формы, размера, достаточного для продевания в него ниток.

Правила безопасности при работе с иглой:

1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой.

2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.

3. Знать количество иголок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.

4. Во время работы иголки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. Не оставлять иголку в изделии.

5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.

Набор для вышивания крестом «Утренняя прогулка» стоит 1245 рублей.

Ручная работа стоит 6500 рублей.

Рамка для картины стоит 1125 рублей

Готовая картина стоит 7625 рублей.

Экономическая выгода составляет 6380 рублей.

Основные компоненты для вышивания не наносят природе вреда, ни в процессе производства, ни в процессе эксплуатации. Они не вызывают аллергии, не действуют раздражающе на зрение и слух человека. При грамотном подходе и утилизация старых и ненужных изделий не вызовет экологических проблем. Утилизируемая вышивка быстро и безопасно разлагается или перерабатывается на современных специальных предприятиях.

Чем далее я продвигаюсь в выполнении конкретной работы, и вообще, в наращивании профессионализма в вышивании, тем более обращаю внимание на ряд положительных тенденций, характеризующих этот процесс.

В первую очередь, это – радостное чувство гармонии, которое овевает, как только принимаешься за любимое дело. Оно рождается в творческом мышлении, когда образы картины начинают принимать явственные очертания по мере заполнения канвы. Природа подарила нам цвет и надо уметь применять его красочные щедроты, его свойства, научиться распознавать оттенки. Здесь фантазия преподносит различные варианты картины, компонентные и цветовые импровизации.

Наконец, интерес к данному виду творчества помогает мне устанавливать новые контакты, знакомиться с другими вышивальщицами и находить среди них единомышленников, расширяя свой кругозор.

Если вы тоже хотите научиться вышивать, плести, вязать и вообще изготавливать изделия ручной работы, то приходите к нам на кружок «Рукодельницы».

Литвинец Э. Н. Учитесь вышивать.- М.: Знание, 2001

Паронина Б.Ю. Объемная вышивка .- М., 2001

Розман Г. И. Вышиваю картины крестом.- М., 2006

Хамукова М.О. Вышивка крестиком.- Спб, 2004

Просмотров работы: 68