Старинные способы росписи пасхальных яиц

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Старинные способы росписи пасхальных яиц

Чернуха А.А. 1Кириллова А.О. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов», МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП»
Арефьева Л.П. 1Михалева П.И. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов», МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования

Один из любимых предметов в школе - это изобразительное искусство. С огромным желанием мы посещаем занятия внеурочной деятельности «В мире волшебных красок». Учитель часто показывает нам изделия народных мастеров и рассказывает о них. Особенно нам понравилось занятие, которое было посвящено Пасхе. Любовь Петровна ознакомила нас с историей возникновения пасхальных яиц, расписала яйца специальными красками, царапала рисунок по темной скорлупе, наносила воском рисунок, опускала в красители. Нам понравились украшенные яйца своей красотой, яркостью, простотой.

Мы узнали, что одним из символов праздника Пасхи является яйцо. Оно оберегает людей от таинственных злых сил. Раньше люди умывались водой, в которую опускали крашеное  яичко, чтобы быть здоровым и красивым.

Мы хотим, чтобы в нашем доме царило счастье, здоровье. Поэтому решили узнать, как украшать пасхальные яйца и что обозначают узоры, которыми они расписаны.

Анкетирование младших школьников и их родителей

Чтобы узнать, знают ли наши одноклассники и их родители старинные способы росписи яиц, было решено провести анкетирование. В нем приняли участие 39 учеников 4А и 4Г классов и 39 родителей.

Результаты исследования показали, что ученики и их родители любят украшать яйца к празднику «Пасхи», но не используют воск, не царапают яйца острыми предметами.

Из диаграммы видно, что многие опрашиваемые не знают старинные способы росписи яиц.  (Приложение № 1)Посетив с учителем православной культуры местный храм Спаса Нерукотворного и побеседовав с отцом Иосафом, мы очень заинтересовались старинными способами росписи пасхальных яиц.(Приложение № 2)

Гипотеза: если мы освоим старинные техники росписи яиц, то сможем ли создать собственные рисунки росписи для празднования Пасхи.

Цель исследования: изучить и освоить старинные техники росписи яиц для создания собственных рисунков.

Задачи исследования:

Познакомиться с историей празднования Пасхи и возникновением символа Пасхи- пасхальное яйцо.

Узнать историю возникновения старинных способов росписи, выяснить, какие материалы используют для росписи специалисты.

Провести анкетирование среди четвероклассников и их родителей

Изготовить природные краски на основе натуральных материалов для окрашивания яиц..

Применить техники старинной росписи яиц для получения праздничной продукции к великому празднику Пасха.

Показать мастер-класс для одноклассников.

Объект исследования: старинные способы росписи яиц для празднования Пасхи.

Предмет исследования: использование возможностей старинных способов росписи яиц для создания собственных пасхальных рисунков.

Методы исследования:

сбор информации

анкетирование

практический (экспериментальный)

обобщение и анализ результатов исследования

ГЛАВА I

Теоретическая часть

1.1Пасха-главный христианский праздник

Пасха -святой весенний праздник, который наши предки праздновали в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием. Празднование Пасхи на Руси было введено в конце Х века, после принятия Русью христианства.

Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «избавление», т.е. сам Бог был человеком, умер за людей, а, воскреснув, избавил нас от власти смерти и греха.

Православная Церковь считает Пасху главным христианским праздником. Этот праздник символизирует победу добра над злом. Светлое Христово Воскресение - день радостный, светлый. Все события, связанные с ним, - огромное чудо.

1.2.Исторические особенности возникновения пасхальных яиц

Известная русская пословица гласит: «Дорого яичко к Христову дню». Она означает, что пасхальные яйца являются атрибутом дня поминовения «чудесного Воскресения» распятого на кресте Иисуса Христа. Мы узнали, что существует несколько версий обычая дарить яйца.

По одной из них древнее церковное предание гласит, что первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию после воскресения Иисуса Христа. В те времена было принято приходить к императору с подарками. Богатые приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: «Христос Воскресе!» Император, засомневавшись в сказанном, сказал, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное.

Крашеные яйца у носителей веры вХриста всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни. Красная окраска яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения. Даря друг другу пасхальные яйца, христиане исповедуют веру в свое Воскресение.

Обычаи празднования Пасхи

Обычай празднования Пасхи Христовой восходит к первому веку. В основе праздника лежит событие евангельской истории о «чудесном воскресении» распятого на кресте Иисуса Христа.

Но почему именно яйцо стало одним из доказательств Воскресения Иисуса Христа?

Русские народные предания повествуют о том, что в момент Воскресения Христова камни на Голгофе превратились в красные яйца.

Когда-то, ещё до установления на Руси христианства, наши предки считали яйцо чудодейственным, таинственным, волшебным. В древности яйцу придавалось магическое значение. Было принято подносить яйцо как простой малый дар языческим богам. А в могилах, древних захоронениях, в гробницах дохристианской эпохи находят яйца как натуральные, так и выполненные из мрамора, глины, обнаружены резные и натуральные страусиные, куриные яйца, иногда даже раскрашенные.

Для наших предков яйцо считалось символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, возрождение природы, символом жизни, так как в нем хранится зародыш солнечной птицы – Петуха, будившего утро.

Поэтому считалось, что освященное яйцо может потушить пожар, им проводили по хребту скотины, чтобы та не болела, а шерсть была гладкой. С его помощью искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову. Чтобы быть красивым и румяным, священным яйцом гладили по лицу. Скорлупу и крошки от разговения смешивали с зернами для посева.

Традиция обмена крашеными яйцами на Пасху имеет в России давние корни. Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. Наряду с натуральными (куриными, лебедиными, гусиными, голубиными, утиными) крашеными яйцами были деревянные и костяные, резные и расписные. Естественно, своеобразным эталоном для размера яиц из дерева, кости, фарфора, стекла, камня был размер яиц натуральных.

По словам исследователя и собирателя русских народных традиций Ю. П. Миролюбова, Пасха всегда имела универсальный, всеобъемлющий характер. В этот день радовались всему: теплу, свету, небу, земле, родным, чужим.

Развитие искусства росписи пасхальных яиц в России

В православном обиходе яйца на Пасху не только красят, но и причудливо расписывают. Такие яйца линиями своих узоров как бы напоминают о бичевании Христа. Поэтому красить и расписывать яйца положено в особый день на Страстной седмице (неделе) – в Великий четверг или Великую пятницу. Воду было принято брать снеговую или чисто родниковую, и вставать надо было утром рано, идти за водой, не поворачиваясь ни назад, ни в сторону, ни с кем не разговаривая. Прежде, чем приступить к раскраске яиц, надевали праздничный народный костюм.

Раскрашивали яйца восковым способом растительными красками. Первоначально яйца были красного цвета. Краску получали из луковой шелухи (отваривали). Позже стали использовать и другие цвета – желтый, зеленый, чёрный.

Желтую краску, например, добывали из дикорастущих яблонь, цветов бузины, из шафрана, вареного зерна, слабого отвара луковой шелухи и крутого липового чая; синюю - из луковичных растений, из сушеных цветов синей мальвы; зеленую - из сережек осины, мха, из ягод черники, из клевера, розмарина и петрушки, черную вырабатывали из коры ольхи, из кофе или из настоя ржавого железа, опущенного в сок квашеной капусты, с добавлением нескольких капель уксуса. А для обесцвечивания краски применяли свекольный квас.

В зависимости от способа окраски яйца называли: расписные – «писанками», крашеные – «крашенками», деревянные, глиняные - «яйчатами». Позднее появились яйца из фарфора, серебра, с украшениями из эмали, бисера, драгоценных камней.

В 1664 году «травщик» (художник по растительному орнаменту) Троице-Сергиева монастыря Прокопий Иванов специально был вызван в Москву расписывать яйца. Два года спустя он привез ко двору 170 деревянных яиц, писаных по золоту.

Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года изобретателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым. Фарфоровые яйца чаще всего были подвесными и имели сквозное отверстие, куда продевалась лента с бантом внизу и петлей вверху. Такие яйца обычно подвешивались в красный угол, под иконы.

Еще один интересный символ пасхального яйца – это знаменитые яйца с ювелирным украшением, созданные Карлом Фаберже по заказу Александра III для своей жены Марии Фёдоровны.56 «пасхальных сюрпризов» были подарками для Александра III и Николая II.

Яйцо состояло из оболочки-скорлупы из слоновой кости. В скорлупе – покрытая эмалью курица из золота с рубиновыми глазами. Внутри нее – золотая корона, унизанная жемчугом, а в короне – золотое кольцо.

В настоящее время двенадцать экземпляров пасхальных яиц Фаберже хранится у английской королевы, одиннадцатью владеет американский журнал «Форбс», а десять находятся в Оружейной палате Московского Кремля.

Многие великие русские художники к пасхальным праздникам расписывали яйца сюжетами на библейские темы. Такие «именные» яйца, подвешенные на шелковых шнурках, назывались писанками и стоили немалых денег. Чтобы такое творение жило долго, не издавая неприятного запаха, с помощью иглы делались маленькие отверстия в яйце и содержимое аккуратно выдувалось.

Виды росписи пасхальных яиц

Среди разноцветных пасхальных яиц выделяют:

«Крашенка» – это яйцо, окрашенное в один цвет. Эти яйца варили вкрутую, красили в какой-либо цвет и торжественно съедали на рассвете пасхального воскресенья.

Крашенки имели магическое применение. Основной их задачей было исцеление путем переноса. Больной носил такое яйцо на шее, подвешенным на нитке, и оно впитывало в себя хворь. Чтобы предотвратить заражение крови, нужно было коснуться человека освященным яйцом. Яйцо, положенное под улей, не давало пчелам покинуть его и увеличивало медоносность. Перед засевом поля в него закапывали яйцо, завернутое в зеленый овес, в качестве амулета плодородия. Когда строился новый дом, над дверными проемами вешали амулеты из красных крашенок, украшенных кисточками из пшеницы, чтобы умилостивить духов, которые могли быть потревожены, а фактически — попросить их о защите.

Сейчас почти все используют искусственные красители для окраски яиц. Однако лучше всего пользоваться натуральными красителями, которое не оказывают вреда здоровью, в отличие от ярких синтетических красителей.

Натуральные красители для яиц можно получить из листьев, цветов, ягод, фруктов и овощей, корней, коры деревьев, луковой шелухи, кофе. Все растительные краски готовятся только в эмалированной посуде. Залейте сырье на 5- 6 часов холодной водой, после чего кипятите на медленном огне: листья - 40 минут, цветы - 30 минут, кору - 3 часа. Готовый отвар процедите и добавьте в него 1 чайную ложку алюмокалиевых квасцов. Срок окраски - от 10 минут до 14 часов. Для окрашивания лучше всего взять яйца белого цвета.

2.Дряпанка (дряпанка, шкрабанка, шкробанка) – это орнамент, который выцарапывается на яйце, при этом, как правило, сочетается не более трех цветов. Этот способ – древняя традиция украинских народов, о которой в настоящее время мало кто помнит. Также существует еще одно название этой техники – шкрабанка. Классическая дряпанка – это коричневое яйцо с белым узором или рисунком, но можно раскрасить пасхальные яйца и пищевыми красителями разных цветов, после чего нанести рисунок

3.«Крапанка» - от украинского "крапать" - покрывать каплями.

Чтобы сделать крапанку, нужно сначала окрасить яйцо в необходимый цвет, затем зажечь свечку и покапать воск на яйцо или использовать писачек. После того, как он застынет, яйцо можно окунуть в другой цвет. Цветов может быть много, но основным цветом будет тот, в который вы последний раз окунете яичко. Поместить яйцо в теплую печь, снять воск мягкой тряпочкой. Когда окрашенные яйца остынут, смазать их подсолнечным маслом — они станут гладкими и блестящими.

4. Малеванка— яйцо, расписанное придуманным узором. Они не несут символического значения, могут расписываться краской (а не воском). На малеванках зачастую, помимо узоров, рисуют сюжетные картинки, пейзажи.«Рисовать» яйца можно акриловыми или акварельными красками, или же специальными красками и лаками для яиц.
Сваренные вкрутую яйца держат в горячей воде. Одно достают, насухо вытирают и ставят в рюмочку. Раскрашивают кисточкой верхнюю часть яйца — на горячем яйце краска быстро высыхает. Яйцо переворачивают и разрисовывают другую часть.

Писанка. Пасхальные, расписанные красками яйца так и назывались - писанками. Яйца красили по всей Руси. Наиболее красивые писанки делали в южных областях, на нынешней Украине. Сам процесс росписи писанки раньше считался магическим обрядовым действием.

Писанки на Руси никогда не делали для себя, а только для подарка. Даря писанку, человек как бы говорил: - Вот, я желаю тебе счастья и здоровья. Были и мастера росписи по яйцам, назывались они писанкарями и имели свои секреты. Ведь научиться расписывать яйца так, чтобы люди ахали, не так уж и просто. Так что секреты берегли. Крашеные яйца хранили на самых заметных в доме местах: ставили их на полочки, клали под иконы, а то и гирляндой иконы обвешивали. На протяжении всей пасхальной недели соседи и родственники ходили друг к другу в гости и дарили свои писанки.

Отбирали яйца для писанок очень строго. Не допускались не только некрасивые по форме или окрасу яйца, нельзя было даже брать яйца от старой птицы - только от молоденьких здоровых курочек, и яйца должны были быть оплодотворенными.

Основные цвета орнамента: черный, красный, желтый, зеленый. Черная (Ряба) Курочка снесла светоносное золотое яйцо, из которого родилась Вселенная. Черна земля, сбросившая белую фату зимы. Великдень красный, Егорий – зеленый, Купала – золотой (желтый).

Известный исследователь писанки действительный член российского императорского географического общества С.К. Кулжинский оставил нам сведения об оренбургской, самарской, уфимской, тульской, кубанской, воронежской писанке. В конце XIX века помещица Е. Скаржинская собрала для своего этнографического музея в Лубнах более 2000 писанок и среди них – курские, из великорусских деревень, красоты необычайной и очень тонкой работы. Славянина можно узнать по писанке, как по родимому пятнышку. Ее уже пишут в Сибири и на Урале, в Ярославле и Твери, в Москве и Санкт-Петербурге...

Как написать писанку?

Проще всего расписывать вареные яйца.Можно расписывать и полые яйца, то есть выдутые, без содержимого. Такие яйца дольше хранятся, они своего рода "вечнаяписанка".

Для росписи желательно использовать белые яйца и природные краски. Вымойте тщательно руки с мылом. Карандашом делите его поверхность на поля. Я йцо при этом вращайте к себе, а линию ведите от себя. Положение карандаша старайтесь не менять. В полях распределите орнамент писанки. Нанесите рисунок на яйцо: сначала простым мягким карандашом, а затем - воском.

К исть для воска - писачок - можно сделать из металлической фольги, свернув ее в воронкообразную трубочку длиной 1-1,5 см. Трубочка крепится тонкой проволокой к деревянному держателю диаметром 8 мм и длиной 10- 12 см. Но лучше всего пользоваться латунными кистями с тонким и удобным наконечником. Вам потребуется несколько кистей разной толщины (если вы хотите получить рисунок с разной толщиной линий): их ставят в расплавленный воск и берут оттуда по мере надобности.

Работают писачком так: нагревают кисть на огне (свечка, горелка) и заполняют воском. Запомните: сначала наносите рисунок на белую поверхность яйца горячим воском (по карандашным наметкам). После этого кладете яйцо в краску. Следите, чтобы температура воды не превышала 40° С (иначе воск растает), а цвет краски был самым светлым, то есть желтым. Затем яйцо вновь покрываете воском и опускаете в более темную краску (рыжую, красную, черную). Играйте с цветами и узорами - роспись яйца зависит от вашей фантазии. После того как получили нужные цвета и узоры, снимите воск. Для этого поместите яйцо на несколько минут в печь и снимите растаявший воск бумажной салфеткой. Готовую писанку можно протереть подсолнечным маслом, придав ей большую яркость и блеск.

1.6.Значения символов, используемых при росписи пасхальных яиц:

С имволы-обереги.Сигма – символ змеи. Встречается на керамике Трипольской культуры. Означает воду, гром, молнию. Змея охраняет домашний очаг.

С имволы силы и выносливости. В старину на Руси, как только рождалась девочка, ее обмывали в купели из отвара листьев калины и ивы. Они давали женскую силу, женщина становится потом хорошей женой и рожает здоровых детей. Когда рождался мальчик, в его честь сажали дуб и купали младенца в настое из дубовых листьев. Дубовый лист - чтобы сила не исчерпывалась. 

С имволы любви. С давних времен символом любви считается голубь. Если хочешь иметь счастливую семью, то нарисуй голубей на дубе. Любовь символизирует и ель (смерека). Для того чтобы узнать, через сколько лет девушка выйдет замуж, спрашивают об этом у кукушки. Поэтому и кукушка является символом любви. А чтобы быть всегда в паре с любимым, рисуют цветы с парными лепестками.

Символы, способствующие рождению детей. Символы, которые лечат.

С имволы здоровья и долголетия.Чтобы никто не болел, на яичках рисуют солнышко, розу, рыбку, оленя. А бесконечник способствует тому, чтобы люди жили долго, чтобы несчастье приходило к ним, и чтобы у пасечников был хороший медосбор.

Символы-предупреждения. Чтобы меньше случалось бедствия, берегите свои хозяйства. А еще помогут вам писанкис символами-предупреждениями. О хищных животных напомнят "зубы волка" и "медвежьи лапы", о том, что нужно оберегать овощи, - "заячьи уши", а об опасности хищных птиц напомнит "клюв ворона" на писанке. Если такие писанки хранить дома, то они будут оберегать домашних животных и напоминать об опасности.

Х ристианские символы. Треугольник часто встречается на писанках и обозначает триединство мира: неба, земли и воды, отца, матери и ребенка.

Символы, благоприятствующие богатому урожаю

Р омб - это символ земли, точки - семена, а грабельки символ

дождя.

Глава II

Практическая часть

Эксперимент 1. Крашение яиц в натуральных красителях

(Приложение № 3)

Для того, чтобы украсить яйца в технике «Крашанка», понадобятся натуральные красители, полученные из: коры молодых и старых деревьев, листьев и цветов различных растений, свежих или сушеных ягод. Для окрашивания лучше всего взять яйца белого цвета и желательно не проштампованные.

Опыт 1.Синий цвет. Кочан краснокочанной капусты мелко нарубили и залили 0.5 л воды, добавили 6 ст. ложек уксуса. Положили вареные яйца в настой и оставили на ночь. Насыщенность цвета зависит от времени нахождения в настое.

Опыт 2. Охра. Приготовили отвар из луковой шелухи и варили в нем яйца 15 минут.

Опыт 3.Темно-коричневый. 1)Приготовили крепкий кофе и отваривали в нем яйца. 2) Варили яйца в крутом настое шелухи.

Опыт 4. Зеленовато-коричневый. Опустили яйца в отвар крапивы и варили 20-40 минут.

Эксперимент 2

Для того, чтобы украсить яйца в технике «Дряпанка», приготовили канцелярский нож, карандаш, ластик и яйца.

 Сначала окрасили яйца в луковой шелухе, высушили салфеткой. Для узора подобрали растительные мотивы. Карандашом разметили и нанесли рисунок. Яйцо держали в левой руке, а правой острым инструментом выцарапывали точки, круглые и продолговатые линии.

Эксперимент 3

Малеванка – это более сложный вид росписи на яйцах, когда яйца расписываются различными придуманными узорами с помощью красок.  Они не несут символического значения, могут расписываться краской (а не воском). Мы использовали акриловые краски и тонкие кисти, рисовали элементы растительных и животных орнаментов и элементы росписей: городец, гжель, изучавшихся на уроках изобразительного искусства, сюжетные картинки

Эксперимент 4.

Крапанка

При соблюдении традиционной технологии изготовления крапанок мы использовали парафин. Его растапливали и капали писачком, то есть закреплённой на ручке маленькой леечкой, только на те места, которые по замыслу должны не закрашенными остаться. Потом яйца погружали в одну краску. По окончанию высыхания слоя краски поверхность яичной скорлупы опять покрывали восковыми пятнами. Далее яйца опускали в другой краситель, доставали, обсушивали и снова закапывали воском, но уже в тех местах, что должны остаться другого цвета. После этого крапанки ставили в микроволновку, чтобы воск размягчился и его можно было бы осторожненько удалить, вытерев скорлупу мягкой тряпочкой. Выполнили несколько вариантов.

Эксперимент 5.

Писанка

Приготовили свечку, парафин, яйца, ватные диски, полотенце. Перед нанесением рисунка яйца вымыли, но делали это очень осторожно, чтобы не повредить скорлупу. Мы расписывали полые яйца, то есть выдутые, без содержимого. Такие яйца дольше хранятся, они своего рода "вечная писанка". Для росписи желательно использовать природные краски. Но мы использовали готовые красители. О натуральных красителях мы уже говорили. Готовые красители использовали так, как указано на упаковке. Красили яйца, погружая их в краску. Традиционные цвета писанки - белый, желтый, красный и черный.

Вымыли тщательно руки с мылом. Карандашом поделили его поверхность на поля и распределили орнамент писанки. Нарисовали рисунок мягким карандашом. Нанесли часть рисунка воском с помощью писачка на белое яйцо, окрасили в желтый цвет, затем нанесли еще воск на другую часть рисунка, окрасили красной краской, и завершить необходимо черным, но у нас не было в наборе черной. Поэтому мы использовали три цвета. Растопленный в микроволновке воск снимали с писанки при помощи ватного диска.

2.4. Выставка работ. (Приложение № 4)

В своих классах мы организовали выставку яиц, которые мы расписали в процессе исследования. Одноклассникам наши работы очень понравились.

2.5. Выводы:

Проведенное нами исследование помогло достигнуть поставленной цели. Мы освоила старинные техники росписи яиц, создала свои рисунки, убедилась в правильности выдвинутой гипотезы: с помощью освоенных техник росписи, наше желание воплотилось в жизнь. Мы почувствовали себя настоящими художниками! Считаем, что тема исследования является актуальной.

3. Мастер-класс (Приложение №5)

В целях ознакомления одноклассников со старинными техниками росписи яиц было решено провести мастер-класс. Для этого мы подготовлены: окрашенные и белые вареные яйца, карандаши, красители, свечки, писачки, канцелярские ножи. Сначала мы продемонстрировали, как нужно расписывать яйца, а затем предложили своим одноклассникам попробовать способы: шкрябанка» и «малеванка». Ребята с огромным удовольствием и вдохновением принялись за работу. У ребят получились неповторимые рисунки. Мы очень рады, что смогли заинтересовать своим новым увлечением одноклассников. Освоив старинные способы росписи, можно к празднику «Христово Воскресенье» приготовить красивые яйца и подарить родным и друзьям.

4. Заключение

В процессе выполнения исследовательской работы нами было изучено много литературных данных, на основании которых проведен анализ возникновения и развития искусства художественного оформления пасхальных яиц в России и за ее пределами. Мы открыли для себя много интересного и познавательного, узнали, что во многих странах и городах есть памятники расписанному яйцу. (Приложение №6)

Нам был интересен процесс росписи пасхальных яиц. Мы увлекли своих одноклассников новыми техниками росписи яиц.А наши сувениры понравились родителям и друзьям. Мы считаем, что на каждом столе в этот Светлый праздник должны быть крашеные яйца. Обмениваясь яйцами и даря их другим людям, мы желаем всем здоровья и долгих лет жизни.

Надеемся, что одноклассники последуют нашему примеру и будут принимать участие в подготовке к празднику «Христово Воскресенье»:будут расписывать яйца и соблюдать традиции.

Практическая значимость нашей работы заключается еще и в том, что собранные материалы могут быть использованы учащимися и учителями на уроках по изобразительному искусству и на классных часах. Таким образом, задачи исследовательской работы нами решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая проблема выяснена.

Список использованной литературы:

Агапкина Т. Пасхальные праздники // Родина. 1996. №4. - С.74-77.

Алиханова Е.В. Народные традиции Грайворонского района // Белгород 1998г. С.108-109

Опарин А. А. «И камни возопиют…»: Монография. — Харьков: Факт, 2000. — 192 http://nauka.bible.com.ua/kamni/

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. - 608с.

Энциклопедия православной святости. Том 1. / Рогов А.И., Парменов А.Г. М.: Лик пресс, 1997. - 400 с.

По материалам сайтов www.devichnik.ru, www.solnet.ee, www.wild-mistress.ru, www.pravoslavie.ru

Глава III

Приложение № 1

Анкетирование младших школьников и их родителей

Приложение № 2

Посещение храма Спаса Нерукотворного с. Головчино. Беседа с отцом Иосафом.

Приложение № 3 Эксперименты по раскрашиванию яиц

Эксеримент 1. Окрашивание яиц в натуральных красителях

Крашенка

Для того, чтобы украсить яйца в технике«Крашанка», понадобятся натуральные красители, полученные из: коры молодых и старых деревьев, листьев и цветов различных растений, свежих или сушеных ягод. Для окрашивания лучше всего взять яйца белого цвета и желательно не проштампованные.

Опыт 1.Синий цвет. 

Опыт 2. Охра

Опыт 3. Опыт 4

Темно-коричневый.  Зеленовато-коричневый.

Эксперимент № 2

Драпанка

Эксперимент 3

Малеванка

Эксперимент 4

Крапанка

Эксперимент 5.

Писанка

Приложение № 4 Выставка работ

Приложение № 5 Мастер-класс «Роспись яиц»

Приложение № 6 Памятники расписанному яйцу

Памятник яйцу в городе Пермь

«Адмиральское яйцо» в Севастополе, на территории детского парка «Лукоморье»

Скульптура - Маргутис (крашенные яйца по-литовкси), символ весны в городе Вильнюс

Памятник Украинской Писанке, на острове Хортица

«Святая» писанка на Львовщине, село Братковцы, Украина. Высота 6,5 метров, диаметр – 4 метра

Памятник украинской писанке в Канаде.

Украинская писанка в Доброгостове

Памятник писанке в городе Сучава (Румыния). Высота - более 7 метров, диаметр - 4,6 метров.

Просмотров работы: 1351