Методика правополушарного рисования как основа развития творческой личности

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Методика правополушарного рисования как основа развития творческой личности

Ухоботова Е.А. 1
1МАОУ ШКОЛА 118 с углубленным изучением отдельных предметов г.Н. Новгорода
Спирина Н.А. 1
1МАОУ ШКОЛА 118 с углубленным изучением отдельных предметов г.Нижнего Новгорода
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. Современному обществу требуются творческие люди, которые с легкостью выходят из сложных ситуаций и мыслят креативно.

По мнению психологов люди с аналитическим складом ума не могут мыслить творчески. Левое полушарие у них преобладает над правым. Они с легкостью могут решить сложнейшие задачи, а если творческая работа им дается с трудом из-за чего такие люди больше поддаются депрессиям и психическим расстройствам. Для решения данной проблемы необходимо развивать правое полушарие мозга.

Ученые доказали, что для активизации правого полушария мозга выступает рисование, а в частности правополушарное рисование.

Данной проблемой занимались физиологи, нейрохирурги, психиатры, психологи И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, Р.Сперри, Дж.Е. Боген, Ф.Фогель, М.Газзанинг, Б.Эдвардс.

Целью данной работы является раскрытие методики правополушарного рисования как основы развития творческой личности.

Объектом исследования, является методика обучения художественному искусству.

Предметом исследования методика правополушарного рисования как основа развития творческой личности.

В соответствие с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

Познакомиться с историей изучения деятельности мозга с древности до наших дней

Узнать различие работы левого и правого полушария

Выявить отличия левополушарного рисования от правополушарного рисования

Ознакомиться с теорией правополушарного рисования и техникой правополушарного рисования

Экспериментально проверить эффективность данной методике.

История изучения деятельности мозга

Проблема исследования мозга человека, соотношения мозга и психики - одна из самых захватывающих задач, которые когда-либо возникали в науке. Впервые поставлена цель познать нечто, равное по сложности самому инструменту познания. Ведь все, что до сих пор исследовалось - и атом, и галактика, и мозг животного - было проще, чем мозг человека. С философской точки зрения неизвестно, возможно ли в принципе решение этой задачи. Ведь, кроме приборов и методов, главным средством познания мозга остается опять-таки наш человеческий мозг. Обычно прибор, который изучает какое-то явление или объект, сложнее этого объекта, в этом же случае мы пытаемся действовать на равных - мозг против мозга [3].

Эта задача привлекала многие великие умы: о принципах работы мозга высказывались и Гиппократ, и Аристотель, и Декарт и многие другие.

В прошлом веке были обнаружены зоны мозга, отвечающие за речь, - по имени открывателей их называют области Брока и Вернике. Однако настоящее научное исследование мозга началось с работ гениальных соотечественников И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева, И. П. Павлова и других.

Устройство мозга, его морфологию изучили уже довольно хорошо. А вот представления о функционировании отдельных нервных клеток были очень отрывочными. Таким образом, не хватало полноты знаний о кирпичиках, составляющих мозг, и необходимых инструментов для их исследования.[4]

До 1960-годов ХХ века считали, что два полушария мозга анатомически если не равными, аналогичными.

Американский нейропсихолог Роджер Сперри (20 августа 1913 – 17 апреля 1994) изучал физиологию и психологию человека и животных. Исследовал функциональные различия между правым и левым полушарием головного мозга.

Р. Сперри в Гарвардском университете изучал животных, которые перенесли хирургическую операцию по рассечению образований соединяющих полушария головного мозга (комиссуротомию). Он обнаружил, что после операции каждое полушарие перестает реагировать на то, что происходит в другом полушарии.

Затем Р. Сперри начал сотрудничать с нейрохирургами Джозефом Е. Богеном и Филиппом Фогелем из медицинского центра Уайта в Лос-Анджелесе. Они проводили операции комиссуротомию больным эпилепсией, что не дать судорогам перейти из одного полушария в другое. На первых порах в отличие от влияния на судорожную активность, операция не изменяла личности пациента, его интеллекта и поведения. Однако более тщательные исследования, проведенные М. Газзанига и Р. Сперри, показали, что все оказывается все более сложным.[5]

Интересным открытием стало происходящее с пациентом, когда мозолистое тело его мозга (точнее corpora callosa) было повреждено. Если описывать коротко, пока пациент мог выполнить задание обеими руками, наблюдая обеими глазами, всё было нормально. Но когда было запрещено пользоваться второй рукой для ощупывания объекта и вторым глазом для прочтения слова, происходили удивительные вещи. Пациент мог видеть слово одним левым глазом, но не видел его одним правым. Если название предмета читалось левым глазом (интерпретированным с правым полушарием мозга), левая рука могла найти и опознать объект. Но когда пациента спрашивали о предмете (требуется левое полушарие мозга), он не мог назвать предмет и объяснить его появление в руке. Исследователям казалось, что вербальные функции находятся в левом полушарии мозга, а способность осознавать и анализировать в правом.[5]

За что "отвечают" левое и правое полушарие нашего мозга.

Нервная система человека устроена таким образом, что каждое полушарие мозга получает информацию главным образом от противоположной стороны тела. Этот принцип относится как к зрению и слуху, так и к движениям тела и тактильным ощущениям. В зрении принцип контралатеральности касается не столько правого и левого глаз, сколько правой и левой сторон поля зрения. В том случае, когда взгляд обоих глаз фиксируется в одной точке, стимулы, появляющиеся справа от точки фиксации, регистрируются левым полушарием; правое же воспринимает все, что появляется слева от точки фиксации. Это разделение и перекрещивание визуальной информации - следствие анатомической организации зрительных анализаторов (рис. 1), нервные волокна которых идут от соответствующих областей обоих глаз.[6]

Рис. 1. Анатомическая организация зрительных анализаторов.

Американские нейрохирурги Джозеф Боген и Филип Фогель, а также нейропсихолог Роджер Сперри в серединеХХ века установили, что правое и левое полушария мозга выполняют разные познавательные функции. Однако результаты их исследования многими были неправильно поняты, из-за чего возникло убеждение, что у всех людей преобладает одно из полушарий мозга: правое отвечает за логику и рассудительность, а левое – за образное мышление и творческие способности.[7]

На самом деле все люди практически в одинаковой степени используют как правое, так и левое полушарие головного мозга. Однако каждое из их обеспечивает разные принципы восприятия действительности, организации речи.

Среди такой категории людей много инженеров, философов, математиков, лингвистов. Это люди долга, они ответственны и принципиальны.

Таблица 1.

Сравнительная характеристика работы левого и правого полушария.

Левое полушарие

Правое полушарие

Обработка вербальной информации:

Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.

Обработка невербальной информации:

Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Аналитическое мышление:

Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Воображение:

Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.

Последовательная обработка информации:

Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Параллельная обработка информации:

Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.

Отличительные особенности методики левополушарного от правополушарного рисования

Левополушарное или академическое рисование – это рисование основано на обучении, объяснении, используется пошаговая инструкция. Левополушарное рисование это логическое и аналитическое освоение пространства и свойств изображаемого объекта Учащийся четко знает, как прийти к результату и что у вас в итоге получится.

При таком подходе сначала определяются пропорции, деление на геометрические фигуры, выстраивание оси симметрии, построение овалов.

В результате обычно получается стройный красивый объект. Такому рисованию учат в художественных школах (рис. 2).

Рис2. Этапы создания рисунка при левополушарном рисовании

Прежде чем рисовать крокодила, изучают пропорции тела, знакомятся с анатомией. Даются теоретические знания в области изображения перспективы, объема, пропорций, тени и света, цветоведения.[8]

Обучение длительное, основательное, потому что это профессиональный подход к построению рисунка. Начинающий художник осваивает законы перспективы, игру света и теней - это позволяет создавать на плоской поверхности реалистические изображения, которые при хорошем освоении техники получаются почти живыми.

А правое полушарие видит образами, оно схватывает объект с тенью и бликом, оно прекрасно видит переходы цвета и тонкие обертонные цвета. Правополушарное рисование подразумевает отсутствие четкой схемы. Оно спонтанное, построенное на копировании, непосредственном восприятии натуры в целом. Можно начать рисовать с любого места: смотреть на объект и копировать его, анализируя местоположение, схожесть. Рисование ведется от детали к целому. [10]

Рис. 3. Работа выполнена с использованием методики ППР

Теория правополушарного рисования

Правополушарное рисование – современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования. Само понятие правополушарного рисования пришло к нам из Америки.[11]

Автор метода – профессор Бэтти Эдвардс. В ее книге «Ты – художник!» можно изучить основы правополушарного рисования и освоить основные приемы.

Метод правополушарного рисования позволяет:

Проявить индивидуальность; упрощает творческий процесс; отключает анализ деятельности; избавляет от внутренних преград; обрести внутреннюю гармонию; раскрывает творческие способности

Делает человека более внимательным к людям и окружающему миру.

Оно отвечает за наши творческие способности, позволяет нам мыслить не только формами, но и образами. Именно оно делает нашу жизнь яркой и неповторимой. Благодаря развитому правому полушарию мы можем легко и быстро найти выход из самой сложной ситуации, начинаем мыслить креативно.[11]

В данном случае, метод правополушарного рисования позволяет одновременно решать основные 2 задачи: развитие правого полушария и раскрытие творческих способностей.

Техника правополушарного рисования

Правополушарное рисование подходит всем, независимо от возраста и умения рисовать. Так, например, подросткам рисование карандашом для начинающих помогает увидеть многогранность решений, они становятся более спокойными, обучаются владению своими эмоциями и направлению их в правильное русло. Очень положительно такая техника сказывается также на беременных женщинах и людях пожилого возраста.

Техника правополушарного рисования — это «отключение» логического левого полушария и высвобождение творчества путем включения правого. Происходит это через специальные упражнения, которые снимают левополушарные ограничения. К таким упражнениям, помогающим дать волю правому полушарию, относится:

рисование пальцами рук

рисование с игнорированием границ листа (холста)

создание творческой атмосферы с помощью музыки и расслабляющих упражнений.

Научиться рисовать с нуля — это легко и доступно абсолютно каждому человеку.[12]

В школах где преподаются уроки правополушарного рисования, используются особые упражнения, благодаря которым научиться рисовать маслом картину маленького размера за несколько минут, а большого – всего за пару часов. Таким образом, с помощью интуитивной правополушарной техники «рисуем с нуля» каждый сможет не только научиться рисовать, но и воспринимать окружающий мир по-новому.[12]

Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности. При работе игнорируются мнения из памяти о том, как объект должен выглядеть. Вместо этого художник «видит объект на самом деле» - сравнивая его размер в целом, размер отдельных элементов, отношение пространства, света и тени и объединении всего этого в единую картину. Для этого используется ряд упражнений, облегчающих переход начинающего художника в «П» режим.

Иногда метод правополушарного рисования ошибочно путают с рисованием преимущественно левой рукой и рисованием только перевёрнутых предметов. В действительности, левши и правши могут использовать наиболее развитую из своих рук, а рисование перевёрнутых картин является только тренировочными занятиями, проходящими на первоначальных этапах обучения.

Согласно методу Бетти Эдвард рисование состоит из 5 базовых навыков, и двух тренировочных.

Базовые навыки: Восприятие краёв. Восприятие пространства. Восприятие соотношений. Восприятие света и тени. Восприятие целостного образа

Тренировочные навыки: Рисование по памяти. Рисование при помощи воображения.

Метод Эдвардс, впервые опубликованный в 1979 году быстро стал революционным и, получив положительную оценку среди признанных художников и преподавателей, которые немедленно взяли его на вооружение.

Методика Правостороннего рисования не предполагает четкой схемы, основано на спонтанности. На занятии можно начинать рисовать с любого места. Копируя детали, надо постепенно прийти к целому изображению. Одно из самых действенных упражнений - копирование перевернутых контурных рисунков (см. рисунок 4). Еще очень эффективно креативное рисование пальцами, выход за границы листа.

Благодаря специальным упражнениям человек входит в «П-режим». Во время него работа левого полушария прекращается. Человек переносит на бумагу собственное виденье объекта. Он не анализирует, не оценивает. Цель занятий рисованием состоит в том, чтобы человек научился видеть мир таким, каков он есть, без иллюзий, которые создаются логикой, рассудком и жизненным опытом. Правое и левое полушария мозга обретают гармонию, человек быстро входит в состояние вдохновения, становится спокойнее, получает психологическую разрядку. Он подходит ко всем сферам жизни творчески. Рисование помогает развить потенциал ребенка, раскрыть способности взрослого. Метод правополушарной живописи будет полезен людям любого пола и возраста, независимо от их профессии, социального статуса.

Вверх ногами. Эта техника правополушарного рисования поразительно эффективна для детей и взрослых. Выполняется так: Выберите простой графический рисунок. Желательно, чтобы за вас это делал кто-то другой. В идеале видеть картинку в правильном положении вы не должны, чтобы левое полушарие не успело создать эталон. На компьютере пусть ваш помощник перевернет изображение вниз головой и распечатает. Поместите картинку перед собой. Для большей эффективности работы правого полушария несколько сантиметров снизу прикройте бумагой. Откроете доступ к этой части рисунка позже. Начинайте рисовать с любой точки. Концентрируйтесь не на общем изображении, а на линиях, штрихах, просто копируйте.[13]

Рис.4. Перевернутое контурное рисование

Контурное рисование. Это упражнение для правого полушария очень легко выполнить дома [13]. Понадобится бумага, карандаш и скотч. Липкой лентой приклейте бумагу к столу, поворачивая ее так, чтоб рабочая рука оставалась на столе. Другую ладонь сложите так, чтобы стало видно побольше мелких складочек. Не шевелитесь. Засеките 5 минут. На бумагу смотреть запрещено. Медленно водите глазами по линиям руки и карандашом повторяйте движения. Рисуйте, пока не услышите звук таймера. В этом задании важен не результат, а то, чтобы добиться синхронизации зрения и движений карандаша.

Видоискатель. Для этого нужно вырезать рамку из картона, в центр приклеить экран из прозрачного пластика или плотной пленки. Нацельте видоискатель на какой-либо объект. Закрепите. Примите удобную позу, потому что двигаться должна только рабочая рука. Закройте один глаз. Маркером прямо по пленке обводите контуры выбранного вами объекта. Затем нужно будет перенести предмет с видоискателя на бумагу. Делайте это по линиям, как при копировании изображения вверх ногами.[14]

Рис.4 Упражнение видоискатель

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Рисование – всесторонне развитие ребенка, его тактильных ощущений, моторики рук, чувство формы, цвета. С помощью этого простого занятие малыши передает свой внутренний мир, но выбирая технику рисования, следует учитывать возраст и интересы ребенка, чтобы занятие было для него интересным и познавательным (см .приложение 1,2,3).

Заключение

Мозг - сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть ЦНС. Его функции включают обработку всей информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая функция, выполняемая мозгом - мышление.

При изучения научной литературы было выявлено, что левое полушарие отвечает за логические связи, критику, правила и стереотипы, которое является ведущим и руководит нами. Правое полушарие отвечает за пространственно-образное мышление. На самом деле взаимоотношения между полушариями гораздо более сложны и неоднозначны, но эти термины можно использовать для простоты, в качестве метафоры.

Было установлено, что для ППР может овладеть любой человек, любой профессии и возраста. Главное поверить и раскрыть свой творческий потенциал.

Нами было экспериментально проверена и успешно апробирована данная методика, которая помогла проявить индивидуальность, избавиться от внутренних преград, обрести внутреннюю гармонию, раскрыть творческие способности, а так же сделала более внимательным к другим людям и окружающему миру.

литература

1. http://personality-up.ru/page/razvivaem-levuju-ruku

2. http://www.umkann.lact.ru

3. https://www.nkj.ru/archive/articles/11158/

4. http://life-ergo.livejournal.com/49549.html

5. http://www.lookatme.ru/mag/live/wrong-beliefs/209965-misconception-brain-hemispheres

6.http://www.psyworld.ru/students/lessons/lessons_text/rassheplennyi_mozg.htm

7.https://www.nkj.ru/archive/articles/11158/

8. https://lychik.ru/articles/grow-up/netradicionnye_tehniki_risovaniya/

9. http://izo-life.ru/levo-i-pravopolusharnoe-risovanie/

10. https://vk.com/topic-73041127_30104358

11. https://www.kp.ru/guide/pravopolusharnoe-risovanie.htm

12. https://lychik.ru/articles/grow-up/netradicionnye_tehniki_risovaniya/

13. https://4brain.ru/blog/правополушарное-рисование

14.http://sovets.net/14255-pravopolusharnoe-risovanie.html

15.Мазовецкая В. Пошаговые уроки рисования.- СПб.: Питер, 2017

Приложения

Приложение.1.Техника рисования для детей младшего дошкольного возраста.

рисование пальчиками. Можно рисовать пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.

Рисунок Ухоботовой Дарьяны.

Материалы: 1. Пальчиковые краски

2.Бумага

3.Карандаш/Фломастер

4.Баночка для воды.

рисование ладошками. Интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги.

Рисунок Ухоботовой Дарьяны.

Материалы:1. Пальчиковые краски 2.Бумага

3.Кисть

4.Баночка для воды

печать из ниток. Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.

[3]

Материалы:1. Нить шерстяная 2.Основа

3.Краска

4.Кисть

5.Бумага

6.Баночка для воды

печать из картофеля или морковки. Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.

[3]

Материалы:1. Овощ/фрукт

2.Краска

3.Кисть

4.Бумага

5.Баночка для воды.

Приложение.2. Техника рисования для детей среднего дошкольного возраста

штампики из пластилина. Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.

[3]

Материалы:1.Пенопластовая форма 2.Карандаш

3.Краска

4.Кисть

5.Бумага

6.Баночка для воды

масляная пастель + акварель. Техника рисования "волшебных" картинок с помощью белой масляной пастели. На белой бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор. Но как только кисточка и красочка начинают украшать белый лист, то дети почувствуют себя настоящими волшебниками, когда под их кисточками начнут проявляться волшебные картинки.

[3]

Материалы: 1.Пастель масляная белая

2.Акварель

3.Кисть

4.Бумага

5.Баночка для воды

отпечатки листьев. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.

[3]

Материалы: 1.Листик

2.Краска

3.Кисть

4.Бумага

5. Баночка для воды

рисование ватными палочками. В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point - точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы

Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.

[3]

Материалы: 1.Ватные палочки 2.Краска

3.Бумага

4.Баночка для воды

волшебные ниточки. Техники рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается.

рисунок автора

Материалы: 1.Нить

2.Краска

3.Бумага

4.Баночка для воды

монотипия. Техника монотипия от греч. «моно» - один и «typos» - отпечаток, оттиск, касание, образ.

Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один, и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.

Существует два вида монотипии.

1. Монотипия на стекле

На гладкую поверхность (стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. [3]

[3]

Материалы: 1.Гладкая поверхность 2.Гуашь

3.Кисть

4.Бумага

5.Баночка для воды

2. Монотипия предметная

Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

Выполнила автор

Материалы: 1.Краска

2.Кисть

3.Бумага

4.Баночка для воды

Приложение.3. Техника рисование с детьми школьного возраста:

рисование мыльными пузырями

Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.

Рисунок автора

Материалы: 1.Стакан с водой 2.Краска

3.Мыльный раствор

4.Трубочка

5.Бумага

рисование мятой бумагой

Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру. Существует два способа рисования мятой бумагой.

Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.

Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.

[3],Выполнила автор

Материалы: 1.Салфетка/Бумажка 2.Краска

3.Кисть

4.Баночка для воды

рисование солью. Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки. [3]

[3]

Материалы: 1.Соль

2.Краска

3.Кисть

4.Бумага

5.Баночка для воды

кляксография. "Кляксография" - выдувание трубочкой. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.

Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть… до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.

[3]

Материалы: 1.Акварель

2.Трубочка

3.Кисть

4.Бумага

5.Баночка для воды

пластилинография. Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.

Выполнила автор

Материалы: 1.Пластилин

2.Основа

3.Бусины/Бисер

4.Стеки

граттаж. Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать).

Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи. [3]

Выполнила автор

Материалы: 1.Картон

2.Пастель масляная

3.Гуашь

4.Зубочистка/Спица

5.Кисть 6.Баночка для воды

фроттаж. Название этой техники происходит от французского слова «frottage» (натирание).

Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат - оттиск, имитирующий основную фактуру. [3]

[3]

Материалы: 1.Плоский рельефный предмет

2.Карандаш

3.Бумага

Просмотров работы: 5747