Искусство канзаши

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Искусство канзаши

Тимина В.С. 1
1МБОУ СОШ №4 с УИОП им. Г.К. Жукова
Леськова Л.В. 1
1МБОУ СОШ №4 с УИОП им. Г.К.Жукова
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Вы знаете, что такое канзаши? Может быть, что-то слышали об этой технике? Или уже пробовали что-нибудь смастерить?

Буквально недавно мы услышали интересное словосочетание «искусство канзаши». «Что это такое?» - подумали мы и решили в этом разобраться. В чём именно заключается искусство, откуда оно к нам пришло, что интересного в себе таит. Многие девушки, которые следят за модой на украшения, наверняка видели, а может быть, уже и носят цветы канзаши. Это замысловатое слово — название японских украшений для волос, которые обязательно одеваются с кимоно. Канзаши - искусство шелкового цветка. Японская канзаши - это длинная шпилька для традиционной японской женской прически, настоящее произведение искусства.

Мода – это двигатель прогресса. Мы стремимся быть единственными и неповторимыми во всём, включая моду. И только ручная работа даёт 100% гарантию обладательнице данного украшения, что оно единственное. Мы думаем, что канзаши популярны и востребованы, потому что изделия, выполненные в этой технике, настоящие рукотворные шедевры.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что сейчас чрезвычайно модны все возможные изделия ручной работы, выполненные в этой технике. Изделия будут замечательным подарком для любой барышни, как заколки и броши, так и панно, которые подарят изюминку вашему интерьеру.

Объектом нашего исследования являются особенности техники канзаши.

Предмет исследования: цветы в технике Канзаши

Целью нашего исследования является пропаганда данного направления декоративно- прикладного искусства и знакомство с технологией изготовления канзаши (украшений для волос, причесок).

Задачи:

Изучить историю возникновения канзаши;

Познакомиться с технологией изготовления канзаши;

Изготовить информационные буклеты о данной технике;

Создать изделия канзаши, проведение МК в классе с учащимися.

Гипотеза исследования: искусство канзаши помогает нам быть модными, современными и оригинальными.

В процессе работы применены методы исследования: интервьюирование, анализ различной литературы научного, научно-популярного, справочного характера, поиск информации в сети Интернет, методы практической деятельности

1.1 История канзаши

История канзаши (или «канзаси» в другой транскрипции) уходит корнями в 18 век, когда в Японии стало модным украшать прически гребнями и большим количеством шпилек. В это время цветы из лент канзаши становятся незаменимым аксессуаром в костюме женщины, который был не просто произведением искусства, но и указывал на социальный статус, семейное положение и характер владелицы. Очень часто стоимость канзаши в разы превышала стоимость кимоно. За несколько веков появились разные виды канзаши, но среди рукодельниц нашей страны популярен только один — хана-канзаши (Hanakanzashi). Это украшения, которые сделаны в виде цветов.

Примерно 400 лет назад в Японии изменился стиль женской прически: женщины перестали причесывать волосы в традиционной форме taregami, а длинные прямые волосы стали укладывать в затейливые и причудливые формы — nihongami. Для укладки волос использовали различные предметы — шпильки,палочки, гребни.

Именно тогда простая расческа-гребень превращается в изящный необыкновенной красоты аксессуар, который становится настоящим произведением искусства. Японские kushi (гребни) и kanzashi (шпильки) стали выражением женского характера, социального положения и семейного статуса. Глядя на женскую прическу, можно было сказать, к какому социальному классу принадлежит женщина, была ли она в браке или одинока, ее возраст и, даже сколько у нее детей.

Таким образом, украшения для волос стали играть очень важную роль в гардеробе японской женщины. Зачастую затраты на украшение волос превышали стоимость самого дорогого расшитого шелкового кимоно. До начала современной эпохи декоративные гребни и шпильки, известные под общим именем kanzashi, были важной частью японской моды и социальной культуры.
С середины периода Edo (1603-1867) эта техника ремесла традиционно использовалась служанками в имперском суде как их хобби! В конечном счете, эта красивая техника была признана японским обществом, и затем начала использоваться для шпилек, женского белья и вообще для украшения.

1.2 Канзаши в настоящее время.

В настоящее время канзаши чаще всего носят невесты и те, кто надевает кимоно, или люди, связанные с кимоно по роду своей деятельности — такие как гейши, таю и юдзо или знатоки японских традиций, на японской чайной церемонии и во время создания икебаны. Однако, с некоторых пор наблюдается возрождение традиций канзаши среди молодых японских женщин, которые желают добавить изящности и элегантности своим прическам.Канзаши изготовляются из широкого диапазона материалов — таких как лакируемое дерево, золото и серебро, различные металлы (зачастую покрытые серебром или золотом), панцири черепах и шелка (впрочем, сейчас стали производить канзаши из пластмассы). Есть много вариантов и много стилей ношения канзаши. Способ, которым гейша носит свои украшения для волос, прямо указывает информированной аудитории на ее статус; количество и месторасположения канзаши в прическе строго регламентировано. Мэйко (ученица гейши) обычно носит гораздо больше украшений на голове, чем старшая гейша.

Гейши носят различные hanakanzashi в зависимости от месяца или праздника. Сезонные канзаши повторяют природное цветение растений в разные времена года. Это относится прежде всего к гейшам — именно они носят канзаши почти постоянно и вынуждены обращать внимание на смену сезонов. Так как мэйко носят гораздо больше канзаши, чем старшие гейши, сезонные изменения наиболее ярко прослеживаются в их украшениях. В году 12 месяцев, и для каждого характерен свой цвет кимоно, и своя канзаши - для каждого сословия, разумеется ,цвета различаются. Особое место среди канзаши занимают Hanakanzashi — цветочные украшения: шпильки, заколки, палочки и гребни с шелковыми цветами. Они создаются японскими мастерами из квадратов шелка техникой, известной как tsumami (складывание). Каждый квадрат ткани, свернутый при помощи щипцов, превращается в один лепесток цветка. Они присоединяются к основе, чтобы создать целые цветы, или собираются с помощью шелковой нити, чтобы получилась последовательность цветов. Замужние дамы цветочные канзаши в таком количестве не носят - для них прилично один-два небольших цветка, а вот молоденькие девушки... Не только "мэйко" носят их сегодня, канзаши - это украшения на свадьбы, Новый Год, на специальный детский праздник и просто так. Поэтому, таких шпилек и цветочков великое множество.15 ноября по всей Японии проводится праздник "Сити-го-сан". По нашему "7-5-3" Это такой общий День Рождения всех детей, которым в этот год исполнилось соответственно 3, 5 и 7 лет. Эти цифры, конечно, магические и много всякого означают, но главное - это то, что в 7 лет девочки впервые надевают взрослый "оби", и проходят церемонию "перемены пояса" - то есть считаются взрослыми. Девочки в этот день очень нарядные, и причёски, конечно же, украшены шёлковыми цветами, непременно ручной работы. Параллельно с этой традицией в Японии есть календарь канзаши, где каждому месяцу года соответствует определенный набор цветов и растений

1.3. Основные виды канзаши.

Мацуба («сосновая игла») – производятся, преимущественно, из черепашьего панциря. Имеют форму сосновой иглы; самый простой вид кандзаси.

Мимикаки («палочка для чистки ушей»). Это понятие объединяет множество подтипов кандзаси, общее у них — небольшой декоративный элемент на длинной ножке (или двух). Исторически на мимикаки совсем не было украшений.

Тама-канзаши – это острые длинные шпильки канзаши с декоративным шариком, расположенным возле треугольного или слегка загнутого конца шпильки. Их изготавливают из золота, серебра или лакированного дерева. Для создания шариков используют золото, серебро, драгоценные камни, лакированное дерево. В наше время используют также пластмассу. Цвет шарика тама-канзаши обычно варьируется в зависимости от поры года – зимой обычно носят шпильки канзаши с красным шариком, а летом – с зеленым. Возможны, конечно же, и другие цветовые гаммы и оттенки. Тама-канзаши прекрасно подходят как к формальному, так и к повседневному стилю кимоно.

Хираути («плоская шпилька»): шпилька с плоским закруглённым декоративным элементом.похожий на монету, Как и тама-канзаши, эти канзаши подходят к любому стилю кимоно. Ножка может быть раздвоенной. Жёны самураев носили серебряные, золотые, латунные хираути, а также покрытые любым из драгоценных металлов. Серебряные хираути были особенно популярны. На декоративном элементе изображался камон (родовой знак) дома женщины. Нынешниехираути бывают деревянными, черепаховыми, пластиковыми. Декоративный элемент бывает как сквозным, например, из проволоки, так и цельным, из лакированного дерева или черепахового панциря.

Бирабира-канзаши (которые относят к так званому «порхающему» стилю) – это канзаши с металлическими подвесками, прикрепленными посредством колец к основе украшения. При ходьбе бирабира-канзаши издают приятное, мелодичное позвякивание, которое иногда еще акцентируют с помощью колокольчиков. Вместо металлических подвесок к основе этого украшения можно также прикрепить длинные цепочки из шелковых цветов, которые называются сидаре

Когаи-канзаши – это канзаши, которые состоят из шпильки-заколки и чехла для нее. Структура и внешний вид этих украшений для волос обычно ассоциируется с мечем и ножнами, что и отображается в их названии - по-японски слово когаи означает «меч». Традиционно когаи-канзаши были частью как мужского, так и женского гардероба в Японии. Считается, что их могли использовать в качестве как просто украшения, так и метательного оружия. Когаи-канзаши изготавливаются из черепашьего панциря, керамики или металла. Обычно их продают в наборах вместе с гребнем куши.

Куши – это округлой формы гребни канзаши из черепашьего панциря или лакированного дерева, часто декорированные перламутровыми или позолоченными инкрустациями. Обычно спинку гребня канзаши делают широкой, так как это оставляет много места, чтобы украсить его более разнообразно. Также существуют «цветочные гребни» канзаши, по-японски - ханакуши. Они украшаются цветами, изготовленными из шелка, которые прикрепляются к основе.

Канокодомэ-канзаши – это обильно украшенные драгоценностями канзаши, которые изготавливаются из золота, серебра, черепашьего панциря, нефрита, кораллов, жемчуга и других полудрагоценных камней. Основная форма этих украшений округлая, но встречаются также изделия и других форм, например, в форме бабочки или цветов. Внешним видом канокодомэ-канзаши немного напоминают брошь. У этих украшений есть два зубца, специально для крепления к волосам. Канокодомэ-канзаши являются традиционным аксессуаром майко.

Оги-канзаши, которые также относят к «стилю принцессы» – это металлические канзаши в форме веера на длинной шпильке, которые делаются из дерева и металлов, и декорируются геральдическими символами. Типичным дополнением являются алюминиевые подвески, которые прикрепляются к вееру. Оги-канзаши, как и канокодомэ-канзаши, обычно носят майко, прикрепляя их к прическе над висками.

Кусудама-канзаши - это специальные украшения канзаши для Японского праздника Сэцубун. Кусудама представляют собой шпильку или заколку канзаши с шаром из лепестков-цумами, с кисточкой или без нее. Прообразом этого вида канзаши служит модель оригами, которая и называется кусудама и делается обычно с помощью сшивания или склеивания одинаковых лепестков или цветов, сложенных из бумаги, так, что получается своего рода шар, который иногда украшают прикрепленной снизу кисточкой.

Сидарэ-кандзаси(развевающиеся украшения) – цумами-кандзаси со свисающими цветами

Hanakanzashi («хана кандзаси») занимают особое место среди кандзаси — цветочные украшения: шпильки, заколки, палочки и гребни с шелковыми цветами. Они создаются из квадратов шелка техникой, известной как tsumami («цумами» складывание). Каждый квадрат ткани, свернутый при помощи щипцов, превращается в один лепесток цветка. Они присоединяются к основе, чтобы создать целые цветы, или собираются с помощью шелковой нити, чтобы получилась последовательность цветов. Гейши носят различные hanakanzashi в зависимости от месяца или праздника. Сезонные кандзаси повторяют природное цветение растений в разные времена года.

Январь. Вид январскихкандзаси меняется из года в год, но обычно они сохраняют новогоднюю тематику. Цвета январскихкандзаси - зеленый, красный и белый - ассоциируются с праздниками.

Наступил Новый год, а вместе с ним и красивые, оригинальные  kanzashi! Самые популярные из них сосна, цветы сливы и бамбук. Они известны как три подруги зимы, как три частички счастья.Также январским мотивом являются китайская астра, рисовый колос и маленькая фигурка голубя, приносящая удачу в Новом году.А еще в новогодние праздники на счастье прически украшают канзаши из бамбука и животных китайского зодиака.

Февраль. В кандзаси обычно присутствуют различные оттенки темно-розового, иногда красный. Цветок февраля – слива, символизирующая юную любовь и приход весны.

Март. Желтые и белые цветы рапса, персика, нарцисса, пионов. И, конечно, бабочки. 6

Апрель. Светло-розовые цветы вишни, бабочки и фонарики сигнализируют скорый приход, предвкушение лета. Также, в апреле возможны кандзаси, состоящие только из серебряной или (иногда) золотой бабочки.

Май. Фиолетовые глицинии и синие ирисы. Ирисы символизируют окончание весны. Маленькие серебряные бабочки могут быть дополнительным оформлением майскихкандзаси.

Июнь. Зеленая ива, гвоздика или, реже, цветы гортензии. Июнь - открывает дождливый сезон в Японии, и поэтому, ива (дерево, любящее воду) и светло-синий цвет гортензии подходят к нему как нельзя лучше.

Июль. В июле кандзаси поражают своим разнообразием - это круглые и сложенные веера. Однако в июле можно носить и более нейтральные кандзаси – со стрекозами и каплями росы на траве.

Август. Фиолетовая ипомея или пампасная трава, для старших майко – серебряная или белая, а для младших – розовая или красная.

Сентябрь. Японский колокольчик. Фиолетовые тона традиционно связаны с осенью. Часто они смешиваются с другими осенними цветами: хризантемой, кудзу и гвоздикой.

Октябрь. Тут правит бал любимица японцев - хризантема. Она недаром символизирует Императорскую Семью. Обычно хризантемы в кандзаси красные и белые, это сочетание символизирует окончание осени.

Ноябрь. Ноябрьскаякандзаси - это осенние листья. Это может быть как нейтральный желтый листик так и характерный красный лист клена. Любование кленом - осенний эквивалент весеннего любования сакурой.

Декабрь. Декабрьские кандзаси также включают в себя два maneki – тонких чистых листочка. Некоторые декабрьские кандзаси включат в себя бамбуковые листья.

2. Исследование технологии

Традиционно хана-канзаши делают из квадратных кусочков шелка, которые сворачиваются при помощи щипцов в технике цумами (tsumami). Из каждого кусочка шелка делают один лепесток. Потом лепестки склеивают рисовым клеем или собирают на шелковую нить, и цветок канзаши готов. Чтобы сделать настоящий цветок канзаши, японским мастерам требуется очень много времени. Но освоить технику изготовления простых цветов может любой желающий. Главное запастись терпением и необходимыми материалами.

Инструменты и материалы

Инструментов и материалов эта техника также требует самый минимум. Начинающей мастерице понадобятся лишь (фото Приложение 1)

атласные ленточки разных размеров, оптимально 5 и 2.5, 1 см, а вообще подойдет любая ткань: шелк, органза, атлас, креп-шифон и т.п.;

линейка, карандаш или мелок для разметки ровных квадратиков;

ножницы;

зажигалка или свечка;

пинцет;

клей "Момент-кристалл" или "Супер-момент" (в маленьком тюбике) и клеевой (горячий) пистолет;

длинная и нетолстая игла, минимум 5-7 см;

нитки;

бусины и стразы, бисер.

Стоит отметить, что в классической технике канзаши используется только натуральный шелк и рисовый клей. Учитывая высокую стоимость этих материалов и ценность ручной работы, можно предположить, сколько стоят настоящие японские канзаши.

Однако, техника эта весьма демократична. Современные украшения изготавливаются из различных видов ткани и с использованием любых синтетических клеев. Главное – подойти к этому занятию творчески, и тогда превосходный результат не заставит себя ждать.

Организация рабочего места

Каждая рукодельница рано или поздно сталкивается с вопросом организации своего рабочего места.

Большое влияние на самочувствие работающих и на качество их работы оказывает правильная посадка. Неправильное расположение корпуса учащихся вызывает у них преждевременную усталость, снижение работоспособности, а так же способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости т т.д. 
Посадка при выполнении ручных работ считается правильной, когда соблюдаются следующие условия: 

Обрабатываемые детали хорошо видны, свет падает с левой стороны, или, в крайнем случае, прямо. 

Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как придругом положении ног нарушается кровообращение. Не следует закладывать ногу за ногу, т.к. неправильное положение ног вызывает преждевременную усталость. 

Корпус нужно держать прямо или слегка наклонно вперёд. Голову слегка наклонить вперёд. Нельзя опираться грудью на стол. 

Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см. При работе не следует ставить локти на стол. 

Расстояние от глаз до обрабатываемой детали должно быть 25-35 см. 

В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно). 

После окончания работы нужно тщательно убрать рабочее место: 
детали, изделие, инструменты и приспособления – в отведённые места хранения, различный мусор в мусоросборник.

Техника безопасности при выполнении работ

Техника безопасности при работе с тканью:

Не подноси иглу с рабочей нитью к лицу, не вкалывай иглу в свою одежду

По окончании работы иглу следует вколоть в подушечку или положить в игольницу.

Работая с булавками, вкалывай их в ткань от себя.

Рабочую нить отрезай ножницами. Острые концы ножниц не подноси близко к лицу.

Передавать ножницы необходимо кольцами вперед и с сомкнутыми лезвиями.

Сломанные иголки и булавки, обрезки ниток, непригодный бисер, лоскутки и прочие отходы лучше складывать в специальную коробочку, а после работы выбрасывать.

Необходимо соблюдать осторожность и пересчитывать находящиеся в работе иголки и булавки до начала работы и после ее окончания.

Ножницы во время работы нужно класть со стороны рабочей руки, кольцами к себе.

Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом:

заряженный стержнем термоклеевой пистолет вставляем в розетку и нагреваем, трогать его, нажимать на кнопки и т.д. не нужно, пусть греется необходимое время (5-15 минут, в зависимости от пистолета).

когда клей разогрелся и стал жидким, подносим термоклеевой пистолет к рабочей поверхности и начинаем работу. 

самое неприятное, что может быть в термоклеевом пистолете - это кончик, раскаленная насадка, откуда вытекает клей. Трогать эту часть пистолета не нужно, можно получить ожог. Будьте внимательны! Клей внутри пистолета разогревается до очень высокой температуры, поэтому работать с ним нужно осторожно, чтобы случайно не обжечься.

Изготовления школьных резиночек в стиле хана канзаши

Чтобы поближе познакомиться японским искусством , я решила изготовить один из видов хана канзаши в техникой цумами. Мы с мамой будем делать пару школьный резиночек под цвет школьной формы.

Изготовить самостоятельно украшения в технике цумами канзаши не так трудно, как может показаться на первый взгляд. По сути, используются всего два основных способа складывания лепестков - острый и круглый. На их основе делается большинство хана-канзаши, которыми поражают мир японские мастера. В данной случае мы еще добавим плоские лепесточки.

Для изготовления 2-х школьных резиночекканзаши нам понадобиться лента серого и белого цвета, резинка , фетровая основа и красивая серединка , а также зажигалка, ножницы и клеевой пистолет.

Делаем заготовки:

Из атласной ленты серого цвета делаем 12 заготовок 5 на 5 см на плоские лепестки.

Из атласной ленты белого цвета делаем 12 заготовок 5 на 5 см на круглые лепестки.

Так же делаем еще по 18 заготовок 5 на 5 см белого и серого цветов на острые лепестки.

 

Изготавливаем лепестки:

- 12 белых круглых лепестков

 

12 серых плоских

 

6 серо-белых острых и 6 бело-серых острых лепестков

 

Из фетра вырезаем кружок – основу для цветка. Заготовленные острые лепестки собираем поочередно по цвету в первый слой основу.

 

между ними с помощью клеевого пистолета приклеиваем плоские серые лепестки.

 

Белые круглые лепесточки собираем по кругу с помощью клеевого пистолета.

Клеим белый цветочек вторым слоем.

Украшаем серединкой.

 

Резинку крепим к фетровой основе.

Соединяем резинку с изготовленным цветком.

 

Получились очень красивые и нарядные резиночки, я очень довольна!

3. 2 Социологический опрос «Знаете ли вы, что такое канзаши?»

Для того, что бы понять знают ли о канзаши учащиеся нашей школы, я решила провести опрос среди учащихся начальной школы.

Цель: изучить степень осведомлённости учеников о технике декоративно- прикладного искусства японии – канзаши.

Методы: проведение опроса учащихся начальной школы с последующим анализом полученных данных.

Было опрошено 56 человек из числа учащихся начальной школы. Возраст учащихся 8- 9 лет. Им было предложено ответить на следующий вопросы:

1. Носите ли вы украшения?

2. Знаете ли вы что такое канзаши?

3. Из чего делают канзаши? И варианты ответов (металл, пластмасса, атлас(ткань), дерево)

Результаты социологического опроса приведены и показаны на диаграммах

На вопросНосите ли вы украшения? 10 человек ответили, что не носят никаких украшений, в основном это были мальчики, остальные же 46 человек, носят украшения.

Выводы: по результатам опроса были получены следующие данные:

18% числа опрошенных не носят никаких украшений;

82% учащиеся носят украшения броши, заколочки, бабочки или галстуки.

На следующий вопрос, который мы задавали учащимся: Знаете ли вы что такое канзаши? Большинство отвечало, что не знает такого слова.

Выводы: по результатам опроса были получены следующие данные:

90%числа опрошенныхне имеют представление о канзаши, не видели изделия, выполненные в этой технике;

10% учащихся знают, что такое канзаши, видели изделия, выполненные в этой технике.

И последний вопрос, который мы задавали ученикам, это Из чего делают канзаши? И предлагали варианты ответов (металл, пластмасса, атлас(ткань), дерево) Большинство, а именно 37 человек предположили, что канзаши могут делать из ткани, 6 учеников сказали из металла, 4 из дерева и 9 из плассмасы.

Выводы:

11% числа опрошенных представляют, что канзаши изготавливаются из металла;

16% учащихся думают, что такое канзаши делаются из пластмассы;

66% числа опрошенных представляют, что канзаши изготавливаются из атласа (ткани)

7% числа опрошенных представляют , что канзаши изготавливаются из дерева.

3.3 Мастер Класс по созданию Броши снежинки в стиле канзаши.

Для того, чтобы расширить знания учащихся начальной школы о технике цумами (стиль хана канзаши) мы провели Мастер Класс для учащихся 3 класса их возраст 9 лет, на мастер классе присутствовало 7 человек. Мы познакомили учащихся с удивительной страной Япония. Рассказали ребятам о их традициях, об особенностях этой страны. Самой красивой их традицией является носить украшения, как в давние времена, так и сейчас они любят красивые украшения. В России тоже любят украшения, а так как время было предновогоднее , мы решили сделать снежинку-брошь с стиле хана-канзаши. На мастер классе мы изучили технику цумами, научили сворачивать разные виды лепесточков и с девочками изготовили снежинку с использованием лепесточков сложенных в технике цумами.(фото Приложение 2)

Также мы подготовили буклеты, рассказывающие о технике цумами, и подарили их учащимся нашей школы, чтобы они тоже знали о канзаши без секрета.

Заключение

Канзаши имеет громадное преимущество перед другими видами рукоделия - во все времена оно будет модно.

Выполнив данный проект, я убедилась, что нет ничего невозможного. Работая в данной технике впервые, я смогла создать оригинальную пару резиночек для школы. На Мастер классе с девочками мы изготовили прекрасную зимнюю снежинку. Я освоила и закрепила приемы изготовления лепестков, узнала много нового и интересного.

Любой творческий проект дает возможность для раскрытия способностей.

Считаю, что поставленная цель достигнута.Результат полностью оправдал наши ожидания. Мне и моим близким очень понравился внешний вид работы, цветовое решение, и считаю, что эти украшения прекрасно дополнят мой образ, и хорошо будет сочетаться с вещами. Мою работу оценили родители, учителя и друзья. Я собираюсь и в дальнейшем выполнять изделия в технике tsumami. Планирую в будущем сделать еще больше украшений для волос и в различной цветовой гамме

Не губите жизнь бездельем! Занимайтесь рукодельем!

Список использованной литературы

1.СильваБлондо. Цветы из ткани канзаши: Крафт Клуб, 2011, с. 17-21

2.ХристианеХьюбнер.Канзаши: японские украшения для волос и аксессуары для волос: Азбука рукоделия, 2003. с. 87-102

3.URL: http://avonessa.kz›index.php

4.URL: http://liveinternet.ru›users/sanata71/post173257112/

5.URL: http://nelyager.ru›post156437248

Приложение 1

Приложение 2

Просмотров работы: 339