Русского поля цветы

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Русского поля цветы

Бабина Э.Н. 1
1МБОУ СОШ № 135 им. академика Б.В.Литвинова
Куракова Н.П. 1Орлова Т.Н. 1
1МБОУ СОШ № 135 им. академика Б.В.Литвинова
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вступление

В 2008 году в России появился новый праздник — Всероссийский День семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля. День был выбран не случайно: почти восемь столетий 8 июля православные почитают память святых князей Петра и Февронии Муромских, покровителей семейного счастья, любви и верности. Как говорится на Руси, жили они долго и счастливо и умерли в один день. Атрибутом Всероссийского Дня семьи, любви и верности стала ромашка, именно она издревле считается символом любви. Недаром ведь влюблённые девушки, желая узнать, что у их возлюбленного на сердце, гадают на ней, обрывая лепестки один за другим и приговаривая "любит - не любит". По поверьям, ромашка расцветает там, где упала звезда. [3]

Ещё летом, накануне праздника 8 июля, я захотела побольше узнать об этом цветке, позже пришла идея создать сценический образ для танца, поскольку с раннего детства занимаюсь хореографией. Так появилась тема моего проекта «Русского поля цветы».

Цель работы: создать свой неповторимый индивидуальный сценический образ.

Задачи:

Изучить этимологию слова «ромашка», а также русские народные традиции, связанные с этим цветком.

Найти стихотворения о ромашке, проанализировать их на предмет тропов и фигур речи.

Изготовить костюм – стилизацию образа ромашки.

Продумать фигуры танца «Ромашка» и найти музыку к нему.

5. Разучить танец и показать его на концерте.

Предмет исследования: образ ромашки.

Объект исследования: стихотворения о ромашке.

Область применения: пошив костюма и создание образа для танца.

Актуальность темы: созданный образ будет использоваться для выступления на концертах. Изучая народную культуру, мы поняли, что она является неиссякаемым источником для творчества.

Практическая значимость: материал, представленный в работе, может быть использован в рамках уроков и факультативных занятий по литературе и технологии.

Методы исследования:

Теоретический

Аналитический

Сравнительный

Глава 1

Хоть буйны и огненны краски
Цветов, что на клумбах, в саду, —
Но больше всех люблю ромашки
За скромную их красоту…

Этимология слова «ромашка»

Распространённое русское название «ромашка» заимствовано из польского языка и происходит от лат. «romana» - римская. В средневековой медицинской литературе ромашку называли «Романовым цветком». Когда - то все ромашковые растения называли пупавками, поскольку в центре возвышается желтый «пупок», и только в конце 18 века слово «ромашка» прочно вошло в наш язык. От слова «роман» образовалась уменьшительная форма - «ромашка».

В Большой советской энциклопедии даётся следующее определение слова ромашка: «Травянистое растение семейства сложноцветных с одиночными цветками, белыми по краям и жёлтыми в середине». [1]

Ромашка ассоциируется с понятиями «скромность» и «простота», которые являются важными для русского человека. В русском языке существует устойчивое выражение «девочка-ромашка», которое характеризует скромную, простую, милую девушку, а также такие понятия, как чистота и невинность, юность и любовь.

Ромашка тесно связана с русской фольклорной традицией. Существуют различные обряды, в которых используются ромашки, из них плетут венки, на них гадают и в наши дни.

1.2. Анализ стихотворений

Ромашки часто упоминаются в различных песнях, стихотворениях. Многие из них посвящены неразделённой любви и любовным страданиям.

Мы решили проанализировать понравившиеся стихотворения и нашли в них средства языковой выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, перифразы (Приложение 1). Все они придают иносказательную образность изображаемому цветку - ромашке.

1.2.1. Авторские тексты

1) Татьяна Лаврова «Её к земле сгибает ливень…»

Её к земле сгибает ливень,
Её ласкает солнца луч.
Наряд изысканно наивен,
А в лепестках любовный ключ. (развёрнутая метафора)
Невеста русского раздолья - (перифраз)
Полей, опушек и лугов.
Её узнает царь и школьник,
Она – хозяйка всех венков. (перифраз)
Всегда свежа, неприхотлива. (эпитет)

Глазаста яркой желтизной. (эпитет)
Порою смотрит сиротливо
В бег облаков над головой.
Цветок, как будто неприметный.
Ромашка - чудный божий дар. (метафора)
Её сгибает ливень летний.
Осушит снова полдня жар. [4]

2) Ольга Якухина «Среди разнотравия лета…»

Среди разнотравия лета
Что лучше для русской души,
Чем символ России воспетой – (метафора)

Ромашки - они хороши!
В них жёлтого солнца сиянье,

И в них белизна облаков,

Земли и природы слиянье
И влага ключей-родников.
У них лепестки хороводом, (метафора)
У них распрекрасный наряд, (эпитет)
А путник, пройдя мимоходом,
Узреть их ковёр будет рад. (метафора)
Ромашки, родные ромашки (эпитет)
У синей прозрачной реки.
В траве затерялись, милашки,
Видны лишь одни васильки. [9]

3) Афанасий Фет «Маленькое солнце»

Маленькое солнце на моей ладошке, - (перифраз)
Белая ромашка на зеленой ножке.
С белым ободочком желтые сердечки…
Сколько на лугу их, сколько их у речки!
Зацвели ромашки – наступило лето.
Из ромашек белых вяжутся букеты. (эпитет)
В глиняном кувшине, в банке или чашке
Весело теснятся крупные ромашки. (олицетворение) [6]

4) Юнна Мориц «Белые ромашки»

Обняла ромашка (олицетворение)
Белую ромашку, (эпитет)
И стоят в обнимку -
Сердце нараспашку! (метафора)
Летние подружки, (перефраз)
Белые ромашки, (эпитет)
Вам лесные феи
Выткали рубашки – (метафора)
Не страшна им буря,
Пыльная завьюжка,
Не нужна им стирка,
Глажка да утюжка.
Вот примчался ветер, (олицетворение)
Пыль вздохнула тяжко, (олицетворение)
Но осталась белой
Ромашкина рубашка. (метафора)
Вот пролился дождик,
Стала мокрой пташка,
Но сухой осталась
Ромашкина рубашка.
И опять ромашка
Обняла ромашку,
И стоят в обнимку -
Сердце нараспашку!
Вкусно пить из кружки,
Вкусно пить из чашки,
На которых нежно
Обнялись ромашки! [7]

Средства выразительности речи

эпитет

метафора

сравнение

олицетворе-ние

перифраз

свежа, неприхотлива.

наряд изысканно наивен

словно звезды на земле

умеют говорить

невеста русского раздолья

яркой

а в лепестках любовный ключ

как души чьи-то святые

они подскажут, как любить

она – хозяйка всех венков

распрекрасный

чудный божий дар

как целительный сердцу бальзам

весело теснятся

цветы и грусти, и мечты

родные

лепестки хороводом

словно снежинки

обняла ромашка

предвестники судьбы

лучистые

узреть их ковёр будет рад

словно с неба ангелочки

выткали рубашки

цветы любви и предсказаний

мудрые цветы

несут восторг и боль

 

пыль вздохнула

маленькое солнце

белую

сердце нараспашку

 

правду всю знаешь

летниеподружки

жёлтенький

ромашкинарубашка

 

за все отвечаешь

нежные создания

хитрые

белоеморе

   

сестрицы звезд

самые красивые

     

символ России

несбыточных

     

солнышкиныдетки

Из сравнительной таблицы видно, что в стихотворениях, посвящённых ромашке, преобладают перифразы, которые позволяют
выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки цветка,
ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого, а в некоторых случаях придают тексту торжественное, возвышенное, патетическое звучание.

В большом количестве встретились эпитеты и метафоры. Эпитеты раскрывают красоту и нежность цветка, создают возвышенное настроение. Через метафорическое значение слов и словосочетаний авторы текстов не только усиливают зримость и наглядность ромашки, но и передают неповторимость цветка. Широкое использование средств выразительности речи, которые присутствуют в стихотворениях о ромашке, делают их богатыми, образными, незабываемыми.

Глава 2

2.1. Создание образа

Узнав много интересного о ромашке, я захотела создать образ этого цветка в танце, потому что много лет занимаюсь танцевальным искусством.

Прослушав много мелодий, я остановила свой выбор на обработанной группой «Белый день» русской народной песне «Ромашка, ромашка - цветок полевой». Так как песня имеет эстрадную обработку, то и танец должен быть сделан в народной стилистике.

Народный танец – один из древнейших видов искусства, результат коллективного творчества. Он выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства, главным образом с музыкой. Народный танец является неотъемлемой частью народных обрядов и празднеств. 

Стилизация – это обогащение народного танца новыми средствами и формами хореографической выразительности. [5]

С помощью руководителей коллективов, где я занимаюсь, на основе изученных мною русских народных движений, мне был поставлен танец, который ярко передаёт образ русской девушки - ромашки.

Костюм, который стал итогом работы, состоит из венка, платья и букета цветов-ромашек.

2.2. История венка и его изготовление

Очень важно на сцене, чтобы образ был закончен, такую роль в костюме играет головной убор. Нами было принято решение, что на голове хорошо будет смотреться венок из ромашек.

Венок в древних верованиях предков - это наша святая душа, бессмертие, тайна продолжения рода, его процветание и богатство. Возможно, именно поэтому венок во многих культурах стал символом царской власти (от него и произошла корона).
Венок - символ счастья, образ вечной девичьей красоты, когда коса до пояса, а в глазах - звездное небо. Круглая форма венка и живая составляющая символизирует вечность, постоянство, бесконечную жизнь, связь с божественной природой. В славянских землях венок приобрел еще смысл любви. Венок был и является одним из прекраснейших творений человека и природы. Венчание знаменует собой слияние с природой, поддержку и опеку Матушки-Земли.

Венок это Оберег.  Вера славян в волшебную силу венка нашла свое выражение в многообразии его видов:  это величальные, свадебные, ритуальные, календарные, погребальные и прочие. Их использовали практически во всех важных  случаях жизни: в свадебных и погребальных обрядах, при рождении ребенка, на святки, Купалу, троицу, как обереги от всех  бед и неприятностей. [8] (Приложение 2)
Плетение веночка – это своеобразная наука. Нужно знать, из каких цветов и когда плести.
В русской традиции существовало множество видов венков, плелись они к праздникам и несли глубокий символический смысл [2] (Приложение 3).

Именно обычай вручать любимой (любимому) венок в знак сватовства перерос позже в обмен кольцами – обручение. Раньше после венчания невеста кидала в толпу подружек не букет, а свой венок. Кто поймает – тот скорее других выйдет замуж.

Для моего возраста подходит «венок любви». Этот веночек выплетали девушки в возрасте от 13 лет и до замужества. Основу такого венка составляют ромашки – символ юности, доброты и нежности. Между ромашками вплетали цвет яблони и вишни. Стилизацией «венка любви» я решила дополнить свой сценический образ.

В магазинах продают много искусственных цветов, но мне захотелось сделать цветы самой.

В Интернете я посмотрела множество мастер-классов по изготовлению ромашек и остановилась на цветах из атласной ленты, потому что они очень хорошо подходили для венка.

Д ля изготовления ромашек мы купили атласную ленту, фетр и основу для венка.

Сначала я расчертила пометки на ленте и стала вырезать её паяльником. Получившуюся заготовку сложила пополам и стала скручивать и склеивать на карандаше, чтобы получилась форма. Из фетра я вырезала круги из белого фетра и приклеила их на основу цветка, сюда же мы насадили цветы и закрепили сверху фетром.

2.3. Изготовление цветов

Для танца также мне понадобились цветы, которыми я обыгрываю слова песни.

Посмотрев идеи изготовления цветов, я решила сделать ромашки из бусин и бисера. Для изготовления ромашек купила проволоку, сами бусины, бисер и сеточку для середины цветка.

Мне нужно было изготовить 5 ромашек. На одну ромашку нужно сделать 18 лепестков, 3 листика, 1 чашечку из 12 элементов, 1 серединку.

Я отрезала 45 см проволоки, насадили одну бусину, нашли середину проволоки, сложили её пополам и надели 17 бусин. Затем разделила проволоку в две стороны: на одну насадили 17 бусин, на другую - 18 и закрепили, продевая концы с двух сторон в бусину. На оставшуюся проволоку я надела по 18 бусин и закрепила по двум краям.

Для листочков отрезала 60 см проволоки. Надела одну бисерину и нашли середину проволоки. Сложила пополам и надела 7 бисерин. На двух концах проволоки оплела 5 бисерин, затем вновь сложила проволоку пополам и надела 7 бисерин. На концах отделила 14 бисерин в виде «рогатки» и на соединённую проволоку надела 7 бисерин. По двум краям сделала по 30 бисерин по предыдущему принципу. Снова на двойную проволоку надела по 7 бисерин, на концы - по 6, 8 бисерин и закрепила.

Для серединки оплела проволоку бисером через одну, в шахматном порядке.

Для чашечки на одной проволоке сделала 10 лепестков по 45 бисерин.

На сеточку для середины закрепила лепестки и серединку, на шпажку насадила чашечку, получившийся цветок, листочки и оплела всё зелёной плотной ниткой.

2.4. Изготовление платья

Следующим шагом стало изготовление народно-сценического костюма. В наше время народный костюм применяется в основном в празднично-сценической деятельности. Стилизованный народный костюм способствует популяризации национальной культуры и сохраняет общие черты традиционного кроя, силуэта и декоративных деталей. При изготовлении сценического стилизованного народного костюма крой приближен к традиционному, но с помощью моделирования подчеркивается достоинства фигуры. В отделке традиционные мотивы перерабатываются, укрупняются таким образом, чтобы были видны из зрительного зала. Ткани используются яркие. В отделке костюма применяют тесьму и бусы, пайетки, стразы, которые придают особую нарядность при сценическом освещении.

В нашем случае костюм состоим из венка, букета и платья.

Для платья мы подобрали атласную ткань двух цветов – жёлтого и зелёного. Так как ткань была в остатках, кроить нужно было очень экономно, раскладывая детали выкройки без выпадов.

Когда детали были вырезаны их ткани, мы сметали их по плечевым и боковым швам, рукава - по среднему шву, юбку - по боковым швам и приметали к лифу. Проведя примерку, убедились, что платье легло по фигуре и ничего не мешает движению в танце (свободно поднимаются руки, юбка не стесняет движения). Затем все швы стачали на швейной машине, обметали края на оверлоке, так как шёлковая ткань очень сильно осыпается. По ходу работы пришивали отделочную тесьму к юбке и к лифу. Тесьму в виде ромашек и вышитые ромашки заказали в Интернет-магазине.

Ко шву по линии талии с изнаночной стороны юбки мы пришили подъюбник из атласной ткани и сетки, и нижний подъюбник, ведь по правилам сцены бельё не должно быть видно во время танца. Привели последнюю тепловую обработку изделия. Вот платье готово!

Работать с шёлковой тканью достаточно сложно, ведь она тянется, осыпается, оставляет пятна от воды и мела, но я справилась с этой задачей.

Впервые я представила свой танец на школьном концерте, посвящённом Международному женскому дню. А также выступала на Всероссийской конкурсе «Браво, дети!», где стала Лауреатом 2 степени, Международном конкурсе «Матрёшка Урала», где стала Лауреатом 2 степени, Международном конкурсе-фестивале «Планета талантов, где стала Лауреатом 3 степени.

2.5. Экономические расчёты

Я часто бываю в театральных магазинах и знаю, что такой костюм, как у меня, может стоить от 3,5 до 5 тысяч. Мне захотелось узнать, какова себестоимость моего костюма. Я провела экономический расчёт.

№ п/п

Материал

Цена за единицу измерения (руб.)

Расход на изделие (шт., м)

Общая стоимость (руб.)

1

Атласная лена

256 руб. (50 м)

30 м

153 руб. 60 коп.

2

Фетр

280 руб. 1 м

20 см

56 руб.

3

Клей Момент

78 руб

1

78

4

Основа для венка

55 руб.

1

55

5

Проволока

140 руб. (5 м)

3 м 80 см

104 руб. 40 коп.

6

Бусины белые

217 руб. уп.

0, 8 пачки

173 руб. 60 коп.

7

Бисер зелёный

10 руб уп

0,5 пачки

5 руб.

8

Бисер жёлтый

10 руб. уп.

0, 1 пачки

1 руб.

9

Тесьма отделочная

680 руб . 15 м

14 м

634 руб. 60 коп.

10

Цветы отделочные

160 руб. шт

3 шт.

480 руб.

11

Нитки

28 руб.

1 шт

28

12

Атлас зелёный

130 руб.м

был

-

13

Атлас жёлтый

130 руб. м

был

-

14

Сетка отделочная

280 руб.м

была

-

     

Итого

1769 руб. 20 коп.

Произведя экономический расчёт, поняла, что изготовить костюм самой гораздо дешевле, чем купить в магазине. Кроме того, в работу вкладываешь душу и, несмотря на трудности, всё получается так, как задумывал.

Заключение

Начиная свою работу, я не могла представить, что скромный и на первый взгляд простой цветок таит в себе столько интересного: символика, традиции, красота.

Анализируя стихи, убедилась, что о ромашке сложено немало прекрасных слов. Этот поэтический образ вместил в себя и белизну облаков, и невинность невесты, и чистоту русской души. Наиболее часто в проанализированных нами стихотворениях встретилось такое средство выразительности речи, как перифраза. И это объяснимо: в неброском цветке нужно выделить существенные признаки, это как раз и можно сделать при помощи перифразы.

Особое удовлетворение испытываешь, видя результаты своего труда. Цель достигнута – создан законченный неповторимый сценический девушки-ромашки.

Я довольна результатами своего нелёгкого труда. Думаю, что танцевальный номер, созданный мной и воплощенный на сцене, принес приятные эмоции зрителям.

Литература

1. Большая Советская энциклопедия, издание III/М.: Советская энциклопедия, 1970. - Т.12, С.1453

2. Войтович В. «Мифы и легенды древней Украины» /Богдан: Тернополь, 2009.

3 . Журнал «Цветы»/М.: «Издательство Фантазия»/ №7 2012

4. Лаврова Т. Сборник «Что ещё могу желать»/Волгоград, 2006

5. Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца /СПб., 2006. - С. 28-30.

6. Мориц Ю. «Большой секрет для маленькой компании»/ Оникс: 21 век, 2006

7. Познавательный журнал «Школа жизни.ru». Статья «Любит, не любит?.. или Тайна ромашки» авт. Александра Симонова/ Shkola Zhizni. Ru

8. Фет А.А. Стихотворения / М.: Правда, 1983.

Просмотров работы: 537