Роспись по стеклу "Павлин"

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роспись по стеклу "Павлин"

Акшенцева П.С. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Центр образования №159" городского округа город Уфа Республики Башкортоста
Нос С.М. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Центр образования № 159"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Художественный витраж – это один из видов искусства, которое пришло к нам еще с далёких древних времен. Сам по себе витраж представляет декоративную композицию из кусков стекла, либо другого материала, способного пропускать свет, разделенных металлической растяжкой. Такая композиция смотрится очень эстетично на дверях, окнах или просто в виде панно.  Витражи художественные пришли к нам с древности. Об этом свидетельствуют многочисленные находки стекла в Древнем Египте, датируемые третьем тысячелетием. Витраж, который мы привыкли видеть сейчас, появился позже – в эпоху храмового строительства. Древние римляне и греки украшали кусочками стекла стены и полы, что собственно и послужило развитию этого искусства.
Многообразие витражей столь же велико, сколь богата фантазия художников, создающих эскизы. Витраж – одно из наиболее эффектных выразительных средств в интерьере. По декоративности с ним не может сравниться ни один отделочный материал. Именно поэтому витраж в архитектуре используется для того, чтобы правильно поставить акценты, подчеркнуть основной замысел сооружения, его стиль. При дизайне интерьера очень важно правильно подобрать не только цветовую гамму, но и стиль витража. Большинство витражей можно подразделить на несколько стилевых категорий. Витражи в классическом стиле Интерьер в классическом стиле с четкими линями, добротной мебелью, строгим и респектабельным декором предполагает классический витраж. Важно, чтобы рисунок классического витража был симметричным – это могут быть цветочные мотивы, или геометрический узор. Классическому витражу характерны теплые пастельные и темные цвета стекол.

О СЕБЕ

Я Акшенцева Полина, мне 14 лет и я учусь в 8Б классе в «Центре образования №159». Раньше у меня было много хобби , я ходила в театральную студию, на танцы, занималась плаваньем и даже училась в художественной школе. Мне очень нравилось рисовать еще с самого детства. Именно по этому я выбрала проект «роспись по стеклу ». Он учит внимательности, аккуратности, усидчивости и терпению . До этой работы я рисовала только для украшения своей комнаты . И тут выпала возможность попробовать сделать это на более серьезном уровне .Такой шанс нельзя было упускать.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель проекта:

более подробно изучить технику «роспись по стеклу»

сделать украшения для школы

Задачи:

1.изучить историю данной техники;

2.научиться выполнять сложные схемы данной работы;

3. изучить технологию изготовления изделий;

4. узнать литературу по изделию;

5.выбрать необходимые материалы для изготовления работы;

6.подобрать дизайн изделия;

7.научиться соблюдать технику безопасности ;

8.научиться оценивать свои способности

Выявление основных параметров и ограничений

Моё изделие должно:

быть уникальным;

соответствовать выбранному стилю интерьера;

быть качественным;

создавать уют и комфорт в моем доме;

быть выполнено из экологических чистых материалов.

История «росписи по стеклу»

Витраж (лат.Vitrum – стекло) - картина на стекле; либо орнаментальная или сюжетная композиция, выполненная из кусков (разноцветного) стекла, разделенных металлической растяжкой.

История витражей начинается глубоко в древности, и, надо сказать, начинается как бы случайно. Но ее дальнейшее развитие показало, что эта оригинальная находка таит в себе бездну потенциальных открытий и применений. Сначала витражное искусство используется в церквях, храмах, дворцовых зданиях. Но позднее интерес к витражам проявляется и со стороны светского общества.

Витраж представляет собой декоративный элемент, функциональным назначением которого является видоизменение светового потока, благодаря чему внутреннее пространство помещения преобразуется. Развитие витражного искусства относится к эпохе Средних веков. Но точных данных о том, где впервые изготовили витраж, нет. Известно только, что еще в Древнем Риме в архитектуре применяли кусочки дутого и литого стекла. До нас дошли записи, датируемые V в., в которых говорится об окнах с цветными стеклами. Вполне вероятно, речь идет о витражах. В давние времена стекла фиксировали деревянными рамами или с помощью штукатурки, поэтому все элементы изделия были самостоятельными, что влекло за собой ограничение в плане формы витражей.

Во второй половине пятнадцатого века придумали технологию создания прозрачного стекла в Венеции. С тех пор витраж стал полноправной частью интерьеров. На витражах изображались сцены из Библии, он стал олицетворять христианскую мифологию.

Постепенно появились новые технологии, и прозрачное стекло стали раскрашивать и обжигать. В тоже время появилась пескоструйная обработка стекла.

С наступлением эпохи Возрождения духовные сцены в изображении витражей сменились светскими эпизодами.

В шестнадцатом веке голландцы были лучшими мастерами витражного искусства, их приглашали в Англию, Испанию, Италию для разработки интерьеров.

.

Западная Европа была богата витражами, а наиболее интересной страной в отношении собрания произведений искусства витража можно выделить Чешское государство. Один из глав Ватикана, съездив в Чехию, позже писал, что ни одна страна в отношении количества и красоты витражей не сравнится с Чехией. Так что если есть желание изучить лучшие образцы витражного искусства – немедленно ехать и витража не было настолько распространенным и популярным как в европейских державах.

И Москва, и Петербург могли похвастать прекрасными образцами витражей в своих соборах. Абрамцевский кружок художников развивал этот вид искусства, как самостоятельный. Среди них наиболее известных - Михаил Врубель, его лучшим витражным произведением считается витраж «Рыцарь».

Но наибольшее количество витражей можно встретить все же в Петербурге. Зимний дворец, Пажеский корпус, усыпальница в Петропавловской, церковь Спаса-нА-крови, Академия Художеств… Всего, пожалуй, и не перечислишь. И ко всем перечисленным «владельцам» витражей можно добавить гостиницы, гимназии, ресторациях, особняках высоких лиц и даже в лечебницах. Внутренние покои великих княжон и князей украшались панно из цветного стекла, мозаиками. Возможно, именно поэтому история развития витражного искусства в России протекало без перерывов и скачков, как в европейском контексте.

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ

С развитием новых технологий развиваются и приемы витража. Сейчас много различных техник работ с витражами, но основные черты сохранились с древности и лишь стали более технологичны.

Нацвет— это техника изготовления и обработки многослойного стекла различной окраски. Эта техника применяется при горячем выдувании изделия путем последовательного набора разноокрашенных масс. При последующей холодной обработке шлифованием, резанием алмазной гранью, гравировкой верхние слои частично снимаются до выявления нижних, в результате возникает слоистая, полосчатая текстура, напоминающая агат

Очень часто специалисты да и просто исследователи вопроса относят нацвет к самостоятельной технологии изготовления витражей. Если коротко, то принцип производства витража с нацветом такой – толстое прозрачное стекло спаивается с тонким цветным, а потом методом гравировки на него наносится похожий на кружеваузор.

Приемы шлифования многослойного цветного стекла использовали богемские стеклоделы XVII—XIX веках.

Технология нацвета используется не только с витражным стеклом, но и с посудой и с изделиями из хрусталя. Правда, в этом случае чаще используют термин «накладное стекло». В зависимости от количества слоев различают: двухслойное, трехслойное и многослойное стекло. А в зависимости от расположения слоев цветного и бесцветного стекла отличают надцвет и подцвет.

Но вернемся к витражам. Как уже говорилось выше, в технике нацвета используется тонкий слой цветного стекла, который накладывается на прозрачную (иногда на белую) основу. На верхнем слое рисунок вырезается таким образом, чтобы через него был виден нижний слой. В Англии эпохи королевы Виктории было очень популярно так называемое атласное стекло. На молочное стекло накладывали пленку чистого или цветного стекла, которое предварительно обрабатывали парами фтористой кислоты. Результат получался похожим на дорогостоящий китайский фарфор.

Паечный витраж - классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах.

Контурные (силуэтные) витражи - собираются из стеклянных дисков, похожих на днища бутылок, одноцветного, но чаще зеленоватого или бесцветного стекла. Эти диски укладываются горизонтальными и вертикальными рядами, промежутки между ними заполняются кусками стекла другой конфигурации, а весь набор скрепляется свинцовой жилкой.

Цветоведение или
«на вкус и цвет товарищей нет»

Цветовой круг - основной инструмент для комбинирования цветов. Первую круговую цветовую схему разработал Исаак Ньютон в 1666 году.

Цветовой круг спроектирован так, что сочетания любых цветов, выбранных из него будут хорошо смотреться вместе. На протяжении многих лет было сделано множество вариаций базового проекта, но самая распространенная версия представляет собой круг из 12 цветов.

Основные цвета

Цветовой круг построен на фундаменте трех цветов, красный, желтый и синий. Они называются основными цветами. Именно эти первые три цвета будут создавать остальные цвета на круге при смешивании. Ниже приведен пример простейшего цветового круга с использованием только основных цветов.

Вторичные цвета

Вторичные цвета - это цвета, которые создаются при смешении двух основных цветов. При смешивании желтого и синего создается зеленый, желтый и красный создает оранжевый, синий и красный создает фиолетовый. Ниже приведен пример цветового круга, с добавленными вторичными цветами на внешнем кольце.

Третичные цвета

Третичные цвета создаются при смешивании первичного и вторичного цвета или двух вторичных цветов вместе. Ниже приведен пример цветового круга с третичными цветами на внешнем кольце.

Цветовой круг не ограничивается двенадцатью цветами, поскольку за каждым из этих цветов имеется вереница разных оттенков. Их можно получить при добавлении белого, черного или серого. При этом цвета будут изменяться в сторону насыщенности, яркости и светлоты. Количество всевозможных сочетаний практически безгранично.

Требование к изделию

Изделие должно быть выполнено:

аккуратно;

иметь завершенный вид;

оно должно нравиться автору;

должно быть полезным

цвета должны сочетаться

должно производить благоприятное впечатление

изделие не должно вредить экологии

Инструменты и приспособления

Для изготовления работы я использовала: контур по стеклу;

−        ватные диски, палочки, салфетка;

−        любая спиртосодержащая жидкость или жидкость для снятия лака.

−        стекло размером А4

−        рамку для фотографий

Техника выполнения

Этап работы

Последовательность выполнения

1

Нахождения нужного эскиза для работы

Для начала я долго решила какой рисунок или узор мне выбрать. Мне приглянулась одна фотография и по её мотивам я решила выполнить свою работу.

2

Обезжиривание поверхности стекла

Прежде чем начать рисовать контур,я аккуратно протерла стекло по всей поверхности и дала высохнуть.

3

Выполнение узоров и деталей

Я хотела чтобы моя работа была выполнена в этом цвете,именно по этому я выводила все узоры и детали контуром.

4

Закрепление росписи в рамку

Я аккуратно положила стекло с витражом в пазы рамы и закрепила металлическими зажимами.

ПРОЦЕСС РАБОТЫ

Правила безопасности

Надо быть внимательным и аккуратным при работе со стеклом, ведь можно порезаться.

Продолжительность работы не должна превышать 3 часов в день.

Каждые 1,5 часа нужно делать паузу, т.к. спина находится в одном положении и устают глаза.

После работы нужно проверить закрыты ли краски.

Санитарно-гигиенические требования

До начала работы необходимо вымыть руки. Помещение ,в котором происходит процесс выполнения творческого проекта должно быть хорошо проветрено до и после работы.

Нужно работать на столе, покрытом целлофановой клеенкой. Если краска попадет на кожу, то следует хорошо вымыть данный участок при помощи ватного диска, пропитанного растительным маслом, а затем смыть водой.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

В выполнении данной работы я использовала контур на водяной основе.

Все материалы в работе не наносят вреда человеку и природе. Они не вызывают аллергии и не действуют раздражающе.

Также я редко пользовалась жидкостью для снятия лака и таким образом я считаю, что моё изделие является экологически чистым.

Экономическая оценка

Наименование используемых материалов

цена

Расход материалов

Затраты на материалы

Контур витражный

151

1шт

151

Рама со стеклом

190

1шт

190

Спиртосодержащие салфетки (20 шт.)

30

1 упаковка

30

Жидкость для снятиялака

50

1шт

50

Ватные диски

50

1шт

50

Итог

451рубль

   

Самооценка

Данный результат оправдал полностью мои ожидания. Мне и моей семье работа очень понравилась и я считаю, что это здорово. ведь дорогим мне людям нравится то, что я делала на протяжении долгого времени .Работу можно было бы раскрасить полностью ,но я придерживалась классики. Данная техника, как и любая другая, развивает умение и художественный вкус. Я осталась довольна сделанной работой.

Отзывы близких

Отзыв от мамы:

работа моей дочери мне очень понравилась, я видела с каким настроением и желанием она ее делала, стараясь над каждой линией, т.к. было очень много тонких и мелких прорисовок. Полина старалась и хотела выполнить все аккуратно и красиво.

Для картины мы нашли уже свое место на стене, которая будет нас радовать.

Реклама

Роспись по стеклу- это то, что надо попробовать каждому человеку. Благодаря данному проекту можно научиться: создавать прекрасное настроение и передавать свои эмоции через искусство.

Я обязательно посоветую данную технику своим подругам, ведь когда ты занимаешься росписью по стеклу, то ты включаешь свою фантазию и погружаешься полностью в процесс работы, это непередаваемые ощущения.

Литература

1. Всеобщая история искусств. Т.1. Искусство древнего мира/ под. Ред. Климов, Р.Б. - М.: Государственное издательство «Искусство»,1956 - 920 с. - Библиогр.: 12-14 с.

2. Крылова О., Стеклянный город, построенный мной/Оксана Крылова//Идеи вашего дома. - 2001 - № 3. - 164-176 с.

3. Статья Игоря Галицкого "История витража", журнал "Деко", № 6, 2009 г. С.12-17.

4. Коршевер, Н.Г., Работы по дереву и стеклу/ Коршевер Наталья. Издательство

«Вече», 2008 - 319 с. - Библиогр.: 259-264 с.

5. Мария ди Спирито «витражное искусство» издательство альбом. 2008

6. Стекло в интерьере//табурет. - 2003. - вып. 46 (июнь).

7. Скворцов К.А., Художественная обработка металла, стекла, пластмассы. - М.: профиздат, 2010

8. Чеченина Е., Стеклянные стены, зеркальные потолки//новости рынка недвижимости. - 2001. - № 28 23.

9. Седман Эмма «Роспись по стеклу» издательство Ниола-Пресс. 2008

10. Гигли Линетт «Техника росписи по стеклу» изд. Ниола-Пресс. 2007

Список терминов

ВИТРАЖ -(от французского vitrage или от латинского vitrum - стекло)Орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла или другого материала, цветного или подвергнутого обработке, пропускающая свет и использующаяся для заполнения оконных, дверных проемов, перегородок, световых фонарей верхнего света и в декоре мебели.

СТЕКЛО-это прозрачный (бесцветный или окрашенный) хрупкий материал, который часто используется в практике человека.

ДИЗАЙН-(от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) — деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности.

Заключение

Эта работа давалась мне достаточно тяжело ,ведь в данной технике нужно быть терпеливым и усидчивым. Но я научилась всему этому благодаря проекту ,который открывает большие возможности. Знания, умения и навыки, которые приобретены в процессе работы над проектом и созданием росписи, помогут мне в дальнейшем творчестве. Для меня данная работа была увлекательна и интересна .Выполненное изделие мне очень нравится. Я надеюсь, что оно понравится тем кто будет его оценивать.

Просмотров работы: 147