Какими бывают куклы?

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Какими бывают куклы?

Толстогузова И.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8 города Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, МБОУ СОШ №8 г.Туймазы РБ
Малышкина М.В. 1
1МБОУ СОШ №8 г.Туймазы РБ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Игрушки нравятся всем - и взрослым и детям. Но если у взрослого игрушка вызывает добрую улыбку, перенося его в мир детства, то для ребенка игрушка – его неизменный спутник, его друг. Она знакомит с окружающим миром, пробуждает мысль, будит фантазию, воспитывает чувства. Любимые игрушки у детей подолгу остаются частью их жизни.

На свете существует немало людей, хранящих свои любимые детские игрушки. Чаще всего это бывают куклы. Нередко они становятся талисманами на всю жизнь. Особенно если хозяин игрушки сам её смастерил.

Я сама очень люблю играть в куклы, и меня заинтересовали вопросы: «Играют ли мои подруги в куклы?», «Откуда появились куклы?», «Какими бывают куклы?» и «Как сделать куклу самой?».

Тема исследования: «Какими бывают куклы?»

Цель исследования: познакомиться с историей возникновения кукол, рассмотреть их классификацию, изготовить куклу-самоделку.

Предмет исследования: куклы.

Объект исследования: учащиеся первого класса, мамы и бабушки.

Гипотеза: мы предполагаем, что дети в разные времена любили и любят играть в куклы, особенно сделанные своими руками.

Задачи исследования:

Изучить справочную литературу по теме исследования.

Познакомиться с историей возникновения кукол и их классификацией.

Провести анкетирование и опрос среди моих одноклассников и их родителей.

Довести информацию о видах кукол до моих одноклассников и изготовить куклу своими руками.

Провести анализ и обобщить результаты исследования.

Методы исследования:

Изучение теоретического материала по теме исследования.

Анкетирование и опрос

Обобщение полученных результатов.

Практическая работа по изготовлению куклы.

База исследования: учащиеся первого класса МБОУ СОШ №8 города Туймазы, мамы и бабушки.

Практическая значимость: данная работа может быть использована учащимися, родителями, учителями начальных классов, учителями технологии, педагогами дополнительного образования.

Глава 1. Общее представление о куклах.

1.1 История возникновения кукол

Что такое «КУКЛА?» Оказывается на этот вопрос можно смотреть по-разному. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова объясняется, что кукла-это:

Детская игрушка в виде фигурки человека.

В театральном представлении: фигурка человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодам).

Фигура, воспроизводящая человека в полный рост, (манекены).

По мнению других ученых- археологов, искусствоведов, - это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.

По – японски кукла - «нинте», что так и переводится- «образ человека».

Итак, можно сделать вывод, что кукла - это любая скульптурка, фигурка, которая изображает человека и служит для игры- ритуальной или детской.

История человечества с древнейших времен до наших дней – это и история народа кукол. Самая древняя функция фигурок – ритуальная. Созданные по образу и подобию человека, куклы служили посредниками между миром людей и духов. Им покланялись, приносили жертвы. Первыми ритуальными куклами были примитивные фигурки из сучьев и корней, позже – из обожжённой глины. Брать в руки изображения людей дозволялось только старейшинам рода, для магических обрядов.

Каким же образом культовые предметы стали игрушками, дарящими радость детям? Возможно, свою роль сыграли своеобразные спектакли для детей, устраиваемые старейшинами рода. Со временем куклы начали выходить из-под власти жрецов и начали превращаться в персонажей народных театров. Куклы – артисты должны быть похожи на людей, и выполнять определенные движения. Время шло и куклы приобретали новые профессии. Во Франции появились куклы манекенщицы.

С развитием в 18 веке фабрик, изготовление игрушек усложнилось, начали использовать детали из металла, стекла, фарфора и это привело к изменению их внешнего вида.

Попытки «оживить» кукол, заставить их самостоятельно двигаться предпринимались давно, однако двигаться они начали только в 18 веке.

Что же происходило с куклами в России? Вначале были вырезанные из дерева идолы, соломенные куклы, использовавшиеся в языческих обрядах,- таковы далекие предки русских игрушек. Опираясь на исследования археологов, можно предположить, что минувшие столетия ребятишки играли глиняными фигурками, среди которых встречались изображения человека.

Широкую известность в России и за ее пределами приобрели народные промыслы, специализирующиеся на изготовлении деревянных и глиняных кукол. (Городец, Дымково и другие).

Появление в России мягкой игрушки, в том числе и кукол с головками из папье-маше, связано с периодом правления Петра 1. Царь - реформатор пригласил из Голландии мастериц, которые научили монахинь из подмосковного Хотьковского монастыря изготовлять игрушки выполненные по Западным образцам. Куклы собранные из фарфоровых деталей, ценились достаточно высоко. Если тело, руки и ноги таких игрушек изготовлялись в самых разных, порой полукустарных мастерских, то головки- детали, несущие наибольшую художественную нагрузку, выполнялись на специализированных фарфоровых предприятиях. Поскольку не на каждой кукольной головке стоит клеймо, позволяющее узнать, где и когда она была произведена, невозможно выяснить, сколько кукол в России собиралось из импортных деталей. Известно, что детали кукол производились на небольшом частном заводе в Санкт – Петербурге, принадлежавшем семье Бенуа. О Российском происхождении фарфоровых красавиц свидетельствует и надпись «1925 Журавлев и Кочешков Москва», оттиснутая на одной из кукольных головок.

В России фарфоровые куклы стали особенно популярны во второй половине 19- го в начале 20-го века. Большим спросом пользовались не только сами куклы, но и предметы, создающие их быт. Нарядная одежда и обувь, неотличимы по качеству от настоящих; модная мебель, тонкая фарфоровая посуда, нередко являвшаяся продукцией Императорского Фарфорового завода в Санкт – Петербурге, помогали создавать утонченный и изысканный мир кукол.

Октябрьский переворот разрушил и сказочный мирок фарфоровых принцесс. Куклы стали массовой фабричной продукцией, лишенной индивидуального характера, красоты…История игрушек советского периода, безусловно, представляет интерес для специалистов, но для нас эти страницы окажутся пустыми.

Сегодня современные технологии и материалы, позволяют создавать кукол очень похожими на людей.

Притягательная сила рукотворных человечков, пришедших из далекого прошлого, велика. Коллекционирование кукол, этих произведений искусства минувших веков и современности, увлекательно, но не меньшее удовлетворение может дать процесс создание кукол руками. Безусловно начинающему мастеру невозможно соперничать с православными кукольниками, но его скромные успехи могут стать первыми ступенями в освоении этого древнего искусства. А куклы, изготовленные своими руками, приносят их мастеру и удовлетворение от ее изготовления.

1.2 Классификация кукол

Существует множество параметров, по которым можно систематизировать сведения о всём многообразии известных на сегодня кукол. Это:

По способу изготовления. (Промышленные, ручной работы)

По используемым материалам (Текстильные, деревянные, бумажные (из листов бумаги, папье-маше), глиняные (керамика, фарфор), из полимерных пластиков (холодные, горячие), резиновые, пластмассовые) .

По сфере использования (Игрушки, театральные, интерьерные, сувенирные, чучела, обрядовые)

По своему внешнему виду («прекрасные куклы», характерные куклы, куклы эмоциональной рефлексии, этнографические куклы)

По принципу «мобильности» кукол.:

- это куклы для игры: детские игрушки, театральные куклы, обрядовые, куклы для шествий, телекуклы

- куклы для упражнения и украшения: интерьерные, коллекционные, сувенирные, пугала, восковые куклы и манекены.

В своей работе мы более подробно рассмотрели классификацию кукол ручной работы по используемым материалам. Это:

Бумажные куклы. (Приложение1,11)

Глиняные и пластилиновые куклы. (Приложение1,11)

Куклы из природных материалов. (Приложение1,11)

Деревянная кукла. (Приложение1,11)

Матерчатые куклы. (Приложение1,11)

Куклы, вязанные крючком и спицами. (Приложение1,11)

Глава 2. Результаты исследовательской работы.

Анализ и обобщение результатов анкетирования

детей и их родителей.

Играя в куклы вместе со своими сестрёнками (Приложение 9), я спросила у мамы: «А какие были у них куклы в детстве и играли ли они в них?». После рассказа мамы, меня заинтересовал вопрос: «А какие бывают куклы и в какие куклы играют мои одноклассники?»

Для этого мы решили провести анкетирование среди детей.

Анкета содержала следующие вопросы. (Приложение 3)

В результате исследования было опрошено 15 детей, 15 родителей, 10 бабушек.

Анкетирование дало следующие результаты (Приложение 4)

По результатам анкетирования детей мы видим, что играть в куклы любят все дети; у всех детей есть куклы из магазина, но у некоторых детей есть куклы (различные по материалам) созданные либо ими самими, либо куклы, сделанные с помощью родителей. Большая половина детей играют в куклы из магазина, так как у них нет кукол, сделанных своими руками, но они хотели бы научиться их изготавливать; и у всех девочек есть любимая кукла.

Затем нам стало интересно, а в какие куклы играли наши мамы и бабушки. Мы тоже для них составили анкету. Анкета содержала следующие вопросы. (Приложение 3,7)

После проведённого анкетирования среди мам и бабушек были выявлены следующие результаты: любят (любили) играть в куклы все мамы и бабушки; почти все мамы и бабушки играют в куклы со своими детьми и внуками; в детстве старшее поколение предпочитало играть в куклы-самоделки (особенно бабушки); и у всех взрослых были любимые куклы. (Приложение 4)

Итак, по результатам анкетирования можно сделать вывод, что любят (любили) играть в куклы все и взрослые и дети, многие взрослые и сейчас играют в куклы вместе со своими детьми, но большая половина детей играют в куклы из магазина, так как у них нет кукол, сделанных своими руками, хотя они хотели бы научиться их изготавливать, и у всех поколений есть или была любимая кукла.

Получение и доведение информации об изготовлении кукол до одноклассников.

После проведённого анкетирования и опроса мы посетили Туймазинский историко-краеведческий музей, где нам показали и рассказали о истории возникновения кукол и показали коллекции кукол, которые хранятся у них. (Приложение 8)

Затем нам стало интересно, как же можно изготовить куклу своими руками. На кружке «Умелые ручки», руководителем которого является наш классный руководитель Малышкина Марина Викторовна, мы организовали беседу с детьми о истории возникновения кукол и их видах, провели мастер-класс по изготовлению куклы их бумаги. Вот что у нас получилось (Приложение 6).

2.3 Практическая работа по изготовлению тряпичных кукол. Изготовление куклы «Дашеньки»

На основе изученного материала мы решили изготовить свою матерчатую куклу. Для этого мы изучили литературу по изготовлению матерчатых кукол, из которой сделали вывод, что матерчатую куклу можно изготовить тремя способами:

Цельнокроенная кукла;

Кукла – «болтунчик»;

Кукла - «человечек». (Приложение 2)

Опираясь на третий способ изготовления кукол мы создали свою матерчатую куклу « Дашеньку» (Приложение 10)

Кукла «Дашенька». Мы взяли30-40 см белой ткани (трикотаж, х/б ткань или двунитку). Перенесли выкройку на ткань, с припуском 0,5-0,8см. Склали ткань пополам, зафиксировали булавками и приступили к вырезанию. Отметили пунктирной линией место для выворачивания, которое не нужно будет зашивать. Сметали все части поочередно (шов вперед иголкой). Теперь прошили на машинке. Удалили наметку. Надсекли место между пальчиками на ручках. Теперь все заготовки нужно вывернули, вывернули и набили. Все заготовки наполнили синтепухом. Начинали с головы, в данном случае, чтобы голова была круглой формы мы взяли пенопластовый шар, положили в заготовку, потом набили туловище, набивали его равномерно и плотно, тогда швы натянутся и не будет складок. Поочередно наполнили ноги, когда их наполнили, зашили отверстие потайным швом и пришили к туловищу. Затем также наполнили руки, зашили отверстие потайным швом и пришили к туловищу. Заготовка наша готова. Теперь чтобы она выглядела красиво и была похожа на куклу, взяли нитки, мы взяли белого цвета(шерстяные или х/б), и пришили посередине к голове куклы. Теперь глазки, можно взять любые, даже можно их нарисовать акриловыми красками, в данном случае мы взяли небольшие пластмассовые глазки, коричневого цвета и приклеили. Надели платье, мы сшили платье желтого цвета с подъюбником и даже панталончики. Подрумянили щечки. И вот теперь наша кукла «Дашенька» полностью готова. (Приложение 10)

Заключение.

Изучив литературу по теме исследования, историю возникновения и развития кукол, их классификацию, посетив Туймазинский историко-краеведческий музей, проведя практические исследования в форме анкетирования и опроса детей, мам и бабушек, получения и доведения данной информации до моих одноклассников, практического изготовления кукол своими руками, можно сделать вывод, что как бы не менялись куклы в разное время и у разных народов куклы – самоделки всегда были самыми близкими и самыми дорогими игрушками для детей.

Поставленные нами цели и задачи были достигнуты. Гипотеза подтвердилась.

Список литературы.

Агапова И.А., Давыдова М.А. Мягкая игрушка своими руками. – М.: Айрис – пресс, 2002. – 240с.

Артамонова Е.В. Куклы. – М.: изд. ЭКСМО – Пресс, Изд. ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000.- 224с.

Баландина Г.Ф. Изготовление мягкой игрушки: Пособие для работы в кружках школы и внешкольных учреждений. – Уфа, 2003. – 98с.

Выгонов В.В. Начальная школа : Трудовое обучение : Поделки, модели, игрушки: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.-256с.

Коломеец Л.А. Все для моей любимой куклы. – М.: Рольф, 2000.-224с.

Левина М.С. 365 кукол со всего света. – М.: Рольф, 20000.-256с.

Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек сувениров: Пособие для руководителей кружков М.: Просвещение, 1190.-176с.

Мягкая игрушка. – М.: «Рипол Классик»; СПб.: «Валери СПД», 2000.-336С.(Серия «Энциклопедия рукоделия»).

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. _ Самара: Издательство «Учебная литература»,, 2004.-80с.

Столярова А.М. Вязанные игрушки. – М.: Издательство «Культура и традиции», 2004.-95с.

Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами: Книга для учащихся 4-8 классов – М.: Просвещение, 1992.-96с.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. Театр. Культура. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ЗАО «Издательский Дом «Семейная библиотека», в 3_х томах, 1999.—496с.

http://fb.ru/article/213130/kakie-byivayut-kuklyi-vidyi-kukol-opisanie

https://studfiles.net/preview/2957369/page:3/

http://u3a.ifmo.ru/tipologia.html

Приложение1

Классификация кукол ручной работы по используемым материалам

Бумажные куклы - недолговечны. Поэтому о том, какими они были, мы можем судить только по воспоминаниям современников. Таких куколок делали мастера- затейники. Во Франции делали бумажных кукол - модниц с гардеробами модных нарядов. В 19 веке такие же куклы появились у нас.

А вот в Японии бумажные куклы играли особую роль. Их делали еще в эпоху Хэйдан (794 – 1185 годы), и были связаны с очищением от скверны. Это был целый ритуал.

Невероятно, но бумажным куклам случалось выступать на сцене. Они служили актерами кукольных театров.

В наше время можно купить картонную куклу. Ее можно вставлять в специальную подставку и примерять различные платья из ее бумажного гардероба.

Бумажных кукол на любой вкус можно найти в разных детских журналах. В ряде книжных издательств выходят книжки – альбомы, посвященные куклами их нарядам. Эти куклы можно коллекционировать.

Бумажные куклы дети могут изготовить и сами, нарисовав ее на бумаге так, чтобы можно было примерять на нее наряды. На ней не должно быть одежды, кроме белья или купальника. Она не должна быть слишком маленькая, так как ее будет очень трудно одевать (=12-15 см).у нее должны быть прямые, а не покатые плечи, чтобы удобнее было закреплять на них наряды, а руки должны быть чуть расставленными в сторону. Пальцы рук, чтобы не мялись во время игры, должны быть прижаты друг к другу, а не растопыренными. Затем куклу раскрашивают, рисуют глаза с длинными ресницами, брови, рот и нос, модную прическу, туфельку. После того как куклу нарисовали, ее вырезают.

Для бумажной куклы изготавливают бумажные наряды. Для этого надо положить куклу на чистый лист бумаги и обвести по контору, начиная от шеи и примерно до колен. На основе обведенного силуэта рисуют одежду для куклы. Далее рисуют заклепки для одежды, их примерно должно быть шесть и они должны быть симметричными. Одежду можно украсить аппликацией. В наши дни ожежда может многое сказать о человеке – его возраст, профессию, страну, где он живет.

Куклу также можно изготовить из картона и двусторонними. Для этого надо взять тонкий белый картон и нарисовать на нем силуэт куклы. Ее руки должны быть разведены в стороны – так куклу будет легче одевать. Вырезают два одинаковых силуэта. В «макушку» куклы вкладывают петельку из ниток (если куклу надо подвесить) и склеивают обе части вместе. Кукла готова. Затем эту куклу украшают нарядом из бумажного платья или шьют наряд из ткани.

Другой вариант изготовления бумажной куклы – папье-маше. Папье-маше в переводе с французского означает «жеваная бумага».Бумагу рвут на кусочки и закрепляют с помощью клея на изготовленной заранее форме. Когда бумага высохнет, форму удаляют и получают задуманное изделие в виде бумажной скорлупки, пустой внутри.

В России игрушки из папье-маше начали делать в конце 19 века. В то время игрушки – куклы из фарфора для маленьких аристократок – были очень дорогими, да и деревянные куклы стоили недешево. А куклы из папье-маше были доступны всем. Украшенные цветной бумагой, лентами, перьями, кружевом, кожей, мехом, тонкими листочками сусального золота, они были яркими и нарядными.

Если сделать куклу из папье-маше целиком, она будет неподвижной, застывшей, как истукан. Ее не оденешь, да и поиграть с ней не очень-то интересно. Мастера нашли интересное решение: головку изготавливали из папье-маше, а тело из других материалов, более подвижных.

Глиняные и пластилиновые куклы.Глина – один из самых древних материалов, с которыми научился обращаться человек. А самая старая на Земле игрушка, найденная в захоронениях фараонов в Египте, - кукла из дощечек с волосами из глиняных бусинок. Ей около четырех тысяч лет. В Египте даже умели делать кукол с тщательно вылепленными лицами и подвижными ручками и ножками. Долгие века дети в самых разных уголках Земли играли глиняными куклами. В древности они имели магическое значение: например – кукла, изображавшая богиню плодородия, должна была посылать хороший урожай, много детишек в семью, приносить здоровье и благополучие для всего рода. Знаки, которыми разрисовывались куклы были не просто украшением, а символами (например : вертикальные линии – знаки дерева, символ жизни; горизонтальные – знаки земли; волнистые – воду и т.д.) Со временем стали создаваться и другие глиняные куклы. Например: нянька – «кормилица». Глиняные игрушки в России делали во многих местах. В зависимости от того, где делали игрушки, им и давали название :каргопольская, филимоновская, дымковская, гжельская…..

Для изготовления глиняной игрушки, глину готовят заранее и хранить ее можно сколько угодно, только залить водой, дать постоять и хорошенько вымесить, удалить камешки и мусор и лепи. Затем обжечь в духовке при температуре от 160 до 180 градусов. Обжиг длится 2 часа. Ставим и вынимаем из холодной духовки. После этого куклу расписываем.

Если нет глины, ее можно заменить пластилином. Но надо помнить, что пластилин – вещь гибкая, пластичная и возможности у нее другие. Для любой фигурки из пластилина высотой более 15 см необходим каркас.

Куклы из природных материалов. Игрушки из природных материалов люди начали делать давным-давно. Ведь они всегда под рукой, и никаких особых умений для создания таких игрушек не требуется. Хотя, бывали игрушки, глядя на которые поражаешься мастерству их создателей.

Вятские куклы – моховики, одни их традиционных русских игрушек, стоят особняком от других. В 19 веке таких делали крестьяне, живущие в глухих вятских лесах, и продолжали делать еще в 30 –х годах 20 века. Сейчас такие игрушки большая редкость.

Человечки свертывались из сухого мха и подпоясывались лыком. Руки делались из еловых шишек, а лица вырезались из кусочков коры липы. На ногах у кукол крошечные лапти. Фигурки стоят, опираясь на палки, на подставках. Моховики на вид легкие, непорочные, но сколько силы и выразительности в их лицах, обрамленных космами бород и смешно торчащими пучками волос из тонкого мха. Фантазия мастеров помогла нам увидеть в причудливом сочетании шишек и и кусочков мха, щепочек и обыкновенной коры настоящих куколок.

Соломенные куклы.Делают ее так: пучок соломы скручивают в жгут и перегибают пополам, а место сгиба перетягивают толстой ниткой, получается голова. Другой пучок, тоньше первого, перетягивают нитками на концах, получились нитками. Эту деталь вставляют в пучок – туловище. Остальные детали плетеные. Нужно несколько плетеных полос: одна на талию, другая низ юбки держит. Можно из соломы и косу сплести, и шапочку из нескольких полос, и даже ведра с коромыслом. Куколке делали поясок из цветных ниток. Называлась такая куколка Стригушка, потому что в заключение работы отстригали лишнее, неровные соломинки. Правильно сделанная, такая куколка может танцевать. Этот способ изготовления кукол из соломы можно заменить изготовлением кукол из ниток.

При изготовлении кукол из природного материала можно использовать жёлуди, шишки, веточки и т.д.

Деревянная кукла.Дерево – это материал, который чаще всего использовал человек. Дерево давало мастерам богатые пластические возможности, они всегда тонко чувствовали и использовали красоту самой древесины и благородство цвета. Деревянные игрушки делали на Руси еще в глубокой древности. К сожалению, о том, какие были игрушки в то далёкое время, мы можем лишь догадываться, ведь дерево хоть и прочный материал, все-таки не вечен. Лишь начиная с 17 века, письменные источники рассказывают нам, насколько в те времена была распространена и любима деревянная игрушка. Лучше всего сохранились игрушки 19-20 веков.

Северная деревянная кукла «Панка». Она представляет собой обрубок дерева, округлый или ограненный, на котором топором намечена голова в форме шара или конуса и туловище в форме конуса или даже куба. Перемычка обозначает талию, от неё вниз идёт широкая юбка. Фигурка не имеет рук вовсе, либо они плотно прижаты к телу. Лица у таких кукол плоские и напоминают лики идолов. Глаза и рот передаются впадинами, а нос рельефно выделяется. Бывает, что глаза, рот и нос выжигаются раскаленным гвоздём, либо наносятся ножом в виде бороздок и ямок. Одежда и кокошник предаются выступом на макушке и несколькими порезками, то есть вырезанными штрихами, едва намечающими горловину платья и полы одежды. Но часто мастер не передаёт и этих деталей – общая выразительность образа его интересует больше, чем отделка и украшения. Единственное, что может украшать «панку», это выраженный орнамент из кругов, косых крестов, резных квадратов и ромбов.

Куклы «панки» похожи на маленькие архитектурные сооружения. Сдержанные, величавые, они наводят на мысли не о весёлых забавах, а о древних символах. Такие игрушки выполняются в технике обрубовки топором и называются плотницкими.

Волжская игрушка «кукла-женщина». У неё широкая юбка, туловище выполняется в виде трапеции, венчала фигуру круглая маленькая готовка с высоким кокошником. Но тонкая талия «южанки» придаёт фигуре изящество. Одежда передаётся хоть и обобщённо, но в деталях: на кукле кофта и цветная юбка. Узор на ней повторяет простенький рисунок крестьянской ткани-набойки. Перед нами уже не истукан, а довольно точный образ русской крестьянки.

Троице-Сергиевская игрушка. Троице-Сергиевские мастера большое значение придавали красочности игрушки. Чаще всего это раскрашенные куклы, иногда довольно большие: дамы и гусары, няни в кокошниках, пляшущие крестьяне и т.д. И великое множество солдатиков всех цветов и размеров, которые стоят в карауле, строятся в ряды, играют в военном оркестре. Солдатики всегда считались популярными игрушками, тем более они стоили дёшево и были доступны всем.

У игрушки-миниатюры, высотой от 2 до 5см, интересное название –«китайская мелочь». Среди этих крохотулек можно и встретить горожан, и разносчиков с товаром, господ и слуг, а также персонажей совсем экзотических: турок, амурчиков, клоунов…

Они поражают мастерством исполнения: выразительный образ создаётся из крошечного кусочка дерева всего несколькими движениями резца. Фигурки выполнены с большим юмором, они удивительно живые, несмотря на то, что у всех у них непомерно большие головы. Но это лишь подчеркивает космический эффект.

Все Троице-Сергиевские резные игрушки тщательно раскрашивались эмалевыми красками, которые должны были передать великолепие, нарядность платьев кокетливых горожанок и нянюшек, красоту гусарского мундира. Резьба этих игрушек отличалась не только мастерством и продуманностью, но и вниманием к деталям. Резьба передаёт фактуру тканей, их лёгкость и плотность, складки и сборки платьев, пышность меха, банты, цветы и перья на дамских шляпах, эполеты и плюмажи офицеров.

Мастерам удавалось остроумно преодолеть ограничения, которые накладывали на них размеры и форма деревянной чурки-заготовки. У этих фигурок небольшой размах рук, форма фигурки выстроена по вертикали и почти нет выступающих частей. Однако фигурки не выглядят неподвижными болванчиками, они танцуют, движутся, живут…

Матерчатых кукол люди делали ещё в незапамятные времена. Вот только ткань – материал не такой прочный, как дерево или обожжённая глина, поэтому те древние куклы до нас не дошли. Самые старинные, что дошли до нас, сделаны во второй половине 19 века.

В кукол из ткани играли дети во всех странах мира и во все времена. Это потому, что такую куклу просто сделать, она доступна и интересна всем – и бедным, и богатым.

В русской деревне матерчатая кукла была самой распространённой игрушкой с глубокой древности и до середины 20 века. Причём эта игрушка очень мало изменилась за прошедшие века. Мы говорим не о тех игрушках, что специально делались на продажу, а о тех деревенских куклах, что мастерили своими руками с выдумкой и любовью. Ведь эта куколка – та самая берегиня, какие матери клали в колыбель ребёнку.

Пока дети были маленькими, для них шили мамы, бабушки, старшие сёстры. Одновременно они учили малышей самим шить таких кукол и передавали им свой опыт. Так что с 5 лет любая девочка могла сделать себе куклу сама.

Зачем же было так рано обучать девочек? Для крестьянских девочек изготовление кукол и игра в них были не просто развлечением, но и своеобразной школой. Им очень рано предстояло научиться всему, что должна была знать и уметь женщина – хозяйка и мать. А играя в куклы, училась шить, вышивать, прясть.

А уж, какой простор для фантазии даёт изготовление и особенно одевание матерчатой куклы. Все куклы-самоделки получались разными и по характеру, и по отделке, так что двух одинаковых на свете быть не может. Хотя у кулы есть и общие черты, так как в каждой местности был принят свой тип игрушки, да и приёмы изготовления схожи..

Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый в «скалку», лицо из льняного лоскутка, грудь из туго набитых шариков, коса волосяная либо кудельная, то есть сделанная изо льна или пеньки, наряд из пёстрых лоскутков.

В тряпичной кукле причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Для тяжёлой крестьянской жизни здоровье и красота– почти одно и тоже. Недаром кукла такая устойчивая, что подчёркнуто широким подолом: сразу видно, как прочно она стоит на земле.

У традиционной матерчатой куклы была вполне «взрослая» фигура. Это отголоски почитания матери-Земли, богини плодородия. Подтверждается это ещё и тем, что в русской народной игрушке не было принято делать кукол-мужчин и кукол-мальчиков. Первые куклы мужского пола появились только в конце 19 века.

И лицо у неё белое тоже не случайно. Саму куклу делали из самотканого полотна, достаточно грубого и неотбелённого, а вот лицо обтягивали кусочком отбеленного холста или белой льняной ткани. Причём до 18 века, а в отдалённых губерниях и дольше, у тряпичной куклы вообще не было лица, так как кукла должна была защищать ребёнка от злых сил, заменять его собой. Если кукла с лицом, она слишком похожа на человека и в неё может вселиться злой дух, а без лица она просто вещь и, значит, не опасна для ребёнка. Так что в белом лице без изображения отразилась древняя обережная роль матерчатой куклы.

Со временем белизна лица утратила свой древний смысл и стала признаком кукольной красоты. А ещё позднее мастерицы начали прорисовывать своим куклам черты лица или вышивать их цветными нитками.

Волосы для матерчатых кукол были настоящим украшением, они делали куклу «как в жизни». Прическу для своей куклы девочки делали по всем правилам: если кукла изображала незамужнюю девушку, то волосы заплетали в косу и украшали лентой, кокошником, венком, а если «бабу»- скрывали волосы головным убором.

Самодельная кукла, особенно без лица, выглядела, не очень – то ярко и нарядно. Поэтому особое значение имела одежда. Костюм красавицы выгодно подчеркивал статность женской фигуры и стройность девичьей. Куклу старались нарядить в одежду из ярких лоскутков, украшали бусами, лентами.

Матерчатые куклы были не только у крестьянских детей. В документах 17 века сохранились записи о расходах на потешные «куклы» маленькой царевны. Дети богатых горожан продолжали играть в матерчатые куклы еще в конце 19 века, и это несмотря на доступность и популярность фабричных игрушек того времени. Изящество, тонкая работа, хороший вкус в подборе тканей и украшений, художественная вышивка по тончайшему шелку – все это делает их кукол настоящими произведениями искусства.

Куклы, вязанные крючком и спицами.Они могут вязаться цельным полотном, а могут и каждая деталь туловища отдельно. Рассмотрим один из вариантов вязания кукол.

Нам понадобятся 5 спиц и пряжа. Меняя нитки, мы свяжем по схеме полотно шириной 5 см и длинной 12 см. начинаем вязать снизу, первые 5 рядов будут ботиночками, следующие 14 – штанишки, далее 12 туловище и ручки, голова – 9 рядов и 8 рядов – шапочка. Наверху сделай спуск и убавь петли. Набиваем ватой и прошиваем в определенных местах нитками, намечая ручки и ножки куколок. Затем оформляем игрушку.(глаза, нос, рот, волосы и т.д.)

Приложение 2

Три способа изготовления тряпичных кукол

Цельнокроеная кукла – это самая простая матерчатая кукла. Сама кукла – просто матерчатый мешочек в форме человеческой фигуры, и сшить ее совсем не сложно. Зато когда ее одеть в красивый наряд, сделать прическу и личико, кукла получится на славу.

Такую куколку лучше сшить из трикотажной ткани белого, розового или телесного оттенка, но подойдет и хлопчатобумажная. Ткани понадобится 30 см, шерстяной пряжи для изготовления волос – около 25 г. Для сшивания трикотажной ткани лучше использовать капроновые нитки. Еще понадобятся лоскутки фетра для оформления лица и набивка. Для набивки лучше всего использовать вату, но подойдет и поролон небольшими кусочками, синтепон либо лоскутки мягкой ткани.

Приготовить шаблон. Обведи на ткань шаблон 2 раза или 1 раз на ткани сложенной вдвое. Вырезать детали надо с припуском на швы по 8 мм. Сложи переднюю и заднюю детали лицевыми сторонами внутрь и сшей по линиям, оставив в одном боку куклы отверстие для набивки. Сшивают швом « назад иголку».

Теперь нужно вывернуть куклу на лицевую сторону, через отверстие в боку. Через это отверстие набей куклу. Вначале набивают голову, потом ручки и ножки, а напоследок туловище. Отверстие на боку после набивки зашивают. Кукла готова.

Оформление. Вначале делают волосы. Нарезают пряжу на отрезки длиной 40 см, раскладывают в один слой и шьют посередине, чтобы получился пробор. Затем прикалывают волосы к голове куклы и пришивают по линии пробора. Подравнивают концы ножницами и делают прическу. После этого оформляют лицо.

Кукла – «болтунчик» - называется так, потому-что ручки и ножки свободно болтаются. Чтобы сшить такую куклу, нужно всего 30 см хлопчатобумажной ткани, набивка и элементы отделки. Детали куклы: голова (2 дет), туловище (2 дет), рука (4 дет), нога (4 дет), ухо (4 дет), башмачок (4 дет).

Изготовь выкройку из бумаги или картона, наложи на сложенную вдвое ткань, обведи и вырежи с припуском на швы в 8 мм.

Вначале сшей вместе половинки головы с половинками туловища по линии шеи. Затем сшей ноги и руки куклы, но верх их не зашивай.

Теперь возьми 2 детали туловища (с пришитыми к ним головами), сложи их «лицо к лицу» и сшей вместе, только низ туловища не зашивай.

Сшей детали ушей между собой, но основание не зашиваю. Выверни их на лицевую сторону. Вложи уши между половинками головы, они должны быть направлены внутрь головы. Теперь выверни детали на лицевую сторону и набей туловище (начиная с головы), руки и ноги куклы.

Затем куклу надо собрать. Вложи верх ножек воткрытый шов туловища, приметай и прошей по низу туловища. Верх рук нужно подвернуть внутрь и зашить. Теперь можно пришить руки к туловищу. Болтунчик готов.

Кукла – «человечек». Это более сложная модель матерчатой куклы. Ее ручки и ножки можно будет поворачивать в местах соединения с туловищем. На такую куклу нужно 50 см белой или розовой ткани, набивка, 4 одинаковые пуговицы (с дырочками), элементы отделки. Детали куклы : голова (2 дет), туловище (2 дет), рука (4 дет), нога (4 дет), башмачок (4 дет).

Сложи ткань вдвое лицом внутрь. Каждую деталь выкраивать дважды. Не забудь оставить припуски на швы в 8 см.

Вначале сшей по центральным линиям переднюю и заднюю половинки туловища. Затем сделай то же самое с половинками головы. Теперь сшей получившиеся детали по линии шеи. А потом сшей парные детали рук и ног куклы, оставив верх открытым.

Сшей вместе переднюю и заднюю детали туловища с головой , оставив открытым низ. Выверни все детали на лицевую сторону. Набей туловище плотно, начиная с головы. Края открытого низа подверни внутрь и аккуратно зашей с лицевой стороны.

Изготавливаем поворотные руки и ноги. Набей ручки и ножки куклы, но не до верха, а только, на три четверти. На каждой конечности, на ближней к туловищу стороне, изнутри пришей пуговицу. И соедини их с туловищем по схеме : рука –пуговица – туловище - пуговица – рука и обратно, нить проходит через все туловище.

Теперь можно набить ручки и ножки до самого верха и аккуратно зашить верх.

Это базовые модели. На их основе можно сшить любую куклу.

Элементы отделки. Волосы, лицо, одежда – это детали, которые отличают одну матерчатую куклу от другой, именно они позволяют создать интересный образ, определить возраст героя, его характер и занятия…. Гном и клоун, принцесса или трубочист делаются на основе одной и той же базовой модели, но отличаются оформлением.

Лицо. Рот, нос, глаза кукол можно вышить, а можно вырезать из фетра или другой плотной ткани, а затем приклеить на место. А можно комбинировать: глаза приклеить, а рот и нос вышить. Глаза можно сделать в виде кружков.

Для гнома и клоуна лицо делают по-другому. Нос получится из кружка ткани диаметром 4 см, прошитого по краю наметочным швом. В середину положи комочек ваты, достаточный, чтобы нос оказался туго набит. Потяни за конец нитки - кружок свернется в шарик. Крепко затяни нитку, закрепи ее и пришей нос на место. Глаза у клоуна тоже необычной формы: поверх фетровой детали вышит крестик, брови тоже вышитые. Рот сделан из двух «полумесяцев» - белого и красного, щеки из двух треугольников. У гнома нос точно такой же, а глаза обычные – из кружков фетра, есть борода.

Волосы для всех кукол делаются по одному образцу: шерстяную пряжу нужно прострочить посередине, чтобы получился пробор. Пришей вручную волосы к голове куклы нитками, подходящими по цвету. А дальше можно делать кукле любую прическу, какую захочешь.

Одежду можно сшить самим самую разнообразную, а можно опираясь на готовые выкройки.

Приложение3

Анкета для детей

Любите ли вы играть в куклы? (да, нет)

Какие куклы у вас есть? (купленные в магазине, созданные своими руками, и те и другие )

В какие куклы вы играете? (купленные в магазине или созданные своими руками)

Хотели бы вы сделать куклу своими руками? (да, нет, не знаю)

Есть ли у вас любимая кукла? (да, нет, была)

Анкета для мам и бабушек

Любите (любили) ли вы играть в куклы? (да, нет)

Играете ли вы в куклы сейчас? (да, нет, иногда)

В какие куклы вы любили играть в детстве? (купленные, куклы-самоделки)

Есть ли у вас (или была ли) любимая кукла? (да, нет, была)

Приложение 4

Результаты анкетирования детей

Любите ли вы играть в куклы? (да, нет)

Какие куклы у вас есть? (купленные в магазине, созданные своими руками, и те и другие)

В какие куклы вы играете? (купленные в магазине или созданные своими руками)

Хотели бы вы сделать куклу своими руками? (да, нет, не знаю)

Есть ли у вас любимая кукла? (да, нет, была)

Приложение 5

Результаты анкетирования мам и бабушек

Любите (любили) ли вы играть в куклы? (да, нет)

Играете ли вы в куклы сейчас? (да, нет, иногда)

В какие куклы вы любили играть в детстве? (купленные, куклы-самоделки, разные)

Есть ли у вас (или была ли) любимая кукла? (да, нет, была)

Приложение 6

Мастер-класс по изготовлению бумажной куклы

Приложение 7

Анкетирование и опрос

Приложение 8

Посещение Туймазинского историко-краеведческого музея

Приложение 9

Игра в куклы с сесьрёнками

Приложение 10

Изготовление куклы «Дашеньки»

Приложение 11

Виды кукол

Просмотров работы: 393