Гжель. Народные мотивы в современном интерьере

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Гжель. Народные мотивы в современном интерьере

Коскина В.В. 1
1МАОУ СОШ №6, г. Тобольск
Редикульцева И.М. 1
1МАОУ СОШ № 6, г. Тобольск
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной России.

Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

А при упоминании русского народного творчества самым популярным и узнаваемым мотивом, как в нашей стране, так и за рубежом, без сомнения, является Гжель

Именно узоры в стиле Гжель узнаются с первого взгляда волшебные цветы, распустившиеся морозным узором на белом снегу, белоснежная зима с морозными узорами на окне – все это ассоциируется с заснеженной Россией. А простота и лаконичность рисунка, сочетание белого и синего цветов запоминаются в памяти надолго. Именно поэтому я загорелась идеей создания своей комнаты именно в этом стиле.

Цель: создание и современная стилизация комнаты моей мечты в стиле русского народного мотива Гжели

Задачи:

- более подробно изучить историю появления, становления и распространения всемирно известного русского стиля Гжель;

- разработать дизайн – проект комнаты в специальной программе Planner 5 D, сделать комнату в соответствии с придуманным дизайн - проектом

- задекорировать предметы интерьера для дополнительной стилистики комнаты в современных техниках рукоделия

Актуальность: Изделия из гжельского фарфора из простых предметов быта уже давно превратились в настоящие произведения искусства. Сине-белая гжельская роспись не теряет своей актуальности и в наши дни. Более того, с развитием технологий появляются новые способы использования любимых орнаментов для украшения современных интерьеров. Сейчас Гжель — это не просто посуда, расписанная в традиционном стиле. Это целое направление дизайна, позволяющее декорировать самые разные предметы: стены, потолки, кафельную плитку, мебельные фасады, текстиль и даже комнаты! Даже в современных интерьерах подобранные со вкусом декоративные элементы из гжели выглядят очаровательно, внося дополнительные акценты и цветовые контрасты.

Объект: народный мотив Гжель – история развития и становления, основные черты стиля.

Предмет: создание современной комнаты в народном стиле Гжель

Гипотеза: путем декорирования, современных материалов и форм, а также способов нанесения на поверхности можно воссоздать народный, но в то же время уникальный современный этнический стиль дизайна интерьера

Методы, использованные в работе:

Поисковый - подбор литературы, фотографий и идей, обзор интернет - источников

Исследовательский - изучение литературных источников по данной теме

Практический - непосредственное изготовление дизайн – проекта в программе Planner 5 D, выполнение ремонтных работ в комнате и изготовление декоративных предметов интерьера

Практическая значимость: данный проект можно использовать в рамках урочной деятельности предмета технология при изучении курса тем «Народные промыслы» с целью углубления знаний и расширения кругозора учащихся о народном мотиве Гжель. А также темы «Дизайн интерьера», научиться работать в программе Planner 5 D и в целом популяризация этого народного мотива в современном мире у молодежи.

Основная часть

2.1История искусства гжели

Характерная роспись в стилистике гжель имеет длинную и интересную историю. На самом деле Гжелью именуется живописный и старинный подмосковный район. Искусство зарождалось на этих землях. Все дело в том, что издавна земля в этом регионе была совершенно не плодородной. Сколько бы пахари не трудились, сколь бы труда не вкладывали, щедрого урожая не получали. А все дело в том, что вместо урожайного чернозема в этих местах пролегал пласт высококачественной белой глины

Гжельское месторождение насчитывает более 17 видов глин, из которых выделяют два основных — один для производства фарфора и фаянса, так называемые «беложгущие» глины, другой — для изготовления майолики и красной керамики.

1320 год считается официальной датой основания Гжели — в этом году Иван Калита упомянул гжельский промысел в своем завещании сыну

На самом же деле, по данным археологических раскопок, еще в начале четырнадцатого столетия в районе реки Гжелки умельцы освоили гончарное ремесло. Это был еще не знаменитый во всем мире гжельский фарфор, но очень практичные и достойного качества гончарные изделия, слава о которых шла по всей округе.

Гжельская глина была лучшей в России по своим физическим свойствам, поэтому еще в XVII веке царь Алексей Михайлович Романов велел привезти ее в Москву для «аптекарских сосудов», а в 1770 году гжельская керамическая артель была полностью прикреплена к аптекарскому приказу. Именно для алхимических опытов и приготовления лекарственных снадобий использовалась посуда из белоснежной гжельской глины.[1]

К началу восемнадцатого века люди заговорили о керамических изделиях невероятной красоты, расписанных особым способом, доселе невиданным. Так появились первые упоминания о гжели — оригинальном и самобытном художественном искусстве. Постепенно мелкие кустарные артели по производству керамических изделий в русском народном стиле трансформировались в большие предприятия. Неизменно остается главное правило: работа выполняется только вручную.

Мало кто знает, что  изначально типична была не синяя, а разноцветная гжель.  Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью. Посуда, фигурки людей и зверей расписывались яркими красками: зелеными, желтыми, красными, такое направление называлось майолика.

Майолика — это разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури. Гжельская майолика — это начало истории развития народной художественной керамики в России. Гжельская майолика разнообразна по ассортименту, формам и декоративному убранству. Весьма интересны нарядные тарелки, кружки, блюда, кувшины и особенно кумганы и квасники. [2] (Приложение 1)

Весьма интересный факт, что создавать керамику с глазурованной поверхностью стали гораздо раньше – в Древнем Египте. Изделия из пористой цветной глины покрывались красками, содержащими различные окиси металлов, обжигались. Кирпичи из майолики использовали при украшении дворцов, но с падением Египетского царства искусство это было утрачено на века. В XI-XII веках испанские путешественники, возвращаясь из Азии, привозили чудесную керамику, не похожую на ту, что производили дома. Яркие краски, глянцевая поверхность притягивали взгляд. Однако свой расцвет майолика получила только в руках итальянских мастеров, к которым попала в XI веке. Итальянцы назвали этот вид керамики в честь испано-мавританского острова Мальорка, с которым торговали и воевали генуэзцы. Испано-мавританская керамика совсем не походила на ту майолику, которую мы знаем сегодня. Она была грубовата, выполнена из плотной глины, расписана небрежными мазками щелочной глазурью низкого качества. Именно Италия стала настоящей родиной изысканных майоликовых изделий. [3]

Майолики были окрашены на жидкой эмали. Мастер сначала очерчивал рисунок темным цветом и раскрашивал его фиолетовым, желтым, зеленым, синим, коричневым. При обжиге краски сливаются с эмалью, что придает им большую прочность.

В 1802 году возле села Минино нашли светлую глину, после чего в этом регионе началось производство полуфаянса. Со второй половины двадцатых годов XIX века в гжельской росписи стали преобладать синие краски. [4]

Кроме этого, существует еще один интересный факт – многие считают, что именно из Голландии пришел в Россию этот традиционный фарфор или, скорее, фаянс. Первая фарфоровая фабрика "на европейский манер" была открыта незадолго до смерти любителя всего голландского Петра I -в 1724 году, а в начале XIX столетия началось производство типичного сине-белого фарфора в Гжели. [5]

Император Петр I, обучавшийся в юности различным ремеслам в Голландии, под впечатлением от голландских изразцов, повелел открыть такое же производство в Стрельне под Санкт-Петербургом. Предприятие стало вполне успешным, а к середине XVIII века Россия производила самое большое число изразцов в Европе.
Однако, русских акцентов в этих сине-белых изображениях не возникло — на стрельнинских кафлях по-прежнему типично голландские мотивы — дамы и господа, домики и корабли, цветочные орнаменты и завитки. И лишь подмосковная Гжель, поменявшая свою цветовую гамму только к середине XIX века внесла исконно русские приемы в сине-белые изображения. Именно стилизованная полукистевая манера письма является визитной карточкой Гжели. Она узнаваема настолько, что ошибиться и спутать ее с кем-то еще практически невозможно.

Первые фарфоровые мануфактуры появились в Гжели в начале XIX века. Первым предпринимателем, как вспоминают старожилы, был Павел Куличков( Куликов) гончар из села Володино, который первоначально занимался одним из крупнейших фарфоровых предприятий России, основанном в 1766 году в Москве в Вербилках. После ознакомления с производством фарфора, установлением печи и обжигом, Куличков вернулся в свое родное село и основал здесь в 1802 году собственную фарфоровую мастерскую. Готовую продукцию он доставил в Москву, где фарфор был еще редкостью. Напрасно его соседи пытались разгадать тайну его фарфоровой продукции, но кому-то всё же удалось тайно проникнуть в мастерскую Куличкова, и вскоре в Гжельских деревнях одновременно возникло несколько фарфоровых мастерских, которые производили фарфор уже высокого качества. Были также мастерские, владельцы которых закупали заготовки из мануфактур, расписывали их, а затем продавали под их брендом.[4]
Начиная со второй половины XIX века, гжельская роспись приобретает сдержанный характер, теперь для нее используется только синий кобальт. Синий рисунок на белом фоне, усиленный золотыми контурами – новый этап развития искусства Гжели. Конец XIX века становится периодом наивысшего расцвета в истории гжельского промысла. В это время совершенствуются технологические процессы изготовления фаянса и фарфора. С середины XIX века фарфоровое производство Гжели сосредотачивается в руках братьев Кузнецовых. С приходом советской власти заводы национализировали, и производство пришло в упадок. Восстановление гжельского промысла началось лишь с середины XX века.

 

2.2 Технология производства Гжели

Вся технология производства фарфоровой посуды выполняется в 5 этапов, которые состоят из:

Заготовки

Подготовки к росписи

Контроля качества

Росписи

Второго обжига

На первом этапе создаются заготовки для изделий. Для этого из гипса изготовляются модели предметов, которые выполняются по эскизам художников. Форму из гипса изготовляют на специальном круге, а далее в неё заливают фарфоровую массу в жидком виде, и дают застыть. Форма из гипса забирает лишнюю влагу, поэтому высохшее изделие из фарфора становится достаточно крепким. Все детали изделия выполняются отдельно в разных формочках, а после аккуратно соединяются в одно целое.
Второй этап заключается в подготовке предметов к росписи. Каждый элемент предмета зачищается ручным способом, используя специальный нож, а затем хорошо шлифуется. Все швы, полученные при сборе деталей должны хорошо замываться. Если имеются неровности, их устраняют валиком из поролона. Далее, посуду обжигают в печи, до 8-ми часов.
Следующий этап отвечает за контроль и отбраковку некачественных предметов. Для определения дефектов, посуду опускают в специальный раствор. Изделия становится нежно -розового цвета, а все неровности окрашиваются в ярко - розовый цвет. Они становятся видимыми. Фуксин проникает в фарфор и скапливается на неровностях. После выявления брака, его стараются исправить, если это возможно, а если нет, то изделие отправляют на переплавку.
На четвёртом этапе выполняется роспись товара. Это делается вручную. Мастера, занимающиеся росписью, обладает своей уникальной и неповторимой манерой исполнения, после чего изделие окунается в подготовленную глазурь, далее снова обжигается в печи. Почему же тогда каждый рисунок играет всеми оттенками синего?

Такой неповторимый эффект получается с применением особых приемов гжельского письма. Ни один мастер гжельской росписи не ищет в работе легкого пути, осваивая и придумывая новые элементы, детали орнамента, мотивы в народном стиле. Именно поэтому каждый узор уникален по своей сути, так как в нем заложена частичка творческой души художника. Мастер на каждом предмете посуды расписывается. Так предметы обретают авторское произведение. [8] После этого, кистью из белки, на изделия наносится раствор кобальтовой окиси. С самого начала раствор обладает тёмно-серым цветом, а после второго обжига становятся насыщенно-синего цвета. Потом дно посуды покрывают

На последнем этапе каждый предмет опускают в глазурь и отправляют опять на обжиг, который длится на протяжении 18-ти часов горячим парафином.[7]

2.3 Характерные черты росписи

На первый взгляд может показаться, что такой орнамент — примитивен и прост, и чтобы нанести его на фарфор, совсем не обязательно обладать талантом художника. Но на самом деле это не так. Каждый узор — уникальный и неповторимый, и чтобы его придумать, а затем воплотить в жизнь, необходимо иметь не только развитую фантазию, но и золотые руки.

Все элементы гжельской росписи очень сложные, выполняются они в сине-кобальтовых тонах на белоснежном фоне. Именно такая цветовая гамма является основной отличительной чертой этой народной техники. Узор росписи гжель располагается на глазурированной поверхности и состоит из сложного растительного орнамента, выполненного в народном русском стиле.

Характерные черты росписи следующие:

- глазурирование поверхности;

- снежно-белый фон;

- узор, выполненный в синих или голубых тонах;

- сложный растительный орнамент или узор в русском народном стиле;

- неизменно ручная работа.

Сегодня гжель – это сложная роспись в кобальтово-синих тонах на чистом белом фоне. Именно это является главным отличием искусства гжель от других народных техник. Вся красота данного рисунка достигается через смешение 2-х цветов, что позволяет получить большое количество оттенков между чистым королевским синим и ослепительно-белым. При этом технология подразумевает как контрастные их переходы, так и растягивание через тушевку, и даже почти полное затемнение синего в черный. Все это осуществляется как сменой кистей, так и предварительным замешиванием оттенков, и даже их совмещением на ворсе одновременно.

Сложность гжельской росписи — освоение движений кисти. Ширина и плотность мазка, толщина слоя краска на каждой из частей ворса, его направление — здесь нет незначительных нюансов. Поэтому всем новичкам требуется сначала отработать базовые элементы, где постепенно, ступенька за ступенькой подключаются новые и новые приемы. [9]

Современная тематика рисунка разделяется на 4типа:

Растительная. Такие рисунки — это классическая гжельская роспись. Все растения, которые изображаются, имеют несколько стилизованный вид, но основные черты четко просматриваются. Это травинки, черенки, ягоды, цветы. Если художник хотел изобразить ягоды смородины, это видно невооруженным глазом и спутать их, например, с крыжовником, сложно. Колосья пшеницы, переплетенные с гирляндами цветов или гроздьев ягод, — все это и есть растительные узоры гжель.

Орнаментальные узоры. Такие рисунки стилизованные, оригинальные и в каждом просматривается определенная ассоциация. Наносится он согласно разработанным в старину сеткам. Самые известные орнаментальные гжельские сетки — это «усики», «травинки», «капли», «жемчужины» и «гребенки». Традиционные «шашечки» наносятся по кромке или вдоль бортика и представляют собой цепочку-поясок из кобальтово-синих квадратов.

Сюжетная роспись. Такой рисунок представляет самые древние народные промыслы, так как именно сюжет наглядно иллюстрировал сцены из жизни народа. Это могли быть зимние катания на санях, ярмарки, изображение природных явлений или времени года.

Изображение птиц и животных. [10] (Приложение 2)

2.4 Гжель в современном мире и интерьере

Гжель, главным образом, определяет контрастный и креативный флористический рисунок с изображением листьев, ягод и цветов, как правило, в сине-белом исполнении. Изначально, гжель — вид русской народной росписи, использовалась она для украшения керамической и фарфоровой посуды, первые экземпляры которой, в классическом сине-белом окрасе, появились в начале XIX века.

Постепенно, из украшения посуды и аксессуаров, роспись гжелью переместилась и на другие поверхности, а также стала применяться в дизайне интерьера.

Для оформления интерьера выбирается витиеватый растительный и геометрический узор.

Главным принципом является гармоничное сочетание цвета и стилевых акцентов.

Более всего стилистика гжель популярна для оформления кухни. Тарелки, кухонная утварь, бытовая техника — могут быть украшены гжелью. Также рисунок можно нанести на мебельные фасады, заказать или найти стеновые панели с подходящих орнаментом.

Оформляя гостиную и спальную комнаты, стоит уделить внимание текстилю: обивке мебели, шторам, напольным покрытиям. Гжель будет органично смотреться в вышивке на подушках, коврах, скатертях, покрывалах. Великолепны на мягкой мебели чехлы с сине-белыми узорами или в полоску.

Стены можно оклеить обоями с подходящим узором или драпировать. Потолок обычно оставляют белым, часто используются натяжные потолки со встроенными светильниками. Для отделки пола лучше использовать паркет или ламинат светлых оттенков, линолеум тоже подойдет.

Голубые и синие тона гжели можно и нужно уравновешивать достаточным количеством белого, а также подходящими нейтральными, теплыми оттенками. С кобальтовым цветом гжели хорошо будут сочетаться: бежевый, голубой, аквамариновый, зеленый (в меру насыщенный или светло-зеленый), коричневый, желтый, коралловый, золотой, бронзовый и древесные оттенки. Для того чтобы интерьер не «пестрил» узорами гжели, около 70% поверхностей должны быть однотонными или иметь ненавязчивую текстуру.[11] (Приложение 3)

Технологический этап

Изучив особенности этого народного мотива, мне стало интересно, а интересна ли эта техника моим друзьям и одноклассникам? Для этого я провела анкетирование среди девочек своего класса и параллельного. (Приложение 4)

Всего же в опросе приняло участие 24 человека. Анкетирование включало в себя следующие вопросы:

Знаете ли Вы что такое Гжель?

Если какие – либо элементы этого народного мотива у вас дома? (Полотенца, кружки, статуэтки, фигурки)

Считаете ли Вы популярным и современным этот стиль?

Хотели бы Выи свою комнату в этом стиле?

Результат опроса показал следующее:

На первый вопрос, знают ли они что такое гжель, 100 % опрошенных ответили положительно

На второй вопрос, есть ли дома какие- либо элементы этого народного стиля дома? (Полотенца, кружки, статуэтки, фигурки) 9 человек, то есть 37 % ответили, что дома присутствуют атрибуты этого стиля

В третьем вопросе большинство 63% ответили, что считают этот стиль актуальным и современным

Однако четвертый вопрос показал, что лишь 21 % опрошенных хотели бы иметь свою комнату в этом народном стиле

Следовательно, проанализировав ответы опрошенных, могу сделать вывод, что данная тема весьма актуальна для моих одноклассников, поскольку все без исключения о ней и слышали и дома у многих присутствуют элементы декора в этом стиле, а некоторые среди моих одноклассниц также как и я хотели бы иметь такую комнату. Поэтому в целях популяризации этого русского стиля среди своих сверстников и одноклассников, я бы хотела на следующий год еще больше углубиться в изучение этой темы. В связи с этим, я наметила ряд задач, а именно:

В совершенстве овладеть техникой рисования орнаментов гжели, поскольку не имею профессиональных навыков рисования

Продолжить работать в сфере дизайна интерьера и оформить кабинет кулинарии на технологии в своей школе

Изучить использование мотива гжель в современном дизайне одежды и сшить летнее платье

Однако сейчас более подробно мне хотелось бы остановиться на дизайне своей комнаты, для этого в программе Planner 5 D я попыталась максимально приближенно создать дизайн – проект своей будущей комнаты.

Поскольку многие опции этой программы являются платными, поэтому я выбирала в этой программе максимально приближенные модули по своим задумкам. В результате у меня получился вот такой дизайн - проект, однако с небольшими отклонениями. (Приложение 5)

Для работы в этой программе я ввела размеры своей комнаты и далее, выбирая вкладки Комната и выбираю форму комнаты, поскольку она у меня нестандартная, а Г-образная. (Приложение 6)

Далее на вкладках Конструкции я выбираю опцию окна, двери и устанавливаю их по аналогии со своими размерами, на окно устанавливаю белые жалюзи. (Приложение 7)

Нажимаю на значок валик (окрашивание поверхности) и выбираю цвет пола белый и цвет обоев таким же образом, однако подходящего орнамента гжели не нашлось, поэтому я выбрала цвет в такой же цветовой гамме, но со звездочками. Для удобства объемного просмотра можно выбрать функцию 3 D. (Приложение 7)

Нажимаю вкладку Мебель, выбираю стол, стул, диван и комод, расставляя их по нужным местам и подбирая нужные цвета. Для дополнительного удобства внизу есть вкладка, где можно выставлять конкретные размеры мебели.

В результате у меня получился очень интересный дизайн - проект будущей комнаты, а самое главное, что я самостоятельно освоила программу по составлению проектов дизайна интерьеров. Таким образом, своими силами я съэкномила значительную сумму денег для ремонта, не обращаясь к специалистам- дизайнерам.

Следующим подготовительным этапом стала финансовая калькуляция для покупки материалов для ремонта. Для этого потребовалось:

Ламинат 9800

Обои под покраску 3 рулона 5400

Акриловая краска белая 1200

Акриловая краска синяя 2300

Натяжной потолок 7400

Светильники 2300

Итоговая сумма с учетом основных материалов, необходимых для выполнения ремонта составила 18600

Заключительным этапом является непосредственное выполнение ремонтных работ в своей комнате

Поскольку вместе с родителями мы очень ответственно отнеслись к ремонту комнаты моей мечты, поэтому родители мне доверили некоторые этапы деятельности. Например, я участвовала в укладке напольного покрытия ламината. (Приложение 8)

Принимала незначительное участие в оклеивании обоев, помогала размешивать клей и наносить его на обои. Приложение 9

Следующий этап после оклеивания обоев – это окрашивание стен. Для этого мы заколеровали ее в строительном магазине. Интересным моментом стало то, что моя комната нестандартного вида, она Г- образная, поэтому при входе в комнату все кажется белоснежным и дополнительный акцент на маленькой стене я решила создать благодаря яркой насыщенной синей стене. (Приложение 10) Но самым любимым и интересным занятием для меня стало разрисование стены.

Предварительно я провела визуальный анализ найденных в интернете рисунков. Так как стена, которую требуется расписать достаточно большая, поэтому рисунок должен быть крупным, именно это был основной критерий выбора, так как мелкие детали прорисовывать будет достаточно сложно и долго. К тому же, я не достаточно обладаю профессиональными навыками рисования, поэтому выбирала вариант более простого рисунка, который смогу сама нарисовать сначала карандашом, а затем акриловыми красками. Больше всего меня впечатлил традиционный орнамент с растительным рисунком. (Приложение 10)

После чего я сделала наброски рисунка карандашом на стене и приступила к окрашиванию стены акриловой краской синего цвета. При выполнении окрашивания моей основной целью не было передать постепенный переход цвета от темного в синий, потому что я не обладаю особыми навыками рисования, поэтому мне было сложно сделать цветопередачу. Но стиль мотива гжели рисунка, безусловной сохранен за счет контраста синего цвета на белом и стиля рисунка. Итоговый вариант получился таким. (Приложение 11)

После завершения отделочных работ ключевым моментом стала расстановка мебели, все согласно моему дизайн - проекту. Осталось добавить дополнительные штрихи при помощи декоративных элементов, которые я также сделала сама. Поскольку сейчас множество современных техник рукоделия, которыми достаточно просто овладеть и легко сымитироватьлюбой рисунок. Такой техникой является декупаж. При помощи этой техники я сделала декоративную вазу и подставку под цветок из дерева в виде лошадки, а также сшила декоративные подушки. (Приложение 12)

Заключение

Итак, моя комната готова. Как я и предполагала, она получилась яркая, стильная и современная. Цветовая гамма подобрана правильно и комната соответствует основным правилам дизайна. (Приложение 13)

Светлые тона стен и пола визуально расширяют пространство комнаты

Использование контраст масштабов – то есть крупные и мелкие предметы, белый и синий тон. Это помогло избежать однообразия и создало стимулирующее визуальное воздействие.

Использование в интерьере одного доминантного белого цвета я разнообразила фактурой синего во избежание монотонности.

Аксессуары, созданные мной подчеркивают и дополняют стиль комнаты.

Но самая главная изюминка моей комнаты стала гжель - самый узнаваемый, простой, но оригинальный народный мотив. Моя семья и друзья в восторге, а я довольна проделанным результатом! Цель достигнута и моя гипотеза подтверждена.

А тем временем, гжельская роспись, благодаря своей незамысловатой,ясной и лёгкой красоте набирает всё больше популярности. В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы радовать быт людей, воспитывать чувство прекрасного.

Приложение 1. Традиционная посуда Майолика

Для гжельских кумганов и квасников характерна специфическая форма. Дисковидное тулово с изогнутым носиком устанавливалось на львиные лапы. У квасников в середине тулова-диска — отверстие. Особую красоту придают гжельским кумганам и квасникам скульптурные фигурки, размещавшиеся то на «плече» дисковидных сосудов, то на самой поверхности их. Изображали мужчин с музыкальными инструментами, женщин, читающих книги, мам с детьми. Иногда из фигурок составлялись жанровые сценки. Такие сосуды служили украшением праздничного стола, наполнялись брагой, пивом и фруктовыми квасами.

Приложение 2. Характерные черты росписи Гжель

Сюжетный рисунок, включая времена года, пейзажи

Орнаментальные – традиционные для гжели сетки-гребенки, усики, жемчужинки, капельки, шашечки и отводки;

Растительные рисунки – злаки, ягоды, цветы, бутоны, трава, ветви;

Животные, чаще всего это птицы

Приложение 3. Гжель в современном интерьере и дизайне

Приложение 4. Проведение анкетирования среди учащихся школы

Приложение 5 Готовый 2 D и 3 D дизайн – проект комнаты в стиле гжель

Приложение 6. Последовательность выполнения дизайн – проекта в программе Planner 5 D

Приложение 7. Укладка напольного покрытия ламината

Приложение 8. Оклеивание стен обоями.

Приложение 9. Окрашивание стены насыщенным синим цветом.

Приложение 10. Выбор орнамента гжель для росписи стены

Приложение 11. Процесс росписи и готовый вариант окрашенной стены с мотивом гжель

Приложение 12. Создание декоративных элементов для комнаты в технике декупаж

Приложение 13. Итоговый вариант готовой комнаты в стиле гжель

Список литературы

1. Соловьева Е.Л. Гжель – святой источник русского фарфора [Электронный ресурс] // Русская Майолика. – URL : https://www.russian-mayolica.ru/page/gzhel-ceramics/ (дата обращения 12.09.2018)

2. Коломейцева В.А. Гжельская майолика [Электронный ресурс] – URL: http://uniqart.ru/gzhel-ceramics/ (дата обращения 12.09.2018)

3. Майолика : что это такое. От древности до наших дней [Электронный ресурс] – URL: http://fb.ru/article/350997/mayolika-chto-eto-takoe-ot-drevnosti-do-nashih-dney (дата обращения 12.09.2018)

4. Народные промыслы. Гжель – история промысла и фото [Электронный ресурс] – URL: https://www.perunica.ru/chistiy_ist/9566-gzhel-istoriya-promysla-i-foto.html [Электронный ресурс] – URL: (дата обращения 12.09.2018)

5. Ветка С.А. Делфтский фарфор: немного Голландии в интерьере [Электронный ресурс] – URL: https://iledebeaute.ru/lifestyle/2013/11/15/38804/ (дата обращения 14.09.2018)

6. Сине – белые изразцы – голландские или …? Путешествие по стилям [Электронный ресурс] – URL: https://www.russian-.ru/page/blue-white-tiles/ (дата обращения 14.09.2018)

7. Гжельская роспись на посуде [Электронный ресурс] – URL: https://schci.ru/gjelskaya_rospis.html (дата обращения 14.09.2018)

8. Особенности традиционной русской росписи гжелью и ее место в современном мире [Электронный ресурс] // Рубрика Этно – URL: https://ethnoboho.ru/etno/iskusstvo-gzheli-istoriya-osobennosti-i-sovremennyj-vzglyad.html (дата обращения 15.09.2018)

9. Гжельская роспись : как освоить технику и простые узоры? [Электронный ресурс] – URL: https://lucky-girl.ru/dom-i-semya/podelki-i-igrushki/gzhelskaya-rospis-kak-osvoit-texniku-i- prostye-uzory.html (дата обращения 15.09.2018)

10.Стиль Гжель в интерьере [Электронный ресурс] – URL: https://rehouz.info/stil-gzhel-v-interere/ (дата обращения 15.09.2018)

Просмотров работы: 1008