Волшебство симметрии

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Волшебство симметрии

Климова А.Ю. 1
1МАОУ СОШ №3 ЩМР МО
Глазкова В.А. 1
1МАОУ СОШ №3 ЩМР МО
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Обоснование проблемы.

В журнале «Лена. Рукоделие» мы увидели фотографию работы и статью дизайнера Лоры Стежкиной под названием «Волшебство симметрии», выполненной в технике печворк. Её работа основывалась на элементе эскиза, в технике которой работал голландский художник Мориц Корнилис Эшер – создатель художественной геометрии в графике.

Техника «печворк» нам показалась слишком сложная для нашей работы и мы захотели применить другую – «Кинусайгу» (печворк без иглы).

Цель и задачи проекта.

Цель: познакомиться с декоративным направлением «Кинусайга (печворк без иглы) и изучить многообразие работ голландского художника Мориуса Корнелиуса Эшера.

Задачи:

Провести исследование различных соединений эскизов художника с технологией декоративно-прикладного творчества «Кинусайга».

Разработать эскизы и выполнить работу.

Основная часть

Математическое искусство М.К. Эшера;

Голландский художник Морис Корнелиус Эшер (Maurits Cornelis Escher) родился 17 июня 1898 года в Леевардене, административном центре голландской провинции Фрисландия. Он был третьим сыном инженера Г. А. Эшера и его второй жены, дочери министра. В доме, котором родился Эшер, сейчас находится музей. В 1903 году семья Г.А. Эшера переезжает в город Арнем, административный центр голландской провинции Гелдерланд.

В 1918-1919 годах Эшер посещает Технический колледж в голландском городке Дельфт. Он получает отсрочку от службы в армии для продолжения учебы, но из-за плохого здоровья Морис не справился с учебным планом, и был отчислен. В результате, Эшер он так и не получил высшее образование.

Все еще в надежде получить диплом архитектора в 1919-1922 годах юный Эшер учится в Школе архитектуры и орнамента в городе Гаарлеме, административном центре провинции Северная Голландия. Там он берет уроки рисования у Самюэля Джесерена де Месквита, оказавшего формирующее влияние на жизнь и творчество Эшера.

В 1921 году семья Эшера посетила Ривьеру и Италию. Очарованный растительностью и цветами средиземноморского климата, Морис сделал детальные рисунки кактусов и оливковых деревьев. Он зарисовал много эскизов горных пейзажей, которые позже легли в основу его работ.

В 1959 году Эшер встречается с профессором МакГиллаври, после этого художник выступает на международном конгрессе кристаллографии в Англии на тему симметрии. Также в 1959 году он получил копию статьи Лайонела и Роджера Пенроузов о невозможных фигурах. В статье упоминались некоторые ранние работы Эшера, но также было и кое-что новое. Картина "Восхождение и спуск" (1960) основана на знаменитой лестнице Пенроузов.

В начале 60-х годов вышла в свет первая книга с работами Эшера Grafiek en Tekeningen, в которой 76 работ прокомментировал сам автор. Книга помогла обрести понимание среди математиков и кристаллографов, включая некоторых из России и Канады. В августе 1960 Эшер прочитал лекцию по кристаллографии в Кембридже.
Последние годы.

Математические и кристаллографические аспекты творчества Эшера становятся очень популярными. В 1965 году профессор Каролина МакГиллаври опубликовала книгу "Аспекты симметрии в творчестве М. К. Эшера".

В 1964 году Эшер снова отправляется в Америку, чтобы повидать сына и прочитать несколько лекций. Но он неожиданно заболел и после операции в Торонто они с женой вернулись в Голландию. Лекции, которые были полностью написаны Эшером, были изданы спустя 20 лет в книге "Эшер об Эшере".

Жена Эшера никогда не была счастлива в Барне и в 1968 году вернулась в Швейцарию, где и провела остаток жизни. Эшер остался в Барне и погрузился в работу. И, хотя здоровье его ухудшалось, он продолжал создавать гравюры по дереву.

В 1970 году после новой серии операций Эшер переехал в новый дом в Ларене (Нидерланды), в котором была студия, но плохое здоровье не давало возможности много работать. Он продолжает переписываться со многими друзьями по всему миру, включая школьного друга Баса Киста. Была издана исчерпывающая книга о жизни и творчестве художника. Эшер прожил достаточно долго, чтобы увидеть книгу "Мир М. К. Эшера" (The World of M. K. Escher) переведенную на английский язык и остался ею очень доволен.

Последняя работа, законченная Эшером - "Змеи".
В марте 1972 года самочувствие художника сильно ухудшилось. Вся семья собралась возле постели больного.
27 марта в возрасте 73 лет Морис Эшер скончался.

Одним из самых выдающихся аспектов творчества Эшера является изображение «метаморфоз», фигурирующих в разных формах во множестве работ.

Художник подробно исследует постепенность перехода от одной геометрической фигуры к другой, посредством незначительных изменений в очертаниях.

Кроме того, Эшер неоднократно рисовал метаморфозы, происходящие с живыми существами (птицы превращаются у него в рыб и прочее) и даже «одушевлял» в ходе метаморфоз неодушевлённые предметы, превращая их в живые существа.

Техника «Кинусайга или печворк без иглы».

История техники рукоделия Кинусайга.

Японцы славятся своей способностью возводить любую деятельность в ранг искусства. Оригами, икебана, канзаши и многие другие виды творчества прошли по этому пути. То же самое произошло с техникой Кинусайга: желание повторно использовать довольно дорогую ткань старого кимоно, превратилось в искусство создания великолепных картин и панно.

Хотя сама идея имеет свои аналоги во многих народах: например, на Руси старые вещи использовали для лоскутного шитья. Кстати, картины Кинусайга очень часто называют техникой "пэчворк без иголки" - ведь эти лоскутки не надо сшивать. Для изготовления изделий в обеих этих техниках применяется один и тот же основной материал – лоскутки ткани Появление их тоже вызвано одним и тем же фактором – экономия.
Кимоно - традиционная японская одежда, с середины 19 века считающаяся в Японии "национальным костюмом". Японцы надевают кимоно до сих пор. Кимоно шьется из натурального шелка и, разумеется, стоит очень дрого.

В древние времена Япония была бедной страной, поэтому старые, поношенные кимоно хозяйки не выбрасывали. Быть может, это связано с тем, что жизнь на островах, где землетрясения — частое дело, приучала не иметь много вещей, обходиться малым, чтобы легче было спастись самим, не спасая вещи. Шелковая ткань была очень дорогой, поэтому ее старались применить в хозяйстве. Из крупных кусков перешивались вещи, а маленькие уходили на изготовление предметов интерьера, в частности картин, которые вызывали неподдельное восхищение у всех, кто их видел. Именно тогда эта техника рукоделия и получила свое настоящее название – Кинусайга.

Основатель техники кинусайга— японка Маэно Такаши – профессор Университета. Ее выставки активно посещаемы, книги быстро раскупаемы. Кинусайга – довольно молодое искусство, год его рождения – 1987. На сегодняшний день в качестве расходного материала можно взять не только кусочки шелковых тканей, но и любые другие, какие есть под рукой .

Картины кинусайга даже и в самой Японии не слишком распространены – это эксклюзивный вид искусства. Картины всегда создаются исключительно вручную, получаются очень дорогими. Поэтому кинусайга – жанр довольно редкий: далеко не всем европейцам, побывавшим в Японии, посчастливилось поглядеть на лоскутные картины. Но на тех, кому удается их увидеть, они производят неизгладимое впечатление.

Техника кинусайга не подразумевает использование иглы как в технике пэчворк, а основывается на выполнении эскиза на бумаге, который затем переносится на деревянную дощечку.

По контуру эскиза делается прорезь — углубление. После чего лоскутками шелка делается непосредственно сама картинка. Эти кусочки шелка японки брали от старых кимоно, которые экономные японцы никогда не выбрасывали — шелк все-таки.

Часто техника кинусайга используется для оформления крышек для шкатулок или коробочек (например, для швейных принадлежностей или косметики).

Технологический эксперимент.

После многочисленных просмотров различных вариантов, последний эскиз больше всего увязывается с нашей задумкой, соединить графику Эшера и декоративную технику кинусайгу. И так, делаем эту картину.

Для начала нужно определиться с рисунком. При помощи листа копировальной бумаги необходимо перевести эскиз на кусок пенопласта. Ножом или скальпелем сделать по контуру эскиза прорезь на глубину около 3 мм. Нарезать выбранную ткань на лоскуты, нужного размера.

Пилкой для ногтей или чем-то более удобным заправить кусочки ткани в лист пенопласта. Таким образом заполнить всю «картину». Края ткани должны плотно зафиксироваться в прорезях.

Этот труд вознаграждается замечательным результатом: картина кинусайга – очень редкое и удивительное произведение искусства.

Заключение

Экспериментальные работы, в основе которых лежит эксперимент, методика и результаты которого уже известны, дают мне возможность применить их в современном прочтении. Я убедилась в том, что все мною изученное, творчество художника и прикладное искусство Японии производят неизгладимое впечатление, этот труд вознаграждается замечательным результатом.

Цитаты М. К. Эшера

«Я верю, что рисование картин, то, чем я занимаюсь, это только вопрос желания, чтобы делать это хорошо»

«Я мог бы посветить всю вторую жизнь на работу над моими творениями».

Этими замечательными цитатами художника, я хочу закончить этот реферат.

Список литературы и источников в Интернете.

http://mila.kcbux.ru/Raznoe/Iskusstvo/Xudojnik/001_esher-ornam.html

http://www.mathacademy.com/pr/mini

http://www.worldofescher.com
http://www.mcescher.com

: http://brjunetka.ru/sekretyi-neobyichnoy-tehniki-sinel/#ixzz4p9LUm8yM

:http://eponim2008.livejournal.com/82890.html

http://brjunetka.ru/sekretyi-neobyichnoy-tehniki-sinel/#ixzz4p9LUm8yM

: http://womanwiki.ru/w/Ляпочиха

HeaClub.ru

folomyova.narod.ru

kopilkaurokov.ru

kollekcija.com

Просмотров работы: 74