Нужно ли сегодня в школе изучать черчение?

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Нужно ли сегодня в школе изучать черчение?

Михедькин И.А. 1
1МБОУ "СОШ №4"
Зуева Н.В. 1
1МБОУ "СОШ №4"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изучение черчения будет способствовать

развитию образного и логического мышления,

сообразительности, внимания, усидчивости и

аккуратности, так необходимых людям различных профессий.

Введение

Люди с давних пор окружают себя различными вещами и предметами, строят дома и прочие сооружения. Это всё во многом появилось благодаря изучению человеком окружающего мира, освоению новых навыков и получению знаний в различных сферах.

Современный человек теперь не без технических средств: смартфоны, машины, компьютеры, всё это достижения ХХI века, но ничего из всего этого не получилось бы без такого предмета как черчение.

Сделать копьё из палки можно буквально на коленке, без чертежа и схемы, за какие-то полчаса и то необходимо произвести различные замеры по симметрии, а вот собрать арбалет без чертежа или схемы не получится. Всё это связано с развитием человечества. Копьё-инструмент первобытного человека, а арбалет получен путём развития технических навыков и знаний человека, а, следовательно, с развитием и появлением черчения.

Чертёж служит залогом крепкого дома, а правильный и грамотно составленный чертёж, ещё и залогом его безопасности и долговечности.

Цель работы: доказать необходимость введения в курс школьной программы предмета черчение. Развитие у учащихся пространственного и логического мышления.

Актуальность: поднять проблему выведения предмета черчение из школьного курса, так как возникает в государстве необходимость в технических, рабочих специальностях.

Задачи: помочь организовать работу в поиске людей, информации в данной теме. Оказать помощь в проведении районного семинара по профориентации.

Методы исследования: опросы выпускников прошлых лет, интервью, презентация, наглядность

Глава 1. История черчения

Само по себе, как известно слово «чертеж» является русским словом по происхождению. Историки говорят, что оно появилось примерно с 17 века, а первые чертежи появились с начала 16 века. В музеях находятся чертежи, очень похожие на рисунки, выполненные от руки, которые были даже подписаны, чтобы лучше их понять..

В наши дни черчение или начертательная геометрия закладывают фундамент любого изделия, сооружения или конструкции. Хотя когда-то даже не существовало слова чертёж, тем более наука черчение.

Давайте разберёмся не только в истории чертежа и черчения, и что это такое. Из чего и вытекает определение понятия, черчения. Черчение – это техническая дисциплина, основным предметом изучения которой является графическая грамотность, т.е. умение читать и выполнять чертежи.

1.1. Что такое чертёж

Дать понятие «Что такое чертеж?» нужно со слов Гаспара Монжа: «Чертеж – это язык техники!». Чертёж представляет собой графическое изображение, выполненное в определённом масштабе, с указанием размеров и условно выраженных технических условий, соблюдение которых должно быть обеспечено при изготовлении изделия. Такое определение даёт нам интернет и литература.

Давайте же сами разберёмся, что такое чертёж? Итак, слово «чертёж» как выяснили ранее, исконно русское. В близком к современному значении оно представляет собой изображение каких-либо предметов на плоскости.

В начале изображения выполнялись от руки, на глаз, на чём угодно: камне, бересте, бумаге. Впоследствии, с развитием черчения, начали развиваться строгие правила оформления, для удобства и простоты работы с чертежами. Также все чертежи начали выполняться на бумаге или в специальных компьютерных программах.

Итак, иными словами, чертёж это изображение предмета на плоскости, выполненное по особым правилам и условиям.

1.2. Когда появился первый чертёж

Появление чертежей было связано с практической деятельностью человека. Начали строиться укрепления, городские постройки и т.д.

Первые чертежи на Руси представляли собой планы городов, размещения оборонительных сооружений и стен. Они представляли из себя рисунок, выполненный от руки. С появлением инженерных сооружений: мостов, крепостей, мельниц, чертёж нуждался в серьёзной доработке. Нужно было указывать особенности конструкции, хотя бы примерное расположение опор и их длину.

К концу ХVI века начало развиваться литейное дело и в 1586 году, руководствуясь своими чертежами, пушечный мастер Андрей Чохов отлил Царь-Пушку. А с начала 30-х годов его ученики пользовались чертежами при изготовлении орудий.

Значительный вклад в историю черчения внёс Петр I, а именно его программа развития флота. На Руси такого понятия как корабль на то время не существовало, были не большие судёнышки, вмещавшие в себя несколько тонн груза и имевшие один парус. Благодаря Петру I появились теоретические чертежи корпуса, чертежи и схемы мачт и парусного вооружения. И вот уже в 1668 году, сошел со стапеля первый российский военный корабль «Орёл».

Также не отставали изобретатели и инженеры. Так, например Братья Черепановы и их первый паровоз, внесли значительную лепту в развитие черчения. Всё это неразрывно связано с техническим прогрессом и развитием человечества.

1.3. Черчение как наука

Черчение это прикладная техническая дисциплина, раздел начертательной геометрии. В нём, как и в любой другой дисциплине присутствуют свои соотношения правила и законы. Об этом мы поговорим позже. Также в черчении присутствует свой язык, язык технический. В нём вместо слов и предложений разговаривают линиями, знаками и условными обозначениями. В черчении присутствует свой шрифт - чертёжный. Отношение высоты буквы к ширине, расстояние между буквами, словами и т.д.

У черчения есть свой предмет изучения - графическое изображение какого-либо объекта.

Черчение, как и другая наука, содержит очень много сведений и знаний. Так у черчения есть область изучения и база сведений, а именно сведения о правильном выполнении и чтении чертежа.

И так, черчение это наука. Начинать развивать пространственное мышление и воображение в 18-20 лет бывает поздно. В таком возрасте с трудом дается то, с чем учащиеся 8-х, 9-х классов справляются намного лучше.

Именно поэтому, черчение, как вид деятельности, помогает развивать пространственное мышление школьников. Во время творческого процесса, при выполнении чертежей на уроках черчения, разработки и чтения чертежей активно работают, а следовательно и развиваются оба полушария головного мозга. Так как во время выполнения графических работ, мозг не только формирует представления о пространстве и ориентируется в нем, но и анализирует, распознает знаки и символы, поэтапно «считывает» информацию о деталях чертежа.

Современные школьники в наше время, должны уметь совмещать естественные, технические и информационные науки на различных уровнях, ощущать свою социальную ответственность, быть творчески развитыми личностями, иметь хорошо развитые навыки устного и письменного общения. Они должны быть готовы стать гражданами мира и понимать, какой собственный вклад могут внести в развитие общества.  Поэтому черчение изучается не только в школе, но и в профессионально-технических лицеях, колледжах, высших технических учебных заведениях

Глава 2. Черчение в повседневной жизни

2.1. Основные правила черчения

Чертеж имеет массу строгих правил выполнения, но, не смотря на это их довольно легко усвоить.

Чертежи выполняются на чертежной бумаге определенного формата, либо в специальных компьютерных программах, также с учётом формата листа. Для построения чертежа используются многие виды чертежных инструментов. Это чертежная бумага, как говорилось ранее, наборы чертежных карандашей разной твердости, обычная линейка, (наиболее удобной на уроках является железная линейка длинной 30 сантиметров) угольники, транспортиры, лекала. Не стоит забывать про важный инструмент – циркуль, с помощью него можно не только чертить окружности, но и проверять параллельность прямых, также используются ластики, точилки и прочие материалы. Рабочим местом для выполнения чертежей является чертежный станок или кульман. На нём под удобным углом можно закрепить чертежный лист, организовать освещение и установить третью руку с линейкой или угольником для удобства работы. В школах такого оборудования нет, поэтому используют чертежные доски из мягких пород дерева, которые по сторонам обклеены твердым деревом. На ней кнопками закрепляется чертежный лист. Для черчения строго параллельных линий используют рейсшину, это линейка со строго перпендикулярно прикрепленной на одном конце направляющей. Рейсшину передвигают вдоль кромок чертежной доски, у кульмана третья рука выполняет функции рейсшины.

Чертежи оформляются по специальным стандартам-ГОСТам. Они были приняты в СССР и назывались стандарты ЕСКД. ЕСКД - это нормативные документы, которые устанавливают единые правила выполнения и оформления конструкторских документов во всех отраслях промышленности. Сначала чертится рамка и основная надпись, которая всегда имеет одни и те же размеры. Рамкой задаётся рабочее поле для черчения. Никакие построения не должны выходить за рамку чертежа. Чертеж выполняется строго карандашом. Карандаш всегда должен быть заточен.

Также оформление чертежа зависит от его классификации, могут добавляться дополнительные надписи, графы, столбцы.

2.2. Черчение в технических ВУЗах г.о. Ступино и г. Москвы

В нашем городе есть учебные заведения, в которых преподаются предметы с основами черчения. Это наш исторически знаменитый теперь уже Ступинский филиал МАИ, где студенты приобретают рабочие специальности технической направленности: инженеры, программисты, обучаются на факультетах: «двигатели летательных аппаратов», «автоматизация технологических процессов и производств», и продолжают трудовые семейные династии на градообразующих предприятиях города Ступино: заводе СМК, Аэросила, ТЭЦ – 17 и других.

В ГБПОУ МО Ступинском техникуме им. А.Т.Туманова в расписании занятий преподается такой предмет, как инженерная графика. Студенты приобретают профессии, рабочие специальности.

2.3. Роль черчения в школьной программе

В наши дни всё больше выпускников школ принимают решение о поступлении в технические ВУЗы, в которых основными предметами являются точные науки, среди них черчение занимает не последнее место. Выбор современных выпускников связан с трудовой обстановкой в нашей стране. В последние годы большую популярность набирали гуманитарные, не технические профессии, такие как: юрист, менеджер, экономист. В связи с этим в стране происходила нехватка рабочих рук, всё меньше становилось токарей, слесарей, сварщиков. Все данные предметы связаны с важным предметом - черчением. Очень часто ученики в школе говорят: «Зачем нам нужно это черчение?», «У нас и без черчения много других уроков, много задают на дом!», «Мне не дано рисовать и чертить!», «Мне это в моем будущем не пригодится!». Думаю, список подобных высказываний можно продолжить.

При написании этой работы я выяснил, что выпускники нашей школы, разных лет обучаются в высших учебных заведениях города Москвы. Мне удалось взять у них интервью. Вот их высказывания о черчении в школе. Брыкина Дарья, выпускница 2018 года (золотая медаль), студентка Московского городского педагогического университета. Направление – дизайн среды.

В высших учебных заведениях совсем по-другому относятся к ученикам, не так, как в школе. Тут нам с самого начала сказали, что теперь мы друг другу «коллеги», и отношение будет соответствующее. Нам преподают новый материал уже не как детям, теперь мы взрослые, и, если что-то не поняли, то нужно самим искать информацию и самим разбираться.

На моем направлении это даётся ещё сложнее. Дизайн среды – это не только выбирать мебель, обои и какие кусты лучше посадить вокруг дома, это постоянная работа с чертежами и визуализацией их. Если у тебя нет творческого мышления, то понимание сути того или иного задания займёт очень много времени. Но есть предметы, в которых тебе не сможет помочь твоё нестандартное мышление и креативность. Это предметы, где все должно быть четко, ровно и по ГОСТу. Например, начертательная геометрия или технический рисунок. Обе эти дисциплины у нас шли по семестру. У нас прекрасный преподаватель, но времени чисто физически не хватало, чтобы прочитать весь курс черчения и ввести нас в тему плавно. Нам не объясняли, что линия невидимого контура – это штриховая линия. Это само собой разумеется. Или что размерная линия выносится на 10 мм от фигуры. «А как может быть иначе?» Мы опускали очень многие детали, которые мы якобы должны уже знать. Как-то раз наш учитель спросил нас: «У кого из вас было черчение в школе?» На мое удивление, я была одной из пары-тройки человек, которые прошли этот курс ещё в школе. Максимум, который был у остальных, это школьный курс геометрии. После этого я стала замечать, что чем дальше и больше мы работаем, тем сложнее это даётся тем, для кого все эти разрезы и виды в новинку. Изометрия многим далась очень сложно. Нас учат тренировать наш глаз на других парах, мы же художники. А нашему глазу очень сложно осознать, что в изометрии линии параллельны и никогда не сойдутся в одну точку. Мне не нужно было запоминать все, мне не казалась изометрия странной, потому что все это я уже прошла когда-то в школе. Это очень сильно помогло быстро включиться в работу и не отставать от мысли преподавателя.
Сейчас у нас есть предмет «Перспектива». Тут мы как бы соединяем академические знания о перспективе, что то, что ближе, оно больше, что в глубину предмет уменьшается, с основами черчения. И все ещё многим тяжело, я чувствую это. И пусть сейчас у меня нет математики, которую я упорно изучала 11 лет в школе, зато черчение, которого у нас было не так много, как хотелось бы, мне сильно облегчило учебу в ВУЗе. С работами Дарьи можно познакомиться в приложении.

А вот интервью выпускника 2018 года Бодрова Дмитрия: «Я являюсь выпускником МБОУ «СОШ №4» 2018 года. После окончания школы я поступил в Российский университет транспорта (РУТ МИИТ) на специальность – инженер путей сообщения. Как и любому другому студенту этого ВУЗа, мне нужно знать такой предмет, как начертательная геометрия. Для изучения этого для меня предмета, мне пригодились знания, полученные при изучении черчения в школе. Благодаря этим знаниям, я начал преуспевать в трудном для меня предмете – начертательная геометрия, в отличие от своих одногруппников. У большинства студентов не было черчения в школе, поэтому они сталкиваются с большинством проблем, таких элементарных, как линии, простановка размеров, шрифт, виды, проецирование. А предполагается, что они обязаны это знать со школьной скамьи, поэтому им трудно выполнять работы, а мне нет, потому что я это знаю со школьных уроков. Им приходится дополнительно нанимать преподавателей, чтобы восполнить не достающие знания, а я жалею, что плохо понимал нужность черчения для будущего. Изучение черчения очень сильно помогло мне на начальной стадии обучения в этом ВУЗе, и я делаю вывод, что данный предмет необходим в школьной программе. И мне хочется поблагодарить своего учителя, Зуеву Наталью Викторовну за то, что она помогла мне изучить и понять данный предмет. Работы Дмитрия можно увидеть в приложении.

Хочу рассказать об интервью с преподавателем техникума им. А.Т.Туманова преподавателем дисциплины «инженерная графика», Вуколовой Л.В. Людмила Владимировна подтвердила актуальность моей работы, о необходимости снова введения в школьную программу предмета черчения. По учебному плану нет занятий по основам черчения, а студенты приходят из школы без этих основ и не могут сориентироваться в материале, так как эти знания они в школе не получили. Высказала свое непонимание о причинах выведения данного учебного предмета из школьной программы. Ведь профилирующие среднеспецальные и высшие учебные заведения остались, люди получают специализирующие профессии. Есть необходимость предприятий в людях по техническим специальностям, а основ не дают.

Может, и к моему счастью, у нас в школе были уроки по черчению как факультативные занятия, где мы и получили основы этого нового языка. В нас заложили начальные знания: линии чертежа, простановка размеров, проецирование, а это и есть основа при построении чертежей.

Но есть одна проблема. Черчение начали исключать из базовой школьной программы, хотя он необходим при поступлении и обучении в технических ВУЗах. В школах предмету черчение уделялось два года. Именно за этот промежуток времени и изучались основные навыки и знания по предмету, но, к сожалению и этих двух лет не всем хватает. Из-за отмены этого предмета многие будущие технари, нередко меняют свой выбор или тратят время и силы на самостоятельное изучение.

Также черчение пригодится в жизни не зависимо от выбора профессии. Чтобы построить дом, выточить деталь, сделать шкаф, нужно первым делом составить чертёж. Как раз вот здесь и необходимы знания по черчению.

Ещё не стоит забывать о том, что многие школьники занимаются в технических кружках, объединениях. В мире моделей, механизмов и игрушек чертёж играет такую же не маловажную роль, как и в постройке дома, вытачивании детали или создании мебели.

Как же сделать всё выше сказанное, не зная основ черчения?

Черчение нужно, просто необходимо преподавать в школах, хотя бы в сжатой программе.

Ведь это не только чтение и составление чертежей и схем, но и умение работать с измерительными приборами, развитие мелкой моторики, хорошего глазомера, памяти, пространственного мышления и усидчивости, столь важных для здоровья и развития сегодняшнего школьника. А ведь сколько современных профессий нашего прогрессивного времени этого требует! Хочу привести примеры.

Графический дизайнер

Среди множества «визуальных» направлений графический дизайн пользуется сейчас особенно большим спросом. Специалисты в этой области разрабатывают рекламные материалы, буклеты и плакаты, создают книжные макеты, упаковку, сайты и многое другое. Дизайнеру необходимы отличное знание графических пакетов.

Архитектор

Архитектура находится на стыке технической и творческой специальностей, поэтому тут, с одной стороны, понадобится хорошо развитый художественный вкус, умение создавать новое и креативно обрабатывать уже существующее и чувство стиля, а с другой — знание математики, инженерной графики, умение рационально и логически мыслить.

Профессия архитектора включает в себя множество специализаций (проектирование зданий и строений, урбанистика, градостроительство, ландшафтная архитектура и т. д.) и позволяет выбрать интересное направление и найти баланс между техническим и творческим.

Художник-постановщик

Художники-постановщики создают окружающую среду в фильмах или на сцене, в театре. Они занимаются разработкой эскизов и чертежей декораций, подбирают подходящую мебель и реквизит, оценивают места для натурных съемок и т. д.

Иллюстратор

Иллюстраторы — специалисты, которые передают или усиливают смысл текста за счет использования изображений и графических элементов.

3D-моделлер

3D-моделлеры в общем смысле слова — это специалисты, которые создают объемные модели чего бы то ни было. Разделяться они могут на модельеров персонажей, техники, ландшафта, отдельных объектов и т. п. Сейчас это направление становится все более востребованным: 3D-графика используется при создании компьютерных игр, в кино, для различных симуляторов и представлений проектов.

Реставратор

Реставратор восстанавливает поврежденные картины или другие предметы искусства. Поскольку техник, объектов, а также материалов, с помощью которых они создаются, очень много, реставраторы, как правило, специализируются на чем-то конкретном.

Мультипликатор

Работа художника-мультипликатора включает в себя несколько различных направлений. Можно стать художником по персонажам и разрабатывать образ героев мультфильмов, заниматься раскадровкой — прорисовывать фазы движения персонажей, создавать «чистые» кадры для финального использования, фоны, локации и т. п. Для работы обязательно понадобится знание графических пакетов, причем не только из области традиционной 2D-анимации, но и из сферы 3D-моделирования.

Игровой художник

Благодаря популярности мобильных и «социальных» приложений, индустрия игр в последние годы активно развивается и в России. Художники отвечают за все многообразие визуальных образов: разрабатывают концепцию и создают персонажей..

Модельер

Дизайнер одежды — многогранная профессия. С одной стороны, в его задачи входит разработка эскизов новых вещей и коллекций одежды, и это требует творческого подхода и нестандартного мышления. С другой, даже если речь идет о высокой моде, модельеру необходимо разрабатывать конструкторские решения, чтобы одежда хорошо сидела на человеке. Кроме того, такие специалисты часто готовят одежду для промышленного производства и участвуют в организации показов.

Свободный художник

Создавать и затем продавать свои собственные картины — один из самых трудных и самых интересных вариантов для тех, кто любит рисовать. Сейчас нет необходимости пробиваться в галереи и рисовать только в традиционном стиле — картины можно продавать самостоятельно на специализированных сайтах. Однако и там конкуренция очень велика.

2.4. Черчение в моей жизни

Я уже упоминал выше, что многие школьники и по сей день занимаются в технических кружках. Так же я говорил про факультативные занятия по черчению в нашей школе. Все полученные знания действительно мне очень пригодились, так как я уже не первый год посещаю и активно занимаюсь в судомодельном кружке в нашем городе. С моими чертежами, выполненными на судомодельном кружке можно ознакомиться в приложении.

Как и на уроке черчения, педагог на кружке рассказывал нам, что с самого детства мы оказывается чертили чертежи и совсем не обязательно, что это была какая-то деталь. Например, когда в раннем детстве приглашали кого-то в гости, на день рождения, мы вырисовывали нашему гостю путь следования к нам, мимо какого дерева нужно пройти, за каким домом повернуть…

Всё это тоже черчение, только не те чертежи, которые мы привыкли видеть, а схемы маршрута следования, планы и т.д.

На кружке нас учат работать с различными инструментами и материалами, но с начала всё начинается с основного-работы с карандашом и линейкой, а именно с основ черчения.

Мною выполнены практические модели судов, которые занимали призовые места всероссийского и регионального значения. И естественно все было выполнено по чертежам, начиная с маленьких деталей, заканчивая корпусами.

Заключение

Я надеюсь, что мне удалось довести актуальность своей работы до логического конца, приводя примеры из настоящего времени, мнениями студентов, «криком души» преподавателей. Свою работу хочу предоставить на другие конкурсы, может увидят и услышат люди создающие программы для общеобразовательных школ, о необходимости снова введения предмета черчения в школьный курс. Уровень обученности учащихся в школах с успехами на «3» и «4» составляет большой процент, и именно они становятся лучшими специалистами рабочих профессий, именно на их опыте работы развиваются современные производства, создают большую конкурентную способность даже иностранным производствам.

Технический прогресс бурно развивается и все большая доля «ответственности» ложится на черчение. Именно оно закладывает прочный фундамент для всего, что делает человек. Так как черчение начало вытесняться из школьной программы, всё сложнее будущим инженерам и технологам даётся изучение этой науки и всё большая доля ответственности ложится на учителей в школах и ВУЗах. Хочу закончить свою исследовательскую работу словами В.В.Путина: «Важно воспитывать культуру исследовательской, инженерной работы. В школе нужно активно развивать творческое начало…»

Список использованной литературы

1. Боголюбов, С.К. Задания по курсу черчения / С.К. Боголюбов. - М.: Высшая школа, 2000. - 279 c.
2. Боголюбов, С.К. Машиностроительное черчение / С.К. Боголюбов, А.В. Воинов. - М.: Высшая школа; Издание 3-е, испр., 2001. - 319 c.
3. Большаков, В. П. КОМПАС-3D для студентов и школьников. Черчение, информатика, геометрия (+ DVD-ROM) / В.П. Большаков. - М.: БХВ-Петербург, 2010. - 304 c.
4. Воротников, И. А. Занимательное черчение / И.А. Воротников. - М.: Просвещение, 1990. - 224 c.
5. Карточки-задания по черчению. В 2 частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2004. - 160 c.
6. Левицкий, В. С. Машиностроительное черчение и автоматизация выполнения чертежей / В.С. Левицкий. - М.: Высшая школа, 2007. - 440 c.
7. Маркаров, С. М. Краткий словарь-справочник по черчению / С.М. Маркаров. - М.: Машиностроение, 2009. - 162 c.
8. Методическое пособие по черчению.7-8 классы / А.Д. Ботвинников и др. - Москва:,2011. - 160 c.
9. Павлова, А. А. Графика и черчение. 7-9 классы. Рабочая тетрадь №1 / А.А. Павлова, Е.И. Корзинова. - М.: Владос, 2000. - 112 c.
10. Павлова, А. А. Графика и черчение. 7-9 классы. Рабочая тетрадь №2 / А.А. Павлова, Е.И. Корзинова. - М.: Владос, 2000. - 128 c.

Просмотров работы: 1574