Введение.
В наше время тема «Робототехника» завораживает и пугает одновременно. Еще относительно недавно эта тема оставалась в области фантастики в фильмах или книгах. Каждый из нас хотя бы раз в жизни смотрел, по меньшей мере, один фильм про роботов, даже я, обучающийся 5 класса, и не один. Стоит заметить, что на уроках технологии мы будем изучать новые технологии, и робототехнику тоже. Тема очень интересная, но имеет некоторые проблемы.
Новые роботы, возможно уже очень скоро, заменят людей в армии, на транспорте и даже в домашнем хозяйстве. Вспоминая сюжеты известных книг в жанре фантастика, можно испугаться «бунта машин», но никакие страхи и предубеждения не остановят прогресс в развитии робототехники.
Роботы уже широко используются в транспорте, в исследованиях Земли и космоса, в хирургии и проведении лабораторных исследований, в сфере безопасности, в военной промышленности. Роботы играют все более важную роль в жизни, выполняя все больше новых задач.
Робототехника в школе представляет учащимся технологии века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают.
Эдуард Пройдаков: Во-первых, роботы уже стали частью новой промышленной революции, основные черты которой — роботизация производства и широкое внедрение аддитивных технологий (3D-печати). Эти процессы дополняют друг друга, поскольку внедрение 3D-печати существенно снижает объемы сборочных работ и количество видов механообработки.1
В данной работе будут рассмотрены плюсы и минусы направления «робототехника» в школе, основные проблемы и пути их разрешения.
Робототехника в школе: плюсы и минусы
Всё меняется и развивается. Не стоит на месте и образование: необходимо подстраиваться под быстро меняющиеся условия жизни, возрастающие требования к выпускникам школ, к специалистам на рабочих местах. Важное место в развитии технологий занимает робототехника.
Робототехника – это область техники, связанная с разработкой и применением роботов, а также компьютерных систем для управления ими, сенсорной обратной связи и обработки информации. 2
Широкое использование роботов во многих сферах деятельности человека привело к тому, что нужны специалисты и в этой сфере. И на уроках технологии в школе нам рассказывают о возможностях робототехники, о её значении.
Современное образование должно соответствовать целым опережающего развития, что было утверждено в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Для этого нужно организовать:
Изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем;
Обучение, ориентированное и на знание, и на деятельность.
Этим двум аспектам отвечает робототехника.
Рассмотрим плюсы робототехники для детей.
Робототехника в школе может:
дать старт школьникам, которые проявляют интерес к науке и техническому творчеству;
развить лидерские качества учеников;
научить школьников работать на разных технологических и информационных платформах;
стать основой для профессионального роста;
научить работать в команде.
Из минусов робототехники в школе можно указать стремление детей упростить работу, из-за чего может показаться, что работать с микроэлектроникой просто. Дети будут думать, что робототехника – простой конструктор, хотя это не так.
Проблемы робототехники.
Главная проблема робототехники – отсутствие условий и оборудования во многих общеобразовательных школах для проведения занятий робототехника. Для активных занятий робототехникой нужны специально оборудованные классы, компьютеры и конструкторы. Не в каждой городской школе, как и в большинстве сельских школ, есть возможность оборудовать классы. Потому что часто не хватает кабинетов, школы переполнены.
Ещё одна проблема заключается в том, что дисциплина «технология» не воспринимается как серьезный предмет. К нему показывается отношение как к дополнительному, необязательному уроку. «Сейчас в школах к уроку технологии относятся как к факультативу. Технология - это общеобразовательный предмет, который есть в федеральных стандартах. При этом по нему не проводится ЕГЭ. Это делает его абсолютно бессмысленным в глазах директоров школ» - слова руководителя направления юниоров Алексея Федосеева. Он также добавил, что уроки технологии в отличие от старых уроков труда, не должны отличаться для мальчиков и девочек. «На наших чемпионатах все конкурсанты выполняют одни и те же задачи, а среди юниоров-медалистов на чемпионате в Абу-Даби девушки представляли такие компетенции как мобильная робототехника и электромонтаж».3
Пока еще в школе проведение курса «робототехника» чаще всего невозможно. Все мы слышим об открытии новых центров для детей и молодежи, в которых изучаются новые технологии. В них оборудованы лаборатории и компьютерные классы не просто для изучения новых технологий, но и для практических занятий. Например, создаются новые программы по технологии для школ, в которых будут углубленно изучаться и информационные технологии и робототехника и т.д. как для мальчиков, так и для девочек. Не будет разделения занятий по технологии «мальчики отдельно от девочек», как это было давно и есть сейчас, все будут заниматься робототехникой и наукой. И тут стоит написать о третьей проблеме: неспособность или нежелание отдельных школьников работать с новыми технологиями.
Я пишу об этом, потому что понимаю, что не всегда стоит нести науку в массы. Не все дети выберут профессию, связанную с роботами или информационными технологиями, скорее даже большинство из них, из нас выберут профессии, такие как повар, водитель, автомеханик, парикмахер, кто-то пойдет в учителя, кто-то в юристы и т.д. А введение в школе обязательного изучения и практической работы с новыми технологиями приведет, как мне кажется, не только к нежеланию детей заниматься робототехникой, но и к тому, что сама по себе научная деятельность перестанет быть ею.
Вывод.
На мой взгляд, проблемы робототехники заключаются в стремлении ввести ее как обязательную дисциплину в школе. Но введение ЕГЭ по технологии, как мне кажется, только создаст еще больше проблем: очень большая нагрузка может обернуться спадом успеваемости у выпускников. Мы стремимся к улучшению качества образования, но при этом создаются дополнительные условия, которые снижают общую успеваемость, дети не в состоянии изучить такой объем информации.
Я – за робототехнику и развитие информационных технологий. Но идеальным было бы не введение и обязательное изучение новых технологий в общеобразовательные школы, а создание специальных кружков и секций с хорошим обеспечением, куда могли бы приходить реально заинтересованные в этом дети. Наукой интересуются единицы, но и у них нет условий для углубленного изучения. А создание в каждом городе и крупном районном центре научных центров для детей решит много проблем. Все талантливые дети смогут реализовать свои идеи. Нужно, чтобы эти центры принимали детей за небольшую плату, а многодетным и бедным семьям, бесплатно давали возможность посещать научные кружки. Среди бедных семей также есть талантливые и умные дети, но у них нет возможности куда-либо пойти.
Мой вывод в том, что в попытках ввести новые стандарты, забывают о простых людях. Мы не роботы, мы не можем не спать, изучая новые предметы, спортивные секции и кружки также отнимают время. Главная задача школьника – учение! В учении мы развиваемся, как личности. И не все личности пойдут в науку. Мы, школьники, за создание специальных центров, где будут изучаться новые технологии. Робототехника – интереснейшая отрасль науки и информационных технологий. Я очень хочу, чтобы Российская наука шла вперед и стала лидером в мировой научной индустрии. Для этого нужны специальные учреждения для создания благоприятной среды для тех, чей разум грезит о науке, о создании тех самых роботов, супер-компьютеров, которые умещаются на поверхности ногтя. Я верю, что в России очень много талантов, которые будут вести страну вперед. Но им нужны условия! Нам нужны условия для саморазвития и самосовершенствования. Это все-таки не масштаб школьных уроков технологии. На уроках технологии нас учат работать руками, обустраивать свой быт. Из ничего сделать что-то нужное или полезное. Эти навыки также ценны для каждого из нас, как развитие новых технологий в нашей стране в целом. Нужно работать сообща. Просто при попытках популяризовать науку, может получиться так, что наука как таковая, перестанет ей быть, вся научная отрасль превратится в кружок по интересам.
Знакомить детей с робототехникой необходимо в школе, говорить об этом, заниматься практикой, но не в обязательном порядке. Кому надо, те выберут свой путь и свяжут его с научной деятельностью. Кто знает, может кто-то из моих одноклассников или даже я сам стану разработчиком какого-либо инновационного робота? Для этого нам нужны условия, а не препятствия.
Хотелось бы завершить цитатой: «Наука существует не для того, чтобы зажигать свет в душе, которая лишена его, не для того, чтобы сделать слепого зрячим; её назначение – не давать зрение, а направлять его, указывать человеку дорогу, если ноги его от природы прямы и могут ходить».
М. де Монтель.
Список литературы и источников:
Sergeyev A. Alaraje N. Promoting Robotics Education: Curriculum and State-of-the-Art Robotics Laboratory Development // The Technology Interface Journal. Vol. 10 N3. 2010. http://technologyinterface.nmsu.edu/Spring10/.
Гейтс У. Механическое будущее // В мире науки. Информационные технологии. 2007, № 5.
https://multiurok.ru/index.php/files/robototekhnika-na-urokakh-tekhnologii-v-5-6-klassa.html
https://stockinfocus.ru/2014/11/25/ya-robot-perspektivy-razvitiya-robototexniki-v-blizhajshie-10-let/
https://rosuchebnik.ru/material/robototekhnika-v-shkole-5-plyusov/
https://pedsovet.org/beta/article/predlozena-novaa-koncepcia-predmeta-tehnologia-v-skole
1 https://stockinfocus.ru/2014/11/25/ya-robot-perspektivy-razvitiya-robototexniki-v-blizhajshie-10-let/
2https://rosuchebnik.ru/material/robototekhnika-v-shkole-5-plyusov/
3 https://pedsovet.org/beta/article/predlozena-novaa-koncepcia-predmeta-tehnologia-v-skole