Введение
Тема работы «Вышивание атласными лентами». Работая над данной темой, я решила, что умение вышивать лентами, это возможность приобщения к прекрасному. Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры. Умение вышивать атласными лентами я получила на кружке «Досуг» и теперь мне очень хочется использовать его для украшения интерьера своего дома и своего гардероба.
В настоящее время вышивание очень актуально. В нашем, 21 веке, не теряется интерес к этому виду рукоделия. Умение вышивать у многих вызывает восхищение. Ведь это настоящее искусство, которое требует не только мастерства и фантазии, но и большой усидчивости и целеустремлённости. Вышивание атласными лентами позволяет выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и домашнем интерьере.
Цель моей работы - изучение истории вышивания, как элемента декоративно-прикладного творчества с древнейших времен до современности, реализация своих возможностей через вышивание атласными лентами.
При работе над темой мы поставили следующие задачи:
1.овладеть технологией вышивания атласными лентами,
2.выявить границы становления и развития древнейшего рукоделия – вышивания,
3.показать динамику развития рукоделия с древнейших времен до нашего времени,
4.привлечь молодежь к традиционному виду искусству,
5.усовершенствовать технику вышивания атласными лентами,
6.выполнить качественную работу и продемонстрировать ее,
7.проделать исследование.
Предмет: вышивание атласными лентами
Объект исследования - вышивание атласными лентами.
Выполняя работу мы использовали методы:
-наблюдение;
-диагностика;
-исследование;
-практические.
Наша работа состоит из 3 глав, заключения, списка использованной литературы, в количестве 21страницы, приложения.
Глава 1
1.1 История вышивания до наших дней.
Вышивание атласными лентами – это искусство создавать всевозможные цветочные мотивы при помощи материала, имеющего разную структуру, ширину и цветовую гамму.
Самые древние вышивки, которые сохранились до наших дней, были выполнены в V—IV веках до н. э. китайскими мастерицами. Они представляют собой декоративное шитье шелком, волосом, золотыми и серебряными нитками на шелковой ткани.
В Древнем Китае вышитыми узорами украшались одежда, картины и ковры. В вышитых орнаментах зачастую встречались изображения птиц и цветов. В вышивках Древней Индии, Ирана и Японии преобладали растительные мотивы, фигурки животных и жанровые сцены.
В II веке до н.э. шёлк стал караванным эквивалентом. Многокилометровые верблюжьи караваны доставляли шёлк в Европу. Он стал очень модной тканью и в начале новой эры захлестнул Римскую империю. Килограмм драгоценной ткани приравнивался к килограмму золота.
Тайна китайцев была раскрыта в 552 году, греки научились изготавливать собственный шёлк. Свой секрет они тоже тщательно охраняли.
В Западную Европу эта индустрия проникла позже, когда из Константинополя в Италию вывезли множество греческих мастеров. Качество китайского шёлка ещё долго оставалось несравненным, но настойчивость и умение мастеров Франции превзошли Китай в XVI веке.
О развитии этого вида искусства в Древней Греции повествует миф о рукодельнице Арахне, посмевшей бросить вызов самой Афине. За свою дерзость женщина была превращена богиней в паука. В декоративных целях древние греки и римляне использовали и ленты. Гречанки вплетали в волосы полоски тканей, а римлянки украшали свои прически повязками, расшитыми золотом и драгоценными камнями. Цветными лентами отделывалась и одежда, причем каждому социальному классу соответствовали определенные цвет и материал. Искусство вышивки также было известно древним египтянам, о чем свидетельствуют богато расшитые одеяния фараонов. У древних египтян его заимствовали евреи и ассирийцы.
В период Средневековья красотой и изяществом шитья золотом и шелком славилась Византия, где рукодельницами были разработаны оригинальные способы вышивания и особые орнаменты. Их мастерство способствовало развитию этого вида рукоделия во многих европейских странах. В XIII веке в. Англии большой популярностью пользовалась вышивка серебром, золотом и шелком, для которой были характерны роскошные, причудливо переплетающиеся растительные орнаменты. В средневековой Италии спинки стульев и балдахины декорировались лентами. Ими подвязывались и тяжелые занавеси, которыми зимой закрывались окна для защиты от холода. Но только в XIV веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. Традиции ткачества в Лионе и благоприятные климатические условия юга Европы способствовали быстрому развитию производства ценной шелковой нити.
После переезда папской курии в Авиньон, под опеку французского короля, знатные господа стали щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами с золотой каймой или парчовыми лентами, соответственно рангу и происхождению носившего их.
В 1446 году будущий король Людовик XI пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город были завезены разнообразные станки как для выделки шелка, так и для изготовления шелковых лент. Спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр. В 1560 году в нем уже пятьдесят тысяч ткачей, которые изготавливали разные, в том числе дорогие и экстравагантные, шелковые ленты, а южнее в Везли и Сент-Этьене, почти сорок пять тысяч человек трудились на производстве тесьмы.
К 1660 году в Сент-Этьене и окрестностях насчитывалось уже около восьмидесяти тысяч ткацких станков для выработки лент и триста семьдесят - для производства позументных. В начале XVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Король Франции Людовик XIV украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой.
Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим. Платья стали объемными и просторными, богато украшенными лентами. В моду вошли "летящие платья" с незастроченными складками на груди и многочисленными лентами.
Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками "а ля рококо", листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным. В ателье, носивших высокое звание "Поставщики королевского двора" с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры. Теперь они красуются в музейных витринах по всему миру - от Лондона до Претории. Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова в Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи. Вместе с переселенцами из Старого Света он попал в Америку, где быстро завоевал популярность. Расцвет искусства пришелся на 70-е годы XIX столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганных одеялах, безделушках для дома и шляпах.
После Второй мировой войны интерес публики ко всем видам рукоделия стал снижаться. Но в течение двух последних десятилетий началось возрождение вышивки. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех!
1.2 История вышивания в наше время.
В 1870 годы вышивка шелковыми ленточками получила наибольшее распространение. Лентами декорировали юбки, рукава, лифы, воротники, манжеты платьев, перчатки, шали. Кроме того, объемной вышивкой украшали стеганые одеяла, абажуры, зонтики и разнообразные предметы обихода. А также стали модными различные накладные отделки из украшений: шелковых лент, фигурных блесток, объёмных аппликаций из подкрашенного газа с синелью. Могли комбинироваться различные виды вышивок. Например, аппликацию из шелковых ленточек совмещали с цветной гладью. В 20 веке интерес к этому виду рукоделия снизился так же, как и к остальным его видам. В конце прошлого столетия вышивка шелковыми лентами стала появляться вновь, вспоминается история вышивки лентами, которая в настоящее время переживает второе рождение.
Шелковые ленты и тесьма, применяемые для отделки прочно вошли и в нашу повседневную жизнь. О них обычно вспоминают перед праздниками и торжественными событиями, когда возникает необходимость украсить и расцветить окружающий нас мир. В Италии шумные и веселые торжества, удавшиеся на славу, даже называются "праздниками с бантиками". С помощью оригинального объемного рисунка или банта можно объединить в единый ансамбль несколько предметов вашего гардероба.
Универсальность этого вида вышивки в том, что она позволяет оформить и детский полотняный рюкзачок, и дамскую вечернюю сумочку.
Овладев техникой вышивки лентами, Вы без труда сможете делать красивые скатерти и салфетки, мешочки для флакончиков с духами, коробочки для драгоценностей, оригинальные вышитые подушки и множество других милых вещичек.
Глава 2
2.1 Инструменты и материалы.
В качестве основы для вышивки лентами можно использовать канву или ткань. При этом канву следует брать с мелким переплетением, что сделает более выразительными и объемными ленточные стежки. Ткань следует выбирать плотную, чтобы удерживать стежки, и в тоже время, игла с лентой должна хорошо проходить через ткань. Избегайте легких и прозрачных тканей — они будут плохо держать форму и просвечивать обратную сторону вышивки. Можно также использовать и толстые ткани, только тогда придется использовать шило или толстую иглу для формирования отверстия для иглы с лентой. Для вышивки лентами можно использовать все виды лент: атласные, шелковые, капроновые. Огромный выбор лент по цветовой гамме, по фактуре и по ширине позволит нам создать сложные многоцветные композиции. Наиболее используемыми по ширине являются ленты от 3 до 15 мм. Такие ленты легко фиксируются в игле, проходят через ткань и драпируются. Более широкие ленты используются для создания отдельных объемных элементов. При вышивке лентами очень важно подобрать иглы с широким ушком для лент. При этом в идеальном варианте иметь на каждую ленту свою отдельную иглу. Это позволит Вам сэкономить расход лент и свое время. Для более толстых тканей можно использовать гобеленовые иглы с тупым концом. Для расшивания полотна бисером незаменимой помощницей будет бисерная игла, очень тонкая для того, чтобы нанизать на нее бисер любого диаметра. Также можно использовать для вышивки цыганские иглы и обычные швейные широким ушком. Использование в работе пялец для вышивания является одним из условий выполнения качественной и ровной вышивки. Пяльца удерживают ткань натянутой и ровной, помогая избежать провисания ткани. Пяльца бывают деревянными и пластмассовыми, а также имеют различный диаметр и бывают с креплением, что позволяет не удерживать пяльца на весу и облегчает процесс вышивки. Замины, которые образовались на ткани после использования пялец, очень легко отгладить утюгом. При этом ткань лучше не держать долгое время в пяльцах, а оставлять в разложенном виде. Ножницы лучше всего использовать острые и не тяжелые, чтобы ими было удобно пользоваться и не распускать концы лент. Булавки при вышивке лентами являются незаменимыми помощницами, так как помогают закрепить кальку на ткани. Калька помогает перенести рисунок на канву или ткань. При выборе кальки лучше отдать свое предпочтение чертежной кальке, так как она более прочная и эластичная. Шило обычно используется при работе с плотными и толстыми тканями, а также в том случае, когда следует протянуть очень толстую ленту. Чтобы не повредить структуру ткани лучше использовать шило. (Приложение 2)
2.2 Воплощение замысла в реальность
Инструменты и материалы: канва, лента розового, бордового и зеленого цвета шириной 2см, лента оранжевого, желтого и белого цвета шириной 0,5см, иголка, ножницы.
Описание картины: на картине вышита корзина с розовыми и бордовыми розами, и лепестками.
Прямой стежок с завитком
Вытянуть иглу с лентой на лицевую сторону ткани в точке 1, прижать ленту к канве лицевой стороной вверх в нужном направлении. На расстоянии требуемой длины стежка вколоть иглу в центр ленты в точке 2 и протянуть ее на изнаночную сторону. Затягивать ленту постепенно, пока на ее конце не образуется острый уголок с симметричными завитками кромок посередине ленты.
Шов «сетка»
Выполнить тонкой лентой светлого тона вертикальные прямые стежки. Переплести эти стежки лентой темного тона. Шов применяют для вышивания корзины, плетня и др.
Роза « паутинка»
Выполнить дополнительной иглой каркас для цветка розы из ниток мулине. Для этого проложить пять лучеобразных стежков из одного центра. Закрепить нить на изнанке. Вывести рядом с центром каркаса на лицевую сторону ленту темного оттенка . Переплести в направлении против часовой стрелки лучи каркаса, проводя ленту над и под стежками сделать несколько кругов, формирую постепенно центр розы. Увести ленту на изнаночную сторону и закрепить ее. Вывести на лицевую сторону ленту светлого оттенка и выполнить аналогично несколько кругов переплетения. Ленту не натягивать, позволяя ей, перекручиваться, лепестки расправлять острием иглы. Когда образуется цветок и все нити основы будут закрыты, вывести ленту на изнаночную сторону и закрепить ее. (Приложение 1)
Глава 3
3.1 Сложность и длительность выполнения.
Мы решили рассчитать себестоимость работ и выявить, какая из них будет более доступна всем начинающим.
Таблица1 Картина «Цветы».
Наименование |
Цена,руб |
Количество,м |
Сумма, руб |
Канва |
150 |
0,4 |
60 |
Ленты атласные широкие |
10 |
10 |
100 |
Итог: |
160 |
Наименование |
Цена,руб |
Количество, м |
Сумма,руб |
Канва |
150 |
0,5м |
75 |
Ленты атласные широкие |
10 |
20 м |
200 |
Ленты атласные узкие |
5 |
8м |
40 |
Итог: |
315 |
Таблица 2. Картина «Цветочная корзина»
Продолжив изучение, мы провели исследование по сложности и длительности выполнения и пришли к следующему выводу, что выполняя работу по вышиванию лентами, мы выяснили, что по сложности и длительности они разные. Например, картину «Цветы»я выполняла 1 неделю, уделяя ей около 1 часу в день, картину «Цветочная корзина» 2 недели, уделяя ей по 1-1.5 часа в день. Исходя из этого исследования, мы сделали вывод, что быстрее я выполнила маленькую картину, так как она легче по технике выполнения. Для маленькой картины меньше затрат на ее изготовление.
3.2 Привлечение молодежи к традиционному виду искусства.
Для привлечения молодежи я провела в моей школе среди 5-7 классов анкетирование, опросив 35 человек. В анкету, я включила основные вопросы заключающие в себе по моему мнению главное.
Анкета:
Вопрос 1. Знаете ли вы, что такое вышивание атласными лентами?
Вопрос 2. Нравиться ли вам заниматься этим?
Вопрос 3. Знаете ли вы об истории вышивания лентами?
Вопрос 4. Часто ли вы вышиваете лентами? Если да, то сколько времени уделяете?
Вопрос 5. Занимаетесь ли вы в свободное время вышиванием?
Вопрос 6. Что вы предпочитаете чтение книг или вышивание атласными лентами?
Вопрос 7. Если вы вышиваете атласными лентами, то почему именно этот вид искусства?
В результате проведения анкетирование мы получили такие результаты: на первый вопрос 96% из 100% ответили положительно, на второй вопрос 63% учеников вообще не занимаются вышиванием атласными лентами, но 37% напротив, любят этим заниматься, на третий вопрос: да-ответили 17%, нет-83%. На четвертый вопрос 19% учеников ответили – редко, 60% ответили, что вообще не вышивают и 38% - ответили, что часто вышивают лентами. На пятый вопрос нашей анкеты ответили 40% детей любят заниматься вышиванием, а 60% не вышивают лентами. На шестой вопрос нашей анкеты 17% - предпочитают чтение книг, 20% - вышивать лентами и остальные 63% - ни вышивать лентами, ни читать книги. И на седьмой вопрос 53% учеников – вообще не вышивают, 22% ответили, что им это нравится, 25% это интересно. Если проводить рассуждения по результатам анкеты, то я могу сделать вывод, что девушки нашего поколения хотят увлекаться данным видом искусства, так как оно зарождалось издревле.
(Приложение 3)
Заключение
Подведя итог нашей работы, мы добились всех поставленных перед нами задач.
Во-первых, овладели технологией выполнения вышивания лентами;
во-вторых, привлекли молодежь к традиционному виду искусства;
в-третьих, выявили границы становления и развития древнейшего рукоделия вышивания;
в-четвертых, показали динамику развития рукоделия с древнейших времен до нашего времени;
в-пятых, провели исследовательскую работу.
Технология вышивания лентами также интересна и замысловата, как и её история. Я много узнала об истории вышивания атласными лентами. Работая с литературой и справочным материалом, я получила много новых теоретических знаний. Выполняя изделия, я получила большое удовольствие. Результат полностью оправдал мои ожидания. Мне очень понравился внешний вид работы. Мое рукоделие оценили мои родственники, им очень понравилось. Я собираюсь и в дальнейшем выполнять изделия в технике вышивания лентами. В процессе исследования, я считаю что, мне удалось выявить границы становления и развития древнейшего рукоделия – вышивания, показать динамику развития рукоделия с древнейших времен до нашего времени. В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми стежками, композиционными приемами, современными материалами. В современное время вышивание – очень популярное хобби.
Вышитые картины прочны и красивы. Приложив немного терпения и труда, с помощью простой иголки и ленты вы сможете подарить любовь и радость родным людям и порадовать себя. Вышивка лентами это еще один метод воспитывать трудолюбие и эстетический вкус.
Cписок использованной литературы
1.Иванова А.А «Вышивка в интерьере» Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2003
2. «Рукоделие» энциклопедия 1998г.
3. «Валентина» журнал 2008-2015г.
4. Симоненко В.Д. «Технология ведения дома 7 класс » Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2014г.
5. «Модный журнал»
6. «Лукошко идей» журнал 10(14) 2013г.
7. «Diana КРЕАТИВ» журнал №2 2012г.
8. Диск « Вышивка шелковыми лентами»
Приложение
Приложение 1
Эскиз картины
Приложение 2
Инструменты и материалы
Приложение 3
Диагностика
Приложение 4
Приложение5