Ажурный аксессуар от века до века

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ажурный аксессуар от века до века

Науменко А.С. 1
1МБОУ СОШ ЗАТО Видяево
Рафикова Г.Б. 1
1МБОУ СОШ ЗАТО Видяево
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Теоретическая часть

Мода на воротнички уже давно взбаламутила женские сердца и души. И, пожалуй, каждая девушка, так или иначе стремящаяся выглядеть стильно, если не обзавелась заветным воротничком, то хотя бы не раз слышала о нем и просматривала на модных ресурсах вариации этого прелестного аксессуара.

Актуальность заключается в развитии творческих способностей, освоении новых видов декоративно-прикладного искусства, формировании новых знаний, умений и навыков, а также создания индивидуального образа с помощью изделий, выполненных своими руками с использованием современных материалов. Всё это позволяет развивать эстетический вкус, идти в ногу со временем.

Цель: Изучение характерных особенностей воротников, его разнообразие и назначение. Использование различных узоров в создании сьемных воротников. 

Задачи:

-изучить требования к современной одежде;

-изучить историю воротников в одежде;

-создать своими руками оригинальный комплект съёмных воротников с наименьшими затратами

Объект исследования: ажурные воротники

Предмет исследования: узоры в выполнении сьемных воротников.

Гипотеза: если использовать узоры ажурных воротников прошлого века, то можно создать современный воротник.

Методы исследования: поисковый, аналитический, практический.

1. Основная часть

1.1. История возникновения ВОРОТНИКОВ

Простой крючок из стали

И нитки – раз и два! –

Нужны, чтоб возникали

Ажуры-кружева.

Подвластны все узоры

Крючку или игле:

Так делали уборы

И раньше на земле.

Такая, казалось бы, привычная деталь одежды, как воротничок. Накладные, отложные, воротники-стойки — в нашем гардеробе достаточно много вещей, где они присутствуют. А ведь, на самом деле, воротник имеет очень интересную и богатую историю.

Принято считать, что прообразы современных накладных воротников появились еще у древних египтян. Они были составляющей частью преимущественно мужского гардероба, покрывали не только шею, но и плечи, и были украшены бусами из стекла, вышивкой и вставками из драгоценных камней. Наличие такого декора имело и еще отличительную функцию, так, например, у военного сословия были обязательные красные полосы на одном плече.

Первоначально воротник появился в виде полоски в 13 веке. В 14 веке впервые появился объемный воротник-стойка и сразу стал традиционной частью мужского костюма. Обычно изготавливался из меха, бархата. В эпоху средневековья женщины стали носить платья с более глубоким вырезом, который отделывается воротником — шалью из горностая. В 16 веке воротник-фреза стал неотъемлемой частью костюма. По форме он плоский не широкий, сильно накрахмаленный воротник, он был признаком элегантности костюма.

Широкий белый воротник, плотно прилегающий к шее, который берет свое начало в испанской моде XVI века. Мария Стюарт часто носила именно такой воротник. Обычно он выполнялся из гипюра, тюля и кружев и отличался от цвета основного наряда своей белизной. Ему на смену пришел изысканный воротник «Медичи». Он представлял собой высокую веерообразную конструкцию на каркасе.

В 17 веке объемные воротники утрачивают свою популярность и мода приходит на большие отложные воротники. Они были дорогие из кружева, закрывали плечи. Такие могли себе позволить лишь богатые граждане, простые люди ограничивались обычными тканями без украшений. Во второй половине 17 века на авансцену выходят парики, становясь важной и непременной частью одежды. Меняется и воротник — он становится короче и приобретает удлиненную прямоугольную форму. В 20-е годы 19 столетия воротник приобретает различные формы: от небольших шалек до низких стоек.

Модные тенденции предлагают множество разновидностей воротников, которые не только являются привычной деталью современной одежды, но и служат способом выражения дизайнерского решения и декоративным элементом, украшающим любой наряд.

ИСТОРИЯ КРУЖЕВНЫХ ВОРОТНИКОВ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В

СОВРЕМЕННЫХ ВОРОТНИКАХ

Где и когда появились кружева, точно не известно. Некоторые историки моды ищут в старинных книгах и даже в Библии упоминания об «ажурных тканях», но скорее всего, речь шла о вышивке на тонком полотне. Кружево в классическом понимании возникло в Европе примерно на рубеже XV-XVI веков, и родиной его считается Италия.

Знаменитые венецианские кружева сначала выглядели очень просто – узкие полоски с простым геометрическим орнаментом, самый известный из них – "ретичелла" (сеточка). Постепенно узоры усложнялись - появлялись изображения цветов, листьев, животных и людей. Их хлопковых и льняных нитей делали шитый гипюр, а для коклюшечных кружев использовали шелк и шесть разных цветов, золотые и серебряные нити. Помимо Венеции, "кружевными" центрами были Флоренция, Генуя и Милан. Только в XVI столетии в Италии было издано 22(!) книги с узорами для кружевных изделий.

Второй важнейший центр кружевоплетения – это, без сомнения, Фландрия (современные Бельгия и часть Нидерландов). Именно оттуда ведут свою историю знаменитые фламандские или брюссельские кружева. Их делали только из местного льна высочайшего качества, который прялся в ужасных для работниц условиях – только в сырых помещениях, чтобы нить сохраняла эластичность. Кружева были не белыми, а розоватыми, из-за особого оттенка льна. Орнаменты выплетались самые разнообразные, а фоном служил тончайший кружевной тюль. "Валансьен", "бенш", "малин" - это только часть различных видов фландрского кружева. Часто встречающиеся в романах "брабантские кружева" - более простой и грубый вид, который чаще шел на украшение мужских костюмов. Интересна история гипюровых кружев "англетэр" - они вовсе не английские, как можно подумать, а фландрские, названные так для контрабандной продажи в Англии, куда был запрещен ввоз иностранного кружева.

Мода на кружева во Франции пошла "с легкой руки" королев-итальянок – Екатерины и Марии Медичи. Ввоз итальянских изделий был очень дорог, и к началу XVII века французы наладили собственное производство. Алансон, Аржантан, Лион, Седан, монастырь Клюни – только некоторые из центров французского кружевоплетения. Будучи законодателями европейской моды, французские мастера и в этом ремесле вскоре обошли итальянцев и фламандцев. Французское кружево, – более мелкое, нежное и изящное, отличалось разнообразием фонов и орнаментов. Появились настоящие кружевные картины – с библейскими, мифологическими и галантными сценками. Именно французские кружевницы придумали орнамент по всему тюлевому фону – "мушки", цветочки или бабочки. Рисунки для французских кружев делали даже известные художники, например Франсуа Буше.

В других европейских странах тоже развивалось кружевное ремесло. В Шотландии моду на кружева ввела королева Мария Стюарт, которая сама была прекрасной мастерицей. А в Англии, где производилось очень красивое бедфордское кружево с птичьим орнаментом, главными "кружевницами" были мужчины! В Испании придумали черное и черное с золотом кружево, которое шло на мантильи и отделку вееров. На Кипр и греческие острова традиции кружевоплетения завезли итальянцы, но местные мастерицы привнесли в орнаменты национальный колорит. В Дании и других скандинавских странах делали плотное шерстяное кружево, а в Ирландии изобрели новый способ изготовления – вязание крючком.

В России кружева были известны и до XVIII столетия, но активное развитие ремесла началось, когда Петр I "выписал" из Голландии кружевниц для обучения русских девушек. Помимо всем известных вологодских льняных кружев, существовали новгородские, тульские, рязанские, ярославские, тверские. Развивалось кружевоплетение в монастырях, этим видом рукоделия занимались как девушки-дворянки, так и крепостные мастерицы. "Неузорницей" неодобрительно называли девушку, не владеющую этим искусством. Кружева были непременной частью приданого невесты из любого сословия.

Строгие каноны постепенно уходят в небытие, и дизайнеры стремятся не создать что-то новое, а как-то совместить различные течения и тем самым изменить и вернуть к жизни забытые аксессуары или элементы одежды; мода как бы начинает вращаться «по кругу», впитывая в себя элементы различных эпох. И ярким тому подтверждением является история ажурных воротников!

Практическая часть

2.1. Выполнение изделия

Рассмотрев различные кружевные воротники мы решили использовать элементы узоров при выполнении изделий.

Технология изготовления ажурного воротника «Орхидея»

Материалы: пряжа «Ирис» (100% х/б), 30 г белой; крючок № 0,9.
Описание работы: набрать цепочку из 124 в. н. (121 в. п. основы + 3 в. п. подъема).

1-й р.: 1 ст. с/н в 5-ю в. п. цепочки от крючка, 119 ст. с/н в следующие 119 в. п. основания цепочки от крючка.

2-й р.: 7 в. п. (1 в. п. подъёма + 6 в. п.), * 1 ст. б/н в 4-й ст. с/н предыдущею ряда от крючка*, повторить от * до * 28 раз, всего 30 раз.

Далее работу продолжить прямыми и обратными рядами согласно схеме по 10-й ряд включительно.
Готовый воротник увлажнить, растянуть по размеру и оставить до высыхания.

Технология изготовления ажурного воротника «Ирис»

Начать вязание с цепочки воздушных петель. Длина цепочки должна соответствовать длине окружности выреза (обхвату горловины изделия), при этом количество петель должно быть кратно 16, плюс 1 воздушная петля, затем провяжите еще 3 воздушных петли на подъем и продолжайте вязание по представленной ниже схеме. Так, синий воротничок связан нитками «Ирис», крючком диаметром 1 мм, его длина составила 42 см, что соответствует: 120 воздушным петлям плюс 1 воздушная петля = 121 в.п., далее провязывается еще 3 воздушные петли на подъем. На воротничке получилось 11 веерных узоров (121:10=12).

Технология изготовления ажурного воротника «Белая роза»

Ажурный воротник из тонких хлопчатобумажных ниток крючком № 0, 75. Ширина воротника 7,5 см. Воротник начинают вязать с цепочки из 110 воздушных петель (без учета петель подъёма) – 10 раппортов по 13 петель+ 1 петля для симметрии. Начало вязания обозначено на схеме звездочкой. Далее вяжут 11 рядов по схеме, включая ряд с тройными столбиками. После этого вяжут ряд круговой обвязки, выполняя ряд по краю воротника с 4-мя столбиками, провязанными вместе. Работу продолжить прямыми и обратными рядами в технике филейного вязания согласно схеме. Готовый воротник накрахмалить растянуть по размеру и оставить до высыхания.

Заключение и выводы

Работая с литературой и справочным материалом, я получила много новых теоретических знаний. Выполняя работу, я получила большое удовольствие.

Результат полностью оправдал мои ожидания. Мне очень понравился внешний вид работы. Мое рукоделие оценили одноклассники и родственники. Я собираюсь и в дальнейшем выполнять изделия в технике вязания крючком.

В процессе исследования, я считаю что, мне удалось выявить границы становления и развития древнейшего рукоделия - вязания;Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что тема достаточно актуальна.

Практическая ценность работы состоит в том, что материалы исследования и приложения могут быть использованы в школе на уроках технологии, истории культуры, литературы. Исследование помогло узнать много нового, познакомиться с интересными людьми.

Подведя итог работы, хочу сказать, что многое требует более пристального и детального изучения. Думаю, данная работа только начало моих исследований в области изучения истории и выполнения воротников.

Литература

Журнал Валя-Валентина №22/ 2009 г.

Журнал Валя-Валентина №166/ 2007 г.

СУПЕР КНИГА ПО ВЯЗАНИЮ КРЮЧКОМ.ПОШАГОВЫЙ САМОУЧИТЕЛЬ. Михайлова Т.В. Из-во Москва «Аст», 2011.

https://www.passionforum.ru/

https://lotos-n.livejournal.com/165448.html

https://mir-manufactura.ru/blog/articles/istoriya-vorotnikov-ot-istokov-do-sovremennosti/

https://kru4ok.ru/azhurnyjj-vorotnik-kryuchkom-rabota-valentiny-litvinovojj/

5. ПРИЛОЖЕНИЯ

Воротник «Ирис»

Воротник «Орхидея»

Воротник «Белая роза»

Просмотров работы: 487