Искусство отсекать лишнее. Жизнь и творчество рязанского скульптура - Б. С. Горбунова.

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Искусство отсекать лишнее. Жизнь и творчество рязанского скульптура - Б. С. Горбунова.

Требухина А.Д. 1
1МБОУ "Многопрофильная школа № 17 им. маршала инженерных войск А. И. Прошлякова" г. Рязани
Воронина Л.Г. 1
1МБОУ «Многопрофильная школа № 17 им. маршала инженерных войск А. И. Прошлякова» г. Рязани
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение: описание проекта.

Во славу народа, отстоявшего в годы войны свободу и независимость отечества. Через миры и века пронесут поколения в сердцах своих гордую память о доблести и мужестве советских людей. И впредь несокрушимо будем стоять на страже великих завоеваний октября.

Уверена, что каждый рязанец видел эти слова, и ни один раз. Это строки с монумента Победы, который стоит в центре города. Парад Победы, знаменательные даты Великой Отечественной Войны собирают каждый год тысячи людей, чтобы отдать дань героям именно на ступенях мемориала. Я несколько лет с гордостью несу фото моих прабабушки и прадедушки в бессмертном полку. Меня заинтересовало, кто и когда построил монумент Победы в нашем родном городе? Этот вопрос я решила выяснить в интернет источниках. Скульптором , увековечивший подвиг советского народа в ВОВ, является Борис Семенович Горбунов. Я решила узнать о нем побольше.

Цель: провести исследование жизни и творчества скульптора Б.С. Горбунова, издать брошюру и увековечить Заслуженного художника РФ мемориальной доской на его мастерской.

Задачи:

1. Провести анкетирование одноклассников, чтобы установить их знания об скульптуре и скульпторах.

2.Собрать и проанализировать биографические сведения о Горбунове Б. С.

3. Изучить творческий путь Б. С. Горбунова

4. Осуществить исследование и художественный анализ памятников, обелисков, скульптур, созданных Горбуновым Б. С..

5. Систематизировать полученные материалы и объединить их в брошюру.

5. Подготовить необходимые документы, для разрешения установки мемориальной доски Горбунову Б. С. на стенах его мастерской в городе Рязани.

Актуальность данной работы была подтверждена данными анкетирования учащихся 6-7 классов и их родителей. Опрошено 60 человек. Многие ответили, что посещают художественный музей и выставки. (38 человек - 63,33%). Привлекает скульптура 35 человек (58,33%). Больше половины опрошенных (52 человека - 86,67%) назвали известных скульпторов: Микеланджело, К. Б. Растрелли, Эрнст Неизвестный, Зураб Церетели. Однако, скульпторов земляков знают лишь единицы (12 человек - 20%)назвали автора памятника Евпатию Коловрату, Седова Олега. Абсолютно все заинтересовались этапами изготовления скульптур и хотели бы поближе познакомиться со скульптором. (60 человек-100%). Также заинтересовал автор Монумента Победы в нашем городе, так как ни скульптора, ни архитекторов мои респонденты не знают.

Методы исследования: анкетирование, изучение материалов из фондовРязанской областной универсальной научной библиотеки имени Горького, работа с интернет-источниками, интервью сына Б. С. Горбунова - В. Б. Горбунова, посещение музея Обороны и тыла в Баграмово и скульптур Б. С. Горбунова в городе Рязани; осуществление художественного анализа произведений.

В данной работе использовались такие источники, как статьи местных газет "Приокская правда", "Рязанский комсомолец", "Рязанские ведомости" с 1965 года.

Гипотеза исследования:

Истинный мастер....

Он живет для людей и творит для всех!

Бьется каждой работой своей за друзей,

А мерзавцев стремится превратить в людей.

Пусть дорога трудна и сложна задача,

Только стоит ли жить на земле иначе.

I. Основная часть.

Все мы родом из детства: вехи биографии скульптора Горбунова.

Родился Борис Семенович 5 апреля 1938 года в городе Коростень Житомирской области Украинской ССР. Его мама уже беременная поехала навестить в армии своего мужа, то есть отца Бориса Семеновича, и родила. Там их на время приютили. В том же году после демобилизации отца семья вернулась на родину.

"Раннее детство вспоминается Борису Горбунову уходящими поездами. Удивительно, но он трехлетним малышом запомнил, как уходил на фронт отец. Запомнились станция, долгий гудок паровоза, а потом - черный дым от состава сплошной стеной. Так же дымил паровоз, когда ехал Боря к сестре в Ташкент. А было будущему скульптору в ту пору 6 лет. При эвакуации Борис потерялся, и страшные дороги войны надолго развели мать и маленького сына. Борис остался один, но знал, что в Ташкенте в ФЗУ учится на ткачиху сестра Тамара. Добрые люди отдали пацану последний кусок хлеба, посадили в состав, идущий в Ташкент, так в 6 лет началась самостоятельная жизнь. Сколько еще делили с мальчишкой свои пайки хлеба, согревали, пока добирался до сестры! Тамару он все таки разыскал."1 Жил Борис со своей сестрой при училище.

"За парту Борис сел после победы, уже в совхозе имени Матросова в Оренбургской области. И со школой Борису повезло: отличная была школа-семилетка."1 С особой теплотой Борис Семенович вспоминал учительницу - Таисию Александровну Кузьмину. "Удивительно откровенными были ее уроки литературы, это были еще и уроки Жизни. Таисия Александровна смело приглашала в класс людей, чей жизненный опыт мог пригодиться ребятам. И они рассказывали - о только отгремевшей войне, о встречах с сильными, не сломленными людьми, простыми словами говорили о своей работе. Стали изучать по литературе Пушкина, и Таисия Александровна попросила Бориса Горбунова нарисовать большой портрет поэта. Никак не мог подвести учительницу будущий скульптор, просидел над портретом всю ночь, а наутро одноклассники так и ахнули:"Борька, да ты же настоящий художник.!" К окончанию школы уже никто не сомневался в призвании Бориса."1

С 1952 года по 1957 г Борис Семенович учился в Ташкентском республиканском художественном училище имени П. П. Бенькова. В Ташкенте обстановка была серьезная. После войны там были беженцы и эвакуированные люди. В училище студенты были все разновозрастные. Вокруг нищета, безработица. "Удивительные это были годы. Рядом с нами, 15-летними подростками, только что окончившими семилетку, учились люди, принимавшие участие в войне, а на старших курсах училища занимались совсем взрослые мужчины, некоторые имели боевые ордена. И эти люди вдоволь хлебнувшие уже горя и пороха, опекали нас, юных, помогали во всем."1

С 1957по 1960 год служил в армии. На последнем году службы (раньше это допускалось) подал документы в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР. И снова - учебные будни, занятия в творческих мастерских ведущих ленинградских скульпторов, изучение шедевров мирового искусства в Эрмитаже. "А какие личности, какие талантливые скульпторы учили молодых! профессор Михаил Аркадьевич Керзин - ведь это такая глыба таланта, такой художник, которого можно познавать всю жизнь и не переставать изумляться многогранности его таланта. А любимый всеми Игорь Всеволодович Крестовский - кстати, сын известного писателя Крестовского, скульптор - реставратор.не знающий себе равных. Это он вел уникальные реставрационные работы Петергофского каскада, памятника Николаю 1. Или неподражаемый Михаил Аникушин, автор памятника Пушкину А. С. - все они рядом, от каждого исходил поток творческой энергии, и хотелось работать, работать, работать. На первых курсах я с головой ушел в античное искусство, потом увлекся живописной палитрой Дейнеки и Пластова. Хотя они и не скульпторы, но умение этих художников почти рельефно, до мельчайшего мускула, показать человеческое тело очень привлекали меня. - вспоминал Б. С. Горбунов."1

"Тяжело досталось ему в первый год обучения в Питере. Жить приходилось на скудную стипендию, а в священных стенах Академии любой студент неизбежно переживает сложный период сомнений в своих силах. Его, дочерна исхудавшего после первого года обучения, с трудом узнала мать. Вот в этот-то труднейший период ему помог товарищ, деливший с ним комнату в общежитии, Василий Арапов - талантливый живописец, который был родом из Рязанской области. В самые отчаянные моменты, когда хотелось все бросить, он подставлял ему плечо, по праву старшего отчитывал, давал советы - словом, просто был настоящим другом. Легче стало учиться, когда появилась возможность зарабатывать. Но что это была за удивительная возможность! Им, студентам, поручалась реставрация скульптурных групп Исаакиевского собора знаменитых мастеров С. С. Пименова и В. И. Демут-Малиновского. Не это ли была лучшая школа для скульпторов!"2 - из интервью с В. Б. Горбуновым. Но и сам процесс обучения на основе академических традиций русской художественной школы был для Бориса Горбунова одним из самых ярких и полезных жизненных уроков. Профессура относилась к студентам, как к молодым коллегам, их интересы, их нужды ставились во главу угла. Любой материал, любая натура была в их распоряжении. Просмотры студенческих работ специалистами кафедры, ректорские, Президиума Академии стали ценнейшим примером анализа мастерства, понимания задач скульптуры."2

В 1966 г. Горбунов Б. С. получил высшее образование. К нам в Рязань попал по распределению. Бориса Семеновича пригласили в наш город, его встретил художник Суханов и провел экскурсию. Рязань тогда купалась в весенних ароматах, город цвел, был зеленым и пышным. Царила атмосфера старорусского города, многие здания еще были деревянными. Рязань очень понравилась Борису Семеновичу. И он переехал в наш город вместе с женой и дочкой. "С 1966 г. регулярно участвует в художественных выставках — областных, зональных, региональных, республиканских, Всесоюзных. Первой пробой творческих сил на земле рязанской был для скульптора бюст Иосифа Александровича Лапушкина - героя-разведчика. уроженца села Ижевское Спасского района. Во многом помог расположить памятник, вписать в местность, архитектор Сидоркин Николай Иванович. Это было начало содружества двух единомышленников. Эта работа как бы явилась аккордом к военно-патриотической теме скульптора Горбунова. "3

"Молодой скульптор в 1967 году был принят в члены Союза художников СССР. Он принимает участие в крупных выставках. Ему после удачной заявки (сооружение монумента Победы на площади Победы) доверяется работа по скульптурному оформлению больших городских ансамблей. Тема Великой Отечественной войны, воинской доблести, патриотизма стала ведущей в творчестве Бориса Горбунова, и в разные годы ему приходилось воплощать ее в мемориальных досках, скульптурах, многофигурных композициях."1

Первая мастерская скульптора находилась на улице Ленина, где сейчас ТЦ Аркада. Там были зажиточные, прочные, деревянные дома. Поповский дом с большим садом отдали Борису Семеновичу под работу. "Я до сих пор вспоминаю как отец мог трудиться в таких условиях, потолки низкие, места мало, но ему удавалось все, приспосабливался. Вскоре прошла реконструкция города и на этом месте разбили сквер. Мастерскую перенесли в Филармонию, в камерный зал на 1 этаже. Там было крыло творческих профессий: художников, скульпторов. После пожара на 3 этаже снова мастерскую перенесли уже в район Канищево. В 1988 году построена отдельная пристройка к жилому дому, по ходатайству Надежды Николаевны Чумаковой." - вспоминает сын Бориса Семенович, Василий Борисович.

В 90-х интерес к скульптуре сильно ослаб. Ведь, что художники, что скульпторы зависят от социальных условий в стране. Если народ живет хорошо, то он может позволить купить себе картину, статуэтки. А в те годы человек думал, как купить ему еды.

Важная страница жизни Бориса Семеновича с 1994 по 2004 г - являлся председателем правления Рязанской организации ВТОО "Союз художников России". Должность была общественная. Много сил и времени уходило в те годы на поддержание молодых художников, скульпторов, популяризации искусства. Работа проводилась очень сложная, трудная. Семья мало видела Бориса Семеновича. Да и свою основную работу пришлось отложить на второй план. Накануне 60-летия Союза художников России, Борис Семенович давал интервью, где рассказывал: " Членство в Союзе это почетно было и есть в смысле знакового определения профессионального уровня художника. Особенно для молодых - как планка профессионализма, к которой стремятся. По большому счету , Союз художников - продолжатель русской художественной школы в изобразительном искусстве. Главное в которой - духовное начало. И каждый год мы принимаем достойных в члены Союза художников."4

Рассказывает Василий Борисович: "Помню такой случай. Отец сорвал спину, я был еще школьником. После его выписки из больницы, необходимо было продолжать процедуры. Я сопровождал папу до больницы и обратно. Как только ему стало легче, мы ездили с ним на рыбалку, много разговаривали, общались. Пожалуй это одно из ярких впечатлений из моего детства, когда я с папой проводил много времени вместе."

В 2000-х годах интерес к искусство вернулся. Появились снова интересные работы.

Решением Рязанского городского Совета 27 августа 1998 г. «За особые заслуги в области культуры, создание монументов, выполненных в лучших традициях русской классической скульптуры» Б.С. Горбунову присвоено звание «Почетный гражданин города Рязани». Борису Семеновичу в 2003 г. вручена Серебряная медаль им. академика В.Ф. Уткина. Его имя занесено в энциклопедию «Лучшие люди России».

Из интервью с Василием Борисовичем: "Последние годы здесь в мастерской мы работали вместе. Возраст папы уже сказывался. Хотя до последних дней он делала зарядку, упражнения на растяжку. Как раз после случая со спиной. Я пошел по папиным стопам, но определился не сразу, но выбор был зато осознанный. Только после армии, ПТУ, работы на заводе, я понял, что мне скульптура интересна. Пошел в Дом пионеров и вместе с детишками учился рисовать в ИЗО-студии. И летом подал документы в Ленинградское художественное училище имени В.А. Серова. И после него уже работал в тандеме с Борисом Семеновичем."

Творец скульптур и памятников: история создания произведений скульптора.

Любимая работа Бориса Семеновича - это бронзовый бюст генералу Гобято Леониду Николаевичу. Он выполнен на гранитном постаменте в Рязанской области с. Морозовы Борки Сапожковского района. Гобято это изобретатель миномета, строевой офицер, один из защитников Порт-Артура.

"В 1886 г. семья Гобято приобрела небольшое имение вс. Морозовы Борки., где постоянно, а затем наездами жил и генерал. 19 мая 1915 г. немцы начали наступление на правом берегу р. Сана, Л. Н. Гобято принял участие в сражении атаки и был смертельно ранен. "В полевой книжке Гобято нашли запись, сделанную его рукой:
«Каждый человек должен принести дань Отечеству; 
одни отдают ему свой талант, другие свой труд; 
одни отдают свои бессонные ночи, другие - свою кровь».
Л.Н. Гобято отдал Отечеству всего себя: талант, труд, бессонные ночи, свою кровь и саму жизнь. 
«
Как там они… как моя артиллерия?» - были его последние слова."

20 мая 1915 года Гобято Л. Н. умер.

"Похоронили его в фамильном склепе с северной стороны алтарной части церкви вс. Морозовы Борки Сапожковского уезда Рязанской губернии. В 1968 году над плитой был установлен памятник из железобетона: стела на цоколе. К 100-летию со дня рождения Л. Н. Гобято (1975 г.) был установлен на надгробии макет мины.  В 1989 г. памятник был снят.  Автором его является архитектор       В. А. Буслаков и скульптор Б. С. Горбунов."5 Работа над ним началась за несколько лет. Борис Семенович вкладывал всю душу в этот бюст. Сам предложил идею, разработал макет и материалы изготовления памятника, работал не торопясь. "Авторы скульптуры изобразили портретное сходство, пронзительный взгляд, опрятные волосы и усы, множество наград и крестов на груди героя."6 Во время открытия скульптуры, стало преображаться и само село Морозовы Борки. Отремонтирована Покровская церковь. 24 октября 1989 года в Морозовых Борках торжественно открывали памятник изобретателю миномета, герою первой мировой войны генералу Леониду Николаевичу Гобято. На открытии памятника собрались жители всех окрестных сел и деревень, были гости из Сапожка, Рязани, Москвы. Имя Гобято сплотила многих краеведов, патриотов нашего края. Результат совместного труда – прекрасный памятник из мрамора и гранита.

"Воплощение темы служения России, воинской чести и доблести достигает здесь своего апогея - бронзовый бюст генерала Л. Н. Гобято. Строгий почти геральдическая симметрия и уравновешенность памятника, поддержаны на пьедестале и в декоративной решетке знаками, символизирующими его заслуги перед Отечеством. Композиция самого бюста доносит до нас образ героический, наполненный спокойной уверенностью и достоинством."6

"Скорбященский мемориальный комплекс, расположенный в центральном городском парке Рязани, был построен в 1985 году, когда отмечалась 40-я годовщина Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне."Над созданием мемориала трудился целый коллектив авторов, в который вошли архитекторы Н.Н. Истомин, А.В. Буслаков, В.Л. Сытых, а также скульптор Б.С. Горбунов. В создании комплекса принимала активное участие большая часть рязанских промышленных предприятий. "7 "Авторы скульптурной композиции поставили перед собой сложную задачу: показать войну от начала и до Победы. Причем не вырывая из хода истории и драматических, и трагических полос войны. Вот начало великой отечественной войны - крепость-герой Брест. Суровые лица отступающих солдат. А вот - наступление наших войск, начавшееся после разгрома немцев под Москвой. Следующий барельеф - граница и движение на Берлин. Ликующий салют Победы. Скорбь матерей, не дождавшихся с фронта своих сыновей и дочерей."1
В начале XX века территория кладбища стала местом захоронения жертв репрессий и погибших в боях во время Великой Отечественной войны. Сейчас здесь находятся могилы более чем 2 тысяч солдат и ленинградцев, эвакуированных в Рязань и скончавшихся здесь в годы блокады.

Также одной из любимых работ является скульптура Дарьи Гармаш. Писал Борис Семенович с натуры. Встреча с Дарьей Матвеевной переросла в теплую дружбу двух людей, разных возрастов и профессией и продолжалась вплоть до кончины Гармаш. "Женщины-труженницы военной поры, работавшие наравне с мужчинами, матери и сестры, не ждавшие да и не видевшие легкой жизни, - как понимал их Борис Семенович! Как по сыновьи жалел их и преклонял голову перед величием их подвига!"1

В нашей области это очень известная личность. Неслучайно старенький колесный трактор, что стоит на высоком постаменте у дороги, ведущей на Москву, трактор "Универсал" 30-х годов выпуска, на котором работали Дарья Гармаш, стал символом подвига женщин в годы войны. Памятники Дарье Гармаш трактор и бюст, это работы рук творения Бориса Семеновича.

"В первые годы войны была создана специальная молодежная бригада по выявлению и сбору деталей, руководителем которой являлась трактористка Дарья Гармаш. В это же время создаются женские тракторные бригады. В 1942 году в стране развернулось Всесоюзное социалистическое соревнование тракторных бригад и трактористок. Бригада Дарьи Гармаш встретила обращение как боевой призыв и вступила в соревнование, взяв обязательства выработать 700 га на каждый колесный трактор. Работа трактористок в тылу приравнивалась к ратному подвигу, они выполняли боевое задание."8

"Не зря золотыми барельефами на сером постаменте написано: " В грозные годы Великой Отечественной Войны советские женщины совершили великий трудовой подвиг. Первой из первых возглавила Всесоюзное соревнование трактористок славная героиня земли рязанской Дарья Гармаш.""9

Изначально иным в разработке был подход к памятнику М. Д. Скобелеву. Образ этого "белого генерала", его крутой нрав, самоотверженность и бесстрашие стали легендой, которую не смогли развеять многие десятилетия искусственного забвения. На траурной ленте его погребального венка Императорской Академией генерального штаба были начертаны слова: "Герой, Замечательный полководец , Суворову равный." Эти же слова высечены на постаменте, увенчанном классическими ниспадающими бронзовыми драпировками под бюстом генерала. "Не нарушая принципов мемориальной скульптуры, Борис Семенович Горбунов сумел в повороте, во взгляде передать то огонь, который заставлял М. Д. Скобелева проноситься на белом коне под обстрелом врага. Даже сообразно тому времени аккуратно расчесанные усы и борода кажутся раздуваемыми встречным ветром и закручиваются, подобно языкам пламени."6 Рязанский памятник М. Д. Скобелеву стал первым, установленным в России после 19717 года, восстанавливающим историческую справедливость по отношению к славному русскому полководцу. И воплощение этого стало весьма достойным самого героя.

"Конкурс на создание памятника председателю исполнительного комитета Рязанского городского Совета народных депутатов  с 1963 по 1986 год, Чумаковой Надежде Николавне призванного увековечить память о ней в родном городе, был объявлен в 2011 году. Автором его стал известный рязанский скульптор Борис Горбунов. Место установки монумента выбирали «всем миром» – оно было определено по итогам голосования, в котором мог принять участие любой желающий."10

Борис Семенович лично знал Чумакову Надежду Николаевну, очень уважал ее. Серьезная должность, многие знали ее в лицо. В конкурсе рассматривали огромное количество идей по созданию памятника, однако именно Борис Семенович смог точно изобразить рязанскую градоначальницу. Помимо внешнего сходства, необходимо было в скульптуре показать ее волевой, сильный характер. "Чумакова «в работе себя не щадила, но и спрашивала с подчиненных». Знаменитая рязанка Надежда Николаевна Чумакова стала символом эпохи становления и строительства Рязани."11
"29 апреля 2013 года исполнилось 90 лет со дня рождения Надежды Николаевны Чумаковой - "хозяйки Рязани", как её называли. Слова высечены на постаменте памятника Надежде Чумаковой – женщине, которая служила Рязани 23 года. В честь юбилея  в сквере возле библиотеки имени Есенина состоялась церемония открытия памятника.  Поздравить рязанцев со столь значимым событием приехал глава региона Олег Ковалёв.

– Очень мало руководителей такого уровня, очень мало таких людей, которые бы пользовались непререкаемым авторитетом у большинства граждан. Именно к таким руководителям относилась Надежда Николаевна. И то, что по истечении ряда лет её дела не забыты, говорит о её величии, таланте, самоотверженности, труде, – отметил он.

Открытие памятника сопровождалось небольшой выставкой в фойе библиотеки, в которой были представлены фотографии Надежды Николаевны, ее рукописи и некоторые документы."12

Несколько лет ранее была открыта мемориальная доска Чумаковой Н. Н. "7 февраля 2007 года, на очередном заседании топонимической комиссии был утверждён эскиз мемориальной доски в память о председателе горисполкома, экс-председателе Рязанского городского Совета Надежде Николаевне Чумаковой. Автор эскиза мемориальной доски, рязанский скульптор Борис Горбунов рассказал, что доску, размером 1,3 X 1 метр, планируется разместить на фасаде дома по ул. Первомайский проспект, где в своё время жила Надежда Николаевна. Во время заседания председатель топонимической комиссии Николай Булычёв сообщил, что открытие мемориальной доски в память о Надежде Николаевне Чумаковой планируется ко Дню города. Все члены комиссии сошлись во мнении, что установление этой мемориальной доски важно для города Рязани. Личность Надежды Николаевны уникальна в своём роде, потому как эта женщина внесла большой личный вклад в социально-экономическое и культурное развитие нашего города."13 6 марта 2009 года накануне Международного женского дня, состоялось торжественное открытие мемориальной доски.

Рязань - родина ВДВ. Родоначальником воздушно-десантных войск в нашей стране является В. Ф. Маргелов. Поэтому необходимо было увековечить имя героя на нашей земле. 6 мая 2013 года в Рязани был открыт памятник Василию Филипповичу Маргелову – герою Советского Союза, генералу армии. Это событие было приурочено к 105-летию со дня рождения Василия Филипповича. 

"Авторы памятника – скульпторы Б. С. Горбунов и А. С. Кубасов, изобразили Маргелова в полный рост, одетым в военную форму, стоящим в непринуждённой позе под своеобразной аркой, которая является символом неотъемлемого атрибута десантников – парашюта. Скульптура высотой в три с половиной метра, выполненная из бронзы, стоит на мраморном постаменте. Общий вес композиции составляет примерно 8 тонн."14

"Памятник Маргелову создавался в течении нескольких лет всей семьей Горбуновых: отец, я и моя жена. Были встречи, общались с людьми, которые его очень хорошо знали. Основными нашими судьями были сыновья Василия Филипповича: Александр и Виталий. Маргелов был простым человеком, ходил всегда в летной куртке и все время в руках держал папиросу. Одним словом дядя Вася. Памятник решили делать в полный рост. Я и Полина как раз создавали ту самую арку, символизирующую десант на БМД - 1, впервые который осуществил генерал Маргелов, где одним из пилотов являлся сын Александр Васильевич. Василия Филипповича изобразил Борис Семеновича с папиросой, потому что это был неотъемлемый атрибут , несмотря на запрет родственников" - рассказывал Василий Борисович Горбунов. "Васи­лий Филиппович именно та­кой, каким его хотели видеть боевые товарищи. "Маргелов ведь и был нефор­мальным в жизни: куда реже ходил в парадном мундире, чем в летной куртке, в которой мы его и изобразили».15

Чувствуется военная выдержка, закалка, твердость в руке, когда смотришь на памятник Маргелову. Линии бронзовой скульптуры четкие, нет ничего лишнего. Взгляд устремлен вперед, такой уверенный и мудрый. Вокруг Василия Филипповича арка из парашютов, кажется воздушной и чувствуется ветер, наполняющие купола. Авторы подчеркнули огромную значимость Маргелова в судьбе развития летного десанта.

За эти годы,  памятник сразу полюбился горожанам и гостям города. Многие приходят сюда, чтобы выразить благодарность и почтить память этому великому человеку. Привлекает туристов: " Грандиозный памятник! Много деталей, высота и разумеется Василий Филиппович во всем величии. Рассматривать можно очень долго и только удивляться, как хорошо всё продумано! Место, мне кажется, обязательное для посещения в Рязани! Естественно, памятник установлен рядом с десантным училищем."16

"И впредь несокрушимо будем стоять на страже...": обелиск Победы.

Одно из самых значимых мест Рязани – это, конечно, площадь Победы. Она возникла в 1967 году. До этого времени никакой площади здесь не было. Это место было раньше частью улицы Ново-Александровской слободы, позже получившее название Первомайского проспекта. Чтобы создать современную площадь пришлось потеснить территорию школы №17, до революции в которой размещалась Александровская учительская семинария, готовившая учителей для сельских школ. Сейчас это один из корпусов РГУ.

"А самое главное, в 50-е годы было уничтожено находившееся через дорогу одно из самых красивых и величественных сооружений города – Александро-Невский (Троицкий) собор, построенный в память о царе-освободителе Александре I. Теперь часть его территории занимает муниципальный культурный центр."17

21 апреля 1965 года в газете Приокская правда было сообщено, что планируется возведение монумента Победы. "В замысел памятника заложены два основных архитектурных элемента - обелиск высотой около 30 м, символизирующий знамя победы, в сочетании с монолитным гранитным кубом, олицетворяющим единство и сплоченность советского народа вокруг Коммунистической партии. Лицевую сторону куба украсит монументальное мозаичное панно, изображающее ликование советского народа в День Победы. На других сторонах куба будут высечены имена рязанцев - героев фронта и тыла. Устанавливать памятник будут на Первомайском проспекте, в сквере перед входом в парк железнодорожников. Закладка монумента приурочивается к празднованию 20-летия Победы, а открытие должно состояться в дни 48-й годовщины Великого Октября."18

"9.05.1965 года под звуки величественной мелодии Глинки "Славься" произошла закладка камня в основание монумента Победы. Надпись на плите: Здесь будет воздвигнут монумент в честь Победы советского народа в Великой Отечественной Войне."19

Однако, произошли изменения в замысле монумента, сменились и архитекторы и скульптор. Скульптуру создавали в течение двух десятилетий. Авторами проекта являются скульптор Б. Горбунов, архитекторы Н. Сидоркин и Н. Истомин. Мемориальный комплекс, который мы видим сегодня, создавался постепенно. В данный момент он состоит из мемориального ансамбля, который включает в себя памятники Единство фронта и тыла, Вечный огонь, стелу Победы, а также полукруглую стену памяти, на которой запечатлены имена местных жителей, которые погибли в годы войны.

"6.11.1967 года состоялось торжественное открытие обелиска Победы. Под троекратный воинский салют разрезается красная ленточка. "Еще несколько дней назад памятник стоял в лесах. Любая точка его была доступна заботливым рукам строителей, они снова и снова осматривали каждый выступ, каждый угол почти 30-метровой "Стрелы". Теперь леса убрали. И он кажется еще выше, еще стройнее - гордый символ несокрушимости русского народа, прекрасная дань одной из славных страниц его героической биографии."20

Площадь Победы получила своё название по решению Рязанского горисполкома, как не странно, не к юбилею Великой Победы, а в честь 50-летия Октябрьской революции.
Церемонию открытия памятника Победы городские власти приурочили к 30- летию победы в 1975 году8 мая. Монумент включает в себя фигуры солдат-воинов и фигуры рабочих тыла, которые несут над собой знамя Великой Победы. "Четыре устремленные ввысь фигуры замерли, неся в руках боевое знамя, чувствуется аллегорический смысл творческого решения: знамя - точно крылья птицы. Выступают вперед фигуры мужчин, готовых к защите едины, а чуть поодаль - женская фигура. Это скорбь, потому что без скорби, без слез не бывает ни одна победа."1
Чуть позже был зажжен Вечный огонь. Его зажгли от огня на могиле Неизвестного Солдата в Москве и доставили в Рязань на военной машине. 

"8 мая в 12 ч состоялось открытие мемориала, посвященного 30-летию Победы, - упадет белое полотнище с огромного монолита, выросшего у обелиска, вспыхнет у его подножия пламя Вечного огня."21
Бронзовая доска позади памятной скульптуры появилась в 1985 году перед Днем Победы. На стене выбиты имена рязанских солдат, которые не вернулись с поля боя. 
В 2009 г решением администрации Рязани, была предложена реконструкция памятника. Так как первоначально его строили из бетона, от палящего солнца, дождей и морозов, появились изъяны, поэтому решили монумент переделать в гранит. "В этих работах Борис Семенович уже не участвовал. Монумент Победы для отца, это и гордость и боль! Организация перестроения памятника была проведена на непрофессиональном уровне. Точной копии первоначального памятника не получилось. Приходилось Борису Семеновичу перед сдачей архитектурного объекта что-то доделывать и доводить «до ума». В результате мы имеем в центре города монумент Победы из гранита с небольшими погрешностями и изъянами. Обидно и досадно, что получилось именно так" - откровенно рассказал мне Василий Борисович Горбунов.

"4 мая 2010 года, в Рязани, после реконструкции, был торжественно открыт мемориальный комплекс «Монумент Победы». Дата была приурочена к 65-летию Победы. Право зажечь Вечный огонь на мемориальном комплексе было предоставлено Герою Советского Союза Геннадию Яхнову и губернатору Рязанской области, Олегу Ковалёву. Огонь был доставлен в Рязань из Москвы с Могилы Неизвестного солдата. Сначала факел принял начальник Рязанского гарнизона Андрей Красов, и передал факел в руки Геннадия Яхнова. Из рук ветерана факел получил глава региона, который и зажёг Вечный огонь. После минуты молчания все принимавшие участие в церемонии возложили цветы к Вечному Огню. После возложения губернатор, все ветераны и представители власти выстроились у подножия "Монумента Победы", а перед ними торжественным строем прошли курсанты Рязанского высшего воздушно-десантного училища и учащиеся кадетских классов."22

И по сей день на площади горит Вечный Огонь, который одновременно выполняет функцию и популярного места встреч местных жителей и многочисленных туристов города. Некоторое время назад освещение монумента было обновлено, за счет чего сегодня он выглядит особо величественно. По сложившейся традиции сюда в День Победы приходят ветераны Великой Отечественной войны. Здесь встречаются фронтовые друзья, однополчане. Отсюда уходят стройными колоннами подразделения курсантов рязанских военных училищ на традиционный праздник строевой песни. В праздники у монумента всегда лежат живые цветы. На площади часто проводятся праздничные концерты, с особым размахом здесь отмечают Новый год и День города. А 1 и 9 мая площадь Победы является стартовой точкой торжественных парадов.

III. Заключение.

Подводя итоги моей исследовательской работы, можно сделать следующие выводы, по поставленным мною задачам:

1. Изучила материалы из фондов Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени Горького, работала с интернет-источниками.

2. Взяла интервью у сына Б. С. Горбунова - В. Б. Горбунова;

3. Посетила музея Обороны и тыла в Баграмово и скульптур Б. С. Горбунова в городе Рязани;

4. Осуществила художественный анализ некоторых произведений Б. С. Горбунова.

5. Создала презентацию и брошюру для выступления пред одноклассниками, с целью знакомства с жизнью и творчеством скульптора Горбунова Б. С.

6. Вместе с научным руководителем выступили с инициативой о создании мемориальной доски Б. С. Горбунову.

13 августа 2018 года Борис Семенович Горбунов, скульптор, Почетный гражданин Рязани, ушел из жизни. Он является автором многочисленных памятников, украшающих нашу область, Россию и другие страны. С помощью бронзы и камня, он изображал знаменитых людей или важные, исторические события. В своей жизни он ни раз показывал свой твердый характер, целеустремленность, стойкость. С другой стороны, был очень добрым и скромным человеком, не требующим особого положения или регалий. Борис Семенович всегда старался помочь своим коллегам, считался надежным другом. За месяц до смерти, Борис Семенович в поселке Ласково презентовал макет нового памятника, Святых Петра и Февроньи. Теперь его сын, Василий Борисович с женой Полиной Борисовной, будут воплощать этот проект в жизнь. Школа Горбунова будет продолжать жить на нашей рязанской земле. Значит впереди еще другие интересные скульптуры. Я считаю, что молодому поколению необходимо знать об известных рязанцах, гордится, что мы земляки. Вместе с моей научной руководительницей, мы внесли предложение в школе о увековечивании имени Бориса Семеновича Горбунова. Сейчас мы занимаемся вплотную оформлением документов на установку мемориальной доски на мастерской Канищево. В этом нам помогают, конечно, Василий Борисович и Полина Борисовна, которые будут продумывать макет памятной доски. Также я создала брошюру, чтобы познакомить одноклассников с великим скульптором Горбуновым Б. С.

Перспектива работы: я дальше планирую изучить работы скульптора Горбунова. Расширить мой проект, полученными знаниями. Но основной моей задачей является установка мемориальной доски Борису Семеновичу.

Гипотеза проекта подтвердилась:

Истинный мастер....

Он живет для людей и творит для всех!

Бьется каждой работой своей за друзей,

А мерзавцев стремится превратить в людей.

Пусть дорога трудна и сложна задача,

Только стоит ли жить на земле иначе.

IV. Рефлексия:

1. Научилась брать интервью.

2. Научилась работать с архивами фондов Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени Горького.

3. Познакомилась с биографией скульптора Горбунова Б. С. , а также других известных и знаменитых людей России и Рязанской земли.

V. Литература и источники:

1. Карева Е. "Линия жизни"//"Приокская правда" - 22.04.1992. - с. 1-2.

2. http://admrzn.ru/gorod-ryazan/pochetnye-grazhdane/:5811;

3. https://ryazan-region.ru/dossier/g/600/;

4. Лурина Т. "Союзное творчество"//"Рязанские ведомости" -26.01. 2001. - №16(1014). - с. 4.;

5. http://culture62.ru/?object=могила-генерал-лейтенанта-гобято-л-н-1875;

6. Протопопова И. "Герои нашего времени"//"Рязанские ведомости" - 27.05.1998. - №118(304) - с. 9.

7. https://www.rutraveller.ru/place/119491;

8.http://www.rybnoe.net/publ/rybnoe/dose_i_biografii/chudo_rekordy_dari_garmash_stranicy_biografii/9-1-0-50;

9. http://wikimapia.org/3720894/ru/Памятник-Д-М-Гармаш;

10. http://admrzn.ru/gorod-ryazan/dostoprimechatelnosti-ryazani/:11557;

11. https://www.rzn.info/news/2013/4/29/s-dnem-rozhdeniya-v-ryazani-otkryli-pamyatnik-legendarnoy-gradonachal-nice-nadezhde-chumakovoy.html;

12. https://tverdyi-znak.livejournal.com/1269658.html;

13. https://www.rzn.info/news/2007/2/8/6590.html;

14. http://www.voronezhgid.ru/architecture/monument/pamyatnik-generalu-v-f-margelovu.html;

15. http://mediaryazan.ru/articles/detail/322576.html;

16. https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g298485-d7338710-Reviews-Monument_to_General_Vasiliy_Margelov-Ryazan_Ryazan_Oblast_Central_Russia.html;

17. https://mr-rf.ru/articles/history/73142-velikaya-oteche-stvennaya-voyna-na-karte-ryazani-prodolzhenie/;

18. "В честь героев фронта и тыла"//"Приокская правда" - 22.04.1965. - №93. - с. 3.

19. Удальцова Г. "Слава героев бессмертна"//"Приокская правда" - 10.05.1965.- №109.-с. 3.

20. Шугайкина А. "Воздвигнут обелиск Победы"//"Рязанский комсомолец" - 7.11.1967. - №80. - с.2.

21. Донкой С. "Салют бессмертию Победы!"//"Рязанский комсомолец." - 11.05.1975. - №57(4248). - с.1-2.

22. http://admrzn.ru/novosti/2010/:1086;

VI. Приложение.

Мной было проведено анкетирование, опрошено 60 человек.

Анкета.
1. Посещаете ли вы художественные музеи, выставки? Объясните почему.
-да;
-нет.
2. Привлекает ли вас скульптура?
-да
-нет
-не знаю
3. Каких скульпторов вы знаете?

4. Знакомы ли вы с работами современных скульпторов?
-да, назовите их.
-нет.
5. Знаете ли вы рязанских скульпторов?
-да
-нет.
6. Хотели бы вы познакомиться с этапами изготовления скульптуры, со скульптором?
-да
-нет
-не знаю

7. Знаете ли Вы создателя Монумента Победы  в Рязани?

-да, Это

- нет, но хочу узнать.

- нет, меня это не интересует.

Результаты анкетирования.

Вопрос 1.

ФОТО.

Скульптор Борис Семенович Горбунов

(5.04.1938 - 13.08.2018)

На встрече с Василием Борисовичем и Полиной Борисовной в мастерской.

В мастерской скульпторов Горбуновых. Уменьшенный макет монумента Победы.

Макет памятника Чумаковой Н. Н.

Василий Борисович с макетом своего творения, Свинья Пятак.

У монумента Победы.

У памятника Чумаковой Н. Н.

Музей Обороны и тыла, село Баграмово. У бюста Гармаш Д. М.

У памятника Дарье Гармаш.

У барельефов на Скорбященском кладбище.

У памятника Скобелеву М. Д.

В библиотеке Горького.

Статья "Приокская правда" 22.04.1965 г.

"Рязанский комсомолец" 7.11.1967 г

Открытие монумента Победы. Газета "Приокская правда" 9.05.1975 г

Территория школы №17, до революции в которой размещалась Александровская учительская семинария, готовившая учителей для сельских школ. Сейчас это один из корпусов РГУ.

Александро-Невский (Троицкий) собор, построенный в память о царе-освободителе Александре I.

В мастерской скульптор Горбунов Б. С.. Процесс изготовления памятника Маргелову В. Ф.

Работа над бюстом ГобятоЛ. Н., 1988 год.

Работа над монументом Победы, 1975 год.

В мастерской.

Мемориальная доска Чумаковой Н. Н.

Бюст Гобято Л. Н.

Процесс установки памятника Чумаковой Н. Н.

Последняя работа Б. С. Горбунова, скульптура святых Петра и Февроньи.

Просмотров работы: 229