Качинское высшее военное училище – назад в будущее. Легенды Качи.

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Качинское высшее военное училище – назад в будущее. Легенды Качи.

Слюсарева С.М. 1Саблин А.С. 2
1муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда».
2муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда».
Полянская О.Ф. 1
1муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда».
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Образовательная организация: Муниципальное образовательное учреждение «Лицей №8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда»

Название проекта: Качинское высшее военное училище – назад в будущее. Легенды Качи.

Руководитель проекта: Полянская Ольга Федоровна.

Консультант проекта: Пантелеев Вячеслав Петрович, зам.командира авиационного полка, подполковник ВКС

Возраст учащихся, на который рассчитана проектно-исследовательская работа: без возрастных ограничений

Состав проектной группы: Слюсарева Софья, Саблин Алексей 5 класс

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе: работа в данном проекте предполагает совместное участие на каждом из этапов.

Тип работы: исследовательский, практико-ориентированный

Цель исследования: изучение исторического пути развития Качинского высшего военного авиационного ордена Ленина краснознаменного училища летчиков имени Александра Федоровича Мясникова, проанализировать отношение волгоградцев к легендарной Каче с последующим выдвижение инициативы Президенту РФ о восстановлении Качинского училища. Качинское училище будет вновь открыто при объединении сил Волгоградцев, что поднимет уровень патриотизма в детской и юношеской среде.

Задачи исследования:

1. Найти в литературных источниках информацию о наиболее значимых этапах развития КВВАУЛ, и достижениях ее выпускников;

2. Провести анализ воспоминаний выпускников и преподавателей КВВАУЛ, полученных из бесед и переписки; обосновать значение КВВАУЛ как колыбели отечественной военной авиации и составной части культурного наследия нашего региона.

3. Провести анкетирование учащихся 1-11 классов лицея и кадетских классов, взрослой общественности.

4. Сделать перспективный анализ развития патриотического детского движения, провести анализ отношения учащихся к службе в вооруженных силах РФ

4. Подготовить письмо Президенту РФ о восстановлении в Волгограде Качинского училища.

5. Сделать перспективный анализ развития патриотического детского движения в поддержку Качинского училища.

Основные проблемы которые решает исследование: развитие патриотизма среди детей, развитие Волгограда, укрепление обороноспособности, отсутствие «дефицита летных кадров».

Ресурсное обеспечение реализации проекта:

1. Информационные ресурсы:

система поиска статистической информации по исследуемой проблеме в сети Internet;

образовательная и периодическая и научно-популярная литература;

«живые» интервью в выпускниками Качи.

2. Материально-технические ресурсы:

компьютер с программным обеспечением Windows XP, Office 2003;

принтер hplaserjetpro;

видеокамера Sony RX100 со штативом;

программа для видеомонтажа «movavi»;

канцелярские принадлежности;

наличие помещений для съемок.

3. Финансовые ресурсы:

совокупность собственных и привлеченных денежных средств.

Результат (предполагаемые или реальные продукты проекта): КВВАУЛ должен возродиться в интересах укрепления обороноспособности государства, для того, чтобы современным мальчишкам можно было получить самое лучшее военное образование. Дети и подростки Волгограда, такие как мы, получат мощный социально-патриотический импульс, ветеранов покинет чувство исторической несправедливости, у молодежи появится новый стимул остаться жить в Волгограде.

Создание на базе МОУ Лицей № 8 «Олимпия» музея «Точка притяжения. 8 Воздушная» с отдельной выставкой, посвященной Качинскому училищу.

Апробоция проекта: Данная работа получил практическую реализацию:

Гран-при фестиваля социальных проектов «Свой мир мы строим сами»

Первое место регионального конкурса исследовательских и творческих работ проектов дошкольников и младших школьников «Я-исследователь»

Первое место областного конкурса «#8воздушная»

Гран-при регионального конкурса исследовательских и творческих работ проектов дошкольников и младших школьников «Тропой открытий»

Аннотация работы: По данным социологических исследований в российском обществе значительно изменилось отношение к таким ценностям, как Отечество, патриотизм, верность героическим традициям, память о павших за Родину, долг, честь, достоинство, знание истории своего народа. Одной из причин создавшегося положения является снижение роли и значения военно-патриотического воспитания детей и подростков. В Волгоградской области снижение патриотизма формировалось на фоне закрытия самого знаменитого в России - Качинского высшего военного авиационного училища, созданного на добровольные пожертвования граждан России 21 ноября 1910 года. Учащиеся и взрослые знают о прошлом существовании легендарной Качи, и многие поддерживают нашу инициативу о воссоздании в Волгограде Качинского училища.

Источники:

- экспозиция музея-панорамы «Сталинградская битва»,

- экспозиция музея центра «Качинец»,

- документация Российского государственного военного архива г. Москва;

- воспоминания выпускников и преподавателей училища

История Качинского Высшего Военного Авиационного

училища летчиков: Полет длиной в столетие. Легенды Качи

Помните детский стишок: «У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?» Еще лет 20 назад ответ на такой вопрос лежал на поверхности, не было профессии более знатной и почетной, чем военный летчик. Получать эту профессию следовало только в Каче. Это была кузница авиационных кадров. Поступить в Качу это был уже подвиг для семнадцатилетних мальчишек. Это честь и престиж. Все рвались в Качу.

На волгоградской земле Кача находилась 44 года с 1954 по 1998. А что же было до Волгограда? Для того, чтобы ответить на этот вопрос надо перенестись на 100 лет назад.

В конце ноября 1910 года жители Севастополя толпами устремились на Куликово поле на окраине города. Шли первые полеты самолетов управляемых, прошедшими обучение во Франции, инструкторами, первые в России, да и в мире Офицерской Школы Авиации. Первые в России 11 самолетов были куплены во Франции за 900 тысяч золотых рублей народных пожертвований. Шефом школы, да и всей военной авиации России стал Великий князь Александр Михайлович Романов, именно он предложил Михаилу Ефимову занять должность шеф-пилота школы. Это беспрецедентный случай, выходец из низкого сословия читает лекции господам офицерам. Но уже через несколько лет, за верную службу в подготовке летных кадров Ефимов был произведен в поручики. К концу 1911 году в школе уже обучалось 44 курсанта, парк техники составил уже 38 самолетов. В Севастополе стало тесно. Новое место для школы нашли к северу от города, вместе впадения в море реки Кача. В ноябре 1912 года закладка первой авиационной школы, пока еще Севастопольской. Качинской она станет лишь в 1938 году по многочисленным просьбам ее выпускников. Но это будет лишь потом. А пока…

П ервые выпускники Качи были приняты лично НиколаемII в резиденции в Ливадии.

Эти фотографии долгое время висели на стенах училища. Но идеологическая борьба всегда делает свое дело.

В 1960 году Кача хотела праздновать свое 50-летие, но их осадили окриком из Москвы. Какие 50! Вам 40! Крым освободили лишь только в 1920 году. Школе не могли простить ее подчинение Деникину и Врангелю. В то время училище вообще не праздновало свои юбилеи. По этой же причине о подвигах Российских авиаторов в Первой Мировой Войне просто забыли, а ведь знаками отличия Святого Георгия были награждены 117 выпускников Качи и ее инструкторов Севастопольской летной школы. А Крест Святого Георгия в то время, просто так никому не давался.

К 1917 году школа выпустила 609 летчиков из них 233 из нижних чинов. Революция разделила бывших курсантов на красных и белых, но потерь в воздушных боях ни с той, ни с другой стороны зафиксировано не было. Официально 4 погибших красных летчика и по неподтвержденным данным 6 белых. Скорее всего, встретившись в небе выпускники и инструктора Качи просто расходились в небе. Сама территория Качи переходила из рук в руки 5 раз. Когда закончилась гражданская война, восстанавливать было нечего. Пришлось все начинать заново. Удивительное было время, голодное, холодное, но люди всегда верили в свое светлое будущее. Верили и готовились к новой войне. Комсомол пообещал партии дать строне 150 000 летчиков. По стране открылись десятки школ, но первая была всегда Качинская. Она так и называлась Первая Военная школа летчиков.

Фотографии Качинской авиационной школы 1923 года.

В 1925 году школе присваивается имя Мясникова, в 1933 году она становится Краснознаменной.

А лександр Федорович Мясников или Мясникян в Первую Мировую Войну дослужился до прапорщика, затем участвовал в революции. В 1925 году он погибает недалеко от Тбилиси и командование РККА присваивает его имя Каче, хотя сам Мясников к авиации не имел никакого отношения. И погиб в авиакатастрофе. Школа продолжает жить и выпускать курсантов.

В 1937году выпускник Качи Георгий Байдуков в составе экипажа Чкалова совершает сверхдальний перелет в Америку, через Северный Полюс. Сам Чкалов не качинец, но третий член их экипажа Александр Беляков тоже закончил Качу.

В 1938 году, выпускница Качи 1932 года Полина Осипенко вместе с Валентиной Грязодубовой и Мариной Расковой совершили беспосадочный перелет по маршруту Москва-Дальний Восток на самолете АНТ-37. За этот полет летчицам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Майор авиации Полина Денисовна Осипенко.

А международная обстановка становилась все сложнее и сложнее. Шла гражданская война Испании. Советскими летчиками-добровольцами, среди которых было не мало выпускников Качи, руководил дважды Герой Советского Союза Яков Смушкевич, известный в Испании под именем генерал Дуглас.

Дважды Герой Советского Союза
генерал-лейтенант авиации
СМУШКЕВИЧ ЯКОВ ВЛАДИМИРОВИЧ
14.04.1902-28.10.1941 гг.

В боях у озера Хасан и у реки Холхин-Гол тоже не обошлось без качинцев. А потом был сентябрь 1939 года, освобождение Западной Украины и Белоруссии, потом война с Финляндией. Везде были качинцы.

Мы общались по электронной почте с Василием Гавриловичем Ятленко российским летчиком, мечтающим увековечить память о первых авиаторах.

- Сам я попал на полуостров случайно, - рассказывает бывший гражданский летчик, отлетавший не один десяток лет в условиях Крайнего Севера на Ан-2 и Ми-8. - В сентябре 2014 года сопровождал колонну служебных «уазиков», выделенных МВД России для Крыма. А уже в октябре вернулся отдохнуть. И как-то, катаясь на велосипеде возле маяка Маргопуловского мыса (севернее Качи 1 км.), смотрю - прямо в ковыльной степи лежит могильная плита, вполне современного вида, мраморная… и шесть фамилий на ней. Причем первая - еще за 1914-й год. Ни креста рядом, ни оградки. Старожилы пояснили - это могилы первых авиаторов России.

Василий Гаврилович собирается, ни много ни мало, в пределах обнаруженного им кладбища лётчиков устроить международный мемориал-пантеон первых авиаторов России! А также создать настоящий музей именно царской авиации как первоосновы всего воздушного флота России.

В период с 1921 по 1941 год Качей было подготовлено свыше 9000 пилотов. В 1940 году только до сентября дипломы военных летчиков получили1100 человек, до конца года еще 440. Кача получила новейший истребитель И-16. Все понимали, большая война не за горами.

Вспоминает выпускник Качинской Авиационной школы 1941 года Степан Анастасович Микоян, Герой Советского Союза: «У нас не было как сейчас особой теоретической подготовки. Я прибыл в часть 19 августа, а 5 сентября уже были ознакомительные полеты на ПО-2. И летали каждый день. Подъем в 3-4 утра и на летное поле, потом обед, мертвый час и занятия. Летали на У-2, потом на УТ-2. Он был посложнее. Например У-2 в штопор не свливался, только спираль. А УТ-2 срывался. Даже катастрофы были. Потом УТИ-4 (И-15) двух местный. Он очень строгий. Современные летчики, наверное, не смогли бы на нем летать. Он был очень неустойчив во время посадки. Он мог упасть на крыло. И держать направление надо строго по горизонту. Инструкторов поощряли, у кого летчики смогли развернуться на этом самолете. Я не смог, а Тимур Фрунзе смог. Всего было 7 эскадрильи. Только одна на И-15, остальные на И-16. Василий Сталин выпускник 1939 года летал на И-15, а мы сразу на И-16. Спарок не было, спарка была одна единственная сделанная специально для Василия Сталина. Специально завод сделал двухместный И-15 для обучения Василия Сталина.»

Начало Второй Мировой Войны вызвало у качинцев огромный энтузиазм и подъем патриотизма. С.А. Микоян: «Все думали, успеем ли мы закончить училище до победы СССР. Через 2 недели приблизительно эвакуация всей школы в Красный Кут. 5 суток мы ехали в вагонах, там были такие двухэтажные нары. Первые три дня нас еще кормили на станциях, а последние два дня уже нет. Давали полуфабрикаты» (из книги воспоминаний)

На новом месте полеты возобновили сразу же. Страна нуждалась в летчиках. Только за вторую половину 1941 года Кача дала фронту 824 летчика, что позволило укомплектовать две воздушные армии. О том как сражались качинцы в боях Великой Отечественной лучше всего говорят сухие цифры. 289 героев Советского Союза, 12 дважды Герои, а Александр Иванович Покрышкин выпускник Качи 1939 года, в последствии маршал Авиации трижды Герой Советского Союза. Только герои качинцы сбили 3172 немецких самолета. 52 летчика-качинца совершили в небе 62 воздушных тарана. Но какой же, дорогой ценой давалась нам каждая победа в воздухе!

В мае 1945 года полеты во всех авиационных школах прекратились. Часть школ закрыли, наиболее способных курсантов перевели инструкторами. Учеба продолжалась. Качинская школа в городе Красный Кут продолжила обучать летчиков, которые заканчивали школу, уже на ЯК-3. Чуть позже летчики начали осваивать и первые реактивные истребители МИГ-15. Было создано экспериментальное звено, командиром был качинецБукреев. Не обходилось и без авиакатастров, первый инструктор экспериментальной группы Гончаров погиб при выполнении задания вывода реактивного самолета из штопора.

В 1954 году пришел приказ о перебазировании училища в Сталинград. Летчики покидали базы Красный Кут и Мичуринск.

К 1958 году Кача уверенно освоила реактивную технику, а в 1959 году, когда училище получило статус Высшего Военного, один из полков переучился на МИГ-17.

1963 год стал знаковым курсанты 4 курса училища поднялись в воздух на сверхзвуковом МИГ-21Ф.

Из интервью Николая Петровича Кузнецова командира учебно-авиационного полка (1960-1971), начальник летно-методического отдела (1972-1974): «Учебного МИГ-21 не было и курсанты поднимались в воздух без учебно-тренировочных полетов, сразу на боевом самолете. Чтобы курсант стал летчиком, главное научить его садиться. Как ни странно, в воздухе проблем возникало гораздо меньше, чем при посадке. Поэтому, что бы курсанта выпустить в самостоятельный полет он должен сделать минимум 60 контрольных посадок. А потом он уже совершенствует технику пилотирования»

«Самые яркие впечатления остались от лет обучения, потому служба. Кача это яркие эмоции. Первые курсанты, первое звено, первая эскадрилья. В те временны мы считали, что выше нас только космос. Все что 20000 включая стратосферу было нашим» - из интервью Владимира Юрьевича Тимофеева, выпускника КВВАУЛ 1979 года, летчика-инструктора, старшего штурмана полка.

Но и космос покорился качинцам! 7 выпускников Качи побывали на орбите, некоторые и не по одному разу. Качинцы по праву гордятся своими выпускниками-космонавтами героем СССР Быковским Валерием Федоровичем (1954 год выпуска), Владимиром Александровичем Шаталовым дважды Героем СССР (1949 год выпуска), героем СССР Анатолием Николаевичем Березовым (1965 год выпуска), Героем СССР Виктором Михайловичем Афанасьевым (1970 год выпуска), Героем России Корзуном Валерием Григорьевичем (1974), Олегом Валерьевичем Котовым, Максимом Викторовичем Сураевым (1994 год выпуска).

На чем же держался авторитет Качи? На методике преподавания, ведь училище выпускало лучших летчиков-истребителей в мире. Но еще и на людях. Именно люди создали авторитет Каче во всем мире.

«Кача всегда была на виду, сюда несколько раз прилетал главком ВВС Павел Степанович Кутахов, который высоко ценил успехи достигнутые качинцами на Л-29 и МИГ-21. Это была лучшая кузница летных кадров мира» - из интервью Юрия Матвеевича Шевцова, начальника политического отдела КВВАУЛ (1976-1980гг)

Из интервью Сергея Борисовича Леонова

В июне 1975 года мне предстояло совершить на МИГ-21 самостоятельный полет, 403й по счету, с аэродрома Лебяжья Поляна, что в Камышинском районе.

Еще когда он только начинал взлетать, почувствовал, что двигатель работает неправильно: как-то странно завывал и обороты его резко колебались - то падали, то возрастали. А на высоте порядка 200 метров движок внезапно заглох.

Самолет был оборудован устаревшим креслом, не позволявшим катапультироваться на столь малой высоте. Срочно пришлось набирать высоту и одновременно уводить самолет от находившегося прямо под крылом села Дворянского.

Согласно всем летным инструкциям Леонов имел право катапультироваться незамедлительно, независимо от того, что под ним находилось село. Но он не сделал этого, прекрасно понимая, что, спасши свою жизнь, погубил бы множество других.

Пока летчик уводил самолет в сторону от Дворянского, высота его МИГа вновь упала до критической. Он передал на землю сообщение об этом и только тогда, сжав ручку катапультирования, резко дернул ее на себя. В этом месте, неподалеку от военного аэродрома, низинка была. Это и спасло жизнь Леонову - парашют успел раскрыться, погасив этим силу удара о землю. Тем не менее, он получил перелом позвоночника.Несмотря на это он остался верен авиации и остался в Качинской школе и при расформировании училища он занимал должность начальника штаба.

«Сталинградская земля священна для всех, а для меня, как выпускника Качи особенно. Именно здесь, на Мамаевом Кургане я принимал присягу на верность Родине. Яполучал диплом о высшем образовании и именно отсюда мы разлетались по всему миру! Я не представляю Волгоград без Качинского училища. И надеюсь, что спустя время ККВАУЛ будет восстановлено» - Виктор Федоровия Свищев, выпускник КВВАУЛ 1971 года, председатель Совета ветеранов гарнизона Кубинка.

К сожалению, в 1998 году училище было расформировано и больше не существует на Волгоградской Земле.

«Это трагедия, страшная трагедия для города, для страны. Кача это же 4 огромных полка с 1000 офицеров. И вот так, все убрать.... Моим сослуживцам, некоторым всего 2 года до пенсии, они будучи майорами, офицерами выполняли обязанности рядовых солдат, потому что должностей нет.» - из интервью командира взвода курсантов КВВАУЛ Юрия Михайловича Плешивцева – «ребята поступали с горящими глазами, грезили о небе, а их сразу увольняли в запас. А их учили уникальным боевым действиям истребительной авиации, их учили Родину защищать, и тут они стали не нужны. Ужасная трагедия»

Часть 2. Часть 2. Анализ развития патриотического детского движения, провести анализ отношения учащихся к службе в вооруженных силах РФ

В ходе исследования нами были подготовлены 3 опросных листа: для учащихся младших и средних классов, для кадетов и взрослой общественности.

Опросный лист для учащихся:

Опросный лист для взрослой общественности:

Опросный лист для учащихся кадетских классов

Нами были опрошены более 600 человек. Результаты анкетирования вы можете увидеть на диаграммах.

Заключение

Перспективы развития работы: Нас активно поддерживает администрация нашего лицея. Был организован круглый стол, где принимали участие Качинцы и лицеисты. Результатом стала презентация концепции «Музей имени 8 Воздушной Армии» с отдельной выставкой, посвященной КВВАУЛ. И мы очень рады, что 30 января музей «Точка притяжения. 8 Воздушная» открыт на базе нашего лицея с отдельной выставкой, посвященной Качинцам! (http://vlg-media.ru/2019/01/30/v-volgograde-otkryli-muzej-boevogo-puti-8-j-vozdushnoj-armii/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop; http://www.volgograd-trv.ru/flashN.aspx?id=49430)

Обобщая полученные ответы мы можем сделать вывод о том, что и учащиеся и взрослые знают о прошлом существовании легендарной Качи, и многие поддерживают инициативу о воссоздании в Волгограде Качинского училища. В связи с вышеизложенным мы с готовимся к передаче обращения к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину о восстановлении в городе-герое Волгограде Высшего военного авиационного училища. Кача дала Родине 342 Героя Советского Союза, 4 Героя РФ, воспитала свыше 300 генералов и 12 маршалов авиации.В Каче учились летать Василий Сталин, три сына Микояна, сыновья Фрунзе, А. Покрышкин, А. Колдунов, Д. Глинка, Амет-хан Султан, Б. Сафонов, летчики-космонавты В. Быковский, В. Шаталов, А. Березовой, В. Афанасьев, Д. Кондратьев, В. Корзун, М. Сураев, О. Котов, А. Шкаплеров. 

Кача должна возродиться в интересах укрепления обороноспособности государства, для того, чтобы современным мальчишкам можно было получить самое лучшее военное образование. Дети и подростки Волгограда, такие как мы, получат мощный социально-патриотический импульс, ветеранов покинет чувство исторической несправедливости, у молодежи появится новый стимул остаться жить в Волгограде.

Список используемой литературы:

Качинские чтения IX : сб. ст. - Москва : Фирма Благовест-В, 2005. - 176, [1] с. : ил.; Качинские чтения (10; 2005; Волгоград).

Качинские чтения (Х) : (сборник статей) : 100-летию Качи посвящается. - Москва : б. и., 2006. - 174 с.

Национальный авиационный журнал «Крылья Родины» №7, 2010г

Авиация и спорт. Журнал. Сентябрь, 2010г. http://www.avia-s.ru

Манцуров Юрий Александрович. Кача: история и судьбы [Текст] / Юрий Манцуров. - Волгоград : Издатель, 2009. - 381, [1] с., [20] л. ил. : ил.; 21 см.; ISBN 978-5-9233-0761-0

Манцуров, Юрий Александрович. Сталинградские соколы : документальные очерки о Сталинградском военном авиационном училище летчиков / Юрий Манцуров. - Волгоград : [б. и.], 2007. - 159 с., [32] л. ил., портр. : табл., факс.; 21 см.

Вразова, Д. Г.Сердце рвалось в бой : рассказ бабушки-поисковика / Д. Г. Вразова ; [техн. редактор М. Н. Урусова ; отв. ред. И. О. Дрыжак] ; ВМУК «ЦСГБ», Библиотека-филиал № 17 им. М. А. Шолохова. – Волгоград, 2015. – 118 с. : ил.

http://officer.wmsite.ru

http://www.ps-crimea.com/post/?id=6e33f9ce8 Кача - колыбель российской авиации

Просмотров работы: 1207