Введение
История становления сильного Российского государства всегда была тесно связана с историей Русской Православной Церкви. В трудные для страны времена русские князья, цари, народ и Церковь являли собой единую, мощную силу, о которую разбивались коварные планы ее врагов. После событий октября одна тысяча девятьсот семнадцатого года и прихода к власти большевиков ситуация коренным образом изменилась. Один за другим появлялись декреты новой власти, которые разрушали прежние духовные устои жизни общества. В это время от рук правящей верхушки [большевиков] погибло много невинных людей. Все они пострадали за веру в Бога. Не миновала эта страшная участь и город Серпухов, его мирян и священнослужителей, храмы и монастыри.
Научно-исследовательская работа «История одного храма: церковь Святых Жён-Мироносиц г. Серпухов» посвящена одному из многочисленных объектов духовного наследия православных христиан, к сожалению, утраченного в настоящее время.
Выбор темы исследования обусловлен интересом к истории своего края, желанием узнать больше о духовной жизни мирян древнего Серпухова, поделиться собранной информацией с широкой аудиторией. Два храма, освящённых во имя Святых Жён-Мироносиц, в качестве объекта исследования выбраны неслучайно. Их название связано с известным историческим событием – с приходом женщин-жён в первый день после субботы ко Гробу воскресшего Иисуса Христа с ароматами и благовониями (миром) для ритуального умащения тела умершего (Приложение 3). Кроме того, храмы Святых Жён-Мироносиц были самыми посещаемыми и связаны с именами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона, священномученика серпуховского, епископа Арсения Жадановского.
Цель – показать ценность утраченных памятников духовного наследия города Серпухов путём их исследования, основанного на работе в фондах специализированных учреждений Серпуховского района и города Москвы на примере церкви Святых Жён-Мироносиц.
Задачи:
сформировать и развить у подрастающего поколения чувства гражданственности, патриотизма, личной сопричастности к духовной истории своего края;
составить библиографический список по теме исследования;
дать характеристику использованной источниковой базы;
предоставить достоверные сведения, фотодокументы наличия церкви Святых Жён-Мироносиц на территории древнего Серпухова, используя информацию столичных и местных музеев, архивов, специализированных библиотек; проанализировать их;
совершить целевую поездку в г. Серпухов к месту утраченной святыни;
обобщить и систематизировать полученные данные, сделать выводы;
составить глоссарий;
оформить презентацию.
Актуальность работы состоит в возрождении разрушенных святынь города Серпухов путём их исследования в архивах нашей столицы и Московской области. Безусловно, мы не можем войти в само здание, храм, но имеем силы и желание восстановить память о нём, работая с достоверными источниками информации: уникальными фотоснимками, газетными заметками, картами, старинными рукописями, Метрическими книгами, Клировыми ведомостями.
Новизна исследования заключается в том, что неопубликованные материалы, извлечённые из фондов специализированных учреждений, будут доступны широкой аудитории.
Объект исследования – церковь Святых Жён-Мироносиц.
Предмет исследования – история возникновения и утраты храмов, объединённых общим названием – церковь Святых Жён-Мироносиц.
Методы исследования: поиск информации по теме исследования, изучение и анализ документации, архивных источников; посещение места утраченной святыни, беседа, фотографирование, сканирование, сравнение и обобщение полученных данных.
Обзор источников информации по теме исследования
На первом этапе научно-исследовательской работы мы составили библиографический список литературы по теме исследования, изучили и проанализировали его.
Среди неопубликованных источников интерес представляют Метрические книги Архивного фонда Серпуховской духовной Консистории, Клировые ведомости, а также протоколы заседаний исполкома Серпуховского городского совета депутатов трудящихся середины XX века, где находятся решения вышеупомянутых лиц о судьбе храма Святых Жён-Мироносиц; фотоснимки церкви начала XX века из фонда уникальных фото Музея архитектуры имени А. В. Щусева г. Москва.
Среди печатных источников особого внимания заслуживает книга Симсона П. Ф. Исторiя Серпухова въ связи съ Серпуховскимъ княжествомъ и вообще съ отечественною исторiею, вышедшая в 1880 году, в которой рассмотрена история города с самого его основания, представлен план древнего Серпухова по Сотной книге Василия Семёновича Фуникова 1552 года издания, на котором обозначены все храмы, действующие в то время. К сожалению, сам документ [Сотная, то есть переписная книга] не сохранился, был уничтожен вследствие пожара. Тот же автор [Симсон П.] в своём труде говорит нам о том, что город Серпухов неоднократно подвергался сожжению татарами, разграблению литовским князем Свидригайлом, а в 1618 году посад был вовсе взят гетманом Сагайдачным [17, с. 133].
К теме православной архитектуры города Серпухов и Серпуховского уезда обращались также известные исследователи-архитектоведы, историки, представители духовенства: Хомякова Т. В., Холмогоров В. И., Новицкий А. П., Воронин Н. Н., Благовещенский И., Тренёв Д. К., Пэнэжко О. Г. и другие. Виды всех церквей, монастырей города Серпухов можно посмотреть в иллюстрированном альбоме Улитина И. И. и на сайте Храмы России: [Электронный ресурс] URL: http://temples.ru/about.php
Глава I. Что имеем – не храним, потерявши – плачем
Свят град Серпухов
Издавна город Серпухов, называемый на страницах русских летописей «Свят градом», был украшен православными храмами. На протяжении веков жители небольшого уездного города возносили молитвы о своей Отчизне и о своих близких, собираясь в 22 храмах и двух монастырях – таким количеством церквей мог похвастаться не всякий губернский центр. Многие серпуховские храмы имеют древнюю историю, связывающую их с историей всей России.
Сначала дома Божии выстраивались в дереве, поскольку это самый ходовой материал, затем обновлялись, возводились в камне. Храмы строились на средства известных купцов того времени – Кишкиных и Коншиных, Сериковых и Плотниковых. Помощь оказывали и прихожане.
События революции 1917 года, Великой Отечественной войны и непростого советского периода оставили свой глубокий незаживающий след и в православной истории Серпухова. За веру в период послереволюционных гонений пострадали священнослужители и миряне. Не пощадило время и серпуховские храмы. Многие из них закрывались и рушились. Запустение неизбежно приводило к разрушению, некоторые объекты духовного наследия оказались стертыми с лица земли, иные обезображены до неузнаваемости.
Так, сравнивая и сопоставляя сведения, данные в архивных документах [17, 19] и информацию, собранную на историко-краеведческом сайте «Храмы России» [22], где имеются достоверные сведения обо всех православных объектах, уничтоженных по разным причинам и действующих, сохранившихся до наших дней, мы выявили утраченные православные святыни города Серпухов. Рассмотрим более подробно историю создания и утраты храмов, объединённых общим названием – Святых Жён-Мироносиц.
Храмы Святых Жён-Мироносиц
Место расположения храмов Святых Жён-Мироносиц было оседлым славянским поселением ещё с домонгольского времени. В книге Симсона П. Ф. Исторiя Серпухова въ связи съ Серпуховскимъ княжествомъ и вообще съ отечественною исторiею 1880 года издания упоминается древнее Сельцо, «которое въ дозорныхъ книгахъ Ляпунова названо уже «Мироносицкимъ» – конечно по церкви в честь св. жен Мироносицъ» [17, С. 190]. Старинное Сельцо считалось самым богатым в то время. Принадлежало оно Высоцкому монастырю. В нём жили «прибылые люди… торговые, ремесленные и мастеровые» [17, с. 197].
Первое упоминание о храме относится к 1552 году. При нашествии крымского хана Девлет-Гирея в 1571 году церковь была сожжена, о чём говорится в льготной грамоте царя и великого князя Ивана Васильевича серпуховскому Высоцкому монастырю: «…Того же Высоцкого монастыря сельцо Подборья, а в нем церковь Святыя Жены Мироносицы (утрачено)… созжена, двор поповской, диаконов созжены, да шесть дворов служних созжены» [5, с. 32]. Тем не менее в 1685 году храм Святых Жён-Мироносиц был восстановлен и выстроен в камне. Самая первая каменная церковь в городе и на посаде – церковь Николы Белого, «вторую подобную церковь построили в Сельце в честь жен Мироносиц» [17, с. 207]. Место для строительства церкви было выбрано удачно. Она простояла до 1930-х годов, украшая высокий берег реки Нары и красивую ромбовидную площадь на Московской улице. В том же столетии при ней сооружена отдельная колокольня. 5 мая 1730 года вышел указ о строительстве при Мироносицком храме придела во имя Софии Премудрости Божией [21, с. 131].
Здание храма представляло собой позднюю версию крестовокупольного храма. Снаружи церковь была перекрыта четырёхскатной железной кровлей, увенчанной пятиглавием. Особенностью интерьера был относительно низкий потолок: высота здания – 12,8 метров, длина – 24,5 метра и ширина – 25 метров [21, с. 131]. С пристройкой трапезной и боковых приделов в начале XIX века с северной, западной и южной сторон храма в стенах XVII века были прорезаны широкие полуциркульные арки, а окна в оставшихся частях этих стен заложены. Первоначально внешние украшения храма к началу XX века сохранились лишь фрагментарно, под перекрытием трапезной на западном фасаде оставались карнизы и пояски, налицо были также парные декоративные закомары в завершении стен и арки с полуколоннами на барабанах. Все эти украшения были рельефными, из кирпича – основного материала постройки. Отдельно стоящая колокольня представляла собой массивный четырёхгранный столп с арочными проходами в нижнем ярусе.
В 1809 году в Мироносицком храме заново устроены приделы: северный – во имя иконы Знамения Божией Матери, южный – во имя Успения Богоматери. Вероятно, тогда же сооружены трапезная, верхний ярус колокольни; возобновлены алтарь и главный иконостас храма. Новые приделы в виде четвериков украшены были со стороны входа четырёхколонными портиками с фронтонами и увенчаны полусферическими куполами, над которыми высились декоративные луковичные главки. Мироносицкие приделы 1809 года по форме и декору сходны с храмом Печерской Божией Матери в Серпухове, что позволяет приписать обе постройки одному, пока неизвестному автору. Колокольня же получила завершение в виде арочной звонницы, увенчанной невысоким шпилем. Большой колокол, отлитый в 1835 году, весом 524 пуда 15 фунтов (около 8,5 тонн), был крупнейшим в городе [21, с. 132-133].
По фотоснимкам и документам XIX – XX веков старая Мироносицкая церковь была оштукатурена, кровля её и главы выкрашены зелёной краской; восьмиконечные, с цепями, кресты на восьми главах позолочены. Внутри храма был расписан потолок, на восточной стене снаружи имелась икона Деисуса; в приделах фрагментарно сохранялись росписи начала XIX века: орнаменты и архитектурные мотивы. Главный иконостас был двухъярусный, посеребрённый с позолоченными украшениями, но к 1910 году уже безнадёжно поражённый грибком. Внутренность купола украшали лепные изображения Господа Саваофа и херувимов. В храме сохранялись деревянные скульптуры «Христос в темнице» и «Никола Можайский» [21, с. 133].
В ноябре 1868 года мироносицкий причт подал в епархию прошение о постройке нового храма: трёхпрестольного, с теми же посвящениями, что и прежний: в честь Святых Жён-Мироносиц, Успения Божией Матери и «Ея Знамения» [2, с. 62]. Денежные средства на строительство новой Мироносицкой церкви были пожертвованы в 1897 году почётным гражданином города Серпухов Андроником Андреевичем Солодовниковым в размере 80 тысяч рублей. Старое церковное здание, построенное неизвестным лицом, предлагалось разобрать, а из его материала построить колокольню. В мае 1869 года Консистория разрешила это строительство, но вопрос о судьбе старого храма был отложен. Работы начались 15 июня 1869 года, а 14 сентября 1870 года уже возведённые купола нового храма обрушились. В апреле 1870 года было разрешено продолжить строительство по прежнему проекту, и оно завершилось в сентябре 1880 года [21, с. 133]. Новый храм, спроектированный архитектором Александром Степановичем Никитиным, представлял собой образец архитектурного эклектизма середины XIX века. На земле, принадлежащей церкви, находились и другие постройки: деревянная сторожка и один дощатый сарай для хранения разных церковных вещей, крыша которых была покрыта железом. В непосредственной близости находились Высоцкий мужской монастырь и Распятская церковь. Старостой при церкви состоял Гаврил Гаврилович Мазурин [2, с. 65].
В дальнейшем богослужения в старом храме не совершались, но использовалась его колокольня. В январе 1910 года эксперт Московского археологического общества И. В. Рыльский осмотрел здание и посоветовал разобрать ветхие постройки XIX века, но колокольню и храм XVII века – реставрировать и совершать там требы [21, с. 133]. За сохранение памятника тогда же выступил Д. К. Тренёв – писатель, исследователь памятников древнерусского искусства и иконописи.
Старая Мироносицкая церковь была разрушена в 1930-е годы, здание же новой церкви сильно пострадало от бомбардировок 1941-1942 годов. Руины её разобраны в 1960-х.
Результаты и выводы по теоретической части работы:
Изучив печатные и интернет-источники, касающиеся истории г. Серпухов, а также архивные документы, мы узнали, что в древности на его территории находились и функционировали 22 православных храма, в том числе, и церковь Святых Жён-Мироносиц.
Разные исторические события: Октябрьская революция 1917 г., советский период с 1922 по 1991 гг., Великая Отечественная война 1941-1945 гг. негативным образом сказались на деятельности некоторых объектов христианского наследия серпуховской земли. Храмы закрывались или рушились по разным причинам. Священнослужителей и мирян массово расстреливали, как врагов народа.
Судьба храма Святых Жён-Мироносиц не является здесь исключением, первое упоминание о котором относится к XVI веку. Сначала он был выстроен в дереве, затем, вследствие пожара, – в камне. Церковь была расположена на высоком берегу р. Нары и находилась введении Высоцкого монастыря.
В работе подробно представлено описание как внешнего, так и внутреннего убранства церкви. Мироносицкий храм был самым богатым и посещаемым местом.
Старая мироносицкая церковь была разрушена в 1930-е годы. Здание же новой – сильно пострадало от бомбардировок 1941–1942 годов. Руины её были разобраны в 1960-х.
Глава II. «Ищите и обрящете…»1
2.1. Юные архивисты в Москве
Решая поставленные задачи, 27 февраля 2018 г. мы вместе с научным руководителем посетили Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева (г. Москва). Используя поисковый метод, беседуя с научными сотрудниками музея, работая в его фондах, нам удалось найти уникальные архивные документы – фотоснимки утраченных православных святынь древнего Серпухова и отсканировать их (Приложение 2).
На одном из них запечатлена новая церковь Святых Жён-Мироносиц во время Великой Отечественной войны, снимок сделан в 1942 году Тихомировым (имени и отчества автора фото на документе не указано). На храм больно смотреть, вероятно, в него попала авиабомба. На снимке церкви, сделанном Н. Н. Ушаковым, мы видим фрагмент наружной стены здания, вдоль которой выставлены деревянные скульптуры отдельных святых (Приложение 2). Выше говорилось о том, что в старой церкви Святых Жён-Мироносиц имелись резные произведения искусства – «Христос в темнице» и «Никола Можайский». Очевидно, они были перенесены в новый храм, вследствие разрушенного старого. Стена храма, судя по фото, уже ветхая, на земле лежат фрагменты деревянных скульптур, некоторые из них отошли от стены или вовсе раскололись, потрескались, вероятно, от времени или неправильно созданных условий хранения. Возможно, это был иконостас, о чём говорят форма, очертания композиции. Следует отметить, что наличие подобных скульптур в православном храме довольно редкое явление. Во-первых, этот факт можно объяснить влиянием католицизма на русскую культуру. Во-вторых, вполне вероятно также, что в Серпухове были мастера-резчики по дереву, народные умельцы.
В этот же день, 27 февраля, мы посетили 2 столичные библиотеки: Российскую государственную библиотеку имени В. И. Ленина и Государственную публичную историческую. Работа в библиографическом отделе исторической библиотеки оказалась совсем нескучной. Мы научились составлять библиографический список литературы, работать с каталогами, искать нужную информацию в книгах, архивных источниках.
Следует отметить, в ходе исследования возникла одна проблема – выбранные печатные источники конца XIX – начала XX веков были изданы на старославянском языке. Тем не менее, благодаря руководителю данной научно-исследовательской работы и Людмиле Владимировне Волгиной, главному библиографу исторической библиотеки, с которой мы в итоге подружились и поддерживаем связь в настоящее время, тексты были изучены, нужная информация извлечена (Приложение 1).
2.2. Юные архивисты в Серпухове
12 апреля 2018 года состоялась целевая поездка в город Серпухов. В частности, мы побывали в Серпуховском историко-художественной музее, где нам для исследования были предоставлены архивные документы – Клировые ведомости церквей первого округа Серпуховского уезда Благочиния за 1916 год (Приложение 3). Согласно информации, данной в документе, в храмах Святых Жён-Мироносиц по штату полагалось 2 священника, один дьякон, 2 псаломщика [2, с. 62]. В документе упоминаются следующие духовные лица: священники – Василий Семёнович Смирнов, Пётр Порфирьевич Ливровский, диакон – Николай Алексеевич Успенский; дьяконы-псаломщики – Пётр Троицкий и Александр Звонарёв. Там же подробно расписано семейное положение священнослужителей, дана их краткая биография. Примечательно, что указанные выше фамилии служителей церкви «говорящие», они, так или иначе, связаны с духовной составляющей человека.
Мироносицкий храм принадлежал к разряду самых богатых и посещаемых в Серпухове. Работая в Архивном отделе Администрации города Серпухов с Метрическими книгами церкви Жён-Мироносиц Архивного фонда Серпуховской духовной Консистории, мы выяснили, что в период с 1868 по 1918 года родилось 5722 лиц мужского пола и 5394 – женского; вычислили количество прихожан, сложив количество мужчин / женщин и умножив получившееся число на два (родители). Таким образом, по нашим подсчётам получилось, что потенциально прихожанами храма являлись 22232 человека. Мы считаем, что это достаточно большая цифра и предполагаем, что именно в связи с таким количеством прихожан было принято решение о постройке второго храма Святых Жён-Мироносиц. Первичная или старая церковь просто не могла вместить всех молящихся ко Господу нашему Иисусу Христу. Отметим, что помимо жителей южной части Серпухова, храм посещали крестьяне пригородных деревень Заборье, Высоцкая слобода и Ивановская.
По информации, полученной в городской библиотеке имени А. П. Чехова, в начале XX века в храме служил протодиакон Максим Доримедонтович Михайлов. В советское время он пел в Большом театре, был знаменитым басом. В 1920-е годы часто выступал в Серпухове, присутствовал на многих групповых фотографиях серпуховского духовенства.
В связи с этим, следует упомянуть о том, что 1 июня 1924 года в городе на Оке произошло одно знаменательное событие – приезд Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона. Он пробыл там всего три дня, но в один из них совершил службу как раз в церкви Святых Жён-Мироносиц. На память о приезде в Серпухов Патриарха осталась фотография (Приложение 2). В первом ряду находятся священники, диаконы, певчие трёх серпуховских церквей: Жён-Мироносиц, кладбищенской церкви Всех Святых и Николы Белого. В то время очень славился сводный хор этих храмов. В хоре пел знаменитый бас Максим Доримедонтович Михайлов, протодиакон церкви Жён-Мироносиц [6, с. 211].
В начале XX века по праздникам в храме Святых Жён-Мироносиц служил епископ Арсений Иванович Жадановский. Владыку Арсения очень любили и уважали прихожане церкви. Службу без него не начинали. Однако судьба его сложилась весьма печально. Арсений Жадановский был обвинён в антисоветской пропаганде, несколько раз осуждён, находился в ссылке, впоследствии, расстрелян на Бутовском полигоне 27 сентября 1937 года, а в 1956-м – реабилитирован.
Судьба храма также оказалась печальной, о чём свидетельствуют, подлинные документы Архивного фонда Серпуховской духовной Консистории, в частности, протокол № 5 заседания исполкома Серпуховского городского совета депутатов трудящихся от 9-го февраля 1954 года, на повестке которого был и вопрос «О разрешении комбинату Пищевых концентратов разобрать здание бывшей церкви Жён-Мироносиц». В решении № 68 ясно сказано, что поскольку здание церкви «не является памятником архитектуры и не имеет никакой художественной ценности», а также получило «значительные повреждения, повлёкшие за собой разрушение стен и сводов», его нужно разобрать, земельный участок же привести «в надлежащее состояние, путём вывозки мусора и производства планировочных работ в срок до 1 октября 1954 года» [11, л. 105]. (Приложение 2).
Фраза «не является памятником архитектуры и не имеет никакой художественной ценности» вызвала у нас недоумение. Почему такое здание в то время не ценилось и не являлось памятником архитектуры?! Ответы на эти вопросы мы нашли в подшивках газет «Набат» и «Московский коммунист» Архивного отдела Администрации городского округа Серпухов Московской области. Всё дело, оказывается, в последствиях антирелигиозной пропаганды.
К вопросу о ходе работ по разбору здания бывшей церкви Жён Мироносиц по 2-ой Московской улице, принадлежащей комбинату пищевых концентратов, члены исполкома Серпуховского городского совета депутатов трудящихся обращались не раз. Так из протокола № 15 от 8-го мая 1959 года видно, что депутаты сетовали на то, что разбор здания церкви шёл крайне медленно и указывали директору комбината, товарищу Уханову, на недопустимость в срывах сроков его демонтажа, предлагали закончить все работы к 10 июня 1957 года, учитывая, что здание находится на главной магистрали города, а также в связи с приближающимся Международным фестивалем молодёжи студентов [12, л. 193], (приложение 2). Вот так, практически бесследно исчез уникальный архитектурный ансамбль, состоящий из двух церквей, объединённых общим названием Святых Жён-Мироносиц.
Работая по теме исследования, нам непременно захотелось разыскать то место, где когда-то стояли красивые храмы Святых Жён-Мироносиц. Информацией о месте нахождения, а впоследствии разрушения православных святынь с нами поделилась научный сотрудник Серпуховского историко-художественного музея Пантелеева Марианна Павловна. В частности, она сказала, что заявленные храмы располагались на пересечении двух улиц: 2-ой Московской и Селецкой. Место для возведения церквей было выбрано удачно и представляло собой ромбовидную площадку, справа от дороги находилась старая церковь Святых Жён-Мироносиц, а слева – новая (Приложения 1, 2).
На месте старой церкви мы ничего не обнаружили, никаких следов остатков фундамента, камней. Сохранились лишь два столба, отдалённо напоминающие ворота, очевидно, ведущие в некогда стоявшее здание православного храма. Там, где раньше стояла новая церковь Святых Жён-Мироносиц, остались элементы краснокирпичной кладки стены, заросшей мхом. Территория намоленных мест оказалась относительно чистой, из мусора можно назвать лишь битое стекло. Место старой церкви заросло деревьями, новой же – представляет собой открытую площадку, окружённую современными коттеджами и забором.
Результаты и выводы по практической части работы:
рассмотрев в теории подробно историю памятника духовного наследия г. Серпухов, мы совместно с научным руководителем посетили Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева, г. Москва.
Используя поисковый метод, беседуя с научными сотрудниками музея, нашли и проанализировали архивные документы – фотоснимки церкви Святых Жён-Мироносиц, сделали их сканы (Приложение 2).
Кроме того, 27 февраля 2018 г., побывав в двух столичных библиотеках, мы научились составлять библиографический список литературы по нашей теме, работать с каталогами, извлекать нужную нам информацию по теме исследования, а также расширять свой кругозор в области православного искусства.
12 апреля 2018 г. совершили целевую поездку в г. Серпухов. Находясь в Архивном отделе Администрации города, работая с Метрическими книгами, мы смогли вычислить примерное количество прихожан церкви Святых Жён-Мироносиц за определённый период (1868-1918 гг.)
Из Клировых ведомостей за 1916 год узнали, сколько человек состояло в штате церкви, прочли их краткую биографию. Выявили одну особенность – все имена священнослужителей «говорящие». В церкви в своё время находились и служили известные духовные личности: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон, епископ Арсений Жадановский, Максим Михайлов, знаменитый бас Большого театра.
Наконец, посетили святое место, где раньше стояли две прекрасные церкви. Местоположение старой церкви заросло деревьями и кустарником, остались лишь два столба, напоминающие ворота. Там, где находилась новая церковь, сохранились фрагменты кирпичной кладки стены.
Заключение
Несмотря на утрату того или иного памятника духовного зодчества, он продолжает жить в архивных документах, в нашей памяти и передаваться из поколения в поколение. Историю своего края, так сказать, его летопись должен знать каждый человек, живущий на земле. Как раз конференции и мероприятия им подобные дают возможность нам распространять информацию, полученную из ценных неопубликованных источников, архивных документов. Таким образом, мы поддерживаем связь поколений, связь времён.
Цель работы достигнута, задачи решены в полном объёме. Мы провели глубокое исследование по теме, подробно рассмотрев один из утраченных памятников архитектуры г. Серпухов – церковь Святых Жён-Мироносиц. Узнали историю объекта нашего исследования и детально представили её в своей работе. Работали с ценными архивными документами, первоисточниками [Метрическими книгами, Клировыми ведомостями, печатными источниками конца XIX – начала XX вв.] Побывали в архивах, музеях и библиотеках г. Москвы и Московской области. Провели беседы с научными сотрудниками специализированных учреждений, краеведами, архивистами: Волгиной Л. В., Пантелеевой М. П., Быковой Т. М., Пантелеевой Е. Е., Островерховой Л. Э., Пилипенко А. Д., Игнатовой Е. С., которым, пользуясь случаем, выражаем глубокую благодарность и признательность. Составили глоссарий, словарь узкоспециализированных терминов, дали их лексическое значение. Самостоятельно нашли и обследовали святое место, где раньше стояли две прекрасные церкви.
Материал научно-исследовательской работы систематизирован и обобщён, имеется презентация. Практическая значимость данной работы заключается в том, что её материалы могут быть использованы в ходе подготовки и проведения занятий по профилю «Основы духовно-нравственной культуры народов России», представлены на научно-практических конференциях различного уровня, способствуя углублению знаний обучающихся средних учебных заведений в области историко-культурного, духовного наследия своего края; пополнят фонды школьного музея.
Мы очень надеемся, что простоявшие столетия здания храмов, о которых рассказали в нашей работе, когда-нибудь вновь будут воссозданы на прежнем месте.
Список источников и использованной литературы
Благовещенский И. Краткие сведения о всех церквах Московской Епархии – М., 1874.
Ведомость о церкви Святых Жён-Мироносиц, состоящей в г. Серпухове Московской Епархии за 1916 год // Серпуховский историко-художественный музей. Научный архив. Ф. IV. Д. 70. Т. 8. КП. 441. Л. 63-71 об.
Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси XII-XV вв. – М., 1961.
Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи – М., 1890.
Из льготной грамоты царя и великого князя Ивана Васильевича серпуховскому Высоцкому монастырю об освобождении от уплаты государственных налогов сроком на 5 лет в связи с разорением монастырских владений Девлет-Гиреем в 1571 г. // Земля Серпуховская. Сб. документов и материалов по истории города и края. Выпуск 1 – Серпухов, 2000. – С. 32.
Из статьи А. А. Мосолова Приезд Патриарха Тихона в г. Серпухов // Варлаамо-Афанасьевские чтения – Серпухов, 2008. – С. 211.
Метрические книги церкви Жён-Мироносиц с 1868 по 1918 гг. // Архивный фонд Серпуховской духовной консистории.
Новицкий А. П. Каменный город в Серпухове – М., 1906.
Ожегов С. И. Словарь русского языка /Под ред. Н. Ю. Шведовой – М., 1990.
Протокол № 33 заседания Серпуховского исполкома городского совета депутатов трудящихся и решение к нему от 21 августа 1947 года // Архивный фонд № 15 «Серпуховский городской Совет депутатов трудящихся и его исполнительный комитет» Ф. 15. Оп. 1. Д. 30. Л. Л.103, 106, 114.
Протокол № 5 заседания Серпуховского исполкома городского совета депутатов трудящихся и решение № 68 от 09 февраля 1954 года // Архивный фонд № 15 «Серпуховский городской Совет депутатов трудящихся и его исполнительный комитет» Ф. 15. Оп. 1. Д. 99. Л. Л. 71, 72, 104, 105, 111.
Протокол № 15 заседания Серпуховского исполкома городского совета депутатов трудящихся и решение № 68 от 08 мая 1957 года // Архивный фонд № 187 «Серпуховский городской Совет депутатов трудящихся и его исполнительный комитет» Ф. 15. Оп. 1. Д. 144. Л. Л. 172, 173, 193, 200.
Пэнэжко О. Г. Город Серпухов. Храмы Серпуховского района – Владимир, 2001.
Разумовский Ф. В. Художественное наследие Серпуховской земли – М., 1979. – С. 75.
Раппопорт П. А. Очерк хронологии русского шатрового зодчества – М., 1949.
Святое Евангелiе от Матвея. Гл. 7. – САНКТПЕТЕРБУРГЪ, 1912. – С. 17
Симсон П. Ф. Исторiя Серпухова въ связи съ Серпуховскимъ княжествомъ и вообще съ отечественною исторiею – М., 1880. – С. 133, 190, 197, 207.
Тренёв Д. К. Серпуховский Высоцкий монастырь, его иконы и достопамятности – М., 1902.
Улитин И. И. Альбом видов, церкви и монастыри г. Серпухова – М., 1905.
Холмогоров В. И. Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии – М., 1881.
Храмы Серпуховского Благочиния. Очерки из истории и современной жизни храмов города Серпухова. В 2-х ч. Ч.1. – Тула, 2011. – С. 130-133.
Храмы России: [Электронный ресурс] URL: http://temples.ru/about.php
Приложение 1
Архивы, музеи, библиотеки, святое место
Справочно-библиографический отдел Государственной публичной исторической библиотеки России г. Москва. 27.02.2018 г.
Скрипай М., Онищук А., Лазарева Е. В. Отдел
уникальных фото. Музей архитектуры имени
А. В. Щусева г. Москва. Дата съёмки – 27.02.2018 г.
Игнатова Е. С., Онищук А., Лазарева Е. В. Архивный отдел Администрации
г. о. Серпухов Московской области. Дата съёмки – 12 апреля 2018 г.
Место утраченной святыни – храмов Святых Жён-Мироносиц, ул. 2-ая Московская, г. Серпухов. Слева направо: 1) Онищук А., Лазарева Е. В. (у ворот старой церкви). 2) Скрипай М. (новая церковь). 3) Вид со стороны р. Нары. Дата съёмки - 12 апреля 2018 г.
Приложение 2
Архивные документы
Мироносицкая церковь г. Серпухов Московской области. Фото Н. Н. Ушакова. // Отдел уникальных фото музея архитектуры имени А. В. Щусева г. Москва // КП оф 5915/203 ОРП-5269
Собор Жён-Мироносиц. Вид с северо-запада. Фото Тихомирова 1942 г. // Отдел уникальных фото музея архитектуры имени А. В. Щусева г. Москва. КП оф 5915/203 ОРП-5269
Скульптура деревянная – фигуры отдельных святых XVIII века. Фото Н. Н. Ушакова. // Отдел уникальных фото музея архитектуры имени А. В. Щусева г. Москва. КП оф. 5915/203 ОРП-5269
Ведомость о церкви Святых Жён Мироносиц, состоящей в г. Серпухове Московской Епархии за 1916 год // СИХМ. Научный архив. Ф. IV. Д. 70. Т. 8. КП. 441. Л. 63
Метрические книги церкви Жён Мироносиц. // Архивный фонд Серпуховской духовной консистории г. Серпухов Московкой области, 1907 г.
Визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона г. Серпухов. 1 июня 1924 год // https://ok.ru/gazetavybiray/topic/64544873005089
Решение № 68 от 09 февраля 1954 года из Протокола № 5 заседания Серпуховского исполкома городского совета депутатов трудящихся // Архивный фонд № 15 «Серпуховский городской Совет депутатов трудящихся и его исполнительный комитет» Ф. 15. Оп. 1. Д. 99. Л. 105
Решение № 186, № 187 от 8-го мая 1959 года из Протокола № 15 заседания Серпуховского исполкома городского совета депутатов трудящихся // Архивный фонд № 15 «Серпуховский городской Совет депутатов трудящихся и его исполнительный комитет» Ф. 15. Оп. 1. Д. 144. Л. 193
Приложение 3
Глоссарий
Храм – здание для богослужения, церковь.
Церковь – православный храм.
Монастырь – религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию.
Жёны-Мироносицы – женщины, пришедшие утром в первый день после субботы ко Гробу воскресшего Иисуса Христа, с ароматами и благовониями (миром) для ритуального умащения тела.
Иконостас – покрытая иконами стена, отделяющая алтарь в православном храме.
Алтарь – восточная возвышенная часть христианского храма, отделённая от общего помещения иконостасом.
Придел – небольшая боковая пристройка, имеющая дополнительный алтарь.
Колокольня – башня с колоколами на здании церкви или у церкви.
Трапеза – общий стол для приёма пищи в монастыре.
Деисус – икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа, а справа и слева от него соответственно – Богоматери и Иоанна Крестителя.
Херувим – ангел, относящийся к одному из высших ангельских ликов.
Причт – служители и певчие в православной церкви.
Епархия – церковно-административная территориальная единица, управляемая архиереем.
Консистория – церковно-административный и церковно-судебный орган при епархиальном архиерее.
Треба – богослужебный обряд, совершаемый по просьбе самих верующих (например, крестины, венчание, панихида, исповедь)
Священник – служитель культа, исполняющий церковные службы и требы, иерей.
Протодьякон – старший дьякон в соборе
Дьякон – низший духовный сан, помощник священника при совершении церковной службы.
Псаломщик – служитель в православной церкви, помогающий священнику при совершении обрядов.
Метрические книги – реестр, книга для официальной записи актов гражданского состояния (рождений, браков и смертей) в России в период с начала XVIII века.
Клировая ведомость – документ о службе лиц духовного сословия.
Посад – 1) в Древней и средневековой Руси торгово-промышленная часть города, обычно вне городской стены. 2) Пригород, предместье (устар.)
Четверик – четырёхгранный (четырёхугольный в плане) объём в русской деревянной и каменной архитектуре.
Закомара – (от др. русского комара — свод) в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.
Портик – крытая галерея с колоннами, прилегающая к зданию.
Фронтон – треугольная или циркульная верхняя часть фасада здания, ограниченная двускатной крышей, а также подобное украшение над окнами, дверьми.
Фасад – передняя сторона здания, сооружения.
Эклектизм – художественное направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях; обычно имеет место в период смены больших художественных систем.
1 Святое Евангелiе от Матвея. Гл. 7. – САНКТПЕТЕРБУРГЪ, 1912. – С. 17