Дорога истории России – дело жизни её безвестного создателя.

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Дорога истории России – дело жизни её безвестного создателя.

Тюрина И.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7»
Паршакова Г.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дорога истории России – дело жизни её безвестного создателя.

Введение

В 2020 году исполнится 415 лет с начала строительства Государевой дороги, Великого пути в Сибирь или просто – Бабиновской дороги (1595 - 1597гг.)

Для города Соликамска с почти 100-тысячным населением (96 тысяч 752 человека по последней переписи) появилась очень важная проблема – увековечить память строителя дороги – Артемия Софроновича Бабинова.

В периодической печати развернулась большая публикация статей и исследований, посвящённых этой проблеме. Имя первостроителя незаслуженно забыто.

И наша цель – привлечь к проблеме более широкий круг учёных. Время не ждёт!

Очень важно восстановить эту дорогу.

Восстановленная Бабиновская дорога может играть важную роль в деле более выгодного социально-экономического, культурного сотрудничества нашего Верхнекамья с ближайшими сибирскими городами, например, через Верхотурье на Тюмень, Тобольск и т. д.

Кроме этого, учёные в рамках проекта «Каменный пояс» предлагают активно развивать отечественный и зарубежный туризм. По стоимости международный туризм находится на третьем месте после экспорта нефти и автомобилей.

Сегодня России предстоят новые испытания – экономические санкции. Решение этих проблем – замечательный выход из создавшейся непростой ситуации.

Учёные Урала давно предлагают приступить к осуществлению проекта «Каменный пояс», а одним из лучших маршрутов для отечественных и зарубежных туристов и может стать эта историческая трасса – Бабиновская дорога.

Полностью Бабиновский тракт не используется по прямому назначению, а только лишь в некоторых местах местными жителями населённых пунктов от Соликамска до Верхотурья и привлекает до сих пор уже на протяжении 200 лет, начиная, наверное, с русского историка, члена Петербургской Академии наук, немца по национальности Г. Ф. Миллера и вплоть до исследователей этой дороги в конце уже нашего XX столетия.

9 августа 1996 года из Соликамска вышла в путь до Верхотурья специальная экспедиция с целью: выяснить, в каком состоянии сегодня находится эта дорога, что местные жители о ней помнят и о самом Артемии Бабинове. Среди участников экспедиции были редактор газеты «Соликамские вести» Ю.С. Чирков; обозреватель «Областной газеты» Екатеринбурга Р.А. Печуркина; журналист, фотограф, краевед Е.М. Бирюков; архитектор В.Д. Матвеев; известный соликамский художник С.И. Олейников; студенты учебных заведений Перми и Москвы, а руководил экспедицией заместитель главы администрации г. Соликамска, председатель туристского клуба «Полюс» Ю.Е. Юдин. И этот отряд «добровольцев» собрал довольно интересный историко-этнографический материал с многочисленными фотодокументами своего похода.

В 1994 году в Березниках прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемные вопросы истории, культуры, образования, экономики Северного Прикамья», участники записали рекомендации: «Разработать серию мероприятий к 400-летию открытия (1597г.) официальной Правительственной дороги в Сибирь. Увековечить в городах Соликамске и Верхотурье имя открывателя и строителя дороги А.С. Бабинова. Рекомендовать учащимся и туристским коллективам организовать походы по пути Бабиновской дороги из Соликамска до Верхотурья».

В конце 1997 года была организована и проведена Международная конференция!

К 400-летнему юбилею Бабиновской дороги была написана книга «Бабиновская дорога – путь длиною в 400 лет» по инициативе Пермского отделения Академии гуманитарных наук.

А книга эта, кстати, находится в фондах Библиотеки Конгресса США. Это национальная библиотека США, одна из крупнейших в мире. Является научной библиотекой американского парламента. Основана в 1800 г. в Вашингтоне. Количество посетителей - 1,75 млн. в год. Количество сотрудников – 3624 человека.

Автор смущённо предположил, что, похоже, книга подарена библиотеке одним из учёных, приехавших на международную конференцию (ему, автору, более часа пришлось раздавать автографы на сотню экземпляров книг).

В своей работе я ссылаюсь на основные печатные источники Ю.С. Чиркова, кандидата географических наук Л. Баньковского, замечательного соликамского краеведа Г.А. Бородинских, а также на некоторые другие публикации из периодической печати.

Глава 2 – авторская. Это творческое понимание того времени. Расстояние в 263 версты между Усольем Камским и Верхотурьем – вовсе не помеха, не преграда для любящих сердец!

Вымышлена любовная история, а остальные исторические факты (пожары, строительство храмов и других объектов в городах, Петровский указ на бритьё бород, Девятая пятница и др.) – достоверны.

В работе считаю важным рассказать о строительстве дороги и, о её историческом значении.

На мой взгляд, очень интересная и важная тема, актуальная для нашего времени.

Глава № 1.

Главная дорога, создавшая Россию.

О Бабиновском тракте говорят: «Дорога, создавшая Россию». Почему?

Да потому, что пересёкший Урал по кратчайшему направлению Сибирский путь самым надёжным образом заводил русского человека в глубины Сибири и уже к 1640-му году помог раздвинуть границы государства до берегов Тихого океана. В 1647 году был основан Охотский острог, в 1648 году русские люди вышли из Ледовитого океана в Тихий, а в 1716 году освоили морской путь на Камчатку. Готовилось открытие русской Америки.

Соликамск и соликамцы с достоинством держались у начала этой дороги – Бабиновского тракта, который, кроме того, помогал расти и самому Уралу. На бесконечно длинной шкале исторического времени два великих события в конце XVI века – поход Ермака и открытие Бабиновского тракта – практически совпадают. Эти две даты разделяют всего-навсего полтора десятка лет.

«Строительство прямой сухопутной дороги в Сибирь явилось поворотной точкой в поступательном развитии не только Соликамска, но и всего края, и даже России, - пишет Геннадий Бординских. – Значение дороги для Соликамска трудно переоценить. Что собой представлял наш город до прокладки дороги? Солеваренный центр, крошечный уездный городок, даже не имевший своего воеводы. Появилась дорога – и через 15 лет, в 1613 году, утверждается соликамское воеводство, а ещё через 23 года – в 1636-м – Соликамск становится столицей всего Верхнего Прикамья (Перми Великой). По количеству населения он входит в число 30 крупнейших городов России.

Приведём ещё такой пример. Самый большой доход от торговли внутри города приносила продажа дров для нужд солеварения, на втором месте стояла продажа сена. Соликамск благодаря дороге становится известен далеко за пределами России, появляется на европейских картах. О нём пишут иностранные исследователи и путешественники, и он даже попадает на страницы художественной литературы (роман Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо)».

«Бабиновская дорога часто незаслуженно остаётся в стороне, а ведь это один из больших этапов истории и Соликамска, и всей страны, - считает начальник отдела по туризму администрации города Виктор Перлов. – У меня есть давняя мечта - превратить эту дорогу в достопримечательность не менее известную, чем Кунгурская ледяная пещера. Сегодня положено начало её осуществлению».

Нулевой километр в Соликамске отмечен торжественно: Поклонный крест – начало исторической дороги. Именно здесь, у Соборной колокольни находилась городская управа.

Энтузиасты – краеведы из Соликамска и Верхотурья на родине А. С. Бабинова в Верх-Усолке установили памятный знак, посадили рядом с ним несколько молодых сосенок.

Ещё одна радостная весть: в газете «Соликамский Рабочий» от 30. 08. 14 сообщили, что на английском языке вышел путеводитель о 100 чудесах Урала. Соликамск вошёл в него наряду с загадочной Молёбкой, прославившейся постоянными «приземлениями» инопланетян, с горным массивом Кваркуш, с Лысьвенским «Музеем каски», с Кунгурской пещерой и многими другими знаменитыми уральскими местами.

Путеводитель предназначен для привлечения внимания иностранных туристов.

Видимо, это первые (и – будем верить!) и не единственные шаги для развития международного туризма. О Бабиновской дороге никогда не забывали.

А что же это за дорога? Несомненно, это одна из главных достопримечательностей города! Город уникален! 29 памятников местного и 13 федерального значения расположены на территории Соликамска. На Урале это единственный город с такой концентрацией памятников архитектуры XVII-XVIII веков.

Зв 2006-2009 годы более 20 миллионов рублей было направлено на содержание и реставрацию того, что принято называть «каменной сказкой Соликамска».

1,2 млн рублей выделено на реконструкцию Усть-Боровского сользавода, единственного в России, сохранившего уникальную технологию солеварения. Он претендует на то, чтобы войти в реестр Всемирного наследия «ЮНЕСКО».

И это не предел!

Бабиновская дорога привлекла московских автолюбителей. Вот что о них писала газета «Соликамский Рабочий»:

«18 июля соликамцы встретили участников экспедиции «Государева Бабиновская дорога» во главе с Борисом Черновым. Туристам покорились уже две тысячи километров. В планах членов московского автоклуба «Патриот 4*4» - попытка пройти на машинах через Уральские горы и добраться до Тюмени… В воскресенье утром, после грозы, они снова отправились в путь.

Двенадцать человек путешествуют на УАЗах - «Патриот 4*4». Руководил экспедицией (и автоклубом) Борис Чернов. В походе он выполняет штурманскую работу, а его жена сидит за рулём, она – шеф-пилот.

- В наш клуб приходят люди разных возрастов, без отбора. Некоторые вообще даже в палатке не спали! Радует, что много молодых. Главное: люди увлечённые. Проводим всевозможные соревнования, поездки... Обмениваемся мыслями о прочитанном, о разных исторических фактах, - рассказывали гости. - Мы стараемся популяризировать идею исторического автотуризма. Главное для нас - открыть для себя и для молодых огромную страну - Россию! Дать возможность прикоснуться к её истории. Любовь к Родине передать своим детям. Мы следуем идее: туризм для обычных людей на обычных машинах. В общем, даешь исторический автотуризм!

- Установили силовые бамперы, лебедки, усилили днища, для дополнительной проходимости надели цепи на колёса...

Борис интересуется вопросами практического православия:

- Сидя дома, разве узнал бы Котлас, Солигалич, Сольвычегодск, деятельность Стефана Пермского среди зырян? Мечтаю увидеть камень, сидя на котором Симеон Верхотурский ловил рыбу и раздавал нуждающимся...

Группа заручилась поддержкой нескольких организаций. В походе их представляет Сергей Михайлов. Его засыпали вопросами, когда он показал "портрет" Бабиновской дороги, сделанный из космоса специально для города: "А видно ли колею, непроходимые места?". Все участники пресс-конференции получили в подарок космический снимок.

Даёшь исторический автотуризм! Будет что посмотреть у нас и через десяток лет!»

Бабиновская дорога – это ГЛАВНАЯ ДОРОГА, СОЗДАВШАЯ РОССИЮ

Растущий "организм" Московского государства, жадный до денег и власти, не мог пройти мимо источника одной из главных валют того времени - уральской и сибирской пушнины. Для завоевания Урала были использованы довольно стандартные для того времени методы: военные походы, миссионерская деятельность православной церкви и выделение вотчин. Так были осуществлены военные походы 1472 года под руководством Фёдора Пестрого и 1499 года под руководством князя Семёна Курбского и воеводы Петра Ушатого. Именно в это время крестили вогулов и манси святой Стефан Пермский и его последователи. Именно в это время купцам Строгановым были выделены просто огромные территории в виде вотчин и дарственных грамот.

В XVII веке Соликамск стал административным центром - столицей Урала, его крупнейшим городом. Это был ещё и центр основного соледобывающего района страны, где более чем на двухстах варницах производилось до семидесяти процентов объёма всей российской соли. В Соликамске и его окрестностях в помощь солеварням развились кузнечное и иные производства.

Когда придёт время устройства в Соликамске исторической набережной по берегу Усолки, устья рассолоподъёмных труб будут реставрированы и обозначат новые ключевые точки драгоценного сохранившегося исторического ландшафта города, который в те будущие времена будут называть соляной столицей, но уже без ограничительных, указывающих на древность кавычек.

Перечислим кратко наиболее известные пути-дороги, издревле ведущие через Соликамск. Самая древняя из них и одна из самых удобных - Кама с Волгой и Печорой. Эта водная восточно-европейская дорога идёт от самого Каспийского моря до Северного Ледовитого океана вдоль всего Уральского хребта. Несколько водно-сухопутных дорог подходили к Соликамску с северо-запада, запада, юго-запада. Несколько дорог уходили на северо-восток, восток и юго-восток через Уральский хребет.

Шли ещё в Соликамск водная и сухопутная дороги со стороны Казани. Да не во все времена они действовали, далеко не всегда были доступными для заселяющих Урал русских людей. Казань была столицей сначала Волжской Булгарии, потом - Казанского ханства, связанного с Золотой Ордой. Поэтому Московское государство издавна пользовалось более надёжными и защищёнными северными, так называемыми поморскими дорогами - от Великого Устюга по суше в Соликамск и Чердынь, да ещё от того же Устюга водой по Сухоне и Вычегде на Вычегодско-Камский водораздел.

Появился солеваренный завод промышленника А. Рязанцева. Его амбары и солеварни сохранились до сих пор. Они стали частью уникального городского музея, посвящённого соли.

Когда возраст Соли Камской перевалил за 160 лет, то на месте нынешних белокаменных храмов ещё стояли деревянные церкви, когда к востоку от Соли Камской, кроме только что построенных Лозьвинска, Тобольска и Тюмени, ещё не было других русских городов, когда путь на восток был только по рекам - длинный и трудный, вот тогда уроженец деревни Верх-Усолки (что в верстах двадцати от Соли Камской) Артемий Бабинов, посадский человек - так в ту пору называли торговцев, ремесленников - надумал строить посуху тракт в Сибирь - через горный хребет, по охотничьим тропам. Об этом он написал начальству "донос". И получил через воеводу высочайшее повеление: "просеки рубить, канавы копать, мосты мостить". Для работ было выделено "два целовальника*" 1(то есть два чиновника) "и с ними посошных людей 40 человек" (набранные в порядке повинности на временную службу). Два плюс сорок, да сам Бабинов. Такими невеликими силами всего за два года была построена дорога - совершён бросок через горы, болота, тайгу из одной части света в другую.

Одно природное достоинство Соликамска - концентрация богатых соляных источников почти в одной географической точке, другое дополняющее достоинство - стояние нашего города на Камском водном пути, позволившем дёшево перевозить соль и в центр России, и ещё дальше.

Нигде на планете, кроме нашей страны, не сохранилось столь же представительной коллекции закамского серебра, то есть предметов обихода царей, правивших передней и частью Центральной Азии. В нашем пермском Прикамье кладов нашлось так много, что они составили самую крупную в мире петербургскую Эрмитажную коллекцию закамского серебра.

В связи, с чем всё же началось строительство Бабиновской дороги?

Дорога прежняя, Вишеро-Лозьвинская, была на 1050 вёрст длиннее, чем Бабиновский тракт. Поэтому требовался более короткий и удобный путь на восток. В 1595 г. царь Фёдор Иоаннович (сын Ивана Грозного) специальным указом повелел разведать прямую дорогу от Соли Камской в Сибирь.

Житель деревни Верх-Усолка Артемий Софронович Бабинов откликнулся на указ царя и указал путь от Соли Камской на восток через Камень до реки Туры. Протяжённость этого пути - 270 вёрст (почти 300 км).

На своем пути он пересекает около десятка средних и малых рек, около тридцати ручьев и водотоков, местами заболочен, а местами поднимается на возвышенности и перевалы.

Тракт проходит границу Европы и Азии между горами Павдинский Камень на севере и Лялинский Камень на юге на высоте около 640 метров над уровнем океана, и далее на восток на протяжении четырёх километров понижается до 400 метров.

Артемий Бабинов руководил строительством новой дороги. В 1597 году дорога была введена в действие до Туры.

Именно в эпоху «царствования» на Урале Строгановых, Россия вдвое увеличилась в размерах за счёт присоединения Ермаком Сибири. Кроме военных троп, понадобились пути торговые.

Это беспрецедентный случай в истории России, когда всего за два года, 40 человек создали целую дорогу, проложив несколько десятков настилов и гатей, построив 9 мостов через реки. В дальнейшем дорога была продолжена до Тюмени и Тобольска. В 1598 году начинает действовать для перевозки большого количества объёмных и тяжёлых грузов: хлебных запасов, военного снаряжения и т. д.

В первые годы для сообщения с Сибирью использовали путь, по которому прошёл Ермак. На реке Тагил для его охраны был построен городок. Но и эта дорога по р. Чусовой была неудобной и не только потому, что сама река быстрая, имеет много перекатов и других опасных мест, но то, что проходила она около южной границы земель, освоенных русским населением.

После освоения испанцами и португальцами океанских путей в Индию и Китай англичане и голландцы предпринимают энергичные попытки найти северо-западные и северо-восточные пути в эти страны. Первая экспедиция англичан была самая крупная, во главе её стоял Хью-Уиолби. Хью-Уиолби с большой частью участников на двух кораблях погиб во льдах Северного океана.

Но всё-таки какие-то английские мореплаватели достигли устья р. Оби, дошли до Сибири. Антоний Мерщ, пытавшийся лично проложить путь к р. Оби, узнал из письма двинских мореходов о том, что "некогда ваши люди (западноевропейцы) уже достигли устья названной реки Оби на корабле, который потерпел кораблекрушение, а люди ваши были убиты самоедами, которые думали, что они приехали ограбить их".

Это произошло в то время, когда Ермак уже был в Сибири.

На протяжении почти полувека английские торговые компании снаряжают одну экспедицию за другой к северным берегам Америки. Фробишер, Девис, Гудзон, Баффин, Джемс, Баттон, Байлот, Фокс открыли на севере много островов, морей, заливов, но задачи, поставленной перед ними, - открытие пути в восточные страны Китай, Индию, Сибирь - они выполнить не смогли. Дорога в Сибирь уже была проложена русскими землепроходцами.

Кто же он Артемий Бабинов?

Его имя вошло во многие энциклопедические издания. В летописях, документах, исторической литературе его называют Ортюшкой, Артемием, "вожём сибирской дороги", "первым инженером первопроходцем". Сведения о его жизни рассеяны по разным источникам и никем пока воедино не собраны. Имя Артемия Бабинова можно поставить в один ряд с известнейшими землепроходцами, но ни в одной книге по истории географических открытий его имя даже не упоминается.

Английским, голландским, датским мореплавателям, была поставлена та же задача, что и А. Бабинову, и хотя они не выполняли её, зато имена их сегодня известны по всему миру. В. Баренц – море Баренцево, Д. Девис – Девисов пролив, М. Фробишер – залив Фробишер, Г. Гудзон – Гудзонов пролив, Гудзонов залив, В. Баффин – о. Баффинова Земля, Баффинов залив, Т. Баттон – залив Баттона, Р. Байлот – о. Байлот, Л. Фокс – пролив Фокс, полуостров Фокс, залив Бассейн Фокс, Т. Джеймс – залив Джеймс; и о них написаны книги.

А имя А. Бабинова осталось лишь в названии заброшенной ныне дороги.

В исторической литературе его родиной называется то д. Верх-Усолка Соликамского уезда, то сам г. Соликамск, а иногда и г. Соль-Вычегодск. А. Бабинов называется соликамским посадским человеком, жителем д. Верх-Усолка. Деревня Верх-Усолка впервые упоминается в Соликамской летописи под 1595 год. В 1579 году, этой деревни ещё не было. Между двумя этими датами прошло всего 16 лет, и Артемию Бабинову, если бы он родился в д. Верх - Усолка, не могло быть больше. Не мог родиться он и в г. Соликамске, так как в той же переписи 1579 года среди жителей города не упоминается ни Артемий Бабинов, ни его отец Софрон (Софон).

Год рождения Артемия можно подсчитать только приблизительно. Если в 1595 году он уже руководил строительством дороги, значит, это был уже зрелый человек, явно старше 20 лет. Поэтому можно предположить, что родился он в 60-е - нач. 70-х гг. XVI в. Был Артемий Бабинов одним из первых жителей д. Верх-Усолка, а может быть, и её основателем.

Строительство дороги, а потом содержание её в порядке стало основным делом его жизни. Именно занятие дорожным делом заставило Артемия переселиться на Яйву, ближе к середине дороги, там ему царём были пожалованы земли в вечное пользование. Жалованную грамоту в 1724 г. скопировал, а позднее опубликовал историк Г. Ф. Миллер. В этой грамоте говорится: "велел ему по той же новочищенной Сибирской дороге жити на Яйве-реке на льготе и слободу устроити для проезду воевод наших и служилых и всяких людей… и наши соболиные и денежные казны и хлебных запасов... И велено ему по тем жалованным грамотам владети по Яйве-реке вверх от Сибирской дороги 20 вёрст до Чикмана-речки и по Чикману вверх до взвоза Сибирской же дороги, до креста, а вниз по Яйве-реке 15 вёрст до Ика - реки-пашню, сенными покосами и всякими угодьями за его службу».

Все последние годы жизни Артемия Бабинова прошли в Верх-Яйве. В последних изданиях указывается, что умер он после 1619 года. Эту дату можно немного уточнить. Умер он после 1623 года, так как в переписи М. Кайсарова значится, что в г. Соликамске есть торговая лавка, владельцем которой был открыватель прямой дороги из Соликамска в Верхотурье Артемий Бабинов. Похоронен он был на Верх-Яйвинском кладбище. Оно было действующим до 1914 года, и до этого времени на могиле Бабинова сохранялась плита.

Память об Артемии Бабинове на Верх-Яйвинской земле жива до сих пор. О нём рассказывают не только люди старшего поколения, но и молодые.

В Пермской летописи В. Шишонко упоминается Пётр Бабинов, живший в 70-е годы XVII в. в с. Верх-Яйва. Он так же, как и его знаменитый предок, следил за состоянием дороги в Сибирь. Семён Бабинов устроил за свой счёт дорогу Верхозим - Верхотурье длиной 200 вёрст, за что получил в награду 57 десятин земли возле неё. В архиве соликамских крестьян Иртеговых упоминаются имена братьев Матвея и Фёдора Семёновых Бабиновых. Они вместе и порознь занимали деньги у крестьян Иртеговых, отдавая в заклад сенокосы по р. Яйве с лесом.

В 1742 году известный историк Сибири Г. Ф. Миллер встретил потомков Бабинова, которые проживали тогда в д. Чикман в 20 километрах от с. Верх-Яйва. "Они, - как отметил Г. Миллер, - очень гордятся заслугами своего предка и хранят у себя жалованную грамоту царя».

Последним местом проживания потомков Бабинова, по сведениям, была деревня - Коченгино. Здесь сохранился дом Степана Ивановича Бабинова. В 1886 году он вместе с волостным старостой Ф. А. Старцевым продал дачу. Владельцы были неграмотными.

И нельзя не упомянуть, что на Яйве фамилию Бабинов и название дороги Бабиновская произносят с ударением на третьем слоге.

Бабиновская дорога в конце XVI - сер. XVIII вв.

Бабинов не знал окрестностей, иначе трасса была бы прямее и срезала речные излучины.

Бабиновская дорога была не хуже прочих российских дорог того времени. Скорость езды на санях в центре России тогда составляла 40-45 км в день, примерно так же зимой проезжали и по Бабиновской дороге. Избрант Идес в декабре-январе 1696-97 гг. затратил на путь 5 дней, то есть ехал он со средней скоростью более 50 км в день. Уже упомянутый выше иностранец проехал от Соликамска до Верхотурья за 6 дней - скорость более 40 км в день. Самое большое - тратили 9-10 дней, когда дорога портилась.

Бабиновская дорога соединяла Европейскую Россию с Сибирью в то время, когда происходило освоение русскими огромного сибирского субконтинента. Значительные людские массы, безмерные объёмы груза проникали на восток через узкое горлышко дороги всего в три сажени шириной. Бабиновская дорога сравнима по своей значимости с всемирно известными Великим шёлковым путём или с путём из Варяг в Греки.

В первые годы и даже десятилетия сибирские города и уезды нуждались в поставках буквально всего: хлебных запасов, оружия, пороха, свинца, соли, тканей, бумаги и пр. Для доставки использовали южный мангазейский ход, который шёл от Верхотурья по рекам. Перечень ввезённых товаров содержит 117 наименований, среди них такие товары, как воск, пилы, сверла, топоры, скобы железных, судовые скобы, лыжи с подволоками, сети неводные, хмель, рубахи холщёвые, штаны холщёвые, коты, медь зелёная, сера.

В 1617 года грамотой царя Михаила Артемию Бабинову было присвоено почётное звание – «Сибирской дороги вож».

Интересно то, что в разное время по Бабиновской дороге и другим участкам Сибирского пути проследовал целый ряд людей, ставших со временем выдающимися персонажами отечественной истории. Среди них - мятежный протопоп Аввакум, опальный князь Меньшиков, предок А. С. Пушкина - Ганнибал, целое созвездие выдающихся учёных - членов экспедиций Витуса Беринга, первые сибирские губернаторы и митрополиты. В некоторых случаях, эти исторические личности не просто прошли по Сибирскому пути, но и оставили на нём свой след. Так, в 1731 году в селе Красном, расположенном в окрестностях Соликамска, его владельцем Григорием Демидовым был заложен один из первых в России ботанических садов. В суровых климатических условиях Северного Урала, в оранжереях, расположенных на территории усадьбы, начали произрастать диковинные для этих мест кактусы и ананасы. "Благодаря уникальному положению Соликамска на Сибирском тракте в начальный период открытия и освоения азиатской части России, ботанический сад Григория Демидова помог сосредоточению научной мысли того времени не только в изучении растительных богатств России того времени, но и в определении статуса самых значимых, существенно опережающих своё время учреждений науки и культуры". Значительную помощь в формировании этого сада Григорию Демидову оказали члены Второй Камчатской экспедиции Беринга - ботаники И. Гмелин, С. Крашенинников и Г. Стеллер. Жизненный путь последнего из них завершился именно на этой дороге. В 1746 году Георг Стеллер тяжело простудился и скончался.

До наших дней не дошли ни ботанический сад Г. Демидова, ни могила Г. Стеллера.

Одной из первостепенных задач горцев, находившихся на "государевой дороге" Соликамска, Верхотурья, Тюмени и Тобольска являлось утверждение на новых, необжитых землях важнейших атрибутов русской государственности и духовной культуры. Именно в этих городах в конце XVII - начале XVIII столетий были построены многие выдающиеся образцы храмового и гражданского зодчества, основаны крупнейшие монастыри, воспринимаемые сегодня как своеобразные духовные маяки этой историко-географической магистрали.

Одним из наиболее впечатляющих памятников архитектуры Соликамска связанных с Сибирским путём, можно считать церковь Иоанна Предтечи, заложенную в 1715 году в селе Красном, своей символической планировкой, и внешним обликом она напоминает высокомачтовый парусный корабль, символизирующий продвижение Православия на Восток. Церковь Иоанна Предтечи стала первым храмом, имевшим такой вид. Во второй половине XVIII столетия, подобное архитектурное решение широко применялось мастерами Тотьмы.

Через пять лет строительных подготовительных работ началось возведение многих каменных храмов в центре Соликамска: Спасо-Преображенской церкви – с 1683 года, Троицкого собора – с 1684-го, Богоявленской и Введенской церквей – с 1687-го, Дома воеводы – с 1688-го, Спасской церкви – с 1689-го, Крестовоздвиженского собора – с 1698 года.

И этот город сегодня привлекает всё более и иностранцев, и россиян!

А иностранцы, кстати, в Соликамске бывали и в те незапамятные времена.

Наша городская газета «Соликамский рабочий» об этом подробно писала. Очень интересны, на мой взгляд, некоторые факты.

27 декабря 1597 года по старому стилю, из Соликамска вышел первый караван с товаром.

В первый же год открытия по дороге было отправлено 55000 удов грузов, для чего потребовалось 1500-1800 подвод, и ежегодно по ней уходило до 5000 подвод с государственными грузами, а ещё проезжали купцы с частными товарами и шли «гулящие люди».

Почтовые сани проезжали от Соликамска до Верхотурья за три дня, сани с людьми зимой – за четыре, грузы везли неделю, летом – десять дней. Самым продаваемым товаром после дров в Соликамске стало сено, широкое развитие получили пункты общественного питания – харчевни и постоялые дворы.

По Бабиновской дороге везли не только российские товары, но и, начиная с 40-х годов XVII века, товары в Европу. А с 70 годов XVII – чай из Китая. Он шёл транзитом из России в Европу, потому что до середины XVIII века в России чай почти не потребляли.

Записки Юрия Крижанича.

Юрий Крижанич - славянский учёный и писатель, по национальности хорват, католический священник. Пропагандировал идею славянского единства. Главную роль в сплочении славян отводил Русскому государству, которое впервые посетил в 1647 году. В 1659 году, за "вольнодумство" был сослан в 1661 году в Тобольск, где прожил до 1676 года.

"Проследовав пятьсот левк, достигают реки Камы и города, называемого Соль Камская. Здесь, из весьма глубоких колодцев, черпается солёная вода, её вливают в железные сосуды и печью, отопляемой под землёю, выпаривают соль. Место это есть конец России и начало Сибири. Отсюда к югу простираются горы, весьма длинные, но не особенно высокие: они отделяют Россию от Сибири и Астраханскую землю от Калмыцкой».

Из книги Даниеля Дефо.

В романе Даниэля Дефо "Дальнейшие приключения Робинзона Крузо", вышедшем в 1719 году, события разворачиваются и в Соликамске. Литературный герой после своих приключений на острове отправляется в многолетнее путешествие, из Китая по России. Перейдя Уральские горы, он сплавился по Вишере и Каме и достиг Соликамска летом 1704 года.

М.П.Алексев установил все книги, нашёл в них цитаты, совпадающие с путешествием Робинзона. Но Бабиновская дорога и Соликамск ко времени написания "Робинзона Крузо" за границей были описаны только в путевых дневниках русских послов в Китай Избранта Идеса и Адама Брандта в 1692-1695 годах. Дефо их книги достать мог без труда.

"Переправившись через Каму, которая в тех местах служит границей между Европой и Азией, мы вступили в Европу: первый город на европейском берегу Камы называется Соликамском. Мы думали увидеть здесь другой народ, другие обычаи, другую одежду, другую религию, другие занятия, но ошиблись; нам предстояло пройти ещё одну обширную пустыню, тянувшуюся двести, а в иных местах семьсот миль. Эта мрачная местность мало чем отличалась от монголо-татарских областей; население, большей частью языческое, стояло немногим выше американских дикарей: их дома, их города полны идолов, образ жизни самый варварский; исключение составляют только города и близлежащие селения, жители которых являются христианами или мнимыми христианами греческой церкви, но религия их перемещается со столькими суевериями, что в некоторых местах едва отличается от простого шаманства".

Почти до середины XVIII столетия Соликамск был главным городом Урала, а кроме того, и самым значительным на крайнем востоке Европы. Соликамск находился на самом накатанном, по тем временам, стремительном, пути в Сибирь, Китай, к Тихому океану и к восточной части Северного Ледовитого океана. За всю историю нашей страны никто из царей, кроме Петра I, не интересовался так пристально Северной Россией, которая без Соликамска никогда не мыслилась. Вот почему весь российский XVIII век и вся его история имеют особенную, пока ещё совсем мало изученную Соликамскую грань.

Бывшая Бабиновская дорога местами неплохо сохранилась, но кое-где полностью утрачены даже следы. Города Соликамск и Верхотурье во многом сохранили облик времён активной жизни дороги и имеют много памятников архитектуры 17-18 веков. Живописность окружающих гор Северного Урала пользуется большой популярностью у самодеятельных туристов.

Ясно одно: разработка маршрутов по Бабиновской дороге – дело будущего, и очень перспективное и востребованное.

Глава № 2.

Историческое значение Бабиновской дороги.

До Бабиновской дороги значились 9 неофициальных дорог:

торговые, купеческие пути, охотничьи тропы, дороги контрабандистов.

Можно долго перечислять, как называли Бабиновскую дорогу:

- Верхотурская (жители Верхотурья); «Государева дорога»; Судьбоносная артерия России; Большая Ямская дорога; Старый Сибирский тракт; Уникальный историко-культурный памятник русского дорожно-инженерного строительства; Великий путь в Сибирь; Дорога, создавшая Россию;

Бабиновская дорога подобна открытию Великого шёлкового пути или пути из Варяг в Греки; Большой этап в истории нашей Родины;

- Единственный официальный путь в Сибирь;

- Дозволенный государем и обязательный тракт.

Пожалуй, последние два пункта и отличают Бабиновскую дорогу от других неофициальных дорог.

По Бабиновской дороге доставляли:

- царские указы;

- почту;

-ехали посольские делегации;

- научные экспедиции продвигались на Восток;

- русские крестьяне искали свободные земли в Сибири;

- по Бабиновской дороге везли множество товаров в Сибирь, где не была развита промышленность, а население нуждалось во многих таких товарах, о которых узнало только в период существования этой официальной дороги, выменивая товары на одну из главных валют того времени – уральскую и сибирскую пушнину.

В эпоху «царствования» на Урале Строгановых Россия увеличилась вдвое за счёт присоединения Ермаком Сибири. Появилась необходимость в торговых и военных путях в присоединённых территориях.

Кого только ни несли сани, телеги, кареты по этой незамысловатой дорожной стлани!

А сколько народу тряслось в возках не по своей воле! Мятежный протопоп Аввакум, впавшие в немилость царедворцы Меншиков, Остерман, Миних, Бирон…

Кто посчитает, сколько пудов соликамской соли было перевезено в Сибирь? А сколько сороков шкурок вернулось обратно? Одно известно доподлинно: все ссыльные в Сибирь ехали именно Бабиновской дорогой через Соликамск…

Велико историческое значение Сибирского тракта!

Открытие Бабиновской дороги получило широкое освещение в летописях, документах, исторической литературе, а также в народных преданиях. Благодаря ей русские землепроходцы за 40 лет прошли всю Сибирь и в 1639 году вышли к Охотскому морю, а в 1648 - на берег Тихого океана. Бабиновская дорога служила России свыше 150 лет (до 1763 года), являясь единственным официально разрешённым путём сообщения между европейской частью государства и Сибирью, и только после открытия Великого Сибирского пути от Перми через Кунгур - Екатеринбург - Тюмень утратила своё первостепенное значение.

«Геополитическое значение Государевой дороги в судьбе России. Бабиновка, по сути, раздвинула границы Московии до Тихого океана и берегов русской Америки. По ней наши далёкие предки шли на освоение неведомых прежде земель. Понимание природы этих походов «встреч солнцу» позволяет заглянуть в самые глубины загадочной души русского человека, разделить смысл его исканий», - подчёркивал кандидат географических наук Л. Баньковский.

В газете «Соликамский рабочий» и о значении Бабиновской дороги много статей, как и о необходимости, поставить памятник замечательному земляку.

Рассматривая вопрос, нужен такой памятник городу или нет, не стоит забывать, что Артемий Бабинов совершил гражданский подвиг, показав себя человеком, мыслящим государственными масштабами, - продолжает историк Бординских. – Он сам разведал будущую трассу, лично обратился к царю, добившись приёма, сам руководил строительством».

По меткому замечанию пермского писателя Алексея Иванова, Бабиновский тракт как скрепа, соединил азиатскую и еврейскую части России, сделав из удельного княжества Империю и великую державу. И в этом её огромное историческое значение.

Интересно, что 17 потомков А. С. Пушкина служили воеводами в сибирских городах, таких, как Мангазея, Тобольск, Тюмень и других. Трое Пушкиных были воеводами в Верхотурье. Сам поэт знал и о Бабиновской дороге, и о Соликамске.

Несомненно, историческое значение Бабиновской дороги и в том, что царская казна обогащалась за счёт налогов.

Геннадий Бординских, автор книги «История Соликамского края с древнейших времён по XIX век», пишет:

«Дорогой продолжали пользоваться и при Петре I, когда уже был проложен Кунгурский тракт. В то время на таможне с купцов брали двадцатую деньгу от стоимости провозимого товара, то есть пять процентов». Налоги с товаров, которые везли в Сибирь, в Азию, собирали в Соликамске, из Сибири в Европу – в Верхотурье.

Верхотурье получило титул «ворота в Сибирь», а все другие дороги мимо Верхотурья приказывалось «засечь накрепко».

Почти двести лет процветало Верхотурье – таможенный центр на Бабиновской дороге. За право пользоваться короткой дорогой с охраной и транспортом с проезжих купцов взымали подати в размере десятой части с каждого товара. Нельзя не отметить важность Верхотурского воеводства для экономики всей России – управлять им дозволено выходцам их таких близких ко двору фамилий, как Милославские, Нарышкины, Матвеевы. Здесь прошло детство жены Петра I Евдокии Лопухиной.

С 1745 года, когда южнее, через новый город Екатеринбург была проложена ещё одна, более удобная дорога, по которой летела «лёгкая почта», по Бабиновскому пути через Верхотурье двигалась лишь тяжёлая кладь.

По Бабиновской дороге везли почту на Восток.

Общеизвестно также и то, что именно по Бабиновской дороге продвигалось православие на Восток. Соликамск и Верхотурье надолго стали центрами духовной культуры. Здесь были выстроены прекрасные храмы, восхищающие туристов и паломников до сих пор. XVII век был «золотым» и для нашего города, и для Верхотурья. Духовность этих городов стала основой духовного возрождения России.

Помимо административных и торговых функций, решавших задачи колонизации края, Бабиновская дорога являлась и важным миссионерским путём. По ней двигались первые священнослужители монахи. В 1604 году в Верхотурье прибыл священник Иона Свято-Николаевского монастыря. Спустя несколько десятилетий, по этой дороге, в село Меркушино, прошёл один из будущих небесных покровителей Урала и Сибири – Святой Праведный Симеон-Николаевский монастырь - Бабиновская дорога в сознании многих людей пробрела новый, сакральный смысл паломнического пути.

Вне всевозможных недоразумений, Бабиновская дорога подготовила и будущий экономический потенциал образованной здесь Пермской губернии. К началу XVIII века здесь родилась и становилась Уральская горнозаводская цивилизация с 260-ю городами-заводами. Бабиновский тракт помогал расти и самому Уралу.

Именно дорога Артемия Бабинова сделала из Соликамска один из самых крупных городов России на то время (он входил в десятку самых крупных городов). Именно на деньги, что ручьём текли по Бабиновской дороге, были построены в Соликамске удивительнейшие церкви и храмы: Троицкий собор, Крестовоздвиженский собор, Богоявленская церковь и все остальные храмы и церкви Соли Камской. Конечно, даже просто имея солеваренное производство, Соликамск был бы богатым и значимым городом, но именно Бабиновская дорога сделала Соликамск узловым и стратегически важным пунктом на карте России.

С развитием на Урале горнозаводской промышленности, золотодобычи и лесозаготовок встала необходимость иметь более совершенные дороги-тракты, которые, кроме того, соединяли бы крупные города между собой, например, Екатеринбург, Тюмень, Кунгур и другие. И одним из первых таких трактов стала дорога, открытая в 1745 году. Она начиналась в Москве, шла через Нижний Новгород и Казань до Кунгура, затем до Екатеринбурга и Тобольска. Этот путь являлся важнейшим на протяжении многих десятилетий, с 1783 года стал официально именоваться Большим Сибирским трактом. Бабиновская дорога, как впрочем, и ряд других, потеряли своё практическое значение и ими пользовались лишь местные жители да многочисленные туристы.

Всё же вернёмся к нашему первостроителю, первому инженеру прославленной дороги. Она прослужила в качестве главной сквозной дороги государства около 17 десятилетий. Жизнь – подвиг во имя служения Царю и Отечеству! Чем же всё кончилось?

Ювиналий Чирков пишет в своей книге:

«Царь Фёдор Иоаннович освободил подрядчика Артемия Бабинова в благодарность за его труды от подати и оброка «и велел ему на той новочистной Сибирской дороге жить на Ейве на льготе, и слободу устроити ему для проезду воевод наших и служивых и всяких людей».

Слободу на Яйве Артемий устроил, но льготной жизни не получил.

Слезная челобитная Бабинова возымела действие: новый царь Михаил Фёдорович все заслуги путейца признал, все льготы подтвердил, наново пожаловал ему покосы и пашни по рекам Яйве и Чикману.

Старожилы Верх-Яйвы и Чикмана и сейчас ещё помнят последних из здешних Бабиновых. Уважительно рассказывают о Марине Степановне Бабиновой - женщине сильной, гордой, красивой. И почти каждый добавляет, что она, слава Богу, успела уехать из родной деревни до раскулачивания. Никого из Бабиновых в родном гнезде не осталось.

С 1598 года по 1763 год Бабиновская дорога именовалась официальным путём в Сибирь.

В 1733 году по Бабиновской дороге проследовала научная экспедиция, возглавляемая Витусом Берингом. В её состав входили академик астроном Людовик Кройтер, натуралист Иоганн Гмелин, историк Герард Миллер и пять студентов, в числе которых - Степан Крашенинников, будущий исследователь Камчатки. Наиболее подробное описание Бабиновской дороги оставил академик Иван Лепёхин, одолевший уральские перевалы в 1771 году. Годом раньше в этих местах побывал естествоиспытатель, географ и путешественник, 29-летний член Санкт-Петербургский Академии наук Пётр Паллас. Молодые и непоседливые были тогда академики!»

Заключение.

На наш взгляд, в своей работе я подняла острую проблему – проблему исторической памяти о Бабиновской дороге и о её первостроителе – Артемии Софроновиче Бабинове. С 400-летнего юбилея прошло 10 лет. Краеведы Пермского края и Свердловской области объединили свои усилия. О развитии международного туризма говорят и пишут на самом высоком уровне. К счастью, городские власти во многом способствуют развитию городских инфраструктур.

Большую работу ведёт Соликамский краеведческий музей. В 2014-ом году он отметил свой 85-ый юбилей.

В новое, комфортное для работы, здание переехал городской архив.

Учёные-краеведы считают, что в нашем Соликамске неисчерпаемое количество тем для изучения истории города.

Множество экскурсионных бюро решают задачи туристической привлекательности Соликамска на всех возможных уровнях.

Думается, достаточно ясно и понятно я изложила тему строительства Бабиновской дороги и ей значимости в истории России.

Список литературы

Аглямова Т. «Над полями, над бывшим жнивьём» Газета «Наш Соликамск» от 1. 09. 2004 г.

Александров В. «Книга о научно-краеведческой экспедиции» Газета «Соликамские вести» от 20 23. 12. 1997 г.

Баньковский Л.

«Соликамские ворота в Сибирь» Газета «Соликамские вести» от 5. 12. 1997 г.

Баньковский Л.

«Соликамск – первая историческая ступенька Уральской горнозаводской цивилизации» Газета «Соликамский рабочий» от 13. 03. 2001 г.

Баньковский Л.

«Оглянемся на Соликамск XVIII века… - века Демидовых, Строгановых, Татищева» Газета «Соликамский рабочий» от 13. 03. 2001 г.

Баньковский Л.

«Уральский дозор» Газета «Соликамский рабочий» от 13. 07. 2002 г.

Баньковский Л.

«Из Сибири пишут…» Газета «Соликамский рабочий» от 18. 10. 2002 г.

Баньковский Л.

«Соликамск: век за веком» Газета «Соликамский рабочий» от 25. 07. 2003 г.

Бординских Г. А.

«История Соликамского края с древнейших времён по XIX век».

г. Соликамск, 1990 г.

Бординских Г. А., Шилов В. В.

«Бабиновская дорога – путь длиною в 400 лет». Научно-популярное издание. Г. Березники, 1998 г.

Богданов М. В.

«Петровский запрет на бороды» Ежемесячная газета для чтения «Город Соликамск» июль 2010 г.№4

Богданов М. В.

«Заморские гости Соли Камской» Наш город в XVII-XVIII веках глазами заезжих иностранцев. Газеты «Соликамский рабочий» от 23. 02. 2013 г. и от 16. 03. 2013 г.

Богданов М. В.

«Город Соль-Камская собою велик и многолюден…» Жозефу Делилю жители этого места показались очень вежливыми и зажиточными. Газета «Соликамский рабочий» от 6. 04. 2013 г.

Вагина М. Н.

«Без таких городов и России не быть» Газета «Соликамский рабочий» от 31. 12. 2013 г.

Веденеев А.

«Открытые имена» Газета «Соликамский рабочий» от 21. 01. 09 г.

Веденеев А.

«Воеводы-недруги» Газета «Соликамский рабочий» от 24. 09. 2009 г.

Гаврилов В.

«Соликамску – 570 лет» Газета «Соликамский рабочий» от 29.07.2000 г.

Кирягин К.

«Шотландские корни духовного центра Урала» Газета «Аргументы и факты» «Прикамье» от 7. 12. 2011 г.

Кузовлева О.

«Вот мчится тройка почтовая…» Газета «Соликамский рабочий» от 19. 11. 2011 г.

Литвинов Н.

«Камни уральского пояса» Газета «Соликамский рабочий» от 28. 08. 1999 г.

Новиков В.

«Дорога истории России» На родине русского первопроходца Бабинова. Газета «Соликамский рабочий» от 16. 01. 2011 г.

Опутин О.

«Дорога, а наше будущее». Или взгляд на Бабиновку через призму современных реалий. Газета «Соликамский рабочий» от 26. 11. 2011 г.

Прозорова О.

«Памятник значит в память» А имя Артемия Бабинова осталось только в названии заброшенной дороги… Газета «Соликамский рабочий» от 7. 12. 2013 г.

Рябов В.

«Война и мир» Сергей Подрез: «Искусство спасает всех, кто хочет спастись! Газета «Аргументы и факты» «Прикамье» №14 июль 2014 г.

Чиркова Т.

«Путешествие из Соликамска в Сибирь: путь старый – маршрут новый» Газета «Наш Соликамск» от 27. 11. 2008 г.

Чирков Ю.

«Слышен звон бубенцов издалёка…» Газета «Соликамские вести» от 11. 02. 1997 г.

Чирков Ю.

«Перекличка с прошлым» Торжества к 400-летию Бабиновской дороги. Газета «Соликамские вести» от 23. 12. 1997 г.

Чирков Ю. «По Усолке» Сентиментальное путешествие. Газета «Соликамский рабочий» от 10. 06. 2000 г.

Чирков Ю. «Дорогу осилит… кто?» По Бабиновскому тракту едут Московские автолюбители. Газета «Соликамский рабочий» от 23. 07. 2009 г.

Чирков Ю. «Позвала Бабиновская дорога. Путевой очерк». Г. Соликамск, 2012 г.

1 Целовальниками звали чиновников, которые, целуя крест, божились не красть государеву казну.

Просмотров работы: 368