ВВЕДЕНИЕ
Понятие культуры очень многообразно: культура это то, что создано человеком, но не во вред ему; культура выделяет человека у всего животного мира; к культуре относятся наука, искусство, религия, спорт и т.д. Развитие культуры и всего человечества невозможно без знаний о прошлом. Дерево без корней обречено на засыхание, а народ без памяти о прошлом обречен на исчезновение.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл программы. Каждый человек должен знать свои истоки, откуда он родом, хранить память о прошлом своего народа.
Эхо истории города звучит в названиях старых улиц, в стенах древней крепости, будто задремавшей от исторической усталости на Соборной горе. Широкая Ока, серебристая лента Нары, с отражающимися в ней мостами и соборами, холмы и пригорки придают городу особую живописность, рождая чувство прекрасного, эстетического сопереживания мира, желание этот мир изобразить. И, наверное,ё неслучайно так много живет и работает в городе творческих людей. Этому способствует и музей с прекрасной коллекцией произведений старых мастеров. Художественная жизнь Серпухова имеет замечательную "родословную", которая уводит нас в глубину веков.
Серпухов – город семи веков – славен неповторимым ландшафтом и прекрасными памятниками старины. Это художественное богатство чутко восприняли серпуховские мастера искусства разных поколений. Значение их в том, что, переживая историческое наследие, отражая впечатления собственной жизни, они творили современную художественную среду.
Знакомясь с произведениями земляков, мы должны помнить, что через их искусство тянутся нити, связывающие Серпухов с художественной культурой России.
Цель: Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
Задачи:
способствовать развитию познавательного интереса к живописи и людям искусства;
развивать навыки исследовательской и краеведческой работы;
способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа;
воспитывать нравственно- патриотические качества: гуманизм, гордость; желание сохранить и приумножить богатства своего родного края и страны;
приобщить детей к традициям и обычаям своего народа.
Объект: биография и творчество А.А. Бузовкина
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
НАЧАЛО
Родился Александр Андреевич Бузовкин – в деревне Протасово Одоевского уезда Тульской губернии в 1886 году в бедной семье, отец его — цыган, работал маляром на заводе сельскохозяйственных машин. В четырехлетнем возрасте мальчику подарили краски, и с тех пор он постоянно рисовал, в основном натуру. Еще в пору его детства многочисленная и бедная семья крестьян Бузовкиных переселилась в Тулу. Здесь отец будущего художника нашел скромную работу маляра. Когда Александр подрос, он подолгу наблюдал за работающими в иконописной мастерской в Туле. В 16 лет юный Бузовкин поступил учеником в иконописную мастерскую, где его талант был впервые оценен гимназическим учителем рисования М.М. Галкиным.
А весной 1906 года Бузовкин, заняв денег, уехал, вопреки воле отца, в Москву.
Из воспоминаний внука А.А. Мосолова
«Много дед рассказывал о своих «московских мытарствах» - так он называл это свое первое лето в Москве. Работы нет, жилья нет, даже на лавочке не переночуешь – городовые гоняли.. Дед поселился в ночлежке. Платил тем, что был грамотный – писал и читал письма хозяину ночлежки. Тогда и в Москве не все грамоту знали.
Дед поступил в Училище Живописи, Ваяния и Зодчества. Поступил без платы, как сказали бы сегодня - «на бюджетное место». Образование в дореволюционной России было платным, и стоило оно не дешево. И то, что деда приняли без платы – это был показатель его таланта.
Конечно, Училище было культурным центром культурной Москвы – кто только не появлялся в его стенах. Федор Шаляпин был там нередким гостем, заходив в гости к Серову и Коровину. Бывало, что Шаляпина уговаривали и он пел для студентов»
ОФОРМИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО
Никто не будет спорить, что у города тоже есть лицо – это вывески, витрины, фасады и плакаты. Кому Серпухов обязан своим дореволюционным лицом и лицом современным – сказать трудно.
А вот за советское лицо Серпухова, а именно за праздничное лицо, есть ответственный человек. И это был он, художник Александр Бузовкин.
Первая годовщина Октябрьской Социалистической Революции, 7 ноября 1918-го года, была полностью оформлена художником Александром Бузовкиным.
Плакаты, вывески – на весь Серпухов всё тогда делал один Бузовкин. Он пришел прямо в Ревком и сказал, что он художник, и что готов работать.
Денег за работу не платили, не то было время. Зато жилья было – только выбирай. Александру Андреевичу в Ревкоме сразу сказали: «Вон, сколько от буржуев домов осталось, выбирай любой и живи на здоровье». Вы мне лучше вот эту вот баньку отдайте» – во дворе серпуховского Гортеатра стояла баня, ее-то и попросил себе в качестве жилья. Ревком ему эту баню подарил. Знакомый плотник баньку разобрал, перевез в деревню Щеболово и там собрал. В ней-то он всю жизнь и прожил.
Все Первомаи, Октябрьские праздники и Новогодние убранства - словом, все значительные государственные праздники с гуляниями и демонстрациями – все это в течение сорока лет, до самого 1958-го года, делал именно он, Александр Андреевич Бузовкин.
БУЗОВКИН В ЩЕБОЛОВО
В 1912 году Александр Андреевич решил поселиться где-нибудь поближе к Туле, и наугад выбрал место на станции Ока под Серпуховом, которое поразило его своей красотой. Через год он обосновался здесь в деревне Щеболово с молодой женой Надеждой Веревкиной. Она выросла в Москве в семье известного купца. Родители запрещали ей встречаться с бедным художником, поэтому Бузовкин, следуя цыганскому обычаю, попросту выкрал невесту из отчего дома.
До самой революции жил с молодой женой в деревне Щеболово, работал в Москве и Серпухове.
Наступила Революция, а вместе с ней голод и болезни. Во время эпидемии тифа 1920 года умерла жена, а через несколько месяцев 10 месячный сын. В Ревкоме ему поручили организовать музей в доме купчихи Мараевой. Анна Васильевна весьма дальновидно подарила правительству огромную коллекцию западноевропейского искусства, и тем самым спасла себе жизнь.
Бузовкин погрузился в работу музея, ставя перед собой задачу, прежде всего, — сохранить культурное наследие России. Затем он открыл при музее изостудию, которая существовала до 1934 года. Художник работал декоратором в театре, дружил с фотографом Николаем Андреевым, знал всю культурную среду Серпухова. Живопись он преподавал всю жизнь, и его ученики стали основателями школы художников Серпухова.
Деревенские жители любили художника, помогали, приходили за советом, да и просто поговорить, потому что он умел слушать. Он написал множество портретов и эскизов своих односельчан.
Работал он до самой смерти, хотя почти уже ослеп. Умер Александр Андреевич 9 июня 1966 года в деревне Щеболово и похоронен на кладбище в деревне Волково.
Оригинальный дом в Щеболово не сохранился. Строение сгорело несколько лет назад из-за поджога травы. Внук Бузовкина Андрей Мосолов отстроил дом заново, в точности повторив его облик снаружи и внутри, сложил печь, обил комнату деревом.
ВОСПОМИНАНИЯ ОДНОСЕЛЧАН
БИРКИНА (ПРОХОРОВА) ОЛЬГА ПАВЛОВНА
Поселился он так: «Сначала он построил на четырёх столбах как «скворечник» - домик маленький. Он был такой располагающий и добрый человек, что все в округе стали ему помогать. Потом Александр Андреевич купил землю и построил домик – сказочный домик, в котором он жил зимой и красивую светлую мастерскую с видом на окрестности, в которую перебирался летом.
Он рассказывал очень мудрые вещи, поэтому местные жители ходили к нему за советом. И однажды к нему обратилась. Я ему рассказала свой сон, а он с юмором был. Вот он мне и говорит: «Девушка видеть цветущую черёмуху на снегу к замужеству». И действительно в январе я вышла замуж.
Я преклоняюсь перед ним. Моё детство самое счастливое потому что, Александр Андреевич жил и работал у нас в деревни»
УСАНОВ ЮРИЙ
«Ребятами мы часто бывали в мастерской и в доме у Александра Андреевича. И вот однажды он показал нам этюд. Там были зелёные огурцы, разложенные и порезанные. И это было настолько правдиво, что захотелось их съесть.
Впечатления остались на всю жизнь. Такой свежести, такой правдивости я никогда не видел.
Как сейчас помню. Рисуем мы , а Александр Андреевич ходит и смотрит. Вдруг подбегает ко мне и говорит: «Вот, вот. Давай, давай». Отходит и стоит смотрит. Подбегает и смотрит. Это значит он оторваться не может и ему это нравится, что его ученик смог сделать как полагается художнику».
САМОЛЁТОВА ТАМАРА ВАСИЛЬЕВНА
В доме у Тамары Васильевны висят два портрета: её портрет и свёкра. Как передовиков производства Александр Андреевич писал их.
Тамара Васильевна поделилась воспоминаниями, которые ей рассказывала свекровь:
«Его жена была очень красивая и высокая из богатой семьи. Сам он был маленький. Александр Андреевич её очень любил и всё время вспоминал. Александр Андреевич заболел тифом и выздоровел. Жена ухаживая за ним, заразилась и тоже заболела. Спасти её не удалось. Хоронили её вдвоём Александр Андреевич и её брат. У неё был золотой кулончик и он положил его в гроб к ней. Александр Андреевич остается с девятимесячным сыном на руках. Мальчик заразился дизентерией и умирает».
СЁСТРЫ КАРТАШЕВЫ
«Наш папа и дядя были крестниками Александра Андреевича. Каждый день они пропадали у него в мастерской и учились рисовать. Добрым и умеющим давать правильные советы был Александр Андреевич. Очень хорошие картины писал наш дядя и папа не отставал. Дядя собирался поступать в Суриковское училище, но война нарушила все планы. Дядя погиб на войне, а вот папа вернулся живым и работал на Кирпичном заводе- художником оформителем». РS: «На картине в «Столярной мастерской» изображён наш дедушка»
СВЕТЛАНА ТИМОФЕЕВНА ШЕПОВАЛОВА
Бабушка Света купили дом в нашей деревни в 80-том году 20 века. Но они слышали о местном художнике. Андрей внук художника пригласил их в дом. Вот, что вспоминает Светлана Тимофеевна: «Пришли мы на участок и увидели маленький и аккуратный домик. Всё в округ чисто. В доме огромный, резной, деревянный шкаф. В шкафу на полках нет места всё резные фигурки – люди и животные».
ГРАЧЕВА АНТОНИНА АЛЕКСЕЕВНА
«В выходные мы как всегда выезжаем из шумной Москвы в тихую деревню Серпуховского района Щеболово. Так было и в тот страшный день. Подъезжаем и видим столб черного дыма. Бросив машину у дома мы побежали в ту сторону, где был дым. А там уже народу (вся деревня). Кто с ведрами, кто с поливами, кто с лопатами. Выстроились в цепочку и начали передавать воду, благо колодец с родниковой водой рядом. Тогда столько воды вылили, что колодец почти опустел. Лили, землёй засыпали, но не смогли спасти дом Александра Андреевича. Причиной пожара был поджёг травы сзади дома (со стороны леса). В тот год много травы поджигали.
Только потом мы узнали, что большая часть картин сгорела в доме. В последствии внук Андрей восстановил дом»
МОЯ ПРАБАБУШКА
« Мы ведь соседи были, хотя жили через овраг.. Вся деревенская ребятня была у него. А в клубе, который у нас появился благодаря ему, собиралась молодёжь. Написал он портреты моих родителей. Мама с папой работали тогда ещё в колхозе и были передовиками. Вот Александр Андреевич рисовал их. Трудно им было усидеть на месте без движения, так как люди работящие и сидеть не привыкли. Но приходилось сидеть ни только им но многим другим Щеболовцам – передовикам производства».
МАРИЯ МЕДВЕДЕВА
Побывав в Историко-художественном музее мне показали портреты моих родственников. Хотя я не верила, когда прабабушка говорила об этом. А в музее мне даже разрешили сфотографироваться с ними.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сменяются века, идеи и эстетические пристрастия. Серпухов в веренице времени не утратил своего творческого потенциала. И как важно бывает появление, в этом потоке, личности яркой, творческой, личности в судьбе которой, как в зеркале отразилось дыхание эпохи, личности, которая связала культурную жизнь маленького провинциального города с большим миром. Таким человеком был Александр Андреевич Бузовкин. Без преувеличения можно сказать, что с него началась современная художественная жизнь Серпухова.
Список литературы
Буклет к 130-летию художника Александр Бузовкин. Автор вступительной статьи И.А. Волков, редакция Н.Б. Бурдыкин, 2016.- 29с.:ил.
Мосолов А.А. Художник из Щеболово. История жизни А. А. Бузовкина [Текст] / [А. А. Мосолов]. - Москва: Духовное преображение, 2016. - 158, [1] с. : ил.
Устное сообщение Быковой Т.М. - главного хранителя Серпуховского историко – художественного музея.
Устное сообщение Ребушевой М.В. - преподавателя Художественной школы им. Бузовкина
Устные сообщение Шестаковой Н.Н. – заведующей Лукьяновской библиотекой.
Устные сообщения жителей деревни Щеболово
ПРИЛОЖЕНИЯ
Село Протасово родина А.А. Бузовкина
В иконописной мастерской в Туле
Наставники и преподаватели А.А. Бузовкина
Сергей Васильевич Константин Алексеевич Сергей Васильевич
Иванов Коровин Малютин
Валентин Александрович Абрам Ефимович Николай Алексеевич
Серов Архипов Касаткин
ГОСТИ УЧИЛИЩА
Фёдор Иванович Владимир Владимирович
Шаляпин Маяковский
ДРУЗЬЯ ПО КЛУБУ
Кустодиев Б.М. Фаворский Владимир Андреевич
Алексей Толстой Сергей Есенин
«Автопортрет»
«Портрет жены с дочерью»
ПОРТРЕТЫ ЖИТЕЛЕЙ ДЕРЕВНИ ЩЕБОЛОВО
«Портрет Борзова»
«Бригадир»
«Портрет старого колхозника»
ПОРТРЕТЫ ЖИТЕЛЕЙ ДЕРЕВНИ ЩЕБОЛОВО
«Птицелов»
Столярная мастеркая
Аня Сидорова
Валя Королева
Фотографии из личного архива
Фотографии из личного архива
Оформительская деятельность
Жители деревни Щеболово
Самолётова Нина Митрофановна Усанов Юрий
Самолётова Тамара Васильевна
Биркина Ольга Павловна
П ОРТРЕТЫ ЖИТЕЛЕЙ ДЕРЕВНИ ЩЕБОЛОВО И ГОРОДА
ПОРТРЕТЫ ЖИТЕЛЕЙ ДЕРЕВНИ ЩЕБОЛОВО И ГОРОДА
Самолётов ФКоролева Анастасия Георгиевна
ДЕРЕВНЯ ЩЕБОЛОВО
ПИСЬМО ЩЕБОЛОВО 28.IV. 51 г
Фотографии из личного архива
КАРТИНЫ
К АРТИНЫ
НА МОГИЛЕ
ВНУК
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ИМ. А.А. БУЗОВКИНА
СЕРПУХОВСКИЙ ИСТОРИКО- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ
СЕРПУХОВСКИЙ ИСТОРИКО- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ
ИЗ АРХИВА СЕМЬИ КАРТАШОВЫХ
А.А. Бузовкин «Портрет
ученика Леонида Карташева», 1944
В. Карабанов Домик Бузовкина, 1960
Л. Цветков (Карташев) «Овраг за домиком
художника (фотография)
А.А. Бузовкин (фото) 4.11.1960