Боевые самолеты 8-й Воздушной Армии в битве за Сталинград

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Боевые самолеты 8-й Воздушной Армии в битве за Сталинград

Новоженин Н.Д. 1
1муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда».
Полянская О.Ф. 1Жадько О.Н. 1
1муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда».
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

30 января 2019 года в МОУ Лицей №8 «Олимпия» был открыт музей имени 8 Воздушной Армии «Точка притяжения. 8 Воздушная», которая успешно вела сражения в небе над Сталинградом во время Великой отечественной войны.

Перед открытием музея была проведена огромнейшая работа по восстановлению славного боевого пути 8 Воздушной Армии. Часть большой экспозиции занимает выставка моделей самолетов, на которых воевали летчики. Отсюда и родилась тема моего исследования. Ведь прежде чем создать модель самолета необходимо достоверно изучить все характеристики самолетов.

Образовательная организация: Муниципальное образовательное учреждение «Лицей №8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда»

Возраст учащихся, на который рассчитана проектно-исследовательская работа: без возрастных ограничений

Цель работы - исследовать боевые самолеты 8-й Воздушной Армии в битве за Сталинград и их значение в боях за воздушное превосходство.

Тип работы: исследовательский, практико-ориентированный

Задачи:

1. Выяснить какие модели боевых самолетов принимали участие в Сталинградской битве

2.Сравнить технические характеристики самолетов

3. Проанализировать как технические характеристики самолетов и стратегия воздушных боев повлияли на исход Сталинградской битвы

4. Передать музею собранную информацию по данной теме

Объект исследования- советские самолеты-участники Сталинградской битвы

Предмет исследования - степень влияния технических характеристик самолетов советской авиации на примере боевой работы самолетов Воздушной Армии на победу в битве за Сталинград.

Методы исследования:

– теоретические: изучение и анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, обобщение;

- статистические: обработка информации.

Источники:

- экспозиция музея-панорамы «Сталинградская битва»,

- экспозиция музея центра «Качинец»,

- архивные материалы музея школы № 42

- журналы боевых действий частей 8 Воздушной Армии (https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=451003526)

Актуальность: Создать экскурсионный маршрут музея «Точка притяжения. 8 Воздушная», посвященный самолетам 8 Воздушной Армии.

Основные проблемы, которые решает исследование: развитие патриотизма среди детей, развитие Волгограда, сохранение исторической памяти подвигов воинов 8 Воздушной Армии.

Результат (предполагаемые или реальные продукты проекта): Создание на базе МОУ Лицей № 8 «Олимпия» музея «Точка притяжения. 8 Воздушная» с отдельной выставкой, посвященной боевым самолетам 8 Воздушной Армии.

Аннотация работы: По данным социологических исследований в российском обществе значительно изменилось отношение к таким ценностям, как Отечество, патриотизм, верность героическим традициям, память о павших за Родину, долг, честь, достоинство, знание истории своего народа. Одной из причин создавшегося положения является снижение роли и значения военно-патриотического воспитания детей и подростков. Наша работа посвящена изучению истории 8 Воздушной Армии, ее военной стратегии, создани. Экспозиции в музее «Точка притяжения. 8 Воздушная» на базе МОУ Лицей №8 «Олимпия» экскурсионного маршрута «Боевые самолеты 8 Воздушной Армии».

История 8-й Воздушной Армии и ее военная стратегия.

В ходе Сталинградской битвы, по мнению ряда исследователей, в том числе зарубежных, немецкая авиация потерпела первое сокрушительное поражение. После этого люфтваффе уже не могло добиться того преимущест­ва, которое наблюдалось летом 1942 г. Заметную роль в боях за воздушное превосходство сыграла 8-я воздушная армия (ВА).

В апреле 1942 г. Главный штаб ВВС предложил Ставке сформировать на основе разобщенных авиационных подразделений воздушные армии, что имело ряд преимуществ, главное из которых заключалось в централизации управления воздушными силами. Стратегически верное предложение было одобрено высшим руководством страны и в мае были сформированы четыре ВА. 11 июня ВВС Юго-Западного фронта вместе с прибывшими резервами были преобразованы в 8-ю ВА, командующим которой был назначен тридцатилетний Герой Советского Союза генерал-майор Тимофей Тимофеевич Хрюкин [1]. Молодой командующий имел большой военный опыт: свою первую награду (орден Красного Знамени) он получил за бои в небе Испании, Героем Советского Союза Т. Хрюкин стал в 1939 г. за выполнение заданий в Китае, в советско-финляндской войне его награждают вторым орденом Красного Знамени. В 30 лет он становится генерал-майором авиации, имея на своем счету более 100 боевых вылетов.

Советской авиации в сражении за небо Сталинграда противостояли самолеты 4-го воздушного флота Германии, командующим которого был Вольфрам фон Рихтгофен. В первое формирование 8-й ВА вошло 10 авиадивизий (около 450 самолетов), в то же время противник имел более чем дву­кратное превосходство - около 1000 самолетов, из которых только истреби­телей было 3002. В июле армия Хрюкина получила еще 10 истребительных, 9 штурмовых и 3 бомбардировочных авиаполка (около 200 самолетов), однако сил все же не хватало. В такой ситуации советская авиация несла большие потери. Немецкие истребители (ФВ-189, Me-109, Me-ПО), действуя группа­ми до 12-20 самолетов, сравнительно легко поражали одноместные штурмовики Ил-2, И-16 и британские «Харрикейн». В воздушных боях истребители противника действовали парами, эшелонируясь по высоте и атакуя сверху и в хвост. Огонь противником открывался с дистанции 100-150 м, что обеспечивало точность попадания. Немцами также широко практиковалась «свободная охота», которая заключалась в перехвате и уничтожении отдельных советских самолетов, особенно По-2, заставив последние перейти к полетам в сумерки, ночью и на рассвете. В то же время советские летчики-истребители не в полной мере были готовы к сражениям со столь серьезным противником. Сказывались отсутствие достаточной летной подготовки и элементарная недисциплинированность[5]. В воздухе пилоты слабо контролировали ситуацию, пренебрегали сигналами с земли и маневром, не было отработано взаимодействие в паре и между парами. Так, 28 октября 1942 г. группа из шести Як-1 287-й ИАД, прикрывая наши войска в Сталинграде, вступила в бой с двумя Ме-109Г. Сражение велось скученно, без достаточной осмотрительности, эшелонирования по высоте, команды пункта наведения не выполнялись, в результате чего один Як-1 был сбит [4]. В отличие от немецких асов наши летчики открывали огонь на поражение, в том числе, по бомбардировщикам, с дальних дистанций, что было малоэффективно. Неуверенность в своих силах заставляла истребителей спускаться на высоту до 100 м, теряя при этом инициативу вертикального маневра. Наблюдались недостатки и в действиях бомбардировочно-штурмовой авиации советских ВВС. Командованием 8-й ВА констатировались слабая слетанность, неумение маневрировать, слабая подготовка стрелков и организация взаимодействия огня в группе. Так, 13 декабря 1942 г. шесть Пе-2 в сопровождении четырех Як-1 были атакованы шестью Ме-109Г и, несмотря на превосходство, был потерян один Пе-25.

Летом-осенью 1942 г. воздушные бои были настолько кровопролитными, что в среднем авиационный полк отправлялся на переформирование после 2-3 недель боев, штурмовик успевал сделать 10-15 боевых вылетов до того, пока его не собьют. Особенно ожесточенные бои начались в середине июля, когда вражеские войска предприняли непосредственную атаку на город. Немецкие бомбардировщики, ранее подавившие средства ПВО обороняющихся, позволяли себе одиночные атаки целей. В эти дни напряженность в истребительных полках составила 7 вылетов, в штурмовых - 4 вылета на самолет в день. 23 августа немецкая авиация совершила сильнейший налет на Сталинград: в этот день было сделано около 2000 самолето-вылетов, в результате чего город превратился в руины.

В течение сентября вражеская авиация предприняла 17,3 тыс. самолето-пролетов, достигнув максимальных показателей. С целью ослабить бомбардировочные удары по войскам в районе Сталинграда была разработана операция по уничтожению самолетов противника на аэродромах западнее го­рода, которая была проведена в конце октября в основном силами 8-й ВА при поддержке дальней авиации. В результате удалось значительно снизить активность люфтваффе: если в октябре было насчитано 59 тыс. самолето-пролетов противника, то в ноябре их было 31 тыс. [6]

Одновременно с наращиванием военно-воздушных сил под Сталинградом советская авиация стала технически модернизироваться, получать новые боевые машины (Ла-5) и боеприпасы. Так, согласно приказу наркома обороны от 01.01.01 г. была введена в действие инструкция по управлению, оповещению и наведению самолетов по радио, позволившая ускорить его широкое внедрение и применение. Летне-осенние оборонительные бои дали возможность летчикам накопить опыт ведения воздушных сражений. Заметно обогатилась тактика боя истребителей: утвердились боевые порядки при выполнении определенных задач, была внедрена новая форма ведения атаки при вертикальном маневре, широкое распространение стала получать радиосвязь. О накоплении опыта также свидетельствовало частое обращение истребителей к «свободной охоте». Родилась и целиком оправдала себя новая тактика работы штурмовиков со средней высоты с переходом в пикирование. Подобные действия позволили заметно сократить потери среди штурмовой авиации. Также к новшествам в ее работе можно было отнести ведение активного оборонительного боя с истребителями противника, перехват штурмовиками бомбардировщиков врага, «свободную охоту» и разведку в немецких тылах. Опыт Сталинградских боев потребовал внедрения двухместной кабины для Ил-2, усовершенствованного вооружения и оборудования. Значительное боевое применение нашли себе легкие бомбардировщики По-2, которые показали хорошие результаты по прикрытию речных катеров, переправлявших десанты и грузы для 62-й армии через р. Волга. Используя бомбы и пулемет ШКАС, По-2 успешно боролся с зенитной артиллерией, поражал прожектора, транспорт и пехоту противника. В целом, значительно вырос уровень тактической подготовки командного и летного состава, повысилась штурманская, бомбардировочная и огневая подготовка авиачастей. В то же время недостатки в боевой работе советской авиации сохранялись.

Для повышения эффективности боевой работы 8-й ВА много сделал ее командир. По его приказу впервые под Сталинградом была развернута система пунктов управления авиацией в бою: в наземных войсках располагались авиационные наблюдатели с радиостанциями, которые и корректировали действия самолетов. К его решениям можно также отнести организацию 32 ложных аэродромов, которые периодически бомбила вражеская авиация, формирование из асов 9-го гвардейского и 434-го истребительных полков, чьи летчики стали Героями Советского Союза в боях с элитными вражескими соединениями «Удет» и «Ас-Пик». [2]

В ходе контрнаступления под Сталинградом было проведено успешное авиационное наступление на оперативно-стратегическом уровне. Согласно разработанной операции силы 8-й ВА наладили четкое взаимодействие с 16-й и 17-й воздушными армиями и нанесли массированный удар, что эффективно способствовало продвижению наземных сил в ходе окружения немецких войск. Так называемое «авиационное наступление», разработанное в 8-й ВА, в дальнейшем вошло в практику и стало одной из важных страниц истории военного искусства.

Всего за время Сталинградской битвы части 8-й ВА произвели свыше 55 тыс. боевых вылетов. Летчики участвовали в 1187 воздушных боях, уничтожили более 1850 самолетов, в том числе на аэродромах. Потери самой армии составили около 1400 боевых машин и 1116 летчиков. Храбрость, мужество, самопожертвование солдат и офицеров воздушной армии были по достоинству оценены руководством страны: 25 асов стали Героями Советского Союза. За массовый героизм воинским частям армии присваивались гвардейские звания: их наименование получили 5 дивизий и 15 полков. Кроме того, еще 17 авиаполков, входивших в состав 8-й ВА в разное время в ходе Сталинградской битвы, получили гвардейские знамена, а 1 авиакорпус, 3 дивизии и 8 полков получили почетное наименование «Сталинградских». Сам командир 8-й ВА за умелое и мужественное руководство боевыми действиями подразделения в ходе Сталинградской битвы был награжден орденом Кутузова I степени.

Боевые самолеты армии

Анализируя работы Бойкова П.М., Губина Б.А.. Киселева В.Д., Перова В.И. и др. мы выявили 14 моделей советских самолетов, которые принимали непосредственное участие в Сталинградской битве на разных ее этапах. Это самолеты: Пе-2 , Су-2, Ил-2, ЛаГГ-3,По-2, Як-1, Як-7б, Ла-5, Як-7, Ил-4 ,Ли-2, ПР-5, ПС-7, ПС-35 С,С-2. Остановим внимание на основных характеристиках этих самолетов.

Як-1 стал первой боевой машиной, разработанной в ОКБ Яковлева, и положил начало целой серии самолетов, ставших основой советской истребительной авиации во время Великой Отечественной войны.

Из-за дефицита «летного металла» в стране в производстве

Як-1 использовалось дерево, фанера и полотно.

Преимущества

низкая стоимость и простота в производстве;

полное соответствие конструкции истребителя технологической базе, имеющейся на тот момент в СССР;

приемлемые летно-технические характеристики самолета;

простота в пилотировании и доступность для пилотов военного времени, которых обучали по ускоренной программе;

значительный модернизационный ресурс;

неприхотливость в обслуживании и высокая ремонтопригодность;

ш ирокая колея шасси, что делало возможным использования аэродромов с грунтовым покрытием.

ЯК-7 Выпуск самолета начался в конце 1941 года. Кабина пилота находилась в центральной части фюзеляжа. Як-7 был создан на основе учебно-тренировочного самолета Як-7УТИ, который имел две кабины – для пилота и инструктора. На боевом самолете вторую кабину убрали, на ее месте находился дополнительный отсек, закрытый крышкой. Его можно было использовать для перевозки грузов, еще одного человека или установить дополнительный бензобак.

К концу 1942 года стал усиленными темпами заменяться на более совершенный ЯК-9.

Я к-9 стал четвертым по счету (после Як-1, Як-3 и Як-7) истребителем периода Второй мировой войны, разработанным конструкторами ОКБ Яковлева. При его создании был учтен весь опыт применения истребительной авиации на начальном этапе войны. По сути, самолет Як-9 был продолжением истребителя Як-7 (он был очень похож на него внешне), но конструкционно эта машина была намного совершенней. Як-9 был хорош своей универсальностью: разные модификации этой машины могли выполнять различные задачи, включая истребитель-бомбардировщик, фронтовой истребитель, высотный перехватчик, истребитель дальнего сопровождения.

Л агг-3

Использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика.

Преимущества - мощное вооружение, высокая живучесть, минимальное использование дефицитных материалов.

Сравнительные характеристики самолетов

Заключение

Анализируя технические характеристики боевых самолетов советской авиации под Сталинградом, замечаем, что к 1942 году конструкторы значительно увеличили скорость самолетов, взлетный вес, увеличивалась дальность полетов, мощность двигателя, совершенствовались силовые установки. Все это не могло не сказаться на боевой мощи и эффективности воздушных боев наших самолетов во время Сталинградской битвы.

В соответствии с классификацией по профильным категориям, в Сталинградской битве принимали участие: бомбардировщики (Су-2, Ил-4, По-2, Пе-2), истребители(Як-7, Як-1, Як-76, Ла-5, ЛаГГ-3), штурмовики(Ил-2), военно-транспортные (Пр-5, Ли-2, который с 1942 года стали использовать как ночной бомбардировщик), пассажирские (Пс-7, который использовался для перевозки пассажиров и груза, ПС-35С- использовался для переброски солдат, боеприпасов, десантирования парашютистов),санитарные(С-2) самолеты.

Подводя итоги ,необходимо отметить, что в ходе контрнаступления под Сталинградом было проведено успешное авиационное наступление на оперативно-стратегическом уровне. Всего за время Сталинградской битвы части 8-й ВА произвели свыше 55 тыс. боевых вылетов. Летчики участвовали в 1187 воздушных боях, уничтожили более 1850 самолетов, в том числе на аэродромах. Потери самой армии составили около 1400 боевых машин и 1116 летчиков. В отечественной литературе боевая работа 8-Воздушной Армии под Сталинградом получила название «авиационное наступление» и в дальнейшем вошло в практику, стало одной из важных страниц истории военного искусства.

Список литературы

Боевой состав ВВС. — ilpilot.narod.ru

Губин Б.А., Киселев В.Д. Восьмая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 8-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. — М.: Воениздат, 1980.

Перов В.И., Растренин О.В. Штурмовая авиация Красной Армии. - М.: Издатель А.С.Акчурин, 2003. - Том 1. Суровая школа.

Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Вып. 7. - М. : Военное издательство Мини­стерства Вооруженных сил Союза ССР, 1948.

Смирнов, А. Боевая работа советской и немецкой авиации в Великой Отечественной войне. - М.: ACT : ACT МОСКВА : Транзит-книга,

Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Вып. 7. https://pamyat-naroda.ru/warunit/8+%D0%92%D0%90/ (Журналы боевых действий частей 8 ВА)

Просмотров работы: 1261