Иван Петрович Коногорский и его Вечный календарь.

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Иван Петрович Коногорский и его Вечный календарь.

Черданцева П.С. 1
1МБОУ г.Иркутска СОШ № 67
Габушева С.А. 1
1МБОУ г.Иркутска СОШ № 67
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность: Виктор Васнецов говорил: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории». И это же можно перефразировать об учениках нашей школы: «Плох тот ученик школы № 67 города Иркутска, который не знает историю своей школы и не чтит ее традиции».

Гипотеза: Я считаю, что моя работа будет способствовать развитию интереса у школьников к истории своей малой Родины, а также к истории математики.

Цель: изучить информацию об учителе математики, работавшем в нашей школе в послевоенные годы, который создал вечный календарь.

Задачи проекта:

Разобраться, что такое вечный календарь.

Найти информацию об учителе математики нашей школы Коногорском И.П., создавшем вечный календарь

Донести информацию до одноклассников.

Продукт проекта: статья

В процессе работы использовались сведения, полученные из различных источников: книги, газеты, статьи журналов, в том числе Интернет-ресурсы, интервью с людьми знавшими лично Коногорского И.П.

Коногорский Иван Петрович, чстроки его биографии.

Много замечательных педагогов работало в средней общеобразовательной школе № 67 города Иркутска в разные годы: основатель ботанического сада Иркутского государственного университета – Малиновский Павел Иванович – преподавал биологию, Шабалин Николай Васильевич – известный иркутский художник преподавал рисование, Зверев Алексей Васильевич – иркутский писатель преподавал русский язык и литературу. Среди них - Коногорский Иван Петрович, учитель математики, любимый прошлыми поколениями учеников школы. Он заслуженно ставится в один ряд с другими известными педагогами старейшего учебного заведения, которые внесли весомый вклад в науку, культуру и искусство города Иркутска.

Коногорского Ивана Петровича учителя математики школы № 38 (ныне № 67) интересовал вопрос создания «Вечного календаря» и он много времени посвятил этому вопросу.

Иван Петрович Коногорский родился в 1918 году, в Иркутской области, Тангуйского района, в селе Ключи-Булак; Он был русский; Его образование: незаконченное высшее.
Он был человек очень непростой судьбы. Коногорский Иван Петрович - одна из миллионов жертв, преступного режима, во времена большевистского и коммунистического террора в СССР. 12.06.1950 года был арестован, осужден линейным судом ВСЖД Иркутской области 31 июня 1951 г. Обвинен по статье 58-10 часть 1 УК РСФСР.

Приговор: 8 лет исправительно-трудового лагеря.
21.05.1990 реабилитирован определением Судебной коллегии Верховного суда РСФСР.

Иваном Петровичем Коногорским были написаны и опубликованы статьи:

Формула для определения дня недели любой календарной даты нашей эры. Опыт проведения внеклассной работы по математике в средней школе, Москва, 1955.

Вечный календарь — логарифмическая линейка, Иркутск, 1959.

Астрономическая линейка: Физический экспе­римент в школе, Москва, 1963.

Вечный календарь Коногорского Ивана Петровича.

Вечный календарь может быть реализован самыми разнообразными способами, внешне абсолютно непохожими друг на друга. Но в принципе их действия лежит одно — вечные юлианские календари образуют цикл с периодичностью в 28 лет, вечные григорианские календари — 400 лет. Более простые версии вечного григорианского календаря, не включающие в диапазон лет невисокосные годы, заканчивающихся на 00, используют цикл в 28 лет.

Вечный календарь-таблица.

Придумано множество вечных календарей такого вида, однако почти все они сводятся к одному: имеется 14 календарных сеток (7 возможных дней недели, с которых начинается год × 2 варианта — високосный и невисокосный год), и таблица, помогающая выбрать календарную сетку для нужного года либо определить сдвиг, помогающий правильно преобразовать одну сетку.

Календари этого вида различаются по степени удобства и быстроте использования. Такие календари иногда публиковались в газетах и журналах для вырезания и использования читателями.

Как оказалось позже, вопрос создания вечного календаря интересовал и моего земляка, Коногорского Ивана Петровича, по воле судьбы работавшего в 50-70-е годы прошлого столетия в школе, где я сейчас обучаюсь.

Я думаю, что создать вечный календарь понадобилось много времени и сил, но всё же он появился. Иван Петрович говорил: «И всё же в меру своих сил и возможностей я работаю над усовершенствованием нашего календаря уже много лет. Правда, не как профессионал, а как любитель. Но это не меняет дела»!

Создание Вечного календаря было очень важным занятием в жизни Ивана Петровича.

Современный календарь – утверждал Иван Петрович, - по своей точности отвечает строгим требованиям. Но он неудобен, так как содержит много недостатков. Понимая трудности реформирования календаря, он все же работал над усовершенствованием календаря, но не как профессионал, а как любитель. Иван Петрович проанализировал и выделил следующие: дни недели не согласованы с числами месяцев, разная длина месяца мешает планированию производства, табель – календарь не постоянен.

Сущность его открытия сводится к следующему – по своей структуре все временные проекты нового календаря можно разделить на две основные группы: в одних - традиционная семидневная неделя сохраняется, а в других она составляет только пять или шесть дней. Для многих советских людей пятидневная и шестидневная неделя тоже не новинка: пятидневная неделя применялась в 1930-1931 гг., а с декабря 31 по 1940г. – шестидневная.

Однако желаемого эффекта это не принесло, чрезвычайно усложнило быт и отношение с другими странами. Поэтому семидневная неделя была восстановлена указом Президиума Верховного Совета СССР 26июня 1940 года. Коногорский И.П. предлагал свой стабильный вариант календаря следующего радикальной структуры. Автор обозначил его символом «Ир-2». Проект был внимательно изучен и одобрен в Научно-Исследовательском институте труда (Москва, 1976г.). Календарь свободен от недостатков, присущих григорианскому. В нем 364 дня, а ведь в природе 366, и потому введены два дополнительных дня. Один – в начале года, это «нулевое января», второй день в конце года, после 7-го дня недели зимы. Оба дня рабочие. Первый из них можно назвать «Международным Новогодним праздником», а второй – «Днем високосного года».

Разновидности календарей И. П. Коногорского.

Формула И. П. Коногорского, 1955 г.

Исследуя дни недели в столетиях григорианского календаря, И.П. Коногорский нашел, что первые дни всех без исключения столетий нашей эры бывают только понедельником, вторником, четвергом и субботой и ни одно столетие не начинается средой, пятницей и воскресеньем. Но, если какое- либо столетие начинается одним из четырех названных дней, то последним днем предыдущего столетия (т. е. 31 декабря) могут быть только воскресенье, понедельник, среда и пятница. Эта особенность нашего календаря дает возможность разбить все столетия нашей эры на 4 группы и каждой группе присвоить постоянное число Р, представляющее номер дня недели, которым заканчивается предыдущее столетие. Поскольку внутри группы в отношении величины Р все столетия равноправны, то ее можно рассматривать как «число (поправку) столетия». Так, например, если против столетий 9, 13, 17 стоит число Р = 7 (0), то это значит, что последние дни столетий 8, 12, 16 были воскресеньями.

Это и позволило И.П. Коногорскому значительно упростить формулу М.С. Зеликсона, а именно: заменить полный трех- или четырехзначный номер года на двузначный и одновременно освободиться от двух членов, С/4 -С, заменив их одним членом Р. (16-е столетие, которому принадлежит 1582 г., относится к IV группе и для него Р = 1).

С правилом, описанным И. П. Коногорским, связано свойство повторения пятницы в 13-е число. Ведь, если 1 января «предпочитает» быть понедельником, субботой, четвергом и вторником, то 13-е число «должно предпочитать» воскресенье, пятницу, среду и понедельник.

Формула М. С. Зеликсона, 1947 г. Эта формула предложена для нового стиля и имеет вид

Здесь символы К, J, С и D те же, что и в предыдущих формулах. Окончательный результат получается как остаток от деления на 7 суммы (21) при натуральной нумерации дней недели.

Пример. Определить день недели 19 июля 622 г. н, ст, По формуле (21) получим

Формула Зеликсона состоит из 6 членов, однако, она проста по конструкции и легка для запоминания. Месячные члены - однозначные числа, которые легко воспроизвести с помощью мнемонического правила. Поэтому формулу затратой времени и без большого напряжения памяти.

Формула И.П. Коногорского

D=Q+K+J+ +P, где Q – число месяца, K – месячный коэффициент, J- две последние цифры года, P – поправка для столетия.

Пример. Определить день недели введения григорианского календаря в Западной Европе 15 октября 1582 г. н. ст.

(16-е столетие, которому принадлежит 1582 г., относится к IV группе и для него Р = 1). Наконец, d = 124/7 = 5,т. е. пятница. С правилом, описанным

И. П. Коногорским, связано свойство повторения пятницы в 13-е число.

Ведь, если 1 января «предпочитает» быть понедельником, субботой, четвергом и вторником, то 13-е число «должно предпочитать» воскресенье, пятницу, среду и понедельник.

Таблица 1

Таблица месячных коэффициентов.

Месяц

К

Месяц

К

Январь (пр)

6

Апрель, июль

5

Январь (вис)

5

Май

0

Февраль (пр)

2

июнь

3

Февраль (вис)

1

Август

1

Март, ноябрь

2

Сентябрь, декабрь

4

   

Октябрь

6

Календарь-линейка И. П. Коногорского, 1959 г.

Календарь изготовлен на базе логарифмической линейки (рис. 45) и служит для определения дня недели по дате старого и нового стиля, а также фазы Луны. День недели определяется так. Цифра единиц года на движке ставится против цифры десятков в верхней части линейки, причем если цифра десятков стоит в нижней строке основы (нечетная), то цифра единиц берется также в нижней строке на движке, а если цифра десятков стоит в верхней строке основы (четная), то и цифра единиц берется в верхней строке движка. После этого замечают день недели против нужного месяца и ставят этот день против первых двух цифр года. Против чисел в нижней части основы встанут нужные дни недели. Пример. Определить день недели 7 ноября 1917 г. н. ст. Ставим единицы лет (7) на второй строке движка против десятка лет (1) на второй строке верхней части основы, передвигая движок по сравнению с положением на рисунке на 4 позиции влево. Тогда против ноября, стоящего на нижней строке основы (XI), окажется день недели «Вс». Затем ставим «Вс» под столетием 19 н. ст. верхней части основы и определяем, что 7 ноября была среда (именно это расположение показано на рисунке). Линейное расположение условных обозначений вместо кругового часто приводит к тому, что движок выходит за рабочие пределы основы и его приходится перемещать на всю длину. Кроме того, расположение обычного и лунного календарей на одной стороне линейки вместо двух весьма усложняет устройство и работать с календарем можно лишь, имея перед глазами пояснительный текст, что неудобно.

В другом варианте линейки И. П. Коногорского (1960 г.) шкалы десятков лет на корпусе и на движке даны в одну строку, а числа месяца с 25 по 31 повторены в левой части основы, что облегчает вычисления. Кроме того, линейка приспособлена для определения солнечных и лунных затмений в XX веке.

«Машина времени» И. П. Коногорского, 1961 г.

Календарь учителя из Иркутска И. П. Коногорского устроен так же, как календарь Л. Т. Сахаровского, но на нем третья и четвертая цифры номера года даны на подвижном диске, при этом некоторые годы выпадают из последовательной нумерации и стоят не в «своих» кольцах, что осложняет пользование календарем.

Формула И. П. Коногорского, 1980 г.

Формула имеет вид

где Р - поправка для столетня, J' - две последние цифры года, K - месячный член и Q - число месяца. Р даны в таблице (вертикальная черта разделяет столетия ст. ст. - слева и и. ст.- справа).

При этом для нового стиля Pq - 7 - 2R, (34) для старого стиля Pj = 5 - R', (35; где R - остаток от деления числа столетий С на 4 и R' -■ остаток от деления С на 7. Пример. Определить день недели 1 января 2000 г. н. ст.

Строго говоря, способ И.П. Коногорского нельзя назвать аналитическим, так как он требует выборки двух табличных величин, из которых Р не выражена формулой.

Постоянный табель-календарь И. П. Коногорского, 1982 г.

В левой части календаря даны номера десятков и единиц года, за ними две первые цифры годов нового стиля (18-25) и поправки к ним. На движке помещены дни недели, над вырезом месяцы, под вырезом - поправки столетий. В правой части расположены числа месяца (они же - две первые цифры старого стиля) и их поправки. Для получения дня недели достаточно ключевой (годовой) день недели данного года в нижней строке движка (годовые дни недели даны под десятками и единицами лет) поставить с помощью движка над нужной поправкой с двумя прорезями: горизонтальной для дней недели и вертикальной справа для групп годов нового и старого стиля. Слева на корпусе помещена таблица 1 для определения буквы искомого года. В ней даны две первые цифры лет (полные столетия), буквы и десятки и единицы года. В правой части расположены в два «этажа» числа месяцев, причем номера месяцев, начинающихся одним днем недели, помещены в одном столбце. Дни недели и группы годов размещаются па движке. Для определения дня недели нужно найти «букву года» на пересечении столбца первых двух цифр и строки последних цифр года и после установки в прорези для годов соответствующей группы - день недели в клетке пересечения столбца под буквой данного года со строкой числа месяца.

Из воспоминаний учеников и коллег.

Мне с помощью моего руководителя удалось розыскать людей, лично знавших Ивана Петровича Коногрского.

Пермякова Людмила Михайловна учитель физики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Иркутска средней общеобразовательной школы № 67. В нашей школе Людмила Михайловна работала с 5 ноября 1973 года до 1 июня 2013года. Стаж работы в данном учреждении 40 лет.

При разговоре с учителем физики Пермяковой Людмилой Михайловной, мы узнали, что она пришла работать в нашу школу совсем молодой, в качестве лаборанта.

Общение с Коногорским Иваном Петровичем закрепило ее любовь к точным наукам, как раз в то время он занимался над созданием «Вечного календаря».

«…Захватывающе интересно было наблюдать за увлечённым человеком, помогать ему, печатать различные вариации календарей. Иван Петрович внушал доверие и как бы вёл за собой, высокий, статный, он почему-то всегда ходил в гимнастерке, с длинной линейкой. Им была проделана большая работа, кропотливая, но очень интересная». К сожалению копий первоначального и усовершенствованного календарей у Людмилы Михайловны не сохранились, осталась только память о необычном математике, сделавшем много шагов навстречу современности.

Из воспоминаний учеников железнодорожной школы № 38 (ныне школа № 67) 1954 года Полякова Виктора, Шерстенева Валерия, в книге «Школьной истории строки живые» мы находим такие строки: «… Математику нам преподавал легендарный Иван Петрович Коногорский. Счастье светилось на его лице, когда он слышал, аргументировано доказанную теорему, разобранное уравнение или удачно примененную формулу. Помните: «квадрат суммы двух чисел равен…?» Михаил Васильевич Сальников, который учился в нашей школе с 1954 по 1962, вспоминал: «Иван Петрович был замечательным учителем. Он всегда приходил на урок с хорошим настроением и больше огорчался, чем сердился, когда слышал неправильный ответ. Готовил ребят к математическим олимпиадам, где они показывали хорошие результаты. Еще в те годы Иван Петрович пытался объяснить нам систему двоичного счета, на которой основан принцип работы всех ЭВМ. Прародителями их были машиносчетные станции, на одну из которых, около Свердловского рынка, он вывозил все классы. Для него математика была не сухим набором цифр, а нотной грамотой, где, как и в музыке, неправильная цифра или знак нарушали всю гармонию математической мелодии. Поэтому не случайно почти всю жизнь Иван Петрович пытался привести в совершенство григорианский календарь.

В нашей школе часто проходят встречи с выпускниками школы прошлых лет. Так мы познакомились с Вертянкиным Виктором Васильевичем, а его родной брат Владимир Васильевич морской биолог, который живет сейчас в Калининграде, учился у Ивана Петровича Коногорского. Виктор Васильевич рассказал нам, что его брат рассказывал ему с восхищением об учителе математики и дал телефон своего брата, мы с ним связались, задали ему несколько вопросов, на которые получили исчерпывающие ответы.

Владимир Васильевич рассказал нам: «Япришёл в школу № 67 в 1964 году в начальные классы, а со следующего года у нас наступила «кабинетная система», мы попали в класс к Ивану Петровичу Коногорскому. Проучился я у него с 1965 по 1969 годы. Потом нас перевели в школу № 7, так как наша школа на тот момент была с 8-ми летним образованием.

Иван Петрович преподавал математику с глубоким знанием предмета, объяснял материал доходчиво и даже «слабые» ученики увлекались темой или заданием. Без преувеличения можно было сказать, что это был самый интересный учитель школы. Наряду с ним необходимо отметить и других уважаемых учителей: Белокрылецкую Евгению Алексеевну, учителя русского языка и литературы, Шулятьеву Екатерину Владимировну – учителя биологии, которая помогла мне сделать профессиональный выбор, так как уже в то время я решил для себя, что моя будущая профессия будет связана с биологией. Так и произошло, я посвятил всю свою жизнь охране и мониторингу морских млекопитающих на Дальнем Востоке.

Иван Петрович Коногрский замечательный учитель. Преподавая математику, он рассказывал о предмете, и эта методика обучения нравилась всем. Всё ученикам он объяснял доходчиво, что называется «с огоньком». Рассказывал новые факты о чудесах математики, о которых не было написано в учебниках. Иногда проводил мини-викторины на сообразительность, чтобы отвлечь от скучного изложения предмета и тем самым увлекал учащихся в разнообразие и многогранность математики. Это было для нас что-то новое и очень интересное. Иван Петрович Коногорский во время уроков, для разрядки ума, мог рассказать какую-нибудь коротенькую историю из жизни или сказать какую-нибудь поговорку, при этом никогда не повторялся. Такие отклонения от урока вызывали смех в классе и ещё больше вызывали уважение и сближение с учителем, как разговор на равных. Но после минутного отдыха, снова становился серьёзным и продолжал объяснение нового материала.

Иван Петрович рассказывал нам о составлении им «Вечного Календаря» и потом показывал его. Его календарь был опубликован в газете «Восточно-Сибирская правда». У меня была фотография этого календаря, но с многочисленными переездами за 40 лет (Командорские острова, Камчатка, Калининград) она потерялась.

Иван Петрович ничего не рассказывал о Войне, и я не помню, чтобы он носил орденские планки. В наше время праздник 9 мая особенно торжественно не праздновался, и он был, скорее всего, продолжением первомайских праздников трудящихся. Как-то стыдливо относились в нашу бытность к Великой Победе, по всей видимости, из-за просчётов в командовании и большими людскими потерями в рядах Красной армии. Но это моё личное мнение.

Иван Петрович был спокойный, рассудительный, к ученикам относился уважительно, всегда мог выслушать любой вопрос и дать развёрнутый ответ. Это отношение к людям вызывало уважение и почитание, как мудрого учителя. Но иногда можно было наблюдать взрывной характер Ивана Петровича, так например, он мог строго сказать о дисциплине на уроке какому-нибудь, непослушному ученику и если слова не имели действия, он брал метровую линейку и стукал плашмя по парте перед непонятливым учеником, что вызывало оглушительный грохот и шалости прекращались сразу. А затем спокойно продолжался прерванный урок.

Иван Петрович Коногорский, лично у меня, вызывал очень большое уважение за отношение к жизни и к людям. После завершения учёбы, и уже обучаясь в институте (ИСХИ), я неоднократно на протяжении нескольких лет случайно встречался с Иваном Петровичем на улице и мы всегда здоровались и останавливались, чтобы пару минут справиться о делах, задать вопросы, о дальнейшей учёбе и здоровье. Но в 1976 году я уехал по распределению на о. Беринга и больше мы не виделись. У меня во время учёбы в 67 школе по математике во всех классах была отметка «хорошо» и я очень сильно сожалел, что не было такого учителя в школе № 7, где учебный материал подавался в непривычном виде и не так интересно.

Также мы с помощью выпускников нашей школы разыскали внучку И.П. Коногорского Садовникову Наталью Викторовну, с которой ждем личной встречи, она обещала нам подробно рассказать о жизни своего дедушки, но пока встреча не состоялась.

Заключение.

Иван Петрович Коногорский замечательный учитель математики, которого до сих пор помнят его ученики. Всю свою сознательную жизнь он работал над созданием вечного календаря, усовершенствовал уже известные формулы, разрабатывал новые виды календарей. Мне Иван Петрович Коногорский интересен как личность, интересны его работы.

Вечный календарь это очень интересная вещь, над которой стоило долго работать. На самом деле это очень интересно изучать что-то новое, а особенно когда над этой вещью работал твой земляк, который когда-то работал в школе, в которой ты учишься. Историю родной школы нужно знать и донести ее до всех учеников школы.

Литература:

Хренов Л.С., Голуб И.Я. Время и календарь. Москва, Наука, 1989 г.

Буткевич А.В., Зеликсон М.С. Вечные календари. Москва, Наука, 1984 г.

Пономарева Н.С., Сальникова М.В., Ткачева А.В. Школьной истории строки живые. Иркутск, 2010.

Интернет-ресурсы.

Просмотров работы: 298