Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют

Лыткина С.В. 1
1МАОУ "Манчажская СОШ"
Лыткина Н.В. 1
1МАОУ "Манчажская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Война. Народ. Победа.

Эти три слова наиболее полно и точно выражают суть периода, датируемого в истории нашей Родины 1941- 1945 годами. Это время Великой Отечественной войны, явившееся самым трудным и суровым испытанием, когда-либо выпавшим на долю Страны Советов. Сколько горя, беды принесла в наши семьи. Все меньше остается свидетелей тех страшных событий. На сегодняшний день в моем родном селе нет ни одного ветерана. И труженики тыла один за другим уходят в небытие. Они уносят память человеческую. Значит нужно успевать поведать о том, что они знают и помнят. В надежде на интерес не только близких, но и многих других людей, ветераны пишут и говорят о том, что пережито ими лично, что до сих пор стоит перед их глазами и снится по ночам, что прошло через их сердца и стало частью их самих. Победа ковалась не только на фронте. Важную роль в её достижении сыграл тыл. На плечи тружеников сел и деревень легла главная тяжесть снабжения страны и фронта сельскохозяйственными продуктами. Посильный вклад в выполнение этой задачи внесли и мои земляки – манчажцы. Я считаю, что о них мы тоже должны знать и помнить.

Цель данной исследовательской работы:

Увековечить памяти земляков – детей войны и тружеников тыла, изучая, анализируя воспоминания живых свидетелей военных лет.

Для достижения цели я перед собой поставила следующие задачи:

- выяснить, кому присваивается звание «труженик тыла» и «дети войны»

- изучить историческую литературу по данному вопросу

- выяснить в сельской администрации и в Совете ветеранов кто из манчажцев является тружеником тыла и детьми войны

- встретиться с тружениками тыла и детьми войны

- выяснить, как в годы войны работала манчажская школа.

-создать сборник воспоминаний жителей села.

При выборе методов исследования я использовала встречи и беседы с тружениками тыла, изучала литературные источники, библиотечные архивы.

Объект исследования: труженики тыла и дети войны села Манчаж.

Предмет исследования: вклад моих земляков в работу трудового фронта.

Основная часть . Манчаж в годы грозных испытаний

1.1.Самоотверженный труд женщин и детей в годы войны села Манчаж

Война – тяжелая работа, люди бились за победу не только на фронте, и в тылу была та же война, с той лишь разницей, что вокруг не летали пули. Битва за хлеб, битва за план, работа на производстве по 12 часов без выходных и отпусков, от зари до зари на полях и фермах. «Все для фронта, все для победы!» - этот лозунг вошел в повседневную жизнь односельчан. Многие из моих односельчан трудившихся в годы войны в тылу были награждены медалью «За самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны». Сегодня в Манчаже проживает только 62 труженика тыла. Кто они?

Федеральный закон «О ветеранах» (ст. 20) определил, что к труженикам тыла относятся лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая периоды работы на временно оккупированных территориях СССР. Либо награжденных орденами или медалями «За самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны» или «За победу над Германией»

Таким гражданам на основании документов, подтверждающих периоды работы во время войны, отделение социальной защиты населения выдает удостоверения «Ветеран Великой Отечественной войны», в котором указано, что ветеран имеет право на получение льгот как труженик тыла. Эти люди сегодня приравнены к ветеранам Великой Отечественной войны.

Так оно и случилось, мужчин заменяли на работе женщины, а то и жены. Так поступила, например, Пелагея Семеновна Миковорова, ставшая, как и муж, токарем МТС. И, кстати, она выполняла свои нормы на 120—130%. Своего мужа электросварщика заме­нила домохозяйка Н.М. Воеводина, которая тоже вскоре стала значительно превышать нормы. Всего в колхозах, обслуживаемых Манчажской МТС, на мужских постах стали работать около двухсот представительниц «слабого пола», из них 20 — бригадирами, 16 — заведующими фермами и т.д.

Руководству МТС ничего не оставалось делать, как срочно приниматься за подготовку кадров и в первую очередь, конечно, механизаторов.

В школах района ввели обязательное обучение учеников старших классов работе на тракторе и комбайне. Организовали и кружок трактористов среди учителей, который вел старший механик МТС Петр Моргунов. Проводилось обучение тракторному делу служащих аппарата МТС, руководящих работников райземотдела и некоторых других районных организаций.

Но, естественно, не забывали о прямой работе. Району удалось справиться с плановыми заданиями по производству сельхозпродукции на 1941 год. А далее облисполком установил новые планы.

Наступившая первая военная весна обнажила многие беды. Техники не хватало. Большинство крепких лошадейбрали для армии. Вновь в работувовлекается крупный рогатый скот.

В районе объявляется сбор бесхозных запчастей по колхозам. В основном этим делом занимались бригады пионеров и комсомольцев. К марту на одной только усадьбе МТС собрали около 70 центнеров утиля, 50 штук разных частей, годных к реставрации, причем некоторые оказались совершенно новыми. Работники МТМ рес­таврировали роликовые подшипники, полуоси СТЗ и радиаторы.

Тем не менее МТС не выполнила плана осенне-зимнего ремонта, который затянулся до мая, из-за чего, в свою очередь, затянулся сев. За срыв сроков ремонта комбайнов сняли с должности директора МТС Мангилева, а вместо него назначили Ведерникова. Но кадровые перестановки дела не решили. Запчастей по-прежнему не было. В мастерской МТС отсутствовала электроэнергия из-за поломки динамо, поэтому работа оканчивалась со световым днем, по той же причине испытания и приработка двигателей для машин не проводились.

На полевые работы привлекались все сколько-нибудь пригодные к труду манчажцы. За уклонение можно было угодить под суд.

Активными помощниками колхозников становятся их дети. «Ученики Манчажской начальной школы за лето заработали 1612 трудодней. В Манчажском детском садике районо воспитывается около 100 ребятишек. Отцы многих из них, с оружием в руках, защищают нашу родную землю, честь, свободу и будущее своих детей. Пока отцы их воюют, юные патриоты в тылу по мере своих сил помогают фронту. Дети двух старших групп занимаются сбором колосьев лекарственных трав. Они уже собрали свыше пуда колосков и около трех килограмме различных трав», — писала газета «Голос колхозника».

Учащиеся старших классов работали машинистами сложных молотилок и комбайнов в том числе в ночную смену.

Молодым часто не уступали пенсионеры.

Как ни старались колхозники и механизаторы МТС, район не смог даже наполовину выполнить план обязательных поставок хлеба государству. Вся вина за срыв пала на первых руководителей района. В декабре 1942 года «за либерализм к саботажникам хлебопоставок» сняли с поста первого секретаря РК ВКП(б) Цаплина, из рядов партии исключили председателя райисполкома Огнетова, считавшего, что манчажские колхозы не в силах выполнить возложенные на них задания.

Хотя война бушевала далеко на западе, но все прекрасно знали, какие она приносит беды. Враг еще не сломлен, он силен даже после своих потерь под Москвой и Сталинградом. Красная Армия остро нуждается в вооружении, питании, обмундировании. А в ее частях сражаются и земляки, отцы, сыновья, братья.

Это понимание заставляло манчажцев терпеть собственные лишения. Они недоедали и голодали, ходили зимой полураздетыми, но откликались на все призывы о помощи фронту.

Примером патриотизма считались взносы в строительство военной техники. Манчажские учителя передали свой двухдневный заработок на создание танковой колонны «Советский учитель». Только за 1941—1942 годы жители района передали на строительство авиаэскадрильи «Свердловский колхозник» 1020 тысяч рублей, на создание вооружения — 641 тысячу, в том числе от колхоза «Красный Урал» — 52 тысячи рублей.

За годы войны манчажцы отправили фронтовикам тысячи посылок с печеньем, конфетами, копчеными мясом и салом, табаком, варежками, носками, шапками и т.п. В правления колхозов, сельсоветы несли разные вещи. Как свидетельствует газета «Голос колхозника», «в колхоз «Урал» Иван Иванович Кардашин принес одну овчину и 800 граммов шерсти. 70-летний Василий Федорович Шестаков сдал овчину и 400 граммов шерсти, а товарищ Кулешова дала полотенце».

Следует отметить, что в колхозах существовали свои фонды для помощи семьям фронтовиков. Этим семьям помогали в заготовке дров, для чего проводили специальные субботники. За ними была закреплена школьная тимуровская команда из двадцати пяти ребят.

У школьников была и другая обязанность — собирать лекарственные растения для санитарной службы Красной Армии. Каждое лето этим занимались все классы под общим руководством учителей Друговой и Вылежаниной. Для старшеклассников действовал учебный военный пункт. Он готовил лыжников десантников стрельбы, кроссы, ночные маршброски, бег в противогазах, соревнования по метанию гранат. Кому =то это пригодилось на войне.

Манчажцам приходилось заниматься не только производством сельхозпродукции. Колхозы обязаны были выделять регулярно людей на заготовку древесины.

Помимо этого, силами женщин и подростков строилась дорога Арти — Нязепетровск.

Государство было вынуждено постоянно пополнять кадры на промышленных предприятиях и стройках. С этой целью в добровольно-принудительном порядке сельскую молодежь посылают учиться в школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Так, в Серовскую ФЗО № 23 в январе 1942 года из Манчажского района призвали 80 человек, в том числе 40 девушек и 22 добровольца. Многие работали при Манчажском промкомбинате, где был организован трикотажный цех, который выпускал для фронта шарфы, валенки, носки, варежки и шапки, а также лыжи.

Значительная часть колхозников в начале 1942 года помогала экспедиции по поиску нефти в Манчажском районе. Правда, эти поиски оказались безрезультатными.

Очень тяжелой оказалась зима 1943/44 года. Все было сдано государству. Голод стучался во все двери. Питались часто заготовленными грибами и ягодами. От истощения умирали люди и животные. Только в январе в «Красном Урале» пало 40 голов скота, и это было каким-то благом для колхозников, получивших на еду кости.

И все же весенний сев манчажцы впервые провели в установленные сроки. А летом за успешную заготовку сена и закладку силоса район

Как и на всем Урале, еще в 1941 году сюда прибыли эвакуированные с Украины, из западных областей, чуть позже из Ленинграда. Их размещали «в порядке уплотнения» по семьям.

Эвакуированные трудились вместе со всеми на указанных им местах. Так, например, ленинградка Лидия Ивановна Шастина с 1943 по 1945 год руководила Манчажской средней школой и оставила о себе самые добрые воспоминания в селе. Известно, что прибывшие из Украины откликнулись на призыв харьковского завода «Серп и молот» и внесли 400рублей на строительство танковой колонны «За Радянску Украину».

Одним словом, общая беда объединяла все народы. Все с одинаковым вниманием следили за фронтовыми сводками и сопереживали, когда односельчане получали «похоронки».

В ходе работы я познакомилась с тружениками тыла нашего села Манчаж. Встречаясь с ними, я отметила нежелание некоторых из них вспоминать о тех страшных годах. Объясняют они это тем, что для них это тяжело и больно. Они как бы заново переживают то время. Ведь многие из них потеряли на войне своих самых родных и близких людей, вся их жизнь изменилась, перевернулась.

Сегодня они – прабабушки и прадедушки - труженики тыла, а тогда, в далёком 1941 году, мальчишки и девчонки…Они были незаметными героями!!! На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью. Стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

1.2. Дети войны

Живыми свидетелями страшной войны сегодня являются так же и люди, которые в годы войны были детьми. Изучив литературу и интернет-ресурсы, я узнала, что к категории дети войны относятся граждане Российской Федерации, родившиеся в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года, постоянно проживавшие на территории Союза Советских Социалистических республик в годы Великой Отечественной войны. К данной категории не относятся лица, отбывавшие наказание в местах лишения свободы в этот период. В школьном музее неоднократно проходили встречи с детьми военного времени. Мне хочется поделиться воспоминаниями некоторых из них .

Куляшов Анатолий Павлович

«Наступил 1941 год, закончился учебный год, я перешел в 6 класс. Наступили долгожданные каникулы. Целыми днями многие ребята проводили на речке: купались, ловили удочками мелкую рыбешку, собирали первые лесные ягоды - землянику. Мне приходилось часто выполнять легкую работу по домашнему хозяйству. Я ни разу не был в летних пионерских лагерях, поэтому время иногда проводил по своей выдумке или увязывался за старшим братом, но по возрасту наши интересы часто не совпадали.

22 июня 1941 года, воскресенье. День был солнечным, кругом всё зеленело и цвело.

В этот день в селе, как в районном центре, проводилась массовка, по возможности организовывался культурный отдых народа.

Такие массовки проводились ежегодно по завершению весенне-полевых работ в колхозах. Березовая роща на берегу пруда - это самое живописное место в окрестностях села - естественный природный парк. Здесь, как всегда, и проводилась массовка - народный праздник. Днем, в самый разгар праздника, радио известило народ страны о передаче важного сообщения. Те, кто в этот момент были дома, первыми услышали выступление по радио наркома иностранных дел Молотова В.М.. Лично я узнал о важном сообщении от одноклассника Коли Третьякова и побежал домой, где слушал часть выступления Молотова В.М.. Запомнились его слова: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!». Народ с массовки быстро стал расходиться, началось смятение и отчаяние, раздавались патриотические возгласы. Некоторые мужчины готовы были вступить в схватку с фашистами прямо с места отдыха. Женщины с детьми на руках плакали. Видимо, быстро в сознании людей всплыли события недалекого прошлого — бои у озера Хасан и на Халкин-Голе, короткая, но тяжелая война с Финляндией. Ведь участниками этих военных событий были и наши земляки, в том числе были погибшие и тяжело раненные. Радостное настроение населения быстро сменилось на тревожное. Руководящие органы оперативно организовали мобилизацию населения, верховые гонцы скакали от райкома партии, исполкома, военкомата с разными извещениями и указаниями, ведь электросвязь на местах была еще очень слабая. Тревога взрослых передавалась и нам - детям. Кажется, на третий день войны передачи по радио стали начинаться с исполнения песни «Священная война». И так было до дня Победы, до которой было 1418 тяжелейших полных напряжения, тревог и лишений, дней. Сообщения от Советского информбюро проводились четко по сетке ежедневно до 2-х часов ночи, были короткими и очень тревожными. К концу июня немецкие войска заняли Минск - столицу Белоруссии. Наши люди очень переживали неудачи нашей армии. 3 июля 1941 года но радио выступил Сталин И.В., я его выступление полностью прослушал и отдельные фрагменты и слова помню до сих пор. Мне кажется, что выступление Сталина оказало сильное влияние на дух и сознание людей. Между тем почти ежедневно огромные обозы лошадей отправляли на Красноуфимский железнодорожный вокзал призванных на фронт людей от пунктов сбора (от кинотеатра (бывшая церковь) и средней школы). Это были тяжелые моменты прощания, где вместе с добрыми пожеланиями защитникам Родины были и рыдания родителей, жен и детей. Среди призывников многие были добровольцами. Так ответили на призывы политического руководства страны по защите Родины наши земляки. Мне лично запомнился эпизод, когда при отправке очередной партии защитников Страны Кардашину Ивану Евгеньевичу вручили гитару, он сказал: «Чтобы веселее было идти в бой».

Это был не единственный случай, когда патриотические чувства у простой крестьянской молодежи выражались таким образом. Это поднимало настроение всем окружающим. К концу лета 1941 года обстановка в стране еще больше осложнилась, с фронтов поступали всё более тревожные вести. В начале сентября враг захватил Киев, приближался к Москве, стал осуществлять захват Ленинграда. Что это значило - люди понимали. Повсеместно обозначалась нехватка продуктов питания, исчезли товары первой необходимости. Тогда же резко сократилось число медицинских работников, а так же сократилась доставка лекарств в больницы и аптеки. Чтобы хоть как-то упорядочить продовольственную проблему, была принята карточная система. В это время стаю много поступать беженцев, часто семьями, в основном, женщины, пожилые люди и дети. В наш дом поселили две еврейские семьи из Одессы. Продуктами питания эти семьи снабжались по особому списку, работоспособных быстро устраивали на работу. Среди прибывших мало было специалистов, разве только учителя. Часто поступали известия о погибших и прибывали раненые. Мужское население заметно сократилось. Основную рабочую силу на селе составляли женщины, старики, инвалиды и учащиеся школы. Картофель убирали вручную (лопатами), серпами жали зерновые культуры, работали на заготовке кормов в колхозе. Я в составе своего 6 класса участвовал в уборке картофеля. Нам приходилось работать не только в своем колхозе, но и помогать убирать урожай в соседних колхозах. Мы, например, со своим классом ходили на уборку картофеля в д. Биткино. Уходили мы утром пешком на весь день, там нам разрешали на обед печь картошку на костре, и давали нам по кружке молока. Домой мы приходили уже в сумерки. Использование посильного детского труда было вызвано необходимостью. Некоторых подростков тогда отправляли для обучения в ФЗО и ремесленные училища.

Большинство односельчан с тревогой внимательно следили за сообщениями о событиях на фронтах, а когда наши войска разгромили фашистов под Москвой, появилась уверенность в силе нашей армии, народ ликовал. Население еще активнее стало помогать фронту: началось движение за создание фронтовых бригад; кроме того люди активно участвовали в сборе теплых вещей и подарков бойцам Красной Армии; продолжался сбор денежных средств в фонд обороны. Мы - школьники - тоже участвовали в сборе вещей и приносили, кто что мог. Я, например, принес связанные моей мамой рукавицы и носки.

Извещения о гибели в боях или письма сослуживцев о гибели наших земляков стали поступать всё чаще, поэтому люди с опаской и тревогой встречали почтальонов. Ведь были случаи, когда люди, надеясь получить письмо от родственников с фронта, получали извещения об их гибели.

Красноармейцы отчаянно сражались с фашистами на войне, а в нашем крае, далеко от фронта жизнь шла, но она сильно отличалась от жизни в мирное время. Это касалось и нашей школы. Учились мы в школе в 3 смены, так как кроме местных учащихся прибыло много эвакуированных детей. Наши местные мужчины-учителя ушли на фронт, их заменили учителя из числа эвакуированных. Я хорошо запомнил учителей немецкого языка Раихану Давыдовну и Карла Бруновича, учителя физики Сазановича, несколько позднее - Шастину Лидию Ивановну, она в 1943-1945 гг. была директором нашей школы.

Школа перешла на программу обучения с военным уклоном, поэтому большое внимание уделялось физической и военной подготовке. Учащихся средних и старших классов объединили в воинское подразделение - батальон. Командирами батальона были старшеклассники Лисов В.А., Куляшов П.М., Новиков В. Часто практиковались сборы учащихся по тревоге и даже организовывались в школе ночные дежурства с ношением деревянных макетов винтовок. Уроки военного дела преподавали Клоков В.Т., позднее Тюрин Г.Н., Смирнов Р.И. Для учащихся в школе проводились встречи с ранеными красноармейцами, особенно мне запомнились выступления Кустова В.А., Ромашова М.Н., Клокова В.Т., Цепилова А.Т., Шестакова. На уроках по материалам радио и газет учителя информировали учащихся о боевых действиях на войне.

Все учащиеся и коллектив учителей школы глубоко переживали, когда пришло извещение о героической гибели защитника Москвы, бывшего директора школы Филиппова В.И., а чуть позднее завуча школы Негомедзянова Бориса Михайловича. Скорбь была велика, и мы - дети - хорошо это чувствовали и переживали тоже.

В начале 1942 года в газетах был опубликован очерк военного журналиста Лидова «Таня» с фотографией героини с петлей на шее. Он описал подвиг в тылу врага комсомолки Зои Космодемьянской. Я тогда запомнил, что подвиг Зои произвел на нас - учащихся - огромное впечатление. Зоя для народа, особенно для молодежи, стала легендой. О ней писали поэты и писатели, образ и поступок её был воспроизведен в кино и театрах. Впоследствии, с 1957 года имя Зои Космодемьянской носила пионерская дружина Манчажской школы.

Между тем, с продуктами питания становилось всё хуже. Собранные урожаи зерновых, картофеля и овощей, в том числе заготовленные натуроплатой с населения: мясо, яйцо, молоко, картофель отправлялись в приемные пункты города Красноуфимска. Люди стали употреблять и заготавливать на зиму разные съедобные травы, кору деревьев, корзинки подсолнечника, сушили на будущее скорлупы от картофеля, также употребляли лебеду, ботву овощей, щавель, крапиву, пиканы (дудник). Мне с таким «урожаем» неоднократно приходилось с мешком за плечами ходить на мельницу, где мельник Куклев Степан часто отказывался принять на помол этот сурагат. Летом мне приходилось работать в колхозе на разных участках, а так же я пас скот у частников и конечно выполнял посильную работу по домашнему хозяйству, помогал родственникам заготовлять в лесу дрова на зиму для себя и для родных.

В нашей семье складывалось сложное материальное положение, так как в это время отец и старшая сестра были в армии. Мама была безработной, да с младшим братом Юрием на руках. Поэтому я оказался главным маминым помощником, хотя и был еще несовершеннолетним. Тогда мне пришлось бросить учебу в школе.

Мой старший брат Александр работал в гараже, который обслуживал буровую установку (шел поиск нефти). Установка располагалась примерно в 4 км от Манчажа вниз по течению реки.

Часто брат меня брал с собой, обучал меня слесарному делу, знакомил с машинами, деталями и инструментами. Вскоре меня зачислили в штат поисковой партии, я стал работать инструментальщиком, где проработал 8 месяцев. Деньги я получал очень малые, зато мне по карточкам давали 600 грамм хлеба и некоторые продукты. Это было хотя и не большим, но подспорьем для семьи. В августе 1944 года предприятие было закрыто, так как предполагаемые запасы нефти были ничтожно малы. Буровую скважину законсервировали, рабочим было предложено переехать на вновь открытое Ишимбаевское месторождение перспективных запасов нефти. Перед рабочими встал выбор: ехать на новое место работы или быть призванными в армию. Мой брат с группой своих годков рождения 1926-1927 гг. решили добровольцами идти в армию. Я сейчас помню их фамилии - это Мельников Д., Куляшов А.П., Куляшов Е.И., Щукин Б., Юмашев Б.Г1., Лукоянов И.И., Куклев Н.М.. Маковский Д. Я остался без работы, попытался устроиться в МТМ - не получилось.

Позднее стало известно, что Куляшов Е.И. и Щукин Б. участвовали в штурме Берлина. Куляшов Евгений погиб 3 мая, а Щукин получил тяжелое ранение в ногу, которую ампутировали полностью.

Лето 1944 года было теплым и дождливым и, следовательно, урожайным. Хорошо уродились картофель и овощи. Население несколько оживилось, хотя жить было еще тяжело, но настроение всё равно улучшалось. В это время некоторые эвакуированные семьи стали возвращаться на свои прежние места жительства. Уехали из нашего дома одесситы, не сказав ни слова благодарности моей маме за предоставленное более чем 2-х летнее местожительства.

У меня было желание вернуться в школу, но не получилось, на этом мое детство закончилось. Мне снова пришлось остаток лета и осени пасти скот местного населения, а затем я работал на разных временных работах до октября 1945 г.

Однако, школьные годы военного времени в моем сознании остались самыми памятными всей моей жизни. Я сожалею о том, что мне не пришлось своевременно окончить полную среднюю школу. Я и сейчас вспоминаю лихие годы, выпавшие на наш народ, в том числе на меня и моих сверстников. Вспоминаю ребят старших по возрасту, кому пришлось прямо со школьной скамьи уйти на фронт, на войну, чтобы защитить свою Родину, свою семью, свою дорогую школу.

За военные годы сильно сократилось мужское население в селе. Пожалуй, не было дома или семьи, из которых не были бы призваны на войну здоровые мужчины и даже девушки. Мой отец был в трудармии, так как по состоянию здоровья не подходил к строевой службе. Добровольцем ушла на фронт моя старшая сестра Зоя, позднее ушел в армию старший брат Александр. Ушли на войну четыре моих дяди. Вскоре пришли извещения о гибели зятя - Меньшикова Александра, а затем дяди Куляшова Романа Архиповича и дяди Куляшова Петра Степановича.

Война приближалась к победному концу. И, наконец, долгожданный день Победы, этим днем стал день 9 мая 1945 года. Накануне. 8 мая ночью по радио передали сообщение о подписании представителями фашистской Германии акта о полной и безоговорочной капитуляции фашистских войск. 9 мая народ ликовал так, что просто трудно это описать: это конец бесчисленным потерям, конец тяжелейшему труду, трудно выносимым условиям жизни, голодному питанию и т.д. День Победы был объявлен всенародным праздником. К концу мая месяца стали прибывать первые солдаты-победители. Радости встречавших не было конца, а слезы о погибших родственниках не просыхали у родителей, родных погибших, у женщин, потерявших своих мужей и сыновей, у детей, потерявших своих отцов и матерей.

В нашем селе не вернулись с полей сражений более 350 человек. Вечная им память! Многие раненые фронтовики не дожили до лучших дней жизни, им светлая память.

Послевоенный период был трудным, пожалуй, до конца сороковых годов. Колхозы нашего края отдавали значительную часть урожая в разрушенные войной области и районы, даже направляли туда скот, лошадей. Карточная система на хлеб, и другие продукты была отменена только 15 декабря 1947 года одновременно с поведением денежной реформой. После этого появилась возможность покупать в магазинах хлеб и другие продукты свободно. Постепенно трудности народом преодолевались, жизнь улучшалась.

Нам удалось встретиться с некоторыми тружениками тыла и детьми войны, на основании воспоминаний получился целый сборник, который вы можете прочитать.

Заключение

Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя победы погибло 20 миллионов наших соотечественников. Советский народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу.

Я поняла, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях их. Война живет в памяти всего народа.

Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны. Он обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора и завоевания великой победы. Родина высоко оценила подвиги тружеников тыла, 199 из них было присвоено звание героя Социалистического Труда, более 204 тысяч награждены орденами и медалями. Специально учрежденной медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» награждено 16 миллионов рабочих, колхозников, представителей интеллигенции.

Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Почти не осталось в живых ветеранов Великой Отечественной войны и все меньше остается в живых тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.

Манчаж - это удивительное село, в котором я родилась и выросла. Здесь рядом со мной живут замечательные люди. Собирая материал для этой работы, я встречалась с некоторыми из них, и никто не отказывался меня принять и выслушать. Мои земляки-манчажцы тоже совершали подвиг во имя Победы над врагом. Они трудились в своем далеком от фронта селе, помогая солдатам, чем могли. Сейчас это пожилые люди, живущие рядом со мной. Вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому я считаю, их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием.

В ходе работы я и мои одноклассники встретились с детьми военного времени Куляшовым Анатолием Павловичем и Куляшовым Анатолием Васильевичем. Встречаясь с ними, я отметила, что каждый из них вспоминая о тех страшных годах как - будто заново переживает то время. Объясняют они это тем, что вспоминать о войне это тяжело и больно. Ведь в те нелегкие годы многие потеряли на войне своих самых родных и близких.

 Вся их жизнь изменилась, перевернулась  и  в этом повинна ВОЙНА!

Список литературы

Главацкий М.Е. Одна на всех Победа…Великая Отечественная война 1941-1945гг. в документах [Текст] / М.Е. Главацкий , В.А. Мазур, Баранов Н.Н. ; под ред. М.Е. Главацкого. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга». , 2005. – 260 с.

Демченко, И. Н. И он пришел, этот святой день! /И. Н. Демченко //Команда.ru.-2014.-№24.-С.2

Каёта,Г.М. Есть на Урале Манчаж [Текст] : / Г.М. Каёта,А.Б. Ложкин. – Екатеринбург: «СВ-96»,2008 – 368с.

Лисов Н.А. Манчаж: годы и люди [Текст] :автореф. краевед / Н.А. Лисов. – Манчаж : [б.и.], 2000.- 175с.

Очерки истории Артинского района [Текст]./авт.-сост. Красильников Ю.И. – Красноуфимск.: ГУПСО «Красноуфимская типография», 2006.- 835с.

Тарас Д. Боевые награды СССР и Германии Второй мировой войны [Текст]/Д. Тарас; - М.: АСТ, Мн.:Харвест, 2005. -144с.

Корёмина Юлии Петровна

В 1941 год у я перешла в 7-й класс. Радуясь жизни, летним каникулам, беспечно с подружками бегала, играла, прыгала, пела.

июня стоял солнечный, теплый, ласковый день. Колхозники в березовой роще праздновали завершение посевной компании. Доклад председателя, премирование колхозников отрезами ситца, ткани по 3-5 м.

Началось веселье. Заиграли гармони, балалайки. Зазвучали старинные народные песни, начались пляски. Вокруг шумно играли дети в «догоняшки», «кошки-мышки», «третий - лишний». Ничто не предвещало беды!

И... вдруг! Истошный крик всадника, скачущего в гору: «Война! Война! Война!»

В раз роща замолкла. Наступило оцепенение... Раздались стоны, плач и вся людская волна покатилась под гору: женщины бежали домой, мужчины - в райвоенкомат.

23июня все собрались у школы на проводы мужчин, парней в том числе мой брат Виктор. В полдень наши воины погрузились в две полуторки и под духовой оркестр (школьный) поехали на железнодорожную станцию Красноуфимск, а матери, жены, обливаясь горькими слезами, шли, бежали за машинами, пока те не набрали скорость.

50-60-летние мужчины были мобилизованы в обозы для подвоза на железнодорожную станцию разнообразной провизии для фронта, для Победы.

Мы - дети колхозников, разом повзрослели, посерьезнели. Этому способствовали появившиеся плакаты, лозунги: «Все для фронта! Все для Победы!». Перед райкомом партии висел плакат в образе женщины (Родина- мать), которая указывала на тебя пальцем, глядя прямо в глаза, строго спрашивала: «Что ты сделал для фронта?» (этот плакат был на нашем пути в школу). Он как будто приказывал нам хорошо учиться и помогать колхозу, выращивать хлеб, овощи.

Мы, по мере своих силенок, трудились на колхозных полях. До середины июля пололи озимые посевы, посевы пшеницы, овса. По окончанию прополки работали на покосе, на уборке сена. В августе-сентябре за жнейкой вязали снопы и на волокушах свозили к скирдам верхом на лошади.

Как только поспевали овощи, картофель, вместе со студентами Уральского политехнического института убирали выращенный урожай. Работали на провеивании зерна, но для девчонок эта работа слишком тяжела: вдвоем еле-еле проворачивали ручку.

Первое военное трудовое лето для детей закончилось. Первого октября пошли учиться в 7-й класс (в последующие годы учебный год начинался с 10 октября).

К весне 1942 года село опустело. Все здоровые мужчины освобождались от «брони», добровольцами уходили на фронт защищать от фашистов свое Отечество, свою малую Родину, своих детей.

На места, оставленные мужчинами, назначались женщины, а места женщин замещались подростками. Так, по окончанию 7-го класса, я была направлена на работу в колхозный детсад-ясли няней-воспитательницей. Работали втроем: я с подружкой и повар - бабушка Захаровна. После ужина, уложив детей, брались за уборку помещения, а Захаровна - за мытье посуды, чистку кастрюль, бачков.

Наступил новый, 1942-43 учебный год. Я учусь в 8-м классе (восьмилетнее образование обязательно).

В село наше прибыло много эвакуированных с южных республик, Ленинграда, Прибалтики, Украины и других уголков нашей великой Родины. В каждом доме были размещены эвакуированные. У нас жил Лев Маркович с сыном, а его жена погибла (умерла) в блокадном Ленинграде.

Школа наша переполнена. Выросло число параллельных классов, особенно 8-х. Классы размещались в разных помещениях, переоборудованных под классные комнаты.

Этот учебный год стал для нас очень трудным. Все учителя-предметники и директор школы отказались от «брони», добровольно ушли на фронт. Учителя по математике, истории, физике, иностранному языку назначались из эвакуированных и часто менялись.

Очень бедно, трудно жили колхозники. Жили только за счет овощей и картофеля. Многие по весне ходили на картофельное поле собирать перезимовавшую гнилую картошку.

Благо, у нас с мамой всегда все вырастало. Из моркови, свеклы, брюквы, репы мама готовила «сладости». Она их парила, вялила, и получалось что-то вроде урюка. Такими «сладостями» моего детства я угостила сослуживцев в Новый год.

В апреле-начале мая появлялась вторая «сладость» - картофель, перезимовавший в яме под снегом, становился сладким. Этим «сахаром» я угощала своих подружек.

Вот так, как говорится: «с горем пополам» мы закончили 8-й класс, перешил в 9-й.

В 9-й класс поступали учиться по желанию и по материальным возможностям. Многие, окончив 8-й класс, трудились в колхозе.

Передо мной встал вопрос: смогу ли я продолжить учебу и выполнить завет В.И.Ленина «Учиться, учиться и учиться!»

Учеба мне давалась легко, и желание было огромным, а материальные возможности не позволяли.

Брат Виктор погиб в конце 1941 года, защищая подступы к Москве, в декабре скоропостижно умер мой отец. Он - беззубый, старичок, ходил с обозом на железнодорожную станцию Красноуфимск (30 км, морозы стояли трескучие), сильно-сильно простудился. Вернулся домой больным и сразу в больницу, а через день его не стало. Я осталась с больной мамой.

Вопрос о продолжении моей учебы в 9-м классе увеличился в несколько раз. Что делать? Где искать выход к 9-му классу?

«Не было бы счастья, да несчастье помогло». Александра Ивановна Ступак устроила меня на работу в РК ВЛКСМ техническим секретарем (видимо, райком партии следил за жизнью и учебой детдомовцев). С 1-го июня я работаю в райкоме комсомола! Вместе с солнышком вставала, бежала на работу, чтоб быстрей научиться печатать на машинке «Москва», быстрее освоить свою работу и оправдать доверие секретаря РК ВЛКСМ, доверие Александры Ивановны.

Работа понравилась, быстро ее освоила. Получила карточку на хлеб, вручила маме, а она перед ней расплакалась. Почему?

От радости, что у нас на столе будет настоящий хлеб? Или от обиды на себя, что не может создать нормальные условия для моей учебы? Не поняла.

Вскоре меня отправляют в командировку в Натальинск (стеклозавод) вручить комсомольские билеты вновь вступившим в комсомол (секретарь комитета комсомола Финоженков Миша и его заместитель Гераскин Валентин выполняли срочное задание фронта и не могли приехать в райком за билетами).

Завораживающее слово «командировка» обрадовало и окрылило меня. Получив 10 комсомольских билетов, я побежала по прохладным тропинкам нет, я летела на Стеклозавод (12 км), чтоб успеть к назначенному времени. Меня встретили Михаил и Валентин. Торжественное вручение проходило прямо в цехе. Утром я также, прямым путем, вернулась в райком.

В августе мне дали «горячие» талоны на ужин в столовой.

Однажды к чаю дали кусочек пиленого сахара. Его я принесла Шурику (2 года, сын брата), даю ему, а он от сахара отвернулся, не берет, а картошку из рук бабушки взял.

Этот эпизод полностью раскрывает жизнь колхозников в материальном плане.

Дети не ели сладостей, не пили молока (сужу по себе), так как почти все колхозники лишились коров, потому что не могли коровушек своих обеспечить кормом, а «молоко-то у коровы на языке».

Всю свою жизнь мысленно благодарю Александру Ивановну за хлеб, за «горячие» талоны, поддержавшие наши с мамой силы.

Коллектив сослуживцев очень хороший. Работали слаженно, дружно. Я даже стала мечтать об инспекторской работе в райкоме, о командировках по району.

Но... быстро приближался октябрь. 10 октября пойдут в школу. Желание учиться, учиться тянет меня в школу. Загрустила, приуныла. Заметила это мама и говорит: «Ладно, иди, учись, как-нибудь проживем на картошке, капусте, овощах».

Иду в 9-й класс, а совесть за маму гложет. Бросила понравившуюся работу, карточку на хлеб...

В школе хорошие новости: новый директор, будут уроки физики.

Директор Шастина Лидия Ивановна из Ленинграда - математик (это уже третий директор за два с половиной года).

Физику будем учить с Лидией Михайловной Архангельской - она из Астрахани.

На первом уроке Лидия Михайловна стала проверять уровень наших знаний и всем отличникам, хорошистам поставила «жирные» единицы (вернее сказать - колы). Троечников и спрашивать не стала. Законы по физике мы вызубрили, а практически на приборах не могли объяснить принцип действия данного закона, не могли и решать задачи.

Взялась за нас Лидия Михайловна крепко. Не жалея своего личного времени, дополнительно проводила с нами (по группам) занятия в физкабинете, объясняя действие физических законов на приборах, на применении их в практике. Решали задачи. Она знала пробелы в знаниях каждого ученика и добивалась от каждого осмысленного понимания физики.

Забегая вперед, на экзаменах в 10-м классе все получили «отличные» и «хорошие» оценки, ни единой «тройки».

Вот такими должны быть все учителя, быть ответственными за знания учеников по своему предмету.

После зимних каникул у нас появились учителя по истории, по литературе.

На первом уроке литературы учительница выдала темы для подготовки докладов по произведениям изучаемых писателей. «Война и мир» Л.Н.Толстого была поделена на двоих. Мне достался Салтыков-Щедрин с его произведениями. Но до меня очередь не дошла, так как сменилась учительница.

Любовь Григорьевна отменила все наши доклады и повела уроки сама.

Во втором полугодии в школе открылись курсы медсестер. Мне необходимо было приобретать профессию. Учеба в 10-м классе стояла под вопросом - занятия на курсах проводились со второй смены. Теорию изучали в классе, а практически - в перевязочном кабинете. Увидев грязь (кровь, гной), многие бросили курсы, а я выдержала, закончила их, и была направлена на недельную практику в терапевтическую клинику под наблюдением старшей медсестры.

Практика шла хорошо, со всеми назначениями врача я справлялась. Радовалась, что с понедельника пойду на работу, но.... В последний день я отказалась выпускать мочу через катетер тяжелобольному мужчине.

Старшая мне сказала, что меня Тамара Александровна берет в хирургию, где ты эту процедуру будешь выполнять через день, да каждый день. Я и сбежала.

На утро обуваю лапти и еду в колхоз на покос.

На второй день мама лапти бросила в печку и говорит: «Пока я жива, не пойдешь в колхоз! Я от тяжелой работы осталась бездетной, чтобы и ты была такой же?!» Что же мне делать? Что?

Обратилась к Лидии Ивановне с просьбой устроить меня на работу уборщицей в школу, чтобы я могла учиться в 10-м классе.

- Очень трудно будет тебе. Участок большой: 4 класса, коридор, 4 печи топить зимой, туалет.

- Ну и что? Я постараюсь, я справлюсь.

Ура! Я принята. На следующий день я поехала на заготовку сена для школьной лошадки. В сентябре заготавливали дрова для школы.

Наступил октябрь. Я учусь, учусь в 10 классе!

Признаюсь, было трудновато сначала, а потом втянулась, все пошло по сложившемуся порядку. Все пошли домой, а я взялась за уборку. С наступлением холодной погоды надо топить 4 печки, чтобы в классе было тепло. Пришлось вставать рано. Дрова готовила и заправляла печи с вечера, а утром я их только разжигала. Дважды обмораживала нос, щеки, пальцы на руках приходилось отдувать, чтобы спичку взять и зажечь ее.

Зима прошла, полегчало. Но с 1 апреля 1945 года я вынуждена уволиться и начать подготовку к экзаменам на «аттестат зрелости» - экзамены за всю среднюю школу. А как же историю сдавать? Новую историю мы «проклевали носами», мы ее не знаем. Надо штурмовать. История - самый трудный предмет.

Экзамены все сдавали без «провалов», а на последнем, на истории, «провалились» трое: Оля, Лёня, Слава.

Вместе с учебой, работой принимали активное участие в общественной жизни школы, села. В школе работали все кружки самодеятельности: хоровой, духовой, драмкружок, струнный, художественного чтения. Проводились смотры художественной самодеятельности между классами, между школами района.

Ходили в соседние деревни с концертами.

На районном смотре художественной самодеятельности я взялась прочитать поэму В.Катаева «Мария». Это довольно большая поэма, очень боялась. Сами знаете, что слушать декламаторов не любят.

Я смогла овладеть вниманием слушателей, прочла поэму в глубокой тишине. Услышала аплодисменты, а Лидия Михайловна обняла, расцеловала и посоветовала поступать в театральный институт.

Помогали «Красному Кресту», ОСОАВИАХИМу. Да! Было трудно, но никто не унывал: колхозники ехали в поле и возвращались с песнями, хотя работали от зари до зари, и все лето я своей мамы не видела. И мы, ребятишки, тоже пели с утра до вечера, искали слова новых песен из кинофильмов. А какие песни бодрые, чудесные песни пионерские. А музыка? Музыка нас окрыляла! Звала к лучшему.

Просыпались мы под «Марш авиаторов»... всё выше и выше... Нам разум дал стальные руки-крылья!..

«Марш энтузиастов»... «Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных» и т.д. и им подобные.

От таких песен, музыки нам хотелось взлететь к небесам и мы горевали, что нет у нас за плечами крыльев.

Дети 20-х годов видели фильмы добрые, воспитывающие в нас дружбу, взаимопомощь, добросердечие и любовь к природе, к Родине. Мы все жили дружно, мирно и никогда не возникало вопросов, кто он? Она? Русский, еврей, мариец, украинец, узбек?

Не помню случая, чтобы наши мальчишки дрались, пьянствовали. Все трудились под девизом «Прежде думай о Родине, а потом о себе». Материально мы были бедны, духовно - богаты. Такое богатство придавало нам силы, уверенность в себе по преодолению трудностей жизни военного времени в глубоком тылу. С великой радостью, со слезами на глазах встретили мы долгожданный День Победы 9 мая 1945 г

Куляшов Анатолий Васильевич

Я хочу рассказать вам о детстве Куляшова Анатолия Васильевича, с ним тоже неоднократно встречались учащиеся нашей школы. Когда началась война, ему было всего 11 лет, в семье их было шестеро: отец, мать, две сестры, он и брат. Отец умер в 1942 году.

Из воспоминаний Куляшова А.В.:

«22 июня в селе был праздник. Днем объявили о начале войны. В этот же день началась мобилизация в армию. В первую очередь призывали тех мужчин, которые только - что демобилизовались и учувствовали в войнах на Халхин-Голе и в войне с финнами. Проводы. Слезы. Паники не было. Была даже бравада: «Да мы эту немчуру шапками закидаем». Но с первых сводок с фронта появилась тревога. Наши войска с боями отходили вглубь страны. Появились первые «беженцы», те, кому пришлось уходить с родных мест под натиском врага. А на фронт рвались даже участники гражданской войны, хотя многие из них были в пожилом возрасте.

У мамы 3 брата ушли на фронт. Младший из них - Михаил Ильич добровольцем вступил в Свердловский коммунистический полк, защищал подступы к Москве. В ходе войны из окружения полк был присоединен к партизанской бригаде, в Белоруссии. Тревога. Сообщений нет почти 2 года. И вот радость. Из партизанского отряда приходит письмо и фото. Жив, здоров. Воюет. На тяготы не жаловался. И только после войны мы узнали: что такое быть и воевать в тылу врага. Старший дядя - Иван Ильич побывал в плену. Попытка сбежать - неудача. Средний Николай Ильич был ранен в ногу. После демобилизации - работал в Бардымской школе военруком.

Военное дело стали в школе вводить с 3 класса. В 1941 году я поступил на учебу в 5 класс в Манчажскую среднюю школу. С 1937 по 1942гг. учился в Манчажской начальной школе. Средняя школа была на военном положении: увеличены уроки физической подготовки и военного дела. В школе введено круглосуточное дежурство с постом при входе. Изучали оружие: автомат, винтовку гранаты Ф1 и РГД. Изучали ПВХО. Противогаз, его применение отравляющие вещества. В стрелковом кружке учили навыкам наводки и стрельбе из малокалиберной винтовки. Школа работала в 2 смены. Классы пополнились эвакуированными учащимися. В каждом классе было по 40 учащихся. В 1942 году ввели продуктовые карточки, где был указан продуктовый набор: хлеб 400г, учащимся соль, сахар. Хлеб-то еще выдавали, а остальное – Все для фронта, все для Победы. Конечно, стали голодать. В колхозе на трудовой день выдавали по 200 грамм муки, а нас с мамой 5 ртов. Выживали за счет картошки и капусты. А нашей семье, как репрессированной, ещё урезали огород. Голод хватал за горло. Летом, мы еще помогали маме, зарабатывали дополнительные трудодни и какие-то граммы хлеба. Зимой особенно было голодно и холодно. Одежда худенькая. Обувь - лапти липовые. В 1942 году при сельпо была построена сушилка овощей для фронта, сушили картошку, морковку, лук, свеклу. Так мы с друзьями в вечернее время ходили на сушилку, чистили картофель. Норма- 2 ведра на каждого. После работы бригадир варила нам чугунок картошки. То была чувствительная поддержка. В 1943г. в районе работала геологоразведка. Летом многие учащиеся с 6 по 10 класс работали там. Норма хлеба 600 грамм. Соль, сахар и жиры за лето не выдавали ни разу. Но хлеб был, но что это был за хлеб: черный, часто не пропеченный. Но и ему мы были рады.

Мы с Куляшовым Иваном Иванычем были рубщиками при прокладке просек. Начали от д.Токари, дошли до Рахмангулово. Выдали нам спецодежду: куртку и брюки, на ноги брезентовые ботинки. На неделю выдавали лапти. Мы еще ухитрялись экономить на лаптях, проплетали их резиновой полоской, чтобы на дольше хватило. Пришло 1 сентября 1943г. Большинство работающих школьников уволилось. Ушли, уехали на учебу. Мне пришлось работать до 1 ноября, пока не выпал снег. Таков был приказ мамы и просьба руководителя геологоразведки. Осень. Дождь. Слякоть. Я должен был водить комиссию с приборами – вариометром и потенциометром по той сетке, что проложили за лето. За то летнее и осеннее мученье - прививала радость. В конце октября по летним карточкам выдавали соль, сахар и комбикорм. А так - как и сестра, Маргарита работала, то у нас оказалось 2 карточки. Зиму мы прожили безбедно. В учебе мне конечно пришлось догонять, помогали мои друзья и желание учиться. В письмах отец обязательно наказывал – учиться. Как маме не было бы трудно, она нас всех четверых выучила. Правда, мама нас никогда не спрашивала об учебе, вся в работе. За то контроль был со стороны тетушки, маминой сестры. Она, как могла, опекала нас, помогала в приобретении одежды и обуви, следила за выполнением домашних заданий, делилась последним куском хлеба.

В 1944 году я закончил 7 классов. Зимой мы с Николаем Третьяковым пошли в поле, где был ток, место, где молотили снопы. Из мякины провеяли по несколько килограммов зерна. Принесли его домой, а есть его нельзя. Оно перемерзло и считалось отравленным. На наше счастье в сельпо такое зерно обменивали на съедобное. Его мы размолотили и дома пекли лепешки с травой, заготовленной летом. А весной у нас отказали ноги из-за того, что было много крапивы, а мы были босыми, ноги стали опухать. Лидия Ивановна, узнав о нашей беде, нас с Николаем прикрепила к школьной столовой. Экзамены сдали успешно и сразу на работу в колхоз. Вспоминаю, еще зимой мама с напарницей Ольгой Степановой на 4 лошадях привозили с поля сено. Ночью конюхи должны были напоить и накормить лошадей. Их было до 40 голов. Так мне по ночам приходилось вставать, идти на конный двор. Обычно я поил лошадей, доставал из колодца по 50 ведер воды. Ольга Степановна с сеновала в ясли раскладывала сено. На памяти один курьезный случай: напоив лошадей – обнаружил, что сена в яслях не прибавилось, поднимаюсь на сеновал, вижу Ольгу Степановну, стоящую, навалившись на черенок вил, спящую. Спит стоя. Поэтому знаю не понаслышке, как трудились женщины в годы войны, что они вынесли на своих плечах. И маме помогал без упрека. Из этого времени запомнился не очень приятный случай. Однажды приходил на конный двор, открываю конюшню. А там на полу спят 4 немца. Что могло прийти в голову 14 летнему пацану? Тревога! Бегу к бригадиру! Оказывается, в районе Сажино жили пленные немцы. Содержали МТФ, производили сметану, масло и отвозили на автомашине в город Красноуфимск. Сначала они были под конвоем, позднее все делали самостоятельно. В ту зимнюю ночь их застала пурга, машину они бросили в дороге. С разрешения бригадира на ночь устроились в конюшне.

Школьные годы, военные трудности вспоминаю, как нечто светлое, радостное. Еще со времени вступления в пионерскую организацию в 4 классе мы очень сдружились. Пионеры не только летом принимали участие в труде, но и зимой. Мы собирали золу по домам и баням; куриный помет. Брали в бригаде лошадь с бричкой и дружно, весь отряд участвовал в сборе. А когда о нас напечатали заметку в газете «Голос колхозника» гордости было через край, а усердие удвоилось. В 6-7 классах пионеры участники военных кружков, соревнований, частых пионерских сборов был учрежден сбор по цепочке. По сигналу или по просьбе вожатой мы могли за 20 минут собраться в школе. Нас всегда поддерживали родители и взрослые, оценивая нашу активность, добрые товарищеские отношения. Особенно ценили пионеров за Тимуровскую работу, за помощь семьям участников войны: пилили и складывали дрова, носили старикам воду с родников. Были случаи – нянчились с малышами. Доверяли. А взрослое население трудилось на совесть под лозунгом: «Все для фронта. Все для Победы». Все взрослое трудоспособное население подписывалось на госзаем, вносили свои скромные средства на покупку самолетов, танков и другого оружия.

В годы войны в колхозе основная рабочая сила – женщины, подростки и редкие мужчины пожилого возраста. Трудились не на страх, а на совесть по 12 часов в сутки. Летом – весь световой день. Был я помощником у Чухарева Ефима – 68 летнего колхозника. В сенокос он на косилке работал с раннего утра до позднего вечера. Было у него 4 лошади. Сменяя их, он выполнял в день по 2 нормы. Я же ухаживал за отдыхающими лошадьми: поил, кормил. В перерыве крутил точило, а Ефим точил серпы. Начиналась уборка хлебов в августе. Ефим пересаживался на самосброску, косил хлеба. Я был у него помощником. К паре лошадей еще припрягали одну впереди. Верхом на лошади в жару и ненастье – работа для мальчишки утомительная. К вечеру ноги затекали от верховой езды. И всё-таки не смотря на усталость – люди трудились, веря в победу нашей армии и нашего народа. Если в бой бойцы шли с возгласом: «За Родину! За Сталина!», в тылу тоже был свой лозунг: «Все для фронта! Все для победы!». Советский народ верил в мудрость Сталина, доверял руководству страны! Хотя наша семья и семьи других попали под репрессии, мы же верили, что это политика геноцида Сталина. Все думали, что это происки местной власти.

И все же! Как не помнить босоногое детство! Мы старательно учились в школе. Бесплатное обучение! Сдавали нормы БГТО и ГТО, учились стрелять, сдавали нормы УОВС, готовились к службе в советской армии. В свободное время играли в бабки, гоняли чижика, играли в футбол и городки. Ездили с друзьями в ночное на своих прикрепленных лошадках, ухаживали за ними и трудились на них. Вспоминаю не очень приятный случай. За мной была закреплена лошадь по кличке «Земляничка». Она и масти была похожа на спелую ягоду земляники. Однажды мы собрались с друзьями в ночное. Конюжил Кустов Иван Ильич. Вывели с конного двора лошадей. Иван Ильич на «Сайге» впереди, мы группой – позади табуна. Подъезжая к полю, лошади помчались галопом.

Моя Земляничка бегала только рысью. Не захотелось и мне отставать, и погнал ее галопом. Но после нескольких шагов моя Земляничка запнулась и упала на колени. Я кубарем перелетел через голову лошади, ударился о землю спиной и головой. Видимо потерял сознание. Очнулся от того, что по лицу текла влага. Открываю глаза, а это моя дорогая Земляничка меня облизывает меня своим языком. Не бросила меня в беде, видимо чувствуя свою вину. Кое-как взобрался на ее спину и только шагом повел ее дальше. Друзья спрашивали, где я так долго задержался. Объяснил. Они уже спутали своих лошадей, развели костер, а у меня ещё гудела голова. Весь вечер друзья ухаживали за мной: из костра достали печенки (картофель), почистили; у кого-то нашлась бутылка с чаем. Я же снял с лошади уздечку и, не путая, отпустил в поле. Завернулся в фуфайку и всю ночь продремал у костра. Моя же Земляничка всю ночь паслась возле костра, хотя другие лошади разбрелись по полю. Как после этого не любить такую умную животину. Помогая маме в работе, я обязательно насыпал Земляничке в кормушку овса, чистил гриву и шерсть. И она в работе никогда не подводила меня.

В декабре 1941 года наши войска нанесли немцам удар под Москвой, этот удар был столь ощутим, что похоронили миф о непобедимости фашистов. В последующих боях, особенно после Сталинградской битвы наступил перелом. Наши войска стали освобождать города и села, оккупированные немцами. Засветилась надежда Победы. Советский народ и армия были в едином порыве – изгнать врага с нашей территории. Немцы ещё пытались сопротивляться. Но в боях была снята блокада Ленинграда, разгромили немецкие танковые войска под Орлом и Курском. Теперь уже была уверенность в нашей Победе. Конечно, домой шли похоронки, возвращались раненые с фронта и госпиталей. Но была уверенность в том, что враг будет разбит. Победа будет за нами.

День ПОБЕДЫ 9 Мая 1945 года очень памятен. Утром в общежитие преподаватель литературы, всех поднял возгласом: «Победа!». Радости, восторга было! Помню, взял цветной мел и на стенах под потолком написал: «Ура! Победа!». Позднее сам удивлялся, как мог влезть на такую высоту, да ещё писать?!

После уборки урожая 6-7 ноября был в колхозе праздник. На нем награждали тружеников за ударную работу в годы войны. Многие получили медаль: «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», в том числе медаль вручили мне с мамой.

Сравнивая военное и довоенное, послевоенное время, заметил: довоенное время было светлым, беззаботным. Видимо сказывался возраст. Хотя груз репрессии был тоже налицо. Военное время: тяжелое, голодное, холодное, трудное. Это и учеба, труд. Тревога за отца, за родных, воевавших на фронте».

Просмотров работы: 90