История Палаузской церкви Рождества Пресвятой Богородицы

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История Палаузской церкви Рождества Пресвятой Богородицы

Момотова Ю.В. 1
1Визингский филиал ГАУДО РК "РЦДО"
Пяткова Н.Г. 1
1Визингский филиал ГАУДО РК "РЦДО"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Распространение христианства в Коми сопровождалось строительством храмов. Значение православного храма очень разнообразно. Это, прежде всего, Божий дом, где возносится молитва. Храм – это и памятник архитектуры.

Поездив с детским объединением «Ордым» по Сысольскому и южным районам Республики Коми, мы увидели и посетили много церквей. Все церкви построены в центре села, на возвышенности. В нашем районе есть действующие церкви: в селе Куниб – церковь Иконы Божией Матери Владимирской (2011) , селе Межадор - церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (2014), селе Куратово – церковь Ионна Предтечи (2011-2015), в селе Визинга – церковь Троицы Живоначальной (1824), селе Чухлом - церковь Воздвижения Креста Господня (1863).В 2017 году была построена часовня Николая Чудотворца в селе Чукаиб . Остаются невосстановленными церкви в селе Пыелдино- церковь Николая Чудотворца (1847-1850), в селе Палауз – церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1850-1875), в селе Вотча – самая первая каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы(1829-1841). Хотя они и заброшены, разрушены, но существуют, оберегаются жителями и государством. Именно одной из таких церквей посвящена моя работа - Церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Палауз.

Проблема: необходимость в восстановлении истории церкви.

Актуальность данной работы выражается в том, что каждому культурному человеку важно знать историю своего края, изучать духовные и исторические корни.

Цель работы: изучить историческое прошлое Палаузской церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Задачи:

Найти сведения о возникновении и строительстве церкви из источников и литературы.

Опросить жителей села Палауз.

Проанализировать отношение населения к церкви, как достопримечательности села.

Систематизировать и обобщить полученный материал.

Новизна работы выражается в том, что предметом исследования избрана малоизученная тема.

В ходе работы были использованы следующие методы: экспедиция, опрос в форме интервьюирования, сбор и анализ источников информации, обобщение, классификация, подбор фотоматериалов.

При написании работы была изучена литература по данной теме, статьи из районной газеты «Маяк Сысолы», интернет-ресурсы.

Источниками послужили воспоминания старожилов села, доклад Вагнер Раисы Ивановны.

Объект исследования: хроника событий, связанных с церковью.

Предмет исследования: церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Палауз.

Гипотеза:  я предполагаю, что исторические события повлияли как на рождение, так и на закрытие церкви.

Практическая значимость: данный материал можно использовать на уроках изобразительного творчества, истории, мировой художественной культуры. Также мы передадим материал в администрацию сельского поселения Палауз и музей истории и культуры Сысольского района.

История возрождения села и храма.

Село Палауз расположено на левом берегу реки Сысола. Коми Палаззя – заимствование из русского палауз - «место с сенником» [1,120] Второе значение слова Палауз от слов пала узь «паськыд дора (полеа) шляпа» в переводе на русский «с широкими полями шляпа» [5,119].

Впервые упомянут в дозорной книге 1608 года. В ней сказано: «Починок Палауз стал ново на лесу после Ивана Огарева». (И.Огарев проводил предшествовавшую перепись 1586 года). В селении насчитывалось 4 двора, фамилии их жителей не названы. Поскольку Палауз был включен в состав Пыелдинской волости, то его основателями, вероятно, являлись переселенцы из других поселений этой волости.

Население Палауза быстро выросло. В 1646 году здесь насчитывалось 22 двора. Еще три двора были пусты – их жители умерли от голода во время тяжелейших неурожаев конца 1630-х – начало 1640-х годов или, спасаясь от смерти, бежали в более «хлеборобные» места на Вятку. В 1678 году число дворов возросло до 36. В начале XVIII столетия Палауз стал отдельной волостью. В дальнейшем рост населения замедлился. Более того, в конце XIX века в селе имелось всего 13 дворов, где проживало 88 человек.

Самая древняя фамилия в Палаузе – Богданов. К числу старинных фамилий палаузцев принадлежат, появившиеся в конце XVII–началеXVIIIстолетий Истомин, Шишкин, Кузнецов, Попов и ряд других. В 1916 году в состав Палаузской волости входили 7 населенных пунктов: село Палаузское и деревни Подгорье, Кичдьяшорская, Ярковская, Вознесенская, Большая, Верхний конец. Всего в них насчитывалось 183 двора,981 житель.В 1930 году в Палаузе имелись фельдшерско-акушерский пункт, школа, изба-читальня, пароходная стоянка, потребительское общество, участок милиции, крестьянский комитет общественной взаимопомощи; сельсовет находился в деревне Большая [6,177]

____________________________________________________________________________

1. Афанасьев А.П.Топонимия Республики Коми. Словарь-справочник. – Сыктывкар: Коми книжное издательство,1996. - 208с.

5. Туркин А.И. Кöнi тэ олан? – Сыктывкар: Коми книжное издательство,1977.- 132с.

6. Жеребцов И.Л. Где ты живешь: Населенные пункты Республики Коми. Историко-демографический справочник. – Сыктывкар: Коми книжное издательство,1994.-272с.

Первая церковь в Палаузе, согласно челобитной Палаузских крестьян архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону, и документам, содержащимся в летописи церкви Рождества Пресвятой Богородицы, была построена в период 1664 и 1670 гг. Дальнее расстояние Палаузского селения от соседних приходов Пыелдинского и Гагшорского, неудобство путей сообщения заставило местных крестьян обратиться к епархиальному начальству с просьбой открыть свой приход и построить церковь, которая, согласно летописи и была открытанесмотря на малое количество дворов жителей.

Деревянная церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери простояла в Палаузе до 1762 г. Она была разобрана «в связи с ветхостью» после окончания строительства предшественницы ныне существующего храма – деревянной однопрестольной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которая представляла собой небольшую клетскую церковь (15,5х 5,3 м) с пятистенным алтарем и колокольней типа восьмерки на четверике высотой 10,5 м.

В связи с обветшанием второй по времени возведения Палаузской церкви в 1850 г. По благословению Евлампия, епископа Вологодского, по утвержденному им плану и фасаду началось строительство каменной одноэтажной трехпрестольной церкви с холодным храмом во имя Рождества Пресвятой Богородицы (освящен 17 июля 1879 г.) в восточной половине и двумя теплыми приделами в западной половине (трапезе): по правую руку – во имя святителя Василия Великого (освящен 7 октября 1863 г.), по левую руку – во имя Фомы Амафунтского (освящен 18 июля 1870 г.)

В январе 1884 г. При церкви была открыта церковно-приходская школа.В 1888 г. Силами прихожан вокруг церкви была поставлена деревянная ограда.[3,33]

Описание церкви Рождества Пресвятой Богордицы.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы располагается в восточной части села на возвышенном участке в 450 м к югу от шоссе. С восточной и южной стороны на расстоянии 20-30 м. от церкви – жилая застройка села, с северной стороны – пашня.

Церковь одноэтажная, трехчастная (храм, трапезная, колокольня), прямоугольная в плане с апсидой полуциркульного очертания. ____________________________________________________________________________

Павлюшин С.Е., Крутиков А.В.. Недвижимое историко-культурное наследие Республики Коми. Красная книга. – Сыктывкар: Седьмая печать, 2007.- 96 с.

В венчающем храм пятиглавии центральная глава покоится на цилиндрическом световом барабане с вытянутыми прямоугольными окнами. Барабан орнаментирован в верхней части рядами плинтовых обломов и аркатурным фризом по окружности цилиндра. Боковые главы с восьмериковыми глухими барабанами сооружены по углам скатов четырехскатной крыши, покрытой двумя рядами теса и кровельным железом. Главы луковичные, увенчанные четырехконечными железными крестами на полумесяцах («цатах»).

На северном и южном фасадах храма имеется по три оси световых проемов. Центральная ось с арочным порталом (на северном фасаде – портал ложный) и окно второго света заключены в высокую трехлопастную нишу с килевидным завершением. Окна верхнего света круглые.

Углы храма декорированы огибающими лопаткам, обработанными под руст. В завершении храма – фриз из ширинок и карниз простого профиля. Апсида с пятью окнами (два из них ложные), трапезная с тремя окнами на каждом фасаде и нижний ярус колокольни одной высоты.Окна апсиды, трапезной и нижнего яруса колокольни – высокие арочные, без отделки. Сохранились оконные решетки с крещатым рисунком звеньев.

Алтарь перекрыт конхой. Помещение алтаря объединено с основным объемом храма при помощи подпружной арки. Храм отделен от трапезной стеной с арочным проемом. На восточной стене трапезной по обе стороны от арочного проема расположены экседры, исполняющие роль алтарных ниш. В северной части западной стены трапезной расположена арочная ниша, где находилась голландская печь.

Свод притвора – крестовый. В северной стене притвора – узкий проем ведет к кирпичной лестнице на колокольню. Рядом – глубокий арочный проем – вход в северную хозяйственную палатку. Южная палатка соединена с трапезной, и с притвором. Свод в палатке лотковый.

Здание церкви кирпичное, оштукатуренное снаружи и внутри. Кладка верстовая.

Традиционное по объему здание с выразительным декором в русском стиле.[3,34]

_____________________________________________________________________________

3.Павлюшин С.Е., Крутиков А.В.. Недвижимое историко-культурное наследие Республики Коми. Красная книга. – Сыктывкар: Седьмая печать, 2007.- 96 с.

По документальной повести А.Панюкова мы делаем вывод, что в церкви имелись «Описи церковного имущества», «Приходо-расходная книга, «Копии метрических книг», «Поведальные ведомости об имуществе с 1780 года», «Обысковая книга с 1881 года», «Церковная летопись». В приходе церкви 144 дома, прихожан 489 мужчин и 487 женщин. Имеется усадебная земля. Дома у настоятеля и псаломщика казенные. Дом у первого подарен в казну обществом, построен в 1882 году, а дом второго построен 1865 году. На содержание причта положено жалование 144 рубля с вычетом двух процентов. В течение года в братскую кружку получено 90 рублей.[4, 2]

Приведем опись церковного имущества: Св.алтаре: «Одежды на престол и жертвенник кроме нижней; Св.Сосуды, как то: потир, дискос, звездица, лжица и два блюдца антидорные оловянные, ковчег для хранения Св.Даров деревянный, Евангелие напрестольное, печатанное в Москве в 1677 году, Евангелисты медные /вероятно сие Евангелие не первое в церкви, ибо как известно, церковь уже существовала до 1672 года/, крест напрестольный деревянный. Иконы во Св.алтаре: образ Пресвятой Богородицы запрестольный /какого названия в описи не сказано/. Крест с изображением распятия Господня деревянный. Иконостас в два яруса, Царские врата деревянные, простые без резьбы, с изображением Благовещения Пресвятой Богородицы и Евангелистов; местные образа по правую сторону царских врат: образ Господа Вседержателя, Икона Божией Матери Владимирской, венец и гривна на ней басмяные золоченые, по полям оклад серебряный золоченый, образ Василия Великого, венец и гривна басмяные, образ Николая Чудотворца, Тихона Епископа Амафунтского; по левую сторону царских врат: образ Божией Матери Одигитрия; на пономарских вратах образ Архидиакона Стефана, образ Воскресения Христова, с двунадесятыми праздниками по краям. Во втором ярусе иконостаса иконы Св.Апостолов. Хоругвь одна, с изображением нерукотворного образа Христа Спасителя. Лампады пред местными иконами из белого железа. В трапезной: образ Спасителя нерукотворный; в притворе церковном образ Божией Матери Владимирской; кадило и укропник медные; венцы для брачующихся деревянные; чаща для освящения воды и купель для крещения младенцев деревянная; из одежд священнических были только следующие: одна риза и один подризник бумажные, одна риза крашенинная и один подризник полотняной.

___________________________________________________________________________

4. Панюков А. Палаузская Пресвятой Богородицы.// Маяк Сысолы. – 1992 – с.4.

Колоколов на колокольне было только два; один весу 1 пуд 10 фунт, второй 30 фунт. На покупку первого колокола в архиве найдена запись, из которой видно, что он куплен в 1695 году приходским крестьянином Фролком Степановым Шишкиным за семь рублей».[8] 

Чудотворных икон, или других каких-либо вещей церковных замечательных своей древностью, или чем-либо другим в Палаузской церкви нет; церковная библиотека очень бедна, в ней кроме Богослужебных книг и нескольких экземпляров поучений церковных разных авторов, ничего замечательного нет. 


3. Часовни и кладбища при церкви.

В Палаузском приходе находятся пять часовен, а именно: первая в деревне Верхнего Конца, в честь Архистратига Михаила и Святого Николая Мирликийского Чудотворца;

вторая деревне Большой, в честь Владимирской Божией Матери и Святого Иоанна Юродивого Устюжского Чудотворца; третья в деревне Ярковской, в честь Преображения Господня и Святого Великомученика Георгия; четвертая в деревне Кизьяшерской;

пятая в Гагшор в честь Святого Великомученика Димитрия Мироточивого и Святого Священномученика Власия Епископа Севастийского.

Все означенные часовни довольно ветхи, самой простой архитектуры, так что от амбаров или кладовых отличаются только поставленным на них восьмиконечным деревянным крестом, небольшими окнами по одному на правой и левой сторонах и небольшою при входе галереею. Поводом к постройке часовен была склонность зырянского народа к праздникам, как случаю повеселиться. 
Умершие в Палаузском приходе до начала нынешнего столетия хоронились при самой церкви, а с первой половины нынешнего столетия, вероятно вследствие какого-либо начальственного распоряжения, кладбище отодвинуто на восток от церкви в полуверсте, где умершие погребаются и по настоящее время. Кладбище никогда и ничем не было огорожено и только для обозначения поставлен на середине деревянный восьмиконечный крест на деревянном рундуке, лиц замечательных чем-либо в числе погребенных нет. [9]

______________________________________________________________________________

8. Национальный Архив Республики Коми Ф-230,оп.-1,ед.хр.-196, с1-10.

9. Летопись Палаузской Богородской церкви [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://s-sokolov.ru/temples/palauz_letopis.php. Дата обращения 09.11.2018.

4. Священнослужители палаузской церкви.

В каком составе был штат Священноцерковнослужителей при Палаузской Богородской церкви в начале открытия прихода неизвестно; но с 1722 года по штату положено быть при церкви Священнику, Дьячку и Пономарю, штат же оставался без изменения до 1854 года. В 1854 году при новых изменениях церковных штатов, по случаю назначения причтам жалования, при церкви положено быть одному священнику с причетником. 
Священноцерковнослужители Палаузской Богородской церкви до 1854 года исключительно находились на попечении прихожан, на содержание их было дано прихожанами пахотной и сенокосной земли до 14 десятин. Положено было также давать руги зерном до 7 четвертей. Положение руги до 1864 года было добровольное без всяких актов со стороны прихожан. В 1864 году на сбор руги прихожане обязались письменным актом, по которому положено собирать руги по 30 фунтов с каждой ревизской души в приходе. К содержанию, получаемому от прихожан, с 1854 года положено от Правительства штатное жалование на причт 96 руб. в год. 
Список Священников Палаузской Богородской церкви 
1. Никонор Федоров (происхождение его и фамилия неизвестна), он упоминается в актах между 1671 и 1685 годами. 
2. Иван Федоров Попов, вероятно брат бывшего священника; фамилия его указывает на происхождение из духовного звания; ибо в древности дети священников часто присваивали вместо родовой своей фамилии название Поповых (т.е. детей), он упоминается между годами 1695 и 1746-м. 
3. Спиридон Иванов Кокшаров, сын священника Ивана Федорова Попова, с 1720 по 1750 год был Пономарем, а с 1750 по 1764 год – Священником. В его бытность освящена вторая деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. С.И. Кокшаров в свободное от пастырских обязанностей время занимался кузнечным мастерством и имел свою кузницу. 
4. Иван Савин Кокшаров, сын дьячка, сам ранее проходил должность сначала дьячка, а потом с 1760 года – пономаря. 11 февраля 1770 года произведен в Священника. С 3 апреля 1777 года был поповским духовником над церквями Пыелдинской Николаевской и Чукаибской Николаевской. 
5. Алексей Степанов Кокшаров, сын дьячка, с 1785 года был Пономарем. В 1798 году произведен в Священника.
6. Николай Дмитриев Распутин, сын Пономаря Ужгинской Афанасьевской церкви, проходил должность сначала Пономаря, а потом дьячка при той же церкви, в 1811 году произведен в Священника. 
7. Иван Петров Куратов, Киберской Спасской церкви Пономарский сын, с 1806 года по 1815 год был Пономарем при сей церкви, а с сего времени по 1831 год Священником В 1831 году за дурное поведение лишен сана и послан в Енисейскую Губернию на поселение. 
8. Иоанн Стефанов Заварин, уроженец Устюжского уезда Теплогорской Богородской церкви сын священника, обучался в Устюжской семинарии в Риторическом классе, с 1814 года по 1816 находился Пономарем при той Богородской церкви. С 1816 по 1826 год был Диаконом в Устюжском уезде при Орловской Успенской церкви. В 1826 году произведен в Священника к Утмановской Архангельской церкви Никольского уезда, в том же году был определен поповским духовником. В 1832 году переведен в Грязовецкий уезд к Шуйской Богородской церкви. В 1833 году переведен в Палаузскую церковь, а в 1865 году по старости лет и по своему желанию уволен в заштат. В память войны 1853-1856 годов награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте. При нем положено основание каменной церкви и освящен в оной теплый придел во имя Святого Василия Великого. При нем церковь украшена церковною утварью и ризницею. 
9. Федор Иванов Соколов, уроженец Сольвычегодского уезда, Верхолальской Архангельской церкви Священнический сын. По окончании курса Семинарии в 1865 году произведен в Священника к сей церкви, а в 1867 году переведен к Киберской Спасской церкви сего уезда. 
10. Константин Александр Попов, сын дьякона Пажгинской Благовещенской церкви. По окончании Семинарского курса в 1858 году произведен в Священника к Киберской Спасской церкви, а в 1867 году переведен в палаузскую церковь. 
Список Причетников: 
Какие были причетники в Палаузском приходе с открытия прихода до начала 18 столетия, сведений не найдено, а с 1714 года причетниками при Палаузской Богородской церкви были следующие лица: 
1. Дьячек Сава Иванов Кокшаров, сын Священника Ивана Федорова Попова, упоминается между годами 1714 и 1735. В 1735 году, он неизвестно по какому случаю, был уволен от должности, а занимался писарем в своем обществе. 
2. Спиридон Иванов Кокшаров, брат дьячка Савы Кокшарова, был в должности Пономаря с 1720 года по 1750 год, в этом году произведен в Священника этой церкви. 
3. Иван Савин Кокшаров, сын дьячка Савы Кокшарова, он по увольнении отца своего от должности исправлял его должность до 1760 года, с сего времени до 1770 года был Пономарем при сей церкви, а в 1770-м году произведен в Священника. 
4. Дьячек Стефан Спиридонов Кокшаров, сын Священника Спиридона Кокшарова. Он с 1750 года по 1760 год был Пономарем, а с сего времени по 1797 год дьячком. В 1797 году из-за болезни и старости лет уволен в заштат. 
5. Пономарь Федор Парамонов Кокшаров, сын Священника Койгородской Спасской церкви. Он определен на должность в 1772 году, а в 1783 году переведен на дьяческую должность на свою родину к Койгородской Спасской церкви. 
6. Пономарь Алексей Стефанов Кокшаров, сын дьячка Стефана Кокшарова, определен на место в 1785 году, а в 1798 году, произведен к сей церкви в Священника. 
7. Дьячок Василий Стефанов Кокшаров, брат Пономаря Алексея Кокшарова, в 1794 году был определен в помощь отцу своему на исправление дьяческой должности, а в 1797 году определен настоящим дьячком. 
8. Пономарь Иван Петров Куратов, находился Пономарем при церкви с 1806 года по 1815 год и в сем году произведен в Священника к сей церкви. 
9. Пономарь Иван Онисимов Попов, Пыелдинской Николаевской церкви Священнический сын, определен на место в 1817 году; а в 1824 году произведен в Священника к Гривенской Георгиевской церкви. 
10. Пономарь Николай Васильев Кокшаров, сын дьячка Василия Степанова Кокшарова. С 1825 года по 1828 год исправлял должность Пономаря, а с 1828 по 1842 год был настоящим Пономарем. В 1842 году произведен в диакона к Пыелдинской Николаевской церкви, а в1858 году уволен в заштат. 
11. Дьячок Александр Иванов Куратов, сын Священника Ивана Петрова Куратова, определен на место в 1837 году, а в 1842 году произведен в Диакона к Койгородской Спасской церкви. 
12. Дьячок Константин Иванов Заварин, сын Священника Иоанна Заварина, определен на место в 1842 году, в 1846 году переведен был на Пономарское место к Порубской Преображенской церкви. В 1853 году переведен к КойгородскойСпасской церкви на Пономарское же место, а в 1865 году уволен взаштат. 
13. Дьячок Алексей Иванов Заварин, брат дьячка Константина Заварина, в 1844 году определен на дьяческое место к Чукаибской Николаевской церкви. В 1846 году переведен в Палаузскую церквь, на дьяческое место, а в 1867 году переведен к дьяческое же место к Пажгинской Благовещенской церкви. 
14. Пономарь Алексей Иванов Куратов, сын Священника Ивана Петрова Куратова, в 1835 году был определен в Пономаря к Ужгинской Афанасьевской церкви, в Палаузскую церковь переведен в 1842 году, а в 1854 году переименован в дьячка.[8]

_______________________________________________________________________________

8.Национальный архив Республики Коми Ф-230,оп.-1,ед.хр.-196, с1-10.

Более подробно расскажем о некоторых священнослужителях. Священником служил 52-летний Александр Клочков, рукоположенный в 1859-ом. Школу при церкви открыли 9 января 1884 года. Закон Божий и другие предметы преподавал сам батюшка, окончивший курс Вологодской духовной семинарии. Учителем пения был дьякон Александр Попов. Как знаток и любитель музыки обучением он занимался усердно. В школе учились 25 мальчиков. Обучали четыре года. Уроки шли каждый день по три часа, кроме воскресенья.
И священника, и дьякона представили к премиям из средств Святейшего Синода. В том же приходе в деревне Большой Палауз стараниями батюшки в доме сельского управления открыли крестьянскую школу грамоты. 14 мальчиков и одну девочку с 9 до 13 часов учили читать по церковной и гражданской печати, писать, считать, а также 10-ти общеупотребляемым молитвам.

Из воспоминаний Ивана Колипова «Мне было девять лет. Помню старого священника Клочкова. Его парализовало, и он не мог ходить. На службу его выносили между двумя послушниками. Потом он умер. Захоронили его прямо возле церкви. У него был пять дочерей, все они заболели чахоткой и рано умерли. Похоронили их на сельском кладбище и возле их могилы посадили тополь, который до сих пор там растет» [2,3]

В летописи Палаузской церкви написано, что с 1806 по 1831 год служил Иван Петрович Куратов. Он родился в селе Кибра в 1788 году в семье пономаря Петра Пантелеймоновича Куратова. Его младший брат – Алексей Петрович Куратов – это отец основателя коми литературы Ивана Алексеевича Куратова. Ивана Петровича Куратова в 18 лет направили в Палаузскую церковь. С 1806 года по 1815 год был пономарем при церкви, а с 1815 по 1831 год священником. В 1831 году за «дурное» поведение лишен сана и послан в Енисейскую Губернию на поселение.  В Палаузе у него осталось 8 детей.

Старший сын Алексей Иванович долго служил пономарем. А его старший сын Александр (1838 года рождения) учился в Яренске в духовном училище вместе с Иваном Куратовым. [2, 4]

_____________________________________________________________________________

2. Вагнер Р.И. Палаззя вичко история. Доклад. – Сыктывкар: Юралысь бердысь искусство гимназия, 1999.-6с.

Разрушение храма.

23 января 1918 года был опубликован Декрет Советского Правительства об отделении Церкви от государства и школы, получивший название «Закон о свободе и совести». Он декларировал принципы невмешательства государства во внутренние дела Церкви и невмешательства Церкви в управление государством. Принцип отделения Церкви от государства и школы был закреплен Конституцией РСФСР 1918 года. С 1929 года началась массовая кампания по подготовке общественного мнения о закрытии храмов. К Церкви стали относиться как к контрреволюционной силе, оказывающей существенное влияние на сознание масс.

В стране началось массовое снятие колоколов с храмов и передача их в Фонд индустриализации. Постепенно многие Церкви стали закрываться, другие бездействовали.

Палаузскую церковь рождества Пресвятой Богородицы закрыли в 1927 году. Из воспоминаний Феклы Васильевны Трифоновой: « Звон церковных колоколов был слышен до Тыбью. Это 16 км от села. Один колокол увезли на переплавку для пуль, другой утопили, одну оставили для пожарной каланчи, одну увезли в Кажымскую церковь. Иконы забрали жители села, а все что осталось, разбили…»

Воспоминания жителей села Палауз.

Мы сделали опрос местного населения, предложив 20 жителям села Палауз ответить на следующие вопросы:

- Знаете ли Вы историю церкви?
- Как Вы относитесь к тому, чтобы церковь восстановили?

- Приняли бы Вы сами участие в восстановлении церкви?

- Как Вы считаете, изменилось ли отношение молодежи к Русской Православной церкви за последние несколько лет? Если да, то отношение стало лучше или хуже? (Приложение 2)

Четверо жителей нам рассказали свои воспоминания об истории церкви. Остальные историю не знают. Практически все (15) желали бы восстановить церковь и готовы принять участие в восстановлении храма. Половина (11) опрашиваемых считают, что отношение молодежи к церкви улучшилось. Причем следует отметить, что положительно отвечали в основном женщины. Мужчины более сдержанны в своих высказываниях об отношении к Православной церкви.

Организовать опрос населения мне помогала Попова Людмила Егоровна. Она долгое время работала в сельском совете села, и хорошо знает местных жителей.

Из воспоминаний Людмилы Егоровны Поповой (1961 г.р.):

«Церковь наша очень красивая была. Белая, словно облака, виднелась она издалека. Спускаясь на плотах по реке Сысола, виднелись купола и верхняя часть церкви. Даже стоя возле церкви в Пыелдино, Палаузская церковь была, как на ладони.
Моя бабушка, Анисья Евгеньевна Яркова, принимала участие в строительстве церкви. Вместо того, чтобы где-то гулять, она с подругами носила кирпичи. Когда разрушали церковь, Анисья Евгеньевна припрятала икону Пресвятой Богородицы. От нее передалась мне эта икона. Все эти годы я ее хранила и оберегала»

Людмила Егоровна показала нам эту икону. Это икона Божей Матери «Знамение». Образ «Знамение» принадлежит к числу самых первых в иконографии Богородицы. Царица небесная изображается по пояс с поднятыми в молитве руками. На ее груди - сфера, с которой смотрит благословляющий нас Божественный младенец Спас-Эммануил. Иконы, известные под таким именем, появились на Руси в XII веке. Свое название они получили после знамения, случившегося в Новгороде 27 ноября (10 декабря, день празднования иконы) 1170 года, когда Богоматерь явилась новгородскому воинству.

Вспоминает Шарапова Нина Егоровна (1940 г.р.) «Внешняя сторона церкви никак

не сравнится с внутренней. Потолок был выкрашен в лазурный цвет и смотришь в потолок, будто в небеса.
Возле церкви стоял поповский дом. Там было шесть просторных комнат. Вокруг поповского дома росли тополя. Так и на Тихоновском кладбище на месте захоронения Тихона стоит большой тополь. Говорили, что Тихон их посадил, и имели они какое-то значение, но я уже не помню.
Я живу возле церкви и особого ничего такого не слышала, только что колокол украли - беда. Вернуть было бы неплохо, отреставрировать».

Яркова Галина Николаевна (1946 г.р.) вспоминает: « Церковь была белая, красивая. Стоя возле церкви у меня было ощущение небес и святости. У церкви крыша и купола были красного, золотистого цвета. К сожалению, при моем взрослении уже не велись службы. При мне изнутри церковь представляла собой склад, куда привозили продукты с Сыктывкара баржами.

Я всегда верила в Бога, и мне хотелось служить Богу. В клубах на собраниях выступали против веры в Бога. От церкви мне достался самовар(50 литров) латунный. Потом я его отдала в Дом культуры, а там его украли».

Заключение.

На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события повлияли как на рождение, так и на закрытие церкви. Таким образом, гипотеза моя подтвердилась.

Когда в селе есть Храм, у жителей есть вера в будущее. Храм – символ мира, добра, дружбы, любви, взаимопонимания. Пройдут годы, но село, где есть храм, будет жить. Для возрождения духовности необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа, бережно относились к вере своих предков.

Практическая значимость собранного материала состоит в том, что им могут пользоваться все ученики нашей школы, жители села Палауз, желающие знать духовные корни своего народа. Я планирую с данными материалами выступить на школьной и районной конференциях. Еще больше людей услышат и узнают историю Церкви Пресвятой Богородицы.

Таким образом, цель моя достигнута. Изучена история Палаузской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и опрошены жители села Палауз. У каждого из них свое отношение к церкви, к ее истории. Большинство из них желают восстановления храма. И пока есть такие люди, мир будет преобразовываться не только в духовном и религиозном плане, но и в целом.

И закончить я бы хотела словами писателя Ивана Торопова: « И тут на левом берегу показалось большое село Палауз, с красивой белой церковью на холме. Восходящее солнце яростно било из всех окон, обращенных к реке, и казалось, что этим утренним буйством света мир приветствует меня, счастливо выбравшегося из мрака ночи…».

Коркö воліныд-ö тi Палаззя сиктö ?

Вочлiныд-ö сы гöгöрыс кытш?

Мый медводдзын уськöдчывлö синмö?

Дертжö, шуад нинöм бурыс, куш.

А заводитчö ставыс Зудъя чойсянь,

Кор ылі муысь воиг аддзан друг

Джуджуд вичко уна нэма-вося,

Мый морöс пытшкыд ырсмуныштас тшук.

(Людмила Попова)

Литература.

Афанасьев А.П.Топонимия Республики Коми. Словарь-справочник. – Сыктывкар: Коми книжное издательство,1996. - 208с.

Вагнер Р.И. Палаззявичко история. Доклад. – Сыктывкар:Юралысьбердысь искусство гимназия, 1999.-6с.

Павлюшин С.Е., Крутиков А.В.. Недвижимое историко-культурное наследие Республики Коми. Красная книга. – Сыктывкар: Седьмая печать, 2007.- 96 с.

Панюков А. Палаузская Пресвятой Богородицы.// Маяк Сысолы. – 1992 – с.4.

Туркин А.И. Кöнi тэ олан? – Сыктывкар: Коми книжное издательство,1977.- 132с.

Жеребцов И.Л. Где ты живешь: Населенные пункты Республики Коми. Историко-демографический справочник. – Сыктывкар: Коми книжное издательство,1994.-272с.

Источники:

Воспоминания жителей села Палауз.

Материалы из национального архива Республики Коми Ф-230,оп.-1,ед.хр.-196, с 1-10.

Интернет-ресурсы:

Летопись Палаузской Богородской церкви [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://s-sokolov.ru/temples/palauz_letopis.php. Дата обращения 09.11.2018.

Православный интернет-портал/ Православная энциклопедия «Азбука веры» [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/

Приложение 1.

Глоссарий.

Абсида (апсида) – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный; перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался алтарь.

Алтарь (от лат. «altaara» – высокий жертвенник) – главная часть христианского храма в его восточной части. В православном храме отделяется алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол – возвышение для совершения главного христианского таинства – евхаристии. Алтарь створчатый – икона, состоящая из нескольких складывающихся досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих, полиптих).

Алтарная преграда – невысокая стенка или колоннада, отгораживающая алтарную часть храма в православных храмах (с IV века).

Аркатурный фриз – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или стенах внутренних помещений

Апси́да  — примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой).

Диа́кон — лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. Ниже их по чину иподиаконы. Диаконы помогают епископам и священникам в богослужении.

Дискос (греч. - круглое блюдо) - богослужебный сосуд, представляющий собой небольшое круглое металлическое блюдо с плоским широким краем, окаймляющим мелкое плоское дно;дно укреплено на невысокой, как правило, ножке, с небольшим яблоком, или утолщением, в середине, ножка переходит в широкую круглую подставку обычно меньших размеров, чем блюдо дискоса.

Заштат - выход клирика «заштат» означает, что по болезни или старости клирик (священник и диакон) не может больше служить и уходит «на покой». Понятие «заштат» можно бы заменить словом «уход на пенсию» по старости и болезни, если бы РПЦ МП платила пенсию старым и больным клирикам. Теперь возникает новое понимание термина «заштат»: уволенному «заштат» клирику не позволяют служить, а на практике он не сможет в своей епархии даже причащаться, как священник. 

Звезди́ца — предмет церковной утвари, представляющий собой две металлические крестообразно соединённые дуги. Символизирует Вифлеемскую звезду

Иконоста́с — алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стен храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон.

Кадило — один из символов Православного Богослужения. В металлическую кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев — ладан.

Конха – полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде раковины.

Лжица - предмет церковной утвари, специальная ложка, длинная ручка которой заканчивается крестом. Служит данная ложка для того чтобы подавать верующим причастие (освященные хлеб и вино) из потира (специальный сосуд в котором освящают вино для причастия).

Престо́л в православном храме  стол, находящийся в середине алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии.

Приде́л — либо специально выделенная часть основного здания храма, либо пристройка (обычно с южной или северной стороны) для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений..

Причт — в Русской православной церкви название группы лиц, служащей при каком-либо одном храме (приходе): как священнослужителей (священник и дьякон), так и церковнослужителей...

Подри́зник — богослужебное облачение священника и архиерея — род стихаря — длинная до пят одежда с узкими рукавами, белого или, реже, иных цветов, обычно шёлковая.

Поти́р — сосуд для христианского богослужения, применяемый при освящении вина и принятии Святого Причастия. Как правило, потир — глубокая чаша с длинной ножкой и круглым основанием, большим по диаметру.

Понома́рь — служитель православной Церкви, обязанный звонить в колокола, петь на клиросе и прислуживать при богослужении.

Портал (лат. porta — ворота) — главный вход большого архитектурного сооружения, обычно имеющий масштабное архитектурное обрамление с богатой орнаментацией.

Плинт -  обломы архитектурные; 2. нижняя часть базы колонны; 3. плоский кирпич, применявшийся в архитектурных сооружениях Византии, а также в древнерусском церковном зодчестве.

Притвор – западная часть православного храмов у входа, где по Уставу совершаются некоторые части богослужения и требы (обручение, лития и др.) Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии. Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведёт несколько ступеней.

Причетник — член причта церкви, иначе церковнослужитель; общее название всех клириков, за исключением священника и диакона: дьячков, чтецов, псаломщиков, пономарей и т. п. Их обязанность — чтение из богослужебных книг...

Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Ри́за — в православном храме покрывало на престоле, жертвеннике и аналоях, покровец на потире, а также верхняя часть священнического облачения (фелонь или казула). Ризы хранятся в специальных алтарных помещениях — ризницах.

Руст – тесаный камень, лицевая сторона которого оставлена грубо околотой. Рустовка подражает природной фактуре камня, создает впечатление особой прочности и тяжести стены.

Руга - это статья о платежах духовным лицам в Российской империи. Выплаты духовенству, «ружникам» в Русском государстве и Российской империи.

Свяще́нник (в литургическом смысле синоним слова иерей) — представитель духовенства, одной из ступеней христианской церковной иерархии, рукополагаемый на священнодействие (совершение таинств) соответственно его чину.

Происхождение слова собор берет от русского слово собрание. Как правило, это центральный храм городского поселения и монастыря.

Укропник - металлический церковный сосуд с крышкой для нагревания воды и сохранения ее температуры, используемый при совершении таинства причащения (евхаристии).

Слово Церковь пришло из Греции. Оно звучит, как Кириаке, и переводится — дом Господа. Верующие привыкли называть любое культовое сооружение церковью. В более широком понятии, церковь – община людей, составляющая костяк одного храма. Постоянные прихожане помогают вести службу, входят в состав хора, делают свечи и просвиры, убирают помещение, выбирают направление благотворительности.

Храм (от русских слов Хоромы и Храмина)– здание предназначается для богослужений и проведения обрядов. По назначению они делятся на приходские, соборные, домовые и кладбищенские. Все храмы должны иметь минимум три купола, каждый из которых имеет свой смысл. Центральный купол означает единство Бога, второй купол говорит о единстве божественной и человеческой природы Христа, три купола вместе напоминают о Святой Троице.

10.Православный интернет-портал/ Православная энциклопедия «Азбука веры» [электронный ресурс] - Режим доступа: https://azbyka.ru/

Приложение 2

Фотографии Церкви Рождества Пресвятой Богородицы, с. Палауз. 1850-1870 гг.

(фотография с фондов музея истории и культуры Сысольского района)

Фотография из книги Недвижимое историко-культурное наследие Республики Коми. Красная книга.Павлюшин С.Е., Крутиков А.В., стр.32.

Приложение 3

Челобитная о построении Палаузской церкви.

Копия документа из национального архива Республики Коми,

Ф-230,оп.-1,ед.хр.-196, с 1-10.

Приложение 4.

Страницы летописи Палаузской церкви.

(материал из национального музея Республики Коми)

Приложение 5.

Фотографии местных жителей.

Местное кладбище, виднеется тополь, где похоронена семья священнослужителя Александра Клочкова.

(Фотография предоставлена Поповой Л.Е.1967.)

На фотографии возле «Поповского дома» стоит Г.Н.Яркова и 2 дочери – Анджела и Вероника на фоне церкви.1975 г.

Поповский дом. (На фотографии Н.Г. Шарапова и ее муж)1973 г.

Фотография из семейного альбома Н.Г.Шараповой.

Поповский дом. (На фотографии муж Н.Г. Шараповой и 2 дочки).

Фотография из семейного альбома Н.Г.Шараповой.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. (На фотографии дочери Н.Г.Шараповой)

Фотография из семейного альбома Н.Г.Шараповой.

Икона Пресвятой Богородицы (фотография Момотовой Юлии). 2018 г.

Воспоминаниями делится Попова Л.Е. (Фотография Поповой Л.Е) 2018 г.

Молитва Пресвятой Богородице перед иконой «Знамение».

(Из книги Н.А. Ионина. «Православные святыни»)

В гостях у Шараповой Нины Егоровны (Фотография Момотовой Юлии) 2018 г.

Галина Николаевна Яркова. (Фотография Момотовой Юлии) 2018.

Просмотров работы: 378