Вступление
В нашей гимназии, где мы учимся, есть музей истории и краеведения, неоднократный участник и победитель многих конкурсов. Бессменным его руководителем 49 лет была Евгения Степановна Грузинова, Отличник народного просвещения, Почётный гражданин Солнечногорского района, награждена медалью «Непокоренные». Сейчас ей 88 лет, и вот уже два года, как она на пенсии. Скажем откровенно: до учёбы в 7 классе мы мало что знали о концлагерях, оккупации в годы Великой Отечественной войны. Да и в смысл этих слов особенно не вникали, потому что всё связанное с ними было таким далёким, давно ушедшим в историю. Но вот в прошлом учебном году в нашем музее состоялась встреча с Евгенией Степановной, где она рассказала о своём военном детстве. (Приложение №1)
Тогда для нас слова «концлагерь», «оккупация» приобрели значение безжалостной расправы фашистов над слабыми и беззащитными людьми. Их жестокость и бесчеловечность заставили нас задуматься над тем, что нёс в себе фашизм для человечества, а главное – для детей. Это и определило наше решение выполнить проектную работу по данной теме, для того чтобы и самим знать, и рассказать другим.
Цель работы: узнать о страшных испытаниях, выпавших на долю детей по вине бесчеловечной сущности фашизма в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
Собрать материал из книг и газетных статей в школьном музее, интернете по теме «Дети войны».
Найти документальный видеоматериал о детях войны, узниках фашистских концлагерей.
Собрать материал о наших сверстниках – солнечногорцах в годы Великой Отечественной войны.
Встретиться и побеседовать с жителями нашего города, детство которых выпало на годы войны.
Оказывать уважение и внимание участникам войны, трудового фронта, помнить о жертвах войны.
Предмет исследования: воспоминания бывших малолетних узников фашистских концлагерей и тех, кто оказался в оккупации.
Методы исследования: поиск информации в литературе и интернете, обработка и их систематизация, анализ, интервьюирование, беседа.
Фашистские концлагеря
Гитлеровская Германия наряду с планами политического и экономического порабощения Европы и всего мира ставила задачу физического уничтожения целых народов, в первую очередь славян. Ещё с 1933г. задолго до начала Второй мировой войны, Германия начала строить концлагеря в Европе, а затем на оккупированной территории Польши, Прибалтики, Белоруссии, в Смоленской, Брянской, Ростовской и других областях. Всего 23 основных и 2 тысячи филиалов. В них томилось 18 млн. человек, 11 млн. из них погибло. Это известные лагеря Дахау, Треблинк, Освенцим, Саласпилс и др. В лагере Саласпилс Латвии фашисты организовали фабрику детской крови. С 1942 по 1944 год через него прошло 12 тысяч детей, из которых выкачали 3, 5 тыс. литров крови. Мученической смертью погибло здесь более 4 тыс. детей. Такие лагеря были и в других городах. Фашисты применяли разные средства для уничтожения ни в чём не повинных людей, которые не относились к арийцам. Это были газовые камеры, расстрелы, повешение, сжигание живыми. Многих угоняли на рабский труд в Германию. И везде были дети. Так в Литве уничтожили 313 тыс. человек, в том числе 40 тысяч детей. В Белоруссии военнопленных и мирных жителей уничтожили 2 млн. 200 тыс., в РСФСР – около 1,7 млн. человек.
Саласпилс - самый страшный концлагерь фашистов, потому что фашисты подвергали детей страшным зверствам. «Так, зимой привезенных детей босыми и голыми гнали до барака полкилометра, где они должны были вымыться в ледяной воде. После этого тем же способом гнали детей в следующее здание, где их держали в холоде по 5-6 дней. При этом возраст старшего ребенка не достигал даже 12 лет. Все, кто выжил после этой процедуры, подвергались еще и травлению мышьяком. Детей грудного возраста держали отдельно, проводили им впрыскивания, от которых ребенок в мучениях погибал за несколько дней. Давали кофе и отравленные каши. От экспериментов в день умирало около 150 детей. Тела погибших выносились в больших корзинах и сжигались, сбрасывались в выгребные ямы или были закопаны недалеко от лагеря».1
Судьба детей в фашистских концлагерях.
Дети войны были лишены игр, школы, домашнего тепла, многие – родителей, всего того, что мы имеем сегодня. Мы встретились с несколькими из них, ныне жителями нашего района. (Приложение №2).Их воспоминания стали историей, которая рассказывает о том, что фашисты определили этим несчастным детям место жизни за колючей проволокой, на чужбине, без своих родителей. Фашисты могли их убивать, уничтожать, брать до последней капли кровь, травить собаками, уничтожать в душегубках.
Только в Солнечногорске проживало их более 300 человек. Они побывали в немецких концлагерях, работали батраками на немецких, польских, литовских, латвийских фермеров.
Сколько судеб, столько страшных историй
Сколько судеб, столько страшных историй открывает книга «Наши жизни – вам на память». Книга издана по воспоминаниям бывших малолетних узников фашистских концлагерей. Их истории были записаны учащимися-краеведами нашей гимназии в альбоме «Детство, опалённое войной». (Приложение №4)
И первой, о ком нам хочется рассказать, это о нашей Евгении Степановне Грузиновой. Войну она встретила девочкой 10 лет. Когда она рассказывала нам о страшных месяцах заключения в фашистском концлагере в г. Гомеле, у нас, и думаем, не только у нас, мурашки бежали по телу. Ей и её мама пришлось пройти через страшные испытания. Риск, грозивший смертью, спас им жизнь. Вместе с мамой и дядей – стариком они выбрались на волю через лаз в земле. А лагерь с людьми был взорван. Война не сломила её. И сегодня Евгения Степановна делится воспоминаниям о войне, печатается в районной газете «Сенеж». Она является одним из инициаторов создания Книги Памяти, посвящённой солнечногорцам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Когда слушаешь её, поражаешься тому, что в этом человеке до сих пор живёт страстное желание жить и трудиться на благо нашей страны, своего родного города, гимназии. Иногда можно услышать, что сейчас молодёжь не имеет идеалов – все они разрушены. Но когда рядом с тобой живёт такой человек, то хочется склонить перед ним голову в благодарность за то, что человек и сегодня чувствует свою нужность людям. 14-летний сын полка Юрий Михайлович Ильин. (Приложение №3) Он был ранен во время боя, оказался на территории, занятой фашистами, помещён немцами в госпиталь для военнопленных. Глубокая рана на ноге специально не обрабатывалась, не были наложены швы. Проводился эксперимент на заживание открытой раны, но он всё же выжил. Много лет спустя стал научным работником в НИИ Менделеево, преподавал в МИЭТ г. Зеленограде. Он и стал инициатором создания альбома с воспоминаниями узников концлагерей нашими краеведами, на основе которого и будет издана книга «Наши жизни – вам на память».
Вера Петровна Петрова рассказала, как в польском лагере, где она была, у детей брали кровь. Тех, кто оставался живым, отправляли с клеймом на теле и в полосатой пижаме в Освенцим. Оттуда не вернулась и её сестричка.
По воспоминаниям Александры Прохоровны Буяновой, в Таллиннском лагере так свирепствовали нацисты, что заставляли советских людей, в том числе и детей, ложиться на груду прутьев, обливали их бензином и поджигали на глазах у пленных, внушая рабскую покорность «хозяевам». Александра Петровна видела, как горели её тётя и племянница.
О Викторе Григорьевиче Лобачёве мы узнали не только из книги и альбома. Он часто бывал в гимназии, встречался с ребятами, рассказывал о лагере Саласпилс, где были заживо сожжены его родственники вместе с другими стариками, женщинами и детьми. (Приложение №5) А брат и сестра умерли от полного выкачивания крови. Тогда мало кто из детей оставался в живых. Самому Виктору Григорьевичу в то время было 15 лет. Он работал в каменоломне, где чудом избежал виселицы. Вечером, во время проверки, рабочих заставляли по кругу под виселицей носить на носилках песок, кирпич. В одном месте набирали, в другом - ссыпали, и кто оказывался под виселицей, того вздёргивали на неё. Это делалось для устрашения остальных. Прошёл он и через газовую камеру, рассчитанную не на уничтожение, а на подавление психики и других возможностей человека.
Мы узнали из интернета. «Показания свидетелей и результаты расследований выявили следующие способы истребления людей в лагере Саласпилс: избиение, голод, отравление мышьяком, впрыскивание опасных веществ, проведение хирургических операций без обезболивающих, выкачивание крови (только у детей), расстрелы, пытки, бесполезный тяжелый труд (перенос камней с места на место), газовые камеры, закапывание заживо. В целях экономии боеприпасов уставом лагеря было предписано убивать детей только прикладами".2
В 1961 году В. Г. Лобачев приехал в Солнечногорск, где жил, работал и занимался общественной деятельностью. Большое внимание Виктор Григорьевич уделял военно-патриотической работе с молодежью. Более 15 лет он возглавлял районный Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, Почётный гражданин Солнечногорска. К сожалению, он умер три года назад.
Страх отуплял людей. Били за то, что дети просили милостыню, за переход в другое помещение, за отказ от работы, от еды. За всё грозили расстрелом. Не считали за людей, когда заставляли женщин раздеваться наголо, прикладывали к телу дощечку с клеймом «ОST», записывали особые приметы. Это чтобы никто не пытался бежать. Памятка немецкого солдата гласила: «Уничтожь в себе жалость и сострадание. Убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик». Они готовили отлучение людей от православной церкви, насаждали суеверия, шаманские культы, разобщение народов. Вместо счастливого детства – детям никаких учебных заведений, кроме четырёхклассной школы, где собирались учить считать до 500, писать свою фамилию, усвоить заповедь – повиноваться немцам, быть прилежными и работящими.
Желание выжить, не стать рабами, получить хоть какую-то пищу заставляли идти на рискованную хитрость. Чтобы выбраться в город за милостыней, дети зарывались в кучу навоза, мусора, который вывозили на телегах из лагеря. Об этом помнит Евтюхов Николай Кузьмич.
Были случаи, когда из-за безысходности, растерянности матери навсегда отдавали своих детей неизвестным местным людям за кусок хлеба, которым можно было поддержать оставшихся малышей. Как только выдерживало материнское сердце?!
Определяя в батраки, часто разлучали мать с детьми. Дети у фермеров, панов пасли скот, работали в поле. Взрослые копали окопы, работали на заводах, в хозяйствах. Ходили в обносках с чужого плеча или униформе с клеймом. На ногах были деревянные колодки. Всегда хотелось есть. Иван Иванович Гардеенков вспоминает: «Ели в лагере мёрзлую картошку, немцы давали конину. Из неё готовили похлёбку. Были случаи, когда использовали мясо дохлой лошади. И этому были рады».
Тамара Васильевна Колтырёва, бывшая учительница физкультуры в нашей школе, рассказала, как в 10 лет, голодная и усталая, батрачила на хозяев на польской земле (Приложение №6).
Прошли годы, и оставшиеся в живых малолетние узники фашистских концлагерей стали достойными гражданами, получили разные профессии. Сегодня это ветераны труда. Они без слёз не могут вспоминать своё утраченное детство, когда были униженные и оскорблённые. Им подарила жизнь Победа Советской Армии. Об этом они рассказывают молодёжи, как выстояли, остались непокорёнными, верными своему Отечеству.
Дети на оккупированной земле
Наша тема «Непокоренные». Война лишила детства всех детей той поры, и кто оказался в лагерях, и жил на оккупированной немцами территории, кто был в тылу, заменив взрослых на фабриках и заводах, в полях и фермах, подвергаясь фашистским бомбардировкам, поэтому мы считаем необходимым хотя бы о трёх таких детских судьбах рассказать.
Грузинова Е. С.. Из её воспоминаний.
Вы слышали, как визжат бомбы, которые сбрасывают с самолёта?
-Так от этого визга лопаются перепонки в ушах, если не успеешь открыть рот. Но бояться надо того, когда бомба, падая, не визжит. Значит, она летит прямо на тебя.
Вы видели осколки зенитных снарядов, когда они падают при обстреле самолёта, как дождь?
- Их и не увидишь из-за скорости падения. Попали в лужу – вода закипела, в тело человека – смерть или ранение. И вот так каждый день, каждый час жизнь наша во время войны была на волоске. Несколько раз стреляли в меня, промахнулись. А нервы, воспоминания. Этого не забыть.
Евгения Степановна рассказала о своей однокласснице Зине Евдоховой.
-Наша авиация часто и сильно бомбила расположение немецких войск в Гомеле. Мама Зины решила уйти с двумя детьми в ближайшую деревню – Давыдовку. Зине было 10 лет, а брату – 6. Немцы узнали, что из этой деревни многие жители ушли в партизанский отряд. Они согнали жителей деревни в большой сарай, облили его горючим и подожгли. Равнодушно наблюдали, как в огне погибают женщины, старики, дети. Вокруг сарая стояли солдаты с автоматами. Кто пытался спастись из огня, те гибли от пули. И только кто-то сумел выбросить из огня Зину. Она пришла в себя на другой день, когда её обнаружили женщины из другой деревни. С трудом опознали обгоревшую девочку. Забрали её, лечили, чем могли. Но она осталась изуродованным инвалидом на всю жизнь. Окрепнув, продолжала учиться в освобождённом Гомеле, жила у своей тёти. Трогательны её представления были о будущем: «Буду учиться на ветеринара. Животные не станут пугаться моего изуродованного лица» Она стала ветеринаром.
Кулешов П. А., Член Союза Журналистов России, Заслуженный врач России рассказывает:
- Военное лихолетье отняло у нас самую счастливую пору жизни, заставило испытать голод и лишения, наравне со взрослыми выполнять тяжёлую работу, заменив отцов, ушедших на фронт. Половина из нас потеряла родителей. Часть попала в детские дома и приюты. Жили, где придётся. Просили милостыню, ходили в коросте, вшах, ели «тошнотики», мороженую картошку, летом – крапиву, клевер, лебеду. Мы не могли учиться, школы были закрыты. А когда открылись, тетрадками для нас служили обрывки газет, вместо чернил - свекольный сок и сажа. Источником света была коптилка из гильзы снаряда. Ходили в лаптях, а то и босыми до самого снега. (Приложение №7)
Рассман Е. Н. Учитель русского языка и литературы гимназии №6.
- Когда началась война, мне и брату-близнецу было 7 лет. Наша семья жила в г. Прохоровке, но из-за войны была вынуждена переехать в г. Острогожск, где жили родители мамы. Семью надо чем-то кормить. Мама с моей сестрой шили кофточки из старых кальсон и украшали вышивкой. За неделю вышивали по 3-4 штуки и продавали по 750 рублей, которые тратили на 1 кусок хозяйственного мыла и кусок сахара, который дедушка держал под замком и выдавал по маленькому кусочку к чаю утром. Весной ходили по полям, выкапывали мерзлую картошку, терли на тёрке и жарили на рыбьем жире, но ели с аппетитом. Летом варили щи с крапивой и лебедой.
Бомбёжка началась неожиданно. Я и мой брат были в городе и домой бежали со всех ног. Город опустел, жизнь замерла. Для устрашения населения сбрасывали пустые бочки с отверстиями, которые издавали вой. Люди метались, прятались в подвалы.
15 июля 1942 года высадился крупный десант, мы оказались в плену. Мимо нашего дома в течение двух недель с огромной скоростью проносились орудия, студебекеры на Сталинград. В первый день оккупации на центральной площади города немцы устроили виселицу, схватили первых 3-х человек и повесили с табличками: «коммунист», «большевичка», «вор». Трупы висели около месяца, чтобы жители дрожали от страха. Расстреливали всех коммунистов, евреев. Приводили к оврагу, ставили в одну линию и стреляли из пулеметов. Никто трупы не засыпал землей, а когда начались тёплые дни, в городе стоял такой трупный запах, что люди носили маски, а вокруг – тучи трупных мошек.
Наш дом во время бомбежки уцелел, и к нам поместили двух офицеров гестапо и их ординарцев. Всех нас согнали в подвал под домом, но потом оттуда выгнали. Нас немцы не трогали, но предупредили, что если что-нибудь пропадет, то всем нам «капут». 15 января 1943 года город освободили. День Победы, 9 мая 1945 года, наша семья встретила утром, когда по радио объявили, что война закончилась. (Приложение №8)
Стоит запомнить не только воспоминания, но и мудрый совет Игоря Фёдоровича Балицкого с ул. Некрасова. Он рассказывает о тяжёлом и страшном времени немецкой оккупации, голодном послевоенном периоде.
- Но наши мамы, растя нас без отцов, учили переносить все невзгоды, твердя только одно: «Лишь бы не было войны!» С этими словами мы выжили. С этими словами и живём.
Дети военного и послевоенного времени испытали страшные муки, принёсшие фашистами. (Приложение №9) Смогли бы мы вынести и малую часть всех тех страданий? Мы должны помнить о тех, кто не покорился фашистским захватчиком, продолжали жить, учиться, трудиться и стать достойными гражданами нашего государства. Нам с них брать пример! (Приложение №10)
Заключение
Живя в демократическом государстве, которое руководствуется Конституцией России, мы надеемся, что при нынешней системе выборов, государственного правления, будет осуществляться миролюбивая политика в нашей стране, которая станет основой в сохранении мира на Земле.
Цель проекта достигнута, поставленные задачи выполнены. Нас с сочувствием слушатели понимали, выразили согласие с нашими выводами и предложениями. А мы продолжим знакомить со своим проектом и учащихся других классов, а также их родителей.
Своим трудом, учёбой, заботой о ветеранах, извлекая уроки нашей истории, будем защищать мир. Каким образом? Прежде всего, быть уважительными к родным и близким. Быть ответственными за учёбу и дела, бережно относиться к окружающей нас природе, хранить память об истории Великой Отечественной войны и передавать её новым поколениям.
Быть непримиримыми к проявлению нацизма, фашистского отношения к человеку. Жить надо под лозунгом борьбы за мир.
Библиографический список (отредактировать)
Наши жизни – вам на память!: сб. воспоминаний бывших узников фашизма / [ сост. : Н. Ф. Черкашина, Е. И. Абутова]. - Саранск 2009. – 156с.
Книга Память Солнечногорского района 1998 г. – г. Солнечногорск 1997 г. - 606 с.
Солнечногорье – страницы истории. - Солнечногорск 1998 г. – 448 с.
Солнечногорцы во славу Родины. В. И. Иванов Солнечногорск: Издательство «Сенеж» 2003 г. – 260 с.
Солнечногорск. Война и люди. ГУ МО 2Информационное агентство Солнечногорского района, 2005. Издательский дом «Граница», 2005. – 198 с.
Документальный фильм «Освенцим».
Интернет-ресурсы
https://www.syl.ru/article/189400/new_kontslagerya-fashistov-pyitki-samyiy-strashnyiy-kontslager-fashistov Концлагеря фашистов, пытки.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D1%80%D1%8C Из детства – в концлагерь. Правда о детском концлагере Саласпилс.
https://go.mail.ru/search_images?rf=e.mail.ru&fm=1&q=%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D1%81%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D1%80%D1%8C%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&frm=web Фото из концлагеря Салоаспилс
Приложение №1
Встреча с Евгенией Степановной Грузиновой, бывшим малолетним узником концлагеря, Почётным Гражданином Солнечногорского района, Отличником народного просвещения
Приложение №2 Приложение №3
Встреча с бывшими узниками концлагерей Ю. М. Ильин, инициатор создания альбома
воспоминаний узников концлагерей
Приложение №4
Страницы из школьного альбома «Их детство опалено войной»
Приложение №5 Приложение №6
Лобачёв В. Г., Почётный гражданин
Солнечногорска
Колтырева Т. В. в музее гимназии
Приложение №7 Приложение №8
Встреча с А. П. Кулешовым, Заслуженным
врачом России
Удостоверение «Дети войны» Е. Н. Рассман
Приложение №9
Малолетние узники Саласпилса. Фото из интернета
Приложение №10
Беседа с Е. С. Грузиновой в музее гимназии
1 https://www.syl.ru/article/189400/new_kontslagerya-fashistov-pyitki-samyiy-strashnyiy-kontslager-fashistov
2 https://www.syl.ru/article/189400/new_kontslagerya-fashistov-pyitki-samyiy-strashnyiy-kontslager-fashistov