"Каравон": сохранение культурного наследия предков

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Каравон": сохранение культурного наследия предков

Косова В.С. 1
1МБОУ "Никольская СОШ" Лаишевского муниципального района РТ
Косова С.И. 1
1МБОУ "Никольская СОШ" Лаишевского района РТ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Родина. Отчизна. Отечество. Родная земля. Родная сторона. Край родной.

Все эти задушевные слова не исчерпывают полной гаммы чувств, которые вкладываем мы в это святое для каждого человека понятие.

На стене маленького ресторанчика, который находится неподалёку от Нижнего Новгорода, эти сокровенные слова посетители читают про себя, потом повторяют как молитву: «Человек нуждается в каком-нибудь своём, родном местечке. Это место может быть маленьким, но о нём человек может сказать: Смотрите вокруг, всё это моё. Здесь я живу, здесь я люблю. Здесь нахожу вдохновение. Здесь моя Родина. Здесь я дома».

Для меня родиной является Никольское. Таких маленьких сёл, как наше Никольское на карте России - тысячи. И каждое село-это кусочек истории нашей Родины. Человек, беззаветно любящий свою страну, не может не интересоваться её историей, её героями, их великими подвигами. Он будет ценить, и беречь красоту, созданную и завещанную нам нашими славными предками.

В современном российском обществе поднимается проблема формирования духовного мира человека, возрождения и расцвета культурного наследия народов России. Я предполагаю, что разрешению данной проблемы могут способствовать народные праздники, так как в них люди полнее ощущают себя как единое целое, как нацию, как народ. Длительная история существования народных праздников доказывает его жизнестойкость и требует дальнейшего исследования и осмысления. Праздники имеют столь же продолжительную историю, как и сама культура.1

Цель работы: На основе анализа исторических источников, воспоминаний старожилов села показать в своей работе исторический период возрождения народного праздника русского фольклора «Каравон».

Задачи:

1. Рассмотреть основные исторические факты возникновения села Никольское.

2. Выявить и систематизировать воспоминания старожилов об истории возникновения и празднования «Каравона».

4. В результате проведённого анкетирования установить, насколько многовековые традиции и обычаи личностно значимы для учащихся нашей школы и жителей села.

Объект исследования: воспоминания старожилов села, архивные документы.

Предмет исследования: русский народный фольклорный праздник «Каравон».

Методы исследования: поисковый, исследовательский, беседа, наблюдения, опрос, поиск и изучение старых фотографий, источников, архивных документов.

Актуальность темы: Тема является актуальной, так какбольшая часть духовного наследия и праздников народной культуры оказалась утрачена. Возрождение и сохранение народных праздников помогут сохранить культурные ценности, уходящие в глубину веков и завещанные подрастающему поколению нашими предками. На основе краеведческого материала можно формировать в сознании и чувствах подрастающего поколения уважение к историческому прошлому России, что особенно важно в настоящее время.

Гипотеза:В результате исследовательской работы я предполагаю проследить и выделить основные этапы в истории русского фольклорного праздника «Каравон», который способствует развитию традиционной культуры на основе духовного возрождения.

Степень разработанности темы: Как происходило возникновение и возрождение праздника «Каравон»? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо дать краткую характеристику источников по данной теме. Мной были выявлены следующие источники:

1. История Лаишевского края // составители: К.М. Низаметдинов, И.Х. Халиуллин.- 1997.

2. Русские праздники Лаишевского края // составитель: Н.Д. Бордюг.- 1997.

3. История Татарстана 20-начало 21 века // Султанбеков Б.Ф.- Казань.-Татарское республиканское издательство «Хэтер».- 2006.

4. У истоков народной культуры: В помощь руководителям школ народной культуры. Составитель О.Н.Захарова. Брянск: ОМЦ «Народное творчество», 1992

5. Филимонов Г. Месторождение песен. Из газеты «Республика Татарстан», №108 от 27.00.95.

Каждый из перечисленных источников имеет свою специфику. В представленных записях имеются материалы о возникновении села Никольское, о традициях и обычаях жителей села. Данные записи являются незаменимым источником в изучении и исследовании данной темы. Государственные и ведомственные архивохранилища содержат колоссальное количество документов, из которых мы можем почерпнуть многое об истории развития села и праздновании «Каравона». Но сухие строки отчётов не дадут полной картины о данном периоде. Поэтому в процессе работы над этой темой я беседовала со старожилами нашего села. В моей работе использованы подлинные воспоминания моих односельчан.

Практическое применение данной работы: Работа может быть использована в школьном и сельском краеведческом музеях, на уроках истории, или классных часах, а так же полученные результаты помогут в популяризации фольклорного движения.

Глава I: Из истории возникновения села Никольское (Караево).

§1. 1. Родина «Каравона».

Караево. Такое название носило наше село, основанное во времена казанского хана Ибрагима в 1463-1479 г.г. Караево само по себе было притягательным по своим природным условиям: богатейшие лесные боры, зеркала озёр, торфяники, что очень было нужно в хозяйственной деятельности земледелия, рассчитанного в основном на производство хлеба. Сохранилась освоенная ещё булгарами сельскохозяйственная техника – тяжёлая собой с металлическим лемехом, двух зубная соха. В тогдашних лесах было много лося, пчёл, что было использовано в бортничестве.

Благодатный край, краса того времени – множество речушек, ручьёв, зеркала озёр, что было нужно в рыболовстве. Земли бывшего хозяйства раздавались людям, служившим в Московском государстве и тем татарам,которые стали верой и правдой служить Московскому государю – Ивану Грозному после присоединения Казанского ханства к Московскому государству.

Татарская деревня на месте нашего села существовала до 30-х годов XVI века. Появившаяся тогда моровая язва, из-за которой погибал скот, вынудила местных жителей сжечь деревню и уйти с насиженных мест. Сохранилось предание, что в озеро, находящееся в центре села, кинула на прощанье молодая татарка расчёску и гребень, и заросло оно травою. В 1979 году это озеро, называвшееся Попово, расчистили и там нашли татарскую посуду: медный кумган, поднос, чашку. А у местных жителей закрепилось другое название озера – Рытое.2

В 1734 году в Караево после постройки в очередной раз деревянной церкви был образован свой приход, а название села стало постепенно меняться на Никольское. Село разрасталось и приход стал настолько богатым, что к 1848 году на средства прихожан был построен один из лучших в округе храмов: каменная, тёплая, трёх - престольная церковь, представляющую собой прекрасный образец классической архитектуры, выполненный в виде византийского креста. Главный престол – во имя Николая Чудотворца, правый – во имя святого Иоанна Златоуста, левый придел – во имя апостола Тимофея. Размер церкви 33х20х15 м.3

31 марта 1889 года (по старому стилю) был рассмотрен и одобрен Строительным отделом Казанской губернии проект каменной часовни, которая вскоре была построена «в память события возлюбленного нашего Монарха Государя Императора, супруги Его и Всего Августейшего семейства от грозящей им опасности на Курско – Харьковской - Азовской железной дороге в 17-й день октября 1888 года от верноподданнических чувств крестьян села Никольское».4

В конце XIX века село, не имевшее практически барских земель, быстро разрасталось. Исследователь И. Износков отмечал, что если к 1885 году в селе было 174 двора, а жителей 589 мужских и 682 женского пола, то к 1909 году – уже 286 дворов, прихожан мужчин 763, женщин – 862. Износков пишет, что «живут в селе очень достаточно - многие торгуют хлебом. Уже к 1895 году существовало 7 мукомолен, одна маслобойня, 1 шерстобитня, 2 кузницы, 2 овчиновыдельни. В селе было так же 11 пчеловодов (600 ульев)».5

А спустя 100 лет исторический памятник, образец архитектуры классицизма, был использован под склад химических удобрений, а кресты и колокола с церкви сбросили, разбили на части и увезли в Казань.

Начавшаяся колхозная жизнь была непростой, как и везде. Работали практически «за бесплатно». По воспоминаниям А.В. Степановой , «…жизнь в колхозе становилась хуже: у всех бригадиров была любимая угроза: «В тюрьму посажу. И, действительно, сажали. Поэтому работали через «не могу».

Как и всей стране, тяжело было в селе в годы Великой Отечественной войны. 289 человек не вернулись с фронта. Их могилы – почти на всех фронтах: под Москвой и на Смоленщине, на Украине и в Прибалтике, Восточной Пруссии, Венгрии, Польше, Германии и т.д.

Вывод: Данное исследование показывает, что село Никольское было основано на месте татарской деревни после взятия Иваном Грозным Казанского ханства. Изменение названия села связано с историческими событиями, в данном случае со строительством храма во имя Николая Чудотворца в центре села

Глава II: Фольклорный праздник «Каравон» - неповторимый и самобытный праздник русского народа.

§ 2.1. История празднования «Каравона».

Каравон – это традиционный фестиваль русской культуры, который ежегодно проходит в 20-ых числах мая.Местом проведения стало село Никольское Лаишевского района Татарстана (около 30 километров от Казани по Оренбургскому тракту).

Филологи, историки и лингвисты не дают однозначной оценки, что же означает загадочное слово «Каравон». По звучанию оно наиболее близко таким двум понятиям, как каравай и хоровод. По другим версиям само название фестиваля – это фраза, сложившаяся в единое слово: кара - вон. По древним поверьям, земля не любила, когда люди вмешивались в ее жизнь пахотой и севом. И для того, чтобы задобрить ее гнев, а также отвести кару земли вон, и проводились эти обрядовые гуляния, которые непременно заканчивались хороводами, символизирующими у многих народов Европы единение с духами земли. И действительно, приурочен Каравон был к празднованию памяти святого Николая Чудотворца – престольному празднику села. А Николин день, 22 мая, - одна из важнейших вех в крестьянском календаре. Именно к этому времени заканчивалась посевная, и в селе Никольское пели и гуляли.

Гуляли «артелями», «беседками», а вечером собирались на зелёной лужайке в центре села и играли «каравон». Так в этой округе называется своеобразный хоровод с определёнными песнями, звучавшими обычно в престольный праздник Николы Вешнего. Вставали в круг, брали друг друга за мизинцы и особым «каравонным» («утиным») шагом ходили по кругу (движение в «каравоне» необычно: по старинной традиции, соединившись мизинцами, все участники одновременное делали маленький шаг правой ногой вперед, приставляя к ней левую, затем правая нога плавно заводилась за левую, а та, в свою очередь, вновь приставлялась к правой, и так до бесконечности). Каждый «каравон» имел свои 3 песни, которые исполнялись по 3 раза 3 дня подряд. В Никольском – это долгие, протяжные «Как по морю», «При долу», «Как по речке».6

Кроме гостей званых, были незваные. «Незваные же приходили к старосте – давать вклады пировать Никольщину. Бедные только отделывались поклонами». Богатые и бедные, званные и незваные – торжество было общее.

«Пили, что лили» в праздники, да так, что «руками не могли взять шапку» - вспоминает Наумова А.В., и это считалось особой доблестью пьющих и особым достоинством угощающих – но в будние дни эти руки неустанно и непрестанно пахали, сеяли, косили и молотили, плотничали, шорничали, сбивали масло и подковывали коней.

Известный московский фольклорист А.С.Кабанов, дважды побывавший в селе Никольское в 1990 г., утверждал, что эта традиция идет из глубины веков, а в наших краях – с XVI в. Прекрасная многовековая народная обрядовая традиция Никольских «каравонов» была прервана в 1955 году распоряжением райкома партии, когда в разгуле очередной кампании за искоренение «опиума для народа» был запрещён от избытка административно-холуйского усердия и не имеющий отношения к религии «каравон».7

А чуть раньше вновь пострадала церковь. Недалеко на реке Мёша строили местную ГЭС, кирпича не хватало, и разрушили самую высокую колокольню в округе вместе с пристроем.

§ 2.2. Возрождение «Каравона».

Шли годы. «Неперспективные» деревни умирали, да и само Никольское постарело. С 1989 г. начались разговоры о восстановлении храма. Этому предшествовало возрождение Каравона: на посиделках в апреле 1988 г. бабушки, бывшие в 1955 г. молодыми девчатами, вспомнили много старинных песен. Постепенно они образовали дружный коллектив из 22 человек, руководителем которого был директор сельского Дома культуры Трусов С.А.. Сначала коллектив назывался «Волжанка», но по совету московского фольклориста А.С.Кабанова сменил название на «Каравон». С 1990 г. он носит это название. «К нам стали приезжать за песнями, за опытом учёные-фольклористы, представители общества русской культуры, работники Республиканского научно-методического центра народного творчества», рассказывает Наумова А.В. А в 1991 году ансамбль «Каравон» получил звание «народный».

Новый импульс в своем развитии ансамбль «Каравон» получил после знакомства с казанскими любителями крестьянского пения – М.Ю. Щегловым и Н.П. Кузьминой. С их помощью ансамбль стал известным и даже популярным у определенного круга зрителей. Но была проблема у ансамбля «Каравон» - научить молодежь своим песням, чтобы многовековая традиция не прервалась.

В начале 90-х об ансамбле «Каравон» уже знала вся республика. Приехавшие на встречу с его участниками истинные профессионалы фольклора по достоинству оценили своеобразие самобытного коллектива. Именно в ходе этого общения родилась мысль о проведении в Никольский престольный праздник 22-23 мая республиканского праздника русского фольклора под названием «Каравон». Впервые «Каравон» как праздник русской фольклорной песни провели на Троицу в 1988 г. Сначала проводили своими силами, а с 1993 г. праздник приобрел статус Республиканского фольклорного фестиваля, организаторами которого являлись Министерство культуры РТ, Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы Министерства культуры РТ, Администрация Лаишевского района, Центр русского фольклора, Общество русской культуры г.Казани.

Из воспоминаний участников первого фестиваля: «Народу на первый фестиваль, состоявшийся 23 мая 1993 г., съехалось достаточно. Сначала прямо в ДК отслужили Божественную Литургию, посвященную Николе Чудотворцу. Службу вел главный настоятель Никольского собора Казани отец Иоанн. После службы прямо в фойе из-за холодной погоды начались выступления фольклорных коллективов. Это было удивительное зрелище – нескончаемый поток русских народных песен в исполнении различных по стилю коллективов».8 Теперь же традиционно праздник русской песни открывается красочным прологом, после которого начинается большая концертная программа, а завершается «Каравон» на Зеленой поляне большим хороводом всех коллективов, свободным общением участников, импровизированными пятачками – частушечными, песенными, игровыми.

Перед началом песенного марафона каждый посетитель фестиваля может побывать в «Городе мастеров» и на «Деревенском подворье» - так называются одни из самых популярных площадок фестиваля, где умельцы представляют продукцию, сделанную своими руками. Это и затейливые, неповторимые вышивки, резьба по дереву. Рядом показывают свое искусство кузнецы, причем настоящие, а не ряженые артисты с кувалдами.

Если в первом Республиканском празднике «Каравон» приняли участие 7 фольклорных коллективов из городов и районов Республики Татарстан, то сейчас он ежегодно собирает до 150 и более этнографических и вокальных ансамблей из районов РТ, республик Поволжья, Пермского края, Омской, Ульяновской областей., а также гостей из ближнего и дальнего зарубежья (Украины, Англии, Америки, Австралии, Германии и т.д.). Частыми гостями фольклорного праздника «Каравон» стали группа «Играй, гармонь!» (2003, 2007, 2009, 2010, 2013 г.г.), а в 2012 г. ансамбль из Санкт-Петербурга «Иван Купала».

С 2003 года Указом Президента Республики Татарстан в целях реализации государственной политики РТ по поддержке центров возрождения и развития традиционной русской культуры «Каравон» стал государственным праздником. С 2007 года праздник получил статус Поволжского фольклорного фестиваля.

В народных гуляньях приняли участие в 2003 г., 2010 г. Президент Республики Татарстан – М.Ш.Шаймиев, в 2004 г., 2006 г. - Председатель Госсовета РТ, председатель Совета Ассамблеи народов Татарстана Ф.Х. Мухаметшин, в 2005 г. – заместитель Премьер-министра, Министр культуры РТ – З.Р. Валеева, 2011г., 2013 г., 2015 г., 2017 г. - Президент Республики Татарстан – Р.М.Минниханов, 2013 г. - депутат Государственной Думы РФ Фатих Сибгатуллин, прокурор РТ Кафиль Амиров, 2018 г. премьер - министр РТ Песошин. Встречал высоких гостей глава Лаишевского района Михаил Афанасьев. 

В 2018 году Фольклорному празднику «Каравон» исполнилось 30 лет, он так же находится в центре пристального внимания всех, кто любит, ценит и понимает русское народное искусство, кто осознает его самобытность и вникает в проблемы сохранности этого ярчайшего пласта культуры. Из интервью с руководителем ансамбля «Каравон» Трусовой С.А. я узнала о перспективах праздника: в ближайшем будущем, при увеличении потока участников и зрителей, возникает необходимость выхода праздника за пределы села. Председателю Госсовета Ф.М. Мухаметшину был представлен проект «Этно- деревня». Согласно проекту деревню для туристов и гостей возведут рядом с Никольским. По замыслу авторов, в ней будут широко представлены не только элементы русской культуры, но и уклад, традиции других национальностей, проживающих в Татарстане. В 2014 году в центре с. Никольское запланировано строительство парка «Сити- «Каравон».

Вывод: Праздник «Каравон» в с. Никольское имеет более чем трехсотлетние исторические корни. Он исстари объединял всех жителей села на основе традиций предков. Красочное зрелище «Каравон» собирает гостей из разных сел и городов нашей необъятной Родины, а также ближнего и дальнего зарубежья. Это не только духовное воспитание, но и передаваемые из поколения в поколение традиции и обычаи наших предков. Это связующее звено между прошедшими столетиями. Обмен культурными ценностями между народами разных национальностей.

Глава III: Народный костюм ансамбля Каравон.

§ 1.3 Элементы народного костюма ансамбля Каравон.

Крестьяне с древних времён передавали традиции своим поколениям в устройстве дома, обычаях, праздниках, и конечно, в одежде. Как выглядели наши предки много веков назад? Русская народная одежда различалась по значению (будничная, праздничная, свадебная и венчальная, траурная), возрасту, семейному положению. При этом менялся её цвет, количество декора.

В России, в женской одежде, был широко распространён сарафан. Самой нарядной во все времена на Руси считалась одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.

Основным элементом женского русского народного костюма ансамбля «Каравон» является сарафан, предпочтительно, красного цвета. Сарафаны изготавливали из холста, домотканого сукна, крашенины, пестряди и фабричных тканей (китайки, шёлка, парчи, узорного ситца). Декором служили кружева, ленты, бахрома. Сарафаны «прямые» изготавливались на узких лямках. Основным их признаком являются цельные прямые полотнища, собранные в сборки у верхнего края. У таких сарафанов все полотнища были одинаковой длины, образовывали как бы юбку на лямках .

Женскую рубаху шили из белого полотна или шёлка. Длина рубахи достигала линии бёдер и состояла из двух частей – передней и задней половинки. Рубаха имела прямой покрой, широкие втачные рукава. Горловина рубахи собрана в сборку, рукава внизу присборены и украшены кружевом. Рубаха носила название «рукава», так как они украшались вышивкой или тканным узором. Самой декоративной, богато украшенной частью костюма является – «борок», который завязывали вокруг шеи, выполненный из бус и стекляриуса. 9

В русском народном костюме сохранились старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, а для девушки – оставлять их не покрытыми. Головной убор ансамбля «Каравон» для женщин состоял из «фатки» – платок красного цвета и кисейки, выполненной из ткани белого цвета, украшенной мелким кружевом. Её одевали под «фатку». Платок – «фатка» завязывался сзади специальным узлом. Девушки украшали голову яркими атласными лентами. Русский народный костюм - это свидетельство о прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи.

Вывод: Данное исследование показывает, что в каждой местности присутствовали различные элементы национальных костюмов. В современное время в нашем селе сохранилось преемственность поколений. Во время празднования «Каравона» костюм является одной из главных составляющих праздника.

Глава IV: Анализ и обобщение проведённого анкетирования среди учащихся Никольской школы и жителей села Никольское.

§ 1.4. Результаты проведённого анкетирования.

Современное поколение должно знать и помнить свои корни. Чтить традиции и обычаи свих предков. Для того чтобы узнать, что учащиеся нашей школы и жители села знают о месте, где родились и выросли, была составлена анкета с вопросами.

Вопросы анкеты:

1. Почему наше село носит название Никольское?

2. Что такое Каравон? Почему праздник получил такое название?

3. Какой элемент костюма ансамбля Каравон считается главным?

Вопросы анкеты были предложены учащимся с 1 по 11 классы и жителям села Никольское. Всего в анкетировании участвовало 32 человека, из них – учащихся «МБОУ Никольская СОШ» - 20 человек, что составляет 63% от общего количества участников анкетирования и жителей села – 12 человек, что составляет 37% от общего количества участников анкетирования.

Таблица 1:

класс

всего учеников в классе

Приняли участие в анкетировании (чел.)

1

10

2

2-3

8

3

4

15

2

5

13

3

6-7

11

3

8

10

2

9

7

2

10-11

9

3

жители села

-

12

Итого:

-

Всего: 32 человека

Необходимо отметить, что анкетирование проходило по желанию, не было ни одного случая отказа от участия в анкетировании. Вопросы анкетирования вызвали живой интерес, как у учащихся нашей школы, так и у жителей села.

На вопрос №1 «Почему наше село носит название Никольское?» были

даны разные ответы:

А) «Построен храм с главным престолом во имя Николая Чудотворца» из 32 человек ответили 21, что составляет 65% от общего количества опрошенных.

Б) «Село носит такое название, так как мимо по дороге в Казань проезжал император Николай II», из 32 человек ответили 6, что составляет 19% от общего количества опрошенных.

В) «В честь престольного праздника Николы Вешнего», из 32 человек ответили 5, что составляет 16% от общего количества опрошенных.10

На вопрос №2 «Что такое Каравон? Почему праздник получил такое название?» были даны следующие ответы:

А) «Праздник носит такое название, так как «каравон» означает хоровод» из 32 человек ответили 25, что составляет 78% от количества опрошенных.

Б) «Название связано с местными песнями» из 32 человек ответили 5, что составляет 16% от количества опрошенных.

В) Затруднились ответить 2 человека из 32 , что составляет 6% от количества опрошенных.11

На вопрос №3 «Какой элемент костюма ансамбля Каравон считается главным?» были получены следующие результаты:

А) «Главным элементом костюма ансамбля «Каравон» является сарафан» из 32 человек ответили 19, что составляет 59% от общего количества опрошенных.

Б) Главным элементом костюма ансамбля «Каравон» является «борок» из 32 человек ответили 11, что составляет 35% от общего количества опрошенных.

В) Главным элементом костюма ансамбля «Каравон» является «фатка» из 32 человек ответили 2, что от общего количества опрошенных составляет 6%.12

Вывод: Систематизировав данные анкетирования учащихся и односельчан, данное исследование показывает, что современное поколение знает, и чтит традиции и обычаи своих предков, сохраняя их культурное наследие.

Заключение

В данной работе был использован краеведческий материал школьного музея «Русская изба» и архивные материалы, проведена систематизация воспоминаний старожилов села, позволяющая представить события, происходившие в период образования села Никольское и празднования «Каравона».

Для решения задач, поставленных в исследовательской работе, была изучена литература об истории Лаишевского района, проведены расчёты по вопросам анкетирования среди учащихся Никольской школы и жителей села. Проанализировав собранный материал, на основе полученных данных были составлены диаграммы, в которых отражены ответы учащихся и сельчан в процентном соотношении.

Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы:

- по воспоминаниям старожилов села и архивных документов можно проследить историю образования и развития села Никольское.

- систематизировав данные анкетирования учащихся и односельчан можно сделать вывод о том, что современное поколение знает, и чтит традиции и обычаи своих предков, сохраняя их культурное наследие.

- рассмотрев, и изучив литературу по истории Лаишевского района, в исследовательской работе представлен материал о реальных событиях, происходивших в селе Никольское.

- данный исследовательский материал можно использовать на уроках истории и классных часах, формируя гордость за страну и сохранение духовных ценностей у подрастающего поколения.

Приложение 1:

1. Почему наше село носит название Никольское?

Приложение 2:

2. Что такое Каравон? Почему праздник получил такое название?

Приложение 3:

3. Какой элемент костюма ансамбля «Каравон» считается главным?

Приложение 4:

Село Никольское

каменная, трёх престольная церковь, представляющая собой прекрасный образец классической архитектуры, выполненный в виде византийского креста.

Приложение 5

каменная часовня, которая вскоре была построена «в память события возлюбленного нашего Монарха Государя Императора, супруги Его и всего Августейшего семейства от грозящей им опасности на Курско – Харьковской - Азовской железной дороге в 17-й день октября 1888 года от верноподданнических чувств крестьян села Никольское».

Приложение 6:

Фольклорный ансамбль «Каравон»

Детали женского костюма фольклорного ансамбля «Каравон»

1.

сарафан и рубаха «рукава»

1. 2.

борок

3. 4

↙ ↘

Фатка и кисейка хомут

Используемая литература:

1. История Лаишевского края // составители: К.М. Низаметдинов, И.Х. Халиуллин.- 1997.

2. История Татарстана 20-начало 21 века // Султанбеков Б.Ф.- Казань.-Татарское республиканское издательство «Хэтер».- 2006.

3. Русские праздники Лаишевского края // составитель: Н.Д. Бордюг.- 1997.

4. У истоков народной культуры: В помощь руководителям школ народной культуры. Составитель О.Н.Захарова. Брянск: ОМЦ «Народное творчество», 1992.

5. Филимонов Г. Месторождение песен. Из газеты «Республика Татарстан», №108 от 27.00.95.

6. Фотографии в приложении №6 автор Косова В.С.

Интернет – ресурсы:

1. https://yandex.ru/images/search?text – фото ансамбля «Каравон»

2. https://yandex.ru/images/search?pos – фото села Никольское

 

1У истоков народной культуры: В помощь руководителям школ народной культуры. Составитель О.Н.Захарова. Брянск: ОМЦ «Народное творчество», 1992

2Русские праздники Лаишевского края // Н.Д. Бондюг – 1997 – с.8

3Русские праздники Лаишевского края // Н.Д. Бондюг – 1997 – с. 10

4 История Лаишевского края // составители: К.М. Низаметдинов, И.Х. Халиуллин.- 1997.

5Русские праздники Лаишевского края // Н.Д. Бондюг – 1997 – с. 11

6Русские праздники Лаишевского края // Н.Д. Бордюг – 1997 – с.9

7Бордюг Н.Д. О песенной культуре Русского Никольского и прилегающих к нему деревень. Сб.статей «Каравон», Казань, 1995.

8 Филимонов Г. Месторождение песен. Из газеты «Республика Татарстан», №108 от 27.00.95.

9 Приложение 6

10Приложение 1

11Приложение 2

12Приложение 3

Просмотров работы: 242