I. ВВЕДЕНИЕ
Чтобы больше познать свою Малую Родину, происхождение его народа, культуру, традиции, обычаи, художественную, документальную и историческую литературу, мне пришлось побеседовать с коренными жителями. Чем больше узнаёшь, изучая историю Родины, села, деревни или хутора, тем больше возрастает чувство гордости к нашему
народу и его славному историческому прошлому.
Актуальность этой темы состоит в том, что она углубляет мои знания в краеведческой области, мне хотелось рассказать об этом своим одноклассникам. Поделиться своими знаниями на уроке кубановедения.
Цель работы: более полно и всесторонне изучить историю своего родного края и довести до других жителей моей великой страны.
Методика исследования:экскурсии по историческим местам хутора, данные из музея, встречи и рассказы хуторян.
II. МОЯ МАЛАЯ РОДИНА. ХУТОР НОВОКРЫМСКИЙ
Происхождение.
История является одной из наук, которая обеспечивает нас большой информацией и делится опытом.
Начну я с математических данных о своем хуторе.
ГРЕЧЕСКОЕ (с 1938 года село НО-ВОКРЫМСКОЕ) — селение основано в 1872 году, территориально относилось к 2 участку Полтавского полкового округа Темрюкского отдела.
Население.
Первыми жителями этого села стали беженцы из Турции, которые пришли сюда в 1864 году. По национальности они были греками, но могли хорошо разговаривать по-турецки. Сначала здесь поселилось 12 семей: Соракашиш Георгий, Тютюнчи Михаил, Каравас Михаил, Лавчи Дмитрий, Парсалов Иосиф, КирияковАнастас, Богас Константин, Чананиди А. Кудяов Харлампий, Баразанджи Харлампий, Адалу Григорий и др.
В январе 1891 года село Греческое состояло из 78 дворов, без учёта священника с семьёй, 2 общественных и 88 частных домов. В селе действовали 3 лавки, 1 питейное заведение, 1 кузница, 3 водяных и 1 паровая мельницы. Население состояло из 219 мужчин и 229 женщин, из них коренных жителей мужчин — 98, женщин — 129. Состав населения села формировался из переселенцев из Турции, в том числе выходцев из Трапезунда (Метакса), Самсуна (Михайлиди). Из хранящихся в государственном архиве Краснодарского края рапортов сельского старосты Михаила Караваса о состоянии Греческого селения за 1889 и 1891 годы известно, что под посевами хлеба было 457 десятин земли, под толокою (парами) — 267, под сенокосом 200 десятин 1600 косых саженей. Собран урожай яровой пшеницы — 33 четверти и 3 меры, озимой — 661 четверть и 2 меры, ячменя 16 четвертей и 8 мер, овса 6 четвертей и 6 мер, картофеля 40 четвертей и 1 мера, кукурузы 423 четверти и 3 меры, сена 687 копен.В 1888 году построена каменная церковь Святого Георгия. Священником села Греческого в 1899 году был Попандопуло Илья Константинович.В 1898 году в селе действовало греческое сельское одноклассное училище, попечителем которого в 1899-1900гг. был купец Георгий Кузьмич Мавропуло, учителями Феодосий Николаевич Филиппиди (1899 г.), Георгий Лукич Иванов(1900 г.), Давид Харлампиевич Муратов (1908 г.), законоучитель священник Феодосий Николаевич Филиппиди (1914 г.) В 1891 году в нём обучались 30 учеников и 4 ученицы.В разное время старостами селения Греческого были Михаил Каравас (1878, 1891 гг.), ПанайотКомул и Михаил Саракашиш (1883 г.).На 1908 год селение состояло из 275 дворов, 1140 душ обоего пола, национальность коренного населения-греки.
Занятие.
По данным переписи 1926 года село Греческое территориально относилось к Греческому сельсовету Крымского района и состояло из 175 хозяйств, количество населения обоего пола — 1068 человек. Основной национальный состав греки (первые по количеству населения) и казаки. На территории селения находились 154 греческих хозяйства, общим количеством населения обоего пола — 949 человек, раньше люди жили в горах и занимались скотоводством.
Придя в эти места, греки обратились с просьбой к атаману станицы Крымской, чтобы им разрешили поселиться здесь, жить постоянно, заниматься земледелием, скотоводством и табаководством. Им было выдано разрешение на создание села. С большим желанием, очень старательно начали они застройку селения. Греки в течение короткого времени построили каждой семье домик, сараи, а также выстроили небольшую церковь. Свое село они назвали Кудако, по имени реки, протекавшей около этого села.Жители начали осваивать землю путем постепенной раскорчевки леса. Главным занятием греков было земледелие и скотоводство. Основными видами культур были пшеница, кукуруза, табак и виноград. Позже жители села стали заниматься садоводством и виноградарством. Крестьяне получали землю на каждую семью, жили единолично. Землю возделывали вручную, на волах и лошадях. Первым старостой в селе был Соракашиш Георгий Иванович, который пользовался большим уважением и любовью среди населения. Продолжительное время в селе старшим начальником был Семенов, который управлял населением, имел в руках высшую власть. Власть в селе находилась в руках богатых, а бедные работали на богатых, батрачили у них. В селе имелись кулацкие хозяйства, немало было и зажиточных семей.
Образование
В 1898 году в селе построили большую каменную церковь, в это же время была построена церковно-приходская школа, где обучались дети до 3-4 классов. К этому времени в селе насчитывалось крестьянских хозяйств, появилось много детей школьного возраста. Назрела острая необходимость в создании семилетней школы, которая была построена в селе в 1930 году. В школе обучение детей проходило на греческом языке, так как жили здесь в основном греки.
С 1937 года семилетняя школа перешла на обучение на русском языке и получила наименование неполной средней школы номер 33, которую посещали дети с. Ново-Крымского и близащие сёла и хоторов: Даманки, Сернышного, Корундже, Подгорного. Учителями работали Гудков Сергей Михайлович, Красникова Анастасия Александровна, супруги Чефтеловы Георгий Дмитриевич и Евгения Харлампиевна; Кутюкиди Мария Диагеевна.
Директором школы был Хрисахаиди Константин Александрович. Детям очень трудно давался русский язык. Они знали кроме греческого ещё и турецкий язык. Благодаря кропотливой работе учителей школа перешла на преподавание на русском языке.
Колхоз
В 1932-1933 годы был организован колхоз (Победа Октября), председателем которого был Триандафилов. В колхоз вступили первыми Саракашиш Дмитрий Ильич, Павлиди Мария Ачоглу, Георгиади Василий - семьи беднейшей части населения. Первые организаторы колхоза. Победа Октября в хуторе Греческом в 1928 году Верхний ряд. Слева направо: СаракашишКерекия, ПердофоридиДеспина, КирияковаКерекия, Лазариди Анастасия, СернешлиСофия,ЧирикидиОльга,Власенко Мария, Второй ряд: Врандопуло Матрена, Мельничук Акулина, Павлиди Мария, Хаджисава Елена, Семерджи София, Димитриади Наталья. Третий ряд: Георгиади Василий, Кудялов Иван, Хрисандов Алексей, Саракашиш Дмитрий, Власенко Иван.
Медведев Алексей Александрович, председатель Ново-Крымского сельского Совета с 1948 года по 1952г. После изгнания немцев с нашей земли восстанавливал разрушены хозяйство в селе Ново-Крымском. Участник и инвалид Отечественной войны, он много приложил усилий, чтобы село было благоустроенным. Большую помощь оказал в восстановлении школы, и в строительстве домов колхозников. Погиб трагически в 1953 году в автомобильной катастрофе.
В колхозе шла активно работа по воспитанию дошкольников. В 1962 году построено здание детского сада на 70 мест, где для детей созданы хорошие условия: много игрушек, новые оборудование, а самое главное-хорошие няни и воспитатели. Крепки обычаи в нашем селе. Особенно интересными бывают народные свадьбы, на которые приглашаются почти все жители села. Красивы национальные танцы в сопровождении так называемые "каменче", наподобие скрипки и составленных небольших припевок на греческом языке... Свадьба у колхозника Саракашиш Дмитрий Ильича. Выдаёт дочь Керекию за Иванова Константина.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Сейчас хутор Новокрымский находится в Молдаванском сельском поселении Крымского района
Оно расположено в широкой низменной долине, окружений со всех сторон густыми лиственными лесами и невысокими холмами. Место здесь очень красивое и живописное. Богатая природа южного края привлекала к себе многих людей.
На хуторе располагается 6 улиц: ул. Виноградная, ул. Восточная, ул. Пионерская, ул. Полины Белкиной, ул. Фроловой, ул. Шоссейная.В 2010 году население составляло 371 человек.
Чтобы бы мой рассказ получился интересным, я предлагаю фильм о моем селе
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Данныеи материалы хуторского музея.”
Данные и материалы школьного музея села Молдаванского
Видео документального фильма. Историк краевед, писатель Юрий Кочериди
Беседы с жителями села, Анастас Попавндопуло