1. Введение
Театр играет важную роль в формировании нашего внутреннего мира. Театральные постановки прививают нам любовь к литературе, развивают творчество, воспитывают доброту, любовь к прекрасному. В моей семье является традиционным посещение театра несколько раз в год. Сборы в театр проходят в атмосфере ожидания праздника, радостного оживления.
Первый раз я пошел в театр в 4 года на премьеру сказки «Летучий корабль». До сих пор помню это событие, торжественность момента и массу положительных эмоций от спектакля.
В настоящее время театр интенсивно развивается, в спектаклях применяются различные спецэффекты, репертуар постановок для юного зрителя постоянно расширяется. Несмотря на это, количество желающих посещать спектакли с детьми уменьшается, у детей появляются другие увлечения, и театру уже не уделяют того внимания, что было раньше. Я вижу, что дети с большим удовольствием идут в кинотеатр на премьеры мультфильмов, в развлекательные центры, в цирк. В свете данной проблемы мне кажется актуальной тема привлечения в театр именно юного зрителя.
Целью проекта является изучение способов привлечения в театр юного зрителя.
Задачи: 1. Провести исследование интересов учеников начальной школы;
2. Изучить историю развития театра для детей на примере Ставропольского государственного краевого театра оперетты;
3. Рассмотреть, какие способы привлечения юного зрителя были использованы в ХХ-ХХI вв. в нашем театре;
4. Наметить дальнейшие перспективы исследования изложенной проблемы;
5. Составить рекомендации для привлечения в театр юного зрителя.
Исследование было проведено в МБОУ СОШ № 1 г.Пятигорска и Ставропольском государственном краевом театре оперетты в период с 25 декабря 2018 года по 5 февраля 2019 года.
Изучение истории развития театра для детей
Исследование мы начали с изучения литературных источников о деятельности Ставропольского государственного краевого театра оперетты. При этом использовал интернет-источники, но основные сведения по теме исследования были получены в литературно-драматической части театра из книг, статей, афиш и бесед с сотрудниками театра.
В результате изучения истории развития театра для детей мы узнали, что здание, в котором располагается Ставропольский государственный краевой театр оперетты, было построено в 1914 г. как Народный дом для проведения культурного досуга «водяного общества». Годом основания театра считается 1939 год, но сведения о детских постановках до 1948 г. отсутствуют. Можно предположить, что детские спектакли появились не сразу.
Мы узнали, что 1 января 1945 года в театре впервые была проведена елка для детей, которых встречали артисты в костюмах Деда Мороза и Снегурочки. В тот день артистами балета было проведено три концерта для детей. Несколько тысяч юных пятигорчан получили подарки. С тех пор каждый год в театре устраивают елку для детей, готовят специальную программу и обязательно на сцене разыгрывают сказки, каждый год разные. Для некоторых артистов участие в детских утренниках стало традицией на долгие годы.
Несмотря на то, что детских постановок не было, родители водили детей на спектакли для взрослых, которые те смотрели, как завороженные. Масса проблем, которая в то время была в театре, не мешала режиссеру и артистам создавать эффектные зрелища. Г.А.Боровик, который в эти годы был учеником нашей школы № 1 и принимал участие в массовых театральных сценах, вспоминает, что всегда находили неординарный выход из сложных ситуаций. Например, вместо новеньких туфель актеры обували простые галоши, которые блестели, как лаковая обувь.
Заслуженный учитель РФ З.А. Тер-Татевосянц, которая работала в нашей школе, тоже делилась впечатлениями от первого посещения театра, когда она была еще ребенком: «…это детские впечатления. Мама сделала мне роскошный подарок: купила билет в театр. Это было волшебство. Все необыкновенно…»
Первая детская постановка «Василиса Прекрасная» появилась в 1948 году. Это был новый период в жизни театра. Труппа постоянно пополнялась новыми актерами, театр гастролировал по России. В 1953 г. в театре состоялась премьера новой сказки «Хрустальный башмачок», а в 1960 г. появился первый балет для детей «Кот в сапогах».
В 80-е годы было отмечено снижение зрительского интереса к театральным постановкам, в том числе и у детей, появились другие интересы. Режиссер Л.Сонин, дирижер Л. Морозовский, балетмейстер Г.Ваховский поставили задачу вернуть зрителя в театр. В театре начался поиск новых форм привлечения зрителя. В этот период в газете «Кавказская здравница» появился очерк А.Иванова «Чудеса по субботам». В этом очерке рассказывалось об интересном начинании, которое появилось в театре. Под девизом «Любовь к искусству нужно воспитывать с детства» были организованы театральные субботы для детей школьного возраста. Это было нечто вроде клуба «Твой друг – волшебник-театр», у которого была своя программа. Школы города поддержали этот проект и отправили учеников на необычные занятия. Так с помощью таланта и опыта руководителя театра были переломлены негативные настроения, царившие в обществе того времени.
В 80-е гг. был поставлен ряд новых постановок: «Не бей девчонок» (1981), «Зайка-почтальон» (1987), «День рождения кота Леопольда» (1987), «Золотой цыпленок» (1988), «Кто рассмешит царевну Несмеяну» (1988), «Кот в сапогах» (1988).
В настоящее время в нашем театре постоянно обновляется репертуар. За последние годы в афише театра появилось около двух десятков спектаклей, были поставлены такие детские сказки, как «Муха-Цокотуха», «Золушка», «Красная Шапочка», «Чиполлино», «Приключения Буратино», «Дюймовочка» и другие. Декорации в театре выполнены с большой любовью, полностью соответствуют замыслу режиссера, усиливают эмоциональное восприятие спектакля. Особенно проявляется фантазия художника в музыкальных сказках. «Красная шапочка», «Муха-Цокотуха», «Приключения Буратино», «Чиполлино», «Маугли» и другие радуют глаз свежестью идей, насыщенностью цветовой гаммы, настроением. В постановках применяются спецэффекты.
В театре постоянно ведется поиск новых форм привлечения зрителей, и в первую очередь внимание уделяется детям. Так, театр проводит конкурсы рисунков по сказкам, которые ставят в театре. Жюри конкурса отбирает лучшие работы, затем проводят праздник на театральной площади и торжественно вручают подарки победителям. Существует театральный абонемент для школьников города, проводятся литературные вечера, музыкальные гостиные.
Несколько раз в году театр проводит праздники для детей. Начинается праздник около входа в театр, где проходит театрализованное представление-интермедия с участием артистов театра и юных помощников из детской студии. Дети участвуют в веселых конкурсах, исполняют вместе со сказочными персонажами танцы, отвечают на вопросы ведущих и получают призы. После этого заходят в театр на спектакль-концерт по мотивам сказок. После спектакля ребята получают еще и сладкий приз – мороженое.
В нашем городе существует детская студия, руководит которой артист Ставропольского государственного краевого театра оперетты, почетный деятель искусств Ставропольского края Николай Сергеевич Качанович. Маленькие актеры участвуют в театральных постановках на большой сцене.
Мы уже не можем себе представить Пятигорск без нашего театра. Это неотъемлемая часть нашего замечательного города, его культурная составляющая. Я люблю наш театр, люблю его атмосферу, его уют, радушие сотрудников, которые с таким желанием и любовью делятся историей и своими впечатлениями. Здесь ставятся спектакли, которые воспитывают лучшие человеческие качества. Яркие костюмы, красочные декорации, эмоциональная игра артистов, выразительная музыка, танцевальные композиции притягивают нас в театр снова и снова.
Для объективности исследования мы взяли интервью у заведующей литературно-драматической частью театра Нелли Борисовны Вагнер:
1. Как Вам кажется, увеличивается ли количество семей, которые интересуются театром?
- Да, с каждым годом количество посетителей увеличивается, родители приводят в театр совсем маленьких детей, которые с удовольствием смотрят сказки. А потом эти семьи становятся постоянными зрителями, ходят сами и приводят детей на все сказки. Многих родителей мы уже узнаем. Показательным является то, что билеты на детские постановки раскупают заранее, даже за несколько месяцев. Зал в эти дни всегда полный.
2. Улучшилось ли качество игры актеров, на Ваш взгляд?
- Думаю, да. В настоящее время много молодых талантливых актеров влилось в наш коллектив. Они все выпускники консерваторий, качество обучения в которых ориентировано на современные требования. Наши актеры постоянно повышают свою квалификацию на курсах, участвуют в различных семинарах, конференциях.
3. Что нового появилось в театре для детей?
- В театре постоянно обновляется репертуар, за год выходит несколько премьер, постановки отличаются интересными авторскими находками. С развитием технологий улучшилось качество декораций, появились необыкновенные костюмы, в постановках используют интересные спецэффекты.
У нас проводят детские праздники, посвященные театру, когда представление начинается уже на площади у входа. Актеры в костюмах проводят с детьми игры, общаются с ними, а потом зрителей приглашают на спектакль-сказку.
4. Что привлекает детей в театре на Ваш взгляд?
- Детей привлекает интересный сюжет сказки, зрелищность постановки, возможность увидеть живую игру актеров, музыка, танец.
5. Что бы Вы предложили нового для привлечения детей в театр?
- У нас замечательный режиссер, у которого много неординарных идей, касающихся постановок. Мне кажется, с первого класса необходимо систематически всем классом посещать детские спектакли, а потом делиться впечатлениями, обсуждать увиденное на уроках литературного чтения, рисования, технологии, окружающего мира и др. Это все позволит приобщить детей к театральному искусству, воспитывать вкус.
Результаты интервью показывают, что театр стремительно развивается. Появляется много новых постановок для детей по старым и новым сказкам, улучшается игра актеров, появляются красивые яркие костюмы, новые декорации, много спецэффектов. В театр приходят молодые талантливые артисты. Многие родители приучают детей к театральному искусству с раннего детства. Здесь проводится много интересных мероприятий для детей. К сожалению, о некоторых мы узнали только в ходе нашего исследования.
Изучение истории театра позволяет увидеть, как развивался театр, когда появились первые постановки, какие мероприятия проводили в театре для детей. Познавательным в рамках нашего исследования было изучение способов привлечения юных зрителей в театр.
Исследование отношения детей к театру
Для изучения интересов учеников начальной школы мы выбрали экспериментальную группу, которую представили ученики 3Б класса МБОУ СОШ № 1 в количестве 35 человек. Ребятам было предложено пройти тестирование по теме «Театр и я» (Приложение 1). Вопросы тестирования изложены в приложении 1. Дети могли дать по желанию несколько ответов на один вопрос. Результаты тестирования мы проанализировали и обобщили в диаграммах 1 и 2.
Ответы на первый вопрос показали, что у детей третьего класса много разнообразных интересов. Они предпочитают проводить досуг преимущественно в играх с друзьями (23 человека), любят ходить в кинотеатр (11 человек), смотреть телевизор (10 человек), несколько человек любят играть на компьютере (6 человек), ходить в развлекательный центр (8 человек) и театр (5 человек). Мы видим, что только 5 человек предпочитают проводить досуг в театре.
По результатам ответов на второй и третий вопросы мы видим, что родители водят детей в театр (11 человек), как и в кинотеатр, зоопарк и развлекательный центр, но дети предпочитают театру посещение с семьей кинотеатра (12 человек), цирка (14 человек), зоопарка (15 человек), развлекательного центра (12 человек). В театр захотели сходить с семьей только 6 человек.
Диаграмма 1.
Тема: «Театр и я»
Результаты второй части тестирования (вопрос 4) показали, что школьники в основном ходят в театр с родителями за компанию (19 человек), очень любят театральные постановки только 5 человек, не любят ходить в театр 4 человека. Заинтересовало то, что 7 школьников любят театр, но родители их не водят туда.
Пятый вопрос показал, что дети посещают театр очень редко – раз в полгода, а то и реже (27 человек), только 6 человек указали, что они посещают театр довольно часто. При этом практически все дети понимают значение театра для своего развития.
Диаграмма 2.
Тема: «Значение театра для меня»
4. Рекомендации по привлечению детей в театр
По результатам исследования мы можем предложить ряд практических рекомендаций по привлечению детей в театр.
Нам кажется очень эффективным коллективное посещение театра и дальнейшее обсуждение на уроках литературного чтения, написание мини-сочинений, в которых ребята поделятся впечатлениями, эмоциями от просмотра сказки. Можно на уроках технологии создать коллективный или индивидуальный проект, а на уроках изобразительного искусства – нарисовать понравившийся отрывок по теме спектакля.
Привлекать детей для участия в школьном театральном кружке, в классных инсценировках, в конкурсах чтецов.
Информировать школьников о праздниках и мероприятиях, которые устраивают артисты театра для детей.
Возобновить проведение театральных суббот в театре.
Проводить встречи с актерами театра, обсуждение просмотренных спектаклей.
Проводить экскурсии по театру, его музею, знакомить детей с работой цехов.
5. Формирование положительного отношения к театру
В ходе нашего исследования мы решили последовать некоторым практическим рекомендациям для привлечения в театр юных зрителей. Мы всем классом сходили на постановку сказки «Огниво» в наш театр, а после этого на уроке изобразительного искусства выражали свои впечатления от театра красками. Одноклассники в своих рисунках изобразили отношение к театру, поделились впечатлениями от увиденной сказки.
Затем мы пригласили на встречу артиста театра Николая Сергеевича Качановича. Он рассказал ребятам о том, как ставили сказку, создавали костюмы, декорации, изобретали спецэффекты, чтобы порадовать юных зрителей. Почетный деятель искусств поведал нам, с каким трепетом в театре относятся к детским постановкам, потому что считают нас самыми строгими судьями. Мы в свою очередь поделились впечатлениями от просмотра сказки и, конечно, задали массу вопросов о жизни театра в целом.
После перечисленных мероприятий мы провели повторный опрос учеников нашего класса с целью проследить, изменилось ли отношение к театру у учеников нашего класса:
Понравилась сказка «Огниво»?
Пойдешь ли на другую сказку в театр?
Попросишь ли родителей водить тебя в театр чаще?
Хотел(а) бы пойти в музей театра, посмотреть цеха?
Результаты опроса мы представили в диаграмме 3.
Диаграмма 3.
Мы увидели, что тема театра заинтересовала ребят. 30 одноклассников с удовольствием вспоминают о просмотре сказки «Огниво», выражая при этом массу положительных эмоций. Еще раз в театр собрались идти 33 человека. После встречи с артистом театра, его красочным описанием таинственных цехов, музея все единогласно захотели пойти в театр на экскурсию, чтобы увидеть это своими глазами.
Заключение
В ходе нашего исследования мы изучили историю развития театра для детей на примере Ставропольского государственного краевого театра оперетты. Побывали в литературно-драматической части театра, в музее театра, побеседовали с сотрудниками и артистами. Мы также рассмотрели способы поддержания зрительского интереса в истории театра, изучили пути привлечения в театр юного зрителя, которые использовали раньше и сейчас, предложили свои. После проведения исследования интересов учеников начальной школы (на примере своего класса) мы провели работу по формированию положительного отношения к театру и воспитанию культуры юного зрителя.
Театр помогает нам развиваться, познавать мир, познавать себя, погружаясь в волшебство, сказку. Игра актеров завораживает, тем более, когда видишь перед собой живых людей, чувствуешь себя причастным к этой иллюзии. Мы всегда ждем от встречи с театром чудес и открытий, нас привлекает яркость, праздничность, зрелищность, красота, сопереживание и обязательная победа добра над злом.
В дальнейшем нам представляется интересным и значимым изучение способов формирования положительного отношения к театру в истории России, составление и уточнение рекомендаций для формирования положительного отношения к театру и развития культуры юного зрителя.
Список использованной литературы
Андерсен Ханс Кристиан Огниво. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014, 32с.
Вагнер Н.Б. К «Дюймовочке» на елку. – Пятигорская правда, Пятигорск. 2004. 25 декабря.
Вагнер Н.Б.Маугли, Акела, Багира и все, все, все. Ставропольская правда. Ставрополь. 2017. 8 июня.
Илзе Лиепа: Театральные сказки. М.: Рипол-Классик, 2015 г. 80 с.
Коваленко А.Н. Ставропольскому театру оперетты 70 лет. – Пятигорск: Вестник Кавказа, 2009. 190 с.
Кондратенко А. Театр. - ИД Мещерякова, 2016. 32 с.
Ломовцев Ю.О. «Представление начинается... История русского театра». – Белый город. 2016, 48 с.
Мальцева Ю. Праздник для детей. Пятигорская правда. Пятигорск. 2017. 28 декабря.
Николаева М. Хоровод у новогодней елки. Пятигорский городовой. Пятигорск. № 52 (445). 2016. 28 декабря.
Павлова Т. Путешествие в страну сказок. – Пятигорская правда. Пятигорск. 2016. 02 февраля.
Юхно Н. Время сказок и чудес. – Кавказская здравница. Минеральные воды. 2016. 07 января.
Пятигорский театр Оперетты: История театра http://operetta.su/page/history
Пятигорск, театр оперетты: репертуар, история, отзывы - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/214953/pyatigorsk-teatr-operettyi-repertuar-istoriya-otzyivyi http://fb.ru/article/214953/pyatigorsk-teatr-operettyi-repertuar-istoriya-otzyivyi
Ставропольский государственный краевой театр оперетты https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1329054
Приложение 1.
Тестирование для учеников начальной школы по теме «Театр и я»
Как ты предпочитаешь проводить досуг?
А) смотреть телевизор в) играть на компьютере
Б) играть с друзьями г) пойти в цирк
Д) сходить в кинотеатр е) сходить в театр
Какие мероприятия ты посетил с семьей в третьем классе?
А) цирк б) зоопарк
В) кинотеатр г) развлекательный центр
Д) театр
Куда бы ты хотел пойти с семьей?
А) цирк б) зоопарк
В) кинотеатр г) развлекательный центр
Д) театр
4. Любишь ли ты посещать театр?
А) Да, я очень люблю театральные представления и часто хожу в театр!
Б) Иногда хожу в театр с родителями за компанию.
В) Нет, я не люблю театр, есть много других интересных развлечений.
Г) Я люблю театр, но меня не водят родители.
5. Как часто ты ходишь в театр?
А) Довольно часто
Б) Редко, раз в полгода, а то и реже
В) Я не хожу в театр
Как ты оцениваешь значение театра для своего развития?
А) театр имеет большое значение для моего развития
Б) театр положительно влияет на мое развитие
В) театр не влияет на мое развитие