ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Лукьянов М.В. 1Обласов К.В. 1Староста А.Р. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная школа № 30 г. Сургута
Скоробогатова В.А. 1
1МБОУ НШ № 30
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В начале декабря Ханты-Мансийский автономный округ-Югра празднует свой день рождения. В связи с этим в нашем образовательном учреждении проходила декада краеведения, во время которой мы узнали много интересного о родном крае и обычаях коренных народов округа. Народы ханты и манси бережно сохраняют свои вековые традиции, передают их от поколения к поколению, в том числе и национальные игры [3].

Игра – это не только развлечение, это способ чему-то научиться. У каждой народной игры есть своя цель, которая помогает ребенку узнать что-то, что пригодится ему во взрослой жизни. Через игру дети приобщаются к традициям своего народа, узнают обычаи и обряды, проникаются национальным духом, учатся важным жизненным навыкам. Игры нам очень понравились своей самобытностью, и мы постарались как можно больше узнать о них, так как в настоящее время народная игра практически исчезла из нашего детства, мы не знаем названий многих игр и правил, по которым в них надо играть.

Цель нашей работы – изучение традиционных игр народов ханты и манси.

Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:

Проанализировать программу учебного курса «Окружающий мир» и курса внеурочной деятельности «Югра – моё наследие»;

Изучить печатные и интернет-источники, найти описание игр народов ханты и манси;

Определить практическое применение народных игр в школьной жизни.

На первом этапе нашей работы мы проанализировали содержание учебного курса «Окружающий мир» и курса внеурочной деятельности «Югра – моё наследие». В учебных пособиях по предмету «Окружающий мир» информация отсутствует. В курсе внеурочной деятельности тема народных игр ханты и манси затронута лишь частично. Проанализировав имеющуюся литературу школьной библиотеки, мы установили, что в наличии имеются книги о народах ханты и манси, их обычаях, обрядах, образе жизни, но источники, содержащие описание народных игр с правилами и порядком их проведения, отсутствуют.

Доступные интернет источники позволили нам ознакомиться с играми коренных народов нашего края. Эти игры не требуют особых умений и инвентаря, и в них можно поиграть на перемене [4, 5, 6].

Немного об играх коренных народов Севера

Как мы узнали, игры ханты и манси зародились в далеком прошлом в недрах народного быта [1]. Коренные народы Севера готовили своих детей к жизни в суровых условиях при помощи игр – на свежем воздухе дети много двигались, тренировали силу рук и ног, развивали глазомер и ловкость, укреплялось их здоровье. Для таких игр не требовался сложный инвентарь, правила были просты и понятны каждому ребенку, легко запоминались.

Игры коренных народов были основным средством приобщения детей к трудовой деятельности (охоте, рыболовству, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства) [2]. Для каждого возраста игра имеет свои особенности.

Игры для малышей от рождения до 3 лет способствуют их физическому и умственному развитию, обучают их первоначальным жизненно важным двигательным навыкам, физически закаливают. Большинство игр детей этого возраста являются подражанием взрослым и не имеют правил. В этом возрасте игры развивают навыки лазанья, ходьбы, бега, а также других движений. С помощью игр с традиционными игрушками дети не только развиваются физически, но и познают семейный быт.

Дети постарше (от 3 до 6 лет) в своих играх осваивают навыки ведения домашнего хозяйства и традиционного образа жизни своего народа. На этом этапе игры и игрушки помогают детям познавать и закреплять связи с традиционной бытовой культурой, способствуют осознанию своего пола. В этот период у девочек появляются игры и игрушки, приучающие их к труду женщины-хозяйки, будущей матери. Это куклы (акань) из дерева, ланк акань – из беличьих хвостов, ваз акань – из утиного клюва, маленькие люльки, маленькие чумы (ай-хот), отдельные части одежды, блюда, ложки, кузовки, игольницы, коробочки со швейными принадлежностями.

Среди девочек были широко распространены игры, направленные на овладение навыками ведения домашнего хозяйства: «Очаг (Рат хар)», «Игра в куклы (Пакилэли Анки-Ати)» и другие.

Мальчики этого возраста играли луком и стрелами, маленькими лодками, нартами, моделями капканов, ловушек, частями рыболовецких сетей, упряжью для оленей и собак из кожи, сукна, тряпочек. В процессе игры дети изображают различные эпизоды процесса обработки рыбы, пойманной взрослыми, заменяя рыбу палочками, «ловят» ее, связывают в связки, развешивают для сушки.

Многие игры народов ханты и манси очень похожи на уже хорошо известные нам игры. Например, «Море волнуется» очень похоже на игру «Солнце», «Отбивка оленей» на «Перестрелку».

2. Традиционные игры народов ханты и манси в начальной школе

Проанализировав и систематизировав полученную информацию, мы решили попробовать провести несколько игр с учениками нашего класса во время перемен. Каждый день мы разучивали по одной игре и играли в них. В первый день в игру включились не все ученики нашего класса: 15 человек играли, остальные продолжали заниматься своими делами. На следующий день мы наблюдали, что количество игроков увеличилось, а уже на третий день и до конца недели в игре участвовали все ребята.

В конце недели был проведен классный час, на котором мы закрепили полученные знания, поговорили о культуре коренных народов нашего края, поделились своими впечатлениями о проведённых играх.

Мы провели опрос среди учеников нашего класса (анкета приведена в приложении 1). В опросе принимали участие 23 человека. В результате анализа анкет мы получили следующие результаты, которые представили в диаграмме (см. приложение 2).

Из данных диаграммы видно, что большинство обучающихся (19 из 23, принимавших участие в опросе) получили новую информацию об играх народов Севера. Один ученик затруднился ответить, а трое не узнали ничего нового.

На вопрос «Понравилось ли тебе играть в народные игры?», все ребята ответили «Да».

По третьему вопросу мнения разделились. 17 учеников ответили, что у них улучшается настроение после игр. Один затруднился ответить и пять – не заметили изменений в своём настроении.

Среди ответов на четвёртый вопрос «Считаешь ли ты народные игры полезными для здоровья?», мы получили следующие результаты: «Да» - 15 учеников, «Нет» - 2 ученика, «Не знаю» - 6.

И на последний вопрос анкеты 21 ученик ответил, что научит своих родственников или друзей играть в игры народов Севера. Двое учащихся затруднились с ответом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сложно переоценить значение игры в развитии ребёнка. Игра является не только развлечением, но и обучает детей взаимодействовать друг с другом, объединяет, улучшает эмоциональное состояние каждого из нас, способствует сплочению нашего коллектива.

В ходе изучения народных игр мы столкнулись с тем, что рассматриваемая нами тема недостаточно освещена в учебной литературе по школьной программе, но в интернет ресурсах можно найти много доступной информации.

Изучив различные источники, мы узнали, что для каждого возраста игра имеет свои особенности. Малыши, в основном, играют в игры, в которых нет правил, а дети постарше участвуют в более сложных играх, направленных на развитие социально-бытовых навыков.

Мы пришли к выводу, что игры народов ханты и манси малозатратны по времени, используемым ресурсам, не требуют определенных знаний, легко запоминаются, среди них есть подвижные и малоподвижные. Поэтому возможно их проведение во время перемен, динамических пауз, уроков различной направленности.

Полученные нами знания были обобщены в сборник «Игры народов ханты и манси», который могут использовать как учителя, так и школьники (Приложение 3).

Список литературы

Казакова Е.А. Игры мансийской деревни// Югра. 1991. №2.

Прокопенко В.В. Игры сургутских ханты в режиме школьника. – Екатеринбург, 1992.

Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа: [в 3 т. / гл. ред. Г. Ф. Шафранов-Куцев]. – Ханты-Мансийск: ИД «Сократ» 2000.

http://kladraz.ru/blogs/oksana-viktorovna-vesnina/igry-i-igrushki-narodov-hanty-i-mansi.html [Электронный ресурс]

https://урок.рф/library/vneklassnoe_meropriyatie_hantijskie_zabavi_112441.html [Электронный ресурс]

https://studbooks.net/1133094/kulturologiya/traditsionnye_igry_sostyazaniya_narodov_mansi [Электронный ресурс]

Приложение 1

Анкета

Узнал ли ты что-то новое об играх народов ханты и манси?

Понравилось ли тебе играть в игры, которые мы проводили на переменах?

Улучшается ли твоё настроение после игры?

Считаешь ли ты эти игры полезными для здоровья?

Научишь ли ты своих родственников или друзей играть в эти игры?

Приложение 2

Приложение 3

Просмотров работы: 974