Одежда - традиционный народный костюм

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Одежда - традиционный народный костюм

Орлова К.А. 1
1МАУДО «Центр детского творчества»
Рябинина Л.М. 1
1МАУДО "Центр детского творчества"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация.

Актуальность выбранной проблемы вызвана тем, что у каждого народа есть свои, сложенные веками, традиции, обычаи, и, соответственно, свои оригинальные и неповторимые национальные наряды. Каждый человек обязан знать историю своей нации. Принадлежность к определенным вековым традициям и обычаям даёт ему ощущение значимости в жизни.

Цель научно-исследовательской работы состоит в более подробном изучении традиционного народного костюма.

Предмет моего исследования: русский национальный костюм, одежда новгородцев и рушан.

Объект исследования: история русского национального костюма и одежда Старорусского и Новгородского края с XVIII-XX вв.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

Выявление источников по данной теме;

Выяснение материала о традиционных народных костюмах.

Методологической основой работы являются принципы научной обоснованности.

Новизна исследования заключается в том, что сделана попытка комплексного исследования истории русской народной одежды, ее традиций.

Структура исследования обусловлена задачами исследования.

Результативность исследования Русская народная одежда — хранительница исконной народной культуры, достояние нашего народа, летопись народных обычаев — один из памятников русской национальной культуры. Люди долго хранили заветы старины в художественном образе народного жилища, предметов быта, народном костюме.

Возрождение народных традиций наблюдается в возобновлении календарных старинных праздников, в элементах современной одежды, в интересе, который люди стали проявлять к своей национальной культуре.

Хотя традиционный костюм сейчас является только частью богатой русской истории, многие  используют его детали при создании современных нарядов. Сейчас в тренде этнический стиль, поэтому каждой красивой женщине стоит обратить внимание на подобную одежду.

Введение.

Россию населяют народы различных национальностей: русские, татары, мордва, удмурты, башкиры, чуваши, калмыки и др.. Каждая нация ценит и бережно хранит свою индивидуальную, богатую культуру, и, особенно, свои народные костюмы.

С давних времен на Руси все национальные костюмы имели неповторимые особенности в зависимости от региона и нации и подразделялись на повседневные и праздничные.

Судить о человеке можно было по одежде, откуда он родом, к какой нации и социальному классу принадлежит. Во всех национальных костюмах, особенно в их отделке, издавна заложена символичная, свойственная только определенной нации информация об обычаях, роде, занятиях и разнообразных событиях.

Покрой одежды, их орнамент и детали, вобрали в себя индивидуальную особенность всех российских народов — красоту и трудолюбие.

Для своего исследования, я выбрала тему: «Одежда – традиционный народный костюм», потому что каждый человек обязан знать историю своей нации. Принадлежность к определенным вековым традициям и обычаям даёт ему в жизни ощущение значимости.

Цель исследования: изучение материалов русского национального костюма на примере старинной одежды Новгородского края.

Задачи исследования:

Выявление источников, содержащих информацию о русском национальном костюме;

Выяснение материала о традиционном народном костюме.

Методы исследования:

Ознакомление с историей русского национального костюма XVIII-XX вв.;

Поиск, подбор и изучение литературы об истории русского национального костюма и одежды девушек и женщин нашего края;

Анализ найденных материалов и их обобщение.

Практическая значимость исследования:

Для учащихся в общеобразовательных организациях, на уроках обществознания и на занятиях краеведения, по теме «Русские традиции».

Гипотеза исследования:

Русская народная одежда — хранитель исконной народной культуры, достояние нашего народа, летопись народных обычаев — один из памятников русской национальной культуры.

Основная часть.

1. Особенности национального костюма.

Народные костюмы России были разными, в зависимости от географического положения.

На Руси национальный костюм всегда имел особенности, в зависимости, от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.

Особенно у женщин наряд был многослойным. На рубаху надевали запашную поневу, сверху «запон» или передник, потом фартук. Вся одежда была свободного покроя.

Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент — пояс. Эта деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.

Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Для наших предков она несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.

Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.

Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.

Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.

Рубаха - это основной элемент одежды всех русских людей, независимо от пола, возраста или социального положения. Различия были в основном в ткани, из которой ее шили, и в богатстве украшений (Приложение I). Например, детская рубаха, делалась чаще всего из старой одежды родителей и имела минимум вышивки. Во многих областях дети до 12 лет кроме нее ничего не носили. Все народные костюмы России обязательно включали в свой состав этот предмет одежды. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие — из шёлка.

Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи.

Сарафан – самая распространенная женская одежда (Приложение II). Сначала сарафан имел вид платья без рукавов, одеваемого через голову. Позже они стали более разнообразными. Сарафаны были также нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Их шили не только из домотканого холста, но и из парчи, атласа и шелка. Обшивались сарафаны полосами цветной материи, тесьмой и атласной лентой. Иногда их расшивали вышивкой или украшали аппликацией.

В южных областях России вместо сарафана надевали поверх рубахи поневу (Приложение III). Это юбка, сшитая из трех полотнищ шерстяной ткани. Ткали материю дома, чередуя шерстяную и конопляную нить. Это создавало на ткани узор из клеток. Поневы украшали бахромой, кистями, блестками, и чем моложе была женщина, тем ярче украшалась ее юбка. Ее носили только замужние женщины.

Поверх поневы надевали передник, который назывался «занавеской» или «запоном» (Приложение IV). Его шили из прямого полотна ткани, перегнутого пополам с прорезанным по сгибу отверстием для головы. Передник красиво оформляли, украшая полосами узорчатой ткани или тесьмой.

Верхней одеждой была нагольная шуба — мехом внутрь. Более легким был «пониток» (Приложение V) — верхняя запашная одежда из толстого льняного или шерстяного домашнего сукна. Зимнюю одежду дополняли вязанные цветные варежки и чулки. Теплой одеждой была стеганая душегрейка из парчи или атласа с ватной подкладкой и часто отороченные мехом. Кроме шуб, носили «пониток» — теплую одежду из сукна.

Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов (Приложение VII). Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным.

На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.

А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин. По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок (убрус) (Приложение VI).

2. Одежда новгородцев и рушан XVIII-XX вв.

В Новгородской области преобладал комплекс одежды с сарафаном и юбкой-андараком.

Комплекс одежды с сарафаном – название это не русское, а персидское и обозначает «одетый с головы до ног», состоял из рубахи , сарафана, душегреи, головного убора на жесткой основе типа кокошника, кожаной обуви.

Комплекс одежды с юбкой-андараком включал в себя рубаху, шерстяную полосатую юбку, корсетку, широкий пояс, головной убор типа кокошника.

Наиболее распространенный вид новгородского праздничного головного убора – «кокошник» (плотная твердая шапочка). Его носили с сарафаном. Кокошники XVIII-XX вв. искусно расшиты речным жемчугом, украшены плетеными жемчужными и перламутровыми поднизями, золото-серебряным шитьем, цветной фольгой, гранеными стразами.

Головные уборы хранились в семьях, передавались по наследству из поколения в поколение и были непременной частью приданого зажиточной невесты.

Верхняя одежда, надевавшаяся при выходе на улицу зимой, весной и осенью, была одинаковой и для мужчин и для женщин, различало их только большее или меньшее количество украшений.

По всей России и у нас, на Новгородчине, мужчины и женщины зимой носили шубы и полушубки мехом внутрь, крытые тканью или нагольные. Весной и осенью – суконные кафтаны, зипуны, понёвки. Отправляясь в дальнюю дорогу, повсюду надевали зимой поверх шубы тулуп, а в весенне - осеннюю непогоду – армяк.

Четко различалась одежда детей, взрослых, стариков, холостых парней и девушек, женатых и замужних, вдовых, солдаток, старых дев и т. п.

Детей до пяти – семи лет обычно одевали одинаково. Мальчики и девочки ходили в рубахах, сшитых из родительских обносков, или донашивали одежду старших братьев и сестер.

Рубаху дополнял пояс. Только в подростковом возрасте у ребенка появлялась одежда, указывающая на пол. У мальчиков рубаха дополнялась штанами. Девочки получали возможность носить дешевые украшения: серьги, бусы, нанизанные из сухих ягод, косточек плодов, в ход пускались и разноцветные ленточки.

В будни основной одеждой девочки-подростка была подпоясанная рубаха. В праздники же она дополнялась сарафаном или юбкой. Верхней одежды дети и подростки не имели – по мере необходимости надевали одежду взрослых.

Костюм девушек и парней брачного возраста был сложнее детского. Составляло его большое количество вещей, сшитых обязательно из новой, а для праздников – и дорогой фабричной ткани (Приложение IX).

Костюм девушек в Новгородской губернии, где был распространён комплекс одежды с сарафаном, состоял из рубахи, сарафана, душегреи, обычно кожаной обуви. Обувью и в праздники и в будни служили лапти.

Девичий костюм от костюма женщин других возрастных групп отличался головным убором. Девушкам полагался головной убор, открывающий волосы сверху, что позволяло видеть спускающуюся по спине косу.

Костюм парней состоял из рубахи, подштанников, штанов, пояса, шапки, в некоторых районах жилета или пиджака. Парни и девушки всегда имели специально сшитую для них верхнюю одежду для зимы, весны и осени.

Для молодежного костюма было характерно множество украшений. Девушки надевали серьги, бусы, ожерелья, цепочки, кольца, браслеты; парни – цепочки, кулоны, кольца, шейные платки. Костюм дополнялся такими модными предметами туалета, как перчатки, зонтики, зеркальца – у девушек, брелки, часы, трости – у парней.

Костюм взрослых, т.е. женатых мужчин и женщин, отличался от костюма парней и девушек. Замужние женщины носили головные уборы, полностью закрывавшие волосы, которые были заплетены в две косы или завязаны узлом. Одежда мужчин и женщин была меньше украшена, чем одежда холостой молодежи.

Одежда стариков и старух приближалась по своему типу к детской. Она носилась без всяких украшений и шилась из материй белого или темного цвета. Не полагалось старикам и праздничного костюма.

Вдовы, вдовцы, солдатики, как и старики, носили траурную белую и черную одежду без украшений. Старые девы не имели права на ношение одежды замужних женщин. Они плели косу как девушки, покрывали голову платком. Им запрещалось надевать кокошник, сороку, носить поневу. Ходить они могли лишь в белой рубахе, темном сарафане, нагруднике.

Заключение

Изучив и проанализировав работы авторов: Андреевой А. Ю. «Русский народный костюм», Калашникова Н.М. «Народный костюм», Ефимовой Л. В. «Русский народный костюм», Васильева М. И., Васильевой С. Л. «Новгородский традиционный костюм» и других, я сделала следующие выводы:

Авторы этих работ хорошо раскрывают данную тему, расширяют наш взгляд на традиционный русский костюм. Каждый из них по-своему описывает его особенности. В целом получается более полная картина. Наиболее широко тему традиционного русского костюма раскрывает А. Ю. Андреева и Л. В. Ефимова. Особый интерес представляет книга С. Л. Васильевой, в которой автор дает подробную характеристику новгородского традиционного костюма.

Уникальные и содержательные материалы по данной теме представляют Н. И. Лебедева и С. Г. Маслова в своем произведении «Русская крестьянская одежда XIX – начале XX веков»

По мнению большинства исследователей российской истории и её традиций, по национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях. Наш народ издавна считался народом-земледельцем, и это, безусловно, повлияло и на особенности национального костюма: его орнамент, покрой, детали.

Основным отличием национального костюма была многослойность, богатство отделки и простой, прямой или слегка расклешенный силуэт. Талия не подчёркивалась. Цвета в основном были яркими, радостными.

Одежда в жизни человека играет если не главную, то, несомненно, одну из ключевых ролей. Одежда – часть истории. Когда мы смотрим исторический фильм, то по одежде можем без труда определить время и место происходящего. Костюм рассказывает нам многое о жизни народа, его обычаях, традициях.

Издавна одежда для человека значила многое. Она могла рассказать, где он родился, какого он возраста и сословия, чем занимается. Менялись времена, менялась и одежда. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Перья, банты, кружевные воротники, пышные юбки, кокошники… Нарядная одежда подчеркивала достоинство человека, его красоту.

В русском народном костюме существовало чёткое деление на повседневный и праздничный наряд.

Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения, праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20-ти предметов, а повседневный всего 7. Повседневная одежда шилась обычно из более дешёвых тканей, чем праздничная

Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным.

Русская народная одежда — хранитель исконной народной культуры, достояние нашего народа, летопись народных обычаев — один из памятников русской национальной культуры. Долго хранили люди заветы старины в художественном образе народного жилища, предметов быта, народном костюме. Нам ли забывать это?

Традиционный костюм сейчас является только частью богатой русской истории, многие  используют его детали при создании современных нарядов. Этнический стиль сейчас в тренде, поэтому обратить внимание на подобную одежду стоит каждой красивой женщине.

Выводы.

Красота, созданная народом, не умерла. Она получила новую жизнь. Все, что творили наши предки, что было настоящим произведением искусства, стало достоянием музеев, доступным для всех. Любуясь в музеях женскими нарядами, шитыми русским жемчугом, мы невольно испытываем чувство восхищения художественным мастерством безымянных мастериц, создавших все это, их тонким пониманием материала, колорита, их композиционным даром.

К прекрасным образцам народного костюма предыдущих поколений сегодня обращаются и народные мастера, художники- профессионалы и модельеры. На основе богатых традиций русского костюма и вышивки развиваются современные художественные промыслы. Элементы русского костюма присутствуют в современной моде.

Считаю, что я внесла значительный вклад в изучение данной темы.

Я подробно изучила:

«Особенности национального костюма»

«Одежда новгородцев и рушан XVIII-XX в.»

Таким образом, подтверждается гипотеза моего исследования, что русская народная одежда — хранитель исконной народной культуры, достояние нашего народа, летопись народных обычаев — один из памятников русской национальной культуры.

Моя исследовательская работа поможет обучающимся образовательных организаций в изучении темы «Одежда – традиционный народный костюм».

Список используемой литературы и источников:

Андреева А. Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг //Паритет; СПб; 2011.с 46

Васильев М. И., Васильева С. Л. Новгородский традиционный костюм. //СПб,2013 с 92

Ефимова Л. В. Русский народный костюм //М 1988 с63

Калашникова Н. М. Народный костюм 2002 с 124

Лебедева Н. И., Маслова Г. С. «Русская крестьянская одежда XIX – начала XX веков». М, 1967

Источники:

http://drevoroda.ru/interesting/articles/655/1770.html (дата обращения: 18.11.2018)

http://www.matrony.ru/osobennosti-nacionalnogo-russkogo-kostyuma/ (дата обращения 15.11.2018)

Приложение

Перечень прилагаемых фотографий:

Русская народная рубаха……………………………….…………………….Ⅰ

Виды сарафанов……………………………………………………..………..Ⅱ

Понева……………………………………………………....………………...Ⅲ

Передник надевался поверх поневы, который назывался «занавеской» или «запоном»…………………………………………………………………….Ⅳ

«Пониток» — верхняя запашная одежда из толстого льняного или шерстяного домашнего сукна .……………………………………………...Ⅴ

Платок (убрус) - по древнерусскому обычаю надевался поверх кики…..ⅤI

Разнообразие головных уборов …………………………………………..ⅥI

Кокошник Новгородской губернии………….…………………….…….ⅥII

Женский народный костюм Псковской и Новгородской губернии. 1916г…………………………………………………………………………IX

Русская народная рубаха.

Виды сарафанов

Понева

Передник надевался поверх поневы, который назывался «занавеской» или «запоном».

«Пониток» — верхняя запашная одежда из толстого льняного или шерстяного домашнего сукна.

Платок (убрус) - по древнерусскому обычаю надевался поверх кики.

Разнообразие головных уборов.

Кокошник Новгородской губернии

Женский народный костюм Псковской и Новгородской губернии. 1916г.

Просмотров работы: 5326