Введение
«Мой край родной – моя Россия!» – мы с гордостью произносим эти слова. Но что значит «любить Родину»? Для нас, будущих выпускников президентского кадетского училища, это значит не только быть гражданином своей страны с активной жизненной позицией, действовать в соответствии с национальными интересами России, быть сопричастными с судьбой Родины, соединять личные интересы с общественными, но, прежде всего, понимать и знать ее. Человек многими корнями связан с местом, где он родился и рос. Это его малая Родина. Из множества таких маленьких уголков и состоит наша великая Родина. Особенности родного края, его культура, природа формируют характер, взгляды на окружающий мир. Без их познания нельзя изучить свою страну, а тем более весь мир.
Готовясь к внеурочному занятию на тему: «Мой край родной – моя Россия!», мы столкнулись с проблемой отсутствия необходимой кадетам информации для понимания роли традиционного Оренбургского промысла (пухового платка) в тяжелых условиях военных лихолетий с точки зрения будущего военного, поскольку имеющаяся информация не отражает специфики нужных сведений.
Поиск решения проблемы обеспечения кадет необходимой информацией привел нас к выбору темы проекта: «Роль Оренбургского пухового платка в тяжелых условиях военных лихолетий». Наша работа посвящена единственному промыслу Оренбургской области, в истории которого нашли отражение грозные события нашей великой страны. И эта история наполнена благодарностью за возможность выжить в тяжелые военные годы.
Актуальность данного исследования обусловлена недостаточно разработанным в науке вопросом о «военном» назначении оренбургского пухового платка. Работы посвящены, в основном, изучению разнообразных видов орнамента и композиции платка, сопоставительному анализу вязаных платков, современному состоянию пуховязания в Оренбуржье, истории развития пуховязания с точки зрения экономических интересов [1, 2, 4, 7]. Актуальность работе придает и тот факт, что в настоящее время усиливается внимание общественности к народным традициям, осознание значимости культурно-исторической ценности художественного ремесла.
Объект исследования – оренбургский пуховязальный художественный промысел.
Предмет исследования – оренбургский пуховый платок в тяжелых условиях военных лихолетий.
Цель работы – определить роль оренбургского пухового платка в годы Великой Отечественной войны.
Мы выдвинули следующую гипотезу: оренбургский пуховый платок – это не только художественный промысел, используемый для эстетических целей, но и действенное орудие спасения советских людей в тяжелых условиях военного лихолетья.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы определены следующие задачи:
Проанализировать научную литературу по теме исследования.
Узнать историю возникновения пуховязального промысла в Оренбуржье и определить особенности его развития.
Выяснить роль пухового платка в тяжелых условиях военного лихолетья.
Систематизировать информацию по основным направлениям пуховязания в годы войны.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ научной литературы, беседа с сотрудниками музея изобразительных искусств г. Оренбурга, обобщение результатов.
Новизна данного исследования состоит в следующем: нами рассмотрена значимость пухового платка как источника спасения в самые тяжелые, «свинцовые», «пороховые» (Д. Самойлов) годы.
Теоретическая значимость исследования: представлено описание истории возникновения пуховязального промысла, выявлены основные направления пуховязания в годы Великой Отечественной войны.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что данная информация может быть полезной для кадет, изучающих историю, экономику, культуру своего края, трудовые свершения земляков. Собранный материал может применяться для проведения мероприятий военно-профессиональной направленности.
ГЛАВА I. История возникновения пуховязального промысла в Оренбуржье
Оренбургский край – колыбель пуховязания
На первом этапе нашего исследования мы познакомились в библиотеке кадетского училища с литературными источниками, в которых изложены теории возникновения пуховязального промысла в Оренбургской области. Анализ литературы показал, что первым исследователем Оренбургского края, как одного из примечательных центров художественного ремесла Южного Урала, был известный русский историк и экономист П.И. Рычков, обративший внимание на уникальные свойства пуха местной породы коз и отметивший вязание пуховых изделий в работе «Опыт о козьей шерсти» (1766) [5]. Интерес вызвала статья на тему оренбургского пухового платка русского ученого и писателя В.И. Даля, проживавшего некоторое время в Оренбурге (1833 – 1841). В статье «О козьем пухе» (1835) он озадачен вопросами разведения пуховых коз и развития вязания пуховых изделий [3].
В ходе изучения литературных и интернет-источников [2, 3, 5, 6, 9] нами было определено, что город Оренбург был сформирован как крепость для охраны южных рубежей Российской Империи по указу императрицы Анны Иоанновны в 1743 году. Так же предполагались и экономические выгоды Империи от образования этого региона. Оренбургская губерния должна была стать пунктом крупной торговли с Казахстаном, Средней Азией, Индией. В новую губернию съезжались крестьяне, военные, купцы, дворяне из Среднего Поволжья и Центрально-Черноземного района. Таким образом, Оренбургская губерния уже в то время стала многонациональной за счет смешения коренных кочевых народов (татар, башкир, казахов) с русскими переселенцами. Особенно большое число переселенцев составили казаки. В их обязанности и входило стоять на службе у государства по охране стратегически важных юго-восточных границ страны [6, с. 8].
Русские казаки, закрепившись на Урале, стали интересоваться предметами одежды местного населения (калмыков, казахов). В лютые морозы они ходили в легкой верхней одежде и не мерзли. Оказалось, что под легкими душегрейками у скотоводов надеты теплые поддевки и шарфы из пуха местных коз. Именно платки грели суровых мужчин, а не украшали хрупкие женские плечи. Стали казаки выменивать пух и изделия из него на чай и табак. А потом и собственных коз развели. Климат в Оренбургской губернии, как и сейчас, был достаточно суров, вероятно, поэтому казачки быстро освоили вязание из козьего пуха. В условиях, когда приходилось жить по военным законам казачьей жизни, когда «тощий надел и неблагодарная почва» не могли прокормить семью, а покинуть станицу было далеко не безопасно – женщины нашли возможность дополнительного заработка. Женская эра Оренбургского пухового платка началась с того времени, когда за дело взялись русские казачки и восхитительные узоры стали неизменным атрибутом оренбургского пухового платка [6, с. 9].
Оренбургские платки бывают нескольких видов:
1. Простой пуховый платок (шаль)— серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел.
2. Паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка. Такие паутинки и косынки не используются для повседневной носки, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Используется в торжественных, праздничных случаях.
3. Палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию аналогичен паутинке.
Оренбургский пуховый платок – название собирательное. Это и теплая шаль, и тонкий легкий, ажурный платок-«паутинка». Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце. Однако не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой.
В кадетском училище изучение традиций родного края занимает особое место. Как патриоты Родины мы должны знать истоки зарождения традиционных промыслов, «чудо земли Оренбургской» [9]. Кадетам важно уметь оценивать традиционные особенности родной страны с точки зрения будущего офицера, и с этой позиции мы осуществили поиск информации в интернет-источниках, Оренбургском областном музее изобразительных искусств, Оренбургском губернаторском историко-краеведческом музее.
Оренбургский пуховый платок покоряет мир
Уже в начале XIX века французы, законодатели моды, объявили пуховую шаль модным аксессуаром, дополнением для наряда. На Международных и Всемирных выставках Парижа, Лондона, Брюсселя, Чикаго состоялись знакомства европейцев с Оренбургскими пуховыми изделиями. Оренбургских мастериц поощряли наградами, дипломами и медалями.
На московской выставке художественной промышленности в 1882 году также было представлено 6 платков из Оренбуржья. 2 из них были удостоены особым вниманием и денежным вознаграждением – платки Усковой М.Н. и Владимировой Н.Р. – по 100 рублей за каждый. Обычные платки тогда стоили от 18 до 35 рублей.
Оренбургские пуховые платки становятся постоянными участниками и фаворитами международных выставок: Всемирные выставки в Канаде в 1967 году и в Японии в 1968 году, международные ярмарки в Алжире в 1969г., в Сирии в 1975г., в Греции в 1976г., во Франции в 1977 г., в Англии в 1979 г., в Испании в 1981 г., в Индии в 1982 г., в Германии в 1985 г. Так началось путешествие оренбургских пуховых платков по всему миру. Лучшие вязальщицы Оренбуржья выполняли заказы для царской семьи. Не было ни одной ярмарки, на которой оренбургский пуховый платок не получил бы заслуженного внимания.
Оренбургский пуховый платок воспет многими известными писателями (А.Н. Толстой, И.А. Бунин, Н.А. Тэффи, И.Э. Бабель), художниками (Н. П. Ерышев, А. И. Овчинников, Ю. А. Рысухин, М. Б. Борисова, А. И. Лактионов, М. М. Яновский, Е. Н. Шибанов); скульпторами (Н.Г. Петина), музыкантами (каждый россиянин знает песню на стихи Виктора Бокова и музыку Григория Пономаренко «Оренбургский пуховый платок» в исполнении народной артистки СССР Людмилы Зыкиной).
Таким образом, оренбургский пуховый платок получил мировую славу, приобрел мировое признание как культурная ценность.
Глава II. Роль пухового платка в тяжелых условиях военных лихолетий
2.1. Основные направления пуховязания в годы войны
В нашем городе на проспекте Победы в центре мемориального комплекса «Оренбург-фронту», запечатлевшего трудовые подвиги оренбуржцев во время войны, находится декоративный рельеф с изображением медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг». Под медалью нанесены стихотворные строки:
Здесь был тыл, здесь пули не свистели.
Не пели здесь свинцовые метели.
Здесь канонада не была слышна.
Но здесь была такая же война.
В Оренбурге (тогда – Чкалове) не было военных действий. Город находился в 1000 км от фронта, но ковал победу. Тыл и фронт были едины. Все вносили свой посильный вклад в дело приближения победы. Чкаловцы не ходили в разведку, не поднимали самолеты в небо, но работали для фронта. Немалый вклад в защиту Родины от фашистов и поддержание боеспособности советских войск внесли и вязальщицы.
При подготовке к занятиям мы собрали много полезной информации, но, чтобы сложить эту информацию в целостную картину для определения роли оренбургского пухового платка в тяжелых условиях Великой Отечественной войны, нам потребовалось структурировать ее по характеру информации и выделить три основных направления пуховязания.
Направление первое. Традиционные платки и теплые пуховые изделия. В суровых условиях фронта пуховые изделия пользовались необыкновенным спросом. Холодные зимы в одночасье сделали бы армию небоеспособной, если бы солдаты не были оснащены теплыми вещами. А вязаные свитера, носки и жилеты из козьего пуха защищают от холода лучше любых других изделий. Качественный пух пропускает воздух, позволяя телу дышать, но удерживает влагу, что было особенно актуально в холодный период в болотистой местности и в боях на замерзших водоемах. Яркий пример – «Дорога Жизни» – единственный путь из блокадного Ленинграда – дорога, проложенная прямо по льду замерзшего Ладожского озера (около 30 км).
Пуховых шалей ждали на передовой женщины-военнообязанные: медперсонал, радисты, связисты и т.д. Утилитарные качества этого изделия в военные годы ценились больше, чем красота узора и изящество. Интересно то, что оренбургские платки носили не только женщины, но и мужчины. Даже враги советской армии считали для себя хорошей наживой – найти или приобрести такое изделие [8]. Вражеские лазутчики считали невероятной удачей, если удавалось взять в качестве трофея этот легендарный платок. Устраивались целые диверсионные операции по захвату «теплого золота».
Направление второе. Специализированные изделия для армии. Это направление – новое для вязальщиц, которое им пришлось достаточно быстро освоить. Заказы на такие изделия приходили непосредственно с фронта, яркий пример – вязаные подшлемники для солдат, ведь моментально промерзающую металлическую каску просто невозможно надеть на голову суровой зимой [Приложение].
Для армейских снайперов вязали специальные рукавицы с отдельно выполненными большим и указательным пальцами, что было необходимо для ведения прицельной стрельбы. В х/ф «Враг у Ворот» Василий Зайцев как раз пользовался такими рукавицами и ходил в вязаном подшлемнике.
Направление третье. Ажурные платки и паутинки. Художественные достоинства паутинки высоко ценились за рубежом. В эти годы она оставалась экспортным товаром. Был налажен своеобразный бартер, когда паутинки выступали платежным средством и обменивались на вооружение, бронетехнику. Оренбургскими платками покупали танки и самолеты в США (в связи с огромными потерями в первые годы оккупации приходилось закупать часть из них за границей). Оренбургский пуховый платок использовали в качестве спасательного средства во время пожара, так как козий пух в платках является отличным природным сорбентом – он способен поглощать токсичные вещества из окружающей среды.
Таким образом, мы выявили, что пуховые изделия в военное лихолетье и кормили, и выступали платежным средством с целью обмена на вооружение, и одевали, а также являлись бесценным подарком бойцу для поднятия духа. Платки согревали не только тело, но и душу, сердца наших бойцов: оренбургские пуховницы в то время вязали и днем и ночью, прокладывая на пуховом поле «змейками» дорожки для солдат к родимому дому.
2.2. Вклад вязальщиц в победу
В годы Великой Отечественной Войны труд вязальщиц был направлен на военные нужды. Работницы оренбургской пуховязальной артели без устали трудились для фронта, для победы. Да, эти женщины не держали в руках автоматов, их оружием стали обыкновенные вязальные спицы. Древний промысел превратился в стратегический план по спасению бойцов в самых тяжелых условиях военного лихолетья. Планы на изготовление были огромными, чтобы осилить их, вязальщицам приходилось собираться в артелях и ночами. Но никто не жаловался и не сдавался, все понимали, насколько важно их дело. Если бы сломались они – суровые холода на передовой сделали бы все за фашистов. Но никто не сдался, и победа – наша Великая Победа – заслуга всех – солдат, передовиков оборонного производства и, конечно, тех самых вязальщиц.
В итоге их посильный вклад нашел свой отклик. Более 200 вязальщиц были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», некоторые из них – еще рядом медалей, орденов и почетных званий. Среди награжденных: П.А. Луговая, Е.Ф. Кислякова, М. Новоженина, Е.А. Дмитриева, А.А. Рукина, А.К. Скороход и др.
К шестидесятилетию Великой победы жители п. Акбулак решили увековечить бессмертную память о великих женщинах-труженицах Отечественной Войны. Фигура русской женщины, покрытой оренбургским платком, стала символом выдержки, смелости и терпения.
Заключение
Настоящее исследования посвящено определению роли пухового платка в годы Великой Отечественной войны. Изучение научных источников позволило выявить неразработанность данной темы.
Проанализировав литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что у оренбургского пухового платка далеко не вспомогательная роль реквизита. Он был нужен и в тылу, и на фронте: согревал в блокадном Ленинграде, в больничных палатах, в сырых окопах, платками платили за боевую технику, которая приобреталась за рубежом. Нами определены основные направления пуховязания в годы войны.
Платок стал настоящим символом всепобеждающей любви в заснеженных степях [8]. Оренбургский пуховый платок – гордость нашей страны. Во времена Второй мировой войны именно теми самыми платками платили за боевую технику, которая приобреталась за рубежом. Пуховые платки и давали пищу, и согревали в зимнюю стужу. Артель вязальщиц взяла шефство над бойцами, которые попали в госпиталь. Женщины прокладывали нитками своеобразную дорогу мира и домашнего тепла. Более двухсот героинь спиц и пуховых ниток получили награды за доблестный труд.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза доказана.
Перспективы исследования связаны с изучением современного состояния пуховязания и определением его роли на современном культурно-историческом этапе развития нашего региона и страны в целом.
Список использованной литературы
Беслеева-Москвичева Л. И. Оренбургский пуховый платок Творческие проблемы современных народных промыслов. – Ленинград.: Художник СССР, 1981. – 376 с.
Васильченко А.А. Искусство традиционного вязаного платка Южного Урала и Поволжья. – М., 2013
Даль В.И. О козьем пухе // Гост. Двор.- 2001.- №11.- С.222-227.
Ельчина А.П. Пуховязальный промысел полиэтнического региона. Практика сохранения Оренбургского пухового платка в художественном музее // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LXX междунар. науч.-практ. конф. № 3(70). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 31-35.
Рычков П.И. Опыт о козьей шерсти // Труды Вольного Экономического общества 1766 г. - СПб., 1801. - ч. 2. с. 63-68.
Футорянский Л.И. История Оренбуржья. – Учебное пособие. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996. – 351 с.
Яньшина М.М. Сравнительный художественно-конструкторский анализ платочных изделий оренбургского пуховязального промысла // Вестник Оренбургского государственного унивеситета, 2015 №5 (180). – с. 107 – 114.
ОренбургШаль https://www.orenburgshal.ru/articles/nezamenimyy-trud-vyazalschits-v-gody-vov/ (дата обращения 10.03.19)
Первый частный музей оренбургского пухового платка http://muzey.gp56.ru/ (дата обращения 10.03.19)
Приложение
Специализированные изделия для армии - новое направление для вязальщиц.
Изделия для армии - вязаные подшлемники для солдат