История школьного музея

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История школьного музея

Косинов В.С. 1Пирогова У.П. 2
1МБОУ Гимназия № 2
2МКОУ Васькинская ООШ
Косинова Т.В. 1Квашина И.В. 1
1МКОУ Васькинская ООШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Писатель Юрий Сбитнев сказал: «Долг ныне живущих поколений перед Богом и перед Родиной – вспомнить доброе былое, связать расторгнутое, восстановить уничтоженное, обрести подлинную историю своей семьи, своей малой родины, своего национального «Я».

Краеведение - один из важнейших элементов культуры, который одновременно является средством познания родного края и вносит значительный вклад в развитие самосознания народа, влияет на духовную жизнь общества в целом. В формировании личности человека и в воспитании патриотических чувств значительна роль истории родного края. Потребность в истинном понимании культурных и духовных ценностей, необходимость получения новых знаний о родном крае и окружающем мире - все это помогает реализовать краеведение. Ценность краеведения заключается еще в том, что оно, расширяя и обогащая знания о родных местах, прививает любовь и уважение к истории культуры родного края.

Уклад, дух нашей школы незаметно, но сильно и прочно связан с историей музея. Школьный музей существует 37 лет, его история богата. Нам стала интересна история возникновения нашего музея, и тогда возникла идея создать альбом, в котором был бы собран весь материал по данному вопросу. Мы начали изучать имеющиеся архивные материалы, воспоминания учителей и учеников школы. Зафиксированных, описанных сведениймного, но они носят разрозненный характер. Все эти сведения очень важно сохранить для ребят, которые придут в школу после нас. Реализация данного исследования позволит нам расширить кругозор, приобрести навыки исследователя, познакомить обучающихся нашей школы с историей музея.

Объект исследовательской работы:

Школьный музей МКОУ Васькинской ООШ городского округа Чехов Московской области.

Предмет исследовательской работы:

история школьного краеведческого музея.

Гипотеза состоит в том, что если

изучать историю родного края, своей малой родины, своей школы;

вести сбор материалов об исторических памятниках, жителях своего поселка, памятных событиях;

вести целенаправленную работу по духовно-нравственному воспитанию, то можно способствовать воспитанию любви к Родине, к истории своего края; дать возможность каждому почувствовать себя гражданином нашей страны.

Цель:создать альбом, в котором отразится история школьного музея; показать, что знание истории своего родного края, его прошлого и настоящего, знакомство с культурно­-историческим и природным богатствами формируют духовность, воспитывает чувство патриотизма и любовь к своему краю.

Задачи:

Пополнить информационную базу школьного музея.

Открыть для себя новые факты из истории школы и музея.

Осуществлять духовную связь поколений.

Влиять на формирование гражданской позиции ученика.

Развивать творческие и коммуникативные качества учащихся.

Направление работы:

Поиск информации в архиве школьного краеведческого музея, в Интернете.

Посещение школьной и сельской библиотек, изучение материалов по теме.

Встречи с жителями поселка и учителями, связанными с Васькинской школой.

Ожидаемые результаты:

Привитие интереса к истории родного края, к историческому прошлому нашей Родины.

Личностный результат: формирование прочной гражданской позиции.

Создание альбома с фотографиями, материалы которого можно использовать в урочной и внеурочной деятельности, при проведении экскурсий в школьном краеведческом музее.

Популяризация школьного краеведческого музея Васькинской школы в Московской области (участие в областном очном конкурсе музеев образовательных организаций «Мой музей» в музее-заповеднике «Горки Ленинские», в XVI Окружной научно-практической конференции, в Зональных образовательных чтениях школьников и студентов «А.М. Прокин и его мир»).

Актуальность:

Школьный музей — одно из действенных средств расширения кругозора и специальных знаний обучающихся, воспитания у школьников любви к родному краю. Школьный музей — это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг — успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное.

Патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей.

Глава 1. История школьного музея

1.1. Открытие школьного музея

Васькинская школа имеет очень давнюю историю. Раньше дети обучались в доме священника. Сюда ходили они из соседних деревень, в том числе из Мелихова. Впоследствии дети учились в другом доме (бывшем доме богатого крестьянина). А перед войной 1941-1945 годов школа переместилась в отдельное здание, которое стояло в поле. В нем занимались начальные классы. Старшеклассники учились в деревне Курниково (в 2-х километрах от посёлка Васькино). Так было до 1977 года. За два года до этого заложили фундамент новой школы в поселке. 1 сентября 1977 года состоялось открытие новой школы. Директору школы Герасимову Василию Назаровичу был вручен школьный ключ. Первый звонок давала Свинятникова Татьяна, восседая на плече девятиклассника Сергея Герасимова.

В 1981 году директором школы стал очень энергичный человек - Дворцов Виктор Павлович. При нем был создан школьный музей боевой и трудовой славы имени Фрица Платтена, швейцарского революционера, соратника В.И.Ленина, который в 1927 году создал коммуну «Солидарность» в поселке Васькино.1

Открытие музея состоялось 7 мая 1982 года, на котором присутствовала друг и помощник в создании музея библиограф Фрица Платтена, член-корреспондент академии наук, доктор исторических наук Дружинина Елена Иосифовна.

В собрании материалов и создании музея принимали участие все: и ученики, и педагоги, и жители поселка. Музей приобрел большую популярность. Первым руководителем музея стал учитель начальной военной подготовки Токин Александр Васильевич.

2.2. Визит швейцарского коммуниста Франца Дюби

(из воспоминаний ученицы Васькинской школы, экскурсовода школьного музея Косиновой Татьяны)

«20 сентября 1982 года нашу школу посетил коммунист из Швейцарии,

друг Фрица Платтена, Франц Дюби. Целью приезда Франца на Васькинскую землю стало знакомство с музеем имени Фрица Платтена в России.

По возвращении на Родину Франц Дюби опубликовал в средствах массовой информации свои впечатления о поездке в Россию, на Васькинскую землю, и роли коммуны «Солидарность», созданной швейцарскими коммунистами, которая помогла осуществить крестьянам спокойный переход к ведению коллективного хозяйства.»

В 1983 году руководителем музея стала Симонова Нина Сергеевна, учитель начальных классов.

2.3. Юбилей Фрица Платтена

(Из воспоминаний руководителя школьного музея Симоновой Нины Сергеевны)

«25 июня 1983 года в школе отмечался 100-летний юбилей Фрица Платтена. В этот день состоялась торжественная линейка, на которой присутствовали финская журналистка, ученица Фрица Платтена, Салли Лааксо; редактор журнала «Советский Союз», бывший воспитанник международного детского дома в Васькине МОПР(а) Куписко Владимир Михайлович; атташе болгарского посольства, бывший воспитанник детского дома МОПР(а) Цветив Бойко; Майя Романовна Платтен (жена сына Ф.Платтена), две первые девушки-трактористки Пяткина Татьяна Ивановна и Розанова Серафима Александровна. Присутствовала библиограф Фрица Платтена, член-корреспондент Академии наук, доктор исторических наук Дружинина Елена Иосифовна. Она постоянно помогала музею. На торжественной линейке прозвучали стихи шестиклассницы Симоновой Надежды, посвященные Ф. Платтену. Впоследствии их напечатали в Швейцарии, Германии благодаря Салли Лааксо.»

2.4. Возрождение музея

В 90-е годы о школьных музеях почти забыли. И в Васькинской школе музей постигла та же участь. Прошло 10 лет, и силами учительского и ученического коллективов музей был возрожден. Новым руководителем стала Степанова Вера Сергеевна, учитель истории и обществознания.

Музей получил статус краеведческого. В соответствии с Положением о школьном музее, была разработана Программа, целью которой является воспитание у подрастающего поколения уважения и интереса к истории родного края, традициям и культуре русского народа, сохранение и преумножение народного наследия, создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.

С 2011 года руководителем музея является Квашина Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы, под руководством которой исследовательская деятельность обучающихся стала ведущей.

В настоящее время фонды школьного музея составляют подлинные экспонаты, фотографии, награды ветеранов, личные вещи участников Великой Отечественной войны, денежные знаки различных лет, предметы быта жителей села.

Фонды музея:

Количество экспонатов – 235.
Из них подлинных - 85:
- подлинники-медали;
- наградные листы участников Великой Отечественной войны;
- книги (церковно-славянская азбука, первое наставление детям 1914 г.,

русский язык 1918 г.);

- предметы быта жителей села разных лет (прялка, самовар, серп, утюг).

Экспозиции музея:

1. Они сражались за Родину.

2. Лопасня изначальная.

3. А.П.Чехов и Мелихово.

4. Фриц Платтен – основатель коммуны.

5. Из истории села.

6. История совхоза.

7. Из истории дворянской усадьбы.

8. Школа – вчера и сегодня.

9. Русская старина.

10. Дети военной поры.

Кроме того, постоянно действуют передвижные стенды – выставки.

Города – герои.

История села Васькино.

Стенды, посвященные основным сражениям Великой Отечественной войны.

Духовное ожерелье Лопасни.

Коммуна «Солидарность».

Центральное место в экспозиции музея занимает стена памяти, на которой записаны имена односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны. В сердцах всего нашего народа навсегда сохранится память о бессмертных подвигах тех, кто первым поднимался в атаку, грудью закрывал амбразуры, шел на воздушный таран, бросался с гранатами под танки, кто топил вражеские корабли, пускал под откос эшелоны, работал в тылу, кто стоял насмерть на поле боя, кого не сломили ни пытки, ни фашистские застенки и лагеря. В музее хранятся личные вещи, наградные документы героев.

Отдельное место занимает в музее стенд «Дети войны». Он посвящен тем, кто, несмотря на голод, страх, продолжал учиться, помогал раненым в госпиталях, отправлял посылки на фронт, работал в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая победу. Юные герои вместе с бойцами встали на борьбу с врагом. Сыны полка боролись за победу с оружием в руках. У целого поколения украли детство. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Активистами школьного музея был разработан экскурсионный маршрут «Поселок Васькино: от старины до современности».

Паспортные данные туристического экскурсионного маршрута «Поселок Васькино: от старины до современности»

Местоположение:Московская область, городской округ Чехов, поселок Васькино.

Проезд:от городского округа Чехов до поселка Васькино можно проехать автобусом № 42.

Протяженность маршрута: 1,5 километра.

Краткая характеристика территории:поселок Васькино старинное поселение, возникшее 1584 году, расположенное в окружении красивого лесного массива, вдоль реки Люторка. В настоящее время поселок Васькино - многонациональное, с числом жителей около 1,5 тысяч человек, селение с развитой инфраструктурой, сетью услуг, благоустройством. Назначение маршрута:знакомство с достопримечательностями поселка. Краткое описание маршрута:8 станций: дом культуры «Каскад», памятник павшим односельчанам в годы Великой Отечественной войны, Васькинская школа, церковь Рождества Пресвятой Богородицы, старинный парк, памятник А.П. Чехову, усадьба Ново-Рождественно, пруд с родниками. Возможность использования экскурсионного маршрута:для любого возраста.

Поисково–краеведческая работа музея заключается в накоплении материалов по истории Лопасненского края, г.о. Чехов и Московской области, сбора и оформлении тематических папок. По результатам встреч с участниками Великой Отечественной войны, участниками локальных войн, тружениками тыла, интересными людьми района оформляются выставки-передвижки.

Материалы музея используются учителями истории, литературы, учителями начальных классов. Классные руководители используют материалы музея на тематических классных часах, уроках мужества, встречах с интересными людьми.

11 мая 2017 года для руководителей школьных музеев района был проведен семинар «Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма в современном образовательном пространстве школы».

Глава 2. Достижения

2014-2015 учебный год

XII Муниципальная научно-практическая конференция – Косинов Владислав (6 класс), призер.

2015-2016 учебный год

Московский областной конкурс юношеских учебно-исследовательских работ «Юный архивист», посвященный 75-летию начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и Московской битвы – Косинов Владислав (7 класс), победитель.

Зональные образовательные чтения школьников и студентов «А.М. Прокин и его мир» - Игнатова Екатерина, Тащи Анастасия (7 класс), победители.

2016-2017 учебный год

Зональные заочные образовательные чтения школьников и студентов «А.М. Прокин и его мир» - Косинов Владислав (8 класс), победитель.

Районный этап областных конкурсов исследовательских проектов и исследовательских работ обучающихся образовательных организаций, посвященных памятным датам военной истории («Дорогами революции») - Косинов Владислав (8 класс), победитель.

Районный этап областного конкурса школьных экскурсоводов «Виртуальная экскурсия» - Косинов Владислав (8 класс), призер.

2017-2018 учебный год

Районный конкурс музеев образовательных организаций «Мой музей» - Косинов Владислав (9 класс), Пирогова Ульяна (5 класс), победители.

Областной конкурс музеев образовательных организаций «Мой музей» - Косинов Владислав (9 класс), Пирогова Ульяна (5 класс), призеры.

XVI Окружная научно-практическая конференция – Косинов Владислав (9 класс), Пирогова Ульяна (5 класс), призеры.

Зональные образовательные чтения школьников и студентов «А.М. Прокин и его мир» - Косинов Владислав (9 класс), Пирогова Ульяна (5 класс), призеры.

Всероссийский конкурс патриотических практик «Просто любить Россию», номинация «Конкурс музейных инициатив» - Косинов Владислав (9 класс), Пирогова Ульяна (5 класс), призеры.

Заключение

Мы считаем, что, работая над исследованием, достигли своей цели, потому что видны положительные результаты:

во-первых, получили личностный результат: знание истории своей школы, своего родного края, своей малой родины, действительно, помогли нам почувствовать себя настоящими патриотами нашей страны;

во-вторых, созданный альбом с фотографиями имеет большую практическую значимость, поскольку используется при проведении экскурсий в школьном краеведческом музее;

в-третьих, интерес к истории своей школы, к историческому прошлому нашей Родины возник у наших одноклассников и других сверстников. Мы планируем продолжить сбор материала для школьного краеведческого музея и расширить свои знания, исследуя новые темы: «Коммуна «Солидарность», «История первого международного детского дома МОПР», «Выпускники Васькинской школы: прошлое и настоящее»;

в-четвертых, выполненная работа получила общественное признание на областном конкурсе музеев образовательных организаций «Мой музей», став призером.

Музею 37 лет… Много это или мало? Время летит, как ветер. Годы текут, как реки. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этим временем. Наш долг — успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное.

И имена людей, оставивших свой след в истории, останутся для нас живыми. Они живы до тех пор, пока жива наша память. Память сердца и души.

Список использованной литературы

Дунаев М.М. К югу от Москвы/ М.М. Дунаев. - М.: Искусство. 1986 г. – 176.

Веселовский С., Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX вв./ С. Веселовский, В. Снегирев, Б. Земенков - М., 1962 г. - 583 с.

Кобков Ю.А. Лопасненская старина. Очерки истории края с древнейших времен до начала XX века/ Ю.А. Кобков – Москва, 2013. - 376 с.

Липатов П.И., Лопасненские страницы (краеведческие очерки)/ П.П, Липатов, А.М. Прокин – Чехов, 1991. – 64 с.

Мухин С., Подмосковный Чехов/С. Мухин, Л. Мухина, Т. Петухова, О. Антонова, Г. Быстрова – Ч.: Уходящие образы, 1994.

Прокин А., Край родной/ А. Прокин, А. Белов, П. Липатов, В. Мильков и др. – Чехов, 1999. – 157 с.

Прокин А., Макаров А., Соловьев Ю. Колыбель и слава предков/ А. Прокин, А. Макаров, Ю. Соловьев. – М.: Старая Басманная, 1998. – 360 с.

Протоиерей О. Пэнэжко. Город Чехов. Храмы Чеховского района/ Протоиерей О. Пэнэжко. – В.: Транзит ИКС , 2008. – 271 с.

Свенцицкая О. В. Фриц Платтен — пламенный революционер/О.В. Свенцицкая — М.: Мысль, 1974. – 183 с.

Интернет-ресурсы

https://ulpressa.ru/2014/06/05/sharpudin-hautiev-dom-prinadlezhavshiy-kommune-solidarnost-s-novaya-lava-ulyanovskaya-oblast/

http://d-clarence.livejournal.com/132790.html

http://музей-памяти-1941-1945.рф/text/t_08.htm

https://profilib.com/chtenie/129363/frits-platten-lenin-iz-emigratsii-v-rossiyu-mart-1917-lib.php

http://leninism.su/memory/4093-qplombirovannyj-vagonq-podborka-vospominanij.html?start=7

http://www.novospasskoe-city.ru/news/istorija/2011-11-03-2214

http://www.plam.ru/hist/smert_v_rassrochku/p5.php

http://ciml.250x.com/archive/comintern/russian/kommunistische_internationale_zeitschrift_verzeichnis_1919-1923_rus.html

П риложение 1


Свидетельства о присвоении звания «Школьный музей» (из архива школьного музея)

Приложение 2

 

Акт обследования музея 1982 года (из архива школьного музея)

Приложение 3

Софья Иосифовна Дружинина и Франц Дюби в школьном музее

(из архива школьного музея)

Приложение 4

Газета, в которой была опубликована статья Франца Дюби о поездке в Россию, на Васькинскую землю (из архива школьного музея)

Приложение 5

Страницы из «Книги отзывов» с автографами С.И.Дружининой и Ф.Дюби (из архива школьного музея)

1Свенцицкая О. В. Фриц Платтен — пламенный революционер. — М.: Мысль, 1974, стр. 155.

Просмотров работы: 3766