Введение.
У каждого народа есть своя культура. Культуры разных народов переплетаются как ветви большого дерева. Народы должны жить дружно, уважать друг друга и ценить всё хорошее, что оставили далёкие предки им в наследство: язык, обычаи, традиции… У нас в школе учатся дети из разных уголков нашей Родины, но все они изучают Культуру народов Ямала. Я считаю, что это правильно: знать всё о крае, который дарит тебе тепло сердец живущих на древней земле северных людей.
Однажды на уроке КНЯ нам учительница рассказала о северных куклах. Народы, живущие с давних пор на моей ямальской земле, очень дружные. Они всегда жили в мире и согласии, никогда не враждовали между собой, а в трудную минуту жизни приходили на помощь к тому, кто в ней нуждался. Удивительно, но раньше на Севере принято было детей-сирот «брать в семьи», их воспитывали и заботились о них иногда даже не родственники. С детства говорили взрослые об отношении к тем, кто остался без родителей. Дети старались оберегать сирот, отдавать им внимание и заботу своего сердца. Ведь эти уроки милосердия в них закладывались их самыми близкими людьми: родителями, бабушками… Конечно, северные народы – это люди, которые поражают приезжих своим гостеприимством, желанием делать добро.
Я узнал очень много интересного о коми кукле Акань, ненецкой Нухуко. Когда пришёл домой и спросил бабушку об игрушках её детства, то был приятно удивлён, когда она подробно описала свою первую любимую куклу, которую сделали они вместе с мамой. Бабушка, глубоко вздохнув, отметила, что сейчас можно купить разные «бездушные» куклы в магазине и на рынке, а самодельную игрушку, которая имела бы свой образ и характер, не всем дано создать. «Люди не должны забывать свои традиции, их надо помнить,» - сказала мне она.
Итак, я принял решение изучить материал о национальных игрушках народов Севера и создать свой вариант национальной куклы, опираясь на традиционный, для своей сестры. Очень хотелось, чтобы бабушка была довольна.
Актуальность темы
Северные народы бережно хранят семейные традиции. Куклы имеют огромное значение в воспитании детей в семье северных народов: ненцев, ханты, коми. Являются экологически чистым продуктом собственного труда. Учат добру и бережному отношению к вещам.
Проблема
Есть ли сегодня люди, которым интересны национальные куклы? Есть, так как доказательством служит «живая» беседа с представителями коренных национальностей Севера как основной достоверный источник информации, дошедший до меня через века. Как сохранить это наследие?! Считаю, что надо умело использовать эту информацию и передавать её продукты по наследству.
Объект исследования
Куклы северных народов коми и ненцев.
Цель проекта
Разработать и изготовить современную куклу народов Севера на основе традиционной, создав сказку о кукле Нухуко.
Предмет исследования
Северная кукла, изготовленная своими руками.
Задачи
Изучить источники информации по теме проекта.
Научиться планировать работу.
Провести анкетирование среди учеников 9-11 кл. нашей школы.
Изучить технологию изготовления куклы.
Выполнить работу своими руками.
Воспитывать терпение, трудолюбие.
Создать сказку про куклу.
Гипотеза
Изготовленная кукла своими руками поднимает настроение, прививает трудолюбие. Предполагаю, что северная кукла возрождается и возвращается в жизнь людьми, увлеченными и радеющими за сохранение народных традиций. Развивает творчество.
Основные этапы работы
Подготовительный этап.
Знакомство с увлекательным миром северной игрушки (история возникновения куклы)
Технологический этап
Выполнение проекта.
Изготовление традиционной куклы народов Севера.
Творческий этап.
Создание современной ненецкой куклы на основе изученной литературы, беседы с людьми села и сохранение основных элеменов северной игрушки.
Методы исследования
Методы эмпирического уровня:
Изучение литературы и информационных ресурсов сети Интернет.
Обобщение.
Методы эмпирического уровня:
наблюдение, анкетирование, собеседование, фотографирование, сравнение.
Теоретическая значимость работы
Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что результаты могут послужить источником вдохновения для создания своей куклы с её индивидуальным образом и характером.
Практическая значимость работы
Данный материал можно использовать на уроках КНЯ в качестве наглядного дидактического материала, также при проведении классных часов и внеклассных мероприятий. Куклы можно подарить музею школы.
Основная часть.
Подготовительный этап
1.1. Кукла из глубины веков
В каждой семье из поколения в поколение дети играют в куклы. Детство без этой игрушки представить трудно. Она и друг, и защитник ребёнка. А что такое кукла? Откуда пришло в русский язык это слово?
Найти ответы на вопросы помогут словари. Слово «кукла» греческого происхождения.
КУ́КЛА - сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного. (Словарь В.И. Даля)
КУ́КЛА – детская игрушка в виде фигурки человека (Словарь С.И.Ожегова)
Итак, кукла - самая древняя игрушка. История куклы началась несколько тысячелетий назад. Самой древней находкой считается кукла из кости мамонта, найденная в Чехии. Её возраст примерно 30-35 тысяч лет.
При помощи куклы осуществлялось знакомство с взрослым миром. Кукла выполняла еще одну важную роль – трудовую. Девочки получали навыки шитья, учились общению, познавали окружающий мир.
Недостатком современных кукол является то, что они являются массовыми, они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию. Они сделаны на фабрике и не несут тепла души и рук их создателей. Редко увидишь, что девочки шьют наряды своим игрушкам вместе с мамами, «ходят» в гости к другим куклам… Может быть, потому что наш век – это век планшетов, телефонов, телевизоров… Я думаю, что надо детей учить играть игрушками.
Таким образом, могу сделать вывод, что все дети на планете играли и будут играть в куклы. Куклы народов отличаются друг от друга по внешнему виду, но общее, характеризующее всех их, это то, что взрослые «вложили задачу»: учиться жить в мире, творя добро.
1.2 НУХУКО-ненецкая кукла
Время возникновения ненецкой куклы определить трудно, в изученной литературе не указывается, когда появилась эта игрушка. Считаю, что дети моего края с давних пор имели игрушки, которые являлись добрыми их друзьями.
Традиционный уклад жизнедеятельности народов Севера связан с оленями, с их постоянным касланием по широким просторам тундры. Родители с детства готовили ребенка к самостоятельной трудовой жизни и приобщали его к традициям своего народа.
Основными игрушками для девочек становятся куклы, которые есть и сегодня в каждом чуме. Плохо, что в селах и поселках дети все реже играют национальными игрушками. Хотя считается до сих пор, что девочка, умеющая хорошо делать игрушки и шить для неё наряды, будет хорошей хозяйкой и мастерицей.
С шести-семи лет девочки самостоятельно мастерят первых кукол. Конечно, им помогают бабушка, мама и сёстры. Вместе они создают целую кукольную семью: маму, папу, бабушку, дедушку и детей. (см. Приложение 1).
К куклам относятся с некоторым суеверием. Существует поверье, что как сложится жизнь куколки у девочки, так впоследствии может сложиться ее собственная жизнь. Может быть, поэтому девочки своих кукол берегут. Иногда игрушка становится личным талисманом или оберегом и сопровождает свою хозяйку до старости. Мне пришлось увидеть у одной женщины куклу, которой 53 года.
У традиционных кукол не изображаются черты лица, потому что по поверьям коренных народов Севера, это одушевляет вещь, и она становится изображением духа, идола, и в куклу может вселиться злой дух или божество, которое на всю семью может наслать беды. Эта народная игрушка всегда яркая, красочная, выразительная. В литературе описаны два типа традиционных кукол:
Первый тип (см. Приложение 2)Кукла полностью шьётся из ткани. Это более «поздняя» игрушка.
Второй тип (см. Приложение 3) Кукла из клюва-головы и куска шкурки оленя.
Общее, что роднит эти типы кукол: головой игрушки служит верхняя пластина клюва водоплавающей птицы (гуся, утки или лебедя). Обычно возникает вопрос: «Почему именно клюв птицы?» Старинные предания гласят: птицы каждый год улетают на Небо. Они считаются чистыми и невинными существами, как дети. По клюву можно было определить пол куклы, иногда даже возраст. Летняя кукла - шьётся из сукна, зимняя - из меха.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали. Мир кукол народов Севера разнообразен, способы их изготовления увлекательны и просты. Я уверен, что кукла из нашего прошлого будет актуальна всегда. О северных куклах имеется немного информации, но интерес к ним растет. Если взрослые будут рассказывать о куклах из своего детства, то она будет жить долго. Мы должны сохранять свои традиции, мы за них в ответе перед своим народом.
1.3 Проведение и анализ анкетирования
Было проведено анкетирование среди старшеклассников МОУ Школа с.Белоярск, в опросе участвовали дети разной национальности (русские, коми, ненцы, ханты).
Анализ анкетирования среди учеников старших классов показал, что из 35 опрошенных 32 знают о существовании традиционных кукол Севера; 30 учеников назвали особенность национальных кукол - головой для них служит утиный или гусиный клюв; 34 ученика видели такие куклы.
Выводы анкетирования: большинство учеников знает про национальных северных кукол, но вот такой куклы дома нет ни у кого.
2. Творческий этап
2.1. Создание современной ненецкой куклы
Создание современной ненецкой куклы на основе изученной литературы и сохранение основных элементов северной игрушки – это моя задача. Хочется показать всем свою куклу и сказать: «В мире нет такой другой!»
Первыми прообразами ненецкой куклы можно считать древнейших идолов, олицетворявших богов, которые располагались в специальных ритуальных местах. Нельзя сказать, что северные куклы – это только наше прошлое. Народное творчество привлекает и современных людей, вызывая большой интерес к традициям создания кукол. Даже в наш век интернета и компьютерных игр есть место Нухуко, которыми играют до сих пор в чумах и национальных поселениях.
Кукла не рождается сама, её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Создавая игрушки, вкладываешь в них всю свою душу. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, проявлять милосердие, тренируют память.
Кукла — это посредник между миром детства и миром взрослых. Для детей они – забава, через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а взрослые с радостью смотрят на красивые игрушки и для них это единственная возможность вернуться в мир детства.
Национальная кукла может иметь свой гардероб: зимний и летний. Зимой она в ягушке, сшитой из кусочков меха, а летом - в платье из сукна. Девочка с мамой или с бабушкой создаёт изделие, получая уроки мастерства и чувствуя себя человеком труда.
2.2. Результат проекта - презентация.
Результатом проекта стала презентация «Северная игрушка»и куклы, выполненные своими руками (см. Приложение 4), также сказка «Удивительный сон» (см. Приложение 5)
Заключение.
Считаю, моя гипотеза подтвердилась: изготовленная кукла своими руками поднимает настроение, прививает трудолюбие и творчество, вызывает желание восхищаться настоящим произведением искусства. Каждый человек может создать куклу, так как Нухуко «разрешает» вложить в неё душу и быть другом.
Северная кукла будет всегда с детьми тундры, пока живы традиции и их носители. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Я сделал вывод, что во все времена дети играли в куклы, но у каждого поколения она своя. В тундре до сих пор играют с Нухуко, потому что родители с детства прививают любовь ко всему, что приносит радость для души.
Что получилось?
Узнал, что для куклы народов Севера используется клюв утки, гуся, лебедя. Народы очень дружно жили между собой, придерживались основных общих правил воспитания детей, поэтому и северные куклы имели много общего: доступный материал (клюв птиц, остатки меха, кусочки сукна...) и простую технологию изготовления. Игрушка получилась красивой, оригинальной.
Какие были трудности?
Работать с бисером было тяжело, так как требовалось терпение.
Потребовалась помощь при пришивании клюва.
Чем для меня была полезна эта работа?
В ходе работы над проектом
определил, что национальные куклы живут рядом с нами с самого рождения, являясь частью истории и уклада семьи;
установил, что традиционные куклы народов Севера объединяет предназначение, материалы, из которых их делают;
выяснил, что знакомство с традиционными куклами помогает изучать историю и культуру народов, делает прошлое интереснее и понятнее.
Список литературы
Борко Т.И. Культура народов Ямала. Тюмень. 2008
ПоповИ.Ю., Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литератураЯмала, г.Тюмень,2001.
Интернет ресурсы:
http://proigrushku.ru , http://rukukla.ru
Приложения №1
№2
№3
№4
№5
Сказка
«Удивительный сон Нухуко»
Жила-была одна кукла Нухуко, жила далеко-далеко на Крайнем Севере. Горько она плакала ночами, потому что хотелось ей жить там, где всегда тепло и светло. Тревожило куклу и то, что нет у неё красивого личика, а вместо него был клюв утиный.
Однажды её хозяйка целый день играла с крошечными щенками на улице и даже не вспомнила о куколке.
Куколка весь день проплакала, всю ночь прорыдала, а под утро уснула и увидела сон удивительный, будто попала в магазин, где было много интересных игрушек: мишек, зайчиков, машинок... Обрадовалась кукла новым друзьям, а те вдруг стали смеяться над её нарядом. Только одна мудрая Сова сказала: «А ведь она одна такая красивая! У неё самое интересное платье…» Не успела птица закончить свою речь, как неожиданно какая-то маленькая девочка взяла в руки куклу и громко закричала: «Посмотрите, какое чудо…»
Тут Нухуко проснулась и обрадовалась, что она в чуме вместе со своей хозяйкой, которую любит больше всех.