Введение.
«Казак без веры – не казак» – это жизненная аксиома казачества, его социальное и нравственное кредо, прошедшее проверку всей казачьей историей. Христианство не было лишь внешним обрамлением казачьей жизни, а составляло ее фундамент. Церковь являлась деятельным участником основных событий в жизни казака, производя его кре-щение, венчание, благословение на службу Отечеству. Основные вехи хозяйственной жизни определялись по отношению к церковным праздникам – после Троицы косили сено, после Рождества Богородицы убирали виноград и т.д. Воинскому делу казачества церковь так же придала высокий мотив служения. Цель работы: выяснить насколько же крепок верой был казак и за что их часто называют рыцарями православия. Задачи исследования: собрать документальный и теоретический материал, провести анализ полученных материалов и обобщить данные. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие: методы исследования: изучение материалов, сопоставление полученных фактов, анализ и обобщение собранной информации. Предмет исследования – крепость веры казака и за что их часто называют рыцарями православия. Гипотеза – я надеюсь, что мне удастся убедить одноклассников и других заинтересованных лиц в крепости веры казаков и за что их часто называют рыцарями. Православия. Актуальность. Казаки испокон веков считали и считают себя защитниками Веры Христовой. Свою жизнь они понимали как служение Богу оружием, воинским мастерством. С первых упоминаний в литературных источниках казачество четко ассоциируется с Православием и, можно утверждать, что именно оно стало духовной основой рождения казачества и сейчас казачество - опора РПЦ и так должно быть впредь. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие: методы исследования: сопоставление полученных фактов, анализ и обобщение собранной информации. Исследование осуществлялось в период с сентября 2018 и включало 3 этапа: Напервом подготовительном этапе определены цель и задачи исследования, происходило изучение материалов; Навтором реализационном этапе - выполнение плана работы по сбору материалов; На третьем аналитическом этапе - обобщение результатов. Предполагаемый результат: рассказать одноклассникам и другим заинтересованным лицам о своем исследовании. Научно-практическая значимость работы: данная работа может пополнить архив Староминского прихода, районный музей.
1.Рыцари православия.
История кубанского казачества неразрывно связана с историей Православной церкви. Не случайно за казаками исторически закрепилось красноречивое название – “Рыцари Православия”, т. е. защитники Христовой веры. К своим братьям они обращались словами: “Кто хочет за веру христианскую быть посаженным на кол, кто готов претерпеть всякие муки за святой крест, кто не боится смерти, – становись казаком”.
В казаки принимали всякого. Нужно было только одно непременное условие – вера во Христа т.е. православное христианство. Казаки в своё товарищество принимали и смелых татар, и турок, и греков, даже немцы попадали в казаки и быстро принимали все казачьи традиции. Донские казаки при вступлении в казачество спрашивали: В Христа веруешь? Если ответ был утвердительным, то просили перекреститься. Татарин и турок, казах и бурят принимал веру казачью (православную), веру в Истинного Бога, и сливался с донцами. Казаки, требуя веру, понимали, что только вера в Бога, глубокая и искренняя, даст мужество новому казаку перенести тяжёлую жизнь среди военных походов и вечной опасности [2] (см. приложение II рис.1), (см. приложение III рис.1), (см. приложение IV рис.1).
Православное мировоззрение как основа казачьей идеологии.
С давних пор и по настоящее время казаки ненарушимо пребывают в православной вере, никогда не колеблясь иноверием. Сама принадлежность к Православию являлась единственным правом, по которому человек мог вступить в казачество. Сам прием в казачество был крайне упрощен. Вновь прибывший должен был соответствовать нескольким определенным условиям. По одному из предъявляемых требований он непременно должен был быть православным, уметь креститься и знать «Отче наш…» и «Символ Веры». Если определяющийся в казачество человек был другой веры, то он должен был креститься в православие. В самих казачьих общинах жизнь строилась строго по заповедям Господним и всякое их малое нарушение каралось. Особенно строгие требования были в Запорожской Сечи, где казаки давали обет безбрачия и целомудрия. «Однако, служа и душой, и рукой православной вере, запорожские казаки вовсе не углублялись ни в какие тонкости богословского и катехизического учения, - они больше придавали значение непосредственной вере, основанной скорее на чувстве, нежели на разуме, и, живя в постоянной военной тревоге, нередко, в силу, однако ж, необходимости, удовлетворяли своим религиозным потребностям не так, как было должно, а как было возможно» - отмечает Д.И. Эварницкий, автор «Истории запорожских казаков» [5]. Донской историк Е.П. Савельев писал, что казаки от природы были народом религиозным «без ханжества и лицемерия; клятвы соблюдали и данному слову верны. Чтили праздники Господни и строго соблюдали посты» [3]. Еще одним из главных принципов казачьего образа жизни является Соборность, уходящая корнями в вечевое прошлое и которая проявляется в виде сбора всей казачьей общины – Круга или Рады. Несмотря на то, что на Кругах (Радах) решались вполне земные вопросы: выборы атамана и казачьей старшины, перераспределение земли, вопросы войны и мира, Православие здесь играет ведущую роль. По казачьим законам Круг (Рада) начинается с торжественного богослужения, а само собрание проводится в присутствии казачьего священника. С древних времен казаки верили, что сам Господь благословляет их собрание и направляет умы к принятию правильного решения. Сами же казачьи Круги (Рады) всегда проходили ежегодно в строго определенные дни и месяцы: в январе, на 2-й или 3-й день Пасхи, на Покрова. Особо обращает на себя внимание месяц январь (до 1700 г. он не был новогодним месяцем). С 1643 г. в этот месяц (19 дек. ст. ст./1 янв. нов. ст.) поминается Преподобный Илия Муромский (Муромец), мощи которого почивают в Киево-Печерской лавре. «Стар козак» - богатырь святорусский Преподобный Илия Муромец почитается казаками как прародитель и родоначальник казачества, охранявшего и защищавшего Киевскую Русь и Православную Церковь, и на исходе дней своих ушедший в монахи. Вполне уместно предположить, что казаки собирались на Круги и Рады в этот день в память своего предка и именно 1-го января выбирали себе атамана. При этом необходимо отметить, что в Запорожье и на Дону существовала традиция – казаки достигшие преклонного возраста, уходили из Сечи в монастыри и постригались в монахи.В казачьих общинах всегда строго соблюдался принцип равенства в соответствии с заповедью: «Нет ни князя, ни раба, но все рабы Божьи!». Кроме того, при выборах войсковых атаманов свято соблюдалась заповедь: «Последний из вас да будет первым, а первый да будет последним». В жизни этот принцип даже выражался в определенном обряде. Вновь избранному атаману мазали голову грязью в знак того, чтобы он не забывал о своем низменном происхождении и не стремился бы к возвышению над всем товариществом. Однако, было бы лукавством представлять казаков идеальными безгрешными людьми, а казачье братство обращать в монастырское. Сама казачья жизнь, грубая и разгульная, связанная с постоянными военными походами, кровавые битвы, грабежи и бурные празднования побед, и пр. не сколько не соответствовали тогдашнему, а тем более нынешнему представлению о православии. Эти обстоятельства нередко навлекали на казаков несправедливые упреки в безверии и равнодушии к религии [4]. «Так, известный киевский митрополит ХVII в. Петр Могила называл печатно запорожских казаков «ребеллизантами», то есть людьми неистовыми в вере, отступниками; православный пан Адам Кисель, того же века, отзывался о них, как о людях «никакой веры»; униатский митрополит Рутский именовал их людьми «без религии», а думные дьяки московские 1594 г. трактовали их «людьми, не имеющими страха Божия. …некоторые из исследователей южно-русской истории, в особенности П.А. Кулиш, тенденциозно умаляя заслуги запорожских Козаков перед родною верою и православною церковью, низводят их в этом отношении чуть ли не на ступень диких варваров…» - пишет Д.И. Эварницкий [5]. Но из этих слов видно непонимание истинной сущности казачества. Казакам действительно не были свойственны многие из таких добродетелей, как благоразумия, терпения, смирения… О казаке нельзя судить как о человеке, «который должен жить по колокольному звону, согласно идеальной монашеской жизни, и все свои отношения к Богу выражать постом и внешними знаками без участия сердца». Сами условия жизни не могли им позволить стать такими, иначе это означало бы их гибель. Прежде всего, казаки были воинами-защитниками, хранителями земли Русской, рыцарями православия, отрекавшимися от спокойной мирской жизни, семейного счастья и уюта, готовые пожертвовать своей жизнью. «Во внутренних качествах запорожского казака, - писал Д.И. Эварницкий, - замечалась смесь добродетелей и пороков, всегда свойственная людям, считающим войну главным занятием и главным ремеслом своей жизни; жестокие, дикие и беспощадные в отношении своих врагов, запорожские казаки были добрыми друзьями, верными товарищами, истинными братьями в отношениях друг к другу, мирными соседями к своим соратникам по ремеслу, украинским и донским казакам; хищные, кровожадные, невоздержанные на руку, попирающие всякие права чужой собственности на земле ненавистного им ляха или презренного басурмана, запорожские казаки у себя считали простое воровство какой-нибудь плети или кнута страшным уголовным преступлением, за которое виновного казнили смертной казнью» [5]. Светлыми сторонами их характера были благодушие, нестяжательность, щедрость, бескорыстие, постоянство в дружбе. Несмотря на всю свою патриархальную простоту и внешне разгульную жизнь, запорожцы отличались глубокой религиозностью и надежностью, вера их была искренней, чуждой всякого ханжества. Ради своей «истинной православной христианской веры» казаки готовы были пожертвовать жизнью. «Вот храм Божий, защитим его или умрем близ алтаря Господня,- смертью за веру покупают небо», - так говорили донские казаки во время Азовского сидения. Накануне каждого похода или сражения искренне верующие казаки очищали себя постом и молитвой, исповедовались и своих духовных отцов. «С нами Бог! Разумейте, языцы неверные, и покоритеся, яко с нами Бог!» - таков был казачий клич выходивших на смертный бой.Принадлежность к православной вере для казаков была равносильна национальной принадлежности. Обычно на вопрос, кто же они по национальности, можно было услышать ответ: «Я-де, не москаль, но русский, и то по закону и вере Православной, а не по природе» [4]. Исходя из изложенного материала, прослеживаются следующие особенности религиозного сознания казаков:
- особость своего назначения, осознание себя рыцарями Православия, защитниками Веры, Народа и Отечества от кого бы то ни было;
- особое восприятие религии, вытекающее из условий жизни: пребывания в постоянной боевой готовности, непрерывного ведения войн. Это восприятие значительно отличалось от религиозного сознания человека, который занимался мирным трудом. Подверженность постоянной опасности, близость смерти делали веру в Бога единственным спасением. Отсюда горячая религиозность казаков и искренность их веры;
- стремление к независимости во всем, в том числе желание сохранить независимость свой церкви и духовенства, а также традиция формирования духовного сословия из собственной среды;
- наличие у казачества своих особых святынь и почитание их, особое соблюдение определенных религиозных праздников;
- особое отношение к черному духовенству и монашеству.
Само понятие «казак» славянского, более того, православного происхождения. До Крещения Руси это слово нигде в летописях не встречается. «Казак» - слово смысловое и имеет корень «Аз» - «Аз есмь Бог». Казак – это вольный человек, но не живущий своевольно, а исполняющий Волю Бога православный воин. Отсюда и смысл казачьей вольницы – общины казаков, живущей по Божьим заповедям, всегда готовые к исполнению Его Воли. Именно Воля Божья решает кого карать, а кому милосердствовать. Поэтому казачьи вольницы всегда свято соблюдали заповедь: «Служить верно своему народу, а не вождям», что и порождало конфликты с царской властью. И сегодня, как и в прошлые века казаки с благоговением произносят слова древней казачьей молитвы: «Слава, Тебе Господи, что мы Казаки!» (см. приложение VII рис.2), (см. приложение VIII рис.1), (см. приложение IX рис.1-4). Православие для казаков было и есть та основа, на которой зиждется его крепко удерживаемая свобода. Православная вера и казачество неразрывно связаны в одно целое, что неоспоримо подтверждается всей историей нашего отечества. Ярким примером тому является дошедший до наших дней кодекс чести казака, известный под названием «Казачьи заповеди». В этих «Заповедях» собрана вся вековая казачья мудрость, за которыми явно стоят евангельские изречения. И следуя древней заповеди: «Держись Веры предков, поступай по обычаям народа своего», Православное мировоззрение, отраженное в «Казачьих заповедях», стало идеологическим фундаментом начавшегося в конце 80-х гг. ХХ века процесса возрождения российского казачества [2].
3. Православие и традиции казаков.
Православие определяло жизненный путь казака с первого дня земной жизни, от крещения до отпевания при отходе его в мир иной, формировало мировоззрение и весь ежегодный круг обрядов (см. приложение IV рис.2). Благоволение свыше четко увязывалось с успехом в делах, удачей. «Господи, благослови!» – говорили кубанцы, начиная какое-либо дело. Православие было не просто верой, а фундаментом всей казачьей жизни. Как и у каждого на Руси, у казака с Церковью было связано и рождение, и крещение, и венчание, и погребение. Без усердной молитвы казаки не начинали не одного важного доброго дела. Казаки также молились перед совершением круга и перед битвой (см. приложение V рис.3). Молитва есть возвышение ума и сердца к Богу или беседа души с Богом, ибо молитвою мы можем всё испросить у Господа. Кто не молится, тот лишается общения с Богом. «Несчастье для слепца – не видеть света, но гораздо большее несчастье для христианина – потерять расположение к молитве, лишить душу свою божественного света. В такой душе водворяется тьма, а по исходе из тела уделом её будет тьма вечная и живая смерть». С церкви начиналось основание любого казачьего поселения (см. приложение I рис.1). Церковь у казаков – самое главное достояние станицы. Строили церковь казаки обычно всем обществом. Недаром, приходя на новые земли, начинали со строительства церкви или часовни. Так поступали и казаки Зарубежья, вынужденно оказавшиеся на чужбине. Починка и украшение церквей делалась на средства станичников. Собирали со всех приношения – хлеб, полотно и др. Собранное продавали с торга. В некоторых станицах 20 октября считалось кормным воскресеньем. До начала литургии прихожане сыпали перед западными дверями церкви пшеницу. После литургии духовенство над хлебом служило благодарственный молебен. Деньги от продажи хлеба шли на украшение храма. В некоторых станицах у церкви был столб, к которому привязывали барана, гуся, корову и т.д. в дар церкви. Иногда сборы на церковь определял станичный сход. Могли часть общественной земли сдать в аренду, чтобы на вырученные деньги построить храм. Мыли и убирали храмы казачки по желанию. Казаки старались заботиться о своем духовенстве. На их долю выделялись обычные казачьи и особые паи, вознаграждения за требы, общественные молебны. Часто им приносили от себя добровольные пожертвования (см. приложение VII рис.1). «Дерево познаётся по плодам»- гласит пословица. А жизненный путь казака прослеживается по его поступкам и... детям. Без детей семья - не семья. Дети, по понятиям казаков – признак благополучия, признак «Благословления Господня над семьей», Божья благодать. Неимение детей считалось Божьим наказанием. Жизненный путь казака или казачки начинался с крещения [1].
4.Таинство крещения.
Таинству крещения казаки придавали огромное значение, утверждая, что до крещения у младенцев нет души, а дети, умершие не крещенными, не явятся на страшный суд. Отсюда большое уважение к восприемникам (крестной и крестному). Перед тем, как нести ребенка в церковь (на крещение), его клали в красный угол (к иконам) и молились: «определи ему, Господи, талант и счастие, добрый разум и долгие годы». На крестины, кто побогаче, звали священника, когда у младенца прорезывались зубы, родители, посадив его на лошадь, возили в церковь служить молебен Иоанну Воину о том, чтобы он был храбрым казаком. Важным этапом в жизни является брак и венчание. Народная свадебная обрядность была признана Православием. После согласия жениха и невесты на брак, их ставили рядом и, помолившись Богу, благословляли, приговаривая: «Дай же Бог нам слышанное видеть, желанное получить». Сваты, подходя к дому, говорили три раза: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас». Из дома отвечали: «Аминь» и отворяли двери. Все основные действия свадебных обрядов также сопровождались молитвами. В день свадьбы с благовестом к обедне отец и мать благословляли святой иконой невесту, которая, положив три Земных поклона, целовала Святой лик, кланялась в ноги родителям. Жених, получив благословление своих родителей, отправлялся к невесте. Впереди шел священник с крестом, затем мальчики несли благословенные образа с пеленами. Венчание было единственным доказательством законности брака[4].
5. Память о предках.
Казаки остро чувствовали свою вечную духовную связь с умершими родителями. Накануне свадьбы жених и невеста ходили на могилы родителей или родственников, «отца и мать уважать надо – на том свете пригодится». Дети не должны ничего предпринимать без согласия и родительского благословления. После смерти их поминают в день их рождения и смерти, раздавая милостыню нуждающимся и подавая на поминальный стол храма (в основе милостыни – это накормить голодного и нуждающегося от достатка своего). Особо почитались при раздаче милостыни нищие, калеки (или как раньше называли – убогие), обездоленные, одинокие старики и старухи преклонного возраста, нуждающиеся в помощи своего хутора, станицы. Дети знали, где проживают эти одинокие старики и старухи и разносили по заданию матери или отца им готовую снедь: пирожки, пышки, лепешки, блины, а также крупу, муку, зарезали кабана – отнеси тому-то, наловили рыбы или спахтали масло – отнести тому-то, и пр. поделиться своим достатком было жизненной потребностью. Православная вера отражалась во многих мелочах повседневной жизни, ни одного сколько-нибудь важного дела не начинали без молитвы. Побратимы менялись своими крестами, заключали дружбу «по гроб», «ибо крест великое дело» [6].
6. Помощь бедным.
Самая действительная и угодная Богу милостыня – это тайная, чтобы никто не знал, кроме Бога, добро, которое ты делаешь. Наиболее состоятельные казаки запрягали в повозку лошадь, насыпали в нее зерна, а сзади повозки привязывали корову, намотав ей на рога ткани, выезжали из станицы или хутора подальше и оставляли эту упряжь, как подаяние на дороге. О виде этой милостыни люди знали, и, не испытывающие нужду считали за грех воспользоваться этим подаянием. Практиковалось также оставлять эту упряжь незаметно у дома бедной семьи, привязав лошадь к плетню или воротам. Нередко казаки продавали часть имущества, а деньги определяли после смерти отдать в церковь на помин души [1].
7. Кубань православная.
Духовной основой жизни черноморцев было православие. Перебираясь на Кубань, казаки везли с собой в разобранном виде и походную церковь, которую подарил им Потёмкин. На Тамани войсковым судьёй Антоном Головатым в 1794 году построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. По одной из легенд, действующая ныне в Тамани церковь Пресвятой Богородицы построена на месте той, что возвёл ещё в XI веке киевский князь Мстислав, одержав победу в битве с касожским богатырём Редеей. И именно храм Покрова Пресвятой Богородицы на этом двухвековом «отрезке» был самым первым зданием (см. приложение V рис.1). «Его заложили по распоряжению судьи Черноморского казачьего войска Антона Головатого в 1793 году. Церковь построили на месте расположения бывшего турецкого сада. Головатый лично выбрал самое красивое место, сказав, по преданию, следующее: «Пусть красуется храм Божий в небесной высоте, и пусть святые молитвы несутся от нас прямо от земли до престола Господа Бога». Церковь казаки возводили, живя в землянках и шалашах. Материалом стали обломки турецкой крепости. Камень скрепляли сырой глиной; крышу смастерили железную. За год управились. Звонницу пристроили на столбах. Колокол весом 3,2 тонны казаки отлили из турецких медных пушек в городе Николаеве. Слышно его было даже в Керчи. К сожалению, во время Великой Отечественной войны колокол от фашистов спрятали — где-то закопали. Где именно, свидетелей не осталось, однако настоятель храма, отец Виктор, надеется, что эту реликвию обязательно найдут [6]. При переселении казаков на Кубань, с первых месяцев своего пребывания, казаки начали строить храмы и основывать монастыри. Да и сами названия казачьих поселений несли отпечаток веры: Архангельская, Новопокровская, Новорождественская, Вознесенская, Петропавловская, Успенская… Казачьи станицы без церкви не жили, но и в отсутствии её сама пропитанная верой почва, обнесённая везде и всюду житиями святых, внушала и поддерживала верховный закон народного бытия. Эта вера плодоносила здесь вместе с хлебом, со страдными циклами, из которых выводили красные церковные дни, чтимые беспрекословно. В 1794 году из Петербурга последовало разрешение возводить церкви в тех поселениях, где насчитывалось не менее 100 дворов и 400 мужчин. К 1799 году на Кубани уже было построено 16 церквей и 9 были в стадии завершения. В воскресные дни с раннего утра из разных концов просыпающихся улиц направлялись в церковь казаки. Молодые и пожилые, с жёнами и детьми, коренные жители и иногородние – кто пешком, кто на дрожках, либо в расписной тачанке, устланной персидскими коврами. По дороге встречали родных и друзей, обнимались, договаривались увидеться после церковной службы. Впрочем, житейские радости и заботы отодвигались в сторону, как только люди приближались к ажурным воротам церкви. Здесь они останавливались, молитвенно склоняли головы, крестились на купола – и, оставив будничные помыслы и настроившись на торжественный лад, входили (см. приложение VI рис.1-2). В храме заказывали литургию или панихиду, покупали, зажигали и ставили свечи, отвешивали поклоны в сторону икон. Рядом с иконами располагались высокие, начищенные до блеска, переливающиеся медные доски. Это памятные доски, на которых старославянскими буквами были начертаны фамилии погибших в бою или на служебном посту казаков, уроженцев этой станицы или города, с указанием полученных ими наград, как правило, Георгиевских крестов. Наличию этих досок придавали первостепенное значение.
Свою историю казаки знали и почитали. Кропотливо и бережно хранили всё, что имело к ней отношение. Как бы они ни жили – бедно или богато, но в любой дореволюционной станице не было хаты без святого угла. Святой угол иногда называли царским. Вероятно там хранили портреты царя и членов его семьи те, кто служил в Конвое Его императорского величества, но в большей степени – по названию иконы с изображением Иисуса Христа – Царя Славы (см. приложение I рис.2) . Невозможно себе представить казацкую хату без Святого угла. Если в хату заходили гости – первым делом крестились на иконы, укрытые сверху вышитыми рушниками или кружевными полотенцами. За несколько дней до входин (новоселья) обязательно приглашали священника. Тогда же в хату заносили дорогие сердцу иконы, среди них и те, которыми благословляли молодых на свадьбе. Вскоре хозяин заказывал красивый стол- угольник тёмно-вишнёвого цвета, на котором появлялась кружевная скатерть – дело рук умелой казачки. Здесь располагались книги: Библия, Евангелие, молитвенники. Подходил срок службы казака. В день отправки, по давнему обычаю, он не выходил со двора до тех пор, пока отец с матерью не снимали из святого угла икону – образ Сына Божьего Иисуса Христа или Николая Угодника – и не благословляли ею молодого воина. На шею вешали медальон с изображением Георгия Победоносца – покровителя воинов на Руси. Молодые воины направлялись в церковь, где священник служил напутственный молебен (см. приложение V рис.2). Шли годы. Казак возвращался. Родители выходили с иконой встречать его. А потом икона снова занимала своё место в святом углу. Так святой угол становился началом истории рода, семьи, где жизнь каждого казака переплеталась с историей страны и приобретала свой особый смысл. Каждому человеку – верующему или неверующему должна быть интересна история своей семьи, города, где он родился и жил, на какой улице жили его деды и прадеды, какому роду принадлежали, что любили, чему молились, в какого Бога верили. В советское время утверждалось, что вера у представителей казачьего сословия не была глубокой. Храмы были разрушены. Гонители веры надеялись, что через одно – два поколения кубанцы забудут названия соборов, церквей и часовен. Но все возвращается на круги своя – общество осознаёт, как важно вернуться к духовным истокам, восстановить разрушенные и возвести новые храмы. Бог попускает разрушение святынь тогда, когда люди перестают быть их достойными. Забыл народ нравственные законы своего Создателя, уклонился от Его спасительных заповедей, разрушил храмы своих душ – вот и стали рушиться видимые святыни. Но, слава Богу, теперь люди стали возвращаться к духовным ценностям своей страны. Вот и видим мы, как вновь засияли купола восстановленных церквей и плывёт как встарь малиновый звон колоколов кубанской земли. Так и должно быть. Должно быть время для впечатлений и раздумий [1].
8. На земле Староминской.
В нашей станице так же сложилось казачье общество, которое работает на благо староминчан и в его работе четко прослеживается связь со Свято – Покровским приходом и благочинным о. Алексеем Самойленко. К примеру: 20 сентября 2018 года войдет в историю Староминского районного казачьего общества как день освящения реестрового знамени. Это важное для казаков событие произошло в канун двунадесятого праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В храм Покрова Пресвятой Богородицы станицы Староминской на церемонию освящения и прибивки знамени прибыли атаман Ейского казачьего отдела Павел Лях, атаман Староминского районного казачьего общества Владимир Горб, заместители главы МО Староминский район, атаманы и казаки хуторских казачьих обществ, учащиеся казачьей школы МБОУ №5 п. Рассвет, члены Союза казачьей молодёжи Кубани. Историческая церемония началась с молебна. Благочинный Староминского округа церквей и настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы протоиерей Алексий Самойленко отслужил благодарственный молебен и совершил чин освящения знамени. Полотнище закрепили на древке. Чести проведения этой церемонии были удостоены атаманы казачьего общества, вбившие в древко 12 освящённых гвоздей. Протоиерей Алексий обратился к казакам со словами поздравления и напутствия: « Не уроните чести казачьей, берегите знамя, как святыню! Помните, как мужественно сражались предки-казаки под святыми знаменами, защищая веру православную и Отечество. Бог вам в помощь!». К полотнищу приложились все казаки, которые были в храме. Этот момент считается присягой новому знамени [7] (см. приложение X рис.1). Через несколько дней в субботу в Доме культуры «Большевик» прошёл отчетно-выборный сбор Староминского районного казачьего общества. В его работе приняли участие вице-губернатор, атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда, атаман РКО Владимир Горб, атаман Ейского казачьего отдела Павел Лях, благочинный Староминского округа, протоиерей Алексий Самойленко.
С отчетом о работе казачьего общества выступил атаман Владимир Горб. Он подробно остановился на охране общественного порядка, использовании земли, казачьем образовании, наставничестве, работе Союза казачьей молодёжи и других вопросах. Именно его кандидатуру на должность атамана по итогам голосования казаки единогласно выбрали на новый срок. Присутствующий на сборе атаман Кубанского казачьего войска, казачий генерал Николай Долуда дал высокую оценку деятельности районного казачьего общества и атамана, указал на необходимость открытия большего числа казачьих школ и активного пополнения казачьих рядов в обществе [8] (см. приложение X рис.2). Из выше перечисленного мы видим, что во всех делах и начинаниях казаков староминских казаков присутствуют духовное благословение Русской православной церкви.
Заключение.
Свою работу хочется закончить словами патриарха Русской Православной церкви Кирилла: «Казак без веры – не казак!» (см. приложение VIII рис.2).Для казаков Православие это не просто религиозное учение, не только совокупность догматов и канонов в виде заповедей. Это целостная система мировосприятия, которая формировалась на протяжении всей истории казачества. Веками Православие служило и служит духовной основой казачества, а казаки, в свою очередь, являются верными защитниками своей Веры – Веры своих предков. Невозможно представить казачье войсковое братство вне духовного православного мировоззрения. Религиозное чувство никогда не покидало казаков: ни в походах, ни в мирной жизни. Основу казачьего духовно-нравственного мировоззрения составлял тезис «о сопротивлении злу силой». Осознать, что есть «зло» и что есть «добро», и взять на себя огромную ответственность пресечения зла насилием может только человек-воин, религиозно-нравственное чувство которого, вызрело и закалилось осознанием необходимости кровопролития, совершаемого во имя каких-либо сверхличностных интересов – защиты Веры, Отечества, Народа. И не случайно одним из основополагающих принципов казачьей идеологии стал принцип жертвенности – «За други своя!». Цель, поставленную перед собой выполнила. Собран документальный и теоретический материал и проведен анализ полученных материалов и обобщены данные. Хочется отметить, что такую цель перед собой я ставила в первый раз. Данная работа несёт в себе элементы научной новизны. Работу возможно использовать в практике образовательного учреждения (уроки ОПК, классные часы) и иных учреждений (музеи, библиотеки, муниципальные органы власти, в СМИ), а так же для продолжения исследования.
Список источников и использованной литературы:
1. Иванова Л. В. «Казак без веры не казак?» https://nsportal.ru
2.Рябинский С.В. Православное мировоззрение как основа казачьей идеологии. http://chern-cossak.ucoz.ru
3.Савельев А.П. «Древняя история казачества», «Вече», М., 2004 г.
4. Шептун С.В. «Из истории православной церкви на Кубани», изд. «Советская Кубань», г. Краснодар, 1995 г.
5.Эварницкий Д.И. «История запорожских казаков», изд. «Наукова думка», г. Киев,1990 г.
6.Казаки-воинство Христово. https://studopedia.ru
7.В храме Покрова Пресвятой Богородицы совершен чин освящения знамени Староминского казачьего обществ. http://eisk-eparh.ru
8. Казачий генерал Н. Додула дал высокую оценку. //Степная новь от 25.09.2018г
Приложение
Приложение I
Рис.1 Войсковой собор во имя Воскресения Христова в Екатеринодаре.
Рис.2 Красный угол избы. Худ. В. М. Максимов
Приложение II
Рис.1 Рыцари Православия. Худ. Д. Шмарин
Приложение III
Рис.1 Казаки.. Худ. Д. Шмарин
Приложение IV
Рис.1Донской казак глазами английского художника 18 века.
Рис.2 Казак и вера в бога.
Приложение V
Рис.1. Икона Покрова Богородицы с казаками. (Икона. Казачий Покров)
Рис.2-3 Проводы казака. Перед атакой.
Приложение VI
Рис.1 Кубань православная.
Рис.2 Молебен в г. Краснодаре.
Приложение VII
Рис.1 Казак без веры – не казак!
Рис.2 Казак — это не национальность, это рыцарь Православия
Приложение VIII
Рис.1 Патриарх Кирилл и казаки.
Рис.2 Казак без веры – не казак!
Приложение IX
Рис.1 День иконы Донской Божьей матери 2016
Рис.2-4 22 апреля 2012 - День Стояния и Молебна у Храма Христа Спасителя.
Приложение X
Рис.1 14 октября 2018г., в великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в храме Покрова Пресвятой Богородицы ст. Староминской были совершены обряд посвящения в казаки и принятие присяги молодыми станичниками, будущими казаками.
Рис.2 Отчетно-выборный сбор Староминского районного казачьего общества.