Жизнь и быт кубанских казаков

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Жизнь и быт кубанских казаков

Самурганова Е.В. 1
1МБОУ СОШ №1
Штомпель Г.Г. 1
1МБОУ СОШ №1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Знать историю своего края и культуры необходимо. Не зная историю всего человечества и, в частности, народа местного края его обычаев и традиций, невозможно понять, что происходит вокруг нас в мире, разобраться в образе жизни и мыслей народа, проникнуть в суть событий. Не может считаться полноценным тот, кто живет, не ведая своих корней, прошлого своего народа, кто лишен исторической памяти. С ощущения родного края начинается любовь к Родине, к родной земле, на которой родился и живешь. Актуальность. Данная работа глубже понять особенности ее культуры, истории, и их взаимосвязь с природой, приобщиться к исследованию родного края. Цель исследования – В своей работе я постаралась рассмотреть жизнь и быт кубанских казаков и выявить, какие народы оказали влияние на ее культуру. Предмет исследования – жизнь и быт кубанских казаков. Гипотеза – я надеюсь, что мне удастся рассмотреть жизнь и быт кубанских казаков и выявить, какие народы оказали архитектурную особенность моего дома. Задачи исследования: собрать документальный и теоретический материал о жизни и быте кубанских казаков, провести анализ полученных материалов и обобщить данные. Для написания своей работы я использовала энциклопедическую, монографическую, научно-популярную литературу и воспоминания представителей старшего поколения. Методологической основой данной работы является историзм, объективность, использование историко-сравнительного метода. План исследования:

Изучение теоретического материала.

Работа с живыми носителями информации.

Обобщающий, связанный с оформлением самой работы.

Быт кубанских казаков.

Основу хозяйственной деятельности преобладающего большинства сельского населения Кубани (за исключением южных предгорных районов) в предреволюционный период составляло земледелие. Вырученные от продажи продуктов деньги старались вкладывать в усовершенствование земледельческого хозяйства. Обеспеченность простейшими сельскохозяйственными машинами и усовершенствованными орудиями, в том числе железными плутами, жнейками, сеялками, молотилками, на Северном Кавказе была высокой. И все же на большей части территории кубанского края техника сельского хозяйства и система земледелия были отсталыми. Земля обрабатывалась небрежно, слабо применялись такие приемы повышения плодородия, как правильные севообороты, зяблевая вспашка, пар. Основным орудием пахоты с развитием земледелия стал плуг. С конца XIX в. деревянные части тяжелого двухколесного деревянного плуга постепенно заменяются железными. Посев зерновых и пропашных культур повсеместно производили ручным способом. Сеялки использовались в 900-е годы лишь в немногих богатых хозяйствах. Пахота, боронование и посев считались исключительно мужской работой, но если в семье было мало мужчин, им помогали женщины и дети. Посевом зерновых, требовавшим навыка, обычно занимались старшие в семье мужчины. С первых чисел мая начиналась прополка; мотыга почти не выпускалась из рук и попеременно применялась на бахчах, в огородах, в поле, на участках кукурузы, подсолнечника, гороха, фасоли и т. д. Пололи гуртом – всей семьей, но поскольку на май часто назначались лагерные сборы, вся тяжесть работы обычно падала на женщин. В конце мая – начале июня занимались уборкой сена. Сенокошение считалось мужской работой, однако почти во всех казачьих семьях косой владели и женщины. При недостатке рабочей силы на время сенокоса нанимали косарей, приходивших на заработки из внутренних губерний России. Сушкой сена обычно занимались женщины, мужчины укладывали его в копны и возили к скирдам. Наиболее напряженным периодом сельскохозяйственных работ была уборка зерновых. В конце июня – начале июля поспевали озимые, во второй половине июля – яровые. Позднее начиналась уборка проса, льна, подсолнечника, кукурузы. В уборке участвовали все — взрослые, подростки, старики. При господствовавшей в то время примитивной земледельческой технике работать приходилось от зари до зари. Уборочная страда во многих семьях, у которых не было средств для найма рабочей силы, затягивалась до самой зимы. Старинным орудием уборки хлеба был серп. В 80—90-е годы XIX в. он постепенно заменяется косой с прикрепленными параллельно клинку граблями. Часть сельского населения занималась промыслами и ремеслами. Во многих станицах появились небольшие мукомольные, маслобойные, сыроваренные, пивоваренные, кожевенные, кирпичные, гончарные и другие предприятия, принадлежавшие предпринимателям из иногородних. После уборки хлеба начиналась молотьба, нередко затягивавшаяся до самой зимы. До конца XIX в. хлеб преимущественно молотили при помощи – гоняли быков или лошадей, нередко запряженных в повозку, по разостланным на току снопам. Для обмолота проса, бобовых, конопли, льна, подсолнечника употребляли цеп, которым в бедных хозяйствах обмолачивали и хлебные злаки. В отдельных предгорных станицах хлеб молотили также большими деревянными досками с кремневыми зубцами. В конце XIX - начале XX в. в богатых хозяйствах появляются молотилки, сначала конные, потом паровые. Молотилки стоили дороже других машин и поэтому в середняцких хозяйствах встречались редко. После обмолота зерно веяли по ветру лопатой, а затем очищали при помощи кожаных решет, подвешенных на треноге (грохот). В 900-х годах во многих хозяйствах появились веялки. Провеянный и очищенный хлеб свозили в чувалах (мешках) и ссыпали в амбары. В XIX в. до строительства железных дорог большое значение в экономике края имел чумацкий промысел – перевозка зерна, соли, спирта, мануфактуры, досок, стекла, железа и пр. между крупными торговыми пунктами (Ростовом, Ейском, Екатеринодаром, Майкопом, Усть-Лабинской и др.). Для казаков чумачество обычно служило лишь подспорьем к земледелию; им занимались в свободное от полевых работ время. Почти во всех селениях Кубани развивались мелкие ремесла: в конце XIX - начале XX в. плотники, печники, портные, бондари, медники, стекольщики, кирпичники каменщики, гончары совмещали ремесло с земледелием. Казачки, уходившие на заработки (батрачки, прислуга), были главным образом из бедных семей, они были вынуждены готовить себе приданое на собственные средства. В предгорных закубанских районах ремесла и промыслы были развиты значительно сильнее. Основным занятием закубанцев был вывоз строевого леса и изготовление на продажу разнообразных изделий из дерева: предметов сельскохозяйственного инвентаря, транспорта, домашней утвари. Но промыслы не приносили достаточного дохода, и потому в начале XX в. распространенным становится отход на земледельческие заработки в степные станицы, на поденную работу. Классовое расслоение иногородних заметно усиливается в конце ХIХ - начале XX в. Выделяется прослойка богатых предпринимателей: одни из них занимаются торговлей, заводят различные промышленные предприятия, другие арендуют на продолжительный срок войсковые земли или покупают частные земли и создают крупные хозяйства капиталистического типа. Хочется отметить, что в начале колонизации, кубанские казаки не занимались земледелием, а больше скотоводством. В дальнейшем казаки переходят на занятие земледелием, при этом применяют сельскохозяйственные обычаи и традиции как украинского крестьянства, так и российского. Так же хочется отметить, что на занятие земледелием или ремеслами большое влияние оказывала природа и климат места поселения казаков. [1]

Жилища кубанских казаков.

Жилище основной массы сельского населения Кубани в конце XIX - начале XX в. строилось преимущественно из местных строительных материалов — глины, камыша, соломы, хвороста, в лесных предгорных районах – из дерева. Наиболее характерным для Кубани считался турлучный дом – деревянный каркас, обмазанный с двух сторон глиной. Каркас сооружался из вертикальных столбов, пространство между которыми заполнялось деревянными плахами, хворостом или камышом. Верхние концы сох соединялись одним или двумя рядами бревен или досок – основой; поверх основы вдоль дома клали одну или две потолочные балки (матка – в восточных районах, сволок – в западных районах). На матку или сволок поперек постройки накладывали тонкие жерди (слежи, сволочки), которые заплетали хворостом или засыпали поверх слоем камыша. Подобная конструкция потолка была характерной и для жилищ, построенных из других строительных материалов. Каркас стен и потолка обмазывали с двух сторон толстым слоем (в 30-40 см) глины, смешанной с соломой. Забивали глиной полы, возвышавшиеся над поверхностью земли на 20-30 см. Во многих степных станицах наряду с турлучными строились глинобитные дома. Стены глинобитных домов, широко распространенных и в других южных районах России, сооружались путем забивки деревянной опалубки глиной. Для покрытия крыши использовали камыш, чакан, солому. Соломенную крышу чаще всего крыли путаной соломой. В некоторых западных станицах крыли соломенными снопиками. В районах, где было много заболоченных речек и лиманов, преобладали камышовые крыши. При этом ровные ряды камыша предварительно связывали пучками, затем прикрепляли камыш к обрешетке крыши и снизу подбивали дощечкой — под корешок. Со строительством дома были связаны специальные обряды, направленные на обеспечение благополучия в семье и изобилия в доме. При закладке дома на место строительства бросали клочки шерсти домашних животных. Перья – «чтобы все водилось». Сволок (деревянные несущие брусья, на которые настилался потолок) поднимался не голыми руками, а на полотенцах – «чтобы в доме не было пусто». Под крышу подкладывали мелкие деньги, а в переднем углу в стену вмуровывали небольшой деревянный крест, призывая божье благословение на обитателей дома. После окончания строительных работ вместо платы (ее не полагалось брать за помощь) хозяева устраивали угощение (все это сопровождалось песнями). [2] Из этого следует вывод, что в XIX и начале XX в. на значительной части степной территории Кубани были невысокие турлучные или глинобитные, обмазанные глиной и побеленные снаружи жилые постройки, вытянутые в плане, покрытые четырёхскатными соломенными или камышовыми крышами. В архитектурном облике кубанской хаты совмещались черты жилищ степных и лесостепных районов Украины. Терминология отдельных деталей жилища была и остаётся до настоящего времени различной: в западных районах она в основном украинская, в восточных – русская. В восточных районах Кубани сказалось также влияние домостроительства донского казачества и населения южнорусских районов. Известный кубанский историк Ратушняк В.Н. так классифицировал жилища кубанских казаков: «Дома у черноморских казаков (хаты) были обычно глинобитными или саманными, т.е. и кирпича-сырца, который производился из глины с примесью соломы. В линейных станицах дома были, как правило, деревянные» [3]. Я проживаю в станице Староминской. Данная станица возникла в результате заселения Кубани запорожскими казаками и поэтому основная масса жилых строений была близка по типу к малороссийским хатам (в тот период станичные хаты состояли в основном из двух комнат), но есть хаты в станице ближе к типу донских жилых строений, что характерно для линейных станиц [4].

О чём свидетельствует то, что дома обшиты шилёвкой, имеют высокий цоколь и состоял из 4-х или 5-ти комнат. Из выше сказанного следует, что в станице были хаты малороссийского типа, но казаки побогаче строили дома смешанного типа: от малороссийских хат досталось то, что дома сделаны из самана, в том числе цоколь и фундамент, внутри хата была побелена, а шилёвка цоколя и стен, обналичка окон и ставни, а так же покраска в сине-зелёные цвета и внутренняя планировка комнат характерна для станиц Донской области. Подобные дома не были редкость, только на улице Петренко до наших дней сохранилось 7-8 домов в различном техническом состоянии. Так же надо отметить, что планировка станицы, а это чёткость линий, строительство домов лицом к улице характерно для кубанского казачества. На данную планировку повлияло то, что в отличии от донских, которые постоянно подтапливались, поэтому строились жилища хаотично на возвышенности, ст. Староминская первоначально строилась планомерно и немного в стороне от реки Сосыки, поэтому хаты не подтапливались и казаки обустраивали станицу по чёткому плану. Я задалась вопросом: что же повлияло на изменение определённого архитектурного стиля? Мне кажется, что хозяйства станицы были ориентированы на рынок, через станицу проходила железная дорога Черноморка, близость Донской области – всё это повлияло на то, что в ст. Староминской, как и в других степных станицах северо-востока Кубани происходит смешение архитектурных стилей, что делает их более самобытными и красивыми и удобными для проживания [5]. Внутренне убранство казачьей хаты – интерьер кубанского жилища был в основном одинаков во всех районах Кубани пришедший из степных зон Украины. В хате находились две комнаты (великая и малая). В малой находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой комнате стояла мебель на заказ: шкаф для посуды, сундук, комод для белья. Центральным местом в хате был «красный угол» – «божница» «Божница» украшалась вышитым рушником и бумажными цветами вокруг иконы. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священные или обрядные значения. Полы в доме были мазаные реже деревянные, в шкафчике для посуды стояли большой глиняный горшок, горшки поменьше, чавуны для приготовления борща и каши. В доме все было украшено вышитыми полотенцами – рушниками. На стенах висели фотографии – реликвии казачьих семей. Поскольку в конце XIX в. в среде казачества были распространены большие семьи, жили чрезвычайно скученно. Там, где в доме было только одно жилое помещение, на нарах или помосте спали покатом по нескольку человек. Вторая половина связевого дома, в котором жила большая семья, обычно отапливалась и служила добавочным жильем. Во многих больших семьях молодые пары спали во дворе, в специально устраиваемых небольших хатенках. Старики спали на печи и лавках, детей укладывали на полу. Постельными принадлежностями вплоть до конца XIX в. были набитые сеном матрацы, рядна, полости, попоны (валянные из овечьей шерсти), верхняя одежда или просто солома. Спали члены семьи в определенных местах. В больших семьях обедали за двумя столами, детей кормили отдельно за низеньким стопином. Рассаживались в определенном порядке: на почетном месте глава семьи, рядом с ним старшие мужчины, ближе к выходу садились женщины. Иногда рассаживались семейными парами. Жилищные условия во многих больших семьях в зимнее время были тяжелыми. Глинобитные полы, отсутствие вентиляции, теснота, плохое освещение, необходимость содержать зимой в жилых помещениях мелких домашних животных – все это создавало антисанитарные условия существования, приводившие к различным заболеваниям.

Пища кубанских казаков.

Кубанская народная кухня также является важной составляющей материальной культуры кубанцев. Основу питания кубанских казаков составляли мучные изделия, продукты животноводства, птицеводства, рыболовства, пчеловодства, а также овощи, фрукты, ягоды, зерновые. Наиболее распространенным был хлеб из кислого теста на дрожжах или закваске (остаток теста от предыдущей выпечки). Дрожжи приготовляли сами из хмеля, который рос в изобилии по всему краю. На Кубани пекли также и пресный хлеб (в виде лепешек), если не хватало хлеба до следующей выпечки или во время работы в степи, когда не было времени для вымешивания кислого хлеба. Обычно хлеб выпекали в печи на чисто выметенном поду. В 900-е годы стали применять формы из жести, но и тогда подовой хлеб считался вкуснее. Обычай печь хлеб на поду сохранялся. Среди других мучных изделий были распространены разнообразные пироги, вареники и галушки. Наиболее распространенным видом хлебных изделий были пироги и вареники. Большие круглые пироги с разнообразной начинкой, чаще с фруктовой, встречались всюду. Любимыми были маленькие пирожки с творогом (сыром), выпекавшиеся на противнях (листах) тесно прижатыми друг к другу. Вареники чаще всего приготовлялись также с творогом или с фруктами. Галушки ели меньше вареников, однако их ценили за быстроту приготовления. Готовили галушки не везде одинаково: в западных районах тесто чаще отщипывали – рвали, а на востоке его или резали ножом, или, если тесто было более жидким, опускали ложкой в кипящую подсоленную воду, молоко, бульон, как русские клецки. Особо любима кубанцами лапша. Тесто для лапши замешивалось на яйцах, раскатывалось в тонкий лист и мелко резалось; запускалась лапша в молоко, мясной бульон, в картофельный суп, заправленный жареным луком. Из отварной лапши приготовлялся лапшевник (отварная лапша, заправленная яйцами, маслом и запеченная) – блюдо это как праздничное, особенно свадебное, бытовало на Кубани везде. Из кислого теста кубанцы пекли блины и оладьи. На западе края блины пекли меньше. Блины и оладьи делали также и из пресного теста, чаще всего на кислом молоке и яйцах, но это блюдо было скорее праздничным угощением, так же как и всякого рода изделия из пресного теста, замешанного на масле, яйцах и сметане, – колобки, кныши (из раскатанного текста, переслоенного каймаком или творогом – сыром), вывертышки (род хвороста) и украинские орешки – маленькие кусочки пресного теста, варенные в масле. На Кубани также готовили кушанья из муки, они отчасти заменяли хлеб: саламата – поджаренная пшеничная мука, заваренная кипятком (ее ели с подсолнечным маслом или с пережаренным на сале луком) и любимая кубанцами кваша – запаренный пшеничный солод, смешанный с фруктами и запеченный, кулага – пшеничная мука, заваренная фруктовым отваром. Разнообразные крупы имели огромное значение в питании кубанцев. Каши варили на воде или молоке, жидкие и густые. Гречневая и пшенная каши были одинаково любимы. В западных и особенно в предгорных районах чаще варили гречневую кашу. В этих же районах пекли гречневые блины и приготовляли вареники из гречневой муки или с начинкой из гречневой. Пшено было распространено везде; из него варили каши, кулеш – жидкую пшенную кашу с картофелем, разведенную молоком и заправленную луком, пережаренным с салом или на растительном масле (когда молока не добавлялось). Это кушанье особенно часто варили во время работы в степи. Из бобовых культур на Кубани довольно много употребляли гороха и особенно фасоли. В этом, очевидно, сказалось влияние народов Кавказа. Правда, в отличие от них кубанцы приготовляли фасоль подобно тому, как везде в России готовили горох, т. е. варили супы, отваривали и ели с маслом и салом, пекли пироги и т.п.[6] Наиболее популярным мясным и овощным блюдом на Кубани является борщ, который имеет множество разновидностей: с мясом, салом, с фасолью, грибами, щавелем, крапивой и т.д., и искусство приготовления борща во многом кроется в зажарке, секреты которой имеются у каждой хозяйки. Популярны на Кубани и блюда из рыбы – в прошлом ее водилось в реках и озерах несметное количество. Например, Ф.А. Щербина в своем труде «Кубанское казачье войско» приводит об этом такие сведения: «Весною, когда белая рыба – сула (судак), тарань (вобла), чабак (лещ), карп и пр. шла из моря метать икру в плавни, лиманы и реки, то собиралась в столь огромные стада, что ночью у берегов слышался бесконечный шум и гул, производившийся рыбою в воде; на обратном пути по таким речкам… вода выходила из берегов от столпившейся рыбы и местами буквально запружала речное русло, так что по рыбе, как по плотине, можно было переходить с берега на берег» [7]. Рыбу солили, коптили, вялили, из нее готовили уху, различные похлебки, жарили, тушили, фаршировали и т.д. Во время религиозных и семейных праздников и обрядов варили различные каши (кутью), на свадьбу пекли шишки (маленькие булочки в форме шишек), для молодых готовили курицу, для гостей – куриную лапшу. Во время постов ассортимент блюд менялся – ели постную, растительную пищу. Особенно богат был стол на Рождество: запекался рождественский поросенок, утки, индейки, гуси, куры, готовили холодец, зажаривали мясо с картофелем, пекли пироги, пирожки с начинкой. На столе были моченые, квашеные, соленые овощи. Из напитков предпочитали узвар (компот), чаи, кисели, вишневку и водку. Казаки строго следили за культурой пития и наказывали пьяниц, поэтому «праздники проходили весело: с песнями, с легкой радостью и удалью» [8]. Из выше сказанного следует, что блюда кубанской кухни в первую очередь несут отпечаток украинской кухни, а также русской и горской.

Форма и одежда.

Значительное влияние горской культуры сказалось на вооружении и одеж­де казаков. Первыми одежду черкесского образца стали носить линейные казаки, а в начале 1840-х гг. для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линейных. Эта форма стала единой и для образо­вавшегося в 1860 г. Кубанского казачьего войска, она состояла из черкески черного сукна, шаровар темных тонов, бешмета, башлыка, зимой - бурки, папахи, сапог или ноговиц. Черкеска, бешмет, бурка - прямые заимствова­ния у адыгов. Форма, оружие и конь были частью казачьей «справы» – казаку покупал снаряжение отец, когда отправлял служить в войско. Костюм казаков имел повседневный и нарядный варианты. Одежда казаков во многом сохраняла традиции мест их прежнего про­живания, однако испытала на себе влияние местных народов. Форма кубанских казаков окончательно сформировалась к середине XIX века. В летнее и весеннее время мужчины носили легкий бешмет, на ногах башмаки, на голове шапку; в зим­нее время прибавляли бурку и башлык. В праздничное время казаки надева­ли атласные бешметы, оправленные серебром; опойковые со скрипом сапо­ги, суконные форменные штаны; перепоясывались ременным поясом с се­ребряным набором и кинжалом. Летом казаки редко надевали черкески, хо­дили в бешметах. Зимней одеждой у казаков служили шубы-кожухи с глубо­ким запахом, с небольшим воротником из дубленых белых и черных овчин и стеганые на вате бешметы. Многочисленные войны внесли изменения в наряд казаков. Черкеску и бешмет заменила гимнастерка, вместо бурки разрешили носить шинель, а папаху заменили фуражкой. Традиционную казачью форму оставили в качестве парадной. Особое значение в казачьей одежде имели лампасы. Они символизировали принадлежность владельца к вольному воинству. Каждая деталь казачьего костюма была наделена особым смыслом: кубанский казак берег свою «справу» как зеницу ока.Повседневные костюмы кубанских казаков и казачек позаимствовали некоторые детали из русских и украинских костюмов. Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты (так называемая парочка). Шился костюм из фабричных тканей - шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты (или «кохточки») были разнообразных фасонов: приталенные по бедрам, с оборкой-басочкой; рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с пухлями, на высоких или узких манжетах; воротник-стойка или вырезанный по объе­му шеи. Праздничная одежда шилась из бархата и шелковых тканей. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гару­сом, бисером. Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из четырех-семи полос, каждая шириной до метра. Юбка внизу украшалась кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками. Обязательной принад­лежностью женского костюма была нижняя юбка - «спидница». Так, женский костюм отличался яркостью и красотой, подчеркивала статус и выделяла казачек среди другого населения. Казачки любили яркие наряды, каждая умела шить и ткать, плести кружева и вязать. Поэтому немалое место среди украшений занимает вышивка – ярко вышитые рубахи, сарафаны, платья были очень самобытны. Повседневная одежда состояла из нижней рубахи, кофты и ситцевой юбки. Поверх рубахи надевались две-три юбки из крашеной домашней ткани. Кофты, особенно праздничные, отличались длинными рядами мелких пуговиц, а пышные рукава кофт сужались к кисти. Лакированные сапожки дополняли костюм. Женщины носили платки и шлычки, шали и кружевные накидки [9].

Семейный и общественный быт.

В начале заселения Кубани преобладали холостые казаки. Поэтому правительство края в течение первой половины XIX века предприняло ряд мер по переселению в казачьи станицы женского населения – вдов, девок, семей с большим числом женщин. Постепенно налаживался семейный быт. Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший восемнадцати лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить обучение в течение месяца в военных лагерях. При достижении юношей 21 года он поступал на четырехлетнюю срочную службу, по завершении которой казака приписывали к полку, и до 38 лет он должен был участвовать в трехнедельных ежегодных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные смотры. Все это требовало много времени и сказывалось на состоянии хозяйства казачьих семей. Свободное время станичники проводили в «беседах», на «посиделках». Кубанцы любили рукоделие: девушки на посиделках плели кружева и вышивали, занимались ткачеством, но соблюдали запрет на работу в праздничные церковные дни. Особые обычаи кубанских казаков отражены в свадебных традициях. Свадебные наряды казачек представляют собой шедевры рукоделия – это были юбки светлых тонов и красивые вышитые кофты из шелка с богатыми узорами. Свадебные платья хранились в сундуках, передавались по женской линии. Нередко в семьях хоронили женщин именно в свадебных платьях. Особое внимание казаки уделяли рушнику как свадебному атрибуту: его хранили как семейную святыню, использовали для исцеления больных. Все казачьи рушники отличались богатством вышивки и красотой отделки. Особое разнообразие в жизнь казачества вносили праздники и воскресенья; после церковной службы часто устраивались ярмарки, скачки, другие развлечения. Казаки были большими любителями хорового пения, военно-спортивных состязаний. Казаки широко отмечали в станицах Святки (с 25 декабря по 6 января), Масленицу (по приходе весны), Пасху, Троицу (наступление лета) и другие праздники. Главный войсковой праздник казаки отмечают в конце августа. Датой образования Кубанского войска считается день Александра Невского, который отмечается 12 сентября. Казаки уделяли внимание религиозному воспитанию, поэтому все церковные праздники свято чтились в семьях и войске. Любимые праздники казачества – Крещение, Рождество, Пасха, Троица, Спас, Покров. Отмечаются родительские субботы, справляются поминки по умершим родственникам. Казаки уделяли внимание религиозному воспитанию, поэтому все церковные праздники свято чтились в семьях и войске. Любимые праздники казачества – Крещение, Рождество, Пасха, Троица, Спас, Покров. Отмечаются родительские субботы, справляются поминки по умершим родственникам. 18 октября отмечается Войсковой праздник кубанских казаков. Также отмечаются многочисленные праздники полковые и казачьих территориальных частей. Христианские обычаи и традиции с моей точки зрения характерны для всех славянских народов, но есть и отличия, которые появились из-за жизни в пограничных районах России.

Заключение.

В силу особен­ностей процесса заселения и хозяйственного освое­ния Кубань стала уникальным регионом, где эле­менты традиционной восточно-украинской культуры взаимодействуют с элементами южнорусской куль­туры. Следует отметить, что Кубань на протяжении долгих столетий была многонациональ­ным регионом, в котором сочетались культурные тра­диции различных народов. Взаимовлияние и куль­турный обмен привели к формированию уникального феномена - поликультурного пространства Кубани. Особое влияние на развитие региона оказала ка­зачья колонизация. С первых лет переселения на Ку­бань казаков начинали складываться торговые связи, происходил культурный обмен с местными народа­ми. Кавказская война существенно затормозила и осложнила процесс развития дружеских отношений, единого ментального поля, но не могла его остано­вить. По окончании военных действий мёжкультурный диалог развивался более интенсивно. Цель, поставленную перед собой - рассмотреть жизнь и быт кубанских казаков и выявить, какие народы оказали влияние на ее культуру, я выполнила. Хочется отметить, что такую цель перед собой я ставила в первый раз. Для написания своей работы я использовала энциклопедическую, монографическую, научно-популярную литературу и воспоминания представителей старшего поколения. Методологической основой данной работы является историзм, объективность, использование историко-сравнительного метода. Данную работу возможно использовать в практике образовательного учреждения (уроки кубановедения, классные часы) и иных учреждений (музеи, муниципальные органы власти, в СМИ), а так же для продолжения исследования. Я считаю, что настоящий гражданин России и своей малой родины должен любить и знать её прошлое, для того, чтобы сохранить его для последующих поколений, мы – жители России должны хорошо знать свою малую родину, чтобы преумножать её богатство и по хозяйски умело использовать природные и людские ресурсы. Есть такая пословица, которая, мне кажется, созвучна моей работе: «Познай свой край и его богатства умножай».

Список источников и использованной литературы.

Использованы материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа /Под ред. Н.Н.Великой, С.Н.Лукаша. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012. – 216 с.: Эпоева К.В. Обычаи и быт кубанского казачества [Электронный ресурс]. URL: slavakubani.org

Культура Кубани 19-го века. Быт и занятия кубанских казаков. [Электронный ресурс]. URL: refferat.ucoz.ru

Ратушняк В.Н. «История Кубани с древнейших времён до конца XIX в.». Учебник для 10-х классов общеобразовательных учреждений. – К. изд. «Перспективы образования», 2000 г.

Кулишов В.И. «В низовьях Дона», - М.: изд. «Искусство», 1987.

Штомпель Анастасия Евгеньевна «Архитектурные особенности станиц северо-востока Кубани начала XX века». ( На примере моего дома. Ст. Староминская 2010г.

Турыгин В.В. Кубанская кухня. Краснодар: Советская Кубань, 1988.

Щербина Ф.А. Кубанское казачье войско. Репринтное издание. Краснодар: Советская Кубань, 1996.

Матвеев О.В. Слово о кубанском казачестве. Краснодар: Советская Кубань, 1995

Быт кубанских казаков. cossacksculture.mgutm.ru

Приложение.

Приложение I

Рис.1 Орудия труда казаков.

Рис.2 . Пахота плугом.

Р ис.3Уборка зерновых.

Приложение II

Рис.1Крытые камышом хаты.

Рис.2.Малороссийская хата казачки Анастасии Костенко 1841 г. постройки

Рис.3Вид с улицы дома № 82. 1889 года постройки.

Приложение III

Рис.1. Внутренне убранство казачьей хаты.

Рис.2. Блюда кубанской кухни.

Рис.3Галушки с пампушками.

Приложение IV

Рис.1Каша.

Рис.2 Борщ.

Р ис.3Форма кубанских казаков.

Приложение V

Рис.1-2Повседневная одежда казака. Одежда казачки.

Рис.3Вышивки.

Приложение VI

Рис.1 Оружие.

Рис.2 Праздники у казаков.

Просмотров работы: 11653