Введение.
Зачем человеку посещать храмы? Наверное, это путь к себе, возвращение к своим истокам, к святой вере отцов и дедов: для кого-то это мольба о помощи, для кого-то утешение в скорбях, укрепление в вере. Впервые мы посещаем храм, когда нас принимают в лоно церкви ( крестильный обряд), а затем по мере взросления приходит интерес к вере и мы посещаем храмы Руси куда бы нас не забросила судьба. Так и я хочу совершить с вами путешествие по тем храмам которые я посетила за свою еще не долгую жизнь. Цель работы: познакомиться с храмами, их историей которые я посетила. Задачи исследования: собрать документальный и теоретический материал о храмах, которые я посетила, провести анализ полученных материалов и обобщить данные. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие: методы исследования: изучение материалов приходской библиотеки, беседы с прихожанами храмов, сопоставление полученных фактов, анализ и обобщение собранной информации. Предмет исследования – посещение храмов, их история. Гипотеза – я надеюсь, что мне удастся познакомить одноклассников и других заинтересованных лиц в своем путешествии по храмам и их истории. Актуальность. Мы отправляемся в путешествие по храмам, чтобы укрепиться в вере, что-то пережить опытно. Хочется потом заново вспоминать и переживать какие-то моменты связанные с историей храмов. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие: методы исследования: сопоставление полученных фактов, анализ и обобщение собранной информации. Исследование осуществлялось в период с сентября 2018 и включало 3 этапа: Напервом подготовительном этапе определены цель и задачи исследования, происходило изучение материалов; Навтором реализационном этапе - выполнение плана работы по сбору материалов; На третьем аналитическом этапе - обобщение результатов. Предполагаемый результат: рассказать одноклассникам и другим заинтересованным лицам о своем путешествии по храмам и их истории. Научно-практическая значимость работы: данная работа может пополнить архив Староминского прихода, районный музей.
1.Храм Покрова Пресвятой Богородицы ст. Староминская (см. приложение I рис.1).
Этот храм находится в станице где я живу. Для меня он один из самых важных, здесь меня крестили [1]. Когда-то в Староминской было три церкви. Самая первая – деревянная Христо-Рождественская церковь, была возведена в 1810 году на самом красивом месте Минского куреня, так и называвшемся – Красная площадь. Другая, тоже деревянная – Свято-Покровский храм с приделом, посвященным Николаю Чудотворцу, был воздвигнут в 1886 году там, где расположен современный районный дом культуры. Третью каменную церковь-красавицу – Пантелеймоновскую, освятили в 1909 году [3].
Всё, что осталось от старого Свято-Покровского храма – одно из купольных деревянных наверший с гнездом под крест, навратный чугунный крест и фрагмент железной ограды, находящийся в качестве решетки на окнах одного из торговых павильонов Базарной площади.
После разрушения церквей и храмов в советское время богослужения прводили в обычных жилых домах без куполов и крестов, приспособленных под храм.
Современный Свято-Покровский храм, который строили около 16 лет (1991-2007), имеет крестово-купольную архитектурную систему, и построен с соблюдением традиций Веры. Иконы в новый храм приносились прихожанами, приобретались в складчину. Самую дорогую обрели в стене храма Покрова Пресвятой Богородицы, когда-то сгоревшего. Иконы для иконостаса писали художники из Ростова-на-Дону [2].
2. Храм Казанской иконы Божией Матери ст. Канеловская (см. приложение I рис.2).
Моё первое посещение в этотхрам так же связано с крещением. Там крестили моего брата. В XIX веке в Канеловской существовал Воскресенский храм, разрушенный в середине ХХ века. Ныне существующий храм заложен в конце 1990-х годов, освящен 29.11.2005 года епископом Ейским Тихоном. Кирпичная церковь с отдельно стоящей надвратной звонницей. Основной объем прямоугольного в плане храма завершен восьмериком под горкой кокошников, образующей шатер, и главкой [2].
3. Свято-Казанский храм ст. Ясенская (см. приложение I рис.3).
В этом храме я было много раз. Это связанно с тем что в ст. Ясенской проживает моя бабушка.
14 июня 1872 года Военный Совет Кавказкой армии разрешил возводить на Кубани две новые станицы, одна из них на месте бывшего татарского поселения Татарские Ады под названием «Ясенская». В 1863-1864 годах татарское население переселилось в Турцию, а сюда пришли казаки из малоземельных станиц Кубани. Место положение станицы выбрано было удачно (см. приложение IV рис.1).Она расположена в юго-восточной части Ейского полуострова на Кубано-Приазовской низменности вблизи от маловодной, местами пересыхающей речки Ясени, в 38 км от города Ейска. Заселение станицы добровольными переселенцами началось с весны 1873 года и окончилось осенью 1873 года с численностью населения 1316 человек на 227 дворов.
Православные казаки, заселившие станицу, организовали молитвенный дом. А 21 июля 1878 года разрешено построить в станице Ясенской деревянную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1884 году на деньги, собранные приходом построена из дерева на кирпичном фундаменте 4-х главая вместительная церковь. Освящена в 1885 году во имя Казанской иконы Божией Матери. Причт: 1 священник и 1 псаломщик. За ними было закреплено 105 десятин земли. Первым священником стал отец Петр Кондратов, переведенный сюда из Никольской церкви станицы Новощербиновской. 14 мая 1887 года о.Пётр награжден набедренником. С 1884 года псаломщиком при храме служил Иван Андриевский, а церковным старостой на несколько трехлетий подряд избирался казак Карп Бойко.
В 1907 году причт Свято-Казанского храма состоял уже из 2 священников, 1 диакона и 2 псаломщиков. Земля – 105 десятин, распределялась паями, а второму священнику полагалось дополнительно 38 десятин земли.
16 марта 1907 г. настоятелем храма по благословению Преосвященнейшего Агафадора, архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского, согласно прошению, назначен о.Димитрий Гливенко. Отец Димитрий жил со своей семьей — женой и двумя детьми на квартире, т.к. собственной недвижимости не имел. 18 марта 1909 года отец Дмитрий награжден правом ношения набедренника архиепископом Ставропольским и ЕкатеринодарскимАгафодором. Продолжал духовное образование в Духовной Академии, но закончить ее ему не удалось. Экстерном учился на философском факультете Дерптского университета, совмещая учебу со священническим служением. В 1911 г. о.Димитрий переменил место службы на город Кисловодск Терской области. 22 марта 1938 г., в день памяти Сорока мучеников Севастийскихо.Димитрий Гливенко был расстрелян на Бутовском полигоне.
Священномученик священник Димитрий Гливенко канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г. для общецерковного почитания.
21 августа 1911 года о. Николай Кандауров рукоположен во священника к Казанской церкви станицы Ясенской и назначен законоучителем в Ясенское мужское училище. А в 1919 году отец Николай был переведен на новое место служения настоятелем храма в станице Воздвиженской. Протоиерей Николай Кандауров был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Священномученик протоиерей Николай Кандауров канонизирован 20 августа 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
В полной мере испытала на себе иго богоборчества и православная Кубань.
По словам жителей станицы, Свято-Казанский храм был разрушен и разграблен в начале 1934 года. На его месте остался лишь купол с крестом. Позднее его перенесли на станичное кладбище, где он разрушился. Перед началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. казалось, что Русская Православная Церковь доживает последние дни. Однако несмотря на антирелигиозный террор более половины населения страны признавало себя православными верующими. В 1943 г. церковь в ст.Ясенской была открыта. Прихожанам выделили помещение, которое своими силами приводили в порядок, украшали, благоустраивали. С августа 1943 по 14 октября 1959 года настоятелем был назначен протоирей о. Лев (Сидоренко). Жители станицы вспоминают о нем с большим почтением. Вспоминают, что о. Лев приехал в станицу и устроился садовником, не открывая первое время своего сана, опасаясь гонений. После войны власти пытались запретить о. Льву служение, но прихожане храма отстояли: «не отдадим нашего батюшку!» (см. приложение IV рис.2-4).
В 1959 году священником был назначен иеромонах Евгений, прослуживший в станице до 62 года. 30 лет в станице не проходили богослужения, и жители оставались без духовного окормления. Только после «перестройки» разрешили восстановить часовню на месте разрушенного храма. Но реализовать это намерение не удалось. Однако, прихожанам вернули дом священника, в котором и обустроена церковь теперь. Священником был назначен молодой священник о. Андрей. Затем о. Владислав. На долю его служения выпал страшный удар как для священника, так и для прихожан — церковь, обустроенная таким трудом, сгорела. Восстанавливали ее всем миром. В 1998 году священником к Свято-Казанской церкви был назначен о.Николай (Ткач), прослуживший в станице до 14 октября 2012 года. С 15 октября 2012 года Настоятелем Свято-Казанского храма назначен о.Александр (Зубков) [4].
4. Собор Михаила Архангела г. Ейск. (см. приложение II рис.1), (см. приложение V рис.1).
В него я попала не случайно. Мы ездили туда с экскурсией. По приезду Патриарха Кирилла Московского. В 1865 году в Ейске был построен выделявшийся своей красотой и монументальностью Михайло-Архангельский собор, названный в честь основателя города — светлейшего князя Михаила Семеновича Воронцова. Как свидетельствуют исторические источники, храм был самым величественным сооружением того времени на севере Кубани. В 30-х годах прошлого столетия храм был разрушен. Напоминанием о нем осталась церковная сторожка, о передаче которой в ведение общины прихожане стали хлопотать в начале 90-х годов ушедшего века. В 1996 году городские власти передали здание приходу. С этого времени и началось возрождение собора Михаила Архангела.
Отец Серафим не ходил по коридорам местных органов власти и не просил у чиновников какой-либо помощи. Люди сами шли к нему и предлагали свою помощь. В довольно короткие сроки было построено здание храма, и здесь начались богослужения, на которые приходили жители окрестных кварталов.
Обустроив храм Михаила Архангела, прихожане берутся за строительство собора Блаженной Ксении Петербуржской. В настоящее время ведется роспись внутреннего убранства собора, уникальность которого состоит в том, что здесь имеется купель. В Крещение сюда пришли более 600 жителей Ейска, пожелавших провести омовение в этой купели. Кстати, это очень редкий случай, когда купель оборудуется прямо в соборе [5].
5. Храм Троицы Живоначальной ст. Должанская (см. приложение II рис.2) В нём я побывала когда мы с семьёй отдыхали на море. В тот день был праздник Преображение Господне(яблочный спас).
Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы построена в 1815 году. Деревянная, на каменных столбах вместо фундамента, холодная церковь простояла до 1877 года. Свято-Троицкая церковь была построена и освящена в 1877 году. В 1900 году в ограде Свято-Троицкого храма был построен кирпичный молитвенный дом с престолом в честь св. великомученицы Екатерины.
В 1934 году Свято-Троицкий храм был полностью разобран. На территории разобранного Свято-Троицкого храма из сторожки был перестроен и освящён в 1997 году. Из-за ветхости строения не удавалось предотвратить процесс разрушения стен. В июне 2007 года приход Свято-Никольского храма станицы Должанской получил благословение митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора на восстановление Свято-Троицкого храма. 5 января 2014 года Свято-Троицкий храм был освящён епископом Ейским и Тимашевским Германом [6].
6. Собор Александра Невского г. Краснодар (см. приложение II рис.3).
Попала я в этот собор случайно. Мы с мамой шли по городу после приема в краевой больнице. Было свободное время и мы решили посетить собор.
Войсковой Александро-Невский собор был заложен на войсковые средства 1 апреля 1853 года на Базарной площади Екатеринодара. Строительство, на которое было потрачено около 100 тысяч рублей, длилось 19 лет — освятили храмтолько 8 ноября 1872 года. Долгий перерыв в строительных работах был вызван нехватка сначала необходимых строительных материалов, а затем и денежных средств.
Александро-Невский войсковой собор был построен в русско-византийском архитектурном стиле, сложившемся в России в первой трети XIX века. План храма, не предусматривавший выделение апсидой алтарной части, представлял собой совершенно симметричный равноконечный крест. Две восточные угловые главы были световыми, западная пара — декоративными, выполнявшими роль колоколен; каждая глава состояла из четырёхгранного барабанаи вызолоченного шлемовидного купола. В оформлении фасадов были применены килевидные закомары, аркатурный пояс, «флорентийские» окна. Снаружи собор был выбелен.
В войсковом соборе хранились реликвии кубанского казачества, в том числе регалии Кубанского казачьего войска, здесь проходили все торжественные церемонии казаков Екатеринодара. При храме действовал знаменитый войсковой певчий хор, который стал прообразом созданного позднее Кубанского казачьего хора.
В 20-е годы XX века с собора были сняты купола, в нём был размещён музей атеизма. В 1932 году по решению городского совета рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов собор был взорван.
Решение о его восстановлении было принято в 2003 году губернатором Краснодарского края А. Н. Ткачёвым. Торжественная церемония закладки камня на месте будущего храма состоялась 17 декабря того же года. Войсковой собор было решено восстановить на новом месте — в начале улицы Красной, недалеко от Крепостной площади, на которой находился деревянный войсковой Воскресенский собор, разобранный из-за ветхости в 1879 году. До своего разрушения главный собор Кубани располагался на углу улиц Красной и Соборной (сейчас — улица Ленина), в сквере напротив нынешнего здания администрации края.
Спустя два года после начала строительства храма колокола и купола строящего собора освятил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 28 мая 2006 года Митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл освятил полностью восстановленный Александро-Невский собор. По данным краевой администрации, на восстановление храма было израсходовано более 180 млн рублей [7].
7. Храм Вознесения Христова г. Ялта (см. приложение III рис.1).
После воссоединения Крыма с Россией я мечтала посетить этот красивейший край. Мы семьей посмотрели много интересных мест, и не прошли мимо красивейших храмов нашей страны. В том числе и храм Вознесения Христова в городе Ялте.
История Вознесенского храма в посёлке Кореиз на Южном берегу Крыма уходит в далёкое средневековое прошлое. Первый храм Вознесения Господня в Кореизе был построен в 1820-е владелицей имения Кореиз княгиней Анной Голицыной. Когда Голицыны строили свою домовую церковь, они наткнулись на фундамент старинного храма с исторической надписью, сделанной на средневековом греческом языке. Эта надпись была встроена в новый храм, простоявший до его разрушения в годы Великой Отечественной войны. Этот храм в свое время обслуживал имение графа Юсупова в Кореизе.
По благословению Высокопреосвященнейшего Лазаря, Митрополита Симферопольского и Крымского, на территории поселка Кореиз, рядом с кладбищем, будет построена православная церковь в честь праздника Вознесения Господня. Этот храм будет доступен жителям Кореиза, Гаспры, отдыхающим и гостям из других городов. В 2007 году духовенством Ялтинского благочиния совместно с появившейся в Кореизе православной общиной, а также строителями и благотворителями был отслужен Благодарственный молебен на территории будущего храма Вознесения Господня. Был установлен крест на месте строящейся церкви. Возведение церкви оказалось непростым делом. На сегодняшний день трудами прихожан и благодетелей завершено возведение здания служебных помещений, где временно проходят богослужения с мая 2010 года. Неравнодушные жители Кореиза и соседних посёлков продолжают поддерживать приход в этом трудном деле. И важнее всего то, что строительство общего храма объединяет кореизцев в стремлении преобразить свой родной посёлок. Планируемый 21-метровый однокупольный храм с колокольней возводится в центре посёлка. Участвуют в процессе восстановления как местные власти, так и санатории Южного берега Крыма [8].
8. Церковь Воздвижения Креста Господня при Ливадийском дворце пгт. Ливадия(см. приложение III рис.2).
Этот храм я посетила совместно с семьей, когда мы ездили в Ливадию на экскурсию. Всего в нескольких километрах от Ялты находится одно из самых известных в Крыму мест: курортный поселок Ливадия. Каждый год его посещают тысячи людей с целью увидеть Ливадийский дворец - летнюю резиденцию русских царей. В ходе экскурсии посетителям обязательно показывают дворцовую церковь, в которой молились три поколения императоров: Александр II, Александр III и Николай II.
В 1860 году Удельное ведомство купило усадьбу графа Л.С. Потоцкого для строительства здесь дворца. Император Александр II подарил Ливадию своей жене императрице Марии Федоровне, которая болела чахоткой и должна была ежегодно лечиться на юге. Придворному архитектору Ипполиту Монигетти (1819-1878) поручили построить здесь целый архитектурный комплекс: два дворца, служебные помещения, оранжереи, бассейны и, конечно же, дворцовую церковь.
Проектируя церковь, архитектор обратился к византийскому стилю, который был широко распространен в аналогичных постройках середины и второй половины XIX века. Источником его вдохновения была также архитектура грузинских церквей. Храм небольшой, ведь он был рассчитан только на императорскую семью и ближайшее окружение (он даже был соединен с кабинетом Александра II). В плане здание представляет собой крест, вытянутый с севера на юг. Восточная стена прорезана арочными окнами — спаренными и тройными.
Изящная церковь, украшенная внутри резьбой по дереву, цветными стеклами витражей, восхищала уютностью и благолепием. По словам современников, церковь пленяла "грацией и изящной простотой". Это особенно роднило Ливадийскую церковь с грузинскими постройками. Позже, с устройством на крыше светового фонаря, церковь в какой-то степени утратила цельность художественного образа.
Особым украшением церкви стал иконостас из белого мрамора. Царские врата и алтарные двери были сделаны из резной бронзы. По обе стороны от иконостаса располагались два ореховых аналоя: один был занят храмовой иконой, другой - древним образом с частями святых мощей, он был украшен драгоценными камнями. Этот образ — дар Романовым от грузинских царей. Перед иконостасом стояли красивые серебряные подсвечники.
В сентябре 1863 года все работы в церкви, как внутри, так и извне, полностью окончены. На акварели австрийского художника Рудольфа Альта, побывавшего в Ливадии в этот год, церковь изображена уже построенной.
Рядом с храмом по проекту Д.И. Гримма построили звонницу, ее украшает орнамент, который вырезал из камня талантливый мастер крестьянин Орловской губернии Т.А. Костиков. Во время правления Александра III тут же поставили мраморную колонну из крепости Рущук на Дунае. Эта колонна была установлена возле дворца в 1879 году в память о русско-турецкой кампании 1877-1878 годов, когда Россия воевала за освобождение Болгарии от турецкого ига.
В Ливадийском храме совершались важные события как для царской семьи, так и для всей России. В 1894 году в старом дворце умер Александр III. Панихида по почившему государю и присяга нового русского императора Николая II состоялись в дворцовом храме. Здесь же святой праведный Иоанн Кронштадский миропомазал невесту Николая принцессу Алису Гессенскую, она стала православной благоверной княгиней Александрой Федоровной.
После установления советской власти в Ливадии открыли санаторий для крестьян. Церковь закрыли, за долгие годы запустения здесь устраивали и клуб, и склад, и музейное помещение. В последние советские годы здесь была сварочная мастерская. Только мозаичное изображение архангела Гавриила над главным входом и стоящая рядом изящная звонница напоминали о том, что когда-то здесь был Дом Божий.
Алтарь из мозаики в Ливадийской церкви уберегли от налетевших атеистов очень просто и остроумно - закрыли его деревянным щитом да так и продержали, под видом ремонта, пока не утихли страсти. Не сохранились в церкви иконостас и мраморная облицовка стен, вместо нее панели расписали масляной краской под серый мрамор. Только мозаичное панно на сюжет Воздвижения Креста Господня сияло немеркнущим светом, который вселял надежду, что храм оживет и украсится заново. Так оно и случилось. В 1991 году в Крестовоздвиженском храме возобновились Богослужения [9].
9. Владимирский собор в Херсонесе Таврическом (см. приложение III рис.3).
Храм мы посетили будучи в городе Севастополе, история этого храма произвела на меня неизгладимое впечатление.
По церковным преданиям и историческим свидетельствам, крещение Великого князя Влади́мира Святославича состоялось в 988 году в городе Херсонесе, или Корсуне (так его называли древние русичи, а теперь это — Национальный заповедник «Херсонес Таврический» в г. Севастополе). В «Повести временных лет» преподобный Нестор Летописец упоминает прогородскую соборную церковь: «посреди града, где собираются корсунцы на торг», которая, как предполагают ученые, могла быть наиболее вероятным местом судьбоносного для всей Руси события.
Впервые идея увековечивания места Крещения равноапостольного князя Владимира была высказана в 1825 году и принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом и портом вице-адмиралу А. Грейгу. Именно по его инициативе в Херсонесе в 1827 году были проведены археологические раскопки под руководством К. Крузе, которые обнаружили руины древних христианских храмов, и среди них — остатки крестоподобной в плане церкви в центре главной площади города. В начале 30-х годов XIX века историки Ф. Дюбуа де Монпере и Н. Мурзакевич предположили, что великий князь принял Святое Крещение именно в этой базилике. Таким образом все колебания по поводу определения места сооружения в Херсонесе храма во имя святого Владимира — крестителя Руси, развеялись, и он должен был предстать над руинами древней святыни. Уже в 1850 году ходатайством святителя Инокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, тут была основана Свято-Владимирская обитель. А 23 августа1861 года состоялась торжественная закладка собора в честь равноапостольного князя, совершённая в присутствии Александра II и Марии Александровны.
Автором проекта Владимирского собора в Херсонесе был академик архитектуры Давид Гримм, по замыслу которого храм должен был быть возведен в византийском стиле. Его строительство длилось 15 лет и в 1874-76 годах с активным участием инженера-архитектора М. Ю. Арнольда было завершено. Это был один из самых больших соборов страны (высота — 36 м, общая площадь — 1726 кв.м., диаметр купола 10,5 м) который может вместить до тысячи верующих.
Торжественное освящение главного престола Князь- Владимирского собора совершил 17 октября 1891 года архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский), хотя окончательное оформление храма было завершено только в 1894 году.
Правый придел собора был освящён 12 июля 1892 г. во имя святого благоверного Князя Александра Невского. Левый престол собора был освящён во имя святого Апостола Андрея Первозванного.
В нижнем храме собора также находился правый боковой придел святого Мартиниана. В этом приделе и были погребены тела архиепископа Мартиниана, скончавшегося в 1898 г., инастоятеля монастыря преосвященного Иннокентия (Солотчина), скончавшегося в 1909 г.
Ещё в 1859 году из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в Херсонес было передано в мраморном ковчеге в виде Евангелия частичку мощей св. равноапостольного князя Владимира. Эту святыню после сооружения Владимирского собора поместили в Нижнем храме рядом с историческими руинами древней базилики. В алтаре верхнего храма находился список с чудотворной Корсунской иконы Божьей Матери, по преданиям, перенесенной князем Владимиром из Херсонеса. Всего в собор было передано мощи 115 святых.
Во время Второй мировой войны Владимирский собор был разрушен. Работы по его восстановлению начались в конце 1990-х годов, хотя активное развитие они получили только в 2000 году. Проект воссоздания храма разрабатывался киевским институтом«Укрпроектреставрация» под руководством архитектора Евгения Осадчего, эскизы религиозной живописи внутреннего убранства собора выполнены художниками Санкт-Петербургской Академии художеств, А. И. Петровой, А. С. Пигарёвым в 2001 году.
С 2002 года во Владимирском соборе была воссоздана роспись художниками из Киева, Санкт-Петербурга и Крыма, которые восстановили утраченную живопись академиков А. И. Корзухина, Т. А. Неффа, монументальные композиции: в куполе «Святой Дух» (авторы — Л. Стебловская, Е. Ревенко), « Крещение Господне» (исполнитель А. Дмитренко по по эскизу К. Поповского, фотоматериалам РГИА, ф.812), «Преображение Господне» (исполнители Л. и Н. Дмитренко попо эскизу А. С. Пигарёва, фотоматериалам РГИА, ф.812), и центральная композиция в алтарехрама «Тайная Вечеря» (в соавторстве А. Пигарёв, А. Петрова, К. Поповский). Иконы для мраморного иконостаса Верхнего храма были написаны художниками А. и Н. Дмитренко по по эскизам А. Пигарёва и А. Петровой, фотоматериалам РГИА, ф.812.
Освящение главного алтаря воссозданного Херсонесского Свято-Владимирского состоялось 3апреля 2004 года, а уже через неделю в нём совершили Пасхальное богослужение [10].
Заключение.
Путешествие по храмам – шаг серьезный. Поэтому собираться в дорогу в расчете на развлекательный тур по сакральным местам не стоит. Посещение насмоленного места требует определенного настроя. Но это не значит, что смысл такой поездки доступен лишь глубоко религиозному человеку. Все-таки уже давно и широко известна теория о том, что храмы и места, почитающиеся как святыни – это природные аномалии, особую энергетику которых ощущает большинство людей. Однако, причащение к святому месту все же требует соблюдения своеобразных ритуалов. В основном это касается внешнего вида и поведения. К тому же, выбирая в дорогу скромную одежду и проявляя уважительное отношение к тому месту, которое вы собираетесь посетить, вы уже настраиваете себя на положительный результат от поездки. В этом и есть смысл посещения святынь – получение позитивного психологического заряда, духовное оздоровление. Мой путь по храмам продолжится несомненно, а из этого путешествия я вынесла, то, что судьбы храмов чем то похожи на судьбы людей. Они рождаются и живут пока людям нужны, но если они подвергаются гонениям и забвению – умирают и только вера и любовь могутвозродить их вновь. Цель, поставленную перед собой выполнила. Собран документальный и теоретический материал и проведен анализ полученных материалов и обобщены данные. Хочется отметить, что такую цель перед собой я ставила в первый раз. Данная работа несёт в себе элементы научной новизны. Работу возможно использовать в практике образовательного учреждения (уроки ОПК, классные часы) и иных учреждений (музеи, библиотеки, муниципальные органы власти, в СМИ), а так же для продолжения исследования.
Список использованной литературы:
1.Семейный архив семьи Янчук.
2.Данные архива Свято-Покровского прихода ст. Староминской.
3.Материалы Староминского муниципального краеведческого музея музея.
4. История храма. http://yasenka.cerkov.ru
5. История храма Архистратига Божия Михаила. http://praveisk.ru/istoriya-hrama-mihaila-arhangela/
6. Храмы и часовни. http://praveisk.ru/hramy-i-chasovni/
7.Александро-Невский собор. /ru.wikipedia.org/wiki/Александро-Невский_собор_(Краснодар)
8.Храм Вознесения Христа Спасителя. www.tripadvisor.ru
Церковь Воздвижения Креста Господня в Ливадии
9. Церковь Воздвижения Креста Господня в Ливадии/ Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/tserkov-vozdvizheniya-kresta-gospodnya-v-livadii.htmlИсточник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/tserkov-vozdvizheniya-kresta-gospodnya-v-livadii.html
10. Свято-Владимирский кафедральный собор в Херсонесе. hersones.org
Приложение
Приложение I
Рис.1Храм Покрова Пресвятой Богородицы ст.Староминская.
Рис.2 Храм Казанской иконы БожиейМатери ст.Канеловская.
Рис.3 Свято-Казанский храм ст. Ясенская.
Приложение II
Рис.1 Собор Михаила Архангела г. Ейск.
Рис.2. Храм Троицы Живоначальной ст. Должанская.
Рис.3 Собор Александра Невского г. Краснодар.
Приложение III
Рис.1Храм Вознесения Христова г. Ялта.
Рис.2 Церковь Воздвижения Креста Господня при Ливадийском дворце пгт. Ливадия.
Рис. 3 Владимирский собор в Херсонесе Таврическом.
Приложение IV
Рис.1Фрагмент карты 1902г. со ст.Ясенской.
Рис.2 Священник Димитрий Гливенко. Москва. Тюрьма НКВД. 1938 год (fond.ru). Священник Николай Кандауров. Москва. Тюрьма. 1938 год. протоиерей Лев Нестерович Сидоренко.
Приложение V
Рис.1. Собор Михаила Архангела г. Ейск. Дореволюционная фотография.