Введение.
Москва была основана в очень интересном месте. В старину про такие города наши предки говорили: «Место знатное, ибо есть река, речка и речушка». Москва-река, Неглинная, Яуза и много других малых рек, расчертили на этой местности изысканный узор. Но, как добраться в окрестные сёла, которые располагались на другом берегу, ведь не всегда есть поблизости брод?!! Мост – вот решение существующей проблемы. Пешеходные, автомобильные, железнодорожные, метромосты, наплавные или понтонные – это всё про них.
Мост – это дорога из прошлого города и путь в будущее города! Из всего, что воздвигает и строит человек, нет ничего ценнее мостов. Мосты не просто соединяют берега рек, но еще и украшают ландшафт вокруг себя, они часто выступают в качестве архитектурных памятников.
Именно мосты Москвы пропускают главные транспортные магистрали в 9-миллионном городе. Их пока около 49: в том числе только автодорожных – 28, железнодорожных – 8, автодорожных, совмещенных с метро – 2, одни только для метро, одни мост-тоннель-акведук, пешеходных–10…
За свою жизнь человек преодолевает тысячи путей и дорог. Но в мире не существует прямых и гладких дорог. Почти всегда на пути человека встают преграды в виде рек, непреодолимых гор и ущелий. В своей жизни мы не раз преодолеваем преграды через мосты, иногда даже не замечая эти незаметные и скромные сооружения, а иногда восхищаясь грандиозностью и великой их значимости. Что же именно называют мостом? Для чего они нужны? Какая роль отводилась мостам во все времена их существования? Могут ли люди обойтись без мостов? Как влияют мосты на общественную жизнь?
Гулять по необычной Москве любят многие – и жители столицы, и её гости. А, если на город открывается красивейший вид - то сердце каждого из нас просто замирает от такой красоты. Мосты, в свою очередь и создают невероятно шикарное зрелище.
Так, что же такое мост, и как он строился в Москве раньше? А, какие мосты будут строиться в будущем? Мост - это одна из первых инженерных конструкций, придуманная человеком. Это искусственное сооружение, помогающее пересечь реку, озеро, ущелье или любое другое препятствие. Мосты являются еще и неким символом, связующим события, людей, прошлое и будущее.
Объект исследования: мосты нашей столицы: Большой каменный мост, Крымский мост, Пушкинский мост, Большой Устьинский мост, Патриарший мост, Большой Москворецкий мост, Лужнецкий метромост, Малый Москворецкий мост, Бородинский мост, мосты Царицыно, Живописный мост, Парящий мост и другие…
Предмет исследования: значение этих мостов в жизни москвичей и гостей города.
Цель работы: провести исследование, какие бывают и для чего нужны мосты? Какие мосты нужны в современном мире? Какие они будут в будущем?
Задачи:
Познать историю строения мостов города Москвы.
Познакомиться с историей самых красивых мостов города.
Узнать какие мосты нужны новой современной Москве, и какими они будут в будущем.
Глава 1
История строения мостов.
Мосты всегда считались хорошей «пищей» для инновационных конструкций и креативных идей. Как же строились загадочные мосты раньше?
Мосты в Москве появились одновременно с зарождением города.
Местность, изрезанная руслами многочисленных рек, ручьев, оврагов вынуждала первых жителей города к строительству мостов для налаживания контактов с разными уголками Москвы.
До начала 15 века в Москве практически не строили постоянные мосты. Для переправы через московские реки использовали либо броды, либо устраивали "живые" или "наплавные" мосты. «Живые» мосты строили из дерева. Они жили вместе с рекой: поднимались, когда поднималась вода и опускались, когда по реке плыл корабль. «Живой мост» в виде плотов, связанных из могучих бревен, существовал в Москве уже в 1498 г. напротив водяных ворот Китай-города. Он соединял Тверскую и Серпуховскую дороги примерно там, где сегодня высится Большой Каменный мост.
В чём удобство? Их можно было легко разобрать зимой или оперативно уничтожить в случае нападения неприятеля.
Наплавной мост через Москву-реку при Иване III.
Первые мосты, построенные в Москве (Москворецкий, Крымский, Дорогомиловский и Яузский), тоже были наплавными.
Следующий этап – арочные каменные мосты, обладающие массивными речными опорами – быками. Мощное каменное сооружение с удлиненно-заостренной стороной-ледорезом против течения.
Самый старый мост Москвы в виде арки: Ростокинский акведук (длина 356 м). Одно из самых грандиозных и «элегантных» сооружений России конца XVIII века.
Ростокинский акведук – это памятник архитектуры с двухсотлетней историей.
Его называют Миллионным мостом, поскольку на его строительство была потрачена огромная сумма денег.
Акведук – это огромный мост, по которому течет вода (водопровод для подачи воды к населённым пунктам). Был построен по заказу императрицы Екатерины 2 в 1804 году. Необходимость его постройки остро встала еще в 1771 году из-за эпидемии чумы.
Ростокинский акведук - это 12-арочный белокаменный мост через реку Яуза. В 1785 году императрица Екатерина II назвала его самой лучшей постройкой в Москве, сказав, что «он с виду лёгок, как перо… и весьма прочен».
Сама местность представляла удобство, и необходимость к построению неподвижного моста на Москве-реке для непрерывных сношений одной части города с другою. В середине 17 века было принято решение строить через Москву-реку каменный мост. Новый мост построили в течение пяти лет (1682-1692 г.г.) – это Большой Каменный мост. Был построен из крепкого белого камня, золы и хорошо обожженного кирпича. Его необычной красотой можно любоваться каждую секунду.
С конца 18 века для строительства мостов стали использовать металл. В 20 веке стали строить мосты из железобетона. Такие мосты отличаются от других прочностью, устойчивостью к воздействиям неблагоприятных внешних факторов.
Мосты наших дней
Издревле большое значение для города играла его архитектура. И, в этом плане мосты Москвы – настоящее украшение столицы!
Сегодня в российской столице насчитывается более 450 мостов.
Современные московские мосты – это не только воплощение инженерного таланта мостостроителей, но и прекрасные архитектурные достопримечательности. Они являются неотъемлемой частью организации судоходства по Москве-реке, а также влияют на разработку маршрута и подбор теплохода. Различна конструкция мостов. Одни подвешены на цепях, другие покоятся на мощных устоях, третьи имеют пролеты-арки, как бы стальные траектории гигантского прыжка с одного берега на другой. Это и переправы через реки, каналы, и мосты-путепроводы, акведуки, мосты в парках. Таким образом, многие мосты – плод совместного творчества людей, разделенных временем на десятилетия, а то и века. Около 50 из них имеют историческую или художественную ценность:
Большой каменный мост
Крымский мост
Пушкинский мост
Большой Устьинский мост
Патриарший мост
Большой Москворецкий мост
Лужнецкий метромост
Малый Москворецкий мост
Бородинский мост
мосты Царицыно
Живописный мост
Парящий мост и другие…
Каждый мост оригинален по-своему, и имеет свою уникальную историю.
БОЛЬШОЙ КАМЕННЫЙ МОСТ
Главным мостом большинство москвичей считает Большой Каменный мост, который ведет к сердцу Москвы – Красной площади и Кремлю, величественному собору Василия Блаженного и месту суетных политических действ и концертов. Был построен в 1938 г.
1.2.КРЫМСКИЙ МОСТ
Трёхпролётный автомобильно-пешеходный висячий мост, прокинутый через Москва-реку на трассе Садового кольца, был открыт в 1938 году. Своё название он получил от древнего Крымского брода, через который крымские татары переправляли при набегах на Москву. С моста открывается красивый вид на Фрунзенскую набережную и парк Горького, Пушкинскую, Крымскую и Пречистенскую набережные, памятник Петру I. Особенно красив Крымский мост в вечерние и ночные часы.
ПУШКИНСКИЙ (АНДРЕЕВСКИЙ) МОСТ
Пешеходный мост, соединяющий Пушкинскую набережную у парка Горького с Фрунзенской набережной. Основой ему послужил Андреевский мост, некогда находившийся возле академии наук. В 1999 году его перенесли, достроили и сделали пешеходным. По мосту можно прогуляться как под стеклянной крышей, так и снаружи. Работает на нём и смотровая площадка с бесплатными биноклями. Отсюда открывается отличный вид на храм Христа Спасителя, Кремль, знаменитые московские высотки, Шуховскую телебашню и многие другие достопримечательности Москвы.
БОЛЬШОЙ УСТЬИНСКИЙ МОСТ
Мост через Москву-реку на пересечении Москвы-реки с Бульварным кольцом, у впадения реки Яузы (отсюда название). Характерно, что на этом новом мосту была сохранена трамвайная линия. Помимо обычных трамваев здесь проходит маршрут легендарного трамвая "А" - Аннушки. С моста открывается красивый вид на Кремль и его соборы, часто мост фигурирует и на фотографиях знаменитой высотки на Котельнической набережной.
ПАТРИАРШИЙ МОСТ
Пешеходный мост напротив Храма Христа Спасителя, соединяющий Пречистенскую и Берсеневскую набережную. Несмотря на молодой возраст – он был открыт в 2004 году – мост, обрамлённый ажурной решёткой, и красивыми фонарями под старину, прекрасно вписывается в ансамбль старой Москвы. Патриарший мост практически сразу же после его открытия облюбовали молодожёны, которые съезжаются сюда со всех загсов города, чтобы символически закрепить свой брак «замком любви». Большие амбарные, маленькие и элегантные, с именами и без имён – замки увивают ограду моста подобно необычным праздничным гирляндам.
БОЛЬШОЙ МОСКВОРЕЦКИЙ МОСТ
Большой Москворецкий мост - один из пяти мостов, перекинутых через Москву-реку. Полукилометровый мост протянулся над Кремлевской и Москворецкой, Софийской и Раушской набережной и соединяет улицу Варварка и площадь Васильевский спуск с Большой Ордынкой. Продолжением моста является Малый Москворецкий мост. Сегодня, как и 80 лет назад, Большой Москворецкий мост поражает своей монументальностью и лаконичностью. Гранитные парапеты идут вдоль всего моста и тем самым подчеркивают его впечатляющий силуэт. Архитектура моста созвучна с ансамблем Красной площади и Московского Кремля. Большой Москворецкий мост — прекрасное место для фотосъемки. С него открываются красивейшие виды на Кремль, Собор Василия Блаженного и Москву-реку.
1.7. МАЛЫЙ МОСКВОРЕЦКИЙ МОСТ
Малый Москворецкий мост – это однопролетная арочная монолитно-железобетонная конструкция шириной 40 метров и длиной 32 метра. Это довольно редкий случай в мировой практике, когда ширина моста превышает его длину. Мост предназначен для движения автомобилей и пешеходов. Фасады сооружения облицованы розовым гранитом, как и у Большого Москворецкого моста. Это сделано специально, чтобы они смотрелись единым ансамблем. С моста устроены лестничные спуски к набережной. Москворецкий мост является продолжением Большого Москворецкого моста.
БОРОДИНСКИЙ МОСТ
Бородинский мост в Москве - стальной трёхпролётный мост балочной конструкции через реку Москву, соединяющий Смоленскую улицу с Большой Дорогомиловской улицей и Киевским вокзалом. Он украшает центральную часть столицы. Мост существует на этом месте с XVIII столетия. Получил своё наименование – в честь героев Бородинского сражения. Сегодня великолепный Бородинский мост – не только удобное место переправы с одного на другой берег Москвы-реки, но и замечательный памятник архитектуры, которым любуются москвичи и гости белокаменной столицы.
МОСТ ЦАРИЦЫНО
Фигурный мост в Царицыно был построен в 1776-1778 годах по проекту великого архитектора В.И. Баженова. Этот мост был первым сооружением императорской резиденции, нареченной Царицыно. Фигурный мост был задуман для чисто декоративных целей. Снизу фигурный мост выглядит внушительно и красочно за счет контрастного сочетания белого камня и красного кирпича. Фигурный мост чисто пешеходный, под ним пролегает дорога к живописным прудам несостоявшейся императорской резиденции.
ЖИВОПИСНЫЙ МОСТ
Настоящая жемчужина Москвы-реки – мост Живописный. Разгрузил от пробок Крылатское и Сереряный Бор. Живописный мост - вантовый мост через Москву-реку, самый высокий мост данного типа в Европе. Расположен на западе Москвы: входит в состав Краснопресненского проспекта и проспекта Маршала Жукова. Получил название по находящейся рядом Живописной улице. Был открыт 27 декабря 2007 года. Перед архитекторами стояла задача объединить сразу три берега Москвы. Подобная конструкция моста в мире больше не встречается. Пилон изготовлен в виде большой арки, перекинутой между берегами реки. Мост имеет восемь полос для движения: по четыре в каждую сторону. Смотровая площадка Живописного моста, находящаяся на высоте почти сто метров над водой, стала изюминкой сооружения. В народе ее прозвали летающей тарелкой.
ПАРЯЩИЙ МОСТ
«Парящий мост» представляет собой смотровую площадку в виде латинской буквы «V». В основе конструкции — не имеющая ни единой опоры семидесятиметровая смотровая площадка с высокими стеклянными ограждениями. Высота над водой в центральной точке площадки — 15 метров. Сам мост опирается на набережную, с которой его соединяет прозрачный лифт. Возвышаясь на 15 метров над уровнем Москвы-реки, мост словно парит над ней - поэтому его и назвали "Парящим". Несущая конструкция моста выполнена из предварительно напряженного бетона, декоративные элементы — из металла, а сам настил прогулочной зоны — из дерева. По заключению экспертных организаций, смотровая площадка «парящего моста» имеет огромный запас прочности и может выдержать вес более 240 тонн. На ней одновременно могут находиться 3-4 тысячи человек. Конструкция моста уникальна и не имеет аналогов в мире.
Глава 2
МОСТЫ БУДУЩЕГО
О мостах можно говорить бесконечно. Мосты в Москве возникли практически с зарождением города. Особенности географии столицы – холмистый рельеф и множество рек – обусловили необходимость наведения мостов.
Какие захватывающие мосты можно будет увидеть в будущем в Москве? Сейчас мосты в городе размещены неравномерно. До 2025 г. планируется возвести 18 мостовых сооружений. Они свяжут разные городские территории, разгрузят магистрали и сократят перепробег.
9 мостов уже запланировано начать строить в 2019 году. Пешеходные мосты станут продолжением прогулочной зоны и набережных.
Какие мосты нужны новой современной Москве, в которой «кипит» жизнь?
2.1. МНОГОЦЕЛЕВЫЕ МОСТЫ
Многоцелевые мосты – как шаг в будущее для постоянно развивающегося города Москва. Такие мосты должны объединять в себе такие важные части инфраструктуры города, как автомобильная парковка, высокотехнологический музей, офисы, места для встреч, велосипедные и пешеходные прогулки.
2.2. Алюминиевые мосты
Одна из задач мостостроителей — делать так, чтобы искусственные сооружения не загораживали красивые виды, а наоборот, сами становились украшением столицы. Алюминиевые мосты монтируются быстро и легко, не требуя перекрытия дорожного движения. Их можно устанавливать в районах практически с любыми климатическими условиями: колебания температур не оказывают на них ни малейшего влияния. Жизненный цикл у алюминиевого моста длиннее, чем у стального. Мост из крылатого металла после установки не требуется ремонтировать в течение десятилетий в силу коррозионной стойкости его элементов. Стальной же мост через несколько лет после открытия может потребовать мероприятий по профилактике и защите от коррозии.
Алюминиевые мосты обходятся дешевле для муниципальных и региональных бюджетов. Такие мосты быстро возводятся: полностью собранное строение монтируется в проектное положение за 1 подъем менее чем за 1 час, а общая продолжительность перекрытия дороги составляет не более 1,5-2 часов, что исключает проблему длительных закрытий дорог, транспортных пробок и недовольства жителей. Немаловажным преимуществом применения «крылатого металла» в мостостроении является возможность создавать интересные дизайнерские объекты (за счет высокой пластичности алюминиевых сплавов), которые служат украшением современных городов. Кроме того, 15% из имеющихся в стране мостов находится в аварийном состоянии. Треть из пришедших в негодность мостов может быть в короткие сроки реконструирована с использованием алюминиевых сплавов. В будущем алюминиевые мосты еще больше разнообразят мостостроение в Москве.
Заключение
Работая над этой темой, я получил много новой и интересной информации. Я изучил историю возникновения мостов города Москвы, узнал о том, как менялся их облик с течением времени. В заключении, хочу отметить, что мосты разные нужны прекрасному городу Москва. Мосты позволяют без трудностей преодолевать небольшие непроходимые участки. Мосты необходимы для налаживания контактов с разными уголками мира. В современном мире все совершенствуется, и мосты, соответственно строят новые с новыми возможностями.
Мосты соединяют дороги, а дороги соединяют людей. И важно помнить: тот, кто сжигал за собою мосты, изолировал себя от всего мира.
Список использованных источников
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мост
https://magput.ru/?id=10&viewprog=16206
https://vs-travel.ru/tour_description1.php?t=1&parent=919
https://naked-science.ru/article/concept/15-07-2013-211
http://mosprogulka.ru/places/bolshoj_kamennyj_most
http://mos-holidays.ru/andreevskij-pushkinskij-most-v-moskve/
http://cruiseinform.ru/places/rekamoskva/krymskiy/
http://moscow.org/moscow_encyclopedia/117_brige_bolshoy_ustinsky.htm
http://mosprogulka.ru/places/patriarshij_most
https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/bridges/30464
http://moscow.org/moscow_encyclopedia/406_bridge_maliy_moskvorecky.htm
http://cruiseinform.ru/places/rekamoskva/borodinskiy/
https://www.msk-guide.ru/page_21230.htm
https://www.msk.kp.ru/daily/26904/3949477/
http://www.aif.ru/dontknows/file/kak_ustroen_paryashchiy_most_v_parke_zaryade
https://www.eastrussia.ru/material/alyuminievyy-most-v-budushchee/