Революция и школа

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Революция и школа

Долженко А.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Павловская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов
Смолыгина Н.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Павловская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 С февраля 1917 года Россия вступила в историческую полосу революционных «великих потрясений». Наша страна поменяла порядок управления. После свержения самодержавия в стране установилось двоевластие. Соответственно, перед Россией открывались два пути ее дальнейшего развития. С одной стороны, Временное правительство рассчитывало на создание в России демократической парламентской республики. Для этого нужно было провести в стране всеобщие выборы в Учредительное собрание. С другой стороны, созданный Совет рабочих и солдатских депутатов имел своей целью установление советской республики на основе разделения населения по классовому признаку. Оба пути развития были совершенно новыми для населения, и крестьянам трудно было сделать осознанный выбор.

Но что, же происходило 1917 по 1941 годы в Павловской гимназии? (приложение 6). Меня заинтересовал этот вопрос, и я решила разобраться в этом. Информация по периодам 1889 года по 1917 год и 1941 год по 1945 уже исследована и обработана. Я продолжаю летопись истории школы и ставлю цель перед собой.

Предмет исследования: революция и послереволюционный период в Павловской Гимназии.

Цель исследования: поиск и изучение информации исторических событий нашей школы в период 1917-1941 года.

Гипотеза: изменение правил устройств порядка в послереволюционный период в Павловской гимназии повлияло на состояние школы на сегодняшний день.

Задачи:

Найти и обработать информацию

Познакомиться с историю Павловской гимназии в данный период времени

Сравнить образование в дореволюционный и послереволюционный период

Проблема: получение образования в трудный исторический период

Методы: поиск информации в интернете и в исторической литературе, архивах

Актуальность: отсутствие информации об истории моей школы в данный исторический период

Революция 1917

Образование во время революции в стране

После октябрьской революции 1917 началось разрушение существовавшей системы образования. Уничтожались прежние структуры управления системой образования, закрывались многие частные учебные заведения, гимназии и т.д.

Первые действия большевиков натолкнулись на сопротивление педагогов (в частности, Всероссийского союза учителей, насчитывавшего около 75 тыс. человек). С декабря 1917 по март 1918 года проходили массовые стачки учителей. Власть объявила стачку незаконной, запретила деятельность Всероссийского учительского союза. Взамен был создан новый Союз учителей-интернационалистов. Правительство пообещало поднять учителя на такую высоту, на которой он никогда прежде не был.

Было принято «Положение о единой трудовой школе РСФСР» и целый ряд документов, в которых:

• церковь отделялась от государства и от школы;

• вводилось совместное обучение девочек и мальчиков;

• образование стало общедоступным и бесплатным;

• нерусские народы получили право учиться с преподаванием на родном языке;

• в основу содержания образования в школе был положен политехнический компонент. (3)

В 1919г. был издан декрет о ликвидации безграмотности. Повсеместно открываются опытно-экспериментальные школы, коммуны.

В 1923-25гг. были разработаны программы ГУСа (государственный учёный совет). Это были комплексные программы по темам и направлениям (а не по предметам и дисциплинам). Таким образом, была сделана попытка увязать обучение теоретическим знаниям с практической жизнью. Были выделены комплексы о природе, труде, обществе. Обязательность, заложенная в эти программы, часто приводила к установлению надуманных, искусственных связей отдельных предметов с комплексными темами. Объём знаний, получаемый учениками, оказывался недостаточным. Но школу больше интересовала организация самоуправления и политических мероприятий.

На II ступени обучения в единой трудовой школе естествоведение разделилось на биологию с геологией и химию, физика стала отдельным предметом, из программы убрали историю и черчение. Были предметы

· география;

· биология с геологией;

· химия;

· физика;

· математика;

· обществоведение;

· язык и литература;

· иностранные языки;

· рисование и лепка;

· музыкальное образование;

· физическое воспитание;

· ручной труд.

19 мая 1922 года было издано Постановление о детском движении. 24 июня 1925 г. — Постановление о пионерском движении. Согласно этим документам в школах были организованы органы школьного самоуправления. В дальнейшем ориентация на коллективизм и самоуправление в воспитании вырождалась в конформизм, манипулирование детьми. В школах часто происходил необдуманный перенос зарубежного опыта (дальтон-план, комплекс-план, бригадно-лабораторный метод).

В итоге общеобразовательная подготовка выпускников школ оказалась очень низкой. Причины:

1. Излишняя идеологизация и политизация учебного процесса.

2. Надуманность комплексных программ, которая разрушала традиции в системе знаний, умений, навыков.

З. Свобода творчества, предоставленная учителям, не оправдала себя в условиях недостаточного научного потенциала. Это обусловило необходимость введения обязательных программ.

Важным положительным моментом курса на повышение образовательного уровня населения было введение к концу 30-х годов обязательного всеобщего семилетнего образования. (4)

Период 30-40 гг. в области образования обозначился целым циклом партийных правительственных постановлений:

• 1931- «Постановление о начальной и средней школе»;

• 1932-«О работе пионерской организации»;

• 1933-«Об учебниках для начальной и средней школы»;

• 1936-«О работе комсомола в неполной средней школе»;

В итоге реализации этих постановлений:

-в школу был возвращён приоритет знаний;

-трудовое обучение было полностью выведено из учебных планов средних школ;

-введена школьная форма;

-установлены правила, регламентирующие школьную жизнь;

-созданы новые стабильные учебники ( применялись во всех школах страны длительный период);

-введены обязательные проверочные, переводные испытания.

Таким образом, произошло восстановление «школы учёбы».

Революция и школа

После Октябрьской революции 1917 года гимназии в нашей стране были упразднены. 31 марта 1919 году произошло преобразование Ольгинской женской гимназии и реального училища в советскую трудовую школу 2 – й ступени (9 – летние обучение). (приложение 3) Это было при директоре, который являлся также первым заведующим народного образования Павловского района, Евгении Константиновиче Жиневском. 1-го сентября 1930 года советская трудовая школа 2-ступени преобразована в семилетку, так как принят был закон о всеобщем обязательном, а в 1934 году эта школа становится средней общеобразовательной школой. (приложение 6) В связи с всеобучем в г. Павловске было открыто дополнительно два пятых класса, в которых занятия проводились во вторую смену в начальных школах. В средней школе, где теперь находится интернат, верхний этаж занимал рабочий факультет, там велась подготовка в вузы взрослой рабочей молодежи, а нижний - школа крестьянской молодежи. Началась новая страница в истории Ольгинской гимназии города Павловска. 26 декабря 1919 года вышел ленинский декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», который обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет обучаться чтению и письму. В грозном 1919 году, когда в России ещё полыхало пламя гражданской войны, в нашем городе произошло значительное изменение в области народного просвещения : гимназия и реальное училище, были преобразованы в советскую трудовую школу 2 – й ступени. Для решения важнейшей задачи по ликвидации неграмотности среди населения в Павловске вскоре стали работать курсы по подготовке учителей и заведующих избами – читальнями. В 1921 году состоялся первый выпуск «красных учителей», в том же году курсы преобразовали в педагогический техникум, который стал готовить учителей начальных классов. Первым директором школы крестьянской молодёжи был Соколов, завучем – Лукин П.М. (приложение 1)

В 20-х годах в Павловском районе было введено преподавание на украинском. Учителей, знающих украинский язык, было мало, ученики понимали язык плохо, качество знаний резко снизилось. В поисках новых методов преподавания было допущено столько извращений. Практиковался метод проектов, сущность которых сводилась к замене систематического обучения общеобразовательным и теоретическим дисциплинам общественной работой, физическим трудом. Рекомендовалось преподавание вести лабораторно - бригадным методом, при котором роль учителя сводилась на «нет.» Ученики делились на бригады, которые самостоятельно изучали материал, а затем за всю бригаду сдавал зачет представитель бригады. Следовательно, индивидуальное обучение заменялось групповым. В 20 – е годы директором трудовой школы были Иван Григорьевич Леонтьев и Александр Алексеевич Пугачевский. В те времена страна залечивала раны, нанесённые гражданской войной, у неё не хватало денежных средств и образованных людей, чтобы поднять народное посвящение на тот уровень, о котором мечтал нарком просвещения А.В. Луначарский, подписывая в конце 1918 года Декларация о единой трудовой школе. В то время в Павловске в преподавании учебных предметов использовался украинский язык. Это решение, навязанное сверху, не привезло к улучшению качества обучения учащихся в школе, так как не хватало преподавателей, хорошо знающих украинский язык, да и ученики испытывали затруднения в его усвоении. Получил применение бригадный метод усвоения знаний, ученики изучали необходимый материал по группам, а затем представитель этой группы сдавал зачёт за всю бригаду. Индивидуальное обучение фактически заменялось групповым, что не способствовало высокому качеству знаний каждого ученика. (5)

В 1933 г. постановлением ЦК партии украинизация в нашем районе была упразднена. В 1934-35 гг. принимается ряд постановлений о школе, которые положили конец прожектерству. Русский язык был восстановлен в своих правах.

В 1917 году форма была отменена, по официальным сведениям, как пережиток буржуазного прошлого, а фактически из-за бедности населения, которое просто одежду не могли себе позволить купить, не то, что форму.

Массово создавались ремесленные училища  и школы фабрично-заводского обучения, а также - с 1 сентября 1940 года обучение в 8-10 классах средних школ стало платным.

Например, учёба  в старших классах школы обходилась в 150 рублей в год (в Москве, Ленинграде и столичных городах союзных республик - 200 рублей в год). Для справки: средний размер ежемесячной заработной платы в 1940 году составил 331 руб. Тем не менее, нововведение лишило многих граждан возможности продолжать образование по окончании 7 класса. Сельские труженики в те времена вообще работали за трудодни и не получали зарплаты, так что их дети учиться в старших классах гарантированно не могли. (1)

До 1940 года обучение было бесплатным.

В архиве нашей школы мы нашли две «книги приказов». Одна из которых, была 1936 – 1938 годов, а другая 1938- 1941 годов.

В этих тетрадях были написаны распоряжения директора, приказы, успеваемость каждого класса за четверть, а также планы сдачи учебников. По сравнению с современными приказами о нарушении дисциплины или преступления, то в послереволюционное время наказания были жестокими. Например, если ученик нарушил дисциплину во время урока, то могли дать выговор, а на второй такой случай могли и выгнать. «Учащимся Незнамову В. ( 8 кл.) и Семенову Р. ( 9 а) за нарушение правил поведения учащихся на уроке литературы, выношу выговор с предупреждением. » Так же давали выговоры не только ученикам, но и учителям: « За уход из школы классного руководителя 6 класса «Ж» Макаровой Л.М. не организовавшей проведение в классе строевой подготовки 40 г, не поручившей своего класса другому классному руководителю и не сообщившей администрации школы об уходе, объявить выговор.» Также указывается количество классов и учеников, правда только в 1940 году. На тот момент всего было 15 классов и 496 учащихся.

Школа растёт численно. В ней уже насчитываются более 1000 чел. И до 43 классов ( по 5 – 7 параллелей) . Занимаются под классы даже оба флигеля. Вечерами школа не пустует. Работают кружки, клубы, стрелковый тир.

В спортивном зале идут занятия спортивный секций, в актовом – репетиции художественной самодеятельности. Даже в летние каникулы в школе кипит жизнь, здесь – районный пионерский лагерь.

Основной формой организации учебной работы в начальной и средней школе постепенно становился урок со строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся при ведущей роли учителя. Значительные изменения вносились в практику учета знаний учащихся: преподаватель должен был в ходе учебного процесса внимательно изучать каждого ученика и на этой основе в конце каждой четверти составлять характеристику его успеваемости по своему предмету. В конце года были введены проверочные испытания для всех учащихся. После долгого перерыва была признана целесообразной дифференцированная оценка знаний учащихся, что нашло отражение во введении системы отметок — отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо. Серьезное внимание стало уделяться подготовке стабильных, постоянных учебников по всем предметам. В период действия комплексных программ таких учебников не было. К составлению учебников были привлечены педагоги и крупные ученые по всем отраслям знания. Уже в 1933/34 учебном году школа получила учебники по математике, физике, химии, зоологии, географии, истории, обществоведению, литературе. Однако нужно отметить, что многие учебники почти ежегодно перерабатывались. По ряду дисциплин были разрешены так называемые «допущенные», а не стабильные учебники. (1)

В 1927 г. труд был введен в школу как особый предмет обучения. Учащиеся знакомились с основными производствами, с различными материалами и инструментами. Ставилась задача выработать у них умения и навыки, общие для различных трудовых процессов. В школе I ступени детей обучали первоначальным умениям работать с деревом, бумагой, картоном, тканью, металлом, глиной, для этого должны были создаваться специально оборудованные рабочие комнаты. Учащиеся старших групп школ-семилеток (V—VII) работали в школьных мастерских, обучаясь уже более сложным приемам обработки дерева и металла, изготавливая из них простейшие предметы.

На II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917г. по предложению В. И. Ленина было принято постановление об образовании Народного комиссариата по просвещению во главе с А. В. Луначарским. Декретом от 9 ноября 1917г. была организована государственная комиссия по просвещению.

Опасаясь, что учительство будет использовать в обучении буржуазную историческую литературу, А. В. Луначарский и его заместитель М. Н. Покровский стали отрицать положительное значение систематического исторического образования. Вместо гражданской истории было предложено изучать историю труда и социологию. Начались революционные преобразования в области исторического образования. На первом этапе (1917 г. — начало 30-х гг.) отказались от старого содержания исторического образования, историю как учебный предмет заменили курсом обществоведения. В рамках обществоведения остались лишь отдельные элементы курса истории с новым отбором фактов и марксистским их освещением.

Заведующий отделом реформы школы Наркомпроса П. Н. Лепешинский на заседании коллегии этого отдела в июле 1918 года. Так определил позиции отдела в деле организации советской трудовой школы: учебное время в школе продолжается круглый год, а перерывы в занятиях ставятся в зависимость от климатических условий; школьники занимаются все 7 дней недели, но два дня могут быть отданы на экскурсии; классное преподавание отменяется и заменяется трудовым; программы должны иметь рекомендательный характер; предметная система преподавания противоречит принципам трудовой школы; учителя должны избегать пользоваться учебником; необходимо иметь справочники, вести с учениками беседы.

В новой школе были отменены экзамены, взыскания, балльные оценки знаний учащихся и домашние задания. Перевод учащихся из класса в класс и выпуск из школы должны были проводиться по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы. Вместо классов рекомендовалось введение мелких групп - «бригад»; вместо уроков - лабораторных «студийных» занятий. Занятия перестраивались по американскому Дальтонплану.

В октябре 1918 г. ВЦИК РСФСР утвердил «Положение о единой трудовой школе», заменившей все дореволюционные школы. Трудовая школа делилась на две ступени: первая — для детей от 8 до 13 лет (5 лет) и вторая — от 13 до 17 лет (4 года). Устанавливалось совместное светское бесплатное обучение девочек и мальчиков. (2)

Учителя

В 1926 г. в Павловскую среднюю школу со студенческой скамьи был назначен молодой учитель химии Петров Михаил Емельянович. (приложение 7). Он выделялся среди других учителей хорошими организаторскими способностями и в 1932 г. был выдвинут на должность заведующего учебной частью.

Он обращает большое внимание на наглядность в преподавании. Изготовляется много наглядных пособий, уроки проводятся интересно. Организуется много кружков.

В начале 30-х годов директором учебного заведения являлся И.Н. Сколов, позднее Яков Кондратьев Рассказов, преподававший ранее историю. Это был человек небольшого роста, строгий, но справедливый педагог, о котором уважительно отзывались ученики того времени. Его на посту сменила Софья Александровна Даниленко, а с 1939 года – Петр Иосифович Кравченко.

Химический кружок под руководством Михаила Емельяновича участвует в областных и республиканских олимпиадах. (приложение 9)

В 1936 г. на всероссийской олимпиаде школьников этот кружок занял первое место.

Организуется много вечеров художественной самодеятельности, выставок, литературных вечеров. Особенно запомнился не только ученикам школы, но и многим жителям Павловска « Пушкинский вечер». К нему готовились очень долго.

Был проведён конкурс на лучшее сочинение, стихи, рисунки по произведениям поэта, организована выставка, подготовлен замечательный концерт. Декорации и костюмы изготовили сами учащиеся. Славился драматический кружок под руководством учительницы русского языка и литературы Мамаевой – Безрукавой Анны Семёновны, которая работала в школе с 1936 г.

В постановках пьес, инсценировок часто принимали участие и учителя. Спектакли ставили часто, при переполненном зале, иногда выезжали в колхозы.

В школе в 30-х годах работают выдающиеся педагоги, за свой безупречный труд награждённые высшей наградой – Орденом Ленина:

Тихомирова Александра Валентиновна,

Зоберн Наталья Владимировна,

Сыромятникова Валентина Никоноровна,

Ливандовская Екатерина Николаевна,

Котляровна Алескандра Степановна,

Яицкая Клавдия Тихоновна.

Это мастера педагогического труда, обучившие и воспитавшие не одно поколение советских людей, отдавшие этому благородному делу все свои силы и знания. И Родина по праву отметила их труд высокой наградой.

За долголетний и безупречный труд по воспитанию и обучению детей, а также большую общественную работу Орденом Трудового Красного Знамени награждены:

Лукина Татьяна Фоминина, в течение 20 с лишним лет возглавлявшая районную профсоюзную организацию работников просвещения,

Золотухина Юлия Андреевна, старейший коммунист школы,

Крамаренко Зинаида Петровна, персональная пенсионерка

С 1936 г. директором средней общеобразовательной школы был Рассказов Яков Кондратьевич. Он же преподавал историю. Пожилой, небольшого роста, строгий, но справедливый -, так говорят о нём ученики того времени. Его вскоре сменила, но посту директора Даниленко Софья Александровна, а с 1939 г. – Кравченко Пётр Иосифович.

С 1935 г. биологию преподавал Пархоменко Григорий Петрович, высоко эрудированный учитель, хороший пропагандист научных знаний, воинствующий атеист.

4. Выпускники

Двери школы были открыты не только для горожан, но и для жителей сел Придонья. Галина Павловна Пугачева, окончившая Павловскую школу в 1937 году и ставшая впоследствии известным врачом, кандидатом медицинских наук, ходила учиться в Павловск из Белогорья. В любую погоду, в жару и в холод, приходилось преодолевать большое расстояние, переправляясь через Дон на маленьком паромчике, проходя через лес, стараясь не опоздать на уроки. И так каждый день! Это вырабатывало волю, умение преодолевать трудности, стремление продвигаться к намеченной цели…

Выпуск за выпуском уходил в жизнь. По – разному потом складывались судьбы окончивших Павловску среднюю школу, но вряд ли можно найти, хотя бы одного человека, который не помнил бы школьных лет, ибо в ней проходило детство, началась юность – самая яркая и дорогая пора жизни каждого.

Выпускники Павловской средней школы не порывают связей со школой, учителями, товарищами. Каждому празднику приходит много поздравительных писем и телеграмм в адрес учителей, комсомольской и пионерской организаций. В нашем музее накопилось много таких писем, часть их мы решили поместить в этом очерке, но все взять просто невозможно.

Все нашли своё место жизни. На Сахалине работает инженер-лесовод Чайковский Юрий Николаевич, в г. Горьком - инженеры Гогина Светлана и Олейников Сергей, на партийной работе в Латвии-Коноплева Людмила Александровна, секретарь Павловского райкома комсомола в годы войны, которая в день 50-летия комсомола была у нас в гостях и т.д.

«Альма-матер» воспитала и подготовила к жизни сотни прекрасных людей, ставшим примером для тысяч павловчан. Прочные знания, высокие нравственные качества, преданность Родине особенно проявлялись в суровые годы Великой Отечественной войны. Когда враг напал на нашу страну, учителя – мужчины ушли на фронт, защищать родную землю. Мужественно сражались с фашистами В.К. Даниленко, М.В.Красов, П.М.Лукин, М.Е.Петров… (3)

Вот что писал кандидат технических наук Бурцев Игорь Борисович (приложение1), окончивший школу в 1937 году. «Дорогие мои земляки-ученики и ученицы Павловской средней школы! Ваше письмо получил. Спасибо за память о тех, кто когда-то учился в этой школе. Я окончил ее в 1937г. В Московском институте учился с 1938 по 1943 год. В 1949 г. по конкурсу был принят в Уфимский нефтяной институт в качестве ассистента на кафедру эксплуатации нефтяных месторождений.

Способности у меня были средние, но благодаря постепенно приобретенной усидчивости и горячему желанию служить науке, в 1961 году я защитил кандидатскую диссертацию в области технических наук, получив учёное звание доцента.

Посылаю вам на память мою последнюю статью о движении нефти в пласте. К маю выйдет моя двадцатая работа.

Наверное, многих интересует вопрос, кем быть, если нет особых способностей? - Учиться, учиться упорно и равномерно.

Цель все равно будет достигнута. Надо только трезво оценить, на что способен».

Многие ученики Павловской гимназии стали героями Великой Отечественной войны:

В.А.Котолевский окончил среднюю школу в 1940 году. За выполнение боевых заданий он был в 1944 году награждён орденом Ленина. (приложение11)

Ада Топорнина (Макагонова) окончила школу в 1942 году. Благодарные павловчане её именем назвали одну из улиц в старой черте города. (Приложение 10, 12)

А также Ольга Вышинская, Лидия Иванова и др. (Приложение 13)

В годы войны на фронт ушли многие педагоги и выпускники школы. Ушли на фронт учителя – мужчины В.К. Даниленко, М.В. Красов, П.М. Лукин, М.Е.Петров. (2)

Заключение

Я изучила много материала. Обобщила знания о моей школе в послереволюционный период. Много нового открыла для себя и своей школы. Мой проект можно использовать для музейной работы, для лекций, на уроках истории и краеведения. В итоге, хочу сказать, что образование в советской России было изменено. Конкретно наша школа пережила много изменений. Она стала сначала крестьянской, а затем трудовой. Образование стало лучше. Во – первых, был принят закон «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», что способствовала повышению уровня образования. Во – вторых, в 20-х годах в Павловском районе было введено преподавание на украинском, что означало повышение изучение языков. В – третьих, учеба в 30-х годах было бесплатное, т.е. любые могли получить образование.

Меня удивил тот факт, что в трудовой школе были отменены экзамены, взыскания, балльные оценки знаний учащихся и домашние задания, а занятия перестраивались по американскому Дальтон плану. Несмотря на то, что много информации было утеряно, все-таки мне удалось обобщить материал и доказать, что образование в нашей школе было на уровне лучших школ СССР. Практически каждый ученик, выпускающийся из гимназии, имел в будущим достойную профессию. Учителя были хорошо обучены и квалифицированны, многие имели большой опыт работы, что означало хорошую успеваемость учеников на уроках.

Я не останавливаюсь на достигнутом и собираюсь продолжить изучение истории школы уже в послевоенное время.

Литература

Архивы школы (7-13) – приложение 1,4,5

Архивы краеведческого отдела центральной библиотеки г. Павловска.

Архивы краеведческого музея г. Павловска

https://studopedia.org/1-121951.html (18, 4-6)

https://studfiles.net/preview/5795202/page:18/ (18, 4-6)

Приложение №1. Журнал « Листая памяти страницы» из архива нашей школы.

Приложение № 2. Кандидат технических наук Бурцев Игорь Борисович

Приложение №3. Классы в трудовой школе

Приложение №4. Книга приказов из Павловской средней школы 1936 – 37 – 38 учебный год

Приложение №5. Книга приказов 1938-1941 учебный год

Приложение 6. Послереволюционная школа

Приложение 7. Один из выпусков трудовой школы

Приложение 8 Петров Михаил Емельянович

Приложение 9. Химический кружок под руководством Михаила Емельяновича

Приложение 10. Арсеньев Иван Николаевич

Приложение 11. Котолевский В.А

Приложение 12. Ада Топорнина (Макагонова)

Приложение 13. Лидия Иванова (Белочка)

Просмотров работы: 80